21. «Благая» дорога в ад

«А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду. Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных

1 Астрономический сайт «Галактика». Астрономическая энциклопедия. Описание созвездий. Орион, http://astrogalaxyl.narod.ru/const003.html.

1 Титов В. А. Созвездие Ориона. http://bibliotekar.ru/ggSozvezdie.htm.

2 Уайт Е. Ранние произведения. Калининград: Янтарный сказ, 1996. С. 55.

148

149Сайт А. А. Опарина

камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить» (Ам. 5:10—11). В странах Древнего Востока площадь у ворот была одним из центральных мест города, где вершился суд, объявлялись царские указы; также возле ворот часто располагался рынок и всегда было весьма многолюдно. Это место часто использовали и Божьи пророки, и в том числе — Амос. Представив Бога в предыдущих своих словах как Творца вселенной, Управителя законов природы, Судью и Господина истории, Амос с огорчением констатирует, что народ ненавидит тех, кто выступает от имени Бога и гнушается ими. Заметим, Амос употребляет выражение не просто «не принимают», а «ненавидят», а ведь обычно люди ненавидят врагов, а врагами являются те, кто сделал зло или желает сделать его. И вот врагами для Израиля стали Божьи вестники, которые желали его спасти, а в финале главным врагом народа стал Бог. Врагом богоизбранного народа стал Бог! Амос подчеркивает, что Божьих вестников гнушались, гнушаются же обычно какой-либо нечистотой, заразой. И вот именно этой «нечистотой» стали пророки для народа, который брезговал ими, как будто бы они представляли собой что-то заразное. Пророчествуя о приходе Мессии, пророк Исайя писал: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:3—5). Сегодня, как и в древние времена, народ имеет своих кумиров, им желают подражать, копировать их. Сегодня миллионы людей тянутся к раскрашенному в рекламе греху или напыщенным, великолепным, но пустым службам. И одновременно большинство гнушается, смеется над скромными проповедниками Евангелия, которые часто вызывают подспудную ненависть тем, что обличают грехи и заблуждения людей. С кем сегодня дружим мы, чье общество предпочитаем — спросим себя. К сожалению, сегодня миллионы христиан лучше чувствуют себя не в церкви и не в служении ближнему, а на светских раутах или просто тусовках. А сколько миллионов христианской молодежи желает оказаться там! Да, сегодня мир ненавидит тех, кто желает ему добра, и любит тех, кто несет ему смерть. Сегодня мир в своей большей массе, в конечном счете, гнушается Богом и буквально рвется в общество сатаны. Это страшные

150

реалии, в которых мало кто сознается открыто, но которые есть на самом деле. И чем раньше мы сознаемся в этом перед собой, тем легче нам будет найти выход. «Итак за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить» (Ам. 5:11). Но вот вместо того, чтобы слушать то, что им принесет мир, счастье и жизнь, народ гоняется за земными ценностями. Сравнение Амоса с тесаными камнями является не случайным. Во-первых, дело в том, что обычные дома строились, в основном, из высушенных на солнце глиняных кирпичей, тогда как каменная кладка была лишь в самом основании здания. Строить же себе дома из тесаного камня могли лишь очень богатые люди. Поэтому это был один из символов роскоши того времени. Во-вторых, вблизи Самарии находились многочисленные карьеры, в которых добывался известняк, и поэтому сравнение со стройкой домов было очень понятно и близко самарянам. В-третьих, в правление Ие-ровоама Второго происходит бурное строительство в Самарии, и, в частности, город обносится мощным двойным кольцом крепостных стен, а также мощных бастионов, толщина стен одного из которых в северной части крепости достигала 10 метров. Профессор Кроуфут Дж., проводивший в 1931 —1935 гг. раскопки в Самарии и откопавший этот гигантский бастион, вначале даже не поверил своим глазам, когда увидел его размеры, а также его прекрасную кладку из четко подогнанных камней1. Интересно также, на что указывают и многие ученые, совпадение времени этого укрепления Самарии со временем проповеди Амоса. Вероятнее всего, вдохновенные слова пророка повлияли на царя Ие-ровоама, начавшего среди полного мира в стране и на границах укреплять и без того мощную Самарийскую крепость и надеявшегося на тесаные камни ее стен и башен. Но Амос говорит, что все это будет напрасно. Обращаясь к народу, он говорит, что вы можете строить дома, разводить виноградники, которыми, кстати, также славилась Самария, но жить вы не будете в них. Труд без Божьего благословения, труд во имя накопления наживы станет, в конечном счете, проклятием. Сегодня миллионы людей бегут на огромном ристалище жизни в погоне за чем-либо. Это что-либо может быть неплохим само по себе, оно может быть даже нужным и полезным, но, если оно составляет смысл жизни

Келлер В. Библия как история. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 284.

151или заставляет нас жертвовать во имя этого духовным, это тоже станет проклятием. Во время поездки в Америку мы удивлялись тому невероятному темпу жизни, в котором живет большинство ее граждан: работа буквально «высасывает» людей, не оставляя у них практически никакого свободного времени, и в то же самое время, создает иллюзию чего-то значимого, во имя которого можно жертвовать и временем для духовных вопросов. Возможность постоянно подниматься вверх по служебной лестнице, увеличивать свой бизнес, материальное благосостояние, что называется, «заводит» людей, и они включаются в эту гонку. Безусловно, и это стоит подчеркнуть особо, в желании лучше жить и обеспечить лучшую жизнь для своих близких, конечно же, нет ничего плохого, но страшно, когда ради этих, вроде бы, действительно благих целей люди перестают находить время для служения в церкви, миссионерской работы, чтения Библии. Да, можно оставаться при этом христианами, но эта религия рано или поздно обречена на умирание. Причем дети, во имя которых это делается, включаются со временем в ту же гонку, только с еще большей скоростью, падая, наконец, на беговой дорожке. Сегодня этот американский темп и приоритеты все более и более входят и в нашу жизнь, где бизнес, карьера становятся страшным ристалищем, на котором люди, и особенно верующие, забывают о той особой миссии церкви, которую поручил ей Бог в этом мире. Итак, во имя чего мы трудимся? Не стал ли сегодня труд нашим проклятием? «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов. Посему так говорит Господь Бог Саваоф, Вседержитель: на всех улицах будет плач, и на всех дорогах будут восклицать: «увы, увы!», и призовут земледельца сетовать и искусных в плачевных песнях — плакать» (Ам. 5:12—16). Пророк вновь дает совет народу искать добра и возненавидеть зло. Перечисляя грехи народа, говоря о том, что люди возненавидели Бога и Его пророка, что они гнушаются истиной, что они избрали суету и временные ценности, Амос подводит их к главной части своей вести. Вести, которая должна была стать для них подобно грому среди ясного неба. Вести, которая должна была их более всего удивить. Вести, которая провозглашала

152

страшную трагедию в их жизни. Вести, которая является и сегодня неожиданной для многих из нас. Вести, исполнение которой станет настоящей трагедией для людей, считающих себя верными Богу христианами в день Пришествия Христа. Что же это за весть? Об этом мы узнаем в следующей главе.