Детство и Священное Писание

Павел сам преподавал Евангелие юному Тимофею. Юноша не только слушал доктрины из уст учителя, но и постигал их на практике, наблюдая за своим наставником. Мы не можем насильно втолковывать людям истину, но мы можем сделать наше учение ясным и доступным, а жизнь свою последовательной. Истина и святость — вот надежное противоядие против греха и неправедности. Апостол сказал Тимофею: «Пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2Тим.3:14).

Затем он подробно остановился еще на одном сильном средстве, которое сослужило огромную службу молодому проповеднику — знание Священного Писания с раннего возраста, что было самой лучшей защитой для юного Тимофея. Раннее наставничество удерживало его, подобно якорю, и спасало от опасного течения возраста. Счастлив отрок, о котором можно сказать: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.3:15).

Чтобы быть готовыми к грядущей борьбе, мы должны проповедовать Евангелие и жить Евангелием, заботясь о том, чтобы учить детей Слову Божьему. Последнее особенно важно, поскольку именно устами младенцев и грудных детей Бог усмирит врага. Напрасно думать, что человеческое знание будет опровергнуто человеческим знанием или что дьявол изгонит дьявола. Нет! Поднимите медного змея там, где змеи яростно кусают людей, и люди будут смотреть на него и оставаться живыми. Выведите детей, поднимите их и пусть они посмотрят на предопределенное Богом средство, ибо этот взгляд дает жизнь — в нем противоядие от змеиного укуса, отравляющего кровь людей. Нет средства против тьмы ночи, кроме света восходящего солнца; нет иного спасения от мрака мира, кроме света, озаряющего каждого человека. Свети, о Солнце Праведности, и исчезнут туман, тьма и мрак. Живите по Слову Божьему и будьте уверены в успехе. Проповедуйте Христа, постоянно проповедуйте Слово Божье и учите детей. Чтобы не заросли поля плевелами, пораньше засевайте их зерном. Так учит нас Господь.

Работа Святого Духа в Тимофее началась с наставлений, услышанных им в раннем возрасте: «Ты из детства знаешь священные писания».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВРЕМЯ НАСТАВЛЕНИЙ.

Выражение «из детства» можно лучше понять, если мы прочтем его «с самого раннего детства» или, как написано в другом переводе Библии (1870-84 гг.), «с младенческих лет», что подразумевает не взрослого отрока или юношу, а ребенка, вышедшего из грудного возраста. С самого раннего детства Тимофей познал Священное Писание. Это выражение, несомненно, использовано, чтобы возразить тем, кто доказывает, что детей нельзя слишком рано приобщать к Священному Писанию. Младенцы начинают воспринимать информацию намного раньше, чем мы предполагаем. В течение первых месяцев жизни ребенок узнает больше, чем мы думаем. Он вскоре познает любовь матери и осознает свою зависимость; если мать обладает умом, ребенок поймет значение послушания и необходимость подчинять свою волю высшей воле, что может стать основным принципом всей его последующей жизни. Если он научится повиновению и подчинению с раннего возраста, на тысячу слез меньше прольют он и его мать позже. Мы потеряем определенную командную высоту, если не начнем воспитывать его с младенчества.

Дети в состоянии изучать Священное Писание, как только научатся что-либо понимать. Я слышал о весьма примечательном факте: многие учителя утверждают, будто дети учатся читать по Библии лучше, чем по какой-либо другой книге. Я не знаю, с чем это связано; может быть, с простотой языка, но я в это верю. Библейская истина непременно запоминается, в то время как многие факты человеческой истории исчезают бесследно. Библия предназначена для человеческих существ всех возрастов, поэтому она пригодна и для детей. Мы ошибаемся, полагая, что следует начать с какой-то другой книги, а затем переходить к Священному Писанию. Библия — Книга для рассвета. Некоторые части ее недоступны пониманию детей, ибо они сверх понимания и наиболее просвещенных среди нас. В ней содержатся глубины, в которых могут плавать левиафаны, но есть и ручейки, в которых могут бродить ягнята. Мудрые наставники знают, как привести своих малышей на зеленые пастбища у тихих вод.

Я обратил внимание, что свои первые в жизни религиозные впечатления граф Шафтсбери, Божий человек, получил от простой женщины. Эти впечатления, которые сделали из Шафтсбери Божьего человека и альтруиста, были получены им в детской комнате, где благочестивая няня маленького лорда Эшли рассказывала ему о Боге. По свидетельству графа, она умерла, когда ему едва исполнилось семь лет. Это ясно доказывает, что в самом раннем возрасте его сердце было способно с помощью простой женщины воспринять печать Божьего Духа. Благословенной среди женщин была та, чье имя неизвестно, но которая сослужила великую службу для Бога и людей своим святым наставлением этого избранного чада. Молодые няни, обратите на это внимание.

Дайте нам с Божьей милостью первые семь лет жизни ребенка, и мы сможем бросить вызов миру, плоти и дьяволу, вознамерившимся погубить его бессмертную душу. В эти первые годы, пока глина мягкая и податливая, определяют форму сосуда. И не говорите, что ваше занятие, воспитание молодых, хоть на йоту недостойнее нашего, заключающегося в наставлении старшего поколения. Нет, вам принадлежат первые годы жизни ребенка, а первые впечатления, полученные от вас, никогда не забудутся; ах, если бы эти впечатления были хорошими и только хорошими! Среди мыслей, посещающих пожилого человека перед тем, как войдет он в небесные врата, самыми многочисленными являются те, что приходили к нему, когда он сидел на коленях у матери. То, что заставило умирающего д-ра Гутри попросить исполнить «детский гимн», не что иное, как инстинкт нашей природы, ведущий нас к завершению жизненного круга соединением его концов. Детские впечатления особенно дороги в старости. Мы стараемся избавиться от суеты, что окружает и обременяет нас, и вернуться в наше действительное естество, и тогда на наших устах звучат старые песни, а наш ум посещают старые мысли. Уроки детства оставляют четкие и яркие впечатления, которые хранятся в памяти даже по прошествии семидесяти лет. Давайте же постараемся, чтобы подобные воспоминания служили высшим целям.

Следует обратить внимание на ТЩАТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР НАСТАВНИКОВ. Мы без труда назовем наставников юного Тимофея. В первой главе этого послания Павел говорит: «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2Тим.1:5). Несомненно, бабушка Лоида и мать Евника совместными усилиями наставляли свое чадо. Кто, как не родители, должен учить детей? Отец Тимофея, грек по национальности, вероятно, был язычником, но ребенку повезло, что у него была почтенная бабушка, которую дети порой любят больше всех остальных своих родственников. У него была также любезная матушка, вначале набожная иудейка, а впоследствии убежденная христианка, которая с радостью ежедневно учила свое дорогое чадо Слову Божьему.

Ах, милые матери, Бог втайне надеется на вас. Он в сущности сказал: «Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату» (Исх.2:9). Вы призваны дать все необходимое будущему Божьему человеку, чтобы он мог быть полностью оснащен для благотворной работы. Если Бог пощадит вас, вы сможете услышать, как этот славный ребенок будет проповедовать перед многочисленным собранием, и вы с радостью в сердце подумаете, как наставления в тиши детской комнаты привели человека к любви к Богу и служению Ему.

Тот, кто считает, что женщина, занятая дома своей небольшой семьей, ничего не делает, крайне заблуждается — на самом деде происходит как раз противоположное. С трудом может благочестивая мать покинуть дом, чтобы отправиться в церковь для поклонения Богу, но не подумайте, что она потеряна для работы в ней, совсем нет, она выполняет для своего Господа самую нужную из всех работ.

Матери, благочестивое воспитание ваших отпрысков — ваша первая и самая неотложная задача. Христианки, учащие детей Священному Писанию, так же выполняют свой долг перед Господом, как Моисей, осуждающий Израиль, или Соломон, воздвигающий храм.