Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Вечере
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10996 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Подготовка к Вечере Господней
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Первое послание к Коринфянам 11:28
«Да испытывает же себя человек». Этот призыв обращен к каждому, кто собирается приступить к хлебу и вину. Здесь идет речь о всех и каждом. Ни один мужчина и ни одна женщина не могут подойти к столу, прежде не испытав себя. Это должен делать человек в любом возрасте, ибо я знаю множество старых лицемеров и молодых обманщиков. Никакая профессия не может дать право не проверять себя, ибо и Иуда был среди апостолов. Даже самое высокое положение в Церкви Божьей не страхует от порочного формализма. Поэтому мы должны проверять себя каждый раз. Каждый должен это делать, на каждом лежит эта обязанность. Все верующие должны проверять себя в присутствии Божием. Братья и сестры, все члены церкви, собирающиеся подойти сегодня к столу Господа, исполните наказ Святого Духа, переданный апостолом: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей».
«Да испытывает себя человек». Это слово имеет очень глубокое значение. Каждый должен исследовать свою душу, проверяя все ли в ней так, как должно. Каждый должен делать это прилежно, обращая внимание на все то, что может свидетельствовать о духовной болезни. Каждый должен исследовать все темные стороны своей жизни, приглядеться к любому пятнышку, ибо оно может быть проявлением какой-то глубинной болезни. Не стоит легкомысленно относиться к этому делу. Всем нам необходимо уподобиться золотоискателю, который плавит руду в огоне, зная, что золото обязательно появится на поверхности, а все примеси исчезнут. Поместите себя в тигель, в печь. Чтобы испытать себя, нагрейте ее в семь раз больше, чем обычно, и поскольку ваше сердце, скорее всего, не захочет посмотреть правде в глаза, примите твердое решение не прятать истину от себя, какой бы горькой она ни была. Пусть же каждый испытывает, проверяет, исследует себя. Исследуйте себя как можно тщательнее, так чтобы ничего не ускользнуло от вашего взора: «Да испытывает себя человек».
«Да испытывает себя человек». Его должны испытывать не окружающие, а он сам. Благодаря этому, если даже к столу подойдут недостойные люди, это не помешает ему. И хотя некоторые люди иногда делают то, что им делать не положено, вы все равно сможете вступить в общение с Христом: никакой Иуда, присутствующий за столом, не помешает вам быть с Господом. «Да испытывает себя человек». Он должен делать это лично. Я знаю, что каждый член этой церкви прошел испытание, когда умудренные в вере спрашивали его: «Что ты знаешь об этом? Как ты смотришь на это и на то? Поверил ли ты? Покаялся ли ты?» Но это испытание не должно удовлетворять вас. Я молюсь, чтобы никто из вас не подумал, что старейшины могут определить, истинный ли вы ученик, или что пастор может решить, обратились вы или нет. Все мы немощные создания. Мы не можем читать в сердце, да и не говорим, что можем. Только по вашей внешней жизни, по вашему исповеданию мы можем о чем-то судить. Поэтому не удовлетворяйтесь нашим мнением, но испытывайте себя сами. Загляните в свое сердце и посмотрите, осветил ли его Святой Дух. Взвесьте на своих весах свою душу. Не довольствуйтесь суждением посторонних. Возьмите свечку и обойдите с ней каждый уголок, рассмотрите каждую щель. Избавьтесь от старой закваски и празднуйте Вечерю в простоте сердца. «Да испытывает себя человек».
«…Таким образом, — продолжает апостол, — пусть ест от хлеба сего». Другими словами, испытывать себя нужно во время. Это нужно делать каждый раз, когда собираешься есть хлеб и пить вино. Это нужно делать перед каждой Вечерей. Испытание должно предшествовать радости. Вы обязаны определить для себя, должны ли вы быть здесь, имеете ли на это право, и только после этого вы можете подойти к столу. Ведь неслучайно сразу после того, как наш Господь взял в первый раз хлеб и разломал его, установив тем самым Вечерю, а потом сказал, что один из апостолов предаст Его, каждый из учеников начал исследовать себя, спрашивая при этом: «Не я ли, Господи?» И сегодня, когда мы, собираясь преломлять хлеб, слышим слова: «Один из вас предаст меня», совсем не лишне спросить у себя: «Не я ли?» Братья, мне кажется, что сегодня среди нас есть люди, которые предадут Христа. Я думаю, найдется несколько десятков, если не сотен, человек, которые, исповедуя себя христианами, так и не смогут доказать, что они истинные верующие. И пусть вопрос: «Не я ли?», который так больно ранит душу, задаст себя каждый из присутствующих здесь. Пусть никто не подходит к хлебу и вину, пока со смирением не исследует свое сердце и точно не определит, Христов он или нет.
А теперь, дорогие братья, пару минут мы поговорим о том, что нужно испытывать в себе, затем я, чтобы помочь вам исследовать себя, приведу несколько причин, по которым это нужно делать. И да благословит нас Бог в этом деле.
I. Итак, что мы должны испытывать в себе.
Вы, наверное, обратили внимание, что в этом отрывке не говорится: «Да испытывает себя человек в этом и в том, и таким образом пусть ест…» Человек должен испытывать себя, но апостол не говорит конкретно, что в себе нужно испытывать. Но поскольку речь идет о Вечере, это значит, что, испытывая себя, человек должен определить, имеет ли он право есть этот хлеб и пить это вино. Таким образом, сама Вечеря определяет, что мы должны в себе испытывать. Передо мной находится разломанный хлеб и чаша, наполненная красным вином. Это символы: хлеб — символ тела Христа, который был избит и пострадал за нас; вино — символ драгоценной крови Христа, благодаря которой был прощен грех и искуплена душа.
Но у меня нет права прикасаться к этим символам, пока всей своей душой я не поверю в то, что они обозначают. И разве в этой ситуации я не начну задавать себе вопросы? Принимаю ли я как непреложный факт то, что Слово стало плотью и обитало с нами? Верю ли я, что Бог сошел в великого славного престола и стал человеком, рожденным женщиной? Верю ли я, что Он пострадал в человеческой плоти, праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу? Верю ли я, что Его кровь, «пролитая за многих», уничтожила грех и стала искуплением Всевышнему Богу, что благодаря ей Бог принимает грешников? Если я не верю в это как в непреложный факт, но, втершись в доверие, осмеливаюсь подходить к столу, значит, я лицемер, ужасный лицемер. И теперь каждый из вас может проверить себя таким образом. Но мне кажется, что большинство из присутствующих здесь скажут: «Конечно же, мы верим в это». Но признаете ли вы, что перечисленные мной выше факты обладают внутренней силой, что они влекут за собой огромные последствия? Понимаете ли вы, что от них зависит суд Божий и судьба всего человечества? Бог стал плотью — Бог воплотился — Иисус, Эммануил, пострадал, чтобы уничтожить грехи Своего народа — Христос Божий дал спасение каждой душе, которая доверилась Ему! Эта прекрасная весть потрясла даже рай! Даже ангелы никогда прежде не слышали столь чудесной и великолепной вести! И мы должны с таким же восторгом относиться к ней и принимать ее, мы должны понимать всю ее важность, иначе у нас нет права подойти к столу Господнему.
Братья, хочу еще сказать вот что. Каждый человек, который вкушает хлеб и пьет вино, тем самым свидетельствует о том, что плоть Христа — его плоть, а кровь Христа — его кровь. Таким образом, получается, что он ест принадлежащий ему хлеб и пьет принадлежащее ему вино. Здесь возникает вопрос: обладаешь ли ты частью плоти и крови Христа? «Как я могу это знать?» — спросит кто-то. У тебя есть часть плоти и крови, если ты полагаешься в своем спасении только на Христа, без колебаний доверяешься заслуге Его страданий, уповаешь только на великую искупительную жертву Голгофы. Если все это сказано не про тебя, то лучше не подходи к столу. Как ты можешь вспомнить то, чего никогда не знал; как ты можешь вспомнить Христа, ведь в тебе нет Его части! Вспоминать Иисуса просто как историческую фигуру все равно, что вспоминать о Юлии Цезаре или Наполеоне Бонапарте. Но вспоминать о Христе, который возлюбил тебя и отдал Себя за тебя, — это совсем другое дело, только такое воспоминание может принести пользу твоему духу. Возлюбленные, я уверен, что очень часто при совершении этого так называемого таинства о Христе очень мало вспоминают или не вспоминают вовсе. Люди участвуют в Вечере, даже не задумываясь о том, что надо вспоминать Христа. Они считают, что суть заключается в самом действе, что через это действие приходит святость, что благодать передается через руки священника, который дает им символ страдания Христа. Но это не так! Такое отношение превращает Вечерю Господню в папистское идолопоклонство, которое ни при каких условиях нельзя назвать поклонением детей Божьих. Подходя к столу, вы вспоминаете о Нем, и символы страданий помогают вам. Если вы доверяете Ему, любите Его, только тогда Вечеря становится средством благодати. Не существует никакой скрытой силы в материальных предметах, вода не дает рождение свыше, руки прелата не являются проводниками благодати. Ни в батистовых рукавах, ни в хлебе, ни в вине нет никакой святости. Все это всего лишь видимые знаки. Святость и благодать должны находиться в вашем сердце в то время, когда вы с любовью принимаете эти символы и радостно устремляетесь к Господу, который искупил вас Своей кровью. Поэтому спросите себя: вспоминаете ли вы Его? Помогают ли вам эти символы вспоминать о Нем? Если нет, то Вечеря не для вас.
Возможно, какое-то дитя Божье не готово этим вечером подойти к столу. Быть может, вас удивило мое предположение, но мне кажется, что такое возможно, и если среди нас на самом деле есть такие люди, я прошу о том, чтобы эти братья и сестры серьезно отнеслись к моему увещеванию. Есть ли брат, которого вы обидели и у которого вы не попросили прощения? Или кто-то обидел вас, и вы его так и не простили? Наш Господь сказал, что, идя к жертвеннику, надо оставить свой дар у жертвенника и вернуться к нему только после примирения со своим братом, и хотя этот стол ни в коем случае не является жертвенником, я думаю, слова нашего Господа применимы и к нему. Можете ли вы общаться со Христом, если в вашем сердце живет непрощение? Можете ли вы любить Бога, которого никогда не видели, если вы не любите брата, которого видите? Если вам трудно простить, сможете ли вы получить прощение? Дух непрощения закрывает дверь на небеса перед вами. Если вы не можете сделать самого простейшего, не можете помолиться, поскольку не можете сказать: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», то разве вы можете общаться с Богом? О, убедитесь в том, что это не так! Пусть каждый испытает себя.
Чтобы помочь вам исследовать себя, я хотел бы подчеркнуть, что для того, чтобы испытать себя, необходимо использовать критерии, данные нам в Писании. Проверяйте себя так, как то велит делать Святой Дух в Слове Божьем, строго и беспристрастно. К сожалению, мы меряем себя совсем не такой меркой, какую применяем к другим. Мы очень быстро замечаем промахи и несовершенства других детей Божьих, в то время как наша совесть редко мучается из-за наших вопиющих грехов. В нашем глазу лежит огромное бревно, но при этом мы удивляемся, как наши братья не могут увидеть сучка в своем глазу. Судите себя, еще раз повторяю, судите себя, подвергайте себя тому суровому суду, которым вы судите своих ближних. От этого вы получите намного больше пользы; поступая так, вы сможете явить намного больше христианской любви. Я молю Бога, чтобы никто из нас не боялся применять к себе суровую мерку Писания. Увы, братья! Очень часто мы бросаем исследовать себя именно в тот момент, когда эти исследования начинают приносить пользу. Точно так же больной человек со сломанной рукой сдирает с себя гипс как раз тогда, когда он начинает действовать, или отказывается принимать лекарства, которые могли бы улучшить его здоровье. Доведите же самоисследование до конца, задайте себе все сложные вопросы, отыщите в себе все беспокойства, которые спрятались в вашей душе. Не бойтесь думать о самом больном, проникайте в самую сущность. Не давайте самообману ни малейшего шанса. Просите Бога, чтобы Он помог вам обнажить сердце перед Его всевидящим оком. Будьте мужественны до конца, не приукрашивайте ситуацию. Исследуйте себя со всей серьезностью, не льстите себе, но будьте правдивы и откровенны перед самим собой, в противном случае вы совершите ошибку, иначе, когда вы подойдете к столу, вас выдворят с брачного пира Агнца. Но довольно говорить о том, что нужно в полной готовности подходить к столу Вечери Господней.
II. Теперь же, Чтобы еще более убедить вас в важности этой темы, приведу вам несколько причин, по которым просто необходимо проводить такое самоисследование.
Должен сказать, братья, что вы должны исследовать себя по той причине, что знать себя — всегда полезно. Древние греки, которые оставили нам в наследство множество мудрых выражений, вопрошали: «Человек, познал ли ты самого себя?» Никакой пользы человеку не принесет знание других, если он находится в полном неведении относительно самого себя. Не поможет ему правильно вести свою жизнь и то, что он будет знать, как ведут жизнь другие. Что пользы, если он будет великолепно разбираться в состоянии здоровья других, а сам умрет от какой-то неизвестной болезни? Зачем ему изучать характер других, если он не знает о том, что его собственный характер противен Богу? Изучайте себя. Ничто так не полезно, как исследование своего сердца, которое позволяет вам узнать многое о себе. Из всех исследований это самое полезное. Часто человек, понимая, что он представляет из себя на самом деле, перестает быть гордым. Его самоправедность улетучивается, как исчезают совы перед восходом солнца. Познавая себя, вы будете идти по пути знания Христа, ибо познание себя смирит вас, вы почувствуете, что нуждаетесь во Христе. Пусть же Дух Святой поможет вам найти Спасителя! О человек, почему получается так, что у тебя так много друзей и знакомых, но ты все же не знаком с самим собой? Вы читаете много книг, но не читаете собственное сердце. Я молю вас, исследуйте себя хотя бы потому, что это самое ценное знание, каким человеком только может обладать.
Исследуйте себя все вы, кто называет себя христианином, потому что мы на удивление легко поддаемся самообману и пребываем в нем. Конечно, каждый любит лесть. И не важно верит человек в лестные слова или нет, кто бы он ни был, его легко убедить в том, что у него все в порядке. Вдобавок, сатана усиливает наши природные наклонности, наше лицеприятное отношение к самим себе. У него одно желание — усыпить вас, убаюкать в колыбели самообмана. Все вокруг человека способствует самообману. Общепринятое представление о благодати, популярность религиозности, легкость, с которой можно стать членом церкви, почти полное отсутствие гонений в наши дни — все это устилает дорогу человека к аду и делает его настолько беспечным, что даже в момент смерти он может быть совершенно уверен в том, что направляется к небесам, хотя на самом деле он сломя голову несется в противоположном направлении. Как просто быть обманутым! В какой опасности находится не чья-то, а именно ваша душа! Поэтому я прошу, исследуйте себя.
Кроме того, мои дорогие друзья, вы и сами знаете примеры того, как люди обманывают себя. Напрягите-ка память: не вспоминаете ли вы кого-нибудь из ваших знакомых, кто обманут? Конечно, вы с легкостью вспомнили его! Но знаете ли вы, что те люди в этой церкви, о которых подумали вы, в ту же минуту подумали о вас? Вы сказали про себя: «Знаю я эту женщину. Я был у нее дома: что за пустомеля и сплетница. Она не христианка». Но та же самая женщина тут же пробормотала себе под нос: «Я знаю этого человека. Приходилось заходить в его лавку: это же надо так подпиливать гири. Он не христианин». Вы бы не хотели, чтобы Бог осудил вас, но если бы вам было дано слово, вы бы тут же осудили друг друга. Но если мы так легко можем найти примеры того, как люди обманывают сами себя, не нужно ли задать себе вопрос: «Может быть, я занимаюсь самообманом?» Услышьте меня! Разве не может проповедник обманывать сам себя? Разве не могут старейшины и дьяконы, уважаемые всеми на протяжении многих лет, быть полны гнили внутри? Разве благочестие членов этой церкви, которые подходили к этому столу чуть ли не с самого детства, не может быть наигранным и не способным выдержать тот огонь, который испытает дело каждого человека? Поэтому я прошу вас: поскольку многие обмануты, участвуйте в Вечере, испытывая себя.
Самоисследование нужнее всего именно для тех, кто почитает себя христианином, потому что, возможно, самым большим препятствием для того, чтобы получить благодать, является убежденность в том, благодать у меня уже есть. Для некоторых, кто присутствует здесь, было бы намного лучше, если бы они не были членами церкви. С каким бы сожалением я ни говорил эти слова, они тем не менее истинны. Лучше бы некоторые не заявляли о том, что они христиане, потому что когда мы проповедуем им покаяние, они отвечают: «Я давно уже покаялся», когда мы призываем к вере в Спасителя, они отвечают: «Я верю, я уже стал членом церкви и заявил о своей вере». Когда мы говорим о христианском познании, они заявляют, что оно есть у них, хотя это такое познание, которое надмевает. Они имитируют все христианские добродетели, и как бывает сложно отличить подлинную жемчужину от поддельной, так и этим людям, живущим подобно христианам, бывает очень сложно даже самим понять, что они не богаты, а, наоборот, бедны, наги и несчастны. Если бы я был без Христа, я не хотел бы быть членом церкви! Если бы у меня не было веры в Него, я бы лучше не заявлял о том, что она есть! Если у какой-то души меньше шансов спастись, чем у других, то этой душой является невозрожденный человек, присоединившийся к церкви, участвующих в христианских установлениях, притворяющийся живым, хотя он мертв. Поэтому испытывайте себя.
Я хотел бы добавить еще одно серьезное предупреждение. Испытывайте себя, потому что очень скоро, как бы долго это «скоро» ни длилось, вы будете на смертном одре, и тогда произойдет великое исследование вашего сердца. Когда внешний человек тлеет, когда плоть угасает, вам понадобится опора более крепкая, чем простое заявление о том, что вы верите. Участие в таинствах, посещение богослужений не окажут вам помощи, когда на вас будут накатывать волны смерти. Как ужасно чувствует себя человек, когда он оказывается посреди моря в спасательном жилете и вдруг чувствует, что этот жилет его не выдерживает его веса, когда он садится в спасательную шлюпку в надежде, что она доставит его до безопасной гавани, и внезапно обнаруживает, что она уже давно негодна для плавания и дает такую течь, что он с каждой минутой все глубже погружается в воду. Поймите свою ошибку тогда, пока ее еще можно исправить. Я заклинаю вас живым Богом, чье пылающее лицо вы вскоре увидите, приготовьтесь к Его суду, а также к суду собственной совести в предсмертный час, ибо каждый человек будет взвешен на весах. Ни один притворщик не войдет во врата блаженства. Если у вас нет веры, не имеет значения, как громко вы о ней заявляли, вы будете изгнаны из присутствия Его. Если Его благодать не коснулась вашего сердца, если Его Дух не научил вас истине, Он никогда не признает вас. Если вы никогда в тайне не исповедовали свои грехи великому Первосвященнику, если вы никогда не возлагали свою руку на голову того, кто понес грехи избранных, если вы никогда не видели, как ваши беззакония были возложены на Него и если ваша вера никогда, осознав, что произошло, не побуждала вас радоваться, тогда берегитесь, берегитесь, берегитесь — в тот последний великий день ваше исповедание веры будет пустой видимостью, которая не спасет вас от ада. А что еще хуже, так это то, что ярче всех бревен на вашем костре будут пылать бревна вашего ложного исповедания веры, притворного благочестия, поддельных добродетелей, бревна всего того, что блестело, но не было золотом.
Дорогие братья, по этим причинам, пусть человек испытывает себя и таким образом ест от хлеба этого.
Но предположим, что человек испытал себя и пришел к выводу: «Я не со Христом. Я не христианин. Я не уверовал». Тогда прочь, прочь, прочь от этого стола! Но куда же мне послать его? Я пошлю его ко кресту. Тот, кто не может подойти к этому столу, может придти к Иисусу.
Но предположим, что ваш ответ другой: «Я совершенно недостоин, я грешен, но все же верую в Иисуса, хотя и вижу в себе еще много зла». Дорогие братья, это не является проблемой. Готовность к Вечере Господней заключается не в полном освящении, а в истинной вере в Иисуса. А после того, как вы удостоверились в своей готовности, кончайте с самоисследованием (на сегодняшний вечер), потому что после того как мы испытали себя, апостол не призывает нас: «Продолжайте испытывать себя», а говорит: «…пусть ест…». Я бы не хотел, чтобы самоисследование так застряло у вас в горле, что вы не сможете бы даже проглотить яства драгоценного тела Спасителя. С этим покончено. Вы испытали себя, вы знаете Христа, вы уверовали в Него, доверили Ему сохранность своей души. Теперь потрудитесь есть, я имею в виду есть не просто ртом и пить не просто горлом, а потрудитесь молиться о том, чтобы иметь настоящие общение с воплотившимся Богом, прославить благодать, которая отличает вас от других, и возрадоваться о Том, кто является опорой вашей надежды в жизни.
Пусть же Господь позволит вам, вошедшим через дверь и показавшим свой входной билет подлинных христиан, занять свое место и есть хлеб в Царстве Божьем!