4. Католическая церковь признает, что произвела замену

Бог смотрит на сердце и судит каждого человека индивидуально, учитывая, прежде всего, искренность его убеждений и поступков. У нас много замечательных друзей среди католиков, и все они являются преданными Богу христианами. У нас есть также много искренних друзей-христиан среди других верующих, которые соблюдают день воскресный. Мы не согласны с ними в вопросе о субботе, но Бог не поставил нас судить их.

Уважая право каждого верующего на свободу совести, в данной главе мы хотели бы представить читателю опубликованные в печати утверждения католической церкви относительно соблюдения воскресного дня.

«Конечно, Католическая Церковь признает, что изменение [субботы на воскресенье] произвела она. И это действие является знаком ее церковной власти и авторитета в религиозных вопросах» (К.Ф.Томас. Вера наших отцов, с. 14).«Поскольку в Библии установлена суббота, а не воскресенье, разве не удивительно то, что некатолики, претендующие на то, что их религиозные воззрения основаны исключительно на Библии, а не на церковном предании, соблюдают воскресенье вместо субботы? Они продолжают соблюдать обычай, даже несмотря на то, что он основан на авторитете католической церкви, а не на библейском тексте. Это соблюдение остается им напоминанием о Церкви-матери, от которой откололись некатолические секты — подобно тому, как мальчик, убежавший от своей матери, все же носит в кармане ее фотографию или локон волос» (Преподобный Джон О’Брайан. Вера миллионов, с. 421,422).

Католическая церковь не скрывает, что перенесла святость седьмого дня с субботы на воскресенье. Напротив, она даже гордится этим. Этому открыто учит католический катехизис. Эта же мысль высказывается во всех соответствующих церковных документах.

Имеет ли католическая церковь право на подобные действия? Обладает ли папа римский властью изменять Божьи заповеди? Правильно ли поступают христиане, что совершают воскресные богослужения, основываясь на постановлении его престола?

Большинство христиан, с которыми нам довелось говорить, верят в то, что для переноса святости субботы с седьмого на первый день недели существует библейское основание. Некоторые представители духовенства, с которыми мы беседовали, пытались обосновать свою позицию библейскими текстами. Но звучало это малоубедительно.

Вам уже известна наша точка зрения по данному вопросу. Позвольте также представить вам мнение некоторых известных лидеров протестантских конфессий.

Вот что сказал о субботе известнейший баптистский деятель, доктор Е. Т. Хискокс, автор «Устава баптистов»:

«Всегда было и остается повеление свято чтить субботний день, и это именно суббота, а не воскресенье. Мне возразят, что празднование субботы было перенесено с седьмого на первый день недели со всеми сопутствующими обязанностями, преимуществами и постановлениями.

Искренне желая раздобыть информацию по этому вопросу, который я изучал не один год, я спрашиваю вас: где можно найти свидетельства этого переноса? Явно не в Новом Завете — в Библии нет указаний на изменение заповеди или на перенос субботнего установления с седьмого на первый день недели».

В проповеди, произнесенной на встрече баптистских служителей, д-р Хискокс сделал следующие заявления:

«Для меня необъясним тот факт, чтобы Господь Иисус, на протяжении трех лет беседовавший со Своими учениками, ни разу не намекнул бы им на перенос святого дня на другой день недели. Напротив, Он часто обсуждал с ними тему субботы в ее различных аспектах, освобождал эту заповедь от ложных толкований фарисеев, чтивших иудейские традиции. Очевидно также, что ничего подобного не было Им сказано в течение тех сорока дней, которые Он провел со Своими учениками после воскресения из мертвых.

Насколько нам известно, этого не сделал и посланный ученикам Дух Святой, Который должен был напомнить им все слова Христа, в том числе и те, что были сказаны Господом по этому вопросу. Тему переноса не затрагивали апостолы Христа, когда проповедовали Евангелие, создавали церкви и наставляли вновь обращенных учеников.

Воскресный день вошел в христианскую традицию в первые века истории христианства не на основе Священного Писания; мы это знаем из произведений отцов церкви и из некоторых других источников. Какая жалость, что этот день, на котором стоит клеймо язычества (не случайно в большинстве языков он назван именем бога-солнца), был принят и освящен папским отступничеством и передан в дар протестантизму как священное наследие Рима!» (Нью-Йорк Экзаминер, 16 ноября 1893 года)

Возможно, вам будет интересно прочитать еще один документ. Пастор Южно-баптистской ассоциации Джозеф Тейлор пишет:

«Священное название седьмого дня — суббота. Этот факт настолько очевиден, что его не нужно доказывать… Заповедь гласит:…»Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему»… Ясное учение Слова Божьего по этому вопросу принималось во все века… Ни разу ученики не применили закон о субботе к первому дню недели — это было сделано значительно позже. Апостолы также ни разу не говорили о том, что на смену седьмому дню теперь пришел первый день недели» (Джозеф Джадсон Тейлор. Субботний вопрос, с. 14-17,41).

Свой святой день, субботу, Бог отметил особым знаком, печатью Своего авторитета. Это можно увидеть даже из формулировки четвертой заповеди. Подобно тому, как печать земного монарха включает указание на его имя, титул и владения, Бог включил эти же составляющие в текст Своей четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу [имя] твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь [титул] небо и землю, море и все, что в них [владения], а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Заповедь о субботе содержит «печать» Божественного господства над землей!

«Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я ГОСПОДЬ, освящающий вас» (Исход 31:13).

Ранние христиане признавали это знамение Божественного авторитета. В первые сто лет истории христианской церкви вы не найдете дебатов по вопросу о субботе. Они разгорелись в последующие триста лет, о чем упомянуто в многочисленных летописях.

Церковная история свидетельствует: языческий Рим узаконил христианство, что было для него формальной уступкой и политическим решением. Вслед за этим римское государство, сращенное с римско-католической церковью, предприняло все попытки, чтобы стереть с лица земли заповедь о Божьей субботе. Римские правители столкнулись со стойким сопротивлением со стороны верных Богу людей. Однако государственно-религиозная система изыскала способ, как преодолеть это сопротивление.

Лаодикийский собор 364 года н.э. (Канон XXIX) постановил; «Христиане не должны иудействовать и пребывать в субботу в праздности, они должны в этот день трудиться; христианам следует особо святить и почитать день Господень — воскресенье и, по возможности, воздерживаться в этот день от работы. Если же они будут продолжать иудействовать, их следует отлучать от Христа» (Чарльз Дж. Хефеле. История христианских соборов, том 2, с. 316).

Издание этого указа доказывает два несомненных факта. Во-первых, на протяжении более чем трехсот лет после вознесения Христа на небо христиане продолжали совершать богослужения по субботам. Во-вторых, римское папство желало искоренить тех, кто следовал Божественным наставлениям, а не заповедям человеческим, поэтому против них предпринимались решительные меры.

История сообщает, что на основании постановления Лаодикийского собора 364 года н.э. соблюдение субботы наказывалось смертью! Многие стали мучениками за Христа, тогда как другие уступили, чтобы спасти себе жизнь.

Кто несет ответственность за это противостояние? Кто ввел традицию соблюдения воскресного дня? Некогда будучи светоносным ангелом, сатана утратил свое высокое достоинство и возненавидел Бога, Его авторитет и Его закон. Он вознамерился уничтожить знамение между Богом и людьми, субботу Господню, напоминающую людям об их Творце и Искупителе. И действовать он стал через отступившую от Божественного авторитета государственно-религиозную систему.

Сатана из гордости и зависти хочет быть «подобным Всевышнему» (Исаия 14:12-15). С тех пор, как главный враг наших душ искусил в Едемском саду Адама и Еву, он непрестанно сеет в людях семена неверия в авторитет Слова Божия. Так он пытается обрести над нами полную власть.

Не боясь этого, многие христиане говорят: «Да какая разница? Я ведь отвожу один день в неделю для поклонения Богу, и этого достаточно!» Другие говорят: «Для меня все дни одинаково святы».

В глазах Господа человек не может святить любой день! Только Бог может благословить и освятить день, как Он это сделал с субботой.

Божьи пути выше наших путей; мы не всегда их понимаем. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8,9). Помните историю Неема-на, сирийского военачальника, пораженного проказой? Это повествование находится в 5-ой главе 4 книги Царств.

Когда пророк Господень Елисей послал сказать Нееману, что для исцеления от проказы он должен семь раз окунуться в грязных и мутных водах Иордана, Нееман был оскорблен. «Разве реки Дамасские не лучше всех вод Израильских?» — негодовал он. Но его все же убедили последовать Божьему совету.

Окунувшись один, два раза… шесть раз, Нееман, этот высокопоставленный в сирийском обществе человек, наверное, чувствовал себя глупо в глазах своих слуг. Но когда он в седьмой раз окунулся в воду Иордана, исцеление наступило.

Почему? Потому что Бог благословил именно седьмое погружение как символ послушания язычника Неемана воле Бога Всевышнего. И хотя в тот момент она была ему непонятна, Нееман все же выполнил ее. И только благодаря этому исцелился (4 Царств 5:1-19).

Бог сотворил субботу как день покоя от обычных дел и поклонения Ему. Наше отношение к субботе показывает, кого мы признаем высшим авторитетом в своей жизни — Бога или человека.

Это не второстепенный вопрос. Согласно Библии, он станет жизненно важным, когда людям будет навязываться пророчески предсказанное начертание зверя (Откровение 13:16,17).

Если что-то и впечатляет в позиции римско-католической церкви по вопросу субботы, так это ее ясное заявление о том, что нарушение субботы — серьезное дело. Руководители этой церкви справедливо утверждают, что отмена субботы — это отступление, отход от Божьего Слова.

По их мнению, изменение дня поклонения с субботы на воскресенье, произошедшее в истории, является знаком власти и авторитета католической церкви. Но наделяет ли Священное Писание церковь правом изменять Слово Божье или условия Божьего завета? Давайте вкратце рассмотрим тексты из Послания к Евреям, в которых его автор проводит параллель между тем, как следует относиться к Божьему завету и человеческому завещанию.

«И потому Он [Христос] есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последоваласмерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив» (Евреям 9:15-17).

Подобно тому, как ветхий завет не мог быть заключен без пролития крови тельца, что, как образ, указывало на будущую жертву Христа, так и новый завет, «который утвержден на лучших обетованиях» (Евреям 8:6), не мог вступить в силу без Голгофы, без пролития Христом Своей драгоценной крови. И, согласно апостолу Павлу, никто не вправе дополнять или отменять условия заключенного завета: ведь «…даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему» (Галатам 3:15).

Когда день поклонения был перенесен с Божьей субботы на воскресенье? История свидетельствует, что это было сделано лишь спустя три с лишним сотни лет после распятия Христа. Может ли соблюдение воскресенья по праву считаться частью нового завета, если после пролития Христовой крови в нем уже ничего нельзя дополнить или изменить?

Новозаветными памятниками, увековечивающими воскресение Христово, являются крещение и причастие. Они были заповеданы Самим Христом (Матфея 28:19; Луки 22:19-20). Вот что апостол Павел говорит о крещении: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римлянам 6:4).

Накануне Своей смерти, в напоминание о Своем распятии, Христос также учредил обряд причастия. Хлеб призван напоминать нам о Его теле, принесенном однажды в жертву ради освящения всех людей (Евреям 10:10). Виноградный сок в чаше служит напоминанием о Его драгоценной крови, пролитой ради нашего очищения от греха (1 Иоанна 1:7).

Прежде чем Своей кровью утвердить крещение и причастие, Христос сказал, что они являются неотъемлемой частью нового завета. Если бы это входило в Божьи планы, Он наверняка сообщил бы и об изменении дня поклонения с субботы на воскресенье! Однако Он этого не сделал. Изменение в Его последнее завещание и завет было внесено людьми, причем через много лет после Его смерти.

Апостол Павел предупреждает нас: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому… а не по Христу» (Колоссянам 2:8).Хотим поделиться с вами некоторой информацией. Если у вас есть доступ в Интернет, на сайте immaculateheart.com вы можете прочитать подборку статей, написанных католическими богословами. Когда откроется главная страница, кликните мышью на MaryOnLine, а затем на Rome’s Challenge (Вызов Рима).

В этой серии статей, опубликованных в церковном журнале «Католическое зеркало», есть несколько потрясающих отрывков. Вот что поместили редакторы MaryOnLine+:

«…Вызов, брошенный Римом более 100 лет тому назад, остается в силе: либо права Католическая церковь, либо правы адвентисты седьмого дня — другого выбора просто нет.

Если человек не принимает ни ту, ни другую позицию, тогда рушится основной принцип протестантизма, или тот столп, на котором он стоит, — Сола Скриптура (Библия и только Библия). Тогда остается вымышленная религия, вымышленный Бог и вымышленный набор вероучений, которые устраивают человека, но не устраивают Творца. Подобно своим предшественникам — сатане и Лютеру — протестанты, если не словом, то, по крайней мере, поступками, говорят: «Я не буду служить [Богу]». Проблема остается, и никто ее не решает — ни евангельские христиане, ни фундаменталисты, ни христиане из основных протестантских вероисповеданий. В конечном итоге, главенствующим остается авторитет Католической Церкви, данный ей Самим Богом…»

Вот еще одна цитата из «Католического зеркала», которую мы нашли на этом сайте. Она довольно длинная, но стоит потратить время, чтобы ее прочитать — она вполне заслуживает внимания. Католическая церковь хорошо разбирается в вопросе святой Божьей субботы.«…Учитель [протестантов, то есть Библия] убедительно требует, чтобы закон о субботе соблюдался каждую неделю… Ученики же этого учителя ни разу за свою более чем трехсотлетнюю историю не соблюдали данного Божественного предписания!

Письменное Слово Божье неоднократно, категорично и самым решительным образом предписывает поклоняться Богу в день субботний…

Однако претендуя на то, что они следуют только Библии как своему учителю, эти люди позорно перед всем миром отбрасывают в сторону этого единственного учителя и принимают учение и обычаи Католической Церкви, «матери мерзостям земным», как они ее называют, когда им это удобно. И это несмотря на страшные угрозы, произнесенные Самим Богом в отношении тех, кто не повинуется заповеди «Помни день субботний, чтобы святить его». Перед тем, как закончить этот цикл статей, мы еще раз обращаем внимание читателей на следующие основные положения: 1. Христианское Воскресенье есть подлинный плод союза Святого Духа с Его супругой Католической Церковью. 2. Любые претензии протестантизма по этому вопросу оказались беспочвенными, противоречивыми и самоубийственными для протестантов. Первое утверждение не нуждается в особых доказательствах. Более чем за тысячу лет до появления первого протестанта Католическая Церковь, в силу своей Божественной миссии, перенесла день [поклонения] с субботы на воскресенье…

Протестантский мир при своем рождении обнаружил, что христианское воскресенье слишком сильно укоренено, и ему будет не по силам противостоять этому. Поэтому он вынужден был уступить и согласиться с таким положением вещей, тем самым на протяжении вот уже более трехсот лет признавая право [Католической] Церкви изменить день [поклонения]. Таким образом, до сего дня христианское воскресенье, признанное чадо Католической Церкви как супруги Святого Духа, остается незыблемым установлением. Протестантский мир не осмеливается произнести ни слова протеста против его соблюдения… Давайте теперь обратим внимание на другой постулат, в котором Библия объявляется единственным учителем и путеводителем в вере и нравственности. Этот учитель самым решительным образом запрещает по высшим причинам менять день [поклонения].

Заповедь призывает к «вечному завету». Но день, который учитель велит соблюдать, так никогда и не соблюдался. Таким образом, произошло отступничество от якобы неизменного принципа. Оно настолько внутренне противоречиво, смешно и вследствие этого самоубийственно, что это трудно выразить словами. Но это еще не предел падения нравов, далеко не предел. Предлог, под которым они вышли из лона Католической Церкви, состоял в имевшем место отступлении от истины, как она преподана в письменном слове [Божьем]. Они приняли писаное слово в качестве своего единственного учителя. Но не успели они это сделать, как сразу же поспешно отреклись от него, как это убедительно доказывается в данном цикле статей. В своем заблуждении, порочности и своенравии они принимают учение Католической Церкви, которое прямо противоположно неизменному и постоянному наставлению их единственного учителя. Тем самым они еще больше утверждаются в своем нелепом положении, которое можно охарактеризовать как «посмешище, заблуждение и западня»».

Смелое заявление, не правда ли? Вместе с тем, католические богословы абсолютно правы, когда утверждают, что большинство протестантов приняли день поклонения, введенный католической церковью, и тем самым отступили от принципов Священного Писания. Здесь мы с ними соглашаемся: нарушение субботы — это отступничество, предательство истины.

Сатана всегда стремится разделить человека с Богом. Чувствуете, как он пытается утвердить знак своей власти, своего авторитета, возвышая, якобы по веским причинам, иной день поклонения, а не тот, который преподан в Слове Божьем? В критический час истории, в кульминационное для нашей земли время Божья суббота станет проверкой нашего послушания Богу. Она будет определять, кому мы служим: Богу Вселенной или князю тьмы века сего.

По Своей великой милости Бог прощает нам наше незнание. Но, «оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа…» (Деяния 17:30,31).

Спящей церкви нужно возродиться и заново осознать важность истины о дне Господнем! Когда наступит последний кризис в истории земли, наша вечная участь будет зависеть от того, чей авторитет мы признаем, чью печать или чье начертание мы принимаем.

В следующей главе мы позволим Библии истолковать символы двух знаменитых пророческих книг Священного Писания — книги Даниила и книги Откровение (Апокалипсис). В них настолько последовательно изложена Божья весть для нашего времени, что при тщательном и непредвзятом исследовании не может возникнуть никаких сомнений или непонимания, в чем заключается эта весть.