Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Вечере
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10996 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Памятный знак
Сие творите в Мое воспоминание.
Первое послание к Коринфянам 11:24
Есть такие люди, которые не считают, что Вечеря Господня — это божественное установление. Они уверяют, что в Писании ее исполнение нигде не заповедано. Я уже давно оставил всякие попытки понять других людей, потому что иногда они выражают свои мысли таким образом, что понять их можно, только если Святой Дух заставит тех, кто их слушает, воспринять их с точностью до наоборот. С моей точки зрения, Писание настолько ясно и недвусмысленно говорит о том, что Христос заповедал соблюдать Вечерю, что, если бы я отказался ее соблюдать, то мне бы не хватило никакого воображения, чтобы оправдать свой отказ. Я очень хорошо знаю, что изобретают другие по этому поводу, но сам не могу придумать для себя ни одного довода, ни одной причины, по которой я мог бы отказаться от божественной заповеди, которая записана в этой главе: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Если Христос не имел в виду, что мы должны совершать то же самое в воспоминание Его, то о чем же тогда идет речь в этом отрывке? Я считаю, что в этом отрывке однозначно говорится о том, что мы должны участвовать в Вечере, а если это так, христиане просто не могут отказаться выполнять заповедь, которую дал сам Всевышний. Не апостол Павел это заповедал, а сам Христос. Сам Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Десять заповедей имеют первостепенную важность именно потому, что их дал Сам Бог на горе Синай. Точно так же важна и заповедь, которая сейчас перед нами, потому что ее установил Сам Сын Божий, который истинно говорил: «Я и Отец одно».
Важность этой заповеди еще более возрастает, когда мы вспоминаем, при каких обстоятельствах она была дана. То, что закон имел первостепенное значение, видно было из того, что «гора Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне». А я хочу еще добавить к этому, что эта ясная заповедь «сие творите в Мое воспоминание» имела не меньшее значение, потому что была дана в ту ночь, в которую Господь был предан. Разве была в мировой истории еще одна такая же важная для Него и для нас, как верующих в Него, ночь, когда Он в последний раз со Своими учениками пришел в Гефсиманию? Господи, если Ты дал эту заповедь в такой важный момент, разве смею я, Твой ученик, не обращать на нее внимания? Пусть же никто из верующих в Иисуса не пренебрегает ей.
Я хочу поделиться с вами еще одним наблюдением. Очевидно, что эта заповедь не была предназначена для однократного исполнения, потому что о ней пишет апостол Павел коринфянам, при этом замечая: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Таким образом, эта заповедь остается в силе до второго пришествия; до того момента, пока Сам Христос не появится снова на этой земле, мы должны постоянно вспоминать о Его страданиях.
I. Во-первых, сегодня я хочу напомнить вам, что подобное воспоминание о Христе просто необходимо: «Сие творите в Мое воспоминание».
Вспоминать о Христе необходимо, потому что все мы по природе очень забывчивы. Память, как и другие наши способности, пострадали после грехопадения. Мы, как правило, лучше помним плохое, а не хорошее, и, все вы согласитесь со мной, чаще вспоминаем обиды, чем радости. Эта наша склонность указывает на то, что наше сердце испорчено, а поэтому мы очень легко можем забыть о своем Господе. Даже в песне поется: «Гефсимания, могу ль забыть тебя»? Мы постоянно забываем о Гефсимании и не делаем то, что должны были бы делать для нашего Господа, если бы постоянно помнили о ней. Мало того, мы часто забываем и о своем самом дорогом Друге, о нашем возлюбленном, об Иисусе, в котором радуется наша душа. Мы забываем о Нем. Наше сердце должно исполнится смирением при мысли о том, что Христос знал о нашей забывчивости и поэтому сделал нам подарок, дал этот памятный знак.
Вспоминать о Христе нам необходимо еще и потому, что все мы еще дети. Дорогие братья и сестры во Христе, мы еще не те, кем будем. По большому счету, никто из нас еще не достиг совершеннолетия. Мы дети Божьи, наследники Его царства, но сейчас с нами занимаются гувернеры и воспитатели. В детской книжке обязательно должны быть картинки. Конечно, не все мы младенцы, некоторые из нас уже немного выросли, а некоторые христиане думают, что они стали уже такими взрослыми, что им иллюстрации и вовсе не нужны. Но Иисус знает, что все мы дети, маленькие или уже побольше, но дети. Поэтому Он поместил в Свою Книгу две картинки, чтобы мы всегда помнили, что мы еще не взрослые люди, что мы еще не достигли совершеннолетия. Первая из этих картинок — крещение верующих, а вторая — Вечеря Господня. Я еще ребенок, поэтому мне нужны иллюстрации: для моего понимания они намного действеннее слов.
Также я не сомневаюсь, что Иисус дал нам эти установления, и особенно Вечерю, потому что мы все еще находимся в теле. Мы привязаны к материальному, мы еще не обрели чистой духовности, и бесполезно утверждать, что это не так. Некоторые благочестивые люди в поклонении Богу сидят недвижимо, пока их не сдвинут с места. Если бы у нас не было тела, то такая форма поклонения была бы просто замечательной. Но пока мы находимся в теле, должны быть какие-то связи между духовным и материальным, хотя мы и должны стремиться к тому, чтобы их было как можно меньше. Христос дал нам два таких связующих звена: с одной стороны, связь есть, а, с другой, она не такая уж и тесная. Мы должны помнить, что придет время, и мы лишимся своей телесности, снова став только духовными существами. «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих». Чтобы показать нам, что мы не должны пренебрегать материальным, чтобы мы не думали, что то, что можно потрогать и увидеть, слишком низменно для нашего духовного ума, наш Господь дал нам воду, чтобы омыться в ней, и хлеб с вином, плоды земли. Он хотел, чтобы мы, оставаясь привязанными к земле, тем не менее ожидали времени, когда земля освободится от шкуры, в которую облекло ее грехопадение, и, став новой землей, окруженной чистыми голубыми небесами, превратится в храм живого Бога.
Я всегда расстраиваюсь при мысли о том, что эти два установления, крещение и Вечеря Господня, стали гнездами, в которых вредоносные птицы религиозных предрассудков несут свои яйца. Но Господь предвидел это. Поэтому, расстраиваясь, я в то же время и радуюсь оттого, что при помощи материальных образов стать я могу стать ближе к Тому, кто имел материальное тело, кто имел настоящую кровь, кто был рожден в этот мир от женщины, от плоти и крови, который часто уставал и был, по большому счету, таким же человеком, как и мы с вами, настоящим человеком, умершим на Голгофе. Я знаю, что Христос — это не миф, не фантазия, не исторический вымысел. Он может пожать мне руку, как я могу пожать вашу руку. Он чувствовал, как гвозди вонзаются в Его плоть, такую же, как и ваша: я бы ощутил то же, что ощущал Он, если бы гвозди вонзились в мою плоть. Поэтому мы приходим не на бутафорский пир, а на реальный, на котором есть хлеб и вино, вкусив которые мы понимаем, что реальный Христос умер за нас, и поэтому наше бедное тело, которое так реально для нас, очистилось великой жертвой Его креста на Голгофе.
Я надеюсь, вы не подумаете, что я слишком жесток, если я скажу, что были и другие причины, по которым Христос установил Вечерю. Кто-то скажет: «Нам не нужны такие воспоминания, потому как мы можем думать о Христе, когда слышим о Нем проповедь с кафедры». Да, с кафедры проповедуют служители, но что они проповедуют, что вы слышите? Слишком уж часто вы слушаете то, что не приносит вам никакой пользы, потому что сегодня редко в какой проповеди провозглашается великая и главная истина — истина о заместительной смерти Иисуса Христа. Не надо полагаться на земных служителей, потому что практически все они в той или иной степени потеряли искренность, верность и серьезное отношение к служению, которые у них были, когда они только начинали. Пожалуй, в этом вопросе служителям легче всего утратить первоначальную чистоту, но, несмотря на это, христиане все равно могут собираться вместе и, соблюдая установление Христа, вспоминать о Его смерти. Таким образом у них всегда есть живое свидетельство Его смерти. Если даже все служители умолкнут или потеряют ревность по Божьему делу, служение памяти, во время которого ломают хлеб и разливают вино в воспоминание Христа, останется.
Кто-то, может быть, скажет: «Но все равно, церковь всегда будет помнить о Христе!» Увы, увы. То, что должно быть славой христиан на земле, слишком часто превращается в страшное зло. Поэтому я благословляю Бога за это установление, за то, что Он дал его, а не церковь или служители. Я надеюсь, ни у кого из вас не сложилось впечатления, что на этом собрании я собираюсь провести Вечерю Господню. Бог запретил мне даже думать об этом! Нет, это вы, или мы, подходим к столу Господа, чтобы преломить хлеб и испить из чаши. Мы подходим к этому столу не как церковь, которая придерживается определенных взглядов, а просто как христиане, чтобы вспомнить о Спасителе, который умер за нас. Вы можете преломлять хлеб, когда вам захочется; когда два или три христианина, искренно любящих Господа, соберутся вместе, они могут преломлять хлеб, и чем чаще они будут это делать, тем лучше. «Сие творите, когда только будете пить», — эта заповедь обращена не к церковной организации; в этих словах ничего не сказано о том, что это установление могут проводить только те люди, которые нагло и дерзко назвали себя священниками. Эта заповедь дана всем христианам, чтобы исполнять ее каждый день и в любом месте (на природе, или дома, или в таверне, если вы уж оказались там), чтобы преломлять хлеб в воспоминание о ломимом теле Господа и пить из чаши в память о пролитой за них драгоценной крови. И если так случится, что служители предадут веру (я имею в виду служителей, которых обычно называют рукоположенными) и церкви предадут веру, на земле все равно останутся верные последователи Христа, хотя, может быть, им придется рассеяться по всему лицу земли. Они будут преломлять хлеб и пить вино в память о Христе, и до тех пор пока трубные звуки не возвестят о Его возвращении, люди будут вспоминать, что Иисус воплотился, умер и что Отец принимает нас через Него.
Итак, я попытался показать вам, почему нам нужна эта Вечеря воспоминания. Я не хочу сказать, что мне известны все причины, по которым было дано это установление — я не знаю и десятой части. Но Иисус сказал: «Сие творите в Мое воспоминание», и это главное, что нужно послушному дитяти Божьему.
II. А сейчас я хочу вам показать, что такое воспоминание полностью достигает своей цели.
Дорогие братья и сестры во Христе! Это установление само по себе идеально подходит для того, чтобы, исполняя его, вспоминать о смерти Христа. Крест должен был бы помогать нам постоянно помнить о смерти Христа, но я даже не хочу говорить о том, каким символом идолопоклонства он стал! Я не представляю себе, что еще могло бы так же полно и совершенно напоминать нам о Христе, как хлебопреломление! Само по себе оно замечательно, ибо хлеб — это основа жизни, он идеально подходит для того, чтобы символизировать, что плоть Христа в духовном смысле «истинно есть пища». Знание о Его воплощении — это самая питательная пища для нашего сердца. Мы верим в Него как в Бога, облекшегося в человеческую плоть, и эта великая истина, это чудесный факт — такая же пища для нашей души, как и хлеб — для тела. Более того, вспоминая о Христе, мы преломляем хлеб и этим самым показываем, что Христос страдал за нас, что Его тело было ломимо за нас. Хлеб — это самый подходящий образ для страданий. Разве семена пшеницы не бросают в борозду, а затем не засыпают землей? Разве ростки этого злака не страдают от весенних заморозков, разве их не ломают сильные ветры, разве они не преодолевают все климатические невзгоды, чтобы потом быть срезанными острым серпом, попасть в молотилку и в жернова, а потом и в печь? Мне на ум не приходит, что еще могло бы так хорошо свидетельствовать о страданиях Христа! Страдающая плоть воплотившегося Бога есть пища для нашей души, но мы должны причаститься к ней, если хотим, чтобы она напитала нас. Поэтому хлеб должно не только преломить, но и съесть — в этом случае он становится символом того, что мы принимаем Иисуса верой, что мы зависим от Него, понимаем, что Он — пища для нашей новой духовной жизни. Разве может какой-нибудь другой образ передать эту идею?
А теперь о вине, о «плоде виноградном». Вы видите, нам даны два образа, потому что оба они символизируют смерть. Кровь в теле — это жизнь; ее отсутствие — это смерть. Итак, и вино в чаше, и хлеб символизируют смерть. Христос не говорит здесь о воде, потому что вода используется в другом установлении — в крещении, к тому же, вода была бы слишком блеклым символом для воспоминания Христа. Намного более подходящим образом Его драгоценной крови стала кровь виноградного плода, который выдавливают ногами и выжимают прессом. Вино — это великолепный символ крови искупительной жертвы. Человеку нужна не только пища, но и питье: и пища и питье присутствуют на столе во время Вечери, чтобы показать Христа во всей Его целостности как истинную пищу для души. Вам не нужно идти за духовной пищей к Христу, а за духовным питьем к кому-то другому. Все, что вам нужно, вы можете найти в Иисусе, в Иисусе распятом, в Иисусе, принесенном в жертву, убитом в вашей комнате, в вашем собрании. Воистину, хлеб и вино — идеальные символы для воспоминания о смерти Христа!
Это установление идеально подходит для воспоминания о смерти Христа еще и потому, что Вечерю Господню можно отмечать где угодно. Никто не может сказать, что у него нет хлеба и вина — даже самые бедные люди могут поставить на стол эти символы. Конечно, можно налить вино в серебряную чашу и положить хлеб на серебряное блюдо, но по большому счету в этом нет никакой необходимости — подойдет любая чашка и тарелка. Они могут быть сделаны из любого материала и стоять на любом столе. Льняное полотно используется только для декорации — в нем нет необходимости. Все что нужно — стол, хлеб и вино, и если полдюжины благочестивых крестьян, женщин в платьях из домотканого полотна и мужчин в рабочей одежде, соберутся в пещере или под раскидистым деревом, они могут вспоминать о смерти Христа, «доколе Он придет». Что же касается показа церковных мод, алтаря, колокольчиков, поклонения черту в шкатулке (иначе я не могу это назвать) в некоторых церквах, то это чистой воды идолопоклонство. Это не воспоминание Христа, а скорее воспоминание дьявола, того, как он превратил христианство в папство, как свергнул Христа с Его престола, посадив туда человека, который назвал себя непогрешимым. Но где бы истинные верующие ни преломляли хлеб и ни пили вино в воспоминание о Христе, они исполняют Его заповедь.
Вечеря Господня идеально подходит для воспоминания о Христе еще и потому, что ее можно совершать очень часто. Вы можете преломлять этот хлеб и пить из этой чаши тогда, когда вам этого захочется. Дорогостоящий обряд часто оправлять вряд ли удастся, но это установление можно соблюдать и утром, и вечером, и каждый день — оно не влечет за собой больших материальных затрат. В наше время достаточно хлеба и вина, чтобы все благочестивые люди могли прийти к столу своего Господа и вспомнить, что Иисус Христос, Сын Божий, Сын Марии, умер на голгофском кресте, Праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу. Я от всего сердца благодарю своего Господа и Господина за то, что Он дал мне такой дешевый, такой простой, такой скромный, но в то же время такой подходящий способ вспомнить, что Он умер за меня и за весь Свой народ.
III. А теперь очень кратко я хотел бы поговорить о том, кто должен исполнять это установление. Кто должен таким образом вспоминать о Христе?
Если вы посмотрите на библейский текст, то заметите, что все люди, которые присутствовали на той вечере, рассуждали о теле Господнем, другими словами, с одной стороны, они понимали, что эти хлеб и вино — всего лишь символы ломимого тела и пролитой крови Христа, а с другой, осознавали, что Христос воплотившийся, Христос, умерший на кресте за них, очень дорог им. Я верю, что многие из тех, которые подойдут к этому столу, искренно могут сказать, что Христос очень дорог им, что Он их радость, их надежда, их наслаждение, все во всем. Всех, кто так же рассуждает о теле Господнем, я приглашаю подходить к столу. Я знаю, что они могут рассуждать о теле Господнем, потому что они получают огромную радость от участия в Вечере. Да, вы можете подойти, более того, вы должны подойти, ибо ваш Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». В предыдущей главе послания говорится о том, что те, кто имеет общение со Христом, должны участвовать в Вечере: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?.. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Для меня эти слова означают, что, как иудеи, которые ели жертвенное, пребывали, пусть и номинально, в общении с Богом жертвенника, как язычники, которые пили чашу бесовскую, тем самым пребывали в общении с бесами, так и теперь к трапезе Господней может подойти только тот, кто готов открыто заявить, что он пребывает в общении с Господом. Правда ли, что Бог — ваш Бог? Правда ли, что Христос — ваш Спаситель? Признаете ли вы себя учеником Иисуса и дитем Божьим? Если да, подходите быстрее к столу, если нет, оставайтесь стоять там, где стоите, ибо у вас нет права участвовать в трапезе. А если вы все-таки примете в ней участие, то навлечете на себя проклятие, а не приобретете благословение. Подойдите к столу все те, кто верит в кровь Иисуса, все те, для кого Христос — единственное спасение и единственное желание, все те, кто называет Иегову своим Отцом по вере в Иисуса, все те, кто примирился с Богом смертью Его Сына. Подойдите к столу и вступите в общение с Богом неба и земли, с Богом Отцом нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Но не подходите те, к кому эти слова не относятся. Я всегда переживаю, когда поучаствовать в Вечере призывают и необращенных, как будто им от этого будет польза. Пользу от участия в Господней трапезе могут получить только верующие в Иисуса. Конечно, Бог всевластный, Он может благословить участие в Вечере и необращенных, тем самым обратив их, но вероятность этого очень мала, ибо необращаенные, участвуя в Вечере, начинают с того, что нарушают Божью заповедь. Они не имеют права протягивать руку к хлебу и вину. Скорее всего, Бог благословит их именно тогда, когда они смиренно будут стоять в стороне, пока не поймут, что веруют в Иисуса, пока у них не появится право на участие, право, дающееся любовью Христа.
IV. И наконец, давайте определим, как нужно проводить это установление.
Цель Вечери Господней — напомнить нам о Христе. Многие из вас сейчас подойдут к столу, так вспомните же своего Господа и Спасителя! Вспомните, кто Он сейчас и кем Он был раньше. Вспомните о Нем, пусть Он сейчас предстанет перед вашим взором как Муж скорбей, изведавший болезни. Я призываю вас задействовать не воображение, а память. Вы знаете об Иисусе и Его любви, так вспомните об этом еще раз! Вспомните, что Христос умер — сделать это сейчас вы просто обязаны. Я помню, как-то один человек (я надеюсь, он был христианином) сказал мне: «Все мое упование на прославленного Спасителя». Я не удержался и ответил: «Все мое упование на распятого Спасителя». Христос распятый — это основание нашего упования, ибо Он не воскрес бы из мертвых, если бы прежде не умер. Что толку было бы от Его ходатайства, если бы Он не пролил Свою кровь? Если размышления о втором пришествии Христа приуменьшают в ваших глазах значение Его смерти, лучше не размышляйте об этом. Радуйтесь второму пришествию Христа, ждите его, но помните, что основа вашей надежды лежит во Христе распятом. «Мы проповедуем Христа распятого», а если проповедуем, значит, и верим. Поэтому не позволяйте никому и ничему лишить вас упования на Христа Иисуса, пострадавшего ради грешников. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли», — это призыв Христа со креста. Вспомните, что вы надеетесь только на Того, кто висит на кресте и умирает там. Вспомните, что, когда Он умер, вы умерли в Нем, ибо «если один умер за всех, то все умерли», и теперь вы должны «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе». Вспомните о Нем, я молю вас, и тогда ваше сердце станет теплым, а любовь воспылает в вас. Вспоминайте о Нем, пока не решите служить Ему, пока не отойдете от стола с твердой уверенностью, что умрете за Него, если понадобится. Вспоминая Его, вы должны вспоминать весь Его народ, потому что повеление Христа обращено не к одному человеку: «Делай это», а ко всему Его народу: «Сие творите в Мое воспоминание», поэтому необходимо хотя бы небольшое собрание, чтобы выполнить эту заповедь. Вспоминайте Иисуса, пока вы не почувствуете, что Он с вами, пока Его радость не овладеет вашей душой, пока радость эта не станет полной. Вспоминайте Его до тех пор, пока не начнете забывать о себе, о своих испытаниях и заботах. Вспоминайте, пока не начнете думать о том времени, когда Он, вспомнив о вас, придет во славе к вам. Вспоминайте о Нем, пока не начнете уподобляться Ему, вглядывайтесь в Него, и, когда вы будете спускаться с этой горы назад в грешный мир, ваше лицо будет сиять славой оттого, что вы видели Господа. Я хочу снова подойти к этому столу, хотя уже на протяжении многих лет я каждый раз в День Господень приближаюсь к нему. Я уже привык, где бы я ни находился, собираться в этот день со своими друзьями и преломлять хлеб в воспоминание об Иисусе. Каждый раз в первый день недели (если, конечно, мне не мешают непреодолимые препятствия) я подхожу вместе с вами к Вечере Господней. Я верю, что вы сейчас подойдете к этому столу с такой же радостью, как и я. Как я сожалею, что многие сегодня не смогут подойти к этому столу, потому что не доверяют Иисусу! И если вам кажется сейчас, что не имеет никакого значения, любишь ли ты Иисуса Христа или нет, доверяешь Ему или нет, помните, что, если вы умрете с таким отношением, придет день, когда вы поймете, что самую страшную ошибку в жизни вы допустили, когда отказались любить Его и доверять Ему. Бог спасет вас! Поверьте в Иисуса сейчас, и вы спасетесь сейчас же. Положитесь на Него, и Он не изгонит вас. Да благословит Он каждого из вас ради имени Своего. Аминь и аминь!