Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Вечере
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10996 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Вечеря Господня простая, но величественная
…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Первое послание к Коринфянам 11:26
Перечислять все ошибки и заблуждения, связанные с Вечерей Господней, — просто терять время и лишать себя возможности пообщаться с Христом. Многие общины, которых в последнее время становится все больше и больше, превратили причастие в алтарь, а хлеб и вино, которые есть не более как символы для нашей памяти, — в подобие жертвы. Мне бы хотелось, чтобы мы никогда не совершали их ошибок, чтобы у нас даже и мысли не было объединиться с ними, ибо их Вечеря — это ужин идолопоклонников, а их алтарь немногим лучше, чем жертва бесам. Бог не может принять такой жертвы, потому что приносящие ее пренебрегли простотой истины, превратив ее в мистическое орудие Антихриста.
Очевидно, что Вечеря Господня, когда ломают и едят хлеб, наливают и пьют вино, имеет две главные цели. Первая ее задача — помочь вспомнить Христа; вторая — помочь нам показать другим свою веру в Иисуса Христа и в Его смерть. Вот ее предназначение: «Сие творите в Мое воспоминание» и «Всякий раз… смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».
I. Во-первых, мы рассматриваем Вечерю Господню как воспоминание о Нем, поэтому она предельно проста, но имеет очень большое значение.
Вечеря яснее очевидного представляет воплощение Христа. Мы берем хлеб. Хлеб, который мы едим и который становится нашей плотью, — это прообраз воплощения Спасителя, который сокрыл Свою славу в нашем человеческом теле. Разломанный хлеб — это прообраз того, что Спаситель в Своем теле перенес ужасную боль. А разлитое вино — это не мистификация, а наоборот, открытая тайна. Оно символизирует кровь Того, кто пролил Свою кровь, чтобы Его кровь стала кровью Его воплотившегося народа, кто, «по виду став как человек», был «послушным даже до смерти, и смерти крестной». И как виноградный сок под прессом выжимается из гроздей, а потом наливается в чашу, так под прессом Божьего гнева была выжата и пролита Его кровь, чтобы стать искуплением за грех людей. Если ребенок подойдет к столу причастия и спросит своего отца: «Что означает все это?», тот ответит ему: «Дитя мое, мы разламываем этот хлеб, чтобы показать, как Иисус Христос страдал во плоти, и наливаем это вино в чашу, чтобы возвестить всем, что Христос пролил Свою кровь за грехи людей». Удивительно, что человек сделал множество своих добавлений к этому простому, но величественному установлению, скрыв тем самым его смысл. Братья, совершая эти два символических действия, всегда представляйте, как тело Христа разламывают за ваши грехи, как проливается Его кровь за ваше искупление. Но эти символы не только указывают на страдания Христа, но показывают еще, каков был результат этих страданий. Они обозначают и результат, и средство. Другими словами, когда я беру хлеб и ем его, беру чашу и пью из нее, я сам вспоминаю и помогаю вспомнить другим не только то, что Христос страдал, но и то, что Он страдал за меня, что я участвовал в Его муках. Это настолько просто, что я, говоря все это, буквально ощущаю, как вы думаете: «Зачем он опять повторяет все это? Сказал бы уже что-нибудь новенькое». Но эта истина всегда нова, потому что христиане забывают о ней прежде всего. Если бы я всегда чувствовал, что Он любит меня, что Он отдал Себя за меня! Я знаю, что это так, я давно уже в этом не сомневаюсь, но я частенько об этом забываю. Путешествуя по жизни, все мы склонны забывать о любви нашего Спасителя! Любовь к мужу или жене всегда присутствует с нами, как тень, любовь у детям всегда окружает нас, как воздух, которым мы дышим. Но Иисус Христос видимым образом не присутствует рядом, поэтому, чтобы помнить о Нем, надо иметь ум духовный, а мы все плотские, слишком часто даже младенцы в благодати, поэтому мы забываем о Его страданиях и, что еще хуже, забываем, что мы к ним причастны. Как я был бы счастлив, если бы крест был нарисован прямо у меня на глазах и я на все бы смотрел через страдания моего Спасителя! Иисус, поставь Свою печать на моей руке, чтобы очи моей души всегда видели ее! Блажен тот христианин, который может сказать: «А мне этот памятный знак требуется не так уж и часто». Но я не такой, и я боюсь, большинству христиан необходимы хлеб и вино, чтобы они не забывали, что Иисус умер. Вкушая хлеб и выпивая вино, они постоянно должны напоминать себе, что Он умер за них.
Я не хочу сегодня сразить вас своим красноречием, говоря на эту тему. Я хочу говорить так ясно, чтобы даже те из вас, кто еще не христианин, сказали бы, что сегодня им пришлось выслушать скучную и нудную проповедь. Но меня это не очень-то волнует; моя главная задача, чтобы каждый верующий сегодня подумал и запомнил, что Господь славы возлюбил его и отдал Себя за него. Тот, чья голова сейчас увенчана славой, раньше был облачен в терновый венец, облачен из-за него. Тот, кому сейчас поклоняется все небо, кто сидит на небесах в вышних, когда-то висел на кресте, испытывая страшные страдания, и все из-за него. Я знаю, вы можете подумать, что Он умер за такое огромное количество людей, что, искупая их, Он не умирал конкретно за вас, но, как говорится, любовь Христа бесконечна, а если бесконечность разделить на какое угодно число (на десять или на двадцать миллионов), она все равно останется бесконечностью. Поэтому, если любовь Христа бесконечна, а она бесконечна, то сколько бы людей ни было, между которыми Он разделил ее, она все равно осталась бесконечной для каждого их них. Об этом говорит даже наша арифметика, но если мы на своем опыте почувствуем бесконечную глубину, бездну любви Иисуса к каждому из нас, наша душа утешится, а жизнь наполнится невыразимой радостью. Поэтому символы Вечери очень важны.
Во-вторых, нужно заметить, что мы совместно вспоминаем о смерти Христа. Конечно, смерть отца семейства — это горе, но в то же время все дети приходят на похороны и собираются у его могилы. Многие семейные конфликты, вызванные ревностью или досадой, решаются, когда все члены семьи собираются на поминки главы семейства. Особенно мне нравится, как ведут себя в этом случае бедные семьи. Все сыновья и дочери вскладчину покупают гроб и место на кладбище. Очень часто дети богачей выясняют, кто же унаследует миллионы отца, даже у его могилы, но у бедных такого не бывает. Умер человек, у которого не было и гроша за душой, а все его дети: Джон, Мария, Томас, пришли на его похороны. Каждый из них старается сделать как можно больше, и если они решают поставить памятник отцу, то каждый дает на него деньги, и получается, что все они поминают своего отца. И мне это нравится! То же самое и в этом установлении: хлеб и вино объединяют многих. Братья, я не могу участвовать в нем без вас. Если мне захочется отметить смерть Господа, я не смогу сделать этого один, в своем кабинете. Вы должны быть рядом, без вас у меня ничего не получится. Вы, самые духовные из вас, заприте себя в клетке, попробуйте поиграть в монахов, и вы не сможете исполнить это установление. Вы должны общаться с другими верующими, вы должны находиться среди святых, ибо наш Спаситель заповедал вам вспоминать о Своей смерти вместе. Христиане, вы должны вместе преломлять хлеб и пить из чаши. «Сие творите вы, когда только будете пить в Мое воспоминание». Предвидел ли наш Господин, что мы так охотно будем разделяться? Знал ли Он, что мы будем такими эгоистами, что не захотим носить бремена друг друга? Если да, то, может быть, Он специально сделал крещение личным исповеданием веры, а причастие — совместным воспоминанием о Его смерти, чтобы мы не имели другого выхода, как только собираться вместе? Возможно, Своим повелением Он хотел заставить нас встречаться в единстве в одном месте? Таким образом, Вечеря — это совместное воспоминание. Об этом мы поговорили уже достаточно, а теперь постараемся объединить свои сердца. Разве сегодня вечером между нами есть какие-нибудь различия? Я, например, не чувствую их. Но если бы такие различия были, я бы просил Бога, чтобы Он убрал их. И если вы ощущаете, что имеете что-либо против брата, который будет сегодня участвовать с вами в Вечере, я умоляю вас, оставьте свою обиду прежде, чем подойдете к столу. Помните, что вы должны будете съесть хлеб и выпить вино вместе с тем человеком, который вас обидел, поэтому забудьте обо всем и подойдите к столу вдвоем. Бог так много простил вам, что и вы можете простить своего брата, который, как вам кажется, огорчил вас. Поэтому, возлюбленные, подходите к Вечере вместе, вместе участвуйте в воспоминании Христа.
В то же время я должен напомнить вам, что хотя вспоминать о смерти Христа мы должны совместно, тем не менее это воспоминание касается каждого из нас индивидуально. Если даже мы все соберемся вместе, Вечерю невозможно будет провести, если каждый из нас не положит кусочек хлеба себе в рот, если каждый не выпьет глоток вина из чаши. Хлеб проносят по всей церкви, и каждый берет себе кусочек. Поэтому нельзя здесь теряться в толпе. Все мы капли одного огромного моря, но нельзя забывать, что мы все же капли. Каждая капля моря солона, поэтому каждый из нас должен осолять истинную Вечерю с Иисусом. Дорогой друг, я не могу принять в ней участие за тебя, а ты не можешь это сделать за меня. Конечно, я рад, когда вы рады, но по правде сказать мне мало пользы, если я сам лично не увижу Спасителя. То же касается каждого из вас. Поэтому я прошу вас, воззовите к Богу, чтобы Он помог лично вам вспомнить о Христе: о Его любви к вам, о Его смерти, о Его воскресении. «Он возлюбил меня и отдал Себя за меня» — пусть эта мысль не отходит от вас сегодня ни на секунду.
Также на мне лежит обязанность сказать вам, что воспоминание о Христе одновременно и печально, и радостно. Каким образом Христос заповедал нам вспоминать о Себе? Почему Он заповедал устраивать праздник, а не поминки с погребальными песнями? Да, воспоминание о Христе — это своего рода поминки, но поминки радостные. Очень важно, что после пасхальной вечери ученики начали петь. Петь? Да, петь. Это был радостный праздник, и мы должны радоваться, вспоминая о страданиях Христа. То, что мы подходим к столу Вечери, означает, что Христос хочет дать нам радость. Может, Он заповедал нам участвовать в этом установлении стоя или на коленях? Нет, ничего подобного. Как ученики принимали первую Вечерю? Гости возлежали вокруг стола, положив свою голову на грудь соседу. Так принято было вкушать пищу на Востоке. У нас же не принято возлежать — мы можем занимать любую удобную для нас позу. Решайте сами для себя и не обращайте внимание, если другие говорят, что вы непочтительно относитесь к установлению: близкие отношения с Иисусом — самое лучшее почтение. Примите любое удобное для вас положение, в котором вы сможете отдохнуть, и вы достигните идеала Христа. Этот пир должен проходить легко, в отличие, заметьте это, от ветхозаветной Пасхи, когда люди должны были стоять с препоясанными чреслами, с посохом в руках. Они ели в спешке, как будто им сейчас же нужно было отправляться в дорогу по пустыне. Но мы уже вышли из пустыни. Мы, верующие, уже вошли в покой, наша Пасха уже съедена. Мы не боимся ангела-губителя — он прошел мимо нас. Мы вышли из Египта и уже вошли в Ханаан, и хотя хананеи все еще живут там, мы вытесняем их. Мы уже не спешим съесть пасху, мы не боимся, не смущаемся. Вечеря Господня — это ужин покоя, радости, мира, ибо, «оправдавшись верою, мы имеем мир Божий через Господа Иисуса Христа». Это радостные поминки. Лицо каждого, кто подойдет к столу, сегодня или в другой раз засияет счастьем.
Итак, братья мои, если цель Вечери — вспомнить Христа, это означает, что никаких других целей мы перед ней ставить не можем. Поэтому, прошу вас, оставьте все посторонние мысли. Вы что-то не понимаете в учении? С чем-то не согласны? Оставьте это до завтра. У вас заболел ребенок, плохи дела на работе? Вам не станет лучше, если вы испортите посторонними мыслями этот сокровенный час. Возложите свои бремена на Того, кто позаботится о них. Все, о чем вы должны сейчас думать, — это распятый Иисус Христос, распятый за вас, принятый вами. Выбросьте из головы все остальное — пусть только одна звезда сияет на небосводе вашего разума — звезда Вифлеема. Любите сейчас только Иисуса, общайтесь только с Иисусом. Попросите Бога взять ваше сердце как стрелу, приспособить его к Его луку и выстрелить прямо в небеса, где находится Христос. Мы должны думать только о Спасителе, положить свое сердце Ему на грудь. Я молю Бога, чтобы никто из нас не вышел из горницы: ни вы, мистер Боязливый, ни вы, мистер Маловерный, ни вы, мистер Колеблющийся. Забудьте о своих сомнениях и думайте только о Том, кто есть Все во всем и для сильных, и для слабых. И те, и другие едины в Иисусе. Давайте не будем забывать об этом сейчас, вспоминая о Христе.
II. Вторая цель Вечери Господней — свидетельствовать о смерти Христа, доколе Он придет. «Доколе Он придет». По этому поводу я хочу сказать лишь пару слов, и этого должно быть достаточно для любого христианина. К моему великому сожалению, на прошлой неделе мне прислали один-два экземпляра брошюры, которая, судя по заглавной странице, была написана мной и в которой говорилось, что я предсказываю, что Господь придет в 1866 году. Но с подобным вздором я соглашусь не раньше, чем попаду в психбольницу. Конечно, Господь может прийти в 1866 году, и я, признаюсь, буду очень рад, если так оно и произойдет, но я не верю, что Он придет именно тогда по одной простой причине, о которой я уже говорил прежде. Он не придет, потому что все эти дешевые лжепророки говорят, что Он придет. Если бы они утверждали обратное, то я бы начал думать, что Он действительно придет, но поскольку они говорят, что Он появится где-то между 1866 и 1867 годами, я склоняюсь к мысли, что этого не будет. Я уверен, что множество великих пророчеств должно исполнится прежде, чем произойдет второе пришествие Христа, и вряд ли они исполнятся в ближайшие двенадцать месяцев. Возлюбленные, лучше не знать ничего о дне и часе пришествия Сына Человеческого и постоянно ожидать Его появления, чем исчислять времена и сроки, что подстать делать, с моей точки зрения, лишь молодым девушкам, которым нечем заняться, и некоторым богословам, которые уже не способны заниматься здравым учением, но, желая приобрести дешевую популярность, тасуют отрывки из Писания, как цыгане тасуют карты. Но пусть эти пророки водят за нос простаков, а вы ожидайте пришествия Христа, будь оно сегодня или завтра, и не делайте для себя никаких ограничений, исчисляя времена и сроки. Делайте свое дело, пока день, делайте добросовестно, чтобы, когда Он придет, Он увидел, что вы служите Ему верно, что вы готовы пойти с Ним на брачный пир.
Итак, Вечеря Господня являет Его смерть. Давайте посмотрим, как это происходит.
Во-первых, участвуя в Вечере, мы являем Его смерть самим себе. Вечеря может совершаться и без посторонних наблюдателей. Конечно, когда это возможно, ее нужно проводить при всех, но если зрителей нет, это не значит, что она состояться не может. В Венеции, в Милане, Париже и других городах, где большинство верующих — католики, пять или шесть наших братьев могут собраться вместе в своей комнате в гостинице и провести Вечерю Господню, и никто не будет видеть, как они это делают. В таких местах, справляя Вечерю, мы должны подчиняться закону той страны, где находимся. В этом случае мы являем смерть Христа только для себя. Мы видим, как разламывается хлеб, как разливается вино, и это символически показывает нам, что Христос был распят. Вкушая хлеб и выпивая вино, мы понимаем, что и мы являемся причастниками жертвы, принесенной на Голгофе.
Во-вторых, мы являем смерть Христа Богу. Мы как бы говорим всевидящему Иегове: «Великий Боже, мы преломляем этот хлеб в Твоем царственном присутствии, свидетельствуя тем самым, что верим в Твоего дорого Сына; мы пьем вино перед Тобой, Сердцеведец, еще раз повторяя: «Мы Твои, искупленные кровью Иисуса, омытые и очищенные ею»». Вот что значит являть смерть Иисуса Богу.
В-третьих, мы являем смерть Христа своим братьям-христианам. Тем, кто сидит рядом с нами, мы говорим: «Идите сюда, братья и сестры, давайте соединимся в сердечном порыве». Мы говорим, что любим вас, а вы отвечаете нам тем же. Мы вместе радуемся, обновляемся в христианском общении друг с другом, предостерегаем друг друга и утешаем, когда надо, и таким образом являем смерть нашего Господа.
В-четвертых, участвуя в Вечере, мы являем смерть Христа не только самим себе, Богу и окружающим нас христианам, мы являем ее еще миру. Мы как бы говорим ему: «Этим мы показываем, что верим в Того, кого вы распяли, в Того, кому негде было преклонить голову, в назорея, отвергнутого и презираемого людьми. Он наш Господин. Вы можете полагаться на свои философские системы, а мы доверяем Ему. Вы можете уповать на свои заслуги, жертвы, дела, мы же полностью зависим от Его крови и плоти. Когда мы едим этот хлеб и пьем это вино, мы показываем вам Иисуса Христа, который для нас Все во всем: хлеб подкрепляет нашу духовную жизнь, а вино дает радость и веселие».
Вдобавок ко всему сказанному, мы свидетельствуем грешникам, которые, возможно, наблюдают за нашими действиями и через это могут получить благословения. Как часто в этих стенах Господь благословлял преломление хлеба, обращая через него души! Хотел бы напомнить вам об этом. Некоторые из вас наблюдали за происходящим с балконов и не решались спуститься вниз к народу Божьему. Вы сидели там, смотрели, и у вас появлялся голод и жажда, не по хлебу и вину, а по Христу. Вам хотелось спуститься к Нему, и вы вели себя подобно малиновке в холодный день. Сначала вы потихоньку стучали в церковное окно: вы боялись, поэтому стукнув один-два раза, отлетали назад. Но за окном было так холодно, нигде не было и крошки хлеба. А потом вы увидели, что открылось окно благодатного обетования: «Приходящего ко мне не изгоню вон», и, гонимые необходимостью, вы пришли к Иисусу. Вы вошли в семью народа Божьего, вы удовлетворили свой голод вместе с ними и теперь вы рады.
Итак, дорогие друзья, подходя сегодня вечером к столу Вечери, давайте будем вспоминать о тех, кто смотрит на нас, кто еще не пришел ко Христу. Давайте думать о них и просить Бога: «Господи, спаси их! Мы являем сейчас смерть Христа, так помоги же им увидеть ее. Пусть они скажут: «Да, тело Христа было ломимо за грешников, кровь Христа изливалась за грешников, доверимся Ему и мы»». А если они доверятся Ему, они спасутся. Поэтому, участвуя в Вечере, будем вспоминать Христа и являть Его смерть. Но делать это мы можем только с помощью Его Духа. Будем же, склонив свою голову, просить у Бога Духа, будем поклоняться Христу в духе и истине, принимая символы Его страданий.