Библиотека soteria.ru
12 проповедей о прославлении
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 5819 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Сила молитвы и радость прославления
При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас. Второе послание к Коринфянам 1:11-12.
Апостол Павел был на краю гибели в Азии, но которой его спасло Божье провидение. В Эфесе Димитрий и его товарищи, изготовители серебряных идолов, подняли настоящий бунт против Павла, так как они поняли, что их ремесло может оказаться невостребованным. Об этом происшествии апостол пишет так: «Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых». Павел считает, что остался жить, только благодаря защите Бога. И если Павел также имел в виду тот случай, когда он был побит камнями и брошен умирать, неудивительно, что благословляет «Бога, воскрешающего мертвых». Апостол делает вывод, что раз Бог избавил его в прошлом, помогает в настоящем, то Он будет пребывать с ним и в будущем. Павел хороший математик, его вера всегда хорошо складывала и умножала. И теперь мы видим, как апостол на практике применяет свой математический метод: он ведет доказательство от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Вот как он рассуждает: «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит». Поскольку наш Бог «вчера и сегодня и во веки Тот же», то Его любовь в прошлом является неопровержимым доказательством Его милости сегодня и залогом Его верности завтра. В какой бы ситуации мы ни оказались, какие бы препятствия ни стояли на пути, как бы ни был мрачен горизонт, если мы применим «правило трех»: «Он делал, делает, будет делать», то никто и ничто не смогут лишить нас уверенности и покоя. Мужайся, страдающее семя Авраамово! Если бы ваш Бог был подвержен изменениям, то ваша душа могла бы наполниться горечью, но так как Он «вчера и сегодня и во веки Тот же», то каждое новое проявление Его заботы должно укреплять вашу уверенность в Его благодати. Да научит нас благословенный Дух расти в святом доверии нашему неизменному и не изменяющему Господу.
Хотя апостол Павел утверждает, что его хранила рука Божья и ничто другое, он все же достаточно разумен, чтобы признать важность средств, использованных Богом. Прославив Бога за посланное утешение, он также с благодарностью вспоминает молитвы любящих его верующих. Благодарность Богу не должна оправдывать неблагодарность к людям. Конечно, именно Господь защитил апостола от язычников, но Он сделал это в ответ на молитву. Избранный сосуд не был сокрушен жезлом нечестивых, ибо над ним была простерта всемогущая рука Бога, но она была простерта потому, что верующие в Коринфе и в других городах не отступали от Бога в единодушном прошении. Павел с благодарностью вспоминает об этих молитвах: «При содействии и вашей молитвы за нас, — пишет апостол, желая, чтобы христиане, к которым он обращается, присоединились к нему в восхвалении Бога, — дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Апостол говорит, что имеет право на их любовь, потому что был верен им, его совесть чиста, ибо он проповедовал Слово просто и искренно.
Да сойдет на нас помазание Духа Святого, пока мы будем рассуждать на эту тему, чтобы наши рассуждения принесли пользу. Во-первых, мы обратим внимание на силу совместной молитвы, во-вторых, я призову вас к совместному прославлению Бога, и, наконец, в-третьих, я скажу, чего я вправе ожидать от вас, причем не только я, но и все служители Божии, которые искренно трудятся ради блага ваших душ.
I. Итак, во-первых, дорогие друзья, на меня возложена обязанность и мне оказана честь в это утро рассказать вам о силе совместной молитвы.
Богу было угодно сделать молитву полноводной и быстрой рекой, несущей для нас наилучшие благословения. Молитва — это и золотой ключ, которым мы открываем наполненные амбары нашего небесного Иосифа. Почти все благословения завета мы получаем в результате просьбы. Некоторыми милостями Бог одаривает нас, даже когда мы не просим о них, ибо Бога находят и те, кто не искал Его. Но иные благословения получают лишь те, кто просит о них, кто ищет и находит их, кто стучит, и кому отворяют. Не трудно догадаться, почему Бог повелел нам молиться: ведь молитва прославляет Бога, побуждая человека быть смиренным перед Богом, Которому он поклоняется. В молитве создание признает зависимость от своего Создателя. Очи подняты к небу, чтобы видеть славу Господа, колена преклонены, чтобы смиренно признать свою немощь. Хотя молитва не является самым прекрасным способом восхваления Бога, ибо иначе святые на небесах продолжали бы молиться, тем не менее она дает возможность самым смиренным, а, значит, самым достойным способом провозглашать славу совершенного Бога, какой она предстает перед нашими несовершенными физическими очами. Молитва «Отче наш» от первых ее слов и до последних прославляет Всевышнего. Стоны и слезы раскаивающихся грешников принимаются Богом с такой же радостью, как и постоянные возгласы серафимов: «Свят, свят, свят», — ибо истинное исповедание греха — это дань бесконечной святости Господа Саваофа. Молитва в большей мере отдает должное нашему Богу, чем постоянно возжигавшееся благовоние на жертвеннике перед завесой. Более того, молитва учит нас нашему недостоинству, что является очень ценным уроком для таких гордых существ, как мы. Если бы Бог одаривал нас благословениями, не вынуждая просить о них в молитве, мы бы никогда не узнали, насколько мы бедны. Истинная молитва — это перечень наших нужд, просьба о том, чего нам недостает, она открывает тайные раны и спрятанную бедность. Молитвой мы одновременно приобретаем Божественные богатства и исповедуем человеческую нищету. Я думаю, что самое здоровое состояние для христианина — всегда зависеть от Господнего попечения, быть всегда бедным, но богатым во Христе, слабым, но сильным на великие подвиги могуществом Бога. Именно в этом заключается назначение молитвы: прославлять Бога и повергать человека в прах, туда, где он и должен находиться. Молитва сама по себе, даже без ответа от Бога, является большой ценностью для христианина. Бегун развивает силу благодаря ежедневным упражнениям, и мы приобретаем духовные силы посредством усердия в молитве. Молитва укрепляет крылья молодых Божьих орлят, чтобы они могли взмывать высоко в своей вере. Молитва укрепляет силы Божьих воинов и посылает их на сражение. После серьезной молитвы человек выходит из своей комнаты подобно солнцу и подобно исполину радуется возможности пройти поприще. Молитва — это воздетые к небу руки Моисея, которые поражали амаликитян больше, чем меч Иисуса Навина, это стрелы, пущенные из комнаты пророка и предвещающие поражение сириян. Пожалуй, я даже скажу, что молитва облекает человека в Божественные качества, препоясывает человеческую слабость могуществом Бога, превращает человеческое неразумение в небесную мудрость и наделяет мятущегося человека невозмутимостью бессмертного Бога. Я не знаю, чего бы молитва не могла совершить! Я благодарю Тебя, великий Бог за чудный дар Твоей милости. Помоги же нам правильно воспользоваться им!
Многие благословения доставляются нам с небес на корабле молитвы, а некоторые особые милости Бога мы можем получить только благодаря целой флотилии объединенных молитв. Многое Господь даст своим одиноким Илиям и Даниилам, но если двое из нас согласятся просить о чем-либо, то благосклонность Бога становится беспредельной. Петр, возможно, никогда бы не вышел из тюрьмы, если бы вся церковь не молилась о нем. День Пятидесятницы мог никогда не стать днем рождения Церкви, если бы все ученики не собрались вместе и не пребывали единодушно в молитве, ожидая сошествия огненных языков. Бог с радостью отвечает на молитвы одинокого просителя, но временами Он говорит: «Вы все вместе должны предстать предо Мною и просить о благословении, ибо Я не стану слушать вас, пока ваши младшие братья не присоединятся к вам». Почему так происходит, дорогие друзья? Я считаю, что таким образом наш милостивый Господь показывает нам ценность общения святых. «Верую в общение святых», — сказано в известном вероисповедании. О! Единство людей Божьих существует реально! У нас могут быть разные имена, но
Едины — все слуги нашего Царя.
Об этом знают небо и земля.
Мы не можем себе позволить лишиться поддержки и любви своих братьев. Августин сказал: «Бедные живут для богатых, а богатые живут для бедных». Я не сомневаюсь в том, что сильные святые живут для слабых святых и что слабые святые приносят особые благословения для укрепившихся верующих. Тело Церкви устроено гармонично: каждый сустав чем-то обязан другому, и все части тела связаны между собой и зависят друг от друга. У человека есть органы, назначение которых медицина еще не открыла. Известно, например, что печень выделяет вещества, крайне необходимые для функционирования всего организма, но назначение аппендикса пока не ясно. Однако известно, что если его раньше времени удалить, то это нанесет вред всему организму. Так бывает, возлюбленные друзья, что о некоторых верующих мы говорим: «Не знаю, какая от них может быть польза. Этот христианин не делает ничего полезного». Но если бы этот незаметный и на первый взгляд бесполезный член церкви был устранен, то пострадало бы все тело. Вероятно, именно по этой причине некоторые дары неба мы получаем лишь в результате совместной молитвы: мы должны научиться ценить единство тела, уже созданное и поддерживаемое каждый день благодатью Божьей. Разве это не удивительная мысль, дорогие друзья, что самый бедный и незаметный член церкви может укрепить все тело в целом? Не каждый из нас может проповедовать, не каждый из нас способен руководить, не все могут жертвовать золото и серебро, но каждый может помочь себе и другим молитвой. Нет ни одной сестры во Христе, прикованной к постели, которая не могла бы молиться. Нет такого больного, старого, необразованного, незаметного, нищего христианина, который бы не мог сделать свой вклад в молитвенную сокровищницу церкви. Возле дверей нашей церкви стоят ящики, куда вы кладете пожертвования на дело Божие. Но знайте, что у нас также есть один ящик, в который каждый из нас должен бросать свои искренние молитвы. Даже вдова, у которой нет ни одной лепты, может сделать приношение в эту сокровищницу. Помните, дорогие друзья, что единство и общение святых очень важно, потому что некоторые благословения мы можем получить лишь благодаря совместной молитве. Мы должны ощущать единство! Мы должны молиться друг за друга! Мы обязательно должны всякий раз, когда церковь собирается для молитвы, быть вместе с ней! Я хочу, чтобы те из вас, кто по неуважительным причинам не приходят на наши молитвенные собрания, задумались бы над тем, чего вы лишаете всех нас и себя. Молитвенное собрание — бесценная часть нашей жизни, оно придает силы всем остальным собраниям и служениям. Не могли бы вы, выкроив у себя немного свободного времени и слегка сократив свои занятия, быть с нами почаще? И даже если вы потеряете из-за этого одного-двух клиентов, не думаете ли вы, что эта потеря будет восполнена для вас более чем обычной прибылью в другие дни? А даже если деньги не вернутся к вам, разве духовная польза не возместит с лихвой ваши убытки? «Не оставляйте собраний ваших, как есть у некоторых обычай».
Теперь мы можем перейти к следующей мысли: особенно важно объединять наши прошения, когда возносится молитва о служителях Божьих. Апостол Павел просит о такой молитве: «Братия! молитесь о нас». Все Божьи служители, которые жили и еще будут жить, признают, что именно в этом заключается тайный источник их силы. Молитва церкви — сила ее служителей. Должен ли я объяснять вам, почему служитель больше других нуждается в совместной горячей молитве верующих? А потому, что положение у него опасное? Сатана приказывает адскому воинству: «Не сражайтесь ни с малыми, ни с большими, а только со служителями Божьими». Он знает, что если ему удастся поразить в сердце одного из них, то вся церковь придет в смятение, ибо, если предводитель повержен, вся армия бежит. Самый ожесточенный бой ведется вокруг знаменосца. Там поднимаются и опускаются тяжелые боевые топоры, стрелы непрерывно летят туда, ибо противник знает, что если он собьет знамя или сразит знаменосца, то нанесет тяжелейший удар по сражающимся и приведет их в отчаяние. Станьте же вокруг нас с оружием в руках! Спешите к нам на помощь, рыцари креста, ибо битва усиливается. Мы молим вас, если вы избрали на служение проповедника, сомкните вокруг него в час вражеского натиска свои тесные ряды. Когда я возвращался из Роттердама, мы пересекали мелководье в устье реки Маасы, как раз во время небольшого прилива и неблагоприятного ветра, так что навигация была очень сложна и опасна. Был отдан приказ: «Всем на палубу!» С моей точки зрения, жизнь служителя находится в такой опасности, что как раз время призвать вас: «Все на палубу! Все к молитве! Пусть молятся все, даже самые слабые верующие!»
Служитель не только находится в опасном положении, но на нем также лежит огромная ответственность . Каждый человек в какой-то мере должен быть сторожем для своего брата, но горе сторожам Божьим, если они неверны, ибо с них взыщется за кровь души, им Бог предъявит обвинение в гибели людей, если они не проповедуют открыто и верно Евангелие. Иногда груз этой ответственности ложится очень тяжким бременем на служителя, потому подчас кажется, что его сердце вот-вот разорвется от боли. Я обратил внимание, что капитан судна, на котором мы проходили то злосчастное мелководье сам бросал лот (Прибор для измерение глубины воды с судна) в реку. Кто-то спросил его, почему он не поручит это кому-нибудь из матросов, на что он ответил: «Сейчас я не доверяю никому, кроме себя, потому что между днищем судна и отмелью не больше шести дюймов». И действительно, два раза мы с тревогой ощутили, как корабль касался дна. Так ведет себя в жизни проповедник Евангелия. Если он действительно служитель Божий, то чувствует большую ответственность за членов церкви, поэтому не может исполнять свои обязанности через уполномоченных им людей, а лично трудится для спасения душ, не доверяя даже самому себе в проповеди, и поэтому взывает к своему Богу о помощи, потому что груз ответственности за человеческие души слишком тяжел. О, молитесь за нас! Если Бог даровал нас вам и вы приняли этот дар с радостью, то не относитесь к Богу и к нам с таким презрением, чтобы, забыв о молитве, оставить нас без гроша в полной нищете. Более того, сохранение служителя — одна из важнейших задач церкви. Если исчезнет матрос с судна, то это плохо для него и для всей команды, но если утонет лоцман и капитан окажется прикованным к постели лихорадкой, что тогда будет с кораблем? И хотя молиться надо за каждого члена церкви, но в первую очередь надо молиться за служителя, помня о том, в каком положении он находится. И в самом деле, насколько больше Бог требует от него, чем от других! Если вам надо следить за своей лучной духовной пищей, то служитель ответственен за эту пищу для всех, приходящих к нему. И как он сможет делать это, если Господь не будет постоянно и щедро пополнять его запасы? Каждый из вас должен светить как свеча в доме, проповедник же должен быть маяком, свет которого виден далеко, за многие километры от него. Но как он сможет светить в ночи, если его Господь не даст ему достаточно масла? Если же Бог сделает его звездой в своей руке, то его сияние будет благословением для всех народов, оно будет преодолевать века. Если в том, что я говорю, вы видите истину, то я призываю вас постоянно и серьезно поддерживать нас своими молитвами.
Греческое слово, переведенное как «при содействии», подразумевает напряженную работу. Молитвы некоторых людей не являются работой, а успеха достигает молитва тогда, когда верующий молится подобно Самсону, потрясая врата милости, когда он готов скорее вырвать их вместе с косяками, чем уйти, не получив просимого. Нам не нужны молитвы белоручек, которые с содроганием прикасаются к тяжелому труду. Нам нужны молитвы грузчиков, которые взваливают на плечи всю серьезность молитвы и готовы просить до тех пор, пока их желание не будет удовлетворено. Нам не нужен едва слышный стук в дверь, с которым люди, называющие себя христианами, обращаются к Богу, когда появляются на наших молитвенных собраниях. Я призываю вас просить так, чтобы было видно, что вы хотите; чтобы вам открыли. Вы должны ждать у дверей столько, сколько потребуется, чтобы вам открыли, и не уйдете до тех пор, пока не получите то, в чем нуждаетесь. Служители жаждут молитвы энергичного и упорного человека, которому невозможно отказать, который намерен взять небеса штурмом, если это потребуется для того, чтобы удовлетворить желание сердца. Говорят, что Меланхтон (Видный деятель Реформации XVI века, один из сторонников Мартина Лютера) воспрял духом, когда узнал, что бедные ткачи в одной из немецких деревушек собираются, чтобы молиться за дело Реформации. Да, действительно, у Меланхтона были причины для ободрения. Можете не сомневаться, что успех Реформации зависел не только от Лютера, но и от тысяч бедных людей, которые пели псалмы, идя за плугом, от многих служанок, которые молили Бога о благословениях. Рассказывают также о том, что Полус Фагий, признанный знаток иврита, способствовавший распространению идей Реформации в нашей стране, постоянно просил своих студентов, чтобы они не прекращали молиться, дабы Бог излил благословения. Я повторял уже сотни раз, что все благословения, которые Бог послал нам, увеличив численно нашу церковь, были получены благодаря вашим горячим, серьезным молитвам. Иногда нам удавалось поколебать небеса, когда мы собирались для молитвы и в этом здании, и в молитвенном доме на Нью-Парк-Стрит (Улица в Лондоне, где находилась церковь, когда Сперджен начинал свое служение.) Временами нам казалось, что скорее мы умрем, чем не будем услышаны. Мы любили свою церковь, как мать любит своего ребенка. Мы испытывали муки рождения новых душ человеческих. «Вот что творит Бог!» — могли бы мы сказать, когда видели, как церковь ежедневно растет, как люди становятся в очередь, чтобы услышать весть о спасении из наших уст. Так неужели сейчас мы прекратим молиться? Неужели мы скажем великому Первосвященнику: «Довольно»? Неужели мы разворошим горящие уголья в жертвеннике и остановим воскурение благовония, приятного Богу? Неужели мы откажемся приносить хвалу Богу в утренние и вечерние молитвы? О, сыны Ефремовы, неужели с оружием в руках мы обратимся в бегство в день битвы? Река разделила свои воды перед вами, Иордан расступился. Неужели вы не пойдете посуху? Бог, ваш Бог, идет перед вами, возглас Царя слышен среди нашего воинства. Неужели вы испугаетесь, не пойдете и не возьмете землю? Неужели вы хотите потерять первую любовь? Неужели эта скиния будет названа Ихавод — отошла слава от Израиля? Неужели о нас будет сказано, что Бог оставил нас? Неужели приближаются дни, когда дочери филистимские будут радоваться и сыны сирийские торжествовать? Если не хотите этого, то станьте на колени и все силы, что у вас есть, вкладывайте в молитву! Если не хотите этого, то молитесь страстно! Если не хотите этого, если не желаете видеть поражение добра и победу зла, сомкните свои руки и во имя Того, кто во веки живет, чтобы ходатайствовать о нас, молитесь снова и снова, чтобы благословения опять и опять изливались на нашу церковь. «При содействии и вашей молитвы за нас…»
II. Я призываю вас к совместному прославлению Бога.
За молитвой, на которую получен ответ, немедленно должна следовать хвала Богу. Облако благодарности должно оторваться от земли, когда небесное солнце согревает ее своей любовью. Был ли Господь милостив к вам, и приклонил ли Он Свое ухо к голосу молений ваших? Тогда прославляйте Его, пока вы живы. Не откажите в песне Тому, Кто ответил на вашу молитву и дал вам желание сердца вашего. Молчать о Божьих милостях — значит быть повинным в черной неблагодарности, а неблагодарность — один из самых больших пороков. Я надеюсь, дорогие друзья, что вы не будете неблагодарными, как те девять прокаженных, которые, исцелившись от болезни, не вернулись к Господу и не поблагодарили Его. Забывать прославлять Бога — значит лишать себя блага, потому что хвала, как и молитва, является большим благом для нашего духа. Прославление Господа очень важно и полезно. Если мы будем плясать перед Господом, как плясал Давид, то кровь живее потечет в наших жилах. Прославление — пир для нас, на котором Соломон дал каждому его участнику по хорошему куску мяса и кубку вина. Хвала больше всего приближает христианина к небесам. Ангелы не молятся, но они не прекращают восхвалять Бога день и ночь. Благословлять имя Бога за полученные милости — значит приносить благо нашим ближним, ибо «услышат кроткие и возвеселятся». Другие верующие, которые находятся в похожих обстоятельствах, смогут утешиться, если услышат, как мы говорим: «Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его». Немой христианин — бесчестие для церкви. Среди нас есть люди, которым сатана засунул в рот кляп, и самую громкую песню мы слышим от них тогда, когда они издают старательное молчание. Но я хотел бы, братья мои, чтобы все языки немых начали петь.
Далее. Хвала одного человека хороша и полезна, она благословляет человека и прославляет Бога, а совместная хвала особенно хороша. Совместное прославление похоже на музыку целого оркестра. Один инструмент звучит хорошо, но когда сотни инструментов, духовых и струнных, объединяются, тогда мы слышим прекрасную и величественную симфонию. Хвала одного христианина принимается Богом как благоухание от крупицы благовонного вещества, а объединенная хвала многих христиан — это кадильница, наполненная фимиамом.
Совместное прославление Господа верующими просто необходимо для каждого христианина. Тяжелые бремена сваливаются с наших плеч во время прославления. Когда я слышу пение в этом доме, мое сердце согревается. Иногда мне кажется, что вы поете вяло, и мне хотелось бы призвать вас петь энергичнее, чтобы волны величественной хвалы были могущественнее и сильнее. Но в любом случае, мое сердце не знает лучшей музыки, чем ваше пение. Мои голландские друзья (Скорее всего речь идет о голландской реформатской церкви, где традиционно исполняются медленные распевные гимны.) поют так тягуче, что можно заснуть, под их спокойные напевы. Но и в их церквах множество голосов, слившихся в один, прекрасно прославляют Господа. Мне нравится, когда верующие поют так, что видно, что они действительно поют, а не растягивают слова с подчеркнутой медлительностью. О, пусть звучит священное пение, пусть слышится голос величественной хвалы, пусть сердца отбивают такт, а уста поют мелодию, и каждый поющий стремится воспеть Господа лучше своего ближнего! Есть нечто поистине прекрасное в единстве сердец, поклоняющихся Господу, и еще лучше, когда это поклонение выражено в пении. Мне кажется, раз в неделю нам следует проводить собрание прославления. По понедельникам, по субботам, а также каждое утро у нас проходят молитвенные собрания. Так почему бы нам не организовать собрания прославления? Я уверен, что иногда мы должны проводить богослужения исключительно для того, чтобы восхвалять Господа в пении. Давайте попробуем это сделать в ближайшем будущем.
Я уже сказал, что совместные молитвы должны особенно возноситься за служителей. Но совместная хвала должна быть также посвящена хвале и благодарению Бога за милости, которые Он послал Церкви через ее пасторов. Послушайте, что говорит апостол Павел: «Дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Братья, мы должны прославлять Бога за жизнь хороших служителей на земле, ибо когда они умирают, с ними обычно умирает все то, над чем они трудились. Просто удивительно, какими темпами развивалась Реформация, пока были живы Лютер и Кальвин, и как ее развитие почти остановилась после их смерти. Души хороших людей бессмертны только в известном смысле. Церкви Божьи в наши дни подобны израильтянам в эпоху судей: как только очередной судья умирал, люди возвращались к своим истуканам. То же самое происходит сейчас. Пока Бог сохраняет жизнь определенным людям, Церковь благоденствует, но когда эти люди умирают, гаснет тот огонь, который они зажгли и поддерживали. В девяти случаях из десяти, а возможно, даже в девяноста девяти из ста благосостояние церкви зависит от ее служителя. Так устраивает Бог, чтобы смирить нас. Поэтому мы должны быть благодарны за сохранение жизни нашим проповедникам. Но не меньше мы должны быть благодарны за сохранение непорочности , ибо, когда служитель грешит, какой позор он навлекает на себя и на церковь! Когда мы читаем в газете о том, что полиция арестовала преподобного мистера N, который был баптистским пастором, то люди говорят: «Это просто кошмар! Что за люди эти баптисты!» Конечно, любой проходимец может назвать себя баптистским проповедником. В Англии в этом отношении установлена такая свобода, что она ведет к беспорядку. Любой человек, который собрал дюжину слушателей, уже может назвать себя пастором, по крайней мере пастором этой горстки людей. Поэтому стоит ли удивляться, что находятся лицемеры, которые присваивают себе чин, чтобы приобрести известную репутацию. Но если Бог хранит Своих истинных служителей, бережет их от падений, то мы постоянно должны благодарить Бога за них. Мы также должны от всего сердца благодарить Бога, если Он благословляет проповеди служителя, делает их содержательными, уподобляет их источнику живой воды, которую дает и помогает выносить из Своей сокровищницы старое и новое для того, чтобы напитать свою церковь. Мы также должны прославлять Бога за то, что проповедник держится здравого учения, не прельщается философией и не упирается в одну доктрину, проповедуя только ее и ничего другого. Если же Бог привлекает множество людей, чтобы они слушали его проповеди, если души обращаются ко Христу, если верующие получают хорошее наставление, тогда поток хвалы Богу не должен иссякать ни на мгновение. Ну, конечно! Вам даны все эти благословения, и вы удивленно пожимаете плечами, не видя в них ничего особенного. Но если бы вам пришлось пожить некоторое время в Голландии, вы бы начали больше ценить то, чем обладаете. Будучи там, я останавливался у многих благочестивых людей, с которыми приятно было общаться. Так вот они не могут посещать богослужения. В чем же дело? «Дорогой мой, — говорят они, — как я могу идти на богослужение, когда проповедники отрицают все, что написано в Библии? И это происходит не только в реформатской, но и во всех остальных церквах в нашей стране. Как я могу слушать предателей, которые сначала клянутся в верности кальвинистскому или лютеранскому вероисповеданию, а потом становятся за кафедру и отрицают реальность воскресения или утверждают, что вознесение Иисуса — всего лишь поучительная притча?» Мне кажется, Нидерланды обогнали нас в неверии и либерализме лет на пятьдесят. Но мы скоро их догоним, если среди нас станет больше проповедников, чьи имена нам известны, но мы их не будем называть. Голландцы зашли слишком далеко, и дело дошло до того, что люди, любящие истину и желающие услышать ее, вынуждены отказаться от посещения церкви, чтобы ни в коем случае не оказать поддержки тем еретическим и ложным учениям, которые сейчас там проповедуются каждое воскресенье. Если бы Бог отнял у Англии служителей, смело и открыто проповедующих Евангелие, то вы бы возопили к Нему, чтобы Он вернул вам свечу. Мы говорим об Англии так:
Хотя бы ты была полна изъянов,
Тебя любить не перестану.
У нас некоторые епископы открыто заявляют о своем неверии. Во всех деноминациях есть руководители, постепенно уклоняющиеся от истины. Но, слава Богу, таких церквей еще немного по сравнению с церквами Христовыми, которые хотя и не стоят на позициях кальвинистского богословия, как нам бы хотелось, тем не менее не подвергают сомнению богодухновенность Писания и оправдание по вере. Среди нас есть люди, верные Богу, которые проповедуют истину такой, как она открыта в Иисусе Христе. Я повторяю: будьте благодарны Богу за своих служителей, ибо если бы вы жили в окружении, о котором я говорил, то вам бы пришлось взывать к Богу: «Господи, пошли нам вновь пророков. Пошли нам голод, пошли нам жажду, но пошли нам также голод и жажду Твоего Слова!»
И сегодня утром как ваш служитель я прошу, чтобы вы вместе со мной благодарили Бога за силы, которые Он дал мне для того большого труда, который я свершал последние две недели. Благодарите Бога за то, что мы были радушно приняты людьми самых разных сословий. Я хочу этим свидетельством прославить Бога, а не себя, ибо я поклялся, что если Бог будет посылать мне жатву, то я не возьму себе ни одного колоска, а все отдам Ему. Везде, куда бы я ни приезжал, собирались огромные толпы людей. Они не понимали мою речь, но все равно приходили, потому что Бог благословил меня переводчиком. Многие со слезами на глазах пожимали мою руку и на своем голландском языке желали мне всех Божьих благословений. Я думал, что смогу проповедовать перед сотнями людей, но их было намного больше, так что даже огромные соборы не вмещали их. Это и удивило, и порадовало меня, и я возрадовался в Боге и призываю радоваться вас вместе со мной. Простым людям так хотелось пожать мне руку, что они едва не разорвали меня на части. Но Богу было также угодно коснуться сердца королевы Нидерландов, и она послала за мной. В течение часа с четвертью я был удостоен чести говорить с ней о Том, Кто дает нам мир. Я и не думал просить об аудиенции, это было ее собственное желание. Я вознес свою душу к Богу и просил о том, чтобы мне не говорить с ней ни о чем другом, кроме Иисуса Христа. Господу было угодно помочь мне: за отведенное на аудиенцию время я успел много рассказать этой приветливой знатной особе о воле Божьей.
Я был также несказанно рад от того, что меня принимали самые разные деноминации. В субботу, утром, в Амстердаме я проповедовал в менонитской церкви, а вечером — в голландской реформатской церкви. В следующее воскресенье я был приглашен в английскую пресвитерианскую, а вечером — в независимую голландскую церковь. Иногда я проповедовал в соборах, например, в Утрехте в Дом-Кирк, а в Лейдене в Петер-Кирк. На собрания приходили не только простые люди, но и голландская аристократия, представители которой, конечно, намного лучше понимали английский язык, чем бедные люди, не имеющие возможности изучать иностранные языки. Переезжая из города в город, я чувствовал, что Бог не покидает меня и помогает мне проповедовать. Я не ощущал раньше такой выносливости духа, такой крепости сердца. Путешествие не утомило меня, хотя проповедовал дважды в день. Мне кажется, что у меня даже стало больше сил, чем было до путешествия. Я прославляю Бога за тех многих людей, которые, как мне сообщили, обратились ко Христу благодаря чтению опубликованных проповедей, и за любовь и благословения тех, кто со слезами провожал нас до самого порта, повторяя: «Постарайтесь приехать вновь до наступления зимы». Они хотят, чтобы я вновь проповедовал в их стране. Возможно, в их просьбе была доля эгоизма, Господу все известно, но я ничего подобного не заметил. Я восхваляю и благословляю имя Господа за то, что в стране, где популярна философия, Он помог мне проповедовать так просто, что я никогда не говорил как богослов, а возвещал Христа, и только Христа. Радуйтесь вместе со мною, мои дорогие братья. Я хочу, чтобы вы радовались, а если не станете делать этого, то я буду радоваться один, хотя мой каравай радости слишком велик, чтобы я мог съесть его в одиночку.
III. В заключение мы поговорим о причинах, почему должны возноситься молитва и хвала. Апостол Павел говорит о них в двенадцатом стихе.
«Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас». В конце концов, самый главный после Божьего спасения источник утешения для человека — его совесть. И как важно для служителя знать, что он проповедовал Евангелие в простоте, другими словами, что, во-первых, он не говорил одно, а имел в виду другое, во-вторых, верил от всего сердца в то, что проповедовал, желая лишь того, чтобы Бог прославился, а люди спаслись. Какое благословение проповедовать просто: без невразумительных слов, без витиеватых фраз, никогда не учась ораторскому мастерству, никогда не прибегая к ораторским трюкам. Как ужасна жизнь человека, продавшего кафедру за несколько грошей красноречия, как тяжело ему придется перед смертью, когда он вспомнит, что вместо того, чтобы проповедовать спасение простыми словами, он старался показать свой интеллект и образованность! Совесть только того человека будет спокойна, который будет знать, что в простоте проповедовал слово Божие. Апостол также говорит, что он проповедовал в искренности, вкладывая душу и сердце, так что никто не мог обвинить его в обмане. Греческое слово «искренность» связано с понятием солнечного света. Истинный проповедник Божий — это тот, кто желал бы, чтобы его слова были освещены ярким светом, кто сам излучает солнечное сияние. Боюсь, что никто из нас не похож на прозрачное стекло, все мы немного окрашены, но счастлив тот человек, который стремится избавиться от любого искусственного цвета, чтобы свет Евангелия, исходящий от Солнца Праведности, мог беспрепятственно проходить через него. Апостол Павел проповедовал в простоте и искренности. Он добавляет: «…не по плотской мудрости…». О, как меня пытались убедить в силе плотской мудрости! И я желал бы, чтобы Англия научилась тому уроку, который мне был преподан за прошедшие две недели.
В Нидерландах существуют три школы либерального богословия, каждая из которых пытается быть радикальнее других. Одни считают, что все Писание состоит лишь из мифов, другие говорят, что в Библии есть что-то полезное, хотя ошибок в ней больше, чем пользы от нее, а третьи идут еще дальше и отвергают Библию в принципе, отвергают ее богодухновенность, но одновременно продолжают проповедовать ее, объясняя это тем, что они просто дают какое-то образование толпе и зарабатывают себе таким образом на жизнь. Горе, горе, горе, что церковь зашла так далеко! Старая, добрая голландская реформатская церковь, исток кальвинизма, некогда преданная тем учениям, которые мы любим, уклонилась в ересь. О, как серьезно мы должны бороться с плотской мудростью! Я опасаюсь, дорогие друзья, что вы ожидаете такого красноречия от своего служителя, что недовольны отсутствием у него ораторского мастерства. Но не грех ли это? Я почти уверен, что это — грех. С каждым днем я все чаще возвращаюсь к мысли о том, что нам стоит больше внимания уделять не тому, насколько красноречиво преподносится учение, а насколько его суть соответствует Евангелию. Так ли это хорошо, что нам больше нравятся проповеди человека, чем искреннего Божьего служителя? Не лучше ли вернуться ко временам рыбаков, которые вообще не имели никакого образования, но проповедовали Евангелие в простоте? Не лучше ли отказаться от тех огромных знаний, которые, как мне известно, люди приобретают, но не могут использовать на этой земле, разве что с их помощью они извращают Божью простоту? Мне очень нравятся слова апостола Павла: «…не по плотской мудрости…».
И сейчас я утверждаю, ибо моя совесть — свидетель мне в этом, я утверждаю, что могу сказать, как сказал апостол Павел. Я проповедовал Евангелие в простоте. Я не знаю, как можно проповедовать еще проще, еще более открыто и честно. Я проповедовал в искренности, Сердцеведец знает об этом. И я не проповедовал по плотской мудрости, чему есть одно очевидное объяснение: у меня нет этой мудрости, я вынужден держаться простоты свидетельства о Господе. А если что-то у меня получилось, то получилось по благодати Божьей. Если я достиг успеха, то этому есть только одно объяснение — благодать. «…Особенно же у вас», ибо хотя мое слово достигло многих континентов, и мое свидетельство прошло по всему земному шару, но «особенно же у вас». Я предупреждал вас, я умолял вас, я призывал вас, я убеждал вас, я плакал о вас, я молился о вас, для некоторых я стал духовным отцом, для многих был как заботливая мать, для других был наставником Евангелия и, надеюсь, для каждого — искренним другом в Иисусе Христе. Поэтому я прошу о ваших молитвах, у меня есть большее право на ваши молитвы, чем на молитвы других людей. И хотя многие вспоминают обо мне в своих прошениях, я прошу вас: в той мере, в какой я служил «особенно же у вас», позвольте мне особенно просить о ваших молитвах. Кто-то может обидеться и сказать, что нехорошо мне подозревать вас в том, что вы не молитесь за меня. Я не хочу никого обидеть, но, возможно, кто-то забыл. О, я прошу, продолжайте молиться! Не все члены нашего собрания еще спасены. Некоторые из слушателей еще не обратились ко Христу. Молите Бога о них. Некоторые сердца до сих пор не сокрушены, просите о том, чтобы Бог нанес удар Своим молотом. Молитесь о том, чтобы Слово стало огнем для тех людей, чьи души еще не оттаяли. Лондону надо встряхнуться от одного конца до другого. Молитесь о всех своих служителях, чтобы Бог наделил их Своим могуществом. Церкви нужен громкий голос Божий, который бы разбудил заснувших. Просите Бога благословить всех посланных Им служителей. Молитесь с Божественным усилием, чтобы Его Царство пришло, чтобы Его воля исполнялась на земле так же, как на небе.
О, если бы все уверовали во Христа, ибо пока вы не уверуете, вы не можете молиться и прославлять Бога! О, если бы вы все уверовали во Христа! Помните, это единственный путь спасения. Доверьтесь Иисусу, ибо верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Сына Божьего. Доверьтесь Иисусу и будете спасены. Да примет вас Господь в эту минуту, ради Его любви. Аминь.
Утро, 3 мая, 1863 г.