Личное свидетельство автора

Я хочу рассказать, как Бог нашел меня в Иисусе Христе. На примере описания некоторых этапов моего жизненного пути я хотел бы объяснить, как Бог действовал в моей жизни, как Он призвал, вел и благословил меня.

1. Детство и юношество: Я родился 22 февраля 1937 года в Райнеке (округ Эбенроде Нестеровский район), в Восточной Пруссии, в семье крестьянина. Война принесла большие трудности и нашей семье. В конце войны я потерял почти одновременно брата, мать и дедушку. Вместе с несколькими родственниками мы попали на остров Вюк-ауф-Фер в Северном море.

Мой отец попал в плен к французам и ничего не знал о судьбе своей семьи. В отличие от других пленных, он не мог воспользоваться разрешением один раз в месяц писать письма, так как почти все наши родственники были выходцами из Восточной Пруссии. Где они теперь находились, он не знал. Однажды ему приснился сон, будто он встретил дальнего родственника, уже до войны жившего в Рейнской области. Когда они прощались после долгой беседы, тот сказал: „Герман, приезжай же ко мне как-нибудь!» Тогда мой отец спросил его во сне: „Я ведь не знаю, где ты живешь.» Тут родственник отчетливо произносит: „Бохум, улица Дорстен, 134а.» Мой отец просыпается, зажигает свечу и записывает только что сообщенный ему во сне адрес. Проснувшимся на нарах товарищам он рассказывает о том, какая удивительная история ему приснилась. Они смеются над ним, так как он принял все это всерьез и даже стал уверять, что на следующий день хочет написать по этому адресу. Ответное письмо подтвердило, что адрес абсолютно правильный, и через этого далекого родственника устанавливается контакт с моей тетей Линой в Вюк-ауфФер. Известие о том, что мой отец жив, сделало меня счастливым. Вначале до меня просто не доходило, что я теперь уже не круглый сирота, что у меня есть отец. Когда в 1947 году отец возвратился из французского плена, из пропавшей без вести семьи он застал лишь меня одного. В поисках работы мы с ним попали к одному крестьянину в Заасе, вендской деревне вблизи Люховс.

Примечательным для того времени было, что деревенские мальчики пригласили меня на детский библейский час. Я не имел об этом никакого представления и думал, что там рассказывают сказки. Поэтому я пошел с ними на урок, который состоялся в единственной комнате одной сестры из церкви. Каждое воскресенье утром сестра Эрна с большим воодушевлением рассказывала следующую историю из Библии. Она молилась и пела с нами много радостных песен. Уже на первом уроке я заметил, что тут происходило что-то такое, что не имело абсолютно никакого отношения к сказкам. Евангельская весть как-то особенно коснулась меня. Все это меня так увлекло, что я начал регулярно посещать эти детские собрания.

В следующем году мой отец снова женился, и вскоре я переехал к его жене в соседнюю деревню Йетцель, а отец стал заниматься сельским хозяйством в соседних деревнях. Моя мачеха относилась ко мне хорошо, хотя ей приходилось много работать у крестьян в качестве домашней швеи, где она получала пропитание и 3 марки в день. Она была верующей католичкой, однако в возрасте, когда я легко поддавался влиянию, никогда не принуждала меня к католицизму, за что я и сегодня еще ей благодарен. Я как и прежде, в любую погоду посещал детские библейские занятия. Через ревностный труд сестры Эрны в мое сердце было посеяно семя Слова Божьего, которому должно было однажды взойти. Когда отец нашел работу на промышленном предприятии в Вестфалии, мы в 1950 году переехали в Хохенлимбург. Однако там не оказалось церкви, способствовавшей возрастанию веры, а, скорее, напротив. Преподавание религии здесь велось с позиций сильной критики Библии, и оно влияло на меня таким образом, что я, вспоминая прежние библейские занятия, всегда думал: „Жаль, что библейские рассказы не так уж правдивы, как говорила сестра Эрна.» Однако мерцающий фитилек стремления к правде уже никогда не погас. Случайные посещения церкви не помогли мне в моих поисках Бога, так как проповеди были холодными и не могли произвести поворота в моем духовном состоянии.

2. Мой Путь к Богу. После окончания учебы в Ганновере и защиты докторской диссертации в Аахене, я в октябре 1971 года приступил к работе в Государственном физико-техническом институте в Брауншвейге в качестве руководителя отдела обработки информации. Мое тогдашнее положение можно охарактеризовать следующим образом: по служебной линии мне сопутствовал успех. Защиту диплома по двум специальностям я без труда выдержал с оценкой „отлично», а докторскую диссертацию защитил на „отлично», одновременно мне была вручена медаль Боршера. Я, как ученый, получил хорошую должность. В 1966 году я женился, в нашей счастливой семье было двое детей. Нам во всем сопутствовал успех, здоровье было крепким, мы не знали семейных и финансовых проблем. Кое-кто мог бы подумать, что в такой ситуации Бог не нужен. Я подчеркиваю это потому, что часто слышу свидетельство людей, которые приходят к Евангелию только через особые личные переживания. Со мной дело обстояло иначе, ибо сколько людей на земле, столько и Божьих путей для всех нас.

Осенью 1972 года в Брауншвейге состоялись две евангелизации, которые мы с женой регулярно посещали. В реальной школе, находившейся в нашем районе, евангелизировала небольшая христианская группа. Каждый посетитель получал Библию и красный карандаш. При живом участии слушателей, главные высказывания Библии активно прорабатывались и все обсужденные места Библии тут же подчеркивались красным карандашом. В конце этой необычной, но эффективной евангелизационной недели нам разрешили оставить Библии у себя. Теперь мы с женой имели каждый по одинаковой Библии и при чтении часто наталкивались на уже подчеркнутые, хорошо знакомые места. Следующая евангелизация состоялась вскоре после этой. Ежедневно около 2000 человек приходили в городской зал Брауншвейга. Темы проповедей, в основном, были рассчитаны на принятие решения об обращении ко Христу. Призыв к вере в Иисуса Христа звучал каждый вечер в виде четко сформулированного приглашения. Во время проповеди Лео Янца на текст Луки 17,33-36 решение сделать выбор между спасением и погибелью вдруг созрело так отчетливо, что когда прозвучало обычное приглашение выйти вперед, я сделал это, преодолев страх. Моя жена вышла вместе со мной. Беседа и молитва помогли убедиться в обретении спасения. Кстати, оба наших собеседника принадлежали к одной и той же группе изучения Библии, к которой вскоре примкнули и мы. В последующие дни евангелизация в Брауншвейге продолжалась. Ряд вечеров в переполненной церкви Мартини проповедовал пастор Генрих Кемнер. И по сей день я помню его проповедь о потоке, вытекающем из храма по Иезекиилю 47. Его страстная проповедь так коснулась меня, что я тут же решил узнать, откуда этот оригинальный человек. Я должен был снова услышать его! Скоро я оказался в Крелинге, идиллической деревеньке недалеко от Вальсроде. Последовавшие за этим молодежные встречи в Крелинге, также как и дни пробуждения, решительно способствовали моему возрастанию в вере. Книги, данные мне пастором Кемнером, явились для меня важным импульсом и дали мне правильный ориентир. После всех этих событий, приведших к серьезному изучению Библии, я пришел к чрезвычайно важному для себя выводу: Библия — во всем своем объеме — является Словом Божьим и несет на себе печать истинности. Это явилось для меня прочным фундаментом, который выдержал все испытания. То простое доверие Слову Божьему, которое я испытывал, посещая библейские занятия в детстве, не только вернулось, но и так окрепло, что я почувствовал готовность свидетельствовать о нем другим. Я делал это наряду с личным свидетельством вначале на библейских занятиях, которыми я руководил в нашей церкви. Я убедился в том, как важно и необходимо принадлежать к крепкой живой церкви и лично участвовать в ее работе, если мы хотим быть в тесном общении со Христом.

Иисус Христос, Сын Божий, спас меня от вечной погибели. Будучи предвечным Богом, Он пришел от Бога Отца, стал человеком и спас нас, исполнив план, который выше нашего разумения. В Новом Завете говорится, что Бог через этого Иисуса создал всю Вселенную, нашу Землю и все живое. Все, без исключения, „все чрез Него (- Слово, Логос = Иисус) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1,3). Все не только создано Им, но и для Него (Кол. 1,16).

Для меня не существует более возвышенной идеи: Создатель и Человек на кресте — одна и та же Личность! Что же побудило этого Господа и Царя царей пойти за меня на крест? Разум мой не может этого постичь, но я нахожу ответ в Иоанна 3,16: это Его безграничная любовь, это она предприняла все, чтобы я не погиб.

3. Библия и наука. Один комплекс тем из Библии вновь и вновь привлекал мое внимание, а именно: высказывания Библии, связанные с вопросами естествознания, и в особенности с вопросом о сотворении мира. Я заметил, что это место, где разум граничит с верой, для многих моих современников-интеллектуалов является пробным камнем для веры. Если эволюционная теория права, то не может же одновременно быть истинным и библейское описание сотворения мира. Если же права Библия, тогда эволюционное учение является одним из коренных и, тем самым, пагубных заблуждений мировой истории. Для оценки идеи об эволюции — исходя из позиций моей специальности, информатик — мне удалось выяснить, что эта модель не только в некоторых деталях, но и в корне ошибочна. Самым существенным пунктом жизни является содержащаяся в клетках информация, которая не является материальным феноменом, но духовной величиной, связанной с волей и разумом. Таким образом, новая информация может возникать лишь в процессе активного мышления, а не путем мутации или селекции. Как раз об этом в разнообразных выражениях говорит и Библия, как например, в Притчах 3,19: „Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом».

4. Труд для Иисуса. Когда в 1976 году мы проводили свой отдых с одной знакомой семьей на острове Лангеоог в Северном море, случилось так, что на берегу моря мы с другом часто беседовали на тему о сотворении мира. Он предложил мне изложить свои соображения в его церкви. Так в 1977 году я впервые выступил с докладом. Я удивился, что в тот вечер, о котором было объявлено только устно, присутствовало так много гостей из других мест. Очевидно, тема была очень актуальной. Этот доклад явился поводом для дальнейших приглашений. В течение следующего года мне пришлось так часто выступать с докладами по стране, что я уже не был в состоянии удовлетворить все запросы.

Однажды в христианском журнале я прочел статью, автор которой смешивал эволюционную идею с библейским свидетельством о сотворении мира, что побудило меня противопоставить ей свою собственную статью с библейской ориентацией. Однако она была отклонена, так как редакция представляла другую „теологическую точку зрения». Вместе со статьей одного соавтора эти статьи в мае 1977 года были изданы в Брауншвейге брошюрой тиражом в 3000 экземпляров. Вскоре после этого одно издательство предложило нам усовершенствовать статьи с тем, чтобы издать их книгой карманного формата.

Сотрудничество в обществе „Слово и знание» открыло для моей деятельности новые перспективы. С 1981 года я принадлежу к руководству этого общества, целью которого является распространение Слова Божьего в наше время и способствование развитию библейски-ориентированной науки. Эволюционные учения в значительной мере оказали глубокое отрицательное влияние на образ мыслей в различных сферах естественных и духовных наук. Поэтому особенно затруднен доступ к Библии интеллектуалам, так что возникает необходимость оказать им помощь. Во многих случаях уже становится ясным, что толкования научных фактов, исходящие из библейского свидетельства о сотворении, скорее удовлетворяют требованиям реальности, чем попытки интерпретации в рамках эволюционного учения. Деятельность общества должна помочь осознать прочность фундамента Слова Божьего и укрепить доверие к нему. С помощью книг, семинаров и докладов познания передаются школьникам, студентам, работникам умственного труда и церквям. Оглядываясь назад, я удивляюсь, как можно стать автором, даже не подозревая об этом. Когда я пытаюсь задуматься над Божьим водительством в моей жизни, тогда следующие слова Генриха Кемнера приобретают для меня особое значение: „Не мы толкаем, а нас подталкивают». Когда Бог открывает двери, надо в них войти, ибо только то, что приготовил Он, находится под Его благословением.

Особыми ежегодными событиями для меня являются миссионерские служения в палатках или большие Евангелизации. 1991 год остается для меня незабываемым, потому что я 9 дней возвещал Евангелие в большом зале государственного павильона в Брауншвейге. На том же месте, где я в 1972 году решился следовать за Иисусом, я смог теперь в своих Евангельских проповедях призывать и других людей следовать за ним. Я выступаю в стране и за рубежом с лекциями на тему „Евангелие», а также на тему „Вера и мышление.» И так я в мае 1991 года был одну неделю в Москве, а в мае 1992 года — две недели в Москве, Караганде, Кыргызстане и Калининграде, где евангелизировал в различных общинах. Все мои деятельности начались с того, что в 1977 году во время одной проповеди Павла Майера о богатом юноше я почувствовал призыв к совместной работе. Летом 1978 года я провел свою первую Евангелизацию в палатке в Ниенхагене близ Целле. Удивительно, что этот год совпадает с моим назначением на пост директора и присвоением звания профессора. Является ли это лишь только совпадением? В Евангелии от Матфея 6,33 Иисус говорит: „Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Вернер Гитт

Карл-Хейнц Ванхайдн

Я был вызван на беседу, Вначале разговор проходил в очень вежливом тоне. Им было неясно, почему я не подписал документ о прохождении допризывной военной подготовки. Я объяснил им, что уже решил заменить военную службу работой в строительном батальоне. В то время в ГДР существовала возможность (которую, скрепя сердцем, дали верующим гражданам) замены полуторагодовалой службы в армии работой в строительном батальоне. Было бы глупо с моей стороны не воспользоваться этим.

Потом они обнаружили, что я не состоял в Союзе Свободной Немецкой молодежи. „Как же вы будете участвовать в семинарских занятиях группы?» Я ответил, что мне это очень хорошо удавалось в школе, хотя я не был ни пионером, ни членом Союза Немецкой молодежи. Они же объяснили мне, что я должен себе уяснить, что государство может допустить к обучению лишь граждан, представляющих его интересы. Я уяснил это, но бумагу подписать воздержался. Меня отпустили.

Я подумал: „Ну, что ж. Значит, мне не надо учиться.» Должен признаться, что я особенно и не огорчался. Еще до подачи заявления на факультет физики я молился Богу: „Если Тебе угодно, чтобы я учился, сделай так, чтобы я поступил вопреки уклонению от военной службы, не имея осложнений и с Союзом Молодежи». С моей стороны это было, пожалуй, немного дерзко, так как после окончания школы у меня не было особого желания продолжать учебу. Но Богу угодно было иначе. Через несколько недель меня вызвали на собеседование. К этому времени очередной призыв уже закончился, а районный военкомат, как ни странно, больше никогда мною не интересовался…

Я вырос в простой христианской семье, где был старшим из десяти детей. Мой отец был сначала пекарем, а позднее — горняком. Бог всегда давал нам все необходимое для жизни. Однако, когда мне было 16 лет, моя мать умерла (1964 г.), и в семье осталось восемь детей. В сложившейся ситуации один из товарищей отца по работе сказал ему: „Слушай, Хайнц, я бы на твоем месте покончил с собой. Как ты только выдерживаешь с этой кучей детей?» В ответ на это отец объяснил, Кто давал ему силы. Скоро Господь снова подарил нам мать, которая согласилась взять на себя заботу о восьми детях. Позднее родилось еще двое детей. Тот факт, что все дети следуют сегодня за Иисусом Христом — особая милость Божия.

Насколько я помню, я всегда верил в Бога. На занятиях с детьми при нашей общине я познакомился с Библией и был убежден, что Христос умер за мои грехи на кресте и снова придет за Своими. Но буду ли я в их числе, я не знал. Иногда я даже боялся, что Он уже приходил, а я остался. Некоторым утешением в таких случаях было то, что мои младшие братья и сестры еще были тут, а я слышал, что когда Иисус придет, маленькие дети в любом случае будут взяты в небо. В нашей же семье никогда не ощущался недостаток в маленьких детях…

Я принял крещение по вере, когда мне было 14 лет. И все же я иногда сомневался: „Являюсь ли я дитем Божиим?» Естественно, что я верил в Бога и хотел быть христианином. Но я не знал, являюсь ли им.

Я думал, что при обращении испытываешь чувство покалывания, как будто по телу проходит электрический ток… Я, однако, этого не испытал… Другие говорили, что для получения истинного обращения следует сходить к душепопечителю. Я последовал этому совету, но после многократных бесед неуверенность осталась… (Здесь я не хочу сказать ничего плохого в адрес важного дела душепопечительства, которым сам в данное время занимаюсь. Но вряд ли оно является путем ко спасению, скорее, лишь помощью).

Наконец, Бог послал мне Свой свет. Это было в Галле, когда сидя в студенческом зале я читал брошюру Вочмана Ли „Нормальная жизнь христианина». Меня вдруг осенило: „Ведь чувства не играют никакой роли! Гораздо важнее то, каким видит тебя Бог, и видит ли Он кровь Иисуса Христа между тобой и Собой. Это вполне объективный процесс. Тебе не надо при этом ничего ощущать!» Я оказался в положении тех верующих, которым пишет в своем послании Иоанн: „Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Иоан. 5,13). Значит, они верили в Бога, но не знали, что имели жизнь вечную.

С 14 лет я начал принимать участие в работе общины, сначала — на занятиях с детьми, затем -с молодежью, а еще позже — служением проповедями. Во время каникул я помогал в организации христианского отдыха. Там ко мне обратился однажды пожилой сотрудник: „Готов ли ты после окончания учебы полностью отдаться работе на ниве Божией?» Я еще не мог точно сказать, что мне было больше по душе. Я обратился к Богу, чтобы Он указал мне путь, а через некоторое время, когда мне был дан ответ, я посвятил себя работе среди молодежи. Руководящие братья тогда считали, что мне следовало сразу взяться за эту работу, не закончив учебу.

Таким образом, с 1971 года я работаю в братских общинах Германии. Учеба во многом способствовала ясности моего мышления, поэтому я могу помочь другим верующим, когда возникают противоречия с идеологией эволюционного учения.

Я рад, что моя жена вначале способствовала мне в этой работе (мы поженились в 1971 году), и что двое наших детей следуют путем веры.

Карл-Хайнц Ванхайдн