1. До Синая и после воскресения

Впервые в письменном виде Десять Заповедей были получены Моисеем от Бога на горе Синай (Исход 20:2-17). Народ, через которого Бог дал человечеству Свой закон, оказался единственным народом в истории земли, продолжавшим хранить знание о едином Боге, Творце неба и земли, и поклоняться Ему. Именно поэтому древний Израиль назван в Библии народом Божиим, в отличие от всех других народов, которые пошли языческим путем и поклонялись лжебогам.

Многие христиане считают, что получение Моисеем каменных скрижалей с Десятисловным Законом было первым случаем, когда Бог открыл людям Свои заповеди. А разве человечество не знало нравственный закон Бога до того, как он был дан Моисею на горе Синай? Или израильский народ был первым в истории, кто получил знание о Законе Божьем? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте кратко рассмотрим историю взаимоотношений человека с Богом, предшествовавшую тому, когда Бог изрек Свои заповеди на горе Синай (Бытие 1 — Исход 20).

Адам и Ева знали своего Небесного Отца, они общались с Ним в Едемском саду лицом к лицу, Бог учил и назидал их. После решения последовать за сатаной,а не за Богом, Адам и Ева, осознавшие всю тяжесть грехопадения, передавали знание о своем Небесном Отце и обо всем, чему Он их учил, своим потомкам. Однако их первенец Каин из зависти убил своего брата Авеля, чем, конечно же, разбил сердца своих земных родителей и Небесного Отца (Бытие, главы 1-4).

В результате отступления от Бога греховность человечества все возрастала. Земля растлилась и наполнилась злодеяниями, и мысли людей были «зло во всякое время» (Бытие 6:5). Для уничтожения греха Бог был вынужден навести на землю потоп. Под его водами оказались погребены все те, кто не захотел внять голосу Божьему. 120 лет, на протяжении всего времени строительства ковчега, Бог через проповедь Ноя призывал людей ко спасению от разрушительной силы греха, заполонившего планету. Но единственным из всех жителей земли, кто поверил Богу и был Ему послушным, оказался лишь сам Ной. Он вместе со своей семьей спасся в ковчеге (Бытие 6:1-9:17).

Однако после потопа человечество быстро вернулось к своему греховному богоборческому состоянию. В то время на земле был один язык. В своем безумном желании иметь величие, равное величию Бога, люди решили построить башню до небес. Чтобы остановить их, Господь был вынужден смешать язык, на котором они общались, и они перестали понимать друг друга. Работа по строительству Вавилонской башни остановилась. Вскоре люди рассеялись по земле. Так возникли различные племена с разными языками и наречиями. В большинстве этих племен Бог был забыт, и люди стали поклоняться идолам, мертвым истуканам (Бытие 9:18-11:9).

После нескольких поколений потомков Ноя единственным из всех людей на земле, кто оставался верен Богу, оказался Авраам. Бог вызвал его и его семью из языческого идолопоклоннического окружения. После многих лет странствований и испытаний, в результате которых укреплялись их взаимоотношения с Богом, у Авраама и Сарры родился Исаак, дитя Божьего обетования (Бытие 12-22). Сын Исаака, Иаков, становится родоначальником израильского народа. От его 12 сыновей произошли 12 колен, то есть племен, из-раилевых. Израильтян, членов семейства Иакова, было 70 человек, когда они по причине великого голода ушли из земли Ханаанской в Египет. В Египте, где им были созданы прекрасные условия, они стали очень многочисленны. Затем одним из фараонов они были превращены в рабов, и после многих лет унизительного рабства, через двести пятнадцать лет после их вынужденного переселения (Исход 12:40-41; Галатам 3:16,17; Бытие 12:4; 21:5; 25:26; 47:9), во исполнение обетования Божьего, они были выведены Моисеем из земли Египетской. Через три месяца, по пути следования в Ханаанскую землю, на горе Синай им был дан записанный на каменных скрижалях Закон Божий (Бытие, главы 35-50).

Совершив этот краткий обзор, возвращаемся к нашему вопросу. Был ли известен Закон Божий от начала истории человечества или люди узнали его только после горы Синай? Знали ли его Адам, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, или же он был открыт Богом только израильскому народу после выхода его из египетского плена?

Давайте остановимся на каждой из Десяти Заповедей и на основании свидетельств Священного Писания посмотрим, были ли они известны патриархам, жившим до Моисея. В нашем анализе нам поможет следующий принцип: согласно Слову Божьему, если человеку неизвестен какой-либо из законов Божьих, его нарушение не вменяется ему в грех (Римлянам 4:15; 5:13). Но когда человек знает о существовании закона, он либо стремится выполнять его, либо, нарушая его, осознает, что грешит.

1. Первая заповедь говорит о преданности Богу: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исход 20:3). Объектами поклонения для человека могут стать языческие боги, духи или сакральные объекты. Людям также свойственно делать для себя богом, то есть объектом своего поклонения и служения, деньги, материальные ценности, других людей или себя самого. Бог призывает нас, чтобы этого не было.

Иаков, живший задолго до Моисея, показал, что понимает эту заповедь. В 35-й главе книги Бытие мы читаем, что он велел своей семье отказаться от чужих богов и очиститься от этого греха (Бытие 35:2-4).

2. Вторая заповедь говорит о поклонении Богу:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:4-6). В этой заповеди запрещено боготворить что бы то ни было, кроме самого Бога, то есть кумиров и изображения, изделия рук человеческих. Упомянутое выше повествование о «чужих богах» начинается в книге Бытие, 31-й главе. Рахиль, жена Иакова, похитила идолов — фигурки терафимов — из дома своего отца (Бытие 31:19-34). В 35-й главе мы находим свидетельство о том, что Иаков, зная о греховности идолопоклонства, «призвал свой дом отказаться от них и поклониться Господу Богу: «И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу] Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил» (Бытие 35:2,3).

3. Третья заповедь говорит о благоговейном отношении к имени Божьему:

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Бог велит нам уважать Его святое имя и не употреблять его всуе, то есть напрасно. «Напрасно» в данном случае — это перевод еврейского слова «шов», имеющего широкий смысл: беззаконие, ложь, суета или пустота. В обобщенном значении «шов» означает «проявлять неуважение». J

В Библии описано неуважительное отношение к имени Господа со стороны язычников, которое осознавалось Божьим народом как грех. Когда Моисей передал египетскому фараону Божественный наказ отпустить израильский народ из рабства, фараон посмеялся над авторитетом имени Божьего (Исход 5:2). В ответ на это израильтяне стали свидетелями того, как фараон и его могущественная армия были погублены Господом, и народ был выведен из плена.

4. Четвертая заповедь говорит об особом дне наших взаимоотношений с Богом:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

В древние библейские времена суббота являлась седьмым днем недели, а неделя начиналась с воскресенья, которое в Библии называется первым днем недели (Матфея 28:1; Марка 16:1,2; Луки 23:56-24:1). Такой порядок во многих странах остается и поныне, что можно видеть в большинстве календарей мира. Существуют доказательства того, что и в нашей стране недельный цикл, называвшийся в старину «седмицей», долгое время официально начинался с воскресенья. Об этом свидетельствуют названия дней недели. Первый день даже после принятия Русью христианства назывался не «воскресеньем», а «неделей». На Украине до сих пор он именуется «недиля». Вот что говорится об этом в толковом словаре Владимира Даля:

«Неделя — от не делать, не работать; воскресенье, воскресный день. Церковь счет начинает не по-граждански — с понедельника, а по-церковному — с воскресенья (недели)» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, том 2, с. 1346).

Первый день седмицы назывался «неделей», второй — понедельником (т.е. идущим после недели), затем вторник — второй день после недели, и среда. Среда именовалась так, потому что она находилась как раз посередине седмицы — до нее три дня (неделя, понедельник, вторник) и после нее три дня (четверг, пятница, суббота). Завершалась седмица субботой, седьмым днем. Таковым он и является согласно Священному Писанию.

Бог наставляет людей святить субботу, ибо она является особенным днем, который Бог благословил и отделил для нашего блага. Удивительно, но немногие обращают внимание на то, что Бог ввел субботний покой еще при сотворении мира, когда на земле существовали всего лишь два человека — Адам и Ева. О неделе творения и об особом Божьем благословении субботы мы читаем в самой первой книге Библии, во 2-й главе: «Так

совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3). Следующее упоминание о субботе находится в 16-й главе книги Исход. Вскоре после вывода людей из египетского плена, до того, как израильтяне прибыли к горе Синай, Господь напоминает им о субботе, соблюдение которой было затруднено в языческом окружении. В тяжелых условиях Синайской пустыни Господь дает людям пищу — манну с небес — и повелевает, чтобы они собирали ее вдвое больше в шестой день недели и отдыхали в святую субботу, в седьмой день (Исход 16:22-26). Некоторые из народа не вняли этим наставлениям. В ответ на это Бог произнес следующие слова: «И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исход 16:28-30). Советуем вам прочитать эту интересную историю, которая явно свидетельствует о том, что заповедь о субботе была людям известна.

Рассмотренные заповеди Закона Божия описывают духовные основы взаимоотношений человека с Богом. Из анализа Священного Писания видно, что люди знали их и до горы Синай.

Остальные заповеди закладывают нравственный фундамент отношений людей между собой. Давайте посмотрим, были ли в древности эти заповеди известны людям.

5. Пятая заповедь говорит об уважении к родительскому авторитету.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Бог наставляет нас любить родителей, заботиться о них и почитать их. Эта заповедь содержит обетование, что тогда и наши дни на земле продлятся, ведь наши дети будут научены на нашем примере. Из глав 37-50 книги Бытие следует, что эта заповедь была также известна до горы Синай. В этих главах говорится об Иосифе, одном из 12 сыновей Иакова, и его братьях. Братья солгали отцу, сказав, что Иосиф, его любимый сын, трагически погиб, в то время как сами продали его в рабство. После многих лет разлуки с Иосифом братья просят у него прощения за свой грех против него и против отца. Они знали, что, кроме прочего, нарушили заповедь о почитании родителей.

Вспомните также рассказ о том, как Хам обесчестил своего отца Ноя, когда рассказал всем о том, что видел его опьяневшим и спящим без одежды. Совершив грех непочтительного отношения к отцу, Хам навлек проклятие на своих потомков (Бытие 9:22-27).

6.Шестая заповедь говорит об уважении к человеческой жизни: «Не убивай» (Исход 20:13). Бог призывает проявлять любовь, а не ненависть, ведущую как к физическому, так и к духовному разрушению. Человек должен уважать и ценить жизнь, данную людям Богом, и никогда не покушаться на нее. В Библии рассказывается о вине Каина, убившего своего брата Авеля. Бог наказал Каина за нарушение этой заповеди. Очевидно, что эта заповедь уже была известна (Бытие 4:8-13).

7.Седьмая заповедь говорит о чистоте во взаимоотношениях полов:

«Не прелюбодействуй» (Исход 20:14). Бог призывает проявлять истинную любовь, не совершая прелюбодеяний, или измены. Супружеское ложе должно быть непорочно, интимные отношения вне брака недопустимы. Нарушение седьмой заповеди, каким бы желанным этот грех ни казался человеку, приносит в конечном итоге только страдания. Прелюбодеяние считалось греховным задолго до рождения Моисея. Это видно из библейского повествования о том, как Аврам из страха скрыл от фараона, что красавица Сара была его женой. Фараон, привлеченный ее красотой, взял ее к себе в дом. Подвергшись Божьему наказанию, он вернул Сару Авраму с упреком, что тот скрыл от него правду. Таким образом, и фараон, и Аврам зналио грехе нарушения седьмой заповеди (Бытие 12:10-20). О грехе гомосексуализма и о многочисленных предупреждениях насчет него мы узнаем из истории Содома и Гоморры, произошедшей еще во времена Авраама (Бытие 18:20-19:29). Еще один пример, доказывающий, что Божья заповедь, запрещающая прелюбодеяние, была известна задолго до времен странствования израильского народа по Синайской пустыне — это отказ Иосифа вступить в связь с женой царедворца Потифара, обольщавшей его. Слова Иосифа, записанные в книге Бытие, весьма красноречиво об этом свидетельствуют: «Ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Бытие 39:9).

8.Восьмая заповедь говорит о честности:

«Не кради» (Исход 20:15). Бог наставляет нас иметь уважение к чужой собственности. В библейском рассказе о воссоединении Иосифа с его братьями, когда-то вероломно продавшими его в рабство, рассказывается о проверке, которую Иосиф им устроил. Он подложил серебряную чашу в мешок своего младшего брата Вениамина, чтобы создать видимость, будто она была украдена. Его проверка была призвана выявить, изменились ли его братья, стали ли они другими людьми. Их испуг и даже ужас ясно показали, что они считали кражу великим грехом, то есть знали эту Божью заповедь (Бытие 44:4,6-16).

9. Девятая заповедь говорит о правдивости:

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16). Господь наставляет нас говорить только правду и никогда не лгать. Понятия «неправда» и «неправедность» являются в Священном Писании синонимами. О первой лжи, произнесенной сатаной на нашей планете, и о ее ужасных последствиях для всего человечества рассказывается в самом начале Библии, в 3-й главе книги Бытие. История Иакова и его брата Исава, произошедшая задолго до времен Моисея, говорит о том, что ложь и обман считались злом и грехом (Бытие 3:27-33). Об этом также свидетельствует упомянутая история об Иосифе и его братьях (Бытие 3:44-50).10. Десятая заповедь посвящена удовлетворенности тем, что человек имеет:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). Бог наставляет нас не завидовать. Зависть разъедает изнутри. Это такой грех, который ведет к другим грехам, к нарушению остальных заповедей. В древней истории можно найти множество примеров, подтверждающих эту истину. Но одно из самых наглядных и убедительных свидетельств — это последствия греха Адама и Евы, возжелавших стать подобными Богу (Бытие 3). В дальнейшем грех зависти унаследовал и повторил их сын Каин. Когда он принес неприемлемую жертву, Бог не принял ее. В отличие от Каина, Авель принес такую жертву, какую заповедал Бог, и получил Божественное благословение. Каин позавидовал этому, и хотя был предупрежден Богом, не смог справиться со своим грехом. Зависть довела его до того, что он убил своего брата (Бытие 4:3-8).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что человечество знало Закон Божий, десять Божественных принципов жизни, задолго до того, как они были даны Моисею на горе Синай. На протяжении всей истории Божьего народа, последовавшей после Синая и описанной в Ветхом Завете, соблюдавшие Десять Заповедей считались праведниками, а сознательно нарушавшие их объявлялись нечестивыми и грешниками.

А в Новом Завете? Остались ли в силе Десять Заповедей после того, как Иисус Христос пришел на землю и искупил всех грешников, приняв на Себя смерть, положенную нам за грехи? Да, остались!

Когда Христос учил народ, Он истолковывал людям истинный смысл Закона Божьего, постепенно утраченный религиозными вождями древнего Израиля. Он неустанно говорил о необходимости соблюдения закона, но не по букве, как учили книжники и фарисеи, а по глубокой духовной сути, заложенной в каждом из Божественных установлений.

Вы можете познакомиться с высказываниями Иисуса Христа о том, что есть истинное соблюдение заповедей Закона Божьего, например, в 15-й, 19-й, 23-й главах Евангелия от Матфея (Матфея 15:1-9; 19:3-9, 16-26; 23:23-28), в 10-й главе Евангелия от Марка (Марка 10:2-12,17-27), в 11-й главе Евангелия от Луки (Луки 11:37-54), в 8-й главе Евангелия от Иоанна (Иоанна 8:1-11).

Так, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:23-28).

Особенно много Иисус говорит о необходимости соблюдения заповеди о субботе и о ее подлинной сущности — о том, что Он Сам есть господин субботы (Матфея 12:1-8; Марка 2:23-28; 3:1-6; Луки 6:1-11; 13:10-17; 14:1-6; Иоанна 5; 7:1-24; 9).

Приведем один из примеров, записанный в Евангелии от Марка: «И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марка 2:23-28)

Неоднократно Иисус в Своем учении подтверждал авторитет закона как он был дан народу в Ветхом Завете (Матфея 22:23-33; Марка 7:8-13; 12:19-27; Луки 24:25-27; Иоанна 5:45-47; 7:19). Отвечая религиозным вождям, не понимавшим духа Закона Божьего и поэтому считавшим, что Иисус нарушал его, Господь раскрыл суть Десяти Заповедей, цитируя Ветхий Завет — книгу Второзаконие 6:5 и книгу Левит 19:18. Об этом мы можем прочитать в Евангелиях. «И один изних, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:35-40).

Известнейшее толкование Закона Божьего содержится в Нагорной проповеди Иисуса Христа. В ней Господь раскрывает утраченный смысл заповедей и говорит о необходимости их соблюдения (Матфея, главы 5-7). В начале Нагорной проповеди Он говорит, что пришел на землю не для того, чтобы нарушить закон, но чтобы его исполнить во всей его полноте и глубине (Матфея 5:17,18). Затем Им толкуются заповеди закона, соблюдение буквы и непонимание смысла которых привело народ к духовной деградации, к утрате понимания Бога (Матфея 5:17-7:11). Завершая Нагорную проповедь, Иисус сказал: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Этот текст называют Золотым правилом Библии. Именно таким духом должно быть пронизано соблюдение заповедей.

Большинство христианских церквей соглашаются с тем, что девять из десяти заповедей, данные Богом в ветхозаветные времена, продолжают оставаться обязательными и в период Нового Завета. Полемика возникает лишь по поводу четвертой заповеди, требующей святить субботу.

Но вот известные факты из Нового Завета.

Воскресший Спаситель призвал Павла к апостольскому служению. В какой день Павел поклонялся Богу? «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Эллинов» (Деяния 18:4). Иудеи и язычники соблюдали субботу Господню (кроме приведенного текста см. также Деяния 13:14,42).

Ни в одном месте Священного Писания не говорится, что Бог перенес святость седьмого дня — субботы — на первый день недели — воскресенье. Новый Завет подтверждает, что ни один из ранних христиан не чтил воскресенье как день поклонения Богу.

В Новом Завете рассказывается о целом ряде споров, которые возникали между обращенными в христианство иудеями и принявшими христианскую веру язычниками. Некоторые члены христианского братства назывались «иудействующими», ибо они настаивали на соблюдении церемониальных законов Ветхого Завета. Они спорили с вновь уверовавшими о том, в какие дни нужно поститься, нужно ли язычникам обрезываться, праздновать ли годовые иудейские праздники и о многом другом. Но вы не найдете ни одного спора о том, в какой день недели нужно поклоняться Богу. Авторитет субботы Господней не подвергался никем ни малейшему сомнению.

Обратим внимание на тексты Нового Завета, рассказывающие о том, какой день недели соблюдал Иисус.

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Луки 4:16). Иисус соблюдал субботу и посещал богослужение в этот день.

За три с половиной года Своего земного служения Иисус никогда не говорил Своим ученикам, что заповедь о субботе будет изменена. Когда Он пророчествовал о разрушении Иерусалима, которое должно было случиться в 70 году нашей эры, почти через четыре десятилетия после Его вознесения на небо, Он указал Своим последователям, что заповедь о субботе будет соблюдаться и тогда (Матфея 24:20).

В Новом Завете существуют многочисленные тексты о соблюдении Десяти Заповедей. Иисус не отменил и не упразднил ни одной из них. Вновь приведем Его слова: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17). Лишь грешный человек постоянно пытается нарушать, изменять или отменять Божьи заповеди.

По Божьему замыслу суббота должна быть временем как физического, так и духовного покоя и отдыха. Это день, когда все наши мысли и побуждения устремлены лишь к горнему, когда мы уповаем на спасение Господне как в этой жизни, так и в будущей. Богу было угодно, чтобы суббота в нашей жизни была благословением. Он возжелал, чтобы еженедельное соблюдение субботы стало для нас восторгом и отрадой (Исаия 58:13,14).

Однако многие христиане считают, будто во времена Нового Завета люди, соблюдающие Десять Заповедей, особенно заповедь о субботе, находятся «под игом рабства». Иначе считал апостол Павел. Он писал: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием» (Римлянам 7:12,22).Псалмопевец переживал подобные же чувства: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения… Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое» (Псалтирь 118:165,174).

Апостол Иаков характеризовал Десять Заповедей как «закон свободы», говоря, что если мы по нему живем, то будем благословенны в своих делах (Иаков 1:25).

Где нет закона, там нет осознания греха и преступления и, соответственно, наказания за них. Напротив, в Библии рассказывается о многочисленных случаях нарушения какой-либо из Десяти Заповедей и о Божьих судах над нечестивцами. И Новый Завет дает ясно понять, что если мы хотим избежать греха, то нам следует избегать нарушения закона, даже какой-то одной из его заповедей. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» (Иаков 2:10,11).

Соблюдаем ли мы закон из страха Божьей кары? Или из желания своими праведными делами «заработать» у Бога одобрение и «пропуск» в жизнь вечную? Нет, подобная мотивация является скрытым проявлением непонимания сущности Бога и отсутствия с Ним связи. Она не имеет ничего общего с истинным покоем и доверием Ему независимо ни от каких обстоятельств или условий.

Иисус сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Любовь побуждает христиан, с глубочайшей благодарностью принявших спасительную жертву Христа, соблюдать весь Его закон, все Десять Заповедей. Мы соблюдаем закон не для того, чтобы спастись, но потому, что благодарны Господу, Который уже совершил наше спасение на страшном Голгофском кресте.

Верующий человек соблюдает Закон Божий отнюдь не благодаря своей праведности. Ведь наша праведность, согласно Священному Писанию, подобна запачканной одежде (Исаия 64:6). Но верой принимая Христа, Его благодать, мы полагаемся на Его праведность. Ею Он оправдывает нас и наделяет желанием и силой поступать по Божьему мерилу праведности, так что соблюдение Его закона приносит нам радость.

Итак, давайте подведем итоги. На страницах Священного Писания, начиная с книги Бытие и заканчивая книгой Откровение, то есть с первой и до последней книги Библии, говорится о том, что Божьи Десять Заповедей, включая заповедь о субботе, всегда были и остаются в силе.

Вечный Десятисловный Закон включен как в Ветхий, так и в Новый Заветы. Божий Закон служил нравственным мерилом до горы Синай и остается таковым после воскресения Господа Иисуса Христа.

Библия не оставляет сомнений относительно того, какой день принадлежит Господу. Все Священное Писание воздает, согласно четвертой заповеди Закона Божьего, должные почести субботе.

«А как же воскресенье? — спросите вы. — Ведь в этот день наш Господь воскрес из мертвых!» Да. Это действительно так. И нет более радостного события в истории нашей грешной планеты, чем Его воскресение! Ведь воскреснув, Он смертью смерть попрал и даровал нам, грешным людям, надежду на спасение и жизнь вечную. Мы ощущаем извечную пасхальную радость от этого великого события и с благодарностью помним о нем!

Но в Библии, как мы узнаем из последующих глав, нет ни одного указания на то, что день поклонения Богу изменен или перенесен и что днем Господним теперь является воскресенье.