«Придите, дети» — приглашение псалмопевца

Примечательно, что у благочестивых людей, поставленных в унизительное положение, часто просыпается чувство долга. Никогда еще за всю свою жизнь не переживал Давид такие трудные времена, как те, о которых говорится в Псалме 33. В начале сказано: «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него, и удалился». Этот псалом был навеян тем событием и написан в память о нем.

Давид был представлен царю Анхусу, Авимелеху филистимлян. Авимелех — название некоторых филистимских царей, вероятно, общий царский титул. Чтобы сбежать из дворца, Давид притворился сумасшедшим и совершил ряд унизительных действий, которые, должно быть, хорошо подтверждали его душевную болезнь. Его изгнали из дворца, и когда он оказался на улице, его, как обычно в таких случаях, наверное, окружила толпа детей. Эта печальная история рассказана в 1Цар.21:10-15.

Впоследствии, когда Давид пел песни, восхваляя Иегову и вспоминая о том, как был посмешищем детей, он, возможно, говорил: «Ах, своим безрассудным поступком перед детьми на улице я умалил себя в очах поколения, которое будет жить после меня; теперь я постараюсь загладить свою вину». «Придите, дети, послушайте: страху Господню научу вас».

Вполне вероятно, что если бы Давид не оказался в таком положении, он бы никогда не вспомнил о своем долге, ибо я не смог найти другого псалма, где бы он сказал: «Придите, дети». Он беспокоился о своих городах, провинциях и народе, которые требовали его неусыпной заботы и, вероятно, не всегда уделял внимание обучению молодежи. Но теперь, будучи поставлен в самое унизительное положение, в котором только может оказаться человек, уподобившись безумному, он вспомнил о своем долге. Процветающий христианин, занимающий высокий пост, не всегда заботится об «агнцах». Сия участь в основном выпадает Петрам, чья гордость и уверенность разрушены и кто с радостью отвечает на вопрос своего Господа, как это сделал апостол, когда Иисус спросил его: «Любишь ли ты Меня?»

«Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас». Согласно доктрине, дети в состоянии научиться страху Господнему.

Большей частью, люди становятся мудрее после того, как совершат большую глупость. Давид проявил безмерное безрассудство и теперь стал истинно мудрым. Став мудрее, он наверняка не произнесет глупого изречения и не отдаст приказания, которое отдал бы слабый разум. Мы слышали, как кто-то сказал, что дети не могут понять великих тайн религии. Мы даже знаем несколько учителей воскресной школы, которые избегают упоминать великие доктрины Евангелия, потому что полагают, будто дети не готовы воспринять их.

Увы, подобная ошибка пробралась и на церковную кафедру. Среди определенной группы проповедников бытует мнение, что многие доктрины Слова Божьего, хотя и истинные, не подходят для того, чтобы проповедовать их людям, поскольку извратят и приведут их к гибели. Долой таких проповедников! Нужно проповедовать все, что открыл нам Бог. Я буду верить всему, что ОН открыл, и проповедовать, даже если не смогу понять. Я убежден, что в Слове Божьем нет ни одной доктрины, которую ребенок, способный получить спасение, не сможет воспринять. Я бы хотел, чтобы детям преподавали все великие доктрины истины без единого исключения, которых они могли бы впоследствии твердо придерживаться.

Я могу засвидетельствовать, что ребенок В СОСТОЯНИИ понять Писание, ибо я уверен, что в детстве смог бы принять участие в обсуждении многих запутанных вопросов противоречивой теологии, выслушав обе точки зрения, звучавшие в кругу друзей моего отца. Действительно, дети в раннем возрасте могут понимать такие вещи, которые мы позже понимаем с трудом. Дети обладают чрезвычайной простотой веры, а простота веры сродни высочайшему знанию. Действительно, мы не видим большого различия между простотой ребенка и гением самого выдающегося мыслителя. Тот, кто воспринимает вещи просто, как ребенок, всегда будет полон идей, которые никогда не появятся у человека, склонного делать из всего силлогизм.

Если вы хотите знать, можно ли учить детей, я укажу вам многих детей в нашей церкви и в благочестивых семьях, не чудесных детей, а обычных, таких, каких мы часто видим вокруг — Тимофеев и Самуилов, а также девочек, в раннем возрасте познавших любовь Спасителя. Как только ребенок в состоянии погубить свою душу, он в состоянии и спасти ее. Как только ребенок в состоянии грешить, он с помощью Божьей милости может уверовать и получить Слово Божье. Как только дети в состоянии познать зло, будьте уверены, что они способны под руководством Святого Духа познать добро. Никогда не идите в свой класс с убеждением, что дети могут вас не понять, ибо если они вас не понимают, то, вероятно, потому, что вы этого не понимаете сами; если они не в состоянии выучить то, что вы от них хотите, то, вероятно, вы не подходите для этой работы; вам следует найти слова попроще, более соответствующие детским способностям, и тогда вы обнаружите, что не ученик, а учитель был виноват, если ребенок не выучил урок.

Я убежден, что дети могут получить спасение. Тот, Кто в Божественном суверенитете отвратил седовласого грешника от порока, может уберечь и ребенка от детских безрассудств. Тот, кто в последнюю минуту найдет на базарной площади несколько праздных людей и пошлет их в виноградник, трудиться для Него, может призывать людей и на рассвете дня. Тот, кто может изменить направление реки, и превратить ее плавные воды в мощный поток, может контролировать и только что родившийся ручеек, заструившийся из ключа-колыбели, и заставить его бежать к нужному Ему источнику. Он может все: Он может работать над детскими сердцами, если пожелает, ибо все находится под Его контролем.

Я не буду останавливаться на доктринальных доказательствах, ибо не думаю, что кто-то так глуп, чтобы в ней сомневаться. Однако хотя теоретически вы и признаете доктрину, боюсь, что многие не предполагают услышать о спасенных детях. Повсеместно в церквах я наблюдал нечто вроде отвращения ко всему, похожему на детскую религиозность. Мы пугаемся мысли о мальчике, любящем Христа, а если мы слышим о девочке, последовавшей за Спасителем, мы говорим, что это детская фантазия, ранняя впечатлительность, которая исчезнет со временем.

Я умоляю вас, никогда не относитесь с подозрением к детской набожности. Это нежное растение, не трите его щеткой слишком сильно. Недавно я слышал историю, которая, верю, случилась на самом деле. Милая девочка пяти или шести лет, истинно любящая Иисуса, спросила мать, может ли она стать членом церкви. Мать объяснила дочери, что та еще очень мала. Бедная крошка чрезмерно огорчилась. Спустя некоторое время мать, видя, что сердце ее ребенка полно благочестия, поговорила по этому поводу со служителем. Служитель побеседовал с девочкой и затем сказал ее матери: «Я глубоко убежден в ее набожности, но не могу принять ее в члены церкви, потому что она слишком мала». Когда дочь узнала об этом, ее лицо как-то странно омрачилось, а на следующее утро, когда мать подошла к ее кроватке, она обнаружила свою дочь мертвой. В глазах девочки застыли жемчужинки слез. Она умерла от горя, сердце ее было разбито, потому что она не могла последовать за своим Спасителем и поступить так, как Он ее просил. Я бы не умертвил это дитя за все сокровища мира!

Будьте осторожны с благочестивым чадом. Будьте нежны с ним. Верьте, что дети, как и вы, могут быть спасены. Я твердо верю в спасение детей. Когда вы видите юное сердце, припавшее к ногам Спасителя, не стойте рядом и не говорите сурово, сомневаясь во всем. Лучше однажды быть обманутым, чем обидеть одного из малых, которые верят в Иисуса. Бог посылает народу Своему твердую уверенность, что маленькие ростки милости достойны самой нежной заботы.