Библиотека soteria.ru
12 проповедей о прославлении
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 5819 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Хвала за дар даров
Благодарение Богу за неизреченный дар Его! Второе послание к Коринфянам 9:15.
В девятой главе Второго послания к Коринфянам апостол Павел побуждает коринфских верующих щедро жертвовать на нужды бедных христиан в Иерусалиме. Но заканчивает он свой призыв напоминанием о жертве более великой, жертве хвалы: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» Как бы щедры люди ни были, всегда можно назвать цену их дара, но дар Бога неоценим и неописуем. Никто не может до конца понять ценность того, что мы получили от Бога. Евангелие есть прощение и благодать. Мы можем выразить суть Евангелия в этих двух словах. Поэтому истинный христианин всегда щедро прощает и щедро раздает. Щедрое сердце Бога делает щедрыми сердца Его детей. И те, кто живут Его даяниями, с помощью Духа Святого подражают Божьей щедрости и благотворят по мере своих возможностей.
Сегодня я не собираюсь ничего говорить о благотворительности. Перехожу к цитируемому стиху с надеждой понять его как можно глубже и наполниться духом апостола Павла: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» Начну с утверждения о том, что спасение является от начала до конца даром Божьим. Затем постараюсь показать, что это действительно неизреченный дар и, наконец, что за этот дар Богу должна быть вознесена хвала. И хотя этот дар неописуем, мы все же должны высказать свою хвалу ему. Таким образом, как говорили проповедники прошлого, стих сам подсказывает ход и развитие беседы.
I. Итак, спасение от начала и до конца является даром Божьим. Павел сказал: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» Снова, и снова, и снова, мы должны проповедовать, что спасение дается по благодати, а не по делам или заслугам. Оно является щедрым и незаслуженным даром Бога людям. И как бы часто мы ни проповедовали эту истину, мы будем возвращаться к ней до тех, пока в этом мире есть самоправедные люди, пока человек не постигнет значение Божьей благодати, не поймет, что спасение является безвозмездным даром Божьим. Оно дается нам через Иисуса Христа, а может ли Иисус не быть даром? Суть спасения в том, что Бог отдал Своего единородного Сына на смерть ради нас, чтобы мы могли иметь жизнь через Него. Я думаю, вы согласитесь со мной, что невозможно себе представить, чтобы люди могли заслужить смерть Бога Сына. Иисус Христос — это деяние доброй воли Бога, Его смерть на страшном кресте — жертва за наши грехи, это дар безграничной благодати, которую человек не способен постигнуть. Невозможно вообразить, чтобы кто-то из людей мог заслужить такую любовь Бога. Очевидно, что если за грехи человека нужно было принести жертву, то сам человек никоим образом не мог заслужить ее. Сама необходимость жертвы за грехи указывает на то, что человек виновен и не заслуживает спасения. Он заслуживает смерти. Он может быть спасен другим Человеком, умирающим за него. Но он не может требовать, чтобы вечный Бог расстался со Своим единородным и возлюбленным Сыном и предал Его смерти. Чем больше вы размышляете над этим, тем более абсурдной вам кажется мысль о том, что благодаря какому-то самоистязанию, труду или обету можно стать достойным смерти Христа за свои грехи. Если Христос спасает грешника, то Он может сделать это лишь по благодати, Он может дать спасение только безвозмездно. Мне кажется, этот довод неопровержим.
Кроме того, Слово Божие постоянно напоминает нам, что спасение не от дел, хотя многие придерживаются идеи о том, что дела человека являются основанием его спасения. Но до тех пор, пока существует Писание, пока есть люди, читающие его, оно будет свидетельствовать против человеческих заслуг, будет ясно провозглашать истину о том, что человек спасается по вере, а не по делам. Много раз в Писании повторены одни и те же слова: «Праведный верой жив будет». Более того, написано также: «Итак по вере, чтобы было по милости…» Уже тот факт, что Бог избрал дать нам спасение через веру, а не по делам, свидетельствует о том, что спасение является даром и дается по благодати. «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Вера является той добродетелью, через которую Бог избрал дать нам спасение, потому что вера никогда не присваивает себе славу. Вера — это всего лишь рука, которая принимает. Когда нищий получает подаяние, то он благодарит не ту руку, которая приняла его, а ту руку, которая дала его. Поэтому мы восхваляем не веру, которая принимает спасение, а Бога, Который дает его. Вера — это глаз, который смотрит. Когда мы видим что-то прекрасное, то приходим в восхищение, но восторгаемся не глазом, который увидел красоту, а самой красотой. И поэтому мы хвалимся не своей верой, а спасением Божьим. Вера — это привратник, открывающий врата спасения, которые навешены на петли благодати.
Нам следует помнить, что мы не можем быть спасены на основании наших заслуг, наших добрых дел, потому что сами добрые дела являются даром Божьей благодати. Если у вас есть вера, радость и надежда, то кто вам дал их? Они не возникли в вашем сердце сами собой. Они были посеяны в нем руками любви. Вы провели долгие годы благочестивой жизни, вы были ревностным служителем в церкви Божьей. Кто же дал вам силы на это? Разве не Бог производит в нас все добрые дела? Могли бы вы совершать свое спасение со страхом и трепетом, если бы сначала Бог не произвел в вас и желание, и действие по Своему благоволению? Какая же может быть заслуга в том, что мы получили от Бога в качестве дара? Мне кажется, мы выбьем опору из-под ног у тех, кто уповает на человеческие заслуги, если покажем, что, во-первых, в Писании ясно говорится о спасении «не от дел, чтобы никто не хвалился», и, во-вторых, что даже добрые дела верующих являются плодом рождения свыше, ибо «мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Далее, если бы спасение не было даром благодати, то как грешник мог бы получить его? Я не стану сейчас говорить о тех, кто считает себя самым прекрасным человеком на свете. Эта мысль — плод воображения, в ней нет ни крупицы истины. Одновременно заметим: многие из нас знают, что мы были далеко не самыми лучшими людьми в мире, ибо согрешили против Бога, и когда узнали об этом, то были буквально раздавлены тяжестью вины. Я знаю определенно: у меня не было бы никакой надежды на небеса, если бы спасение не было безвозмездным даром Бога тем, кто его не заслуживает. Я проповедую среди вас вот уже почти тридцать семь лет, я остался тем же, кем был, когда только обратился ко Христу: несчастным грешником, и не более того, принявшим Христа как дар от Бога. Спросите кого-нибудь из людей Божьих, кто много трудился для Господа, постоянно пребывал в молитве, заслуживает ли он какого-нибудь Божьего благословения? И те, которые больше других принесли пользы для церкви, скажут вам, что у них нет ничего, чего бы они не получили от Бога. Спросите тех, через чье служение Бог обратил очень многих людей, могут ли они требовать у Бога благодати, заслуживают ли они чего-нибудь, есть ли у них что-то, чем бы они могли заплатить за свое спасение, и осмеливаются ли они пробовать купить любовь Бога? Им отвратительна сама мысль об этом. Для нас нет другого пути на небо, мои друзья, обличенные во грехе, кроме того, по которому благодать ведет нас от начала и до конца. Мы не можем спастись, если спасение не дар Божий.
Призываю вас: подумайте о благословениях, которые мы получаем, обретя спасение! Зная цену этим благословениям, я не могу даже на мгновение представить, что их возможно купить или заслужить. Они должны даваться даром, ибо их так много и они так велики, что получить их самому просто немыслимо. Своими усилиями мы не можем приобрести спасение даже в самой малой мере, а если бы и могли, то никогда не приобрели бы его во всей полноте. Давайте вспомним о некоторых из благословений.
Во-первых, «прощение грехов, по богатству благодати Его». Верующий во Христа не имеет греха. Его грехи заглажены. Они прекратили свое существование. Христос положил им конец, и мы перед Богом выглядим так, словно никогда не грешили. Может ли грешник заслужить это благословение? Может ли грешник заплатить достаточную цену, чтобы приобрести это благословение? Нет, оно может быть только безвозмездным даром.
Далее. Всякий верующий во Христа оправдан и в глазах Бога абсолютно праведен. Праведность Христа вменяется ему, и он принят Богом «в Возлюбленном». Благодаря этому он становится не только невиновным, т.е. прощеным, но также достойным похвалы Бога. В этом суть оправдания. Может ли виновный человек заслужить его? Он покрыт грехом, осквернен с головы до ног! Может ли он заслужить роскошную одежду Божественной праведности Христа? Такое немыслимо. Это благословение должно быть даром бесконечной щедрости, а иначе человек никогда его не получит.
Кроме того, возлюбленные, не забывайте, что «мы теперь дети Божии». Понимаете ли вы эту истину? Верующие в отличие от других людей являются детьми Бога. Он их Отец, и они дышат духом усыновления. Они принадлежат Его семье и обращаются к Нему с любовью и доверием подобно тому, как дети обычно обращаются к своему отцу. Подумайте о том, что вы стали сыном Бога, сотворившего небеса, Господа всего мира, благословенного во веки. Всякий ли человек может заслужить это?
Сыновство дает право на наследство. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…» Брат мой, если ты уверовал во Христа, то тебе принадлежит все в этом мире и в мире грядущем. Мог ли ты хотя бы желать иметь все? Мог ли ты заслужить такое большое наследство? Нет, оно может достаться тебе только как дар. Посмотри этой истине в лицо, и ее огненное величие поразит слепотой все мысли о человеческих заслугах.
Более того, мы теперь одно со Христом. О, рассказывай те об этом чуде, совершенном Богом для Своего народа! Понять это невозможно, бесконечная глубина этой истины неисчерпаема для ограниченного разума. Каждый верующий находится в союзе со Христом, «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его». Каждый христианин вступил в брак со Христом, и ни один не будет отлучен от Него. Зная о союзе между Христом и нами, можем ли мы предположить, что человек может достичь такого положения не по благодати Божьей? Чем может заслужить пусть даже праведный человек быть одним со Христом в вечном союзе? Такое несравненное благословение купить невозможно. Оно является даром Божьим, и ничем другим быть не может. Единство со Христом невозможно иначе как по благодати.
Вследствие нашего союза со Христом Бог Святой Дух живет в каждом верующем. Наши тела — храм для Него. Бог обитает в нас, и мы — в Боге. Можем ли мы заслужить это? Даже совершенное исполнение закона не дает человеку право на пребывание Святого Духа в нем. Это благословение так велико, что закон не способен приобрести его для нас, даже если человек его полностью соблюдет.
Позвольте мне также сказать, что если вы обладаете блаженным миром, а я верю, что так оно и есть, если вы можете сказать:
Мир, полный мир! Хоть зло вокруг кипит,
Но на груди Христовой мир царит,
Да, мир царит!
— то этот мир не может не быть даром Божьим. Если ваша душа обрела великий покой и полное удовлетворение Христом как своим Господом, то знайте, что вы не заслужили этого. Это безвозмездный дар Святого Духа.
А когда придет вам время умирать, (если только раньше не придет Господь), то благодать, которая позволит вам бесстрашно смотреть в лицо последнему врагу, не будет принадлежать вам по праву. Если вы уснете, подобно многим христианам, которых я видел, с песнями победы на устах, если небесный свет озарит ваш лик за мгновение до смерти, то, конечно же, вы не заслужили этого! Такой переход в мир иной должен быть благодатным даром Божьим. Его нельзя заслужить делами, и, наверное, именно в тот момент нас навсегда покидают мысли о заслугах, и душа находит полный покой во Христе.
Если это не убеждает вас, то подумайте о следующем. Вот открылось небесное окно, и вы видите множество святых, облаченных в белое. Прислушайтесь к их возгласам. Посмотрите на их безграничную радость. Заслужили ли они быть там? Взошли ли они на свои престолы благодаря своим заслугам, достались ли им победные пальмовые ветви благодаря их подвигам? Они ответят сами: «Мы омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». И каждый из них воспевает гимн: «Non nobis, Domine» («Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей»). Итак, мы видим, что спасение от начала и до конца является даром Божьим. А что может быть благодатнее, чем дар, славнее, чем дар Божий? Ни одна награда не может сравниться с ним, рядом с ним меркнут любые заслуги. О братья мои, мы поистине должники благодати Божьей! Мы многое получили, но еще больше нас ожидает в будущем. И все, что было и будет, по благодати. Мы еще не до конца сознаем, какой ценой нам достались эти благословения, но мы будем постигать это все глубже и глубже.
II. Я хотел бы направить ваши мысли в другом направлении, рассуждая о неизреченности этого дара. Не думайте, будто это означает, что мы не можем говорить о нем. О, как часто в последние сорок лет я говорил об этом даре! Я услышал, как однажды один человек сказал: «Надо полагать, Сперджен говорит все о том же». Да, именно это он и делает. И если он проживет еще двадцать лет (Он умер через несколько месяцев.) и вы окажетесь здесь, то вы услышите ту же самую «старую, старую историю», ибо нет подобных ей. Она неисчерпаема. Она, подобно артезианскому источнику, постоянно дает свежую воду. Мы можем говорить об этом даре, но он неизречен.
Но что мы имеем в виду, когда говорим «неизреченный»? Как я уже сказал, наш Господь Иисус Христос является сутью и содержанием всего нашего спасения и Божьего дара. О Боже, этот Твой дар неописуем, и он превосходит все другие дары!
Подумайте, во-первых, о том, что Христос неописуем как личность . Он — совершенный человек и славный Бог. Ни серафим, ни херувим не смогут никогда полностью описать природу Того, Чье имя «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Отец отдал Его ради нас. Он есть Творец всего, и без Него «ничего не начало быть, что начало быть», но «Слово стало плотию и обитало с нами…» Он наполняет все Своей вездесущностью, и в то же время Он пришел и поселился на земле. Иисус, родившийся от Марии, существовал прежде всех миров. Он есть Слово, которое в начале «было у Бога, и Слово было Бог». Он неописуем. Невозможно человеческим языком изложить Божественную тайну Его священного бытия, истинного человека и истинного Бога. Но как велико чудо! Человек, Бог отдал за тебя Бога! Ты слышишь? Чтобы искупить тебя, о верующий человек, Бог отдал Самого Себя стать твоим Спасителем. Воистину это неизреченный дар!
Христос неописуем в Своей милости. Может ли кто-нибудь измерить унижение Христа, когда Он, оставив престол славы, сошел в хлев, чтобы Его спеленали и положили в воловьи ясли? О, как умалился Он! Бесконечный стал младенцем. Вечного качает на своих коленях женщина! Вот Он в мастерской плотника исполняет указания своего отца. Вот Он в храме среди ученых мужей слушает их и задает им вопросы. В бедности Он говорит: «Сыну Человеческому негде голову преклонить». В жажде Он обращается к грешной женщине и просит у нее воды. Это невозможно описать. Тот, перед Кем небесные ангелы закрывают свои лица, пришел к людям и жил среди самых бедных, Тот, Кто от вечности жил в славе и блаженстве страны света, стал человеком скорбей и изведал болезни. Это превосходит человеческое разумение! Такой Спаситель — неизреченный дар.
Но если до сих пор Христос был неописуем, то что мне сказать о Его смерти? Возлюбленные, я не могу так, как должно говорить ни о Гефсимании, ни о кровавом поте, ни о поцелуе Иуды, ни о предательском бегстве учеников. Это неописуемо. Арест, бичевание, удары по лицу, плевки! Человеческий язык не в состоянии описать весь этот ужас. Я не могу передать вам, насколько невыносимо тяжелы были для Христа ложные обвинения, клевета и богохульство. И я не желаю говорить о старой солдатской тунике, наброшенной на Его окровавленные плечи, о терновом венце, о железных кулаках, опускавшихся на Его лицо, о позоре и скорби, которые Он претерпел, когда Его повели на казнь. Не желаете ли вы пройти вместе с Ним по улицам, на которых рыдающие женщины с сочувстви ем поддерживали Господа любви, Которому было суждено вскоре умереть? Если вы и пойдете вслед за Ним, то молчите, ибо слова бессильны описать, что Он пережил на пути к месту распятия.
О, как ужасно, что Он был пригвожден ко кресту, что ОН был повешен на посмешище иерусалимской толпе! Презренные людишки насмехались над Ним, самые ничтожные считали Его ничтожнее себя. Даже казненные разбойники поносили Его. Он с трудом открывает глаза, они налились кровью. Он умирает, говоря «совершилось». Славная Жертва испустила дух, чтобы подъять грехи Своего народа. Это дар Божий для вас, сыны человеческие, дар Божественный и неизреченный!
Но это еще не все. Христос неописуем в Своей славе. Когда мы думаем о Его воскресении, о вознесении на небо, о славе Сидящего одесную Бога Отца, слова замирают на наших устах. Но во всем этом Он есть дар Божий нам. И когда Он придет вновь во всей славе, то по-прежнему будет для Своего народа Theo-dora — дар Божий, великое, неописуемое благословение для сынов человеческих . Как бы хотелось, чтобы народ Христов больше размышлял об этой славе Господа, ибо хотя Он и медлит придти, Он придет второй раз, как и обещал.
Он врата небес откроет,
Чтобы мне туда войти,
Подарил Он мне спасенье
И прощает все грехи.
Лично для меня одна из прекраснейших граней этого дара заключается в Его избранных . Всех, кого Отец дал Ему, всех, за кого Он умер, Он прославит, и они будут там, где и Он. Прекрасное зрелище откроется нам, когда мы увидим Царя во всей Его красоте и святых, Им прославленных, сияющих подобно звездам вокруг Единого Солнца! Когда все святые Его достигнут славы и по предопределению Божьему будут «подобными образу Сына, дабы Он был первородным между многими братиями», тогда мы воистину увидим, какой действительно неизреченный дар Бог дал людям.
И нам не обязательно ждать момента встречи с Ним лицом к лицу, чтобы увидеть Его славу. Братья, Христос — неизреченный дар Божий уже сейчас в нашем сердце. «Мне кажется, я ощутил, как любовь Божия излилась в мое сердце!» — восклицает кто-то из вас. Я рад за вас, но можете ли вы описать свои чувства? Как часто, пытаясь проповедовать любовь Христа, я не мог говорить о ней так, как следовало бы говорить, потому что не ощущал ее так, как должно. Но еще чаще я не мог описать ее, потому что она переполняла меня сверх всякой меры. О, как бы я желал так проповедовать всегда и так ощущать любовь Христа, чтобы мои чувства переполняли меня! О, дитя Божие, если ты близко узнал Христа, значит, часто ты изливал свою радость в слезах, а не в словах, полагал руку на уста свои и молчал, потому что ты утопал в Его славе. Вспомните, что произошло с апостолом Иоанном: «Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый». Почему же ты не проповедовал, Иоанн? Если бы апостол был сегодня среди нас, он бы ответил: «Я не мог говорить в тот момент, потому что я слишком был поражен величием Господа. Я упал к Его ногам, как мертвый». Одна из причин, по которой этот дар неописуем, заключается в том, что чем лучше вы его узнаете, тем меньше вы можете сказать о нем. Христос ошеломляет нас, Его поразительные откровения сковывают наши уста. Когда Он открывается в полной мере, мы словно слепнем от чрезмерно яркого света. Подобно Павлу на дамасской дороге, мы вынуждены признать: «Я от славы света того лишился зрения». Мы не можем рассказать обо всем, что видели. Все апостолы, пророки и святые Божии пытались описывать любовь Божию, явленную во Христе, но никто из них не добился окончательного успеха. И в глубоком преклонении и благоговении я осмелюсь сказать, что даже Сам Святой Дух, используя язык человека, не смог описать в полной мере ценность Божьего неизреченного дара. Этот дар не может описать для людей даже Сам Бог. Бог дал нам этот дар, но Он не дал нам полного понимания его. Чтобы понять величину этого дара в Его Сыне, мы должны сами стать, как Бог.
И хотя мы постоянно стремимся к этой цели, дар остается неизреченным в течение всей нашей жизни. Возможно, кое-кто из проповедников говорил сам себе: «Со временем, мне не о чем будет проповедовать»? Но если вы провозглашаете Христа, то вам всегда будет о чем проповедовать. Если вы сказали десять тысяч проповедей о Христе, то вы еще недалеко отплыли от берега, перед вами безбрежный и бездонный океан. Ныряй глубже, брат! Вооружившись мыслью, вникай в тайну безвозмездной благодати и любви, приведшей к смерти. И когда вы нырнете очень глубоко, поймете, что вы также далеки от дна, как в тот миг, когда только коснулись поверхности воды. Эта тема неисчерпаема, и этот дар неизречен!
Я знаю, что даже на небесах Христос вечно будет даром неизреченным. Возможно, мы еще обсудим с вами, друзья, этот вопрос, когда окажемся там. Одна женщина как-то сказала мне: «В вечности у нас будет больше времени, чем сейчас», — на что я ответил: «Не знаю, будет ли в вечности время, потому что эти понятия, мне кажется, исключают другу друга». «Но в любом случае, — продолжала она — я смогу поговорить с вами, потому что здесь у меня не было пока возможности». Ну что же, думаю, мы еще поговорим на эту благодатную тему, когда мы узнаем побольше. Мы будем находиться на небесах вечно, поэтому нам понадобиться неисчерпаемая тема для разговоров: и можно ли найти лучшую тему, чем дар Божий? Аддисон в одном из своих стихотворения сказал:
Нам целой вечности не хватит, чтобы Бога
Прославить в своем сердце хоть немного.
Один недалекий человек сказал, что это двустишие абсурдно. Он сказал: «Вечности не может не хватить». В этом проявляется различие между критиками и поэтами. Критики — это сплошные зубы без сердца, а у поэта нет ничего, кроме сердца, и язык человека порой не подходит ему для выражения своих мыслей. Мы никогда не исчерпаем Христа даже на небесах. О мой Господь, Твое присутствие здесь — уже небо для меня!
III. Наконец, я перехожу к мысли о том, что за этот дар Богу должна быть вознесена хвала. Апостол Павел говорит: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» Этими словами он не только прославляет Бога, но также призывает коринфскую церковь и всех верующих присоединиться к его хвале. И я тоже прославляю Господа и призываю вас, кому дорог Христос, дар Божий, объединиться со мной в благодарении Бога. Давайте сейчас единодушно воскликнем: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»
Некоторые не могут сделать это, потому что они никогда не думали о даре Божьем. Если вы никогда не задумываетесь о Боге, как вы можете возблагодарить Его? Прежде прославления должно быть размышление. И всякий раз, когда вы думаете, вы должны прославлять. Но те, которые не думают, те и не славят. Возлюбленные друзья, Христос умер, но неужели для вас это ничего не значит? Бог отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Неужели это ничто для вас? Пусть этот вопрос проникнет глубоко в ваше сердце. Смиритесь ли вы с тем, что не имеете части в этом даре? Откажетесь ли вы сознательно от надежды получить благодать Божью? Неужели вы готовы сейчас решительно заявить: «Мне не нужен Христос»? Едва ли вы решитесь на такие слова. Но зачем же вы ведете себя так, словно вы намерены произнести эти слова? О, если бы вы сейчас так задумались о Христе, чтобы сразу же уверовали в Него и начали прославлять Его!
Другие не благодарят Бога, потому что постоянно откладывают это на потом. Разве нет среди нас таких, кто был с нами и десять лет назад, но сейчас еще дальше от спасения, чем тогда? «У нас достаточно времени», — скажете вы. Но о других делах в своей жизни вы говорите иначе. Я помню, как однажды учитель в классе спросил у детей: «Дети. Погода еще не установилась окончательно. Мы можем пойти в поход в следующую среду, но может быть лучше мы перенесем его на месяц позже, когда погода установится?» Ни один ребенок не захотел переносить время похода на месяц. Все проголосовали за то, чтобы отправиться в следующую среду. Станьте, как дети. Верующий во Христа имеет жизнь вечную, и откладывать приобретение вечной жизни неразумно и смешно. Я надеюсь, вы обретете ее сразу же. Среди нас есть человек, который станет очень богатым после смерти своей тетушки. Я уверен, что он не желает ей смерти, но он задает себе вопрос, не так ли, почему некоторым людям жизнь продлевается до девяноста лет. Сейчас он очень беден и желает, чтобы какая-то часть денег была передана ему уже сейчас, ему не хочется откладывать это на потом. Но почему же вы откладываете на потом приобретение небесных богатств и вечной жизни? Я призываю вас уверовать во Христа прямо сейчас, и тогда вы будете преисполнены благодарности и радости.
Некоторые не могут сказать: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!», — потому что не знают, есть он у них или нет. Иногда им кажется, что есть, но чаще они боятся, что не получили его. Но я говорю вам: не проявляйте никакой терпимости к сомнениям в этом вопросе. Стремитесь к полной уверенности. Возьмите вечную жизнь обеими руками. Познайте Христа и доверьтесь Ему окончательно. У вас есть обещание Бога: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Только после этого вы можете сказать: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»
Теперь, дорогие друзья, позвольте мне призвать вас к прославлению. Давайте единодушно возблагодарим Бога за этот дар. Откажитесь от мысли, что вы должны благодарить только Христа, но не Отца. Именно Отец отдал Христа. Христос не умер для того, чтобы заставить Своего Отца полюбить нас, как учат некоторые. Мы всегда проповедовали обратное. Бог отдал Своего Сына, потому что Он уже любил нас. Христос — это проявление любви Отца. Христос был явлен и открыт нам «любовью Духа». Поэтому говорите: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!»
И когда вы, спасенные, будете все вместе благодарить Бога, помните о том, что благодарить надо только одного Бога. Не думайте об инструменте, который использовал Бог для вашего обращения, не благодарите слугу вместо его Господа, Которому он служит. Сообщите человеку, благодаря которому обратились, о своем обращении, чтобы ободрить его, но благодарите Бога и только Бога за то, что вы обрели Его неизреченный дар — Христа.
Кроме того, благодарите Бога постоянно . Посмотрите, апостол возблагодарил Бога, когда все его мысли были заняты сбором пожертвований для бедных верующих. Независимо от того, каков будет сбор, Павел все равно благодарит Бога за Его неизреченный дар. Мне нравится, когда благодарность Богу звучит, казалось бы, в неподходящие моменты. Когда человек не ощущает себя счастливым, а говорит: «Слава Богу!», — тогда его благодарение очень убедительно и ободряюще звучит для окружающих. Я люблю неожиданную хвалу, когда, например, отец Тейлор из Нью-Йорка оборвал себя на полуслове и, посмотрев на своих слушателей, сказал: «О, подлежащее лишилось сказуемого, но аллилуйя! Скоро я обрету вечную славу». И после этого он продолжил свою проповедь. Иногда нам надо поступать именно так. Воспользуйтесь возможностью, когда наступает какая-нибудь пауза, и скажите: «Не знаю, к месту будут мои слова или нет, но я не могу не сказать: благодарение Богу за Его неизреченный дар!»
И, наконец, получив дар Божий, возблагодарите Господа практически . Подкрепите свою словесную благодарность какими-нибудь делами. Не глубока та благодарность, которая извергает фонтаны слов, но уклоняется от дел милосердия. Подлинная благодарность проявляется не в слове только, но и в деле, которое подтверждает ее искренность.
«Что же я могу сделать, чтобы угодить Богу?» — спрашиваете вы. Во-первых, я думаю, вы могли бы поискать Его потерянных детей. Это Ему очень понравится. Пойдите сегодня вечером и попробуйте привести какую-нибудь заблудшую овцу в стадо. Разве не было бы приятно матери, если бы вы помогли ей в поисках ее потерявшегося ребенка? Вы хотите угодить Богу, поэтому ищите потерянных и приводите их домой.
Если вы хотите угодить Богу, то поддержите Его бедных святых. Если вы знаете таких людей, помогите им. Сделайте что-нибудь для них ради Христа. Я знал женщину, которая всегда помогала тем, кто приходил к ней за помощью в форме моряка. Думаю, что половина из тех, кого она поддерживала, вообще никогда не видели моря, но если они приходили к ней как моряки, она говорила: «Ах, мой бедный мальчик был моряком. Я не видела его уже несколько лет. Он потерялся где-то в море. Ради Джека я всегда помогаю морякам, которые приходят ко мне». У нее было доброе сердце, не правда ли? Когда я переехал в Лондон из деревни, чтобы стать пастором в этой церкви, мне казалось, что если я встречу кота или собаку из деревни Уотербич (В этой деревне молодой Сперджен проповедовал в течение года до того, как стал пастором лондонской церкви.), то я обязательно накормлю это животное. Ради любви Христа любите нищих, принадлежащих Христу. Всякий раз, когда вы будете видеть их, скажите: «Мой Господь был беден, и вы тоже бедны, ради Него я помогу вам».
Если вы хотите угодить Богу, проявляйте терпение по отношению к злым людям. Не теряйте самообладания, я имею в виду, не гневайтесь на неблагодарных и злых. Пусть ваш гнев потонет в хвале за неизреченный дар Бога. Угождайте Богу снисходительностью к плохим людям, помня о том, что Он снисходит к вам. Но если вы очень раздражительны, то я надеюсь, вы когда-нибудь так будете раздражены на свою раздражительность, что откажетесь от нее раз и навсегда.
И, наконец, если вы хотите угодить Богу, то, подобно фессалоникийцам, ожидайте «с небес Сына Его». Господь Иисус придет так же, как Он ушел, и ничто так не радует Бога, как святые, которые ждут, когда «Христос… во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение».
Возлюбленные, да поможет вам Бог возвеличивать Его Сына, и да будет Ему принадлежать вся слава! Давайте вновь возвысим свои голоса в хвале: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» Аминь.
Вечер, 27 июля, 1890 г.