Библиотека soteria.ru
12 проповедей о прославлении
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 5819 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Хвала каждый день
Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. Псалом 144:1-2.
Если я спрошу: «Вы молитесь?», — то каждый христианин, конечно ответит: «Да». Тогда я задам еще один вопрос: «А молитесь ли вы каждый день?», — и ответ обычно таков: «Да, несколько раз в день. Я не могу жить без молитвы». Именно такого ответа я и ожидал, поэтому не буду больше задавать вопросов о молитве. Но я хочу спросить о другом: «Благословляете ли вы имя Бога каждый день? Восхваляете ли вы Бога так же часто, как молитесь?» И вот я не получаю в данном случае необходимого ответа. Обычно я слышу: «Должен признать, что не часто восхваляю Бога». Но, дорогие друзья, разве это правильно? Разве можно часто обращаться к Богу с просьбами в молитве и редко прославлять Его? Хвала в течение дня должна звучать из наших уст так же часто, как и молитва. Мне кажется, что не прославлять Бога так же плохо, как забывать молиться Ему. Хочу, чтобы каждый из вас задумался над этим. Надеюсь, вы постараетесь в будущем восхвалять Его каждый раз, когда будете молиться.
Хвала не так распространена в семейном поклонении Богу, как молитва и чтение Писания. Мы не можем все вместе петь дома по разным причинам. Но совместное пение в семейном кругу желательно. Я согласен с Мэттью Генри (Английский проповедник конца XVII — начала XVIII века, написавший комментарии к Библии. Сперджен считал его комментарии самыми лучшими, в каталоге Сперджена они стоят под первым номером, за ними комментарии Кальвина.), который сказал: «Те, кто молятся в семейном кругу, поступают хорошо, те, кто читают Писание, — еще лучше, но лучше всех поступают, те, кто и молятся, и читают, и поют». Поклонение дома должно быть полным и целостным.
С семьей ли, без семьи давайте стремиться восхвалять Бога в течение всего дня. Давайте примем решение: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки».
Братья, хвала не является чем-то второстепенным, и мы обязаны возносить ее Богу. Чувство справедливости должно побуждать нас славить Господа. Это самое малое, чем мы можем воздать Ему за дарованные благословения, а иногда, это все, на что мы способны. Неужели не вырастет урожай хвалы для Того, Кто посылал нам солнечный свет Своей любви и орошал нас дождем Своей благодати? Никакой дани хвалы нашему милостивому Господу и Царю? Он не требует от нас рабского пресмыкания, а просто говорит: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня». Хвалить Бога хорошо, приятно и прекрасно.
Хвала Господа, как ничто другое, отличает детей Божьих от остальных людей. Человек, притворяющийся благочестивым, дважды в неделю постится, ходит в храм и произносит что-то наподобие молитвы. Но искреннее прославление Бога — это признак истинного усыновления, свидетельство того, что Божественная благодать изменила сердце человека. Если мы не восхваляем Его вечно благословенное имя, то наша любовь к Богу поверхностна.
Хвала Богу очень полезна для нас самих. Если бы мы больше прославляли Бога, наша жизнь была бы более благословенной. Что еще может придать нам столько сил и так помочь стать выше постоянных испытаний, вынести тяжесть рабочего дня, как песни хвалы Всевышнему?! Солдаты маршируют, забыв об усталости, когда оркестр играет бодрый марш. Когда моряки поднимают якорь, то они громкими возгласами подбадривают себя. Давайте же испытаем живительную силу гимнов хвалы. Ничто так хорошо не подковывает копыта коней, впряженных в колесницу жизни, как прославление Бога. Хвала прекращает ропот и учит быть довольным. Если бы мы больше славили Бога, мы бы намного меньше жаловались на свою жизнь. Хвала Богу создает ореол славы вокруг любого труда. В ее лучах самые обычные заботы приобретают новый смысл. Любое дело превратится в поклонение Богу, если оно будет освящено молитвой и хвалой. Мы бы стали более счастливыми, более святыми, уподобили бы свое пребывание на земле небесной жизни, если бы искренне сказали: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой…»
Кроме того, братья, если мы не восхваляем Бога в этой жизни, значит, мы не готовимся к жизни будущей. Небесная жизнь состоит из одного только прославления. Что мы будем делать там, если хвала будет непривычна нам? Жизнь на земле — подготовительная школа для того, чтобы в будущем мы могли трудиться среди совершенных. Разве вам не хочется уже сейчас готовиться к пению гимнов вечности?
И когда приду я в вечность,
Этот гимн опять спою,
Гимн святой и бесконечный
Про святую жизнь в раю.
Научитесь азам небесной хвалы, вознося еще в этой жизни радостное благодарение, восторженное почитание и самозабвенную любовь. Однажды, переступив порог небесного дома и заняв место среди сладких певцов, вы скажете: «Я долгие годы готовился к этому. Я прославлял Бога, пока жил в мире греха и страданий и был отягощен телом смерти. А теперь, освободившись от земного и греховного, от тюрьмы тела, я буду петь Господу еще более радостно и возвышенно».
Как жаль, что я не могу сказать слов, которые бы побудили всех детей Божьих к прославлению Господа! И как бы я желал, чтобы те, кто еще не является детьми Божьими, стали ими! Вам должно родиться свыше, ибо вы не можете славить Бога, внутренне не возродившись. «Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои…» Вы не можете достойно прославить Бога, пока находитесь в состоянии вражды с Ним. Примиритесь с Богом смертью Его Сына, и тогда вы сможете прославлять Его. Да не устанет никто из тех, что вкусили, петь как благ Господь, кто был избавлен от греха кровью искупления, воздавать Ему ежедневную хвалу и благодарность!
Чтобы лучше исполнять свой долг ежедневной хвалы, обратимся к прочитанному месту Писания. Да наставит нас Святой Дух через него!
I. Псалмопевец принимает решение о личной верности Богу: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой…» Давид перед своим Богом и Царем заявляет о сознательном решении вечно прославлять Божье величие.
Он воздает дань почитания Богу как своему Царю. Мы не можем правильно прославить Бога, если не видим Его сидящим на престоле и обладающим безграничной властью. Подданные-бунтари не могут восхвалять своего господина. Мы должны взять иго Господа, потому что оно благо, и бремя Его, ибо оно легко. Вы должны подойти, коснуться Его серебряного скипетра и получить милость, признавая Его своим законным Господином, Законодателем и Правителем. Везде, где Иисус принят, Он должен править. Если Бог истинно познан, значит, Он будет царствовать. Над объединенным королевством тела, души и духа Господь Бог должен обладать абсолютной властью. Какая радость иметь такого Царя! «…Царь мой…», — говорит Давид, и мы понимаем, что эти слова были приятны для него. Он сам был царем на земле, но и у него был Царь — Бог. Наш Царь — не тиран, Он не придумывает драконовских законов. Он не требует непосильного труда или служения против нашей воли. Его законы справедливы и добры, и в соблюдении их — великая награда. Пусть другие хвалятся тем, что они сами себе господа, мы радуемся тому, что наш царь — Бог. Пусть другие подчиняются страстям, мы же находим свободу в полном подчинении нашему небесному Царю. Поэтому давайте прославлять Бога, признавая Его своим Царем, и с восторгом повторять гимн, который мы сегодня пели
Царь царей,
Господь господ.
Слава! Аллилуйя!
Не будем же довольствоваться тем, что Бог — наш Царь, давайте стремиться к тому, чтобы Он воцарился над всей землей. Пусть нашей ежедневной молитвой станет: «Да придет Царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Пусть всегда наша молитва прославляет Бога: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, во веки. Аминь».
Давид прославляет Бога, с верой обращаясь к Нему как к своему Богу: «Буду превозносить Тебя, Боже мой…». Маленькое слово «мой» подобно капле меда, или даже большому количеству лесного меда, который нашел Ионафан. С каждой ветви деревьев леса каплет мед, и заходящий в лес, оказывается погруженным в сладость. «Мой Бог», — ангелы не способны спеть более возвышенные слова. Какое мне дело до Бога другого человека? Если Бог не является моим Богом, стану ли я прославлять Его? Скажите, дорогие друзья, стал ли Бог вашим Богом? Можете ли вы сказать вместе с Давидом: «Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти»? Блажен был Фома, когда он вложил персты свои в раны Господа, склонился перед Ним и сказал: «Господь мой и Бог мой». Дважды признав Христа своим, он заявил об исчезновении своего неверия. Можете ли вы сказать: «Господь есть мой Бог»? Нам открылись Отец, Сын и Святой Дух, они есть один Бог, и этот единый Бог — наш Бог. Пусть другие поклоняются, кому захотят, а наши души любят этого Бога и называют Его своим. О возлюбленные, если вы можете сказать: «Мой Бог», — то вы не можете не прославить Его! Если Он отдал вам Себя, так что вы можете сказать: «Возлюбленный мой принадлежит мне…», — то вы отдадите Ему себя и добавите: «…и я — Ему». Две части этого предложения заключают в себе весь спектр небесной музыки.
Обратите внимание, что Давид твердо решил славить Бога. В двух предложениях он дважды сказал: «Буду». Иногда нам, простым смертным, не следует говорить: «Так будет», — потому что наша воля слаба. Но когда мы принимаем решение славить Бога, мы можем сказать: «Буду, буду», — чтобы закрепить свое намерение. Более того, вам придется повторять «буду» еще много раз, потому что постоянно на вашем пути будут встречаться препятствия, мешающие вам прославлять Бога. Впадая в уныние, говорите: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой…» Бедность, болезни, лишения будут приходить в вашу жизнь, и тогда повторяйте: «Буду восхвалять имя Твое во веки и веки». Дьявол будет пытаться убедить вас, что Христос не спасет вас, но вы отвечайте: «Всякий день буду благословлять Тебя…» Придет смерть, и вам, возможно, станет страшно, но вы воскликнете: «Буду… восхвалять имя Твое во веки и веки».
Воспряньте, воспойте, ликуйте,
Омытые Кровью Христа!
Вы новую песню воспойте Тому,
Кто вас спас от греха.
Мир ликует, мы прославляем. Древний девиз звучит так: «Dum spiro spero» (Пока дышу, надеюсь (лат.)), — но святые, я думаю, должны изменить его и воскликнуть: «Dum expiro spero». Я надеюсь не только, пока живу, но и когда умру, я буду надеяться. «Умру я или буду жить, но Бога прославлять не перестану». «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; буду петь и воспевать во славе моей».
Итак, Давид настроен решительно. Обратите, пожалуйста, внимание, что это его решительность. Он говорит: «Буду превозносить Тебя…» Что бы другие ни делали, я принял решение. Конечно, Давиду было приятно, когда и другие прославляли Бога: он бы с радостью присоединился к большому собранию людей, ведущих святую жизнь. Но все же его больше волнует свое сердце, ему важно, как он прославляет Бога. Заботиться о своем личном состоянии перед Господом — не значит быть эгоистом. Нельзя назвать эгоистичным гражданином того, кто очень тщательно исполняет поручения своего повелителя. Люди, вместе прославляющие Бога, — ничто, если каждый из них не поклоняется Ему искренно и от всего сердца. Ценность хвалы любого собрания определяется ценностью хвалы каждого участника, говорящего: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой» Я не могу сидеть с закрытым ртом, хотя множество людей вокруг меня поют. Сколько бы поющих меня ни окружало, они не могут петь за меня, они не могут заплатить мой долг хвалы, и поэтому пробудись, мое сердце, и начни превозносить своего Бога и Царя. А что если другие откажутся петь, что если позорное молчание займет место хвалы Богу? Тогда я буду еще с большим усердием тормошить тебя, душа моя, чтобы ты могла еще с большим рвением прославлять твоего Бога и Царя! Я буду петь соло, если рядом не окажется хора. В любом случае я буду превозносить Тебя, Боже! Люди могут уйти от Тебя к другим богам, могут сотворить себе новых, но я приложу свое ухо к дверному косяку Иеговы, я никогда не перестану служить Ему. Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Что бы ни случилось, я буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой!
Братья и сестры, а не затерялся ли кто из вас в таком большом собрании? Может быть, вы думаете, что и без вас все будет хорошо? Скорее исправьтесь, каждый должен иметь, что принести Богу. Пусть у Него не будет повода сказать: «Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня». Не будем медлить с хвалой, ведь Он так быстро являет Свою благодать.
Давид прославлял Бога всегда. Решить прославлять Бога может только тот, кто уже прославляет Его. Когда он говорит: «Буду превозносить Тебя…», — то это значит, что он будет продолжать это делать. Мы идем от хвалы к хвале. И благодаря этому сердце наше изменяется, изменяется жизнь, всходят новые посевы и урожай созревает. Брат, пожалуйста, не говори: «Я превознесу Тебя завтра», — или «Я превознесу Тебя потом, когда стану постарше и посвободнее». Нет и еще раз нет. Вы должны, обязаны сделать это сегодня же. Нельзя прославить Бога слишком рано. Первый наш вздох — это Его дар, и его надо потратить на благодарность Создателю. Раннее утро надо посвятить прославлению. Разве птицы не подают нам пример? Пусть ваша хвала не заставит себя ждать, а вырывается из уст сразу же, по получении благословения от Господа, иначе промедление будет расценено как неблагодарность. Милость, достигшую ваших берегов, встречайте бурными восклицаниями. Возьмите пример с цыпленка, который, когда пьет, поднимает свою головку, как бы выражая благодарность. И наша благодарность должна быть эхом голоса милосердия. Пред лицом Господа Царя постоянно радуйтесь, благословляя Его имя.
Давид верен Господу. А вы? Верны ли вы своему Богу и Царю? Если верны, тогда я призываю вас прославить Его имя. Возрадуйтесь в прославлении Его и возвеличьте Его имя так, как только можете. Прославляйте Его своими устами, прославляйте Его своей жизнью, прославляйте Его всем своим существом, прославляйте Его каждым своим даром и каждой способностью. Будьте изобретательны: воспойте Господу новую песнь. Отдайте Ему ценный алавастровый сосуд, разбейте его и вылейте сладкие благовония на голову и ноги Искупителя. Вместе с кающимися грешниками и мучениками превозносите Его! Вместе с пророками и апостолами превозносите Его! Со святыми и ангелами превозносите Его! Велик Господь, Он достоин великой хвалы.
II. Во второй части рассматриваемого нами отрывка Давид говорит: «…буду… благословлять имя Твое во веки и веки». Это плод размышления . Слепая хвала не нужна всевидящему Богу. Он запретил древним приносить в жертву слепых животных. У нашей хвалы должен быть не только язык, но и ум. Мы должны знать, кто тот Бог, которого мы прославляем. Поэтому Давид говорит: «…буду… восхвалять имя Твое…»
Заметьте, что поклонение Давида наполнено внутренним восхищением : он знает Своего Господа и благословляет Его Божественное имя. Что значит «благословляет»? «Благословлять» не равнозначно слову «прославлять», между ними есть разница, потому что написано: «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Можно прославлять человека, но нельзя благословлять его. Можно прославлять какого-нибудь великого артиста, но он может оказаться ничтожеством, и вам никогда не придет в голову благословлять его. В благословении должны быть любовь и восхищение. Оно ближе, дороже и сердечнее хвалы. «…Буду благословлять… имя Твое», то есть «буду восхищаться Твоим именем, буду радоваться с любовью».
Бог — источник счастья в сердце, и чем больше мы размышляем о Его характере, тем радостнее становимся. Господне имя — любовь. Он милостив и щедр, нежен и сострадателен. И более того, Он справедливый Бог, праведный, верный, истинный, святой. Он могущественный Бог, мудрый и неизменный. Он Бог, слышащий молитвы, Бог, исполняющий обещания. И нам бы не хотелось, чтобы Он был другим. Мы вполне довольны таким Богом, каким Его нам открывает Писание. Но не каждый согласится со мной, потому что многие номинальные христиане в наши дни придумывают себе такого бога, какой им нравится. Если они, читая Писания, встречаются с каким-нибудь качеством Бога, которое заставляет их чувствовать себя неуютно, то они просто не принимают его. Они не могут верить в Бога, Который навечно лишает нечестивых Своего присутствия, поэтому они придумывают себе божество, которое безразлично относится ко греху. Я же принимаю все, что открыто о нашем Боге. Если я не понимаю какого-то учения, то в смирении склоняюсь перед тайной. Если слышу что-либо о моем Боге, что не приносит мне радости, я понимаю, что с моим представлением о Нем что-то не в порядке из-за моего греха или невежества, и поэтому я прошу Его: «Наставь меня в том, чего не понимаю». Я уверен, что святые и совершенные в знании существа всегда с радостью принимают все, что делает Бог, и прославляют Его за все Его деяния. Не благословляют ли наши души прямо сейчас нашего Господа Бога, избравшего, искупившего и призвавшего нас по Своей благодати? Бог — бездонный океан радости для нас, потому что Он и Создатель, и Хранитель, и Спаситель, и Царь, и Отец. Поэтому в святой тишине мы можем услышать, как говорят наши души: «Благословен Господь! Благословен Господь!» Он именно такой, каким мы хотим, чтобы Он был. Он лучше, чем мы могли представить и мечтать. Он — венец нашего восхищения, вершина благости, в Нем совокупность всех совершенств. И каждый раз, видя свет солнца или ощущая его тепло, мы должны благословлять имя Господа.
Я думаю, что когда Давид сказал: «…буду благословлять Тебя…», — Он желал доброго Господу. Благословить человека означает сделать ему добро. Сколько добра Бог ниспосылает нам, благословляя нас! Мы не можем благословить Бога в том смысле, в котором Он благословляет нас, но мы бы хотели сделать это, если бы это было возможно. Но если мы ничего не можем дать Богу, то по крайней мере мы можем желать, чтобы Он был познан и любим нашими ближними. Мы можем желать добра Его Царству, Его делу в этом мире. Мы можем благословить Его, благословляя Его народ, стремясь к исполнению Его замыслов в нашей жизни и выполняя Его повеления. Мы благословляем Его, смиряясь, когда Он наказывает нас, благословляем Его за ежедневные милости. Иногда мы повторяем вслед за псалмопевцем: «Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны. К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое». О, если бы я мог умыть ноги Иисуса Христа! Есть ли здесь верующий, который бы не жаждал совершить это служение? У вас есть возможность сделать это: вы можете умывать ноги Христа, заботясь о Его бедных учениках и помогая им в их нуждах. Вы не можете накормить Искупителя, потому что Он не голоден. Но некоторые из верующих в Него голодны! Накормите их! Он не жаждет, жаждут Его ученики. Дайте им чашу холодной воды во имя Господа, и Он примет ее как поданную Ему. Разве вам, любящим Его, не хочется что-нибудь сделать для Него? Так сделайте же и тем самым благословите Его. Одно из естественных желаний истинного христианина — желание делать добро для своего Бога и Царя. Он возлюбил меня и отдал себя за меня. Не должен ли я отдать себя Ему? О, как нам необходимо полное посвящение Христу! Давайте благословим Бога, возложив все, что у нас есть, на алтарь служения Ему, отдав свою жизнь для святого труда!
По всей видимости, Давид также изучал характер и дела Бога, и тем самым прославлял Его. В наших песнях должен быть смысл. Чем лучше мы знаем Бога в Иисусе Христе, тем лучше сможем благословить Его. Поэтому я призываю вас ближе познакомиться с Богом. Изучайте Его святую Книгу. В ней как в зеркале отражается слава Господа, особенно в личности Иисуса Христа, Который является Словом Бога. Очень жаль, что наша хвала порой испорчена незнанием Бога. Знающие Бога, буду доверять Ему и прославлять Его имя.
Как видно из слов Давида, после изучения качеств Бога он не нашел ничего, за что он не мог бы прославить Его. Он не говорит: «Я буду благословлять Твое имя во всем, кроме одного. Я увидел нечто ужасное в том, что Ты открыл о Себе, и за это я не могу благословить Тебя». Нет, ничего подобного Давид не говорит, он восхищается всем Богом, каким он Его знает. Всем сердцем он прославляет Бога за все то, что Он открыл о Себе. Можно ли то же самое сказать о нас, возлюбленные? Я надеюсь, что да.
Я также прошу вас обратить внимание, сколько сил он вкладывает в свои слова: «…буду… благословлять… имя Твое во веки и веки». Возможно, вам приходилось слышать такой каламбур: «На всю вечность и еще один день». Но Давид идет дальше и говорит: «Я буду благословлять Твое имя всю вечность и еще одну вечность». Не слишком ли долго? Существуют ли две вечности? Братья, даже если бы существовало пятьдесят вечностей, мы бы провели их все в прославлении нашего Господа Бога. «…Буду благословлять… имя Твое во веки и веки».
Один критик заметил, что вечности не может не хватить. Но он не был поэтом. Если бы в его душе была хотя бы одна поэтическая искра, он не стал бы придираться к буквальному значению этих слов. Поистине в поэзии и прославлении Бога буква убивает. Язык слишком слаб, чтобы пламенное сердце могло выразить себя с его помощью. Слова незаменимы для нашего холодного рассудка. Но когда разум наполняется мыслями хвалы, тогда очень сложно найти нужные слова. Как часто, находясь за этой кафедрой, я чувствовал, что мог бы намного лучше выразить свои мысли, если бы отказался от использования языка и позволил говорить моему сердцу! Давид говорил так, словно хотел вырваться из языковых ограничений. Ему нужно выйти за пределы времени, чтобы найти простор для своего сердца. «…Буду благословлять… имя Твое во веки и веки». Как я люблю эти слова! Они свидетельствуют о том, что Давид, благословляя Господа, говорил от всего сердца. Он размышлял, а в его душе разгоралось пламя. Он готов был вновь скакать перед ковчегом.
III. А теперь я перехожу к мысли о необходимости ежедневного восхваления Бога. Эта мысль выражена в рассматриваемых нами стихах. Я прошу вас запомнить слова: «Всякий день буду благословлять Тебя…» Не день и не неделю в году я буду прославлять Тебя, оставаясь в молчании в остальные дни года, я буду благословлять Тебя всякий день круглый год. Но почему так должно быть?
Ежедневной хвалы требует ценность тех даров, которые мы уже получили . Мы никогда до конца не сможем возблагодарить Бога за спасающую благодать и поэтому должны постоянно славить Его. Еще несколько лет назад мы были мертвы и потеряны, но Бог нашел и оживил нас. Мы должны славить Бога за это каждый день. Мы были черны, как ночь, из-за греха, а теперь стали белее снега. Разве можно не прославлять Господа за это? Он возлюбил нас и отдал Себя за нас. Может ли наступить такой день, когда я не должен буду восхвалять Его за это? Когда мы сможем прекратить восхвалять нашего Господа за Гефсиманию, Голгофу и Его драгоценную кровь, которой Он искупил нас? Даже если бы нам не за что было славить Бога, кроме как за избрание, искупление, действенный призыв и усыновление, то и тогда у нас было бы достаточно причин, чтобы прославлять Господа каждый день нашей жизни. Свет, рассеявший тьму, в которой мы когда-то жили, согревает нас своим теплом, а значит, мы по-прежнему должны славить Господа.
Сегодня нам надлежит благодарить за милости, полученные вчера. Волны времени и волны Божьей любви вынесли нас на берег Сегодня, и этот берег оказался устланным Его благословениями. Вот я дожил до воскресного утра и радуюсь этому, потому что еще одна неделя прошла и Бог дал силы для труда. Некоторые из нас буквально окунулись в океан благословений за время от прошлого воскресения до нынешнего. Если бы мы никогда не получали милостей Бога, за исключением прошедшей недели, то и тогда у нас были бы основания славить Его сегодня.
Когда наступит завтра, разве мы не станем благодарить Бога за прошедшее воскресенье? Не можем же мы забыть о Господе уже в понедельник! Перед тем, как вы окунетесь в это мир, погрузитесь в кристально чистые воды прославления Бога. Хороните каждое вчера в дорогом шелке и благоухании хвалы.
Каждый день приносит свои милости и заслуживает своей хвалы. Когда пройдет понедельник, вам будет за что прославить Бога во вторник. Тот, кто хочет увидеть Бога, не будет разочарован в своем желании. Не прилагая больших усилий, вы можете замечать милости Бога каждый день в году. Каждое утро выпадает новая роса, а вместе с ней изливаются новые благословения. «Каждый день — новые неприятности», — скажет кто-то. Прославьте Бога за неприятности, ведь они просто один из драгоценных видов благословений. «Каждый день — новые заботы», — скажет кто-то другой. Возложите все заботы на Того, Кто печется о вас, и это принесет вам великие благословения. «Каждый день — снова работа», — и такое можно услышать, но ведь вместе с ней вы получаете силы.
Нет ночи, после которой бы не наступил день, так нет скорби, за которой бы не последовало утешение. Каждый день мы должны провозглашать память Его великой благости.
Если мы не можем прославить Бога за тот день, в котором сейчас живем, тогда давайте прославим Его за завтрашний день.
Давайте предвосхитим будущее и будем жить обещаниями. Сегодня мне плохо, но завтра мне будет хорошо! Сегодня я посыпаю пеплом голову, а завтра Господь увенчает меня милостью! Сегодня я болен, но завтра буду здоров! Через несколько лет я буду в окружении ангелов, рядом с Самим Господом. Да будет благословенно Его имя! Можно предвкушать небесную жизнь уже сейчас. Что говорит апостол? «Наше же жительство — на небесах». Не когда-то в будущем, а уже сейчас. Мы являемся гражданами неба уже сегодня, и уже сейчас мы обладаем преимуществами жителей нового Иерусалима. Христос принадлежит нам, Бог — наш! Поэтому возрадуемся, и возвеселимся, и прославим имя Господа сегодня.
«Всякий день, — говорит Давид, — буду благословлять Тебя…» Любой день — подходящее время для благословения Бога. Любая пора года — сезон для хвалы. Вы проснулись, солнечный свет струится сквозь щели в ставнях, он касается вашего лица, вы говорите: «Благословен Господь. Наступил прекрасный летний день». Поют птицы, благоухают цветы, вы не можете удержаться от хвалы Богу. Но часто вы просыпаетесь в сумраке зимнего утра, зажигаете спичку, и на свече начинает танцевать маленький огонек. Толстый, как одеяло туман, накрыл все вокруг. И если вы мудрый человек, то скажете: «Я не смогу прожить этот день, если не приму решение прославить Бога. В такую погоду, не прославляя Бога, легко поддаться унынию». Вы сбрасываете остатки сна и начинаете поклоняться Господу.
А в другое утро вы проснулись, осознавая, что отлично отдохнули ночью, и вы благодарите за это Бога. Но бывает так, что вы ворочались до самого утра, а когда оно наступило, вы возблагодарили Бога за то, что закончилась бессонная ночь. Вы улыбаетесь, слушая меня, но, друзья, всегда можно найти причину для прославления Бога. Многое в нашей жизни принято делать только в определенный сезон, но для хвалы — всегда сезон. Хорошо славить Господа днем. Как очаровательно прекрасна песня жаворонка, поющего высоко в небе! Хорошо благословлять Бога ночью! Как изумительны трели соловья, прорезающие ночную тьму! Поэтому от всего сердца говорю вам: «Давайте славить Господа в любую погоду и в любом месте». Иногда я говорю сам себе: «В течение прошлой недели меня мучила такая сильная боль, что я не мог прославить Бога так, как был должен это сделать, поэтому я удвою свои старания на этой неделе. Я уединюсь и специально восхвалю Господа. У меня есть долги, я должен их выплатить, возвеличивая Господа». Меня одолевает грусть, если я вспоминаю о каком-то дне, когда я не прославил Бога. Этот день был прожит напрасно. Самая прекрасная хвала, которая возносится к небесам, звучит из уст святых, прикованных к постели тяжелой болезнью. Хвала в тяжелое время — это настоящая хвала. Если ваш пес любит вас только во время обеда, то такая любовь настораживает. Но когда посторонний искушает его костью, а он остается верным вам, хотя полчаса назад вы наказали его за шалости, тогда вы понимаете, что собака действительно предана вам. Мы можем научиться у собак великой истине: подлинная любовь не зависит от того, чем ты обладаешь в данный момент. Давайте не будем дарить Богу обеденную любовь, когда Он благословляет нас. Но давайте любить и славить Его за то, Кто Он есть и что Он сделал. Давайте верно следовать за Ним, когда нам кажется, что Он оставил нас, и славить Его, когда Он жестко поступает с нами. Ибо в этом суть истинной хвалы. И хотя меня самого страдания почти не оставляют, я вполне доволен своим Господом и желаю прославлять, и только прославлять, Его. О, если бы я мог научиться делать это достойно Его величия! Я принимаю решение: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя…»
IV. В рассматриваемых нами стихах автор говорит о его надежде на вечное поклонение . Давид восклицает: «…восхвалять имя Твое во веки и веки!»
Нет сомнений, что когда Давид произносил эти слова, он верил в неизменность Бога. Ибо если Бог изменяется, как я могу быть уверен, что в будущем Он будет достоин моей хвалы? Давид знал, что Бог такой же, каким Он был всегда, и что Он всегда будет таким, каким был. Царь израильский еще не читал слов из Послания к Евреям: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», — и не слышал пророка, жившего после него: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились». Но он знал истину, содержащуюся и в первом, и во втором стихах Писания, и поэтому сказал: «…буду… восхвалять имя Твое во веки и веки». Поскольку Бог есть, Он достоин хвалы.
Ясно также, что Давид верил в бессмертие души. Он говорит: «…буду… восхвалять имя Твое во веки и веки». Истина о бессмертии была довольно смутно выражена на страницах Ветхого Завета, тем не менее Давид знал о ней. Он не ожидал смерти, а готовился вечно прославлять Бога, поэтому он сказал: «…буду… восхвалять имя Твое во веки и веки». Он никогда не слышал, чтобы Господь сказал: «Смертию умрешь, а не прославлять Меня будешь во веки». Нет, он рассчитывал жить и славить Бога вечно. Братья, в этом заключается и наша надежда, и мы никогда от нее не отречемся. Мы ощущаем вечную жизнь в своих душах. Мы бросаем вызов смерти и предлагаем ей попытаться погасить своей холодной рукой бессмертный огонь нашей любви и прекратить наше пение. Мертвые не славят Бога, и Бог не есть Бог мертвых, но живых. Мы по благодати Божьей причислены к живым, и мы знаем, что будем жить, потому что наш Спаситель Иисус Христос живет. Когда к нам придет смерть, она не сможет уничтожить нас: обстановка нашего существования изменится, но его суть останется той же. Наш язык может смолкнуть на короткое время, но наш дух, неподвластный болезням тела, будет по-своему продолжать славить Бога. А потом наступит день воскресения, и наш язык оживет вновь. Тело, душа и дух будут вместе восхвалять Бога нашего воскресения и вечной славы. «…Буду… восхвалять имя Твое во веки и веки». Нам никогда не надоест это святое занятие. Оно всегда будет для нас новым и захватывающим. На небесах нет необходимости в смене деятельности, если не считать изменений в словах и мелодии все новых и новых песен хвалы. Святые бесконечно будут славить Бога, вновь и вновь рассказывая чудную историю спасения, которую никогда нельзя рассказать до конца.
Конечно же, Давид принял решение непрестанно славить Бога, пока он живет под этим солнцем. Такое же решение должны принять и мы с вами. Братья, возможно, нам придется оставить какие-то другие важные занятия, но это дело мы никогда не бросим. Наступает момент в жизни проповедника, когда он уже не может говорить перед большой аудиторией. Джон Ньютон заявил в свое время, что не прекратит проповедовать, пока он жив. Я восхищаюсь его решительностью. Но, к сожалению, ему было бы лучше прекратить проповедовать в церкви св. Марии в Вулноте, когда он состарился, потому что его проповеди утомляли слушателей и он нередко забывал, о чем говорит. Он мог бы лучше послужить Богу в другом месте. О, мы можем прекратить проповедовать, но мы не можем перестать славить Бога! Придет день, мой друг, и вы не сможете пойти в воскресную школу, правда, я надеюсь, вы будете продолжать посещать ее, пока будете способны доковылять до класса. Но, возможно, детям уже будет не интересно на вашем уроке, и вы будете забывать, о чем вы должны рассказать. Но даже после этого вы сможете продолжать славить Господа. И вы будете продолжать. Иногда старики забывают собственное имя и не помнят своих детей, но по-прежнему не забывают прославлять Бога. Мне рассказывали об одном умиравшем человеке, который не мог ничего вспомнить перед смертью. Его друзья пытались напомнить ему разные имена, но он только качал головой. Наконец, они спросили, помнит ли он имя Иисуса Христа, и его глаза вдруг зажглись, разум просветлел, и он прославил своего Спасителя. Наш последний вздох будет отдан для восхваления Христа.
После того, как мы пройдем железными воротами и переберемся через последнюю реку, тогда мы будем славить Бога так, как никогда не могли бы прославить в этой жизни. Мы будем петь более прекрасные песни. И каких только высот мы ни достигнем, встав на орлиное крыло святой любви! Как глубоко мы сможем нырять в кристально чистые потоки хвалы! Когда мы впервые увидим превознесенный престол, то мы не сможем сделать ничего другого, кроме как снять свои венцы, положить их у ног Возлюбившего нас и упасть перед ним под тяжестью безмолвной хвалы. Мы будем переполнены восхищением и благодарностью. А когда, наконец, поднимемся на ноги, то присоединимся к пению наших братьев, искупленных кровью Агнца, и на мгновение опять прекратим петь, когда вновь будем обессилены радостным восторгом и будем вынуждены застыть перед бесконечным и неизменным Богом любви в безмолвном поклонении. О, как прекрасно там находиться! О, поскорее бы там очутиться! И, возможно, мы ближе к этому мгновению, чем думаем. Я не знаю, что еще я буду делать на небесах, но мне не надо ничего, кроме возможности достойно и вечно славить Бога. Не желаете ли и вы того же? Сердце, исполненное хвалой, — это нераспустившееся небо, а совершенная хвала — подлинные небеса.
И давайте закончим нашу беседу, попросив Бога о благодати изменить наше неверное отношение к хвале, исправить наши пути и облечься в одежды святого поклонения. Отныне и во все дни нашей жизни да будут нашим девизом слова: «Аллилуйя! Слава Господу!»
Утро, 30 мая, 1886 г