3. Причина неудачи

Ибо Христос послал меня… благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова… Я приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости… И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. 1 Коринфянам 1:17, 2:1,4,5

В своей первой главе мы говорили об ужасном грехе еврейского народа – о том, как они обкрадывали Бога. Они не давали Ему того, чего Он требовал; Он не давал им того, чего они просили. Мы также отметили, что в христианской церкви есть тот же грех и он не позволяет проявиться благословенному действию Духа. Этим вызвана такая нужда в пробуждении. Мы рассмотрели лишь одно подтверждение неповиновения заповеди Божьей: пренебрежение требования Бога к церкви – быть светом для язычников; отказ христиан жить всецело и только лишь для славы Божьей в спасении людей.

Мы вряд ли можем сказать, что это пренебрежение и этот отказ умышленны. Люди не знают, что они призваны к такой абсолютной преданности; что погибающий мир служит поистине их обвинением; что Бог отказывается благословить их, потому что они отказываются жить только для Него и своих братьев. Если мы спросим, как получается, что Писание постоянно читается и проповедуется, его заповеди и принципы так ясны, а истина не усваивается, мы придем к одному из глубочайших источников всего зла и неудачи церквей. Истина хранится, проповедуется и воспринимается мудростью человеческой, а не в явлении Духа и силы. Послушайте, чему об этом учит наш текст.

Существует два пути проповеди Христа и Его креста. Один из них Христос запретил – проповедь в премудрости слова, в превосходстве слова или мудрости, в убедительных словах мудрости. Другой – в явлении духа и силы – это подтверждение непосредственного сверхъестественного божественного действия. В соответствии с этим есть и два вида веры. Один заключается в мудрости человеческой, хрупок, изменчив и всегда зависит от человеческой мудрости. Другой вид заключается в силе Божьей, имеющей свои корни и силу в верующем в личном общении с Богом и опыте Его всемогущества. Если люди изучают и слышат истины Писания, воспринимают их и считают истиной, но эти истины не действуют в силе, основная причина – это то, что они хранятся в мудрости человеческой, в силе ума, а не Духа Божьего. Ничто так не опустошает крест Христов и не похищает у него всю силу, как премудрость слов и превосходство речи.

Если мы спросим, как случилось, что евреи во времена Малахии могли настолько не осознавать свой грех и так самоуверенно спрашивать: «Чем прогневляем мы Его?»… Чем обкрадываем мы Тебя?»,единственным ответом будет: духовное невежество, слепота сердца. Книжники и фарисеи, современники нашего Господа, это люди, хвастающиеся законом Божьим, гордящиеся своей преданностью Писанию, но отвергающие Того, о Ком одном все оно говорило. Имели глаза и не видели. Они восприняли Слово Божье в своей человеческой мудрости и остались абсолютно чуждыми его духовному смыслу, его откровению воли Божьей, его обновляющей и освящающей силе. Если мы спросили, как сегодня христиане могут по–прежнему обкрадывать Бога, могут отказать Ему в чистосердечной преданности, которой Он так ясно требует, и могут жить не для славного дела, к которому Он призвал каждого из Своих людей – знакомить с Богом своих братьев–, а для самих себя и мира сего, ответ будет тем же. Это духовное невежество, непонимание смысла и силы всей истины, которая изучена лишь человеческой мудростью.

А если мы спросили, почему даже руководители и учителя церкви по всей видимости так мало осознают крайнюю ущербность христианской жизни большинства христиан и то, что даже то, что говорится на эту тему, имеет такой малый эффект, ответ все равно будет тем же. Это отсутствие поистине духовного восприятия Божьего требования принести «все десятины» – все сердце и все силы – на служение Ему. Ужасная распространенность и крайняя греховность неуплаты их десятин и, следовательно, обкрадывание Бога в том, что Ему должно принадлежать, вызвано прежде всего уверенностью в премудрости человеческой. Писание изучается, его истина принимается, проповедуется и слушается с обличением и удовлетворением в силе ума человеческого. Сила же Духа Святого не привлекается и слово это бездейственно.

Если мы тщательно изучим Слово Божье, мы с удивлением обнаружим, как много противопоставлено «знанию» и опасности знания без нацеливания к том, что оно должно дать. Писание противопоставляет знание и веру. В уме можно создать концепции самых духовных истин – любви Божьей, умилостивления Христова, силы Духа – можно быть убежденным в этих истинах и их ценности и в совершенстве обосновать их интеллектуально, но сердце в то же время не верит в них, не открывается им, чтобы отдать себя их всеобъемлющему влиянию. В Писании противопоставлены «знание» и «исполнение». В Нагорной проповеди наш Господь предупреждает об опасности знания, но неисполнения. Он сказал Своим ученикам: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.» Иаков говорит: «Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя. Тот, будучи… исполнителем дела, блажен будет в своем действии.» Знание противопоставлено слышанию. Точно так же, как в красивом изображении какого–либо интересного предмета заключено великое удовольствие, так же и ум может наслаждаться размышлением над божественными сущностями, о которых говорит Библия – о любви Божьей, о красоте истинного смирения или великой покорности перед Богом или человеком – в то время как самой небесной благодатью человек не обладает и вряд ли к ней стремится. «Знать» и «быть» – это разные вещи.

С развитием педагогики учителю постоянно напоминают, что его труд неизмеримо благороднее, чем просто передача определенного количества знаний или даже чем развитие способности ученика к мышлению, чтобы он мог сам приобретать знания. Настоящий учитель пытается внушить ученику, что все дело в характере человека – истинный стандарт не в том, что человек знает, а в том, кто он такой. И это неизмеримо еще более истинно в Божьей школе, в которой обучаются Его дети. Единственным доказательством того, что Слово Божье поистине вошло в нас и сделало свое являются наша истинная кротость, святость, вера и преданность как детей Божьих.

И еще знание противопоставлено жизни. Сила бесконечной жизни действует в каждом чаде Божьем. Сама Божья жизнь тайно борется внутри него. Точно так же, как великое дело образования должно пробудить дитя к осознанию его силы как живого существа, так и весь успех христианской жизни зависит от ясного и твердого осознания того, что в человеке растет жизнь Божья так же, как лилия облекается в красоту свою под действием силы Божьей. Знание, занимающее, тешащее и в конце концов удовлетворяющее ум, если оно не ведет каждый день к вере, к действиям, к характеру и истинной внутренней жизни, для которой Бог предназначил его, это самый опасный из всех

врагов.

Но можно спросить: «Как же возможно, чтобы люди получали удовольствие от знания о том, во что они не верят всем сердцем, чего не делают, не имеют, чем не являются и не живут? Ответ здесь из двух частей. Одна из них – это часто употребляемое выражение: удовольствие от жажды знаний. Одна из самых чудесных сил, которой Бог одарил человека, – это разум с его способностью наблюдать и сравнивать факты, открывать и понимать законы, причины и следствия. Выполнение каждой его функции создано Творцом как удовольствие. Одно из величайших удовольствий, доступных человеку, – это когда все чудеса природы раскрываются под властью разума. И хотя некоторые люди занимаются наукой для практического ее использования, есть множество таких, кто это делает просто ради удовольствия и возвышающего и очищающего воздействия науки. Есть такие области знания, где это не причиняет никакого вреда. Но в сфере морали, там, где знание раскрывает долг, результат катастрофичен. Если человек знает, что он должен делать, наслаждается этим знанием, созерцая его, а сам не повинуется ему и не выполняет свой долг, это приводит к слепоте совести и к росту того ужасного безумия самообмана, когда человек доволен и счастлив сознанием того, что осуждает его. Именно поэтому истинный педагог так тщательно разделяет обучение и подготовку. Ему мало просто постоянно говорить ребенку, что ему нужно делать и каким быть. Он наблюдает за ним до тех пор, пока не поможет ему делать это и стать таким.

Еще более опасно это наслаждение силой знания в сфере духовной. Это подводит нас ко второму ответу на вопрос, который мы задали: «Как может так случиться, что людям приятно знать о том, во что они не верят и чего не делают, о характере и жизни, которых у них нет ?» Когда учитель пытается обучить своего ученика послушанию, прилежанию и правдивости, он имеет дело с жизнью, способной к этим добродетелям, семена их посеяны в совести ученика. Но Слову Божьему и церкви приходится иметь дело со сверхъестественными реальностями небесной жизни, чтобы понять то, на что сама природа неспособна. Это происходит потому, что люди не верят или не помнят, что вся наша проповедь Библии не может привести к большим результатам, чем подготовка смиренных, святых верующих, всецело живущих для Бога, для высшего и наиболее благословенного дела – познакомить с Богом падших людей.

В 1–й главе 1–го Послания к Коринфянам Павел говорит о Христе, который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением. Что касается последнего, все евангельские христиане верят, что у нас нет ни праведности, ни святости в самих себе и мы должны искать их во Христе – праведности – через смерть Его, святости – через Его Дух. Но они не верят, что точно так же, как праведность не наша заслуга или мы не имеем своей силы святости, так и нет у нас никакой своей мудрости, и наша человеческая мудрость неспособна понять божественное. Они не верят, что точно так же, как было развращено наше сердце и извращена воля, так и разум наш был обманут и омрачен грехом в понимании духовного. Они считают, что если Слово Божье слушается и читается с интересом и пониманием, оно само произведет свое благословение. Не может быть более губительной ошибки. Бог сказал:

«Как небо выше земли, так мысли Мои выше мыслей ваших.» Поэтому так же, как не могу я своей рукой дотянуться до звезд, я не могу и своим человеческим разумом дотянуться до духовной истины и силы Божьих мыслей. Я могу создавать концепции, образы, тени того, что Он думает, и в таком виде воспринимать их своим разумом. Но понять духовную и основную реальность я не могу, если только Богу не будет угодно Духом Своим Святым явить ее и дать ее в сердце и жизнь.

Мы все знаем, как мало пошли на пользу ученикам Иисуса Его наставления, пока Он был с ними на земле. Они не могли понять того, чему Он учил о Своей смерти и воскресении, о смирении и любви. Они знали то, что Он говорил, но в сердца их это не вошло; они не могли по–настоящему осознать это. Когда Он обещал, что Дух Святой как Дух истины наставит их на всякую истину, сделано было это для того, чтобы у них был божественный учитель, который, пребывая внутри них как сама жизнь их, дал бы им истинное владение содержанием слов и удовольствие от него. И только тогда буду правильно поняты Божьи заповеди и будет сила, чтобы повиноваться им, когда церковь Христова и повседневная жизнь верующих, в которых пребудет Дух Святой, будут почитаться как единственный, абсолютно незаменимый и достаточный учитель Слова Божьего. Обычно, когда проповедник, уча людей общепринятой библейской истине, или человек, читая ее, хочет ее воплотить в жизнь, он пытается с помощью аргументации углубить произведенное впечатление. Это впечатление может быть очень приятным и наверное глубоким. Но оно не будет продолжительным, если не признать действие Духа Святого как единственное, что нужно, и не ждать его. Всегда лишь тогда, когда Евангелие приходит к людям «во Святом Духе и в силе, и со многим удостоверением», оно будет принято не как слово человеческое, но как Слово Божье, приносящее плод в верующих.

Давайте теперь вернемся к вопросу: «Почему же христиане так мало осознают свое призвание жить всецело для Бога и Его дела? Почему так много трогательных воззваний с миссионерских трибун и так много торжественных посвящений не приносят больше плода? Не пришли ли мы к удовлетворительному объяснению? Люди так много говорят, так много слушают, и при этом либо одна из сторон, либо обе не считают, что только Дух Святой может в силе даровать истину и жизнь в сердца детей Божьих. Уговаривайте людей как хотите. Но, при всем том, что есть ужасного в судьбе гибнущих миллионов и священного в чести Божьей крови, любви и заповеди Христа, в силе Духа, стремящегося действовать в них, истины, с которыми вы имеете дело, настолько божественны, настолько сверхъестественны, настолько выше нашего разума, что без конкретного действия всемогущего Духа всерьез и надолго повлиять на людей вряд ли возможно. Обо всем – о всей проповеди креста, о миссиях, о всем посвящении Богу и Его делу, которое вершится в силе Духа Святого, – Христос сказал, что это все лишается сути мудростью человеческой. Вера, приходящая от таких проповедей, основана на мудрости человеческой, а не на силе Божьей. А каковы корни, таковы и плоды.

Какой же труд перед нами открывается, когда мы говорим о молитве, о пробуждении! Бог просит молящихся заступнической молитвой осознать реальное состояние Его церкви. Если им нужно ощутить бремя, исповедовать грех, указать другим на зло, подготовить путь Господу, сделав то, что требуется от них, чтобы показать людям Божьим, чего они должны просить у Духа Божьего, с чем они должны быть готовы расстаться и что отвергнуть, прежде чем Он придет к ним, – для этого им нужна глубокая, ясная убежденность, что здесь действительно одно из величайших препятствий для благословений. Поскольку Дух Святой не почитается в проповеди, бессильно падают самые ясные заповеди Слова Божьего и Бога обкрадывают в том, что Ему должно принадлежать. Пусть наша молитва о пробуждении, об излиянии Духа Святого начнется с нашей покорности Ему, чтобы Он открыл наши глаза и мы видели все в свете Божьем, открыл наши сердца и мы смотрели на них с верой в любовь Христову и Его могущество, изменяющее все. Давайте широко откроем наши уста в настоятельной молитве к Богу и в правдивом свидетельстве братьям нашим, чтобы поддержать в них уверенность в надежде на приближение избавления.