27. Неутоленная жажда

«Такое видение открыл мне Господь Бог: вот корзина со спелыми плодами. И сказал Он: что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел конец народу Моему, Израилю: не буду более прощать ему. Песни чертога в тот день обратятся в рыдание, говорит Господь Бог; много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча» (Ам. 8:1—3). Амос был пастухом и собирателем сикомор, и поэтому в своей книге он часто делает сравнения, связанные с трудом на этих нивах, которые, впрочем, были понятны и близки не только ему, но и народу. В этих стихах Амос сравнивает жатву обычную с жатвой Господа в день Суда, когда народ, многократно отвергавший Божьи призывы покаяться, все больше и больше впадал в грехи, пока не переполнил чашу Божьего долготерпения. Пророк говорит, что однажды придет Великий день жатвы, и Израиль будет пожат. Точно такое же сравнение с жатвой было дано Христом и апостолу Иоанну. «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр. 14:14—20). Современники Амоса не обратили внимания на слова предостережения, но обращаем ли мы внимание на них? Задумываемся ли над вопросом, что однажды наступит День Великой Жатвы, День, когда уже изменить

187Сайт А. А. Опарина

ничего будет нельзя: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать». Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их! Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская. И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вре-тище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец ее будет — как горький день» (Ам. 8:4—10). Пророк еще раз указывает народу на чистую формальность их религии и веры. Они внешне соблюдают субботу, но при этом постоянно думают, когда же она кончится, чтобы заняться своими обычными делами и преступлениями. В сознании этих людей удивительно уживалось соблюдение Божьей заповеди и вынашивание преступлений, которые, как они полагали, с них смоет это формальное соблюдение. Интересно, что чем дальше человек отходит от Бога, чем меньше в нем черт характера Христа, тем более он дотошен в соблюдении религиозных форм: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф. 23:23). Эти люди склонны много говорить об одежде, вегетарианстве, форме прически, но Бог говорит, что Суд придет на этих людей, и вместо праздников и песен в их жизни будет плач и печаль. Эту свою часть речи пророк заканчивает, пожалуй, одними из своих самых возвышенных слов, открытых ему Богом: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» — Они падут и уже не встанут» (Ам. 8:11 —14). В этих словах пророк предсказывает события как конца Израиля, так и вообще земли перед Вторым Пришествием Христа. На первый взгляд, это очень непонятные слова:

188

зачем нужно искать то, что можно найти, практически, повсеместно? Так в наши дни фактически каждую секунду из печатного станка выходит новая Библия, тиражи которой составляют сотни миллионов экземпляров. Сегодня Библия переведена практически на все языки мира и ее можно найти в любом городе и деревне. Куда же могут исчезнуть эти миллиарды Библий в конце времени, так что нельзя будет найти их? Также сегодня по миру разносятся миллионы проповедей и существует около 1,5 миллиарда христиан. Современная техника позволяет сделать аудио- и видеозапись проповедей, что и делается в массовом порядке, и потому возникает также вопрос: куда это все может исчезнуть? Ведь даже папству и атеистическим режимам не удавалось полностью истребить Библию и ее проповедников. Священное Писание нам говорит, что у Бога всегда был и есть верный остаток, который нес и будет нести до последнего Его весть. И вновь возникает тот же вопрос: почему же Амос говорит, что Слова Господня в последние дни не найдут? Ведь даже Христос обещал, что ищущие находят, а стучащим отворяют: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7:7—8). Но дело в том, что время прихода к Богу имеет свой конец. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Ис. 55:6). Значит, Бога можно не найти и Он может быть очень далек от нас, и причина этого состоит не в том, что Бог удалился от человека, но что человек ушел от Бога и отверг Его призыв к покаянию. Когда люди переживают великий кризис, их часто охватывают глубокая печаль и безысходность, побуждающая их исследовать Библию. Однако такая печаль часто приходит слишком поздно, чтобы принести добрый результат. Причина этого не в том, что Божья любовь отнята от грешника, а в том, что грешник стал настолько черств к осознанию своих грехов, что он желает не оставить свои злые пути, а лишь избежать последствий своих прегрешений. Наиболее яркий тому пример — Иуда. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сре-бренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Матф. 27:3—5). Это было не раскаяние, а страх перед последствиями содеянного. Таково будет состояние и отвергнувших Бога в последние дни земной истории, которые будут пытаться найти облегчение своим физическим и духовным

189Сайт А. А. Опарина

страданиям в Библии, которой они еще недавно пренебрегали. Но дверь благодати, дверь спасения — уже закрыта. Говоря о жажде слышания Слов Господних, Амос показывает нам, что чтение Библии принципиальным образом отличается от чтения и слышания других книг. Другие книги нам тоже могут дать полезную информацию, добрый совет, но чтение Библии — это совершенно другое: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Итак, Слово Божье — оно и живо, и действенно, когда мы искренно принимаем его, ибо Бог начинает действовать в нас. Недаром псалмопевец Давид говорит: «слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:50). Божье Слово способно оживлять! Пророк Иеремия говорит: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер. 15:16), а Христос подчеркивает: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4:4). Слова Библии — это не просто мудрые слова философов, это Слова Живого Бога, имеющие силу преобразовать нас. Но если люди читают Библию без молитвы, Божьего благословения, то тогда Библейские слова будут лишь только мудрыми словами, которые не в силах будут принести человеку ни мира, ни радости, ни духовного насыщения. В последнее время миллионы людей, отвергнувших Бога, будут иметь Библии, будут иметь возможность читать их, но счастья и утоления духовной жажды это им не принесет, ибо они отступили от Бога. Они будут взывать к Богу, но вместо успокоенности и мира у них в душе будет лишь усиливаться страх. Здесь можно вспомнить Бориса Годунова Пушкина, когда царь постоянно преследуется страшными кошмарами убитого им царевича Дмитрия. Борис Годунов восклицает: «И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах. И рад бежать, да некуда ужасно, да жалок тот, в ком совесть нечиста». Подобное состояние будут испытывать и отвергнувшие Бога в последнее время. Это будет страшная трагедия, которую люди себе избрали сами. Но не готовим ли мы сами себе сейчас эту трагедию? Спросим себя в этой связи, как сегодня мы относимся к чтению и исследованию Библии, получаем ли мы при ее чтении радость, покой, надежду, преобразует ли она наш характер, наши мысли, систему наших ценностей? Если ничего подобного не происходит, то мы должны тщательно анализировать с Божьей помощью свои взаимоотношения со Хри-

190

стом, ибо формальное посещение церкви, формальное чтение Библии, формальное несение служения никому не нужно. Поэтому сейчас, пока у нас есть время для покаяния, молитвы, не станем им пренебрегать. Сегодня нам Бог дает прекрасный шанс не оказаться среди тех, кто в последние дни будет блуждать от севера к востоку, ища Слов Господних, но не найдет их.