Библиотека soteria.ru
Величие Бога
Эйден Тозер
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 11556 Все тексты автора Эйден Тозер
8. Бесконечность Бога
Отец наш Небесный, дай нам увидеть Твою славу, пусть лишь из расселины скалы и под прикрытием Твоей руки. Чего бы это нам ни стоило: пусть мы потеряем друзей, пусть мы потеряем наше состояние, пусть жизнь наша станет короче, но дай нам знать Тебя таким, Какой Ты есть, чтобы мы могли поклоняться Тебе так, как Ты этого заслуживаешь. Во имя Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.
Мир озлоблен, наступают последние времена, и слава Божья покинула Церковь, подобно тому как огненное облако когда-то поднялось над входом в Храм в видении пророка Иезекииля.
Бог Авраама удалился от нас, мы перестали ощущать Его присутствие среди нас; вместо Него среди нас утверждается Другой бог, которого не знали наши отцы. Этого бога создали мы, и он близок нам и понятен, поскольку мы сами его создали; он — наше творение, он никогда не удивляет, никогда не ошеломляет, никогда не изумляет и никогда не превосходит нас.
Бог во славе Своей открывался людям подобно солнцу, Чтобы обогреть и благословить, но часто, прежде чем исцелить и даровать вечное прозрение, Он изумляет, ошеломляет. Этот Бог наших отцов хочет быть и Богом следующего поколения. Нам только нужно подготовить для Него жилище в любви, в вере и в смирении. Нам только нужно очень захотеть, чтобы Он пришел, и Он придет и откроется нам.
Может быть, нас убедят слова святого и мудрого человека? Послушайте, что говорит святой Ансельм, или, еще лучше, задумайтесь над его словами:
«Поднимись, ничтожный человек! Оставь ненадолго свои дела; спрячься ненадолго от беспокоящих тебя мыслей. Отложи в сторону свои обременительные заботы и оставь свои тяжкие труды. Ненадолго выдели место для Бога и отдохни немного в Нем. Войди во внутренние покои твоего разума, закрой дверь для всех мыслей, кроме мыслей о Боге и тех мыслей, которые помогают тебе искать Его. И теперь говори всем сердцем! Говори теперь Богу: «Я ищу лица Твоего, Твоего лица, Господь, буду я искать».
Из всего, что можно подумать или сказать о Боге, наиболее трудна для понимания Его бесконечность. Даже если попытаться представить ее себе, то покажется, что одно здесь противоречит другому, ибо такое умозаключение требует от нас, чтобы мы пришли к известному нам выводу, взяв за основу то, чего нам никогда не дано постигнуть. И все же мы должны попытаться сделать это, ибо Священное Писание учит, что Бог бесконечен, и если мы признаём другие Его свойства, мы обязательно должны признавать и это.
Вступив на путь познания бесконечности Бога, мы не должны сходить с этого пути, несмотря на все трудности и отсутствие технических приспособлений, которые помогли бы нам при подъеме. Это путешествие не для наших ног, а для нашего сердца. С высоты все видно гораздо лучше, поэтому давайте искать такие «возвышенности мысли и вершины ума», которые Бог соблаговолит даровать нам, зная при этом, что Господь часто дает зрение слепым и шепчет на ухо грудным младенцам истины, о которых не могут мечтать мудрые и рассудительные люди. Теперь слепые увидят и глухие услышат. Теперь мы должны ожидать, что получим спрятанные во тьме сокровища и скрытые в тайниках богатства.
Бесконечность означает безграничность, и поэтому очевидно, что ограниченный ум не может постичь безграничное. О глубины и богатства мудрости Божьей и знания Божьего! Как непостижимы Его суждения и как неисповедимы Его пути!
Как я уже говорил, мы пытаемся представить себе способ существования, полностью чуждый нам и совершенно не похожий ни на что, что мы знаем в знакомом нам мире материи, пространства и времени.
«Здесь и во всех наших размышлениях о качествах и о сущности Бога, — пишет Новатиан, — мы переходим границы нашего понимания, и никакое человеческое красноречие не может быть соизмеримо с Его величием. При созерцании Его величия и при упоминании о Его величии всякое красноречие просто замолкает и любое усилие мысли теряет силу. Ибо Бог более велик, чем сам разум. Его величие нельзя постичь. Если бы мы могли постичь Его величие, Он был бы ничтожнее человеческого ума, способного формировать понятия. Он более велик, чем любой язык, и никакими словами Его нельзя выразить. Поистине, если бы Его можно было выразить словами, Он был бы ничтожнее человеческой речи, которая могла бы с помощью этих слов сделать понятным и сформулировать то, чем Он является. Все наши мысли о Нем будут ничтожны по сравнению с Ним, все наши самые возвышенные слова будут банальностями по сравнению с Ним».
К сожалению, слово бесконечный не всегда понимают в его точном значении, а неосторожно используют, просто имея в виду что-то большое или огромное, как, например, когда мы говорим, что художник затрачивает бесконечно огромные усилия для того, чтобы написать картину, или что учительница проявляет бесконечное терпение, работая со своим классом. Если употреблять это слово в правильном значении, то оно не может относиться к сотворенным существам и вообще ни к кому, кроме Бога. Поэтому споры о том, бесконечен ли космос, — это лишь пустая игра слов. Бесконечностью обладает только Один. Другого быть не может.
Когда мы говорим, что Бог бесконечен, мы имеем в виду, что Он не знает границ. Все, чем является Бог, и все, что является Богом, не имеет пределов. И здесь опять нам приходится отступать от общепринятых значений слов. «Безграничное богатство» и «не знающая границ энергия» — это еще два примера неправильного использования слов. Конечно, никакое богатство не может быть безграничным и никакая энергия не может не знать границ, если только мы не говорим о богатстве и энергии Бога.
А если сказать, что Бог бесконечен, то это значит, что Он не поддается измерению. Измерение — это способ, с помощью которого созданные Богом существа ведут счет друг другу. Этот способ описывает ограничения и несовершенства, и он не может быть применен по отношению к Богу. Вес выражает силу притяжения землей материальных тел; расстояние выражает промежуток между телами в пространстве; длина выражает протяженность в пространстве; есть и другие знакомые нам измерения, применяемые по отношению к жидкости, к энергии, к звуку, к свету и к количеству. Мы также пытаемся измерить абстрактные величины и говорим о великой или малой вере, о высоком или низком интеллектуальном уровне, об огромном или незначительном таланте.
Неужели не ясно, что все это не применимо и не может быть применимо по отношению к Богу? Таким путем мы воспринимаем творения Его рук, но не Его Самого. Он выше всего этого, в стороне от всего этого и за пределами всего этого. Наши представления об измерении включают горы и людей, атомы и звезды, силу тяжести, энергию, цифры, скорость, но только не Бога. Мы не можем говорить об определенном размере или об определенном весе и в то же время говорить о Боге, ибо это подразумевает измеряемые величины, а у Бога нет ничего измеряемого. Все, чем Он является, — это Он, и ничто в Нем не может возрасти или развиться, и ничто не может быть к Нему добавлено. В Боге нет понятий «меньше» или «больше», «большой» или «маленький». Он — это Он в Самом Себе, и Его нельзя описать ни с помощью мыслей, ни с помощью слов. Он — просто Бог.
В вызывающей благоговение бездне Божественного Существа могут быть многие атрибуты, о которых мы ничего не знаем и которые могут вовсе не иметь для нас значения, подобно тому как милосердие и милость не имеют значения лично для серафимов и херувимов. Эти святые существа, может быть, и знают об этих атрибутах Бога, но не могут испытать их на себе, потому что они не грешили и поэтому не могут взывать к милосердию и милости Бога. Точно так же могут быть (и я уверен, что есть) другие аспекты сущности Бога, которые не были открыты даже Его детям, которых Он выкупил такой дорогой ценой и осветил присутствием Святого Духа. Эти скрытые грани Божественной природы касаются Его отношений только к Нему Самому. Они подобны другой стороне Луны, о существовании которой мы знаем, хотя ее никто не исследовал. Она не имеет непосредственного значения для людей, живущих на Земле. Нам незачем пытаться открыть то, что не было нам явлено. Достаточно знать, что Бог есть Бог.
Вечно наполняя Себя
Самовозгорающимся пламенем,
Ты в Самом Себе обнаруживаешь
Стремления, не имеющие названия!
Без поклонения существ, сотворенных Тобой,
Без покрова, который закрывал бы Твои черты,
Бог всегда один и тот же!
Фредерик У. Фэйбер
Но бесконечность Бога принадлежит нам, и она стала известна нам для того, чтобы мы вечно могли извлекать из нее пользу. И все таки что же она значит для нас, кроме чуда размышления о ней? В любом случае — очень многое, и все больше и больше, по мере того как мы больше узнаем о самих себе и о Боге.
Поскольку природа Бога бесконечна, все, что проистекает из нее, также бесконечно. Мы — несчастные люди, постоянно страдаем от ограничений, налагаемых на нас снаружи и изнутри. Жизнь наша коротка и быстротечна. Жизнь — это короткая и мучительная репетиция перед концертом, на котором нам так и не суждено выступить. Как только покажется, что нам удалось достичь какой-то степени исполнительского мастерства нас вынуждают отложить в сторону наши инструменты. Просто нет времени обдумать, реализовать и исполнить то, на что, как показывает нам наша природа, мы способны.
И какое глубокое удовлетворение испытываем мы, когда, отвернувшись от наших ограничений, мы поворачиваемся к Богу, у Которого никаких ограничений нет. В Его сердце — вечность. Для Него время не идет, а стоит на месте; а те, кто пребывает во Христе, разделяют с Ним богатство неограниченного времени и вечности. Бог никогда не спешит. Нет срока, к которому Он должен выполнить Свою работу. Одно лишь знание об этом успокаивает наш дух и ослабляет напряжение наших нервов. Для тех, кто не признает Христа, время — прожорливый зверь, для сынов нового творения время — ласковый зверек, который прижимается к их ногам, мурлычет и лижет им руки. Враг ветхого человека становится другом нового человека, и звезды, двигаясь по небу, борются за человека, которому Бог рад воздавать почести. Вот что мы можем узнать из бесконечности Бога.
Но есть и еще кое-что. Дары Божьи в природе имеют свои ограничения. Они конечны, потому что они были сотворены, но дар вечной жизни во Христе Иисусе столь же безграничен, как и Бог. Христианин имеет жизнь Самого Бога и разделяет с Ним Его бесконечность. В Господе достаточно жизни для всех и достаточно времени для того, чтобы получить радость от этой жизни. То, что относится к естественной жизни, проходит свой цикл от рождения до смерти и перестает существовать, но Божья жизнь возвращается к самой себе и никогда не прекращается. И это вечная жизнь — знание единого истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал.
Милость Божья тоже бесконечна, и человек, который чувствовал когда-нибудь мучительную боль от осознания своей вины, знает, что это не просто слова.
«А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).
Умножающийся грех — это страх для мира, но преизобилующая благодать — надежда человечества. Как бы ни умножался грех, он имеет пределы, ибо он — произведение ограниченных умов и сердец, но Божья преизобилующая благодать приводит нас к бесконечности. Болезни, скрытой в глубине Божьих творений, противостоит бесконечная способность Бога исцелять.
В течение столетий христианство свидетельствует о том, что «так возлюбил Бог мир» (Ин. 3:16), и нам остается только посмотреть на эту любовь в свете бесконечности Бога. Его любовь нельзя измерить. Более того, она безгранична. Она не имеет границ, потому что это не вещь, а одна из граней самой натуры Бога. Его любовь — это нечто такое, что есть Он Сам, и, поскольку Он бесконечен, эта любовь может объять весь сотворенный мир, и в ней еще останется место для десяти тысяч раз по десять тысяч таких миров.
Вот, вот Бог, Которому мы поклоняемся,
Наш верный, наш неизменный Друг,
Чья любовь столь же велика, как и Его сила,
И ни Его любовь, ни Его сила не знают ни меры,
ни конца.
Это Иисус, первый и последний,
Чей Дух приведет нас невредимыми домой;
Мы восхваляем Его за все то, что было в прошлом,
И, надеясь на Него, смотрим в будущее.
Джозеф Харт