Библиотека soteria.ru
Придите дети
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 4467 Все тексты автора Чарльз Сперджен
«Нечто доброе» Авии — II
У Авия не было показной набожности, но кроткий и смиренный дух. Вероятно, он не любил много говорить, иначе о нем было бы сказано: «Он говорил добрые слова о Боге Израиля». Наверное, это был скромный, застенчивый, почти молчаливый мальчик, и нечто доброе находилось внутри него, а это то, чего мы желаем для каждого из наших друзей — работу благодати внутри.
Главное не в том, чтобы рядиться в одежды религиозности или выставлять ее напоказ, а в том, чтобы иметь жизнь Бога внутри и благодаря внутренней жизни чувствовать и думать, как Иисус. Невелика цена внешней религии, если она не является проявлением внутренней жизни. Истинная милость — не наряд, который одевают и снимают, это составная часть человека, который ею обладает. Благочестие этого ребенка было истинным, личным и внутренним. Пусть все наши дети имеют нечто доброе внутри себя!
В Библии сказано, что в нем «нашлось» нечто доброе. Это означает, что оно было легко в нем ощутимо, ибо слово «нашлось» употребляется даже тогда, когда не подразумевается никаких больших поисков. Разве не говорит Господь: «Я найден теми, кто не искал Меня»? Ревностная детская набожность проявляется скоро; ребенок обычно гораздо менее скрытен, чем взрослый; детские губы не заморожены холодной предусмотрительностью и раскрывают сердце. Благочестие ребенка видно невооруженным глазом, так что посетители, пришедшие в дом, удивляются безыскусной речи, выдающей юного христианина.
В Фирце было много людей, которые не могли не знать, что в царском сыне было нечто доброе по отношению к Иегове. Может быть, они не обращали на это внимания, может, надеялись, что все это исчезнет под воздействием окружающего его двора, но все же они знали, что в нем есть нечто доброе, поскольку без труда видели это.
Все же, в слове «нашлось» присутствует и другой оттенок, смысл которого вот в чем: когда Бог, сурово испытывающий сердца человеческих детей, посетил этого ребенка, Он нашел в его сердце нечто, достойное похвалы и славы. «Нечто доброе» было найдено в нем теми глазами, которые нельзя обмануть. Не все то золото, что блестит, но то, что было заключено в этом мальчике, было благородным металлом. Ах, если бы о каждом из нас можно было сказать подобное, когда нас будут пытать, как огнем! Возможно, отец гневался на него за поклонение Иегове, но каковым бы ни было испытание, Авия выходил из него невредимым.
На мой взгляд, слово «нашлось» предполагает нечто сродни удивлению. Как это «нечто доброе» попало в ребенка? «В нем нашлось нечто доброе» — как тогда, когда человек находит на поле сокровище. Крестьянин не думал ни о чем, кроме своих быков, акров и урожая, когда внезапно плуг его вывернул зарытое сокровище: он нашел его там, где оно было, но как оно туда попало, он не мог сказать. Так и в этом ребенке, поставленном в неблагоприятные условия, к удивлению всех нашлось нечто доброе по отношению к Господу, Богу Израиля. Его обращение, как вы видите, окутано тайной. В Библии не сказано о том, какова была милость в его сердце, когда она туда попала, в каких особых поступках проявлялась, но она была найдена там, где ее никто не ожидал.
Я уверен, что это типично для многих избранных детей, которых Бог призывает Своей милостью во дворы и аллеи Лондона. И не нужно рассчитывать на то, чтобы вкратце записать их переживания, чувства, историю жизни и затем подвести итог; не надейтесь, что вам удастся узнать точные даты и средства. Вы должны принимать ребенка так, как мы принимаем Авию, радуясь, что нашли в нем небольшое чудо милости с личной печатью Бога.
Старый пророк во имя Господа засвидетельствовал, что юный принц — истинный последователь Наивысшего. Подобным образом Господь ставит Свой свидетельский знак милости на возрожденных детях, и мы должны с радостью видеть его, даже если чего-то не хватает. Будем же с радостью приветствовать ту работу Святого Духа, которую даже не можем точно описать.
В нем нашлось «нечто доброе» — вот все, что нам сказано в данном случае, и это звучит так, как будто Божественная работа была всего лишь искрой, началом духовной жизни. В мальчике не было ничего выдающегося, иначе об этом было бы сказано более определенно. Он не был героическим последователем Иеговы. Его поступки, свидетельствующие о преданности Иегове, не описаны, потому что, по причине юных лет, у него не было ни власти, ни возможности совершить что-то значительное, о чем можно было бы написать. «Нечто доброе» не означает чего-то совершенного и не связано со всей той добродетелью, о которой можно только мечтать. Ребенку многого недоставало, но «нечто доброе» было очевидно, и поэтому дитя было принято и Божественная любовь спасла его от постыдной смерти.
Мы склонны не замечать «нечто доброе» в плохом доме. Благочестивое дитя во дворце Иеровоама — самое большое чудо. В доме обычно правит мать, но царица была египетской принцессой и идолопоклонницей. Большое влияние на ребенка оказывает отец, но в данном случае Иеровоам грешил сам и принудил к пороку Израиль. Меня поражает, что царь, заставивший грешить Израиль, не смог приобщить к греху своего сына. Вся страна ощущала губительное влияние Иеровоама, а у его ног нашлось яркое пятнышко, которое суверенная милостьБожья уберегла от безнравственности. В его первенце, наследнике трона, который должен был бы, естественно, походить на отца, а получился его полной противоположностью, нашлось «нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым».
В таком месте мы не ищем милости и склонны ее не замечать. Если же вы пойдете во дворы наших больших городов, которые не блещут роскошью, вы увидите, что они кишат детьми бедняков, и вряд ли вы будете рассчитывать увидеть милость там, где явно превалирует грех. В горящих лихорадкой трущобах и смертоносных проулках вы услышите богохульство и увидите пьянство, но не спешите делать вывод, что там нет ни одного ребенка Божьего. Не говорите мысленно: «Избранная Божья любовь никогда не касалась ни одного из них». Откуда вы знаете? Один из бедных маленьких оборванцев, играющих в куче пыли, нашел, может быть, Христа в своей школе для бедных, и ему суждено сидеть по правую руку от Христа.
Дорог драгоценный камень, хоть и валяется среди гальки. Ослепителен алмаз, хотя и лежит в пыли. Если в ребенке есть «нечто доброе пред Господом, Богом Израилевым», ценность его не уменьшится по причине того, что отец его вор, а мать пьяница. Никогда не презирайте даже самого оборванного ребенка.
Служитель одной из небольших протестантских церквей Ирландии в течение нескольких воскресений видел у двери в проходе между рядами очень оборванного мальчика, который крайне внимательно слушал проповедь. Ему очень хотелось познакомиться с ребенком и узнать, кто он такой, но тот всегда исчезал, как только заканчивалось служение. Служитель попросил своих друзей присмотреть за мальчиком, но тот всегда каким-то образом исчезал, и его не могли найти. Во время одного из воскресных собраний служитель прочел проповедь на стих из Библии: «Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу» (Пс.98:1). После этого мальчик больше не появлялся.
Прошло шесть недель, его все не было, а однажды к служителю обратился человек с мольбой пойти с ним и навестить его умирающего сына. Жил он в шести милях от церкви в жалкой лачуге в горах. Под дождем, увязая в грязи и карабкаясь по склонам гор, служитель добрался наконец до хижины. Войдя внутрь, он увидел бедного мальчугана, сидящего в кровати. Встретившись глазами с проповедником, ребенок помахал ему рукой и воскликнул: «Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу». Это была его заключительная речь на земле, его победный клич.
Кто знает, в скольких случаях десница Господа и Его святая мышца доставляли Ему победу, несмотря на нищету, грех и невежество, которые окружали молодого обращенного. Так давайте же не будем презирать благодать, где бы она ни проявлялась, но от всего сердца восхвалим то, что мы склонны проглядеть.
Нам непонятно, почему славные Божьи дети, любящие Его, часто должны страдать. Мы говорим: «Если бы это было мое дитя, я бы исцелил его и сразу же облегчил его страдания». Но наш Всемогущий Отец допускает, чтобы Его любимые дети были поражены болезнью. Благочестивый сын Иеровоама был болен, а его порочный отец пребывал в здравии, равно как и его нечестивая мать. Нам бы даже хотелось, чтобы они были больны, чтобы меньше грешили. Только один член семьи благочестив, и только он один лежит больной! Почему? Почему это повторяется и в других случаях? Вы увидите праведного мальчика-калеку, набожную девочку, страдающую чахоткой; вы часто увидите суровую руку Бога, покоящуюся там, где Его вечная любовь отметила свой выбор.
Все это не лишено смысла, и мы кое-что об этом знаем, но даже если бы мы ничего не знали, мы бы все равно верили в великодушие Бога. Сын Иеровоама был подобен плоду смоковницы, который не созреет, пока его не надрежут: благодаря своей болезни, Авия быстро созрел для славы. Кроме того, его болезнь была на пользу родителям; если бы они пожелали извлечь урок из печального события, это могло бы их благословить. Болезнь и так привела их к Божьему пророку. Ах, если бы она привела их к Самому Богу! Многих слепых родителей приводит к Спасителю больной ребенок, благодаря ему у них открываются глаза.
Но есть еще одно обстоятельство: некоторые любимые Божьи дети должны умереть в юном возрасте. Мне хочется сказать: пусть умрут Иеровоам и его жена, а ребенок останется жить! Но, увы, ребенок должен покинуть мир, ибо он самый достойный из его окружения. Его смерть должна была умножить славу Божьей милости спасением такого ребенка и совершенствованием его. Это было вознаграждением милости, ибо ребенок был взят от грядущего зла, он должен был умереть в мире и погребен, в то время как остальные члены его семьи погибнут от меча, а тела их будут отданы на растерзание шакалам и стервятникам. В случае с Авием его ранняя смерть была доказательством Божьей милости. Если кто-нибудь скажет, что возрожденные дети не должны становиться членами церкви, я отвечу: как же тогда Господь берет на небеса так много детей? Если они достойны Небес, почему же они недостойны быть членами церкви?
Господь в бесконечной милости часто берет детей к Себе и спасает их от испытаний долгой жизни и искушений не потому лишь, что они благочестивы. Благочестия в них гораздо больше, чем обычно, нет нужды откладывать сбор урожая, он уже созрел. Удивительно, какая великая благодать может обитать в сердце мальчика! Нельзя умалять благочестие ребенка, иногда оно созревает для Небес.