Библиотека soteria.ru
Ибо так написано
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 2395 Все тексты автора Чарльз Сперджен
3. Наша сила – Дух Святой
Предположим, что мы проповедуем только Слово Божье в образцовой церкви, что, к сожалению, не всегда так. Тогда остается рассмотреть еще один вопрос – о нашей силе. Она должна исходить от Духа Святого. Мы верим в Духа Святого и зависимы от Него. Но верим ли мы, что сила Духа Святого нужна лично нам для нашего труда? Испытываем ли мы истину этого высказывания ежедневно?
Готовясь к служению, мы должны полагаться на Духа Святого
Есть ли у вас обыкновение вникать в Слово Божье по побуждению Духа Святого? Всякий вступающий на путь небесного познания должен расчистить свой путь, но должен сделать это в силе Духа Святого. В противном случае он причалит к какому-либо острову в море фантазии, но никогда не поставит свои ноги на святые берега истины. Ведь вы знаете истину не потому, что прочли какую-либо классическую книгу, объясняющую основы вашего вероисповедания, или подробно изучили какое-либо фундаментальное исповедание веры. Нет, мы ничего не знаем, пока не будем научены Духом Святым, Который больше говорит сердцу, чем ушам. Без Духа Святого мы даже не слышим голос Христа, и это факт. Евангелист Иоанн говорит: «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий гол ос…» (Откр. 1,10). Он услышал этот голос лишь после того, как был охвачен Духом Святым. Сколько небесных слов не достигают нашего уха, потому что мы не пребываем в Духе!
Наши молитвы не имели бы успеха, если бы не помощь Духа Святого. Истинная молитва – это молитва «в духе и истине» (Иоан. 4, 23). Дух Божий творит вокруг каждой молитвы своеобразную атмосферу, в пределах которой молитва живет и побеждает. Вне Духа Святого молитва мертва, в ней остается только форма.
Уповаем ли мы на помощь Духа Святого вовремя проповеди?
Я не осуждаю никакого брата за его манеру проповедовать. Но мне кажется очень странным, когда брат, попросив о помощи Духа Святого, затем тайком берет из кармана конспект и, положив в Библию, скрытно читает оттуда. Создается впечатление, что брат немного стыдится своей бумаги, но, я думаю, он больше должен стыдиться своих мер предосторожности. Может ли Дух Божий благословить его подобный трюк? И почему Дух Божий должен помочь ему, когда он читает с бумаги, с которой может прочитать даже неверующий человек, причем без помощи Духа? Возможно, готовясь к проповеди, брат составил конспект, но читать за кафедрой подробную запись излишне. Во всяком случае, было бы честнее поблагодарить Духа Святого за оказанную помощь и попросить, чтобы записанное на бумаге достигло сердца слушателей. А если Духу Святому будет угодно сказать слушателям что-либо не записанное на бумаге, оставляем ли мы Ему право сделать это через нас? Метод чтения конспектов с кафедры безнадежно затормаживает проповедников сказать народу Божьему что-либо новое. Итак, моя задача не критиковать. Я охотно отстаиваю свободу при благовестии, чтобы каждый проповедник давал место, во-первых, Господу, Который пошлет нам что сказать.
Мы должны уповать на Духа Святого и ожидать благословений
Никто из нас не уверен, что может совершить возрождение души. Мы не так безрассудны, чтобы притязать на обладание силой, могущей преобразовать каменное сердце. Мы не отваживаемся приписать себе так много, хотя надеемся, что через наш опыт сможем помочь людям в их духовных затруднениях. Истинное пробуждение нисходит свыше. Литавры (барабаны), трубы и громкие призывы могут совершить очень многое. Но, братья мои, «не в ветре Господь» (3 Цар. 19,11). Настоящие результаты исходят от тихого, незаметного, но всемогущего Работника, от Духа Божьего. Он, и только Он Один, производит покаяние как одного ученика воскресной школы, так и всякое большое пробуждение. Если мы хотим привлечь наших слушателей к истине, то должны взирать на Него. Дух Святой, подобно нашему Господу, говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 5).
Что Ермон без росы, и Египет без Нила, то церковь без Духа Святого. Что представляла из себя земля израильская в дни Илии, когда три с половиной года не было ни росы, ни дождя? Так выглядело бы христианство без Духа Святого. Наши церкви без Духа Святого как долины без рек, как города без водоснабжения, как нивы без солнца. Христианское служение без Духа Святого подобно дню без света, жизни без дыхания, небу без Бога, Которого не заменишь ничем.
«Господи, прости нас, что мы сопротивляемся Духу Святому, по гордости забываем о Нем и угашаем Его огонь! Действуй отныне в нас, как этого хочешь Ты. Сделай сердца наши мягкими и восприимчивыми, дай нам быть подобными воску под печатью, прояви образ Сына Своего в нас!»
Что совершает Дух Святой? Нет ни одного благого дела, которое не совершил бы Дух Святой. Он дает нам жизнь, обличает, очищает, ведет, охраняет, утешает, укрепляет, усовершает, употребляет нас и совершает в нас и хотение и действие. Он, создавший все, есть Бог. Слава Ему за все, что Он совершил через нас,– несовершенных людей! Без сока жизни, текущего из виноградной Лозы – нашего Иисуса,– мы не можем делать ничего. То, что у нас есть, причиняет нам одни смущения. Без Духа Святого мы не ступим и шагу к небу. Без Духа Святого мы не имеем ни мыслей, ни слов, ни дел, приемлемых Богу. Без Него мы никого и никогда не приведем к Богу. Даже надежды и вздохи нашего сердца, выраженные в молитве, являются Его делом. Все доброе – от Него и через Него. Я не боюсь здесь преувеличения. Но соответствуют ли наши действия этим утверждениям?
Помните ли вы время, когда Дух Божий действовал в вашей церкви могущественно? Что это было за время? Каждое воскресенье было великим праздником! Богослужения были как молитва Иакова, говорящего: «Истинно Господь присутствует на месте сем…» (Быт. 28, 16). Какая удивительная гармония возникает между проповедником и слушателями, когда они исполнены Духа Святого! Лица слушателей преображаются, когда мы прославляем Иисуса Христа, они рады нашему свидетельству и прямо-таки впитывают его. Истинные проповедники Евангелия испытывают радость, когда говорят людям о том, что их спасает. Однако, в своей мудрости они не испытывают никакой радости.
Проповедям иных проповедников невозможно радоваться, потому что они нагромождают словесную гору костей без мяса, лишь бы как-то приблизиться к концу проповеди. Они стоят у пустых яслей и удовлетворяются тем, что грызут дерево. Они доводят свои проповеди до конца и с нетерпением ждут понедельника, когда должен состояться футбол, торжественное заседание в школе или политическое собрание. Для них проповедь – это тяжелейшая работа, хотя они прилагают к ней не много старания.
Проповедники прошлого и некоторые из тех, что сейчас еще живы, прослывшие «устаревшими», считают кафедру триумфальной каретой и очень вдохновлены, когда Дух Святой оказывает им помощь для проповеди в силе. В глазах многих мы являемся старыми глупцами, когда проповедуем «отжившее», как они говорят, Евангелие. Но мы радуемся, совершая этот труд. Наши «темные» учения делают нас очень счастливыми. Странно, не правда ли? Евангелие для нас – свет и жизнь, и наша вера, хотя кое-кто называет ее «абсурдной и не философской», но она удовлетворяет нас и делает весьма уверенными и радостными. У некоторых из моих братьев загораются глаза и воспламеняются души, когда они говорят о благодати Божьей или о любви умершего за нас Спасителя. Если мы чувствуем присутствие Божье, то радость наполнит нас и наших слушателей.
И это не все. Если Дух Божий присутствует в нас, то всякий верующий любит своего брата и между нами не будет споров. Мы будем вести победоносную борьбу в молитве, наша проповедь будет добрым семенем, и мы пожнем добрые плоды. Будет обилие покаяний, отступившие будут возвращаться, во всем будет виден рост и умножение благодати. С Духом Божьим все прекрасно!
Но знаете ли вы, что значит остаться без влияния Духа Святого? Я бы хотел, чтобы вы этого не знали. Я надеюсь, вы никогда не были так жестоки, чтобы ради научного эксперимента посадить мышь под колпак, мало-помалу выкачивая оттуда воздух. Я читал о таком эксперименте. Ах, бедная мышь! Как велики ее страдания, когда воздуха становится все меньше и меньше. Когда же весь воздух выкачают, она умирает.
Когда-либо вы находились в таком духовном состоянии? Если бы вы попали под такой колпак, то через несколько минут вы бы поняли, что скорый побег для вас самое лучшее, что можно придумать. Некто сказал мне: «В проповеди современного богослова не было лжеучения, но она была необычно холодной. Слушая его, я чувствовал себя человеком, упавшим в ледниковую трещину. Мне казалось, что я заключен в тюрьму и был неспособным вдыхать небесный воздух». Полярный холод иногда чувствуется и в проповедях, где излагают здравое учение. Если Дух Божий отступит, то даже истина может стать ледяной горой, от которой веет холодом. Как бедна замерзшая и безжизненная вера! Дух Божий ушел, и с Ним исчезла вся сила и радость. Это похоже на парусное судно, застигнутое безветрием. На нем, кажется, исчезает всякая жизнь. Во многих церквах случилось подобное. Если из церкви ушел Святой Дух, то в ней царствует смерть и она представляет собой не что иное, как могилу. Поэтому нам нужно непрестанно умолять Его остаться с нами, и делать это пока Он не ответит нам.
О братья, да не окончатся наши размышления о Духе Святом вместе с этой проповедью, но будем все от всего сердца стремиться к тому, чтобы сила Божья действовала среди нас.
Получили ли мы Духа Святого? С нами ли Он сейчас? Если да, то как мы можем заручиться Его присутствием на будущее? Можем ли мы пригласить Его остаться с нами? Я хотел бы, прежде всего, сказать, что для сохранения Его присутствия с нами, необходимо обходиться с Ним так, как должно. Никогда не говорите о Нем, как о чем-то безличном. Не говорите о Нем, как о каком-то учении или о простом влиянии. Почитайте Его, любите Его, надейтесь на Него, относитесь к Нему с доверчивой, полной благословения верой. Он есть Бог, пусть Он будет Богом и для вас.
Действуйте согласно Его воле
Мореплаватель не может творить ветры по своему усмотрению, но он знает, когда дуют пассаты (сухой тропический ветер), и использует это время для того, чтобы ускорить движение судна. Выходите в открытое море на святые дела, если небесный ветер сопутствует вам. Используйте время святых приливов. Умножайте число ваших собраний, если они носят отпечаток благословений Духа Божьего. Еще настоятельней возвещайте истину, если Господь приготовил сердца и уши слушателей к восприятию. Если вы заметили, что иней растаял, то дорожите благодатным временем. Фермеры говорят: «Заготавливайте сено, пока солнце светит». Вы не можете приказать солнцу светить; это вне вашей власти, но вы можете пользоваться его светом, пока оно не закрыто тучами. «И когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься…» (2 Цар. 5, 24) – так было сказано Давиду, так должны поступать и мы. Будьте прилежны вовремя и не вовремя, но во время пробуждения будьте прилежны вдвойне.
В начале, в середине и при окончании любого дела всегда сознательно полагайтесь на Духа Святого. Даже чувство зависимости от Духа Святого должно прийти от Него. И молитва, в которой вы просите о Его действии, тоже от Него. Вы заняты трудом, который настолько духовен, настолько превосходит человеческие силы, что падение неминуемо, если вы забудете о Духе Святом. Пусть Он будет все во всем во всех ваших действиях. Будьте готовы сказать: «Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда» (Исх. 33,15). Уповайте лишь на Него, и этим вы прославите Бога. С особым тщанием обращайте внимание на Его слова: «…не дам славы Моей иному…» (Ис. 42, 8). Пусть у вас будет забота прославить Духа Божьего из глубины сердца, пусть вам будет знакомо благодарное изумление Его действиями в вас. Чтите Его, прославляя Христа. Преклоняйтесь перед Ним, следуйте Его зову, ненавидя все, что Его огорчает. Посвящение всей вашей жизни Богу будет лучшим гимном для Его славы.
В заключение я желал бы напомнить, что не во всяком деле Дух Святой будет нашим помощником. Помните, что Он нигде не дает обетования благословлять компромиссы. Заключая договор с грехом, мы подвергаем себя огромной опасности. Делая что-либо, не имея ясности, мы согрешаем против истины или святости. Вступая в дружбу с миром, любя плотские удобства, проповедуя не от сердца, благосклонно относясь к лжеучениям, мы не можем рассчитывать на присутствие Духа Святого. Великое обетование в таких случаях звучит иначе: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 17-18). Это единственный стих в Новом Завете, за исключением книги Откровения, где Бог назван Вседержителем. Если вы хотите знать, какие великие дела может творить Господь Вседержитель, то отделитесь от мира и от всех отступивших от истины. Мы никогда не познаем Бога в Его силе, восполняющего всякую нашу нужду (Фил. 4, 19), пока не порвем всякую связь с тем, что Ему не угодно. Замечательную позицию занял Авраам, сказав царю Содомскому: «…даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего…»(Быт. 14,23). Брать ли нам сеннаарскую одежду или слиток золота? Нет! Нет! Если вы заметите что-либо злое, решительно отделитесь от этого. Будьте заодно с теми, кто заодно с истиной, тогда вы наследуете обетование, но не раньше. Помните: там, где большая любовь, там и большая ревность. «…Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность…» (П. Песн. 8, 6). «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4,16). «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Иск. 20,5). Держитесь вдали от всего, что оскверняет или огорчает Духа Святого, в противном случае вы вскоре потерпите поражение от врага душ человеческих.
Обратите также внимание, что Бог не дает обетовании малодушным. Если вы допускаете овладевать вами человеческому страху и предохраняете себя от страданий и насмешек, то вы найдете мало утешения в обетованиях Божьих. «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Марк. 8,35). Обетования в духовной брани принадлежат тем, которые действуют как мужи и сильны верой в часы сражения. Не будем смотреть на насмешки и злословия. Пусть нам будет ведома самоотверженность итальянского мученика времен инквизиции. Будучи приговорен к сожжению на костре, он спокойно выслушал приговор. Однако у бургомистра города не было желания оплачивать за нужные для этого дрова, а священники, вынесшие приговор, хотели, чтобы это дело обошлось для них без дополнительных расходов. Они вступили в злобную ссору, а приговоренный стоял рядом и спокойно слушал их взаимные обвинения. Поняв, что они не могут прийти к единому мнению, он сказал: «Господа, я желаю положить конец вашему спору. Ради воли моего Господа, и если вам это угодно, я оплачу за дрова сам». Я не знаю, оплатил бы я за такой счет или нет, но я часто чувствовал себя расположенным помочь недругам истины найти материал для критики против меня. Мне понятен ответ Давида Мелхоле: «Я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих…» (2 Цар. 6, 22). Я хочу ради Христа довести борьбу за истину до логического завершения и поэтому не буду делать ничего, что задобрило бы противников истины.
Братья, если вы хоть чуть-чуть колеблетесь, если пытаетесь как-то выгородить свою добрую репутацию перед отступниками, вам будет плохо. Ибо кто постыдится Христа и Его слов в этом злом роде, того и Христос постыдится, когда придет в славе (Марк. 8, 38).
Помните: Дух Святой никогда не положит Свою печать на заблуждение
Если вы проповедуете ложь, Бог никогда не скажет на это: «Аминь». Поэтому будьте очень внимательны!
Дух Святой никогда не поставит также Своей подписи на пустом листе, который мы могли бы потом заполнить чем угодно.
Если мы не придерживаемся правила излагать учение Господне в простых и понятных словах, то следует помнить: Дух Святой не поставит Своей подписи под нашим пустословием. Если единственным предметом нашей проповеди не станет распятый Христос, то нам придется попрощаться с настоящим успехом.
Помните, Дух Святой никогда не одобрял, и не будет одобрять грех.»… Очистите себя, носящие сосуды Господни!» (Ис. 52,11). Обращайте внимание на то, чтобы ваша жизнь и характер соответствовали вашему учению. Следите, чтобы ваши церкви были очищены от всех явных нарушителей святости, иначе Дух Святой не признает вашей деятельности из-за несвятой жизни, которая бесчестит Его.
Помните также, что Он никогда не благоволит к ленивым. Дух Святой не спасет нас от последствий явного пренебрежения Словом Божьим и нежелания Его изучать. Если мы всю неделю позволяем себе ходить в гости и ничего не делать, то, взойдя на кафедру, мы не должны и мечтать, что Господь будет с нами и научит нас, что говорить. Если бы ленивым была обещана помощь, то, чем ленивей был бы проповедник, тем лучше была бы проповедь. Но сказано: «…занимайся чтением…» (1 Тим. 4,13). Мы обязаны много размышлять, молитвенно исследуя Слово Божье, и если мы это делаем, то можем ожидать поддержки Духа Святого. Дух Святой посылает нас на жатву не для того чтобы спать между снопами, но чтобы трудиться и в знойный полдень. Хорошо, если мы просим выслать делателей в виноградник,– Дух Святой желает дать им силу, но Он никогда не станет другом лентяев.
Помните: Дух Святой не благословит нашу гордость
Желать большего благословения для того, чтобы нас считали великими мужами – это большая опасность, которая помешает нашему успеху. Что делает Бог с гордыми людьми? Возвышает ли их? Думаю, нет. Если тетива лука неверно натянута, то стрела идет в сторону. Ирод, одев царские одежды, произнес блестящую речь. Народ, видя его одеяние и слыша его завораживающий голос, восклицал: «Это голос Бога, а не человека» (Деян. 12, 22). Но Господь поразил его, и он был изъеден червями. Черви постоянно претендуют на то, чтобы пожрать мясо гордых. «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притч. 16, 18). Будьте смиренными, если желаете иметь Духа Божьего. У Него нет симпатий к надутым речам гордецов. Будем, «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом» (Мих. 6, 8).
Дух Святой не живет там, где ссоры
Будем стремиться к миру со всеми людьми и особенно стараться поддерживать мир в наших Церквах. Святой Голубь не поселяется у мутных вод, Он живет там, где есть братская любовь. Конечно, ради защиты великих принципов, ради истины и святости нам приходится порой подвергать себя риску утратить мирные взаимоотношения с близкими, но никогда не делайте этого для удовлетворения прихотей собственного «я» или какой-либо группировки.
В заключение хочу напомнить, что Дух Святой будет благословлять лишь то, что согласуется с целью Его прихода на землю. А цель Его такова: «Он прославит Меня…» (Иоан. 16,14). Он снизошел, чтобы исполнить эту великую задачу, и не удовлетворится меньшим. Если мы не проповедуем Христа, то, скажите, что должен делать Дух Святой с нашими проповедями? Если мы не прославляем Господа Иисуса, если не превозносим Его авторитет перед людьми, если не стараемся провозгласить Его как Царя царей и Господа господствующих, то Дух Святой оставит нас. Тщетным будет красноречие, музыка, образование, одаренность и энергия, если нашей единственной целью не станет прославление Христа. В таком случае мы будем трудиться одни, и трудиться напрасно.
Это все, что я хотел здесь сказать вам. Но, мои дорогие братья, эти наставления будут иметь большое значение лишь в том случае, если прежде будут обдуманы, а затем исполнены на практике вашей жизни, тогда великий Учитель употребит их для Своей славы. Воины Христовы! выходите на духовную брань с мечом духовным, который есть Слово Божье (Еф. 6,17). Выходите не в одиночку, но в союзе с богобоязненными детьми Божьими, и да облечется каждый из вас силой Господней и могуществом Его. Выходите, исполненные животворящей силой Духа Святого, как «ожившие из мертвых» (Рим. 6, 13), ибо иной силы у вас нет.
Пусть благодать триединого Бога покоится на каждом из вас ради Иисуса Христа! Аминь.