Библиотека soteria.ru
Формула жизни
Алексей Опарин
Дата публикации: 28.07.14 Просмотров: 10310 Все тексты автора Алексей Опарин
6. Четвёртое проклятие
«Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасава, царя Израильского, за два года перед землетрясением» (Амос 1:1). Начало проповеди Амоса было за два года перед огромным землетрясением, которое потрясло весь данный регион. Именно поэтому пророк и связывает время своей вести с событием, которое было памятно на протяжении многих лет. Интерес данного землетрясения был еще и в том, что произошло оно, согласно древним иудейским летописям, в тот самый момент, когда царь Иудеи Озия решил войти во святилище, взяв на себя функции священника1. В ходе археологических экспедиций были обнаружены практически в каждом из древних городов Палестины следы этого страшного землетрясения. И вот, появившись среди праздничной толпы в Вефиле, Амос уже одним своим необычным видом и странным величием, которое он внушал даже в одежде простого пастуха, начинает перед испуганной присмиревшей толпой провозглашать ту весть, с которой Господь послал его к дому Израилеву. «И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила» (Амос 1:2). Уже с первых слов своей речи пророк подчеркивает, что глас Господа исходит с горы Сиона, из Иерусалима, и этим самым пророк подчеркивает, что здесь, в Вефиле, Бога нет, что у Бога один Храм, в Иерусалиме. О силе этого гласа говорит бедствие, которое должно было произойти с горой Кармил. Гора Кармил представляла собой горную гряду, тянувшуюся более чем на 30 км вдоль Средиземноморья. Максимальная ее высота насчитывает 530 метров. В переводе Кармил обозначает «Виноградник» или «Божий сад». Такое свое название она получила благодаря своей особой красоте и плодородной почве. Во времена Амоса ее покрывали оливковые сады и виноградники. Она славилась своими тучными пастбищами, и потому, даже когда в других регионах Палестины была засуха, Кармил продолжала поражать всех своей буйной растительностью, которая сохранялась благодаря влажному ветру с моря и большому проценту ежегодных осадков. Поэтому упоминание о Кармиле, с одной стороны, говорит о небывалой тяжести предстоящей засухи, а с
1 Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. Глава 18-19.
1 Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Минск: Беларусь, 1994. Т. 1. Кн. 10. Гл. 10, 4. С. 494.
40
41Сайт А. А. Опарина
другой — учитывая то, что Кармил располагалась на территории Израильского царства, подчеркивает, что именно на нее падет особый Божий гнев. Толпа окончательно смолкла, и Амос продолжил свою речь: «Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр — из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь. Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому. И пошлю огонь в стены Газы, — и пожрет чертоги ее. И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аска-лоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог. Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его. Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою. И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора. Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммо-новых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои. И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь» (Амос 1:3—15). Можно себе представить, как обрадовались собравшиеся израильтяне предвещанию Божьих судов над языческими народами, которые так долго им досаждали. Как им было приятно слышать, что их давнишние враги будут повержены, их крепости и города разрушены и сожжены. При этом они слышали лишь то, что хотели услышать, а именно сам факт гибели своих врагов. Они мало задумывались над теми словами, которые раскрывали причину Божьего суда над этими народами. Они не захотели увидеть, что тем, чем грешили эти народы, грешат и они сами, но чужой грех всегда виден лучше. Как часто люди с радостью поднимают палец вверх, когда несчастье постигает их недругов: «Так им и надо!», «Они получили свое!» И при этом мы не задумываемся, что часто поступаем намного хуже, чем они, и следовательно, библейский закон посева и жатвы однажды коснется и нас. Также израильтяне мало обратили внимания на значение несколь-
42
—
ко раз повторяющихся в словах Амоса фраз: «за три преступления и за четыре не пощажу его». Почему употреблены именно эти цифры? Этому есть несколько важных причин. Первое. Это древний литературный прием, который выражает множество, т. е. за неким числом следует большее число. Подобные примеры часто встречаются в литературе Древнего Востока и в Библии (Иов 5:19; Пс. 61:12; Притчи 30:15—16,18—19). При этом расшифровка дается всегда только последнему, большему числу, в данном случае — это четвертое, последнее преступление как бы переполнило чашу Божьего терпения. Второе. В древности, и, в частности, в Сирии и Палестине, три прегрешения были достаточны, чтобы доказать силу свершившегося зла, четыре же подчеркивает то, что даже это ограничение было превышено. Бог долготерпит нечестивых намного более, чем люди, но и Его терпению однажды наступит конец. При этом следует уделить особое внимание тем статьям, по которым Бог предъявляет обвинение языческим народам. Это является очень важным и интересным. Заметим, что ни один из этих народов Господь не обвиняет в том, что они не исповедовали Его, а исповедовали язычество. Он не обвиняет их в нарушении субботы, идолопоклонстве или заповеди «Не пожелай». Он обвиняет их в попрании элементарных человеческих норм. Пусть эти народы не знали Бога, но они не были чужды различению понятий добра и зла. По этому поводу апостол Павел пишет: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римл. 2:14—15). Он выражает здесь мысль, что, хотя язычники и не получили письменного Закона, понятия человечности не были для них чужды, ибо они у них записаны в сердце, и когда они нарушают нормы праведности, установленные Богом, то совесть обличает их. Каждому народу в истории Бог открывал различными путями тот объем истины, который они могли вместить и принять, если, безусловно, сами не противились этому. Каждый народ Бог будет судить согласно того объема знаний, который был ему открыт. Поэтому Христос и говорит: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Потому сирийцы, финикийцы и филистимляне ответят пред Богом за те страшные зверства, убийства, пытки, предательства, которым они подвергали другие народы. Совсем же иным и куда более строгим будет спрос с Израиля, которому была открыта полнота истины. Но это Амос скажет
43
позже своим слушателям, а пока он изрекает грозные пророчества на сотни лет вперед, которые раскрывают историю падения народов, окружавших Израиль, народов, которым также Господь многократно, в том числе через Своих пророков, открывал Свою волю и путь спасения, которые были ими отвергнуты. Первыми среди народов были названы сирийцы и их гордая столица Дамаск. На протяжении долгого времени они вели захватническую политику, повергая покоряемые народы, в том числе и израильтян в Галааде, страшным пыткам, одной из которых было перемалывание людей железными молотилами. Железные молотила представляли собой ребристый вал, окованный железом. В пророчестве о сирийцах они названы, также, домом Азаила и чертогами Венадада, по имени царей, правивших в свое время в Дамаске. Кир, куда должны были пойти в плен сирийцы (арамейцы), был небольшим местом в Месопотамии. Пророчества Амоса о Дамаске и их исполнение в контексте с другими библейскими пророчествами об этом народе могут быть представлены в виде следующей таблицы.
Библейское пророчество | Вывод из пророчества | Исполнение пророчества |
1 | 2 | 3 |
1. «Пророчество о Дамаске. — Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф» (Ис. 17:1, 3). | Дамасское царство погибнет. | В 732 г. до х. э. войска Ассирии захватывают и уничтожают Дамасское царство1. |
2. «И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр — из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь» (Ам. 1:4, 5). | Дамаск будет сожжен. | Газграбив Дамаск, ассирийцы подожгли город2. |
1 | 2 | 3 |
3. «Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, — богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Ис. 8:4). | Дамаск будет захвачен Ассирией. | Захватившие Дамаск ассирийцы устроили в Ниневии триумфальное шествие, во время которого несли богатства, которые были ими захвачены. |
4. «И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр — из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь» (Ам. 1:5). | Арамейский народ будет пленен. | Жителей Дамасского царства ассирийцы увели в плен, переселив их в Месопотамию1. |
Далее следует грозное пророчество, обращенное на фили-стимские города Газу, Азот, Аскалон, Екрон (пятый царский фи-листимский город Геф к тому времени уже давно утратил свое могущество). Грабя и убивая различные народы, филистимляне всегда не пренебрегали работорговлей. Причем пленных иудеев и израильтян они продавали их злейшим врагам едомлянам. Сколько протянутых в мольбе рук мужчин и женщин было обращено в течение веков к гордым филистимлянам, сколько было пролито пред ними слез с просьбой не разлучать мать с сыном, жениха с невестой. Но всякий раз все это было отвергаемо этим гордым народом. И вот теперь они уже сами на своей собственной жизни должны были испытать те мучения, которым подвергали когда-то других.
Библейское пророчество | Вывод из пророчества | Исполнение пророчества |
1 | 2 | 3 |
1. «Гыдайте, ворота! вой голосом, город! Гаспадешься ты, вся земля Филистим-ская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их» (Ис. 14:31). | Народ, пришедший с севера, опустошит землю филистимлян. | Народом, пришедшим с севера и опустошившим землю филистимлян, стали греки при Александре Македонском2. |
1 Древний Восток. // Под ред. В. В. Струве. М.: Учпедгиз, 1953. С. 116-120.
2 Древний Восток. Указ. соч. С. 116—120.
1 Садаев Д. Г. История Древней Ассирии. М.: Наука, 1979. С. 99; Всемирная история. В 24 т. Минск: Литература, 1996. Т. 3. С. 167.
2 Gittin S. The Migne-Ekron in the 7-th Century В. С // Recent Excavations in Israel. Dubuque. Iowa, 1995. P. 74.
44
45
1 | 2 | 3 |
2. «От того дня, который придет истребить всех Филистимлян, отнять у Тира и Сидона всех остальных помощников, ибо Господь разорит Филистимлян, остаток острова Кафтора» (Иер. 47:4). | Филистимляне как нация перестанут существовать. | Длительная вражеская оккупация привела к уничтожению филистимлян как нации1. |
3. «Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их» (Иер. 47:5). | Газа «оплешивеет». |
Газа после многовековой истории была уничтожена, и сегодня бывшая ее территория занесена песками, действительно, «оплешивев»2. |
4. «И пошлю огонь в стены Газы, — и пожрет чертоги ее» (Ам. 1:7). | Газа будет уничтожена и покинута жителями. | |
5. «Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их. Доколе будешь посекать, о, меч Господень! доколе ты не успокоишься? возвратись в ножны твои, перестань и успокойся» (Иер. 47:5, 6). | Аскалон погибнет и жители покинут его. | В 1270 году по Р. Хр. войска египетского султана Бейбарса разрушили Аскалон, истребив большинство его жителей3. |
6. «И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог» (Ам. 1:8). | В Аскалоне и Газе больше не будет царя. | После вторжения войск Александра Македонского и в последующие почти 1500 лет ни Аскалон, ни Газа не имели царя4. |
7. «И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог» (Ам. 1:8). | Аккарон (Екрон) будет уничтожен. | Аккарон был полностью уничтожен, и сегодня вблизи его развалин располагается лишь маленькая деревушка5. |
1 Циркин Ю. История библейских стран. М.: ACT, Астрель Транзиткнига, 2003. С. 341-342.
2 Кнаур Д. Большой путеводитель по Библии. М.: Республика, 1993. С. 95; Иосиф Флавий. Иудейские древности. Указ. соч. Т. 2. Книга 13. С. 196—197.
3 Куглер. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 293; Бурбон Ф., Лаваньо Э. Святая земля. Атлас чудес света. М.: БММ АО, 2001. С. 154.
4 Куглер. Указ. соч. С. 293; Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154.
5 Циркин. Указ. соч. С. 341 — 342.
1 | 2 | 3 |
8. «И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог» (Ам. 1:8). | В Азоте будут истреблены филистимляне, но город не будет разрушен. | В отличие от своих собратьев, город Азот, хотя и многократно страдал за свою 3000-летнюю историю, выжил и сохранился по сей день, известный как Ездуд1. |
9. «Чужое племя будет жить в Азоте, и Я уничтожу высокомерие Филистимлян» (Зах. 9:6). | В Азоте будет жить другой народ. | Жителями Азота стали не филистимляне, а завоеватели их земель2. |
10. «И будет приморская страна пастушьим овчарником и загоном для скота» (Соф. 2:6). | На территории погибших филистимских городов будут пасти овец. | На месте упомянутых погибших древних городов сегодня пасутся стада овец3. |
11. «И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их» (Соф. 2:7). | Территория филистимской земли достанется иудеям. | Сегодня филистимская земля принадлежит иудеям, вернувшимся сюда после почти 2000-летнего изгнания4. |
12. «И достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их» (Соф. 2:7). | В Аскалоне будут отдыхать иудеи. | По решению правительства Израиля Аскалон восстановлен и стал курортом5. |
После филистимлян Амос произносит приговор великому финикийскому городу Тиру, одному из крупнейших и богатейших городов тогдашнего мира. Городу, славящемуся, однако, не только своими сказочными богатствами, но и зловещими статуями богов Молоха и Ваала, на железных руках которых сжигали грудных детей. Тир преступил все понятия об элементарной человечности. Пытки были отдыхом для его жителей, а кровосмешение — нормальным явлением. И вот суд пришел и на него.
1 Мазар А. Археология Святой Земли. В 2 т. Иерусалим Гешарим, 1994; Гладкий В. Д. Древний мир. Энциклопедия. В 2 т. Донецк: Отечество, 1996. Т. 1. С. 72.
2 См. Политическая карта Ближнего Востока (любое современное издание).
3 Израиль. Путеводитель. М., 2005.
4 См. Политическая карта Ближнего Востока (любое современное издание).
5 Бурбон. Лаваньо. Указ. соч. С. 154—155.
46
47
Библейское пророчество | Вывод из пророчества | Исполнение пророчества |
1 | 2 | 3 |
1. «Переселяйтесь в Фарсис, рыдайте, обитатели острова! Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далекой» (Ис. 23:6, 7). | Переселение жителей Тира в Фарсис, их скитания в далекой стране. | Когда в 332 году до Р. Хр. войска Александра Македонского осаждали город, часть тирийцев на союзных карфагенских кораблях покинула его. Оказавшись вдали от родины, жители города, хотя и спасли свои жизни, но были обречены на нищету и долгие скитания в чужих землях1. |
2. «За то, так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои» (Иезек. 26:3). | Против Тира будут воевать многие народы. | С городом воевали вавилоняне, греки, иудеи, крестоносцы, мусульманские народы2. |
3. «Пророчество о Тире. — «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской» (Ис. 23:1). | Разрушение города. | Выдержав несколько осад и опустошений, город все же пал, оставив по себе память лишь в развалинах3. |
4. «И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог» (Иезек. 26:4,14). | Город станет голой скалой. | Во время осады островной части Тира Александр Македонский приказал построить дамбу, чтобы захватить город. Для ее постройки он повелел использовать камни, оставшиеся от разрушенного материкового Тира. Таким образом, камни от его развалин и земля, на которой располагался континентальный Тир, были сброшены в воду, а город превратился в голую скалу4. |
1 Шахермайер Ф. Александр Македонский. М.: Наука, 1986. С. 136.
2 Струве В. В. История Древнего Востока. М.: ОГИЗ, 1941. С. 277.
3 Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. С. 484; Мишо Ж. История крестовых походов. М., 2000.
4 Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М.: Издание Московского университета, 1993. Кн. 4. С. 50—57; Шахермайер. Указ. соч. С. 134.
1 | 2 | 3 |
5. «Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам. И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог» (Иезек. 26:5,14). | На его месте рыбаки будут расстилать для просушки сети. | Сегодня на месте города рыбаки действительно расстилают сети для просушки1. |
6. «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я приведу против Тира от севера Навуходоносора, царя Вавилонского, царя царей, с конями и с колесницами, и со всадниками, и с войском, и с многочисленным народом. Дочерей твоих на земле он побьет мечом и устроит против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал, и поставит против тебя щиты» (Иезек. 26:7-8). | Континентальная часть Тира будет разрушена Навуходоносором. | В течение 13 лет с 586 г. до Р. Хр. войска Навуходоносора осаждали Тир. В 573 году до Р. Хр. континентальная часть города пала и была полностью уничтожена2. |
7. «Местом для расстилания сетей будет он среди моря; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог: и будет он на расхищение народам. И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду» (Иезек. 26:5,12). | Город будет несколько раз разграблен. | За свою историю Тир многократно подвергался разрушению3. |
8. «И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду» (Иезек. 26:12). | Камни городских строений будут сброшены в воду вместе с землей, на которой располагался Тир. | Во время осады островной части Тира Александр Македонский приказал построить дамбу, чтобы захватить город. Для ее постройки он повелел использовать камни, оставшиеся от разрушенного материкового Тира. |
1 Майбаум X. Сирия. М.: Наука, 1982. С. 75.
2 Белявский В. А. Тайна Вавилона. М.: Вече, 2001. С. 98—100.
3 Квинт Курций Руф. Указ. соч. Кн. 4. С. 50—57; Куглер. Указ. соч. С. 484.
49Сайт А. А. Опарина —
1 | 2 | 3 |
Таким образом, камни от его развалин и земля, на которой располагался континентальный Тир, были сброшены в воду, а город превратился в голую скалу1. | ||
9. «И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для расстилания сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Господь, сказал это, говорит Господь Бог» (Ие-зек. 26:14). | Город не будет вновь отстроен. | В 1291 году по Р. Хр. город был взят мусульманами, которые вырезали все его население и сожгли город. С тех пор Тир так никогда и не был отстроен2. |
10. «Ужасом сделаю тебя, и не будет тебя, и будут искать тебя, но уже не найдут тебя во веки, говорит Господь Бог» (Иезек. 26:21). | Континентальную часть города не смогут найти. | По сей день ученые не могут найти следов материкового Тира3. |
11. «Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его» (Ам. 1:10). | Истребление города огнем. | В 1291 году по Р. Хр. город был взят мусульманами, которые вырезали все его население и сожгли город. С тех пор Тир так никогда и не был отстроен4. |
12. «Вот, Господь сделает его бедным и поразит силу его в море, и сам он будет истреблен огнем» (Зах. 9:4). | Море не станет приносить городу доход. | Царь Египта Птолемей Второй (283-247 гг. до Р. Хр.) построил Береникей-скую гавань, которая располагалась более выгодно, чем Тир, став вместо него связующим звеном со странами Азии. После этого море «перестает давать городу доход»5. |
13. «Все обитатели островов ужаснулись о тебе, и цари их содрогнулись, изменились в лицах» (Иезек. 27:35). |
Ужас островных царей падению города. | Никто из тогдашних греческих властителей не ожидал, что Александру удастся взять неприступную крепость Тир, и поэтому, когда город пал, ужас островных царей Греции был неописуем6. |
За Тиром следует пророчество, обращенное к Едомскому царству — государству, которое часто в истории именуется государством пиратов, пиратским царством. Ибо Едом жил не благодаря тому, что производил или выращивал, а лишь благодаря войнам, грабежу и работорговле. Его столица Петра, вознесенная высоко в скалы и являвшаяся сама неразрывной частью с этой скалой, так как все ее дома были выбиты в цельной скале (!), была одним из самых неприступных городов мира. Главным архитектурным сооружением этого необыкновенного города был ни дворец, ни замок, ни храм, а гигантская лестница, выбитая из розоватой скальной породы. Ежедневно по этой лестнице, ведущей на самую вершину скалы, поднимался жрец, за которым вели того, кому было предназначено стать жертвой в честь бога солнца, алтарь которого находился на вершине. Красные ступени Петры имели такой цвет не только из-за скальных пород, но и из-за постоянно стекающей по ним человеческой крови. Долгие столетия эта гигантская лестница орошалась кровью невинных жертв. Но чаша Божьего терпения была наконец переполнена и вдохновенные слова библейских пророков получили свое исполнение.
1 Шахермайер. Указ. соч. С. 134; Квинт Курций Руф. Указ. соч. Кн. 4. С. 50—57.
2 Майбаум. Указ. соч. С. 75.
3 Кондратов А. М. Атлантиды ищите на шельфе. Л.: Гидрометеоиздат, 1988. С. 141.
4 Круглер. Указ. соч. С. 484; Мишо. Указ. соч..
5 Шлоссер Ф. Всемирная история. СПб.: Типография И. Огризко, 1862. Т. 3. С. 41-42.
6 Дройзен И. История эллинизма. В 3 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. Т. 1. С. 225.
Библейское пророчество | Вывод из пророчества | Исполнение пророчества |
1 | 2 | 3 |
1. «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). | Превосходство рода Иакова над родом Исава, который будет ему служить. |
Израильтяне на протяжении истории несколько раз захватывали Едом и сегодня большая его часть входит в состав Израиля1. |
2. «И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею смолою» (Ис. 34:9). | Реки Едома лишатся воды. | Сегодня от некогда полноводных рек Едома не осталось и следа2. |
3. «Никого не останется там из знатных ее, кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто» (Ис. 34:12). | Из Едомского народа больше не произойдет ни одного царя. | Едомская царская династия была прервана после захвата города вавилонским царем Набонидом, а затем племенем Дедан3. |
1 См. Политическая карта Израиля (любое издание).
2 См. Физическая карта Палестины (любое издание).
3 Грант М. История Древнего Израиля. М.: Терра, 1997. С. 203; Циркин. Указ. соч. С. 347.
50
51
1 | 2 | 3 |
4. «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому» (Ис. 34:13-15). | Население покинет город, там будут обитать звери. | Сегодня Петра покинута жителями и в ее домах и дворцах обитают звери1. |
5. «А Я донага оберу Исава, открою потаенные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его» (Иерем. 49:10). | Народ иду-мейский будет полностью истреблен. | На сегодняшний день идумейский народ исчез с лица земли2. |
6. «И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его» (Иерем. 49:17). | Изумление путников развалинам Едома. | Как путешественники нового времени, так и современные туристы поражаются остаткам Едома3. |
7. «И превратятся реки его в смолу, и прах его — в серу, и будет земля его горящею смолою» (Ис. 34:9). | Земля Едома станет пустыней. | Некогда плодоносная земля Едома сегодня стала пустыней4. |
1 Циркин. Указ. соч. С. 347; Герасимов О. Г. На ближневосточных перекрестках. М.: Наука, 1983. С. 129; Путинцева Т. А. Следы ведут в пески Аравии. М.: Наука, 1986. С. 235-242.
2 Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура. М.: Наука, 1976.
3 Путинцева. Указ. соч. С. 235—242.
4 См. Физическая карта Палестины (любое издание).
1 | 2 | 3 |
8. «И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог» (Иезек. 25:14). | Израиль станет хозяином в Едоме. |
Большая часть земель Едома вошла в состав Израиля1. |
9. «Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие» (Ам. 9:12). | Остаток Едома войдет в состав Израиля | |
10. «И завладеют те, которые к югу, горою Исава» (Авд. 1:19). | Племена с юга завладеют частью Едома и горой Сеир (гора Исава). | Часть территории Едома вошла в состав арабского государства Иордании2. |
11. «За это — живу Я! говорит Господь Бог — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя» (Иезек. 35:6). | Кровавая история города. | Многократные взятия Петры сопровождались как правило практически полным истреблением ее жителей3. |
За Едомом Амос предрекает страшную гибель царств Аммон и Моав, которые своим происхождением обязаны двум дочерям Лота, вступившими в кровосмесительную связь со своим отцом, родили двух сыновей, которые и стали основоположниками ам-монитского и моавитянского народов. Рожденные во грехе, эти два родственные племени, часто выступающие как союзники, и провели свою жизнь в варварских набегах на земли соседей и в отправлении сладострастных культов. В отличие от вышеупомянутых ранее народов они так никогда и не сумели создать сильной державы и возвести великих городов.
1 См. Политическая карта Израиля (любое издание).
2 См. Политическая карта Иордании (любое издание).
3 Шифман И. Ш. Указ. соч.
52
53
Библейское пророчество | Вывод из пророчества | Исполнение пророчества |
1 | 2 | 3 |
1. «Посему вот, наступают дни, говорит Господь, когда в Равве сыновей Аммоновых слышен будет крик брани, и сделается она грудою развалин, и города ее будут сожжены огнем, и овладеет Израиль теми, которые владели им, говорит Господь» (Иерем. 49:2). | Равва будет грудою развалин. | На сегодняшний день от Раввы остались лишь груды развалин1. |
2. «И запалю огонь в стенах Рав-вы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури» (Ам. 1:14). | Она будет сожжена во время битвы. | Она была сожжена во время битвы вавилонскими войсками2. |
3. «И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь» (Ам. 1:15). | Царь и военачальники пойдут в плен. | Царь и высшие сановники были пленены3. |
4. «Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых — пастухами овец, и узнаете, что Я Господь» (Иезек. 25:5). | Равва будет стойлом для верблюдов, а сыны ам-монитян будут пастухами. | Долгие столетия до основания в XX веке государства Иордании Равва представляла собой стойло для верблюдов4. |
5. «За то вот, Я простру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхищение народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Господь» (Иезек. 25:7). | Аммонитяне будут истреблены разными народами и в конце концов, как отдельная нация, исчезнут. | Как отдельная нация на сегодняшний день аммонитяне перестали существовать5. |
6. «За то вот, Я, начиная от городов, от всех пограничных городов его, красы земли, от Беф-Иеши-мофа, Ваалмеона и Кириафаи-ма, открою бок Моава для сынов | Амоном завладеют сыны востока. | Территория Моава и Аммона сегодня входит в состав арабского государства Иордании6. |
1 Элуэлл У., Камфорт Ф. Большой библейский словарь. СПб.: Библия для всех, 2005. С. 1075.
2 Циркин. Указ. соч. С. 344.
3 Циркин. Указ. соч. С. 344.
4 Кейт А. Доказательства истинности христианской веры. СПб., 1900. С. 358— 360.
5 Элуэлл. Камфорт. Указ. соч. С. 48—49.
6 Политическая карта Иордании (любое издание).
1 | 2 | 3 |
востока и отдам его в наследие им, вместе с сынами Аммоновы-ми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов» (Иезек. 25:9-10). | ||
7. «За то вот, Я, начиная от городов, от всех пограничных городов его, красы земли, от Беф-Иеши-мофа, Ваалмеона и Кириафаи-ма, открою бок Моава для сынов востока и отдам его в наследие им, вместе с сынами Аммоновы-ми, чтобы сыны Аммона не упоминались более среди народов» (Иезек. 25:9-10). | Моавом завладеют сыны востока. | Территория Моава и Аммона сегодня входит в состав арабского государства Иордании. |
8. «Горе тебе, Моав! погиб народ Хамоса, ибо сыновья твои взяты в плен, и дочери твои — в пленение» (Иерем. 48:46). | Моавитяне будут взяты в плен. | Моавитяне были пленены Навуходоносором1. |
9. «Но в последние дни возвращу плен Моава, говорит Господь. Доселе суд на Моава» (Иерем. 48:47). | В последнее время плен Моава и Аммона окончится. | Долгая оккупация земель Моава и Аммона различными завоевателями окончилась только в XX веке с образованием государства Иордания, границы которой практически в точности повторили очертания рубежей этих древних царств. |
10. «Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие» (Соф. 2:9). | Земли Моава и Аммона превратятся в пустыню. | Сегодня бывшие земли Моава и Аммона являются пустыней2. |
1 Циркин. Указ. соч. С. 344.
2 Физическая карта Палестины (любое издание).
54
55
1 | 2 | 3 |
11. «Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие» (Соф. 2:9). | Этими народами будут владеть евреи. | Во II в. до х. э. земли Моава и Аммона захватывает иудейская династия Хасмонеев, удерживая их до времен сыновей Ирода Великого. |
12. «Пророчество о Моаве. «Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Он восходит к Байту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. И вопит Есевон и Елеа-ла; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем» (Ис. 15:1—4); «За то вот, Я, начиная от городов, от всех пограничных городов его, красы земли, от Беф-Иешимофа, Ва-алмеона и Кириафаима, открою бок Моава» (Иезек. 25:9). | Горе моавитским городам Ар-Мо-аву, Кир-Моаву, Медеве, Есевону, Елеале, Беф-Ие-шимофу, Ваал-Меону. | Все эти моавит-ские города — Ар-Моав, Кир-Моав, Есевон и т. д. — лежат сегодня в виде груды развалин1. |
Читая об исполнившихся пророчествах Амоса и других пророков, обращенных к древним народам, мы перевернули всего лишь несколько страниц. Давно забытые народы, города, царства. Многие из этих имен знают только историки. Насколько они представляют сегодня интерес для нас, современных людей? Если вдуматься, то увидим, что очень большой. Эти царства, ушедшие в небытие, показывают нам скоротечность людской жизни и памяти, из которых со временем исчезают целые на-
1 Райт Дж. Библейская археология. СПб.: Издательство О. Абышко, 2003. С. 226; Тураев Б. А. История Древнего Востока. В 2 т. Л.: ОГИЗ, 1935. Т. 2. С. 27.
56
роды. Что уж тут говорить об отдельных людях. И в этой связи насколько ничтожными кажутся наши заботы, суета, обиды, распри. И одновременно с этим насколько возрастают духовные вопросы. А главное, как мы, живя здесь на земле, подготовились к вечной жизни? Где будем мы в день Последнего Суда? Когда на Суд Божий вновь восстанут древние аммонитяне, едомляне, финикийцы. Не окажемся ли и мы в числе этих народов, приговоренных к вечной гибели. Эти пророчества Амоса демонстрируют нам точность и неизменность Божьего Слова. Ибо одной из главнейших отличительнейших черт Библии является ее пророческая способность. Глядя на точность исполнения в истории библейских пророчеств, вынуждены смолкнуть даже атеисты и скептики. Исполнение пророчеств в истории показывает нам, что мы можем верить Библии и там, где она говорит о Последнем Суде, Законе о воскресном дне, вечной жизни. В это тяжело по-человечески поверить. Как тяжело было поверить в свою гибель великим державам финикийцев и едомлян. Это четвертое проклятие Амоса сбылось в истории сотен народов и царств Востока, Африки, до колумбовой Америки, Океании. Бог судил все эти народы в рамках того объема истины, который был им открыт. Но сегодня на земле уже практически не остается народа, людей, которые бы не знали Божьего Закона. Заповеди: не убей, не прелюбодействуй, не пожелай, помни день субботний — известны практически всем. Сегодня Библия переведена на сотни языков и, читая ее, каждый может увидеть богопротивность идолопоклонства, небиблейское учение о бессмертии души. Сегодня каждый, приняв Христа в сердце, может начать с Божьей помощью путь духовного возрождения, очищения характера от скверн греха и нечистоты. Может, но если захочет. Но даже если мы и не захотим, то все равно будем судимы за то, что знали, а не делали. Того, кто не хочет выполнять закон, все равно судят по закону. В последнее время уже никто из жителей земли не будет судим по четвертому проклятию, ибо полнота Божьей истины осветит весь мир перед II Пришествием Христа. И у каждого из землян будет выбор, кому служить: Богу или злой силе. При этом огромное число, вплоть до самого Пришествия, будет уверено, что служит Богу, хотя будет служить и выполнять волю злой силы. И тогда при Своем возвращении Христос скажет им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23). Это вызовет великое удивление и будет страшной трагедией для миллионов людей. Они будут испытывать такое же потрясение, как и израильтяне, слушатели Амоса, когда в своих пророческих вестях он перешел от языческих народов к ним самим.
57