Библиотека soteria.ru
12 проповедей о Вечере
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10996 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Иисус, заменивший Собой Свой народ
Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
Послание к Римлянам 8:34
Для здравомыслящего человека страшнее всего мысль о том, что Судья всего осуждает его. Ужасно, что Бог осуждает сейчас! Ужасно, что Он осудит и в будущем. Не удивительно, что Валтасар испугался, когда увидел, как рука написала на стене, что он осужден: взвешен на весах и найден легким. Так же и в душе человека, которого совесть обличает в грехах, происходит что-то подобное на ад в миниатюре, когда закон выносит ему осуждающий приговор за его прошлую жизнь. Самое страшное бедствие для верующего человека — это чувство, что Бог осуждает его. Мы не боимся несчастий, мы боимся осуждения. Мы не стыдимся, когда люди неправедно осуждают нас, но даже мимолетная мысль о том, что Бог может осуждать нас, ввергает в страх и трепет. Мы ужасно терзаемся, думая, что Судья-Бог может обвинить нас, и не можем успокоиться, пока не убедимся, что мы прощены. Когда Павел, полный любви и сострадания, молится за Онисифора, он просит, чтобы Господь дал ему «обрести милость у Господа в оный день». И хотя осуждение — это самое страшное несчастье, апостол Павел в своей святости восклицает: «Кто осуждает?» Он бросает вызов земле, преисподней, небесам. С праведной смелостью, обретенной благодаря крови и праведности Христа, он поднимает свой взор к совершенной славе, к престолу святого Бога, в присутствии которого даже небеса выглядят не так уж чисто и ангелы кажутся глупцами, и восклицает: «Кто осуждает?» Как же Павлу, у которого была такая чуткая ко греху совесть, удалось полностью избавиться от страха осуждения? Он не стал считать грех чем-то несерьезным. Среди всех авторов, которые когда-либо писали о пагубности греха, апостол выделяется своей искренней беспощадностью к этому злу. Он постоянно клеймит его. Нигде вы не найдете, чтобы он оправдывал его, наоборот, он постоянно говорит о его разрушительном действии. Павел откровенно пишет о том, к каким ужасным последствиям может привести беззаконие. Он не считает, что можно добиться мира в душе, если относиться ко греху не очень серьезно, а поэтому не прекращает бороться против этой лжи. Будьте уверены, мои дорогие слушатели, что вы никогда по-настоящему не избавитесь от страха осуждения, преуменьшая свои грехи. Это не метод. Лучше уж ощущать всю тяжесть греха, чем иметь ожесточенное сердце. Ваши грехи подлежат осуждению, и такими они останутся до тех пор, пока за них не будет принесена жертва. Неправда, что апостол не боялся осуждения потому, что был уверен в своих заслугах. Прочтите этот отрывок, и вы убедитесь, что в нем нет и намека на это. Да, он уверен, что никто не может осудить его, но не потому, что он молится, что он покаялся, что служит апостолом язычников, не потому, что много пострадал за Христа. Не дела рождают мир в его душе, но, как истинный верующий, он уверен в своей полной безопасности благодаря совершенному подвигу Спасителя. Источник его радости кроется в смерти и воскресении, в молитве и ходатайстве его благословенного Заместителя. Он имеет о себе правильное представление, он знает, что у Бога есть тысячи причин осудить его, но Иисус сделал так, что Бог не осудит его, и поэтому он восклицает: «Кто будет обвинять избранных Божьих?», и уверяет далее, что ни люди, ни ангелы, ни бесы, ни сам великий Судья не сделает этого: «Кто осуждает?»
И поскольку очень часто христиан одолевают сомнения, поскольку холодная тень неуверенности приводит в уныние их дух, я сегодня поговорю об этом в надежде, что благостный Дух утешит их сердца.
Возлюбленное дите Божье, не нужно тебе жить в постоянном страхе осуждения, так как «нет теперь осуждения тем, кто во Христе Иисусе». Бог не хочет, чтобы ты боялся того, что с тобой никогда не произойдет. Но если ты не христианин, не медли, положись на Христа, и тогда ты тоже сможешь избавиться от осуждения. Если же ты веришь в Иисуса Христа, ты уже не находишься под осуждением, Бог не осудит тебя ни в этой жизни, ни в жизни грядущей. Я надеюсь помочь вам, напомнив о драгоценных истинах, которые покажут вам, что верующие чисты перед Господом. И пусть Святой Дух запечатает их в вашем сердце и даст вам покой.
I. Во-первых, вы, как верующий, не можете быть осуждены, потому что Христос умер. Христос занял место верующего, на Него был возложен грех последнего. Господь Иисус стал грехом за Свой народ. «Господь возложил на Него грехи всех нас». «Он понес грех многих». Наш Господь Своей смертью понес наказание за наш грех и исполнил требования божественной справедливости. Зная, что Он сделал все это, мы можем быть спокойны. Если Господь Иисус был осужден за нас, можем ли мы быть осуждены еще раз? Если на небесах есть справедливость, если милосердие царствует на земле, тогда невозможно, чтобы душа была осуждена сначала в Иисусе, а потом еще раз сама по себе. Если заместитель претерпел наказание, справедливость и милосердие не допустят, чтобы за ту же вину кто-то был наказан второй раз. Смерти Христа достаточно, чтобы каждый верующий в Него был уверен, что его грех прощен, что его беззаконие забыто. Помните о том, что у вас есть Заместитель, который возложил на Свои плечи божественный гнев, и вы не будете страшиться осуждения.
Обратите, дорогие друзья, внимание на то, кто умер, и это обязательно поможет вам. Умер Иисус Христос, Сын Божий, праведный за неправедных. Ваш Спаситель не был простым человеком. Те, кто отвергает божественность Христа, тем самым отвергают и Его искупление. Если вы не признаете, что Христос был Богом, значит, вы не верите, что Он принес умилостивительную жертву за ваш грех. Конечно, один человек может пострадать за другого, но он не может пострадать сразу за десять тысяч человек. Поэтому смерть одного, пусть даже невинного, человека не может принести пользы многим людям — он не сможет искупить все их грехи. Но поскольку Тот, кто вознес наши грехи на древо, был самим Богом, благословенным вовеки, поскольку Тот, чьи ноги были прибиты ко кресту, был никем иным, как самим Словом, которое было вначале у Бога и само было Богом, поскольку Тот, кто позволил убить Себя, был Христом, который есть бессмертие и жизнь, поэтому Своей смертью Он смог искупить грехи всех тех людей, за которых умер. Когда я думаю об Искупителе, о том, что Он был самим Богом, что Он стал подобным мне и умер, тогда я обретаю полную уверенность в том, что мой грех прощен. Мне нечего больше волноваться. Я знаю, что если Бесконечный и Всемогущий принес жертву за мои грехи, я даже не должен спрашивать, а хватит ли ее, чтобы искупить меня, ибо кто может ограничить ее силу? Совершенного и выстраданного Христом всегда будет достаточно. Даже если бы мои грехи были еще страшнее, чем они есть на самом деле, Его кровь смогла бы сделать меня белее снега. Если воплотившийся Бог умер вместо меня, я могу быть уверен, что чист от своих беззаконий.
Еще раз вспомните о том, кто умер на кресте. На кресте умер Христос, а это слово означает «помазанник». Тот, кто пришел спасти нас, пришел не просто так, по своей прихоти. Он пришел потому, что на то была воля Отца: «Вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой». Он пришел со властью Отца, ибо Бог «послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Он был Мессией, посланным Богом. Христианин не будет бояться осуждения, если будет уверен, что Христос умер за него, так как сам Бог определил Ему умереть. А если сам Бог замыслил принести заместительную жертву, сам назначил заместителя, то Он не может не принять этой жертвы. И даже если мы не можем как следует объяснить, что божественное всевластие и мудрость избрали Христа, чтобы Он понес наш грех, мы все равно принимаем решение Бога и довольствуемся тем, чем довольствуется наш Господь.
Верующий, грех не может осудить тебя, потому что Христос умер. Я не сомневаюсь, что Его страдания были жертвой задолго до того, как Он был распят на кресте. Но все же именно смертью Он понес за нас наказание. Когда Иисус умер, преступления и грехи закончились; вечная праведность пришла им на смену. Самым страшным приговором закона была смерть — именно этот приговор был произнесен в саду: «В день, в который вкусишь, смертью умрешь». Христос умер физически в позоре и страданиях. А смерть Его существа, которая стала самой тяжелой частью приговора, заключалась в том, что Он потерял поддержку Отца и был объят неописуемым ужасом. Он сошел в могилу, и три дня и три ночи Он лежал в гробнице мертвым. Вот чему мы должны радоваться: наш Господь претерпел страшное наказание, Он отдал кровь за кровь, жизнь за жизнь. Он оплатил все наши долги, оплатил Своей жизнью. Он отдал самого себя за нас, вознес наши грехи на древо, поэтому Его смерть стала смертью за наш грех. «Христос умер».
Вы видите, что я излагаю вам только учение, моя речь лишена красивых слов. Но пусть Дух Святой поместит эту истину в ваши души, и тогда вы поймете, что тем, кто во Христе Иисусе, уже нет более осуждения.
Возлюбленные, бесспорно, что смерти Христа было достаточно, чтобы искупить те грехи, которые были возложены на Него. Даже невозможно себе представить, чтобы Бог умер напрасно. Можно, конечно, но это будет богохульством, а я надеюсь, что вы богохульствовать не будете. Бог определил, чтобы Христос понес грех многих, и хотя Христос был самим Богом, Он пришел в этот мир, приняв образ раба, и понес этот грех, не просто претерпев какие-то скорби, но саму смерть. И совершенно невозможно, чтобы Он не достиг Своей цели. Душа Христа страдала смертельно, но страдала не напрасно. Его смерть достигла намеченного результата, ни одна капля Его крови не пролилась на землю зря. Поэтому если Христос умер за вас, Он умер не напрасно — вы не будете наказаны. Он страдал, а вы не будете страдать. Он был осужден, а вы не будете осуждены. Он умер за вас и теперь обещает: «Я живу, и вы будете жить».
II. Апостол приводит второе доказательство тому, что верующие не будут осуждены. Он хочет особенно подчеркнуть свою мысль, поэтому использует слово «но»: «Христос умер, но и воскрес». Мне кажется, мы не придаем этому слову должного значения. Смерть Христа — твердое основание нашего спокойствия, но мы не должны упускать из виду, что апостол рассматривает воскресение Христа как еще более веский повод для утешения: «…но и воскрес». Но разве может мысль о воскресении Христа дать нам больше успокоения, чем дает мысль о Его смерти? Может, потому что воскресение нашего Господа означало, что Он полностью очистился от всякого возложенного на Него греха. Представим, что какая-то женщина погрязла в долгах. Как она может расплатиться с ними? Ее друг из любви и чувства сострадания к ней берет ее себе в жены. И как только свадебная церемония закончилась, женщина избавилась от своих долгов, потому что они легли на ее мужа: взяв ее в жены, он взял и ее обязательства. И она радуется этому, потому что ее возлюбленный идет к ее кредиторам, оплачивает все векселя и приносит ей чеки. Уже сам брак, когда ее муж взял на себя ее обязательства, принес ей большое облегчение. Но насколько спокойнее она себя почувствовала, когда ее муж полностью избавил ее от них! Наш Господь Иисус Христос взял на себя наш долг и Своей смертью заплатил за него, а Своим воскресением стер наше имя из долговой книги. Своим воскресением Он убрал последний след нашей вины, ибо воскресение есть ничто иное, как заявление Отца, что Он удовлетворен искуплением Сына. В темнице гробницы наш Спаситель пребывал бы до сих пор, если бы Бог не был удовлетворен Его жертвой, но Отец полностью принял ее, освободив Христа от уз смерти. Это означает, что весь Христов народ оправдан. «Кто осуждает? Христос… воскрес».
Заметьте также и то, что воскресение Христа означает, что и нас Бог принял. Когда Бог воскресил Его из мертвых, Он тем самым засвидетельствовал, что Он принял соделанное Христом, а принять нашего представителя — это все равно, что принять нас самих. Когда французский посол высылался из Пруссии, это означало, что Пруссия объявляла войну Франции, а когда его вновь приглашали, это означало, что мирные отношения восстановлены. Когда Бог принял Христа, воскресив Его из мертвых, Он тем самым принял всех верующих в Него, так как то, что было сделано ради Иисуса, на самом деле было сделано ради всех членов Его мистического тела. С Ним мы сораспялись, с Ним были погребены, с Ним воскресли, с Ним были приняты Богом.
А разве Его воскресение не означает, что Христос в полной мере понес наказание и что Его смерти было достаточно для этого? Представьте на мгновение, что прошло больше восемнадцати веков, а Он по-прежнему лежит в могиле. Смогли бы вы тогда поверить, что Бог принял заместительную жертву Христа и что Он в конце концов воскресит Его из мертвых? Может быть, смогли бы, но страх в нашей душе все равно бы остался. Но, слава Богу, Иисус уже воскрес, и это знак того, что закон уже не владычествует над Ним, как радуга в дождливый день — символ примирения. Христос живет сейчас новой жизнью, и закон не имеет над Ним власти. Тот, на кого он раньше распространялся, умер, а Его теперешняя жизнь закону не подчиняется. То же самое верно и в отношении нас: раньше закон распространялся на нас, но теперь мы — новая тварь во Христе, мы стали причастниками Его воскресения и жизни, а закон не может наказывать новую жизнь. Нетленное семя в нас не имеет греха, ибо мы рождены от Бога. Закон не может осудить нас, ибо мы умерли для него во Христе и он сейчас на нас уже не распространяется.
Утешайтесь этими словами. Ваш Поручитель заплатил ваш долг и, быв оправдан, Духом был выведен из могилы. Не возлагайте на себя бремя неверия. Не обременяйте свою совесть мертвыми делами, но обратитесь ко кресту Иисуса и молите о прощении, которое дается через омытие Его кровью.
III. Теперь я перехожу к третьему пункту рассуждений апостола Павла. «Он и одесную Бога». Помните ли вы, что люди Иисуса имеют то же, что и сам Иисус, потому что они одно с Ним. Они занимают такое же положение, что и Он. «Он одесную Бога». Это означает, что Его любят, ибо одесную сидят только возлюбленные. Это означает, что Его принимают. Разве по правую руку Бога может сидеть кто-нибудь, кто не дорог Богу? Это значит, что Его чтят. Кому из ангелов дано право находиться одесную Бога? Это значит, что у Него есть власть! Ни херувимы, ни серафимы не могут сидеть одесную Всевышнего. Это значит, что Христос, пострадавший плотью, сейчас сидит одесную Бога, и Бог любит Его, принимает Его, чтит Его и дает Ему Свою власть. Теперь вы видите, что имеет в виду Павел, когда спрашивает: «Кто осуждает?» Его вопрос можно рассматривать с двух точек зрения. Возможно, Павел хочет сказать: «Кто может осудить меня, когда меня, как друга, принимает сам Бог? Если мой Представитель, Иисус Христос, сидит одесную Бога, кто может меня осудить?» А может, апостол имеет в виду следующее: «Он воскресил нас вместе и посадил вместе на небесах в Иисусе Христе». Можете ли вы себе представить, что кто-то может осудить того, кто уже сидит по правую руку от Бога? По правую руку от Бога — это так близко к Богу, так почетно, что ни один враг уже не осмелится приблизиться, чтобы обвинить нас в чем-то. Аман был наказан за свое ужасное преступление, которое заключалось в том, что он посягнул на жизнь царицы Есфирь, столь дорогой сердцу царя. Так неужели враг сможет осудить и уничтожить тех, кто дорог Богу, тех, кто сидит одесную Бога, навечно соединившись со Христом. Представьте себе, что вы на самом деле находитесь по правую сторону Бога, разве стоит вам тогда бояться, что кто-то осудит вас? Вы думаете, светлые духи, которые находятся перед престолом, пребывают в страхе, что кто-то решит осудить их, потому что раньше они, как и вы, были грешниками? «Нет, конечно же, — скажете вы, — если бы я был там, я был бы полностью уверен в своей безопасности». Но вы уже там в своем Представителе. Если вы думаете, что это не так, тогда я задам вам вопрос: «Кто отделит вас от любви Христовой?» Разделился ли Христос? Если вы верующий, вы одно с Ним, а тело находится там же, где и голова. Если голову не осуждают, как могут осудить члены? Разве это не понятно? Если вы сидите одесную Бога в Иисусе Христе, кто осудит вас? Кто осудит сонм святых в белых одеждах, всегда окружающих престол Божий и возлагающих свои венцы Ему под ноги? Пусть кто-нибудь попробует это сделать. Ему это удастся так же, как обвинить в чем-то верующего в Иисуса Христа.
IV. И наконец, апостол Павел говорит нам, что Христос «и ходатайствует за нас». Вот еще одна причина, по которой всем доверившимся Христу не надо бояться осуждения. Иисус ходатайствует за нас, поэтому мы никогда не будем осуждены. Он не просто просит Бога о каких-то незначительных благах для нас, забывая о главном. «Отец, Я хочу, чтобы те, кого Ты дал Мне, были там где Я», а это означает, что их грехи должны быть прощены, ибо в противном случае они не смогут быть там же, где Христос. Будьте покойны, ходатайствующий Спаситель гарантирует оправдание Своих людей.
Подумайте о том, что, ходатайствуя, Христос всегда достигает Своей цели. Невозможно себе представить, чтобы Он просил напрасно. Он не просто какой-то смиренный проситель, который жалобами и стонами выпрашивает то, что не заслужил; Он с нагрудником из драгоценных камней, на котором написаны имена всех Его людей, напоминает Богу о том, что, пролив Свою кровь, Он совершил заместительное искупление, и поэтому у Него есть полное право просить о милости к ним. Если кровь Авеля, взывавшая к Богу от земли, была услышана на небесах, если Бог, услышав ее вопль, отомстил за нее, то что уж говорить о крови Христа, которая взывает из-за самой завесы? Неужели она не обеспечит прощения и спасения Его народу? Мольба Иисуса не может оказаться неуслышанной. Он говорит: «Я пострадал вместо этого человека». Разве может бесконечно справедливый Бог отвергнуть такую мольбу? «По Твоей воле, о Боже, Я предал Себя за Своих людей. Можешь ли Ты не очистить их от греха?» Разве эта мольба может остаться неотвеченной? Бог заключил завет ради этого, Бог обещал это исполнить, это дело Его чести, поэтому когда Иисус ходатайствует, Бог отвечает Ему не только потому, что Иисус заслужил это, не только потому что Он Его единородный Сын, но и потому что ходатайство Христа всемогуще.
Поэтому верующий, за которого постоянно ходатайствует вечный Иисус, находится в полной безопасности! Предал ли я себя Ему? Если да, то я просто не имею права бесчестить Его, не доверяя Ему. Верю ли я, что Он умер, воскрес и сейчас восседает одесную Отца, ходатайствуя за меня? Или я все же немного сомневаюсь? Тогда, Отче, прости меня за это великое преступление и помоги Твоему рабу обрести полную уверенность в вере, чтобы радоваться во Христе Иисусе со словами: «И нет теперь мне осуждения». Итак, любящие Христа, положитесь на Него, сохранив в своем сердце это сладостное учение. Но если вы все еще не доверились Христу, осуждение по-прежнему ждет вас. Вы уже осуждены, потому что не верите в Сына Божьего, но, кроме этого, вы еще раз будете осуждены в будущем, когда придет страшный день и все нечестивцы будут сожжены в огне гнева Иеговы. Уже скоро настанет то время, когда Господь явит Свою справедливость и праведность и разрушит все пристанища лжи. Приди же, бедная душа, приди и доверься Распятому, и ты будешь жить и радоваться оттого, что никто уже не осудит тебя.