2. О фундаментах древнего и современного процветания

С человеческой точки зрения время начала проповеди Амоса было крайне неудачным. Дело в том, что при царствовавшем тогда в стране Иеровоаме Втором Израиль снова становится «одним из сильнейших государств Сиро-Палестинского региона. Умный и энергичный правитель Иеровоам сумел воспользоваться сложившейся политической ситуацией»1. Последняя была обусловлена резким ослаблением Сирийских царств вследствие вторжения Ассирии. Воспользовавшись этим, Иеровоам подвергает страшному разгрому Арамейское царство и царство Хамат, захватив огромную часть их территории, разгромив Дамаск и заставив Сирийские царства признать его верховную власть2. Он также заставляет признать его верховную власть царства Аммон и Моав3. Он захватывает главные торговые пути, ведущие из Сирии в Египет, что, безусловно, вскоре сказалось на значительном экономическом подъеме Израиля4. Израиль начинает интенсивно заселять районы Башан и Северного Галаада. Таким образом, к середине VIII века до х. э. территория Израильского царства достигает небывалых доселе размеров, образуя в совокупности с Иудейским царством державу, размером такой, как при Соломоне5. Иеровоам заключает выгодный политико-экономический союз с Тиром, который обеспечивал ему спокойствие на рубежах. Политический и экономический расцвет страны позволил Иеровоаму приступить к крупномасштабному строительству городов Израиля, и, в первую очередь, крепостей и дворцов. Так, в Самарии он возводит еще более роскошный дворец, чем тот, который существовал во дни Ахава6. Его летний и зимний дворец, покрытый украшениями из слоновой кости, поражал воображение. «Вновь воскресла пышность… расслабляющая чувственная атмосфера самарийского гарема давала повод

1 Циркин Е. История Библейских стран. М.: ACT, Астрель, Транзиткнига, 2003. С. 210.

2 Tadmor Н. The Aramaization of Assyria: Aspects of Western Impact // Mesopotamien und seine Nachbarn. Berlin, 1982. P. 161; Reinhold G. G. Die Beriengen Altisraels zu den aramaischen Staaten in der israelitisch udaischen Konigszeit. Frankfurt am Main; Bern; New York; Paris, 1989. P. 200.

3 Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2005. С. 223.

4 Tadmor. Ibid. P. 161.

5 Тантлевский. Указ. соч. С. 223.

6 Tadmor. Ibid. P. 161.

сравнить Самарию с Иерусалимом времен Соломона. Женщины проводили время в развлечениях. Мужчины изображаются возлежащими на диванах, подушках, покрытых шелковыми дамасскими тканями. Эта изнеженность не причиняла заметного ущерба военной силе»1. Словом, Израиль времен Иеровоама Второго являл собой пример мощного, с бурно развивающейся экономикой, государства. При этом в стране не отмечалось каких бы то ни было громадных природных бедствий, сравнимых с прошлыми годами. Внешне это было время счастья для израильтян, подобное временам Давида2. И, конечно, подавляющая часть народа приписывала все это благоденствие своему царю и, конечно же, водительству Бога, Которому они так рьяно, как они считали, служили в Вефиле. Словом, действительно, появление Амоса с его пророчествами, предсказывавшими скорое падение царства и недовольство Бога служением израильского народа, выглядело, по меньшей мере, странно и даже вызывающе. Пророк говорил, казалось, вопреки всему. Современный наш мир очень напоминает Израиль времен Амоса. Внешне ведущие мировые страны представляют собой государства с бурно растущей экономикой, устоявшимися политическими институтами. Достижения нашей цивилизации намного опередили дворец из слоновой кости царя Иеровоама: грандиозные небоскребы, многокилометровые мосты, переброшенные через океанские заливы, подземные туннели, проложенные под водой, глобальная система Интернет, полеты в космос — и можно перечислять далее еще очень много. Но если у одних от этого всего кружится голова и они хотят стать частью этого процветающего мира, то другие, подобно ветхозаветному Амосу, видят за всем этим нечто другое. Они видят глубинные фундаменты этого внешнего блеска, процветания и так называемой демократии. Блеск завоеваний Иеровоама II не ослепил его: он видел, что это обманчивое величие и предвещал дому Ииуя (династия израильских царей, к которой принадлежал Иеровоам II) ту ужасную погибель, которой подверглась династия, и вместе с ней — страна3. Материальное благосостояние, которым пользовался израильский народ при Иеровоаме II, породило глубокое экономическое неравенство4. Судьи извращали истину, брали подарки, обижали бедных и

1 Ренан Э. История Израильского народа. М.: Издательство В. Шевчук, 2001. С. 298.

2 Вебер Г. Всеобщая история. М.: Типография М. П. Щепкина, 1885. Т. 1. С. 696.

3 Вебер. Указ. соч. Т. 1. С. 696.

4 Ренан. Указ. соч. С. 301.

беззащитных, богатые и сильные притесняли народ в денежных делах, обманывали неверными весами, поднимали цены на хлеб, чтобы за небольшие долги обращать бедных в рабство1. Огромное большинство населения в правление Иеровоама уже не имело собственной земли, которая вследствие всеобщего попрания закона Моисея переходила в руки богатых, и народ принужден был жить лишь наемной платой за обработку чужой земли, что низводило его до уровня рабов2. Библейские законы о юбилейном годе, когда было положено отпускать на волю рабов, попирались грубейшим образом, оставаясь только на бумаге3. Как это походит и на наш сегодняшний мир, когда за деньги покупается все и вся, когда войны уже ведутся не из-за религиозных или политических, а экономических причин. Вспомнить, хотя бы, агрессию НАТО в страны Персидского залива. Когда экономика, бизнес слились воедино с политикой, когда современная философия постмодерна вообще отрицает понятие какой-либо нормы или морали. Когда экономические воротилы мира, уничтожая своими гигантскими заводами «остатки» экологии, не могут остановиться, хотя уничтожают землю, на которой живут сами. Цивилизация, поедающая саму себя и не могущая остановиться в погоне за прибылью. И одновременно с этим сотни миллионов людей на нашей планете умирают от голода, а высокоразвитые страны скупают органы у живых людей бедных стран и проводят над ними опыты по исследованию лекарственных препаратов. Скупают их земли для построения у них «демократии», обращая недавних хозяев этих земель в дешевую наемную рабочую силу, фактически — тех же рабов. Кстати, работорговля в последние года расцвела, как никогда ранее, вновь давая аналогию со временем Амоса. Правда же сегодня оценивается в деньгах, за которые покупается во всем мире практически любое решение суда, и чем более экономически развита страна, тем более эти факты носят страшный гипертрофированный характер. И, как во дни пророка Амоса, весьма нелепыми и дикими звучат речи современных Амосов, призывающих людей этого мира остановиться, увидеть то, на чем держится эта развитая экономика и демократия. Но еще более речи этих людей вызывают озлобление тогда, когда в них провозглашается о подлинных причинах появления этих двойных стандартов, подлинных причинах этой безнравственности, нечистоплотности, продажности. Причинах,

1 Вебер. Указ. соч. Т. 1. С. 696.

2 Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986. С. 304.

3 Ренан. Указ. соч. С. 301—302.

10

11

в основе которых лежит религиозная философия людей, система их жизненных ценностей, их вера, их понимание Бога, их служение Ему. Именно эти причины, подобно скальпелю хирурга, вскрыл пророк Амос перед лицом всего Израильского общества, обнажив его истинную религию, истинную суть Вефильского культа.