41. Послание Иакова

Библиографию см.: P.H.Davids, «The Epistle of James in Modern Discussion», in Aufstieg und Niedergang der romischen Welt, ed. W.Haase and H.Temporini (1988), 25/5:3621–45; B.A.Pearson, «James, 1–2 Peter, Jude»,in The NT and Its Modern Interpreters. ed. E.J. Eppand G. W.MacRae (1989), 371–76.

Литература: A.T.Cadoux, The Thought of St. James (1944); K.L.Carroll, «The Place of James in the Early Church», BJRL 44 (1961), 49–67; C.E.B.Cranfield, «The Message of James», SJTh 18 (1965), 182–93; R.B.Ward, «The Works of Abraham: James 2:14–26», HTR 61 (1968), 283–90; J.A.Brooks, «The Place of James in the NT», SWJT 12 (1969), 41–55; R.B.Ward, «Partiality in the Assembly: James 2:14–26», HTR 62 (1969), 87–97; M.Hengel, Property and Riches in the Early Church (1974); P.H.Davids, «Tradition and Citation in the Epistle of James», in Scripture, Tradition, and Interpretation, ed. W.W.Gasque and W.S.LaSor (1978), 113–26; R.P.Martin, «The Life–Setting of the Epistle of James in the Light of Jewish History», in Biblical and Near Eastern Studies, ed. G.Tuttle (1978), 97–103; J.G.Lodge, «James and Paul at Cross–Purposes?» Bib 62(1981), 195–213; L.G.Perdue, «Рагаenesis and the Epistle of James», ZNTW 72(1981),241–56;W. Dyrness, «Mercy Triumphs over Justice: James 2:13 and the Theology of Faith of Works», Themellos 6 (1981), 11–16; J.M.Reese, «The Exegete and the Sage: Hearing the Message of James», BTB 12 (1982), 82–85; S. J. Kistemaker, «The Theological Message of James», JETS 29 (1986), 55–61; P.U.Maynard–Reid, Poverty and Wealth In James (1987); J. Adamson, James: The Man and His Message (1989).

В Новом Завете есть также семь более коротких посланий, которые называют «кафолическими», т.е. соборными (общими), так как, за исключением 2 и 3 Иоанна, они адресованы всей церкви. Основные мысли этих посланий мы здесь рассмотрим лишь кратко, потому что они мало что добавляют к основным богословским положениям Нового Завета.

Богословие Нового Завета не должно в первую очередь задаваться вопросами об авторстве, дате написания и происхождении книги, но эти проблемы нельзя совершенно игнорировать. По поводу авторства и даты написания Послания Иакова существуют самые разные мнения. Ученые предыдущего поколения, в особенности английские, часто рассматривали Иакова как самое раннее из новозаветных посланий и приписывали его авторство брату Иисуса.[1877] Они подчеркивали иудейские особенности этой книги, ее сходство с Ветхим Заветом и иудейской эллинистической литературой.[1878] Потом маятник критики качнулся к другой противоположности, так что А.Э.Барнетт утверждает, что в этом послании ничто не свидетельствует об иудейском происхождении его адресатов.[1879] Он относит написание этой книги примерно к 125 — 150 гг. по P. X. Нам это мнение представляется необоснованным, потому что один из классических взглядов на Иакова таков: первоначально это — иудейский автор, который стал христианским только благодаря тому, что имя «Христос» было в двух местах вставлено в текст (Иак. 1:1; 2:1).[1880]

Тон текста сугубо иудейский. Моул занял промежуточную позицию: он предположил, что послание было написано обращенным иудеем для примирения необращенных иудеев с христианами. Наверное, он по–прежнему принадлежал к синагоге. Альтернативный вариант — книга написана в качестве антиномистского толкования уже установившейся христианской свободы, на основании посланий Павла или без всякой с ними связи.[1881]

Консервативно настроенные ученые смогли подкрепить традиционное мнение об авторстве Иакова вескими аргументами.[1882] Между Посланием Иакова и учением Иисуса существует поразительное сходство.[1883] Шеферд считает, что некоторые ссылки автора указывают на знакомство с Евангелием от Матфея,[1884] но это не прямые цитаты, поэтому возможно также, что Иаков опирался на более раннее предание, а не на письменное евангелие, тем более что и язык его отличается от языка Матфея.[1885] Основная проблема, связанная с авторством Иакова, заключается в том, что ясных ссылок на Иисуса и Его учение в послании нет, а если бы автором письма действительно был бы Иаков, они, скорее всего, присутствовали бы. Тем не менее психологически представляется оправданным, что он мог сознательно не выпячивать своего родства с Господом нашим. Мы знаем из 1 Кор. 15:7, что Иаков уверовал в результате особого явления воскресшего Иисуса и возглавил церковь в Иерусалиме (Деян. 15:13; 21:12; Гал. 1:19); его роль как главы иерусалимской церкви в апостольский период трудно переоценить. Упоминание о раннем и позднем дожде (Иак. 5:7) явно указывает на палестинское происхождение. Более позднее предание это подтверждает, сообщая, что Иаков погиб мученической смертью от рук враждебных иудеев в 62 г. по Р.Х.[1886] Мы можем сделать вывод, что послание написано Иаковом, братом Иисуса, в Иерусалиме, и адресовано обращенным иудеям, которых преследовали иудеи необращенные.

Акцент на практической стороне

Задача Иакова сугубо практическая. Из содержания послания невозможно сделать вывод, что его не интересовало богословие; богослов вполне может в своих проповедях ориентироваться на практические вопросы. Иаков пишет к обращенным иудеям, большей частью происходящим из низших слоев общества и угнетаемым необращенными иудеями, чтобы их приободрить. У нас нет явных свидетельств того, что они подвергались гонениям из–за веры во Христа. Однако понятно, что Иаков — христианин, обращающийся к собратьям во Христе. Иисуса он называет «Господом Иисусом Христом (Иак. 1:1), а в другом месте — «Господом славы» (Иак. 2:1). Это самая поразительная христологическая фраза в послании, но она явно предполагает веру в прославление, т.е. воскресение и вознесение Иисуса — и даже в Его божественность. Иаков живет ожиданием последних дней — того времени, когда, как считает Иаков, накопление земных сокровищ окажется бессмысленным.[1887] Неизбежное возвращение (парусия) Господа остается живой надеждой (Иак. 5:7–8); «Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9). Такая надежда явно показывает, что Иаков ждал скорого пришествия Христа. Очевидно, что парусия принесет с собой полное спасение, — опыт, который описывается как получение «венца жизни» (Иак. 1:12), спасение души от смерти (Иак. 5:20) или наследование Царства Божьего (Иак. 2:5). Такие беглые ссылки позволяют понять, что эсхатология играет важную роль для Иакова.

Церковь

О природе и строении церкви Иаков говорит мало. Интересно, что для обозначения христианского собрания он использует иудейский термин «синагога» (Иак. 2:2). Он упоминает о старейшинах церкви (Иак. 5:14) и наставляет их по поводу пасторских христианских обязанностей: посещения больных и помазания их елеем. Это должно сопровождаться исповедью грехов (Иак. 5:16). Вероятно, он имеет в виду служение старейшин, возвращающих заблудших, спасая таким образом «душу от смерти» (Иак. 5:20). В церквах, с которыми был знаком Иаков, обучение играло важную роль, и положение учителя, вероятно, было весьма престижным — настолько, что Иаков предостерегает читателей от стремления к этой роли (Иак. 3:1). Скорее всего, это не было формальной должностью; неясны и отношения между старейшинами и учителями. Тот факт, что после предостережения учителям Иаков осуждает согрешивших в слове (Иак. 3:2), означает, что он понимал практические проблемы учителей, невыдержанных и неразумных в речах, которых больше волновало красноречие, чем здравомыслие в поведении.

Искушение

Иакова интересует проблема искушения, что, в свою очередь, отражает в некоторой степени его взгляды на человеческую природу. Очевидно, ему были знакомы христиане, которые избегали личной ответственности за грехи, оправдываясь тем, что попали в ту или иную ситуацию по воле Бога, таким образом, виня Бога в происшедшем. Иаков утверждает, что Бог сам не подвергается искушениям и не может никого искушать. Человек поддается искушению, когда идет на поводу у своих желаний (Иак. 1:14). Перевод AV, «похоть», неудачен, потому что обычно относится к искушениям сексуального характера. Иаков не имеет в виду именно их. Слово, обозначающее «желание» (epithymia), само по себе не имеет отрицательного оттенка значения; фактически, Павел в Флп. 1:23 пользуется им, говоря о желании быть со Христом. Неясно, говорит ли Иаков о дурных желаниях. Возможно, желание здесь следует понимать как естественное движение души — желание чего–то, что само по себе не плохо, некий аналог человеческих побуждений, используя термин современной психологии. В желаниях нет ничего дурного, пока Человек не «увлекается» и не «обольщается» ими. Когда исполнение желания становится окончательной целью, желание начинает значить для человека больше, чем воля Божья. Можно привести в пример богатого земледельца, чья страсть к земным сокровищам заставила его забыть об обязанностях перед Богом (Лк. 12:16 и далее). Когда желания, хорошие сами по себе, обольщают и увлекают человека, отвращая его от исполнения воли Бога, совершается грех, в конечном итоге ведущий к смерти. Понятно, что для Иакова само желание — не грех и не зло; оно становится таким только тогда, когда человек «увлекается и обольщается» им.

Христианский образ жизни

Иаков не много говорит о природе жизни христианина, но это немногое очень важно. Человек вступает на путь христианина, ибо «родит Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1:18). Слово, как и везде в Новом Завете, — это провозглашенная Благая Весть. Когда человек принимает ее — когда она «насаждается» у него в сердце (Иак. 1:21), — он принимает и спасение. «Родит» — это apekyesen. Иаков уже использовал это слово, говоря, что грех рождает смерть (Иак. 1:15). Это обычный медицинский термин, обозначающий физическое рождение. Так Иаков передает истину, которую другие новозаветные авторы определяют как принятие Царства Божьего в качестве ребенка (Мк. 10:15); рождение свыше (Ин. 3:3); погребение и воскресение со Христом (Рим. 6:1 и далее; Еф. 2:1 и далее); превращение в новую тварь (2 Кор. 5:13) и возрождение (Тит. 3:3). Все эти выражения, в том числе и используемое Иаковом, указывают на внутреннее изменение, которое происходит с тем, кто становится на христианский путь, под влиянием Святого Духа — через Христа — посредством слова. Те, кто рождается свыше и вступает в новую жизнь, некоторым образом становятся Божьим народом. Они — воплощение того, что Бог Творец имеет полное право претендовать на власть над всем человечеством. Его искупленный народ — начаток Его творения.

Интересно, что хотя Иаков видит источник искушений во внутренней природе самого человечества, он, признавая существование дьявола, и его тоже называет источником искушений; ибо предостерегает своих читателей: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Это сопротивление может относиться к противостоянию не только греховным искушениям, но и всяческим уловкам, с помощью которых сатана пытается отвратить людей от истины. То же самое слово, «противостать», используется в Еф. 6:13: «Примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять». Но греховные искушения сюда явно тоже относятся. Иаков, очевидно, разделяет иудейско–христианское мнение о существовании бесов, хоть и упоминает их лишь вскользь (Иак. 2:19). Он не пишет, как искушение может исходить одновременно и от внутреннего человека, и от дьявола.

Иаков явно считает, что христиане живут, ощущая противоречие между «уже» и «еще не».[1888] Волей Божьей человек рождается свыше; верующий принадлежит к искупленному народу Божьему (Иак. 1:18), Божье слово насаждается в его сердце (Иак. 1:21). Несмотря на это, христиане подвержены искушениям и преследованиям (Иак. 1:2), которые могут побудить их отступиться от веры (Иак. 5:19); при этом они ждут парусии Христа, когда смогут унаследовать Царство Божье (Иак. 2:5) и вступить в жизнь вечную (Иак. 1:12).

Представление Иакова о жизни христианина по сути отражает слова Иисуса. Сам он изъясняется по–иудейски, но вкладывает в эти слова иное, христианское содержание. Христианин обязан исполнять царский закон (Иак. 2:7). Закон — царский, потому что его автор — Царь вселенной.[1889] Исполнение царского закона освобождает (Иак. 1:25). В день суда Бог будет судить дела людей в соответствии с этим законом свободы (Иак. 2:12). Понятно, что, говоря о взвешивании разных грехов, Иаков имеет в виду ветхозаветный закон (Иак. 2:9–11). «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном [чем–нибудь], тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Замечание Иакова интересно в свете преобладавшего мнения: что сексуальные грехи перевешивают другие. Как нам кажется, Иакова больше всего беспокоит пристрастность, в том числе и по отношению к неверующим. Контекст всего обсуждения, предшествующего его замечанию об относительной тяжести грехов, — история богатого неверующего, который входит в христианскую синагогу (Иак. 2:1 и далее) и к которому относятся со вниманием, в то время как бедного и скромно одетого человека не замечают. Суть же содержания закона выражена в христианской терминологии: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Иак. 2:8; Мф. 22:39). Если кто–то действительно исполняет закон, он будет одинаково любить и богатых, и бедных.

Отношение к оправданию верой у Павла

Послание Иакова ставит одну богословскую проблему: считается, что подход к оправданию противоречит учению Павла. Во всяком случае, нельзя не признать, что налицо словесное противоречие. Суть учения оправдания у Павла — это божественное прощение исключительно по благодати на основании веры без учета дел закона. Никто не может быть оправдан Богом на основании исполнения закона (Рим. 3:20). Кажется, что Иаков не согласен с Павлом: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто–нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих»» (Иак. 2:14–18). Ученые считают, что Иаков был знаком с посланиями к римлянам и к галатам и сознательно опровергает мнение их автора. Но есть и менее категоричное решение.[1890] Слова похожи, но понятия совершенно разные. Возможно, Иаков выступает против искажения учения Павла независимо от того, знает он его послания или нет. Фактически, Павел и Иаков по–разному представляют себе значение слов «вера» и «дела». Павел понимает под верой принятие Благой Вести и личную преданность ее провозглашению. Иаков говорит о другом. «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Иаков представляет себе веру в соответствии с раввинским утверждением ‘emuna, т.е. утверждением монотеизма! Для Павла вера — личное, сердечное доверие; для Иакова — ортодоксальная точка зрения.[1891] Более того, под делами Павел подразумевает иудейские дела формального исполнения закона, которые дают человеку возможность хвалиться своими личными достижениями.[1892] Для Иакова «дела» — это дела христианской любви — исполнение «царского закона» любви к ближнему. Это очевидно из его примера «дел». Словесное утешение нуждающихся братьев и сестер во Христе — не любовь; только любящая забота об их нуждах является подлинным выражением любви (Иак. 2:15). Вероятно, то, что Иаков говорит о чистой вере — посещении сирот и вдов в их скорбях и неоскверненности миром (Иак. 1:27), — означает свободу от духа жадности и стяжательства, но в то же время и удовлетворение конкретных материальных нужд беспомощных вдов и сирот. Так поступала ранняя иерусалимская церковь (Деян. 2:45; 6:1). Короче говоря, Иаков и Павел имеют дело с разными ситуациями: Павел вынужден бороться с праведностью дел иудейского законнического благочестия, а Иаков — с мертвой ортодоксией.

У Иакова много сведений практического свойства о поведении христиан, но вряд ли они заслуживают интереса богословов. Читатель может обратиться к введениям и комментариям к Новому Завету. [1893]