11. Избавление от греха

Вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает… . Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.1Иоанна 3:5–6,9

Сейчас повсеместно употребляется термин «учение Кесвика» для обозначения определенной хорошо разработанной линии учения. Новшество и особенность этого изложения заключается не в какой–то новой истине, предлагаемой им, а в том, что в нем выделяются истины, которые были в забвении. Поэтому многие пришли к тому, чтобы сказать, что если у Кесвика нет истины, которая не являлась бы общим наследием всех евангельских церквей, он не может иметь никакой таинственной силы или благословения, которого нельзя было бы обнаружить нигде более. Люди забывают, что церковь видить не в доктрину, и мера силы – это не учение служителя. Истины является лишь настолько, насколько она оживет в опыте учителя и слушателя силой Духа Святого.

Учение Кесвика обязано своим чудесным влиянием тому факту, что его основатель призвал верующих вместе внимать ему, а других, кто был благословен вместе с ним, рассказать им, что Бог сделал для тех, кто воспринял это учение. И красной нитью через это учение проходило личное свидетельство о том, что сделал Бог. чтобы дать власть над грехом.

Его чудесное влияние можно понять или оценить только, если осознаешь этот секрет его силы. Никто не имеет права требовать, чтобы все христиане излагали свои взгляды так же, как ораторы Кесвика. Тем меньше должен кто–либо утверждать, что без этого учения нельзя ожидать тех же благословений свыше. Но есть некоторые великие принципы, лежащие у самых корней этого свидетельства и этого учения и являющиеся, по–видимому, насущно важными для всякого возрастания в святости. Всем наставникам и верующим, стремящимся к пробуждению в церкви и трудящихся для этого, стоило бы обратить внимание на эти принципы в своей молитве и вере, подчеркивая их так же определенно, что и принесло учению Кесвика такое благословение.

1. Первая из этих истин касается греха. Она основывается на таких местах, как избранное нами. Христос явился, чтобы взять грехи – не только вину, но грехи. Для этого Он и безгрешен, чтобы душа, пребывающая в Нем, не согрешала; всякий, рожденный от Бога, не делает греха и не может грешить, потому что семя Христа пребывает в нем. Семя – это жизненная сила, из которой вырастает дерево и которая пребывает в нем. Силой божественной жизни рожденные от Бога не могут совершать греха. Все три выражения – «не грешит, не делает греха, не может грешить» – относятся к действиях, к фактическим погрешениям. Они ничего не говорят о плоти, греховной природе, по–прежнему присутствующей в верующем. Здесь мы имеем дело не с этим вопросом; эти выражения, по–видимому, просто содержать обетование, что верующий, пребывающий в Христе, может удержаться от совершения фактического греха. Если кто–нибудь действительно хочет понять учение Кесвика, он должен осознать следующую мысль: к нему привлекает желание удержаться от совершения греха и изложенная в нем перспектива научиться этому.

Я видел благодарственные отзывы о кесвикских собраниях; можно услышать и прочесть чудесные статьи и обращения о более полной и более глубокой жизни, в которой эта, самая ключевая мысль любого истинного учения о святости, по–видимому, отсутствует. Нужно всего лишь вернуться к жизни каноника Бэттерсби, основателя Кесвика, чтобы увидеть истинность того, о чем я говорю. Более двадцати лет он был служителем с глубоко евангельскими взглядами и человеком с прекрасным христианским характером. Но он все–таки был недоволен. Грехи языка и нрава, суетности мирской и м своеволия время от времени омрачали его общение с Богом и лишали его покоя. Когда он впервые услышал в 1873 г. об учении о более высокой жизни, с обетованием, что человек может постоянно находить в Христе победу над грехом, он страстно желал познать, действительно ли это возможно. В то же время он сильно опасался мысли о безгрешном совершенстве и боялся, что это уведет его во что–то, несоответствующее истине Писания о том, что святости мы никогда не найдем в себе, а лишь во Христе.

Это состояние его ума очевидно из того, что он записал в своем дневнике в сентябре 1873 г.: «То, что я читал об опыте других, делало меня крайне недовольным собой и своим состоянием. Я чувствую, что я бесчещу Бога и несчастен в нынешнем состоянии, и что мне нужно идти либо вперед, либо назад, то ли тянуться к свету, который протягивает мне мой спаситель, то ли все больше и больше впадать в мирскую суету и грех.»

Именно эта усталость от жизни постоянной борьбы и неудачи, постоянного самоуничтожения и греха подготовила каноника Бэттерсби к учению, которое он услышал на оксфордской конвенции в 1874 г., и к призыву прийти к Иисусу и уповать на Него, чтобы обрести силу святости, удерживающую от греха. Для него это было подобно новому евангелию. То, чему там учили о Христе, постоянно хранящем и спасающем, о вере, уповающей на это Его спасение и охрану, а также на прощение, придало ему дерзновение утверждать и принимать все, что мог сделать Христос. И в полнось после собрания, когда он предал себя Господу, Бэттерсби имел такое откровение о том, что такой Иисус и кем Он будет для души, доверившейся Ему, что всегда впредь Он мог говорить об этом только лишь с нежным благоговением.

Но учение это и откровение силой своей и ценностью были обязаны целиком одному: это была насущная потребность – страстное желание не грешить, освободиться от ежедневных так называемых грешков, которые омрачают наше общение с Богом. Этот факт объясняет, почему в Кесвике так подчеркивалось выявление слабостей и согрешений христиан. Если Духу Святому будет позволен обличать нас в таких грехах, пробудится ощущение немощности и рабства и возникнет желание жить в свободе и силе.

Если мы хотим, чтобы Дух Святой совершил великий труд в силе среди верующих, начать придется отсюда. Те грехи, которые они переносили излишне спокойно, поскольку не думали, что от низ возможно избавиться, должны быть открыты Словом Божьим и Духом Святым как стыд и вина, печаль и бесчестие для Христа, причина неудач наших собственных молитв и наших трудов. Лишь тогда, когда это правильно ощущается, Дух Святой может явить Христа во всей Его спасительной силе.

2. Первая истина, о которой мы говорили, это желание избавиться от совершения фактических грехов. Вторая – то. что Писание обещает, а благодать дает преизбыточные основания для жизни, в которой есть сила прекратить делать грех. Вся церковь объединяется в исповедании: Христос спасает от вины и силы греха. Но проповедь и свидетельство опыта были гораздо отчетливее в отношении вины, чем силы.

Во времена Реформации было вполне естественно, что все внимание должно было быть сосредоточено на одной великой истине оправдания верой. Но в последующих поколениях была совершена великая ошибка, когда эту истину стали преподносить как все Евангелие. В результате большая часть евангельского учения была ущербной и односторонней, а евангельская жизнь в большой мере была отмечена чем угодно, но не высоким уровнем праведности и святости. «В нем нет греха… пребывающий в Нем не согрешает» – эти слова, данные нам, чтобы пролить свет и надежду на наш путь, считают загадкой.

Каноник Бэттерсби прожил еще 8 лет после того, как он нашел благословенную майну, к которой он так долго стремился. Его свидетельства в Кесвике и своих дневниках доказывают, что он знал, что опыт его не обманул. Он ни разу ни на мгновение не подумал, что греховная природа устранена. Он никогда не заявлял, что совершенно освободился от греховных действий. Но он знал и исповедовал то, что вся его жизнь по отношению к греху изменилась ) что он стал ходить во свете и свободе Христа, которых никогда не знал ранее. И когда на мгновение, из–за недостатка совершенного доверия, наступало падение, присутствие Христа немедленно восстанавливало жизнь покоя и силы. Весь смысл его жизни был в свободе от осознанного греха в степени, абсолютно неведомой в его прежнем опыте.

Это не что иное, как то, что имеет в виду Джордж Мюллер, когда так часто говорит, что по благодати Божьей он способен иметь чистую совесть – не делать сознательно чего–либо против воли Божьей. И я настаиваю на том, что многие так искренне ищут могущественной поддержки Духа во внутреннем человеке и обещанного проявления Христа через Дух, но не находят этого потому, что не ищут истинного Христа, который от начала и до конца – Спаситель от греха. Это глубокое стремление, смиренное ожидание, ясная решимость достичь цели – избавиться от обычных повседневных грехов, и только это может по–настоящему подготовить нас к тому, чтобы в нашей душе появился Господь Иисус.

3. В связи с этим возникает еще одна истина, которая так подчеркивалась в Кесвике: необходимость в новом и полном подчинении Христу. Освящение нас Христом и избавлением Ем нас от греха основывается на том, что Он – наша жизнь и Он полностью владеет и управляет нашей сущностью. Это зависит от нашего полного препоручения себя Ему и такого безраздельного следования Ему,что мы предоставляем Ему свободу делать с нами, все что Ему угодно, и действовать в нас, как Ему угодно. Неправильное понимание важности этого – причина, почему так много молитв и усилий не приносят результата. Люди желают избавиться от какой–то конкретной формы греха. Они приходят к Богу, исповедуются в этом грехе и предают его или ту часть своей природы, в которой гнездится грех, Богу. Но они забывают, что мало пользы даст, если отсечь безобразную ветвь дерева, но оставить нетронутым корень и ствол.

Не поможет, а часто и сильно повредит, если мы будем бороться с симптомами самой болезни. Когда Христос требует, чтобы согрешающий член был ампутирован, это всего лишь часть большего требования – бросить все и следовать за Ним. Его требование к тем, кто знает Его силу спасать от греха и удерживать от него заключается в том, что в каком–то смысле, и до такой степени, которую они никогда не считали необходимой или возможной, они должны будут жить с Ним, для Него и в Нем. Он хочет, чтобы вся их жизнь действительно была под Его управлением и вдохновением, полностью зависела от Него и была подчинена Ему.

Пребывание в Нем означает не меньше, чем эта полная зависимость от Него. «В Нем нет греха… Пребывающий в Нем не согрешает.» Пребывание в Нем, в безгрешном, подразумевающее отказ от всего себя и своей жизни, чтобы ожидать Его воли и силы и пребывать в Них – вот что дает силу не совершать греха. Через откровение и общение Духа Святого присутствие Христа становится божественной реальностью. Он пребывает в сердце, чтобы пересадить его корни в любовь и исполнить его полнотой Божьей. Единственное условие – это жизнь, полностью подчиненная Христу, сердце, полностью занятое Им, не идущее ничего для себя, кроме как для поклонения и служения Ему.

Нужно сказать еще одно об этом подчинении. Хотя это должно быть общим настроем, привычкой на всю жизнь и состоянием сердца, поддерживаемым благодатью Духа Святого, переход к нему очень часто может стать делом мгновенным. Как и у многих, пришедших к Христу со своими мольбами на земле, когда нужда стала настоятельной, и были поняты сила и воля Христа, и грешник готов повиноваться слову Христа и принимать его, сознательное избавление может быть немедленным. Достаточно одного шага, чтобы свернуть с пути, на котором мы спотыкались, идя своими силами, на шоссе святости, где Иисус поддерживает стопы Его святых.

4. Последняя истина учения Кесвика, которой нужно не упустить, это истина о силе веры. Вся евангельская церковь объединена в исповедании спасения только верой. Но слишком часто упускают из виду, что каждая часть этого спасения, как освящение, так и оправдание достигаются верой. Все, что было сказано здесь о свободе от греха, о полном подчинении Христу и пребывании в Нем, о Его пребывании в нас и поддержке, о непрерывной жизни Его Духа Святого со всей силой, с которой эти истины проявились в тысячах жизней – все это зависит от одной великой истины – верующему возможно все.

Когда верующий слышит первый призыв вновь и полностью отречься от себя как условие полного познания спасительной силы Иисуса, он обычно чувствует, насколько непосильное дело – решиться на такое отречение с надеждой, что оно истинно и длительно. Его ошеломляет мысль о невозможном требовании, пока он не увидит, что Христу можно довериться даже и насчет способности к такому отречению.

Когда его учат, что новая жизнь, в которую он должен вступить, должна быть жизнью веры, миг за мигом основывающейся в Господе, он снова охвачен страхом. Но у него не будет такой постоянной веры, пока он не увидит, как он может довериться Христу, чтобы сама его вера устояла. Когда к нему приходит мысль о ежедневном искушении к греху, он должен научиться тому, что каждая трудность исчезнет перед лицом веры, потому что верить – это значит предать нашу нужду верному Спасителю. И таким образом с каждым обетованием – полноты Духа, пребывания Спасителя или плодотворной и благословенной жизни, он осознает, что, поскольку Бог совершает все, лишь от веры зависит всякое благословение. Миг за мигом девизом его жизни становится «спасен верой».

Но как же получается, что людям, носящим имя «верующих», так трудно, а часто невозможно быть настоящими верующими? Почему те, кто первые пришли к Христу на земле, так скоро поверили в Его целительное слово? И почему мы, у кого больше света, сила Духа Святого, начала веры в сердце, так много теряем от своего неверия? Ответ прост, но очень важен. Те люди ощущали свою нужду и всем своим сердцем стремились избавиться от своей болезни. Эта болезнь была единственным бременем их жизни; избавление от нее – их единственным желанием. Они были готовы поверить. Когда ежедневный грех становится бременем нашей жизни, а избавление от него – нашим единственным желанием, весть о том, что «пребывающий в Нем не согрешает» приобретает новую привлекательность. И свидетельство тех, кто может сказать, что раньше они знали, что такое нести это бремя, но обнаружили избавление превыше того, на какое они смели надеяться, разбудит желание, которое не оставит покоя.

Когда мы молимся о пробуждении, давайте много молиться об обличении греха Духом в верующих, которое сделает повседневный грех невыносимым. Это подготовит откровение Христа через Дух. Это призовет верующих к самоотречению и вере, которым они смогут отдать себя и свою жизнь в полной мере.