Библиотека soteria.ru
12 проповедей о прославлении
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 5819 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Величит душа моя Господа
«Magnificat.» (Первое слово молитвы Марии, переложенной на латынь: «Magnificat anima mea Dominum». («Величит душа моя Господа».))
Воспряни, воспряни, Девора, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов! Книга Судей 5:12.
Многие христиане печалятся так, словно они пленники Вавилона: вся их жизнь проходит в слезах и вздохах. Они не поют радостные псалмы хвалы, а если кто-то просит их что-нибудь спеть, они отвечают: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» Но, братья мои, ведь мы не пленники Вавилона, чтобы с плачем вспоминать о Сионе. Господь освободил нас, Он вывел нас из дома рабства. Мы свободные люди, а не рабы, не принадлежим жестоким рабовладельцам, а уверовав, «входим в покой» (Евр. 4:3). Моисей не мог дать израильтянам покой: он подвел их к Иордану, но не мог перевести через него. Только Иисус Навин смог ввести их в землю обетованную, и наш Иисус Навин — Иисус Христос — тоже дал нам землю в наследие. Он ввел нас в землю, о которой заботится наш Господь Бог, в землю холмов и долин, где текут реки молока и меда. И хотя хананеи попрежнему населяют ее и приносят нам большие неприятности, тем не менее она принадлежит нам, и Господь говорит нам: «…ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор. 3:21-23). Я повторяю, мы не рабы, проданные греху, мы народ, каждый из нас сидит под своею смоковницей и под своей виноградной лозой, и никто не устрашает нас. Мы живем в месте, о котором можно сказать: «…город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала» (Ис. 26:1). Мы вошли в Сион — место наших торжественных празднеств. Нам не позволено во дворце великого Царя плакать слезами пленников Вавилона, ибо гора Сион — «прекрасная возвышенность, радость всей земли». «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс. 99:2). Некоторые люди Божьи живут так, словно их Бог мертв. Их поведение можно было бы оправдать, если бы у нас не было обещаний Бога, если бы наш Бог не был верным Богом. Если бы Христос не был совершенным Искупителем, если бы слово Божье могло в конце концов оказаться обманом, если бы у Бога не было сил хранить Свой народ, если бы Ему недоставало любви довести нас до конца, тогда бы были у нас причины плакать и отчаиваться, тогда можно было бы посыпать голову пеплом и одеться во вретище. Но пока Бог есть Сущий, истинный и верный, пока Его обещания тверды, как древние горы, пока сердце Христа принадлежит Его невесте, пока руки Бога не ослабли и зрение Его не притупилось, пока Его завет и клятва нерушимы и неизменны, правые сердцем не имеют права ходить понурыми все свои дни. Вы, дети Божьи, воздержитесь от плача и восклицайте Скале вашего спасения! Давайте предстанем перед Ним с хвалою и явимся перед Ним со славословием!
Сегодня я хочу, во-первых , призвать вас к пробуждению всех ваших сил для пения священной песни: «Воспряни, воспряни, Девора, воспряни! воспой песнь!» Во-вторых , я постараюсь убедить вас почаще вести своих пленников : «Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!»
I. Итак, во-первых, разбудим все свои силы для прославления Бога. Святая женщина сказала: «Воспряни, воспряни…» и повторила это же слово еще раз: «…воспряни!»
1. Как мы можем воспрять, чтобы прославлять Бога? Я отвечаю: мы должны для этого мобилизовать все силы нашей плоти. Наша плоть слаба. Мы занимаемся мирскими делами, наши руки и ноги устают, но в Божествен ной радости есть сила, которая может пробудить даже наше тело, поднять отяжелевшие веки, оживить взгляд и открыть второе дыхание для нас. Мы должны заставить свое тело пробудиться, прежде всего свой язык. Пусть наше тело настроится подобно гуслям Давида. Измученное трудом тело делает сердце печальным. Тело и душа взаимосвязаны, не случайно тело иногда оказывается бременем для души. Пробудись же, плоть моя, я взываю к тебе! Кровь моя, быстрей беги по моим жилам! Сердце, пусть твои удары будут подобны радостным звукам бубна Мариам! О, все мои физические силы, воспряньте и начните возвеличивать и благословлять Господа, который сотворил нас и сохранил от могилы!
Мы должны призвать пробудиться и свои умственные способности. Воспрянь, моя память, и найди новую песню. Скажи мне, что совершил Бог для меня в прошлом. Вернитесь, мысли мои, к детству, вспомним все прекрасное из младенчества. Вспомните юность и первые Божьи благословения. Пой, разум мой, о долготерпеливой благодати, следовавшей за мной по всем путям, которыми я блуждал, и сносившей все мое своеволие. Пусть предо мной вновь оживет тот час, когда я впервые познал Господа, и пусть я мне вновь услышу весть о потоках благословений, которые с тех пор не прекращали изливаться на меня. Воспрянь, мой здравый смысл, разбуди мелодию моей песни. Пробудись, моя рассудительность, и взвесь на чашах весов Его милость и благость. Попробуй сосчитать песчинки Его благословений. Попробуй постигнуть неисчислимые богатства, данные мне в Иисусе Христе, моем Господе, Его вечные милости ко мне, оцени сокровища завета, заключенного со мною прежде, чем я был рожден. Пой, моя рассудительность, пой громко о мудрости, любви и благодати, которые вершили и, наконец, завершили мое искупление. Пробудись, мое воображение, и услышь священную мелодию. Призови луну и солнце остановить свой бег и присоединиться к твоей новой песне. Побуди звезды послать гам небесную музыку. Пусть заговорят горы, пусть к ним присоединятся пустыни. Переведи на язык человека блеяние овец и клекот орла. Услышь хвалу Богу в журчании ручья, в грохоте водопада и в шуме моря.
Вместе со всем творением, принадлежащим Господу, славьте Его.
Но с особенным призывом давайте обратимся к добродетелям нашего духа: «Воспряньте!» Пробудись, любовь моя, ибо твой голос должен быть ведущим. Пробудись и пой нашему Возлюбленному песню Его песню. Пусть для Него звучит самая лучшая мелодия, потому что Он прекраснейший среди многих тысяч. Пробудись, надежда, и соединись со своей сестрой любовью и пойте вместе о будущих благословениях. Пойте о моем предсмертном часе, ибо тогда Бог будет рядом со мной. Пойте о приближающемся утре, когда мое тело восстанет из могилы, чтобы оказаться рядом со Спасителем! Пойте о долгожданном пришествии, о котором мы с наслаждением размышляем! О душа моя, пой о небесах, которые Он пошел приготовить для тебя, «чтобы там, где Я, и они были со Мною». Пробудись, любовь, восстань, надежда, воспрянь, моя вера! У любви приятный голос, надежда ведет вперед, а вера венчает нашу жизнь. Пойте о верных и неизменных обещаниях. Воспойте славу завета, в котором все продумано до мелочей и ничто не может нарушиться. Возрадуйтесь о неизменных милостях, обещанных Давиду! Пойте о благости, которая будет сопровождать нас во всех будущих испытаниях. Пойте о крови, которая подтвердила, каждое слово Божие. Радуйтесь вечной верности, где нет места лжи, а есть истине, которая не может измениться.
И ты, мое терпение, исполни свой тихий, но радостный гимн. Пой сегодня о том, как Бог помог тебе перенести скорби самых горьких минут жизни. Пой о дороге, по которой Он нес тебя на руках, когда твои ноги устали, по которой Он привел тебя к зеленым пажитям и водам тихим.
О, все мои добродетели, рожденные свыше, пойте о Том, Кто родил вас. Вы, дети Его благодати, воспевайте имя своего Отца, возвеличивайте Того, Кто хранит вашу жизнь. Пусть все, что только есть во мне, пробудится для прославления Его святого имени.
Давайте пробудим мощь нашего тела, мощь разума, мощь духа. К Богу нельзя относиться равнодушно. Лучше тогда вовсе не прославлять Бога. Вы знаете, что значит страстно прославлять Бога, вкладывать всю силу своих способностей в песню и восхвалять Его имя. Пусть именно так поступит каждый из нас сегодня, и если Мелхола, дочь Саулова, выглянувшая из окна и увидевшая Давида, пляшущего перед ковчегом, станет укорять вас за неблагочестивое поведение, ответьте ей: «Пред Господом плясать буду. И благословен Господь, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6:21). Скажите своему противнику, что Бог избрания должен быть прославлен, что Бог искупления должен быть возвеличен, что если язычники от радости прыгают перед своими идолами, то, конечно же, те, кто поклоняются Иегове, должны петь Ему с восторгом. Пусть же пробудится ваша радость, пусть пробудится ваша внутренняя мощь для восхваления Бога.
2. Но вы спросите меня: «Почему и по каким причинам мы должны сегодня воспрянуть духом и петь нашему Богу?» Причин много. И если ваше сердце право перед Богом, то вам вполне хватит даже одной причины. Давайте, дети Божьи, благословим Его дорогое имя, ибо разве не поет вокруг нас вся природа? Если вы промолчите, то будете белой вороной во вселенной. Разве гром не прославляет Его, когда выбивает барабанную дробь небесных воинств Бога? Не восхваляет ли Его океан, рукоплеская Ему тысячами рук? Не возвышает ли свой голос грозное море, и все, что наполняет его? Не прославляют ли Его горы, колыхая косматые леса на своих вершинах? А разве молния не выписывает старательно слова песни золотыми буквами на темном небе? Разве весь мир, ни на минуту не успокаивающийся, не прославляет Его? Разве у земли нет голоса, зачем ей молчать? Останется ли человек, для которого сотворены и солнце, и звезды, безмолвным? Нет, он должен петь ведущим голосом. Пусть он станет первосвященником этого мира, а мир пусть будет его жертвой благодарения, и пусть он добавит к хвале жар своего сердца, чтобы огонь любви мог сжечь жертву на алтаре перед Богом.
Верующий, неужели твой Бог не будет прославлен ? Я спрашиваю тебя: неужели твой Бог не будет прославлен? Когда люди видят героя, они падают у его ног и воздают ему хвалу. Гарибальди боролся за свободу своего народа, и вот люди преклоняются перед ним, чтя его имя. А Ты, Иисус, Искупитель множества Твоих избранных, неужели Ты не услышишь песню хвалы в Свою честь? Неужели Ты не войдешь в торжественном шествии в наши сердца? Неужели Твое имя не будет прославлено? Неужели мир будет почитать свое, а Церковь не почтит своего Искупителя? Наш Бог должен быть прославлен. И Он будет прославлен. Если никакое другое сердце никогда не прославит Его, то мое должно сделать это. Если творение забудет Творца, то искупленные должны помнить об Искупителе. Чтобы мы молчали? О, нет, мы не можем молчать. Кто-то хочет, чтобы мы поубавили свое святое веселье? Но это невыполнимое желание. Бог есть Бог, и Он должен быть возвеличен. Он — наш Бог, наш милостивый, заботливый, верный Бог, и поэтому наши лучшие песни будут посвящены Ему.
Ты спрашиваешь, верующий, почему я должен прославлять Его? Позволь же и мне задать тебе вопрос. Что мы будем делать на небесах, как не прославлять Бога? А что еще может сделать землю подобной небу, как не занятия небесных жителей, перенятые жителями земли? Верующий, когда ты молишься, ты просто человек, но когда ты славишь Бога, ты ангел. Когда ты просишь о милости, ты нищий, но когда ты поешь хвалу, ты уподобляешься херувимам и серафимам. О, дивный, дивный день, когда число небесных хористов пополнится множеством людей с земли! В день великой радости мы присоединимся к небесному хору. Давайте же начнем песню уже здесь. Давайте по крайней мере споем несколько первых слов. И если наше «Аллилуйя!» звучат не так громко, как на небесах, давайте все же восклицать так, как можем. Пусть вместе с нами возрадуются пустыня, окружающие нас, пусть в ней расцветут цветы хвалы.
Кроме того, христианин, знаешь ли ты, что для тебя петь Господу — благо? Плач лишает тебя сил, сомнения уменьшают твою энергию, обыденные дела делают тебя приземленным. Воспрянь, ибо прославление полезно и приятно для тебя. «Радость пред Господом — подкрепление для вас». «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». Когда ты растешь в святой радости, ты растешь в благодати. Чем больше ты наполняешься радостью и миром, веруя в Господа Иисуса Христа, тем больше становишься небесным, духовным, подобным Богу. Я знаю, что многие христиане боятся радоваться, но в Писании я читаю: «Сыны Сиона да радуются о Царе своем». Если бы ропот был добродетелью, то некоторые верующие никогда не согрешили бы, и если бы плач был заповедан Богом, то они смогли бы приобрести спасение делами, ибо они всегда печальны, и этим исполнили бы весь закон. Но вместо этого Господь говорит через апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», и чтобы не возникало сомнений добавляет в другом послании: «Всегда радуйтесь».
Верующий, ты спрашиваешь: «Почему я должен воспрянуть этим утром и петь моему Богу?» Я отвечаю тебе: «Разве у тебя нет причины?» Не совершил ли Он великое для тебя, и не рад ли ты этому? Не вытащил ли Он тебя из страшного рва, не извлек ли из болотной тины? Не поставил ли Он на камне ноги твои и не утвердил ли стопы твои? Так неужели не будет новой песни на твоих устах? Ты куплен ценой крови, а твой язык прилип к гортани. Возлюблен Богом прежде создания мира, и не произносишь ни слова хвалы? Дитя Божие, наследник Божий, сонаследник Христу — и ни звука благодарности! Дал ли Он пищу тебе сегодня? Избавил ли Он вчера тебя от многих бед? Не пребывали ли Он с тобой тридцать, сорок, пятьдесят лет в пустыне, и ты не можешь вспомнить ни одной милости, за которую мог бы воспеть Богу песнь? О, позор твоему неблагодарному сердцу и твоему забывчивому духу! Возьми себя в руки, вспомни о милостях и забудь о неудачах, забудь о боли, вспомни об избавлении. Стань на горло своим сомнениям и страхам и с помощью Бога Духа Святого, твоего Утешителя, начни в добрый час петь новую песнь.
3. «Но, — скажет кто-то, — когда мне прославлять Бога?» Я отвечаю: хвалите Господа, народ Его во все времена и прославляйте Его всякий раз, вспомнив о Нем. Превозносите Его даже тогда, когда ваша душа засыпает и ваш дух клонит ко сну. Во время пробуждения нет нужды говорить: «Воспрянь, воспрянь, воспрянь!» Но в полудреме грусти, когда веки отяжелели, когда скорби повергают в прах, вот тогда наступает время петь псалмы нашему Богу и пламенно прославлять Его. Но для этого надо много благодати, и я надеюсь, братья, вы знаете, что ее можно приобрести. Ищите ее у своего Господа и не отступайте от Него, не получив просимого. Не поддавайтесь унынию из-за неприятностей, не смолкайте перед лицом беды. Вспомните о мучениках прошлого, которые пели на эшафоте. Вспомните об Анне Эскью, о всех мучениях, перенесенных ею ради Христа, и о ее смелых словах хвалы Богу в последние минуты. Ее часто пытали, она лежала в тюремной камере, ожидая смерти, когда написала четверостишье не староанглийском.
В этом четверостишье она говорит, что не свернет со своего пути и никогда не остановится, потому что у нее есть корабль, который выдержит любой шторм и разобьет все волны, накатывающиеся на него. Да будет так и с вами. Пойте Богу не только в хорошую погоду, воспойте Ему посреди ревущего урагана. Не уподобляйтесь птицам, которые поют летом, а зимой улетают прочь, пусть ваш Бог услышит и зимние мелодии. Пойте ночами, как соловьи, пойте Ему в огне, восхваляйте Его в долине смертной тени. Воздайте Богу то, что Он имеет право ожидать от вас.
Когда же вам прославлять Его? Отчего вам не прославить Его, когда вы полны сомнений, когда вас одолевают искушения, когда за углом вас поджидает бедность, когда болезнь сгибает вас до земли? Когда мы богаты, то поем Богу дешевые песни. Легко поцеловать щедрую руку дающего Бога, но благословить Его, когда Он забирает, — значит благословить Его по-настоящему. Воскликнете подобно Иову: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться», — повторите за Аввакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». О христианин, если ты спрашиваешь меня, когда тебе прославлять Бога, я отвечаю: «Сегодня! Воспряни, воспряни, Девора, воспряни! воспой песнь!»
4. Но вы задаете мне очередной вопрос: «А как я могу прославить моего Бога?» Я отвечу вам и да поможет мне в этом Утешитель. Подумайте, как велика милость Бога к вам. Вы не слепой, не глухой, не немой, вы не сумасшедший, вы еще не одряхлели, вас не пронзает невыносимая боль, вы не находитесь в бреду из-за тяжелой болезни, вы не стоите на краю могилы, вы не мучаетесь в аду. Вы ходите по земле живых, земле любви, земле благодати, земле надежды. Даже если бы это было все, то и тогда у вас достаточно причин славить Бога. Сегодня вы не тот, кем были раньше: хулитель, гонитель и обидчик. Вы не поете пьяных песен, и в сердце вашем нет порочного желания. Разве это не причина для песни? Вспомните, что еще совсем недавно эти грехи были вашей радостью и удовольствием. О, неужели вы, первые из грешников, чьи сердца изменены, не должны хвалить Его? Вы, сыны Кореевы, задайте тон! Подумайте о своих беззакониях, которые покрыты, и грехах, которые не вменены вам, подумайте о тех преимуществах, которыми вы сегодня обладаете: вы избраны, искуплены, призваны, оправданы, освящены, усыновлены и сохранены во Христе Иисусе. Человек! Если бы на твоем месте был камень, то каким бы твердым и немым он ни был, он бы в этом случае смягчился, обрел дар речи и воскликнул: «Осанна!» Будешь ли ты молчать, когда Бог так милостив к тебе? Пусть Его милости не останутся лежать забытыми, пусть они не отойдут в прошлое незамеченными. И вновь задумайся над тем, как невелики твои страдания. Ты еще не до крови сражался против греха. Возможно, ты беден, но ты здоров. А если ты и болен, то ты не порабощен грехом. И все страдания становятся легче, когда ты избавлен от греха. Сравни свои скорби со страданиями тех, кто живет рядом. Поставь свои страдания в один ряд с муками того, кого ты видел на смертном одре, сравни свой удел с тем, что пришлось пережить мученикам, которые сейчас на небесах, и я уверяю тебя: ты будешь вынужден воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Умоляя вас, братья, милосердием Божьим: будьте бодрее, радуйтесь в своем Господе Боге, даже если у вас лишь одна причина для радости, как у самоотверженного Лютера. Когда его изо всех сил старались оболгать, когда папа римский издал буллу, отлучающую Лютера от церкви и земные государи гневно угрожали ему, тогда Лютер собрал своих друзей и сказал им: «Давайте споем псалом назло сатане». Чем ужаснее негодовал мир, тем чаще Лютер пел псалмы. Давайте сегодня вспомним самый любимый гимн великого германца: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их» (Пс. 45:2-4). Я повторяю: давайте петь, чтобы досаждать сатане. Он приводит в смятение святых, приведем же и мы его в смятение.
Прославляйте Господа, чтобы мир устыдился своих грехов. Пусть никогда у мира не будет права говорить, что он может сделать своих приверженцев счастливее, чем Христос Своих последователей. О, пусть ваша песня не замолкает, пусть в ней будет столько радости, чтобы нечестивый вынужден был сказать: «Жизнь этого человека счастливее моей, я хотел бы оказаться на его месте. В его вере есть что-то такое, что мой грех и мои нечестивые наслаждения не могут дать мне». Прославляйте Господа, святые, чтобы грешники начали жаждать Бога. Особенно прославляйте Его в испытаниях, если вы желаете, чтобы мир изумился, чтобы захотели познать и вкусить вашу радость.
«Но, к великому сожалению, — скажет кто-то, — я не могу петь. Мне не о чем петь, нет ничего вокруг меня, за что я мог бы прославлять Бога». Старые добрые комментаторы Библии отмечали, что окна в храме Соломона были узкими снаружи, а внутри широкими: они были вырублены таким образом, что пропускали достаточно света, хотя и казались маленькими (3 Цар. 6:4). Радость верующего похожа на такие окна. Снаружи она кажется совсем маленькой, но внутри она велика. Нам больше приносит радости то, что мы находим внутри себя, чем-то, что мы находим вокруг. Наполняющие наше сердце Божья благодать, Божья любовь, свидетельство Духа — лучшие основания для радостного пения, чем любые материальные благословения, которые Бог иногда дает верующим. Поэтому, если вы лишены материальных милостей, пойте о милостях, которыми Бог благословил вас внутри. Если снаружи вы не находите воды, то обратитесь к постоянному источнику, который есть в вашей душе. Добрый человек насытится от путей своих, как сказано в Книге Притчей 14:14. Если провидение не придает вам бодрости, ищите благодать внутри. «Воспряни, воспряни, Девора, воспряни! воспой песнь!»
II. Теперь мы перейдем ко второй части нашей беседы. Не знаю, ощущаете ли вы то, что переживаю я: проповедуя на такую тему, я с грустью думаю о том, как мало у меня слов и как скуден человеческий язык. Если бы мое сердце могло говорить в обход моих губ, то, мне кажется, с Божьей помощью я мог бы пробудить в вас настоящую радость. Но мои уста вынуждены признать, что язык сердца слишком высок для них. Язык осознает, что не может раскрыть глубин внутренней радости. Пусть же мое лицо излучает эту радость, раз уж мои уста не способны ее выразить.
Переходим ко второй части беседы: «Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов! «
Вы может легко представить себе ту ситуацию, о которой идет речь. Варак разбил Сисару, военачальника Иавинова, и всю его армию. Девора призывает Варака праздновать победу: «Запрягай, запрягай, Варак, колесницу свою и езжай посреди народа своего. Пусть труп Сисары с колом, который Иаиль вонзила в его висок, тянется в пыли за твоей колесницей. Пусть тысячи пленных хананеев со связанными руками пройдут по улицам города. Гони перед собой десять тысяч овец и сотни стад коров, которые достались тебе в добычу. Пусть пройдут пленными в величественном шествии их железные колесницы и все их сильные лошади. Покажи все богатства и сокровища, которых ты лишил побежденных врагов, пусть все увидят их оружие, щиты, копья, доставшиеся тебе. Восстань, Варак, веди пленников твоих, которые раньше вели тебя пленником. Празднуй свою великую победу!»
Возлюбленные, этот образ часто используется в Писании. О Христе сказано, что Он пленил плен и восшел на небо. Он вел начальства и власти прикованными к Своей колеснице. Но этот образ можно отнести и к нам с вами. Сегодня мы призваны вести пленников. Вставайте, вставайте, полчища греха, устрашавшие меня в прошлом! Долго я был вашим рабом, египетские тираны, долго моя спина страдала под ударами ваших плетей, пробудилась моя совесть, долго мои члены были вашими рабами и подчинялись вашим приказам. Вставайте, вставайте, грехи, ибо вы пленники теперь, вы закованы в железные кандалы, вы поражены, разбиты, уничтожены! Вы покрыты кровью Иисуса, вы были заглажены Его милостью, вы были ввергнуты Его силой в морскую пучину. Но я призываю ваш дух, хотя вы и убиты, чтобы вы шли пленниками вслед за моей колесницей.
Воспряньте, люди Божии, торжествуйте победу. Ваши грехи велики, но они прощены. Ваши беззакония бесчисленны, но они забыты. Восстаньте и ведите пленников, которые раньше сами держали вас в плену: богохульство, невнимание к Богу, пьянство, страсти. Все полчище грехов, которое раньше угнетало вас, полностью уничтожено. Встаньте, посмотрите на них, воспойте песнь на их погребение и вспомните песни радости, потому что вы живете. Плените свои грехи сегодня же.
Приведите также другую армию врагов, которая казалась слишком многочисленной для нас, но была побеждена Божьей благодатью. Обращаюсь к вам, мои испытания , вас было очень много, и вы были велики. Вы выступали против меня многочисленной армией, и все вы были высокими и сильными, как сыны Енаковы. О, душа моя! Ты попрала силу! С помощью Бога ты взобралась на крепостную стену, Его могуществом проложила себе дорогу через отряды трудностей, неприятностей и страхов.
Восстаньте и посмотрите на все испытания, которые встретились на вашем пути. Смерть в семье, материальные убытки, болезни, отчаяние души, и вот теперь вы — победители всех своих противников. Прикажите им идти вслед за вами. Богу нашего избавления, Который спас нас из вод глубоких, Который вывел нас из печи огненной, так что пламя не коснулось нас, Ему да будет слава за то, что мы ведем своих пленников.
Восстаньте и берите в плен все искушения . Вы, братья мои, подвергались самым неприятным искушениям. Сатана выпустил в вас тысячи огненных стрел и метал в вас свое копье сотни раз. Возьмите все его копья и стрелы и преломите их у него на глазах, ибо он не смог и никогда не сможет поразить вас в сердце. Сокрушите лук и преломите копье, сожгите колесницы огнем. «Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Ты привел в смятение тех, кто ненавидел нас, Ты рассеял искусителей и прогнал их прочь». Восстаньте, дети Божьи, вам была сохранена жизнь там, где многие сложили свою голову, берите ныне свои искушения в плен.
Мне кажется, что вы как церковь и я как ваш служитель, можем действительно вести пленников сегодня. Ни одна церковь в Англии за последние пятьдесят лет не прошла через такое количество испытаний, как наша. Мы можем сказать: «На хребте моем орали оратаи». Мы прошли сквозь огонь и воду, и каков результат? Бог даровал нам прекрасное здание, в котором достаточно места, и все козни врагов не увенчались успехом. Дня не проходит, чтобы отвратительная ложь или клевета не была брошена мне в лицо каким-нибудь человеком или в периодической печати (Это действительно было так. Первые несколько лет служения Сперждена в Лондоне практически все христианские газеты были настроены против него, скептически относясь к его феноменальному успеху. Достаточно привести в качестве примера ставший знаменитым заголовок газетной статьи «Up like а rocket, down like a stick», смысл которого примерно в следующем: «За быстрым взлетом последует еще более быстрое падение»). Задействованы все средства, чтобы уничтожить служителя Божьего. Любая ложь, на какую только способен человек, идет в ход, чтобы навредить. Но до сего места Господь помог мне. Я никогда, от первого дня даже до сегодняшнего, не отвечал никому злословием и даже не пытался защитить себя. И это дало свой плод: люди Божьи не поверили ни одной лжи обо мне. Те, кто боятся Господа, услышав новую сплетню, нередко говорят: «Это неправда. И этот человек не станет оправдывать себя, но Бог оправдает его». Клеветники не повредили плодотворности служения нашей церкви, они не смогли уменьшить числа людей, приходящих на наши собрания. То, что они надеялись будет вспышкой против нас, стало по милости Божьей источником света, но не благодаря мне, а благодаря Евангелию, которое я проповедую. Не потому, что во мне что-то есть, а потому, что я просто и открыто проповедую кальвинизм, и потому, что я стремлюсь объяснять Слово как можно лучше, не угождая вкусам ученых людей, а желая быть понятным простым людям. Господь благословил нас как церковь, все служило нам во благо; большая и страшная катастрофа, задуманная сатаной, обратилась в благословение, которое привлекло к нам еще большее количество людей (Идет речь о происшедшем в 1860 г. ужасном несчастном случае. В период строительства Метрополитен Табернакл церковь собиралась в лондонском концертном зале, вмещавшем до 7000 человек. Была предпринята попытка сорвать первое же служение. Несколько человек, сидевших в разных концах зала, после первой молитвы и пения гимна стали кричать, что рушится верхняя галерея. Поднялась паника, в результате чего многие были ранены, несколько человек погибли. Сам Сперджен после этого происшествия три недели был прикован к постели: настолько велико было потрясение. До конца жизни он не мог забыть об этой трагедии и буквально бледнел при одном только упоминании о ней.) Я бы не стал заграждать уста лжеца, даже если бы это было в моих силах, и не останавливал бы, если бы мог, клеветников (только, может быть, ради того, чтобы они не грешили), ибо все это служит нам благо и все их нападки только помогают нам быть еще более полезными людям. Не один грешник обратился к Богу в нашем собрании, которое он посетил потому, что услышав очередную небылицу о нашей церкви и клевету о ее служителе. Я говорю об этом, хвалясь Господом, хотя, может и выгляжу глупцом в своей похвальбе. Но во имя Бога я веду своих пленников! Восстаньте! Восстаньте вы, члены этой церкви, вы, последовавшие за Вараком, воспряньте и торжествуйте, ибо с нами Бог и Его дело победит. Он обнажит перед народами мощь Своей правой руки, и во всех концах земли увидят спасение нашего Бога.
В Церкви в целом будет происходить то же самое, что происходит с нами. Все Божьи служители подвергаются нападкам, Божья истина повсеместно преследуется. Перед нами тяжелая битва, но, Церковь Божья, помни о своих победах! Пробудитесь, служители Христовы, и ведите пленников своих. Скажите: «Где Артемида? Где идолы, прославившие древний Эфес?» И ты, о Рим, не была ли сломлена твоя сила могуществом Церкви?! Где Юпитер? Где Сатурн? Где Венера? Они исчезли. Где ты, Джаггернаут (Одно из воплощений бога Вишну), где ты, Брахман, где вы, боги Китая и Индии? Пришло время и вашего падения, ибо имя Христа будет провозглашено и в вашей земле. «Придите и видите дела Господа, какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле». Церковь Божия, выходи с пением, выходи с восклицаниями на последнюю битву. Битва при Армагеддоне приближается. Пусть звучит серебряная труба, предупреждая о сражении, поднимайтесь, солдаты креста. Выходите воинства ада. Сильные могуществом Всевышнего Бога, мы отобьем все ваши нападки, как скалы разбивают накатывающиеся на них волны. Мы выступим против вас и победим, и будем попирать вас, как прах под ногами. «Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов!»
Да даст Бог, чтобы радость, которая наполняет наши сердца, побудила кого-то, кто видит эту радость, искать ее. Ее можно найти во Христе у подножия креста. Поверь во Христа, грешник, и будешь спасен.
Утро, 14 октября, 1860 г.