«От четырех ветров приди Дух»

«Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иезекииля 37,9).

Согласно некоторым толкователям, это видение в долине сухих костей может относиться к трем видам воскресения. Священное Писание удивительным образом столь многозначно, что одно толкование редко исчерпывает его весть нам. Глава, которая перед нами, отлично подтверждает этот факт; она иллюстрирует многие истины Писания.

Некоторые люди находят в ней иносказание о воскресении мертвых. Конечно, видение Иезекииля описывает то, что произойдет в день, когда «вострубит труба и мертвые воскреснут». Какими бы высохшими ни были кости, тела спящих в прахе земном воскреснут. То, что было посеяно, воспрянет из гроба и, что касается детей Божьих, облечется в новую славу. И это произойдет по слову Христа: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».

Другие видят здесь воскресение почти уничтоженного народа израильского, который был разделен на два царства и уведен в плен вавилонский. Поражение, моровая язва и меч халдеев посягнули на то, чтобы уничтожить избранный народ; но Бог пообещал восстановить Свой народ, таким образом соединяя милость с судом и еще раз являя в облаке радугу Своего вечного завета. Частично это обетование исполнилось, когда Господь на некоторое время снова собрал колена Израилевы в Иерусалиме и они имели некоторую передышку перед пришествием Христа. Но полное восстановление Израиля еще не завершено. Люди соберутся из гробов, в которых как нация они так долго были захоронены, и возвратятся в свою землю, и тогда сбудется слово Иего-вы: «И узнаете, что Я — Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь».

Есть еще и те, кто, ища за буквальным смыслом духовное учение, видят — и я думаю, правильно — что здесь кроется картина возвращения грешников от духовной смерти и тления к жизни — притча о том, как грешники выводятся из их безнадежного, духовно мертвого состояния и силой Святого Духа приводятся к жизни. Во всяком случае я использую этот стих в таком смысле, так как не намереваюсь толковать пророчество и не сильно беспокоюсь о том, что произойдет в будущем. Также я не желаю вести вас в глубины Божьи; я просто размышляю о практическом применении, к которому я могу отнести этот стих, чтобы возбудить народ Божий относиться к Святому Духу так, как следует, и чтобы убедить невозрожденных искать Господа в надежде, что некоторых из них, как мертвые и сухие кости в долине видения, Он оживит Своей божественной силой.

Ничто так не утешило меня на этой неделе, как полученная записка, в которой говорилось, что, когда я проповедовал на стих «Душа ваша да насладится туком» в прошлый четверг вечером, душа смогла верой ухватиться за Христа. Получать такие новости куда отраднее, чем самые радостные мирские новости, которые могли бы дойти, до меня. О, если бы и сейчас какое-то бедное сердце нашло покой в Христе, пока мы говорим о том божественном Духе, Который стал Утешителем для всех, кого Он сначала пробудил! Да придет Он и даст людям жизнь, а потом наполнит их радостью! Его благословенное служение — сначала даровать жизнь, а потом давать свет. Жизнь в Боге — самый первый опыт искупленных, а после следует радость в Боге посредством Святого Духа.

I. А теперь, рассматривая этот стих, как я уже сказал, с практической точки зрения, я собираюсь прежде сделать такое замечание: БЕЗ СВЯТОГО ДУХА МЫ — НИЧТО. Я обращаюсь, дорогие братья, к вам, любящим души людей. Я знаю, что между вами есть те, кто проповедует и учит со всякой ревностью, с любовью разбитого сердца. Ради славы Христа вы пытаетесь привести людей к вере в Иисуса. Вы занимаетесь благородным делом, стараясь спасти души опустошенных и погибших людей. Но я осмелюсь сказать — и мне это вполне понятно, — что часто, лицом к лицу сталкиваясь с тем фактом, что работа, которую вы намереваетесь совершить, сама по себе совершенно невозможна, вы чувствуете, что не далеко продвинулись в священном служении.

Мы начинаем труд по слову Господню, и мы пророчествуем. С Божьей помощью мы в силах сделать это; и хотя ноша Господня тяжела, все-таки, если нам сказано пророчествовать снова, мы, по Его милости, делаем и это. По повелению Божьему мы можем пророчествовать сухим костям или пророчествовать ветру. Мы не боимся, что покажемся нелепыми, поскольку знаем, что когда «мир своею мудростью не познал Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Но когда мы проповедуем Слово и ожидаем, что в результате нашей проповеди люди спасутся и притом так, чтобы мы знали об этом,- внезапно мы наталкиваемся на скалистый берег и дальше идти не можем. Мы обнаруживаем, что люди мертвы. Необходимо, чтобы они ожили, а мы не можем их оживить.

Мы можем делать многое — и сохрани Бог, чтобы мы оставили что-либо из того несделанным! — но, когда требуется вдохнуть жизнь, мы достигаем таинственной зоны, в которую войти не можем; мы подходим к сфере чудес, где над всем царствует Иегова. Право давать или отнимать жизнь непременно должно оставаться у Всевышнего. Разум и мудрость человеческая совершенно бессильны даровать жизнь даже самому крошечному насекомому. Мы точно знаем из учения, и даже с равной достоверностью из опыта, что без Духа Божьего ничего не можем сделать для оживления людей. Если Он не придет и не дарует жизнь, мы можем проповедовать до последнего дыхания, но не поднимем из гроба греха даже души маленького ребенка и не приведем к ногам Христа ни одного грешника.

Как же этот факт должен влиять на нас? Признаем ли мы свое бессилие и на этом успокоимся, не делая ничего и не заботясь ни о чем? Скажем ли мы:

«Дух Божий должен исполнять эту работу, а потому я могу сложить руки и отдыхать»? Возлюбленные, нельзя так делать. Желание сердца нашего и наша молитва о людях — чтобы они были спасены. Иногда мы чувствуем, что ради них почти что готовы быть под проклятием, лишь бы принести им вечную жизнь. Мы не можем сидеть без дела; мы не верим, что в Божьи намерения входило, чтобы какая-то истина когда-нибудь привела нас к праздности — во всяком случае она не ведет нас к этому. Она ведет нас в противоположном направлении. Давайте постараемся быть такими же практичными в этом вопросе, как в материальных вещах.

Мы не можем ни управлять ветрами, ни создавать их. Целый парламент философов не смог бы вызвать и дуновения ветра. Моряк знает, что он не в силах ни остановить бурю, ни вызвать ее. Что же тогда? Сидит ли он без дела? Никак. У него есть всевозможные различной формы паруса для того, чтобы суметь использовать каждое дуновение ветра; и он знает, как брать рифы или убирать паруса, когда буря становится слишком сильной для его ладьи. Хотя он не может контролировать движение ветра, он может использовать то, что Богу угодно послать. Мельник не может отвести огромный поток воды из русла, но он знает, как использовать его: он заставляет его вращать мельничное колесо. Хотя он не в силах противодействовать закону силы тяжести, так как в этом законе, похоже, кроется почти всемогущая сила, все-таки он использует этот закон и запрягает его в свою колесницу.

Таким образом, хотя мы не можем управлять могущественным действием, которое исходит от всемогущего Духа Божьего, хотя мы не можем поворачивать его туда, куда нам хочется, потому что «Дух дышит, где хочет», мы все-таки можем использовать Его. И в своем бессилии спасти людей мы обращаемся к Богу, чтобы ухватиться за Его силу.

Что же нам нужно делать? Лицом к лицу перед духовной смертью, понимая тот факт, что мы не можем устранить ее, и вполне осознавая, что только Святой Дух может оживить мертвые души, что должны делать мы? Есть определенные способы и средства, при помощи которых мы можем подобающе относиться к этой божественной Личности; есть определенные сердечные отношения, которые было бы хорошо нам принять; и есть определенные результаты, которые станут следствием ясного понимания настоящего положения вещей.

Прежде всего мы должны почувствовать глубокое смирение, опустошение и перестать обращать внимание на себя. Посмотри на себя, брат: ты можешь изучить свою проповедь, ты можешь исследовать свой стих в оригинале, ты можешь критически проследить все его значения, в проповеди ты можешь с большой точностью передать его суть, но ты не в силах оживить той проповедью ни одну душу. Ты можешь подняться за кафедру, можешь приводить примеры, объяснять и закреплять истину; ты можешь пленять слушателей возвышенной риторикой, можешь очаровать их; но твое красноречие не может воскресить мертвых. Демосфен может сотню лет простоять между когтями смерти; но ничто из того, что может сказать он или все человеческие ораторы, не тронет чудовище. Должен прозвучать иной голос, не наш. В действие должна прийти другая сила, а не сила мысли или убеждения, иначе воскрешение не совершится.

Вы можете организовывать общества, иметь отличные методы; вы можете старательно следовать в том или ином направлении; но из всего, что вы сделаете, ничего не выйдет, если ваши усилия исходили только от вас самих. Только когда Дух Божий благословит через вас людей, они получат через вас благословение. Какой бы ни была ваша способность или опыт — Дух Божий должен благословить ваш труд. Поэтому никогда не приступайте к этому служению, хвалясь тем, что вы можете сделать, удалите самый незначительный след самоуверенности; иначе находящийся в вас дух помешает Святому Духу действовать с вами и через вас.

О братья, не мыслите ничего о нас, проповедующих вам! Если вы станете делать это, наша сила уйдет. Если вы предположите, что такой-то служитель, которого Бог благословил для столь многих тысяч людей, непременно будет средством обращения вашего друга, то вы вмените сыну человеческому то, что принадлежит только Сыну Божьему. Допустив в свое сердце столь идолопоклонническую мысль, вы непременно причините тому пастору или служителю серьезный вред. Мы — ничто, вы — ничто. «Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф»,- вот слова, которые должны повергнуть нас в прах и привести в полное отчаяние совершить что-то своими силами. Мы не должны упускать из виду, что вся сила приходит только от Бога. Нам полезно быть полностью опустошенными, очень слабыми, не доверять себе и в таком состоянии совершать труд для нашего Учителя.

Затем, в виду того что нам весьма необходим Святой Дух, мы должны усердно молиться перед, во время и после нашего служения. Человек, осознающий, что какие бы усилия он ни предпринимал, а без действия Духа Божьего не оживет ни одна душа, и имеющий сильное желание спасать души, не выйдет за кафедру без молитвы. Он не скажет проповедь без тысячи вздохов и молений к Богу с просьбой о помощи в каждом сказанном им предложении. И когда он закончит проповедь, его работа еще не окончится, она едва ли начнется. Его проповеди будут всего лишь вступлением к продолжительной молитве. Он постоянно будет взывать к Богу, чтобы Он помазал его небесным елеем. Его молитвой будет: «Пусть Дух Божий почиет на мне, чтобы я проповедовал пленным освобождение; иначе, невзирая на все мои труды, люди все же останутся в тюрьме».

И вы, возлюбленные, поскольку верите в эту доктрину, вы не позволите, чтобы проповедник приступал к служению без ваших молитв. Вы вознесете его в своих прошениях, осознавая, что ваше посещение дома Божьего будет напрасной тратой времени и собрание людей будет как ничто, если Бог Дух Святой не соблаговолит благословить слово. Эта мысль заставит вас осаждать престол благодати, с сильным воплем и слезами моля о том, чтобы Бог оживил мертвых сынов человеческих. Если кто-либо из вас действует без молитвы, я не стану советовать вам прекратить работу; но я настоятельно буду советовать вам начать молиться не просто для формы, но ради самой жизни ваших трудов. Пусть у вас всегда будет обычай молиться, чтобы вы не начинали богослужение, не продолжали его и не заканчивали без мольбы к Господу о том, чтобы Его Святой Дух Своей всемогущей силой сделал труд эффективным.

Мы уже извлекли из этой истины много поучения, если научились ходить смиренно перед Господом и перед престолом милости.

Но мы должны углубиться еще дальше. Поскольку все зависит от Духа Божьего, мы должны усердно стараться быть такими людьми, которых Дух Божий может использовать. Нам не позволено судить других. Но не встречали ли вы людей, о которых не могли допустить и мысли, что Дух Божий может благословить их? Может ли Дух Божий благословить в большой мере человека, -который самонадеян? Благословит ли Дух Божий человека, если он непоследователен в повседневной жизни, если в нем нет искренности, если невозможно определить его характер или убеждения, если сегодня он опровергает то, что говорил накануне, если он тщеславен и хвастлив? Если кто-либо из нас будет праздным, ленивым или станет потворствовать своим желаниям, мы не можем ожидать, чтобы Дух, единственная цель Которого — прославить Христа, действовал в нас. Если мы горды, властолюбивы, честолюбивы, как сможет тот кроткий Голубь пребывать с нами? Если мы впадем в уныние, сомневаясь или вообще не веря в то, что проповедуем, и не ожидая присутствия в нас силы Святого Духа, то может ли Бог благословить нас?

Поверьте, дорогие друзья, что сосуд, пригодный Учителю для употребления, должен быть очень чистым. Он не обязательно должен быть серебряным или золотым, он может быть простым глиняным сосудом. Но он должен быть очень чистым, ибо наш Бог — Бог ревнитель. Он может заметить пятно от пальца там, где наши глаза не разглядят его даже под микроскопом. И Он не будет пить из сосуда, который минуту назад пригубил сатана. Он не использует нас, если нами управляет собственное «я» или если мы позволили миру использовать нас. Ах, какими чистыми должны быть мы, ожидающие, чтобы Дух Святой использовал нас! Какими осторожными мы должны быть в личной жизни, в нашем хождении и разговорах! Это вещь немалая. Проследите за этим, мои братья и сестры, ибо обещанные благословения во многом могут зависеть от вашей осторожности.

Далее, поскольку мы полностью зависимы от Духа, мы должны больше всего стремиться использовать Слово и строго придерживаться истины в своем труде для Христа среди людей. Слово Божье — это меч Святого Духа. Он не станет размахивать нашим деревянным оружием. Он использует только подлинное Иерусалимское лезвие работы самого Бога. Давайте же высоко ценить богодухновенное Слово. Ударом меча «написано» мы победим наших врагов. Так говорил Христос, и этим Он победил сатану. Так же говорит Святой Дух. Поэтому будьте мудры и не полагайтесь на свою мудрость, но на слово, к которому можете прибавить: «Так говорит Господь».

Если наша проповедь такова, то Святой Дух всегда будет полагать на нее Свою печать. Но если ты ее выдумал и она является твоим произведением, тогда иди, уважаемый брат, в министерство ее величества и достань патент на свое изобретение, Святой же Дух не будет иметь с ней дела. Ему все равно, что у тебя «самобытный ум». Наш Господь Иисус отложил в сторону всю оригинальность и говорил только слова Отца — слова, переданные Ему Святым Духом. В той памятной речи накануне Гефсимании Он сказал ученикам: «Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».

Попытаемся же подражать Ему, будем готовы не мыслить свое и высказывать не свои слова, но те, которые даст нам Бог. Лучше мне сказать пять слов из этой Книги, чем пятьдесят тысяч слов из философов. Лучше мне быть немудрым с Богом, чем мудрым с самым ученым из ученых, потому что «немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков». Невозможно трудиться для Христа без Духа Христова, и невозможно учить для Христа, если не учить о Христе. Ваше слово не будет благословенным, если это не Слово Божье, произнесенное вашими устами к сынам человеческим. Если мы жаждем возрождений, мы должны возродить свое благоговение перед Словом Божьим. Если мы жаждем обращений, мы должны влагать в свои проповеди больше Слова Божьего. Даже если мы пересказываем его своими словами, нашей опорой все же должно быть Его Слово, ибо единственная сила, которая благословит людей, заложена в нем. Людей спасает Божье Слово, а не то, как мы его объясняем, как бы правильно мы это ни делали.

Давайте же будем добросовестно стараться отдать честь Святому Духу, взяв оружие, которое Он приготовил для нас, веруя в полную богодухновенность Священного Писания и ожидая, что Бог докажет его духновенность через воздействие, которое Писание произведет на сердца и умы людей.

И снова, осознавая, что мы ничто без Святого Духа, в своей работе мы должны избегать всего, что не от Него. Мы желаем воскресения этих мертвых людей, но сами не можем их поднять; только Дух Божий может сделать это. Давайте же будем следить, чтобы в той части работы, для которой Бог снисходительно использует нас, не было ничего, что оскорбило бы Духа или из-за чего Он ушел бы от нас. Я верю, что в местах, широко охваченных пробуждением. Бог намного ревнивее, чем где-нибудь в другом месте. Он наблюдает за той церковью и если замети I н служителях церкви или в тружениках что-либо несвятое, если заметит дозволение обычаев, которые не соответствуют Его чистым мыслям, если на ставшие явными грехи смотрят сквозь пальцы и потакают им, Он отнимет благословение до тех пор, пока мы не перестанем противиться Ему. Возможно, Он отдаст благословение церкви, которая во многих отношениях хуже данной, отняв его у той церкви, которая, несмотря на столь высокие привилегии, одобрила нечто противоречащее Его Слову.

Заурядный подданный ее величества может сказать о ней вещи, за которые никогда не будет призван к ответу; но фаворит во дворце должен следить за тем, как он ведет себя. Так и мы должны быть очень щепетильными в этом священном труде, поскольку приближаемся ко Христу ближе всех. Мы должны заботиться о том, чтобы вместе с Ним стремиться исторгать головни из огня. Мы должны следить за тем, как мы делаем это, потому что можем легко перенять пути и методы, которые могут оскорбить Его. И если мы упорствуем в них после того, как узнали, что они не соответствуют Его воле, Дух Божий оставит нас, чтобы не создавалось впечатления, будто Он ставит Свою печать на то, чего не одобряет. Безрассудное усердие даже во имя Христа может завести в пропасть. То, что мы считаем очень мудрым, может оказаться очень немудрым. Полагая, что можно пустить в ход, по крайней мере, немножко «политики», мы можем запятнать целое и испустить противное зловоние, которого Бог не потерпит. Вы должны иметь Духа Божьего; без Него вы не можете делать ничего. Поэтому не делайте ничего такого, что могло бы заставить Его отойти от вас.

Более того, мы должны быть всегда готовыми прислушаться к самым тихим увещаниям Святого Духа. Под этим я имею в виду увещания, которые содержатся в Слове Божьем, а также те внутренние намеки (хотя они и должны быть на втором месте), которые Он дает пребывающим с Ним в близком общении. Я верю, что Святой Дух все еще говорит к Своим избранным очень замечательным образом. Мирские люди могут насмехаться над этой истиной, потому мы и не говорим о ней много. Но дитя Божье знает, что временами Святой Дух отчетливо движет его мыслями, направляя на нужный путь. Будьте очень чувствительны к таким прикосновениям Бога. Некоторые люди не чувствуют этих побуждений; возможно, если бы они ходили перед Богом с благоговейным страхом, Его тайна могла бы открыться им.

Рябь не сдвинет с места тот огромный корабль на море; его не сдвинет даже обычная волна: он большой и тяжелый. Но вон та пробка прыгает на волнах вверх-вниз. Если накатится большая волна, она поднимется на самый ее гребень и понесется туда, куда заставит течение. Пусть ваш дух будет перед Богом малым и легко подвижным, чтобы вы узнавали каждое побуждение Духа и сразу слушались его, каким бы оно ни было.

Когда Святой Дух побуждает тебя отказаться от такой-то вещи, немедля откажись от нее, чтобы не потерять Его присутствия. Когда Он склоняет тебя выполнить такую-то обязанность, не будь непокорным небесному побуждению. Когда ты на коленях и Он направляет тебя в молитве, иди в том направлении. Если же Он внушает тебе хвалить Бога за определенную милость, благодари Его. Полностью отдайся Его водительству.

Вы, труженики, усердно и с верой просите у Духа мудрости. Я не понимаю человека, который, поднимаясь за кафедру, молится о водительстве Духа Божьего в том, что он скажет, а потом вынимает из кармана бумажку, на которой дословно записана его проповедь. Мне кажется, этим он не допускает Духа Божьего ни к какому особому действию; по крайней мере, кроме помощи в манере чтения, он не может в то время ожидать никакой другой помощи от Духа, хотя, конечно, Дух мог руководить им в том, что он написал. Все же для Духа остается очень мало места, чтобы явить Свою силу. Так же, если вы заранее решили, как поступить с людьми и что им сказать, часто может случиться, что в нужный момент вы забыли все, что собирались сказать; и это лучшее, что могло произойти с вами. Слова, которые вы считали благоразумным говорить, оказались самыми лучшими словами. Нередко Дух Божий желает благословить то, что кажется вам непривычным или неподходящим. Поэтому оставайтесь перед долиной сухих костей, чтобы делать то, что пожелает от вас Дух Божий, чтобы Он через вас воскрешал мертвых.

Далее, поскольку без Духа мы бессильны, мы должны глубоко ценить каждое проявление Его силы. Заметьте из этого описания видения в долине, как пророк не упускает из виду даже движение и шум;

он обращает внимание, что жилы и плоть выросли до того, как вообще появился признак жизни. Я думаю, что, если мы желаем, чтобы Дух Божий благословил нас, мы должны быть наблюдательными и замечать все, что Он делает.

Не упустите из виду первое желание, первый страх! Радуйтесь, если в ваших слушателях происходит нечто похожее не работу Святого Духа. И если вы будете ценить Его первые действия, то, вероятно, Он продолжит действовать больше и больше, пока наконец не даст дыхание и полчище убитых не поднимется и не станет армией Божьей.

Только нельзя ожидать, что Дух Божий явится и будет действовать через вас, если вы вот-вот уснете. Нельзя ожидать, что Дух Божий явит Свою силу, если вы в таком состоянии, что и не заметили бы спасения половины вашего собрания, и не беспокоились бы, если бы Он не спас никого. Бог не благословит вас, если вы постоянно не бодрствуете. Дух Божий не действует через спящих людей. Он любит, чтобы мы сами были живы, и тогда Он оживит через нас других. Позаботьтесь об этом, дорогие друзья. Если бы у нас было больше времени, я больше распространялся бы на эту тему; но если Бог Святой Дух благословит мои слова, то я сказал достаточно о той великой, первой истине, что без Святого Духа мы — ничто.

II. Из поступка Иезекииля в данном случае мы узнаем, что МОЖЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ СВЯТОГО ДУХА. Когда пророк увидел сухие кости, в них не было ни духа, ни дыхания. Но, повинуясь голосу Господа в видении, дух пришел и последовала жизнь. Как же должны действовать мы? Я вкратце перечислю только несколько условий, которые мы должны соблюсти.

Если мы хотим, чтобы Святой Дух непременно был с нами и ниспослал нам благословение, мы должны с Его помощью живо представлять себе место, в котором нам предстоит трудиться. В данном случае Святой Дух взял пророка, вывел его и поставил среди поля, которое было полно костей. Это только пример того, что случится с каждым человеком, которого Дух собирается использовать. Ты хочешь спасать людей, живущих в трущобах? Тогда ты должен пойти туда. Ты хочешь, чтобы грешники сокрушались, осознавая грех? Тогда ты сам должен быть сокрушен; по крайней мере, ты должен приблизиться к ним в сокрушении их сердца и быть в состоянии сочувствовать им. Я верю, что никто не может управлять людьми, которых не понимает.

Вы никогда не будете знать дорогу туда, где никогда не были. Но если вы бывали там сами и встретили человека, который заблудился, вы сможете направить его. Если вы пережили те же смущения, которые тревожат других, вы можете сказать им: «Я сам побывал там; я знаю все об этом. С Божьей помощью я выведу тебя из этого лабиринта». Дорогие друзья, мы должны больше сочувствовать грешникам. Невозможно исторгнуть головню из огня, если боишься обжечься; ты должен быть готов запачкать пальцы о каминную решетку, если хочешь сделать это. Если бриллиант обронен в канаву, тебе придется засунуть руку в грязь до локтя, иначе не сможешь достать драгоценный камень из грязи.

Когда Святой Дух благословляет человека, Он ставит его посреди долины, полной костей, и заставляет обойти вокруг них, чтобы вполне представить объем и трудность предстоящей работы, как и сказал пророк: «И вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи».

Затем, чтобы Святой Дух был с нами, наши слова должны быть сказаны в силе веры. Если бы у Иезекииля не было веры, то он, конечно, не стал бы проповедовать сухим костям: они представляли собой жалкое собрание. И конечно же, он не стал бы проповедовать ветру — ведь он был непостоянным слушателем. Кто, кроме глупца, стал бы вести себя таким образом, если бы не вступила в действие вера? Если проповедь — не сверхъестественное действие, она бесполезна.

Бог Святой Дух должен быть с нами, иначе мы с равным успехом можем взобраться на вершину гор Шотландии и взывать к восточному ветру. В нашем красноречии нет ничего, если мы не верим, что Святой Дух использует истину, которую мы проповедуем, для оживления душ людских. Наше пророчество должно быть движимо верой. Мы должны проповедовать с верой так же, как Ной с верой построил ковчег. Так же как стены Иерихонские были разрушены верой, так и сердца человеческие сокрушатся верной проповедью, то есть проповедью, наполненной верой.

Более того, если мы желаем, чтобы с нами пребывал Дух Божий, мы должны пророчествовать согласно повелению Божьему. Под пророчеством я подразумеваю не предсказание будущих событий, а провозглашение во всеуслышание слов, которые мы приняли от Господа. Вы заметили, что дважды сказано: «И я изрек пророчество, как Он повелел мне»? Бог благословит то пророчество, которое Он повелевает сказать, и никакое другое, поэтому мы должны сторониться того, что противоречит Его Слову, и говорить истину, которую Он поручает нам провозглашать. Как Ионе, когда он вторично получил повеление идти в Ниневию, Господь сказал: «Проповедуй в ней, что Я повелел тебе»,- так должны поступать и мы, если желаем, чтобы нашему слову поверили так, как поверили его слову.

Нашу проповедь принимают, когда она является Словом Божьим через нас. Когда Господь описывает благословение, приходящее с неба на землю через дождь и снег, Он говорит: «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих». Давайте следить, чтобы мы принимали слово из уст Божьих до того, как оно исходит из наших уст. Тогда мы сможем надеяться и ожидать, что и люди примут его от нас. Дух Божий следует только со Словом Божьим.

Заметьте дальше: если мы желаем, чтобы Дух Божий пребывал с нами, мы должны горячо желать этого. Пророк должен пророчествовать костям; но он не начинает формально, говоря: «Только дух может вдохнуть жизнь в этих убитых людей». Нет, он от всей души, переполненной от наплыва великого желания, восклицает: «От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут!» Перед его глазами и в его сердце стоят люди. С огромным желанием он взывает к Духу Божьему, чтобы Тот пришел и оживил их. В наших сегодняшних служениях обычно Дух Божий использует тех людей, которые оплакивают души людей. Те же, которые ничего не желают, получают то, чего желают, то есть не получают ничего.

Значит, если мы желаем иметь больше силы Духа Божьего, мы должны видеть только цель Бога, силу Бога и дело Бога. Бог желает, чтобы Его Дух сопровождал только тех, кто видит Его руку. «…Когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь». Бог собирается осуществить не мой план, а Свой собственный. Святой Дух собирается исполнить не мое намерение, а намерение извечного Иеговы. Людей от смерти к жизни приведет не моя сила, не мой опыт и не мой образ мышления, а Святой Дух, и только Он сделает это. Мы должны понимать этот факт и приступать к работе, осознавая это, и тогда Бог Святой Дух будет с нами.

III. Теперь я хочу обратиться к неспасенным или к тем, кто боится, что все еще не спасен. Наш стих позволяет нам ОБРАТИТЬСЯ К СЛУШАТЕЛЯМ СО СЛОВАМИ НАДЕЖДЫ.

Вы, кого еще не коснулась божественная жизнь или кто боится, что еще не оживлен: мы хотим призвать вас послушать Слово Господне. Хотя вы чувствуете, что мертвы, как эти сухие кости, все же, если вы желаете быть спасенными, постоянно слушайте Слово. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Если вы желаете приобрести жизнь от Бога, благодарите Бога, что у вас есть такое желание, и постоянно посещайте те дома, где много говорится о Христе и где ясно излагается путь жизни вечной. Когда вы общаетесь с верующими, навострите оба уха, старайтесь запомнить услышанное и все это время молитесь, чтобы Бог благословил его для вас. «Кости сухие! слушайте слово Господне!»

Затем мы бы желали напомнить вам о том, что вы крайне нуждаетесь в жизни, исходящей от Духа Божьего. Расцените это как хотите, но вы не можете спастись, если не родитесь свыше; а это рождение свыше — не в ваших силах. «Должно вам родиться свыше»,- читаем в 3-й главе Евангелия от Иоанна. Вся религиозность, на какую вы способны, не спасет вас; старайтесь, как можете, исполнять все внешние обряды или религиозные обычаи — для вас нет надежды, кроме как в Святом Духе. Должно быть сделано нечто такое, что вы не в силах сделать для себя. Мы не станем разбавлять эту истину, но преподнесем ее вам так, как она изложена в Писании. Мы хотим, чтобы вы почувствовали ее силу.

Но мы желаем, чтобы вы обратили внимание на то, что Святой Дух сделал для других. У вас есть друзья, которые родились свыше. Они были так же беспомощны и безнадежны, как вы; но теперь они спасены. Вы знаете, что это так, потому что видите их жизнь. Помните: то, что Святой Дух может производить в одном, Он может совершать и в другом. Пусть благодать Божья, которая видна в других, утешит и вас, особенно когда вы слышите о безудержных пьяницах, или ругателях, или об очень развращенных людях, которые преобразились в святых. Говорите себе: «Если Святой Дух из такого грешника, как этот, смог сделать святого, Он может сделать святого и из меня». Видя плоть и жилы на тех, кто некогда был таким сухим, как голые кости, ободряйтесь надеждой, что вскоре это может случиться и с вами.

Можно мне зайти немного дальше и сказать, что мы желали бы, чтобы вы внимательно наблюдали за тем, что происходит в вас самих? Я думаю, что обращаюсь к тем из присутствующих, кто уже удивительно изменился. Вы не можете сказать, что имеете духовную жизнь; вы боитесь, что у вас ее нет. Все же вы не такие, какими были когда-то. Вы оставили многое из того, что когда-то приносило вам удовольствие, и наслаждаетесь тем, что некогда презирали. Это весьма обнадеживающе, хотя в нем, может быть, видны только жилы, покрывающие кости, и плоть, вырастающая на жилах. Все же я замечу: где Святой Дух начинает Свою работу, Он не оставит ее, пока не закончит. Богу Его работа приносит такую усладу, что, начав, Он завершает ее. Хорошо сказал Иов:

«…Ты явил бы благоволение творению рук Твоих». То, что Он уже совершил для вас, побуждает меня (оно должно побуждать и вас) надеяться, что Он совершит намного больше, продолжая Свое дело благодати, пока не дарует вам жизнь вечную.

Далее, мы желаем напомнить вам, что вера в Иисуса — признак жизни. Если вы всем сердцем можете довериться Христу и верить, что Он силен спасти вас, вы уже имеете жизнь вечную. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную». Если ты можешь сейчас, хотя и в первый раз, довериться Христу, то вера — самое надежное доказательство работы Святого Духа. Ты уже «перешел от смерти в жизнь». Ты не можешь видеть Духа, как не можешь видеть ветер; но если у тебя есть вера, то она — благословенный флюгер, поворачивающийся туда, куда веет Дух Божий. «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден». Если ты веришь, то эти слова относятся и к тебе. Если ты полностью полагаешься на Христа, помни, что написано: «верующий в Него не судится». Поэтому ободрись.

Мы умоляем вас не уклоняться к обсуждению трудностей. Существует множество трудностей. Приказать сухим костям ожить — очень неразумная вещь, если ее подвергнуть логическому анализу. Когда я говорю тебе, мертвому грешнику, уверовать в Христа, это может показаться совершенно непозволительным, согласно тому же правилу. Но мне не нужно оправдывать эти слова. Если я нахожу их в Слове Божьем, для меня этого вполне достаточно. А если у проповедника не возникает никаких затруднений в данном вопросе, зачем тебе чувствовать их? Трудность есть, но она не имеет никакого отношения к тебе.

Трудности имеются везде. Трудно объяснить, как хлеб поддерживает твое тело и как этот хлеб становится средством продолжения твоей жизни. Мы не можем понять, как материальное может посягать на духовное. Трудности есть почти во всем, что связано с жизнью. Если человек не станет делать ничего, пока не разрешит все трудности, уж лучше бы выкопать ему могилу. Если вы не желаете пойти на небо без того, чтобы разрешить для себя все трудности, то попадете в ад. Оставьте трудности; у нас будет достаточно времени, чтобы разрешить их, когда мы придем на небо. А пока что, если жизнь исходит от Иисуса Христа, давайте примем ее и перестанем лелеять сомнения.

Далее, мы желаем, чтобы вы жаждали посещения Святого Духа. Присоединитесь к нам в молитве:

«Приди, Святой Дух, приди во всей Свой силе; от четырех ветров приди, Дух!» Одного ветра недостаточно, он должен прийти со всех четырех сторон. Твое сердце, наполненное всяким злом, должно быть разбито; оно должно быть ниспровергнуто, как дом сына Нова, когда дети Нова находились в нем и «большой ветер пришел из пустыни, и ухватил четыре угла дома, и дом упал». О, если бы подул ветер с четырех концов неба, разбил четыре угла дома твоего греха и повалил его! «От четырех ветров приди, дух!» Как поет поэт:

Мертвые в пустыне, приди, дух, дыши! С быстрым оживленьем приди, дух, дыши! Дышишь, где желаешь, Слову помогаешь, Силу смерти покоряешь, — приди, дух, дыши!

Будь готов принять Святого Духа так, как Он желает прийти. Пусть Он придет, как северный ветер — резкий и холодный, или же как южный ветер — мягкий и нежный. Скажи: «Приди от любого из четырех ветров, Дух! Только приди». Он может найти на тебя неожиданно, пока ты сидишь на скамейке остающиеся пять минут. Возможно, ты думаешь о том, успеешь ли пораньше сесть на поезд и поехать домой. Пусть же Святой Дух завладеет тобой до того, как ты выйдешь из этого здания, и приведет тебя к твоему Богу и Отцу! Он может прийти очень могущественно. В тебе есть много того, что не хотело бы впустить Его. Но нелегко удержать ветер, когда он повеет в полную силу. Затыкай щели в дверях, как хочешь, ветер все равно дует. Так же будет и со Святым Духом: Он приходит в силе. Но Он также может прийти очень нежно. Не бойся Святого Духа. Он может как пригнать тебя ко Христу, так и привлечь к Нему. Пусть же Он сейчас войдет в твое сердце!

Мы жаждем, чтобы все вы были оживлены. В глубине души я молюсь, чтобы Он пришел к каждому из вас. Не написано, что Иезекииль увидел долину, где только часть сухих костей ожила, а остальные остались сухими. Нет, все они ожили и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. Я жажду увидеть всех вас благословенными на этом служении. Почему бы и нет? О, если бы Дух Божий пришел и прикоснулся к каждому из нас! Многие из вас уже живы, благодарение Богу! Но и вы можете иметь больше жизни, потому что Христос пришел не только для того, чтобы вы имели жизнь, но чтобы вы имели ее с избытком. Умоляю вас: впустите же благословенного Духа, чтобы Он вошел в большей полноте. При этом молитесь, чтобы каждая находящаяся здесь мертвая душа сейчас почувствовала святое дыхание и начала жить. Тогда я услышу не только об одной душе, как в прошлый четверг, но о многих, на кого нежно сошел Дух Божий и привел их к Иисусу, чтобы они были спасены теперь и навсегда. Да дарует это Бог! Аминь.