Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас

(Матф. 24:4, 5)

О псевдорелигиозных и оккультных явлениях. О возможности общехристианского взгляда на эти явления.

Атеизм, нигилизм и секуляризация общества.

Вступление

Они уйдут, когда придет рассвет» — так называется картина известного испанского живописца Франсиско Гойи (XVIII в.). На картине изображены призраки и чудовища, которые с тревогой смотрят на ночное небо в ожидании рассвета. Человек не в силах очистить мир от призраков и заблуждений, пока Божий свет не прогонит их, как говорит об этом апостол Петр: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Петра1:19). Но верно и то, что каждый христианин может приблизить наступление рассвета.

Слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные на горе Елеонской почти два тысячелетия назад: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас…», во все века истории христианства звучат, как особое изъявление встревоженной Божественной любви к Своему народу, которому предстоит идти узким путем испытаний и опасностей. И не потому, что эта любовь не в силах сберечь Своих детей, а потому, что сами дети могут ослабеть в вере и любви и уклониться от пути, указанного Господом Иисусом.

Для каждого поколения христиан эти слова были дороги, побуждая к осторожности и бодрствованию. Для нас, достигших третьего тысячелетия, голос Спасителя звучит особенно торжественно и предостерегающе: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».

Какое наследие оставил нам атеизм

После великой Французской революции XVIII в. европейское сообщество вступило в фазу безрелигиозного светского развития, именуемого пострелигиозным модернизмом нового времени. Произошла секуляризация науки и особенно естествознания, главной философией которого стал эволюционизм. Дарвинизм довольно скоро вытеснил религиозную креационистскую модель, ранее преподаваемую в университетах и школах Запада. Классическая немецкая философия Канта (1780) и Гегеля (1830) продолжала апеллировать к сложным умозрительным категориям и потом породила несколько философских школ, в том числе философскую школу «левых гегельянцев», в их числе: Людвиг Фейербах, Давид Штраус, Карл Маркс (1818-1883). Они «наряду с русскими мыслителями развили диалектический материализм, все последствия которого еще и сегодня представляются непредсказуемыми и который нашел свое завершение в ленинизме» (Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994, с. 294). Человек, оставшийся без Бога, не может раскрыть свою собственную сущность. Он заблудился в джунглях всевозможных гипотез и научных теорий.

Парадокс современной культуры

Сегодня, как никогда раньше, обнаружился величайший парадокс современного образованного человечества. С одной стороны, это время величайшего научного прогресса, век торжества технотронной цивилизации, а с другой — время расцвета оккультизма в его различных формах, возврат язычества и древней восточной мистики. Характерный пример того, что происходит сегодня в европейской культуре, отражен в материалах Второго международного симпозиума по изучению немецкой философии и социологии в г. Айштете (ФРГ, 1997 г.). Тема симпозиума: «Религия, магия, миф». «Здесь говорится, что в европейской культуре происходит пересмотр того, что она очень долго принимала за собственные основания» (например, жесткое отделение «науки» от «религии», а уж тем более от «магии» и «мифа»). «Происходит постепенная выработка «расширенного» понятия о религии и религиозности, а также о магии и мифе.

Итак, то, что считалось навсегда пройденным и похороненным суеверием и пережитком, неожиданно вновь обрело свое «второе дыхание» и даже более того- свой второй расцвет. Этот парадокс не может быть раскрыт и осмыслен на научном или философском уровне. Сущность проблемы живучести оккультизма намного глубже, она кроется в смутном религиозном чувстве, свойственном каждому человеку.

Онтологическая причина

Человек от создания мира, от своего сотворения был предназначен для живого общения с Богом. Он был предназначен стать «храмом Бога живого», как об этом говорит апостол Павел, ибо «мы Его и род». Вследствие грехопадения люди оказались удаленными от непосредственного Божьего присутствия. В душе образовался некий духовный вакуум, требующий заполнения, отсюда смутное религиозное чувство, свойственное каждому человеку. На алтаре человеческой души должен гореть огонь Божий, огонь Духа Святого, иначе дьявол зажжет там свой чуждый огонь.

Когда Адам и Ева согрешили, произошла именно эта подмена. И Библия свидетельствует, что первым искушением людей в раю было искушение чудом. Змий, говорящий Еве, предлагает ей приобщиться к тайному знанию через нарушение воли Божьей. «Будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Здесь, как в семени, заключается вся суть и весь механизм оккультизма. Ибо оккультизм предлагает тайное знание, которое будто бы приобщит человека к чуду, к мнимой божественности.

Нужно сказать, что через все века истории человечества, несмотря на огромное многообразие форм тайноведения, ясновидения, гадания, суть оккультизма остается одной и той же до настоящего времени.

Психологический аспект

Необходимо также сказать о психологическом аспекте, вызываемом оккультизмом.

Ничто так сильно не действует на эмоциональную природу человека, ничто так не впечатляет, как столкновение и общение со сверхъестественным. Столкновение со сверхъестественным влияет на волю и мыслительные способности человека. Возникает влечение и любопытство, а впоследствии зависимость. Одной из причин распространенности оккультизма является желание людей обладать определенной властью над другими людьми и над обстоятельствами.

Те, кто сознательно ищет контакта с невидимым миром, непременно теряют свободу. Они нередко испытывают депрессию и угнетенность. Человек вступает на чужую территорию, контролируемую темными силами, павшими ангелами Люцифера. И нет избавления в этой борьбе. Грех сильнее самой сильной воли человека. Поэтому Господь Бог в самом начале выступает как Единственный, Кто может расторгнуть узы смерти. Только грядущий Мессия сокрушит голову змия (см. Быт 3:16). И это единственно действенный, успешный на все времена искупительный План избавления человека.

Библия против оккультизма

Посмотрим, как Библия открывает нам историю искупительного действия Бога в разные эпохи истории спасения.

От самого начала все языческие религии мира содержали как неотъемлемую часть мистические ритуалы. Жрецы всех религий были одновременно посредниками между простыми людьми и богами. Параллельно с ними всегда существовали оракулы, тайноведцы, гадатели, . прорицатели. Человеческая личность на древнем Востоке была связана двумя видами уз — религиозный языческий догматизм и государственная деспотия.

Поэтому Бог через Своих пророков и патриархов время от времени проявлял Свою власть, чтобы спасать и освобождать человеческое сознание от роковых заблуждений.

Не случайно библейская история показывает столкновение с величайшими религиозными системами древнего мира: с Египтом, Вавилоном, а позже с Грецией. В ряде повествований мы видим, как волшебники оказываются побежденными Божественной силой:

— Иосиф торжествует над гадателями в Египте (Быт. 47 гл.).

— Моисей одерживает победу над египетскими гадателями и чародеями (Исх. 7:10-13; 8:1-3).

— Даниил посрамляет халдейских мудрецов (Дан. 2:4; 5:14)’.

Три великих законодательных кодекса Библии четко определяют волю Божью в отношении оккультизма. Это книги Исход, Левит и Второзаконие.

«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10-12).

«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит 19:31).Великие пророки Библии — Исаия, Иеремия, Иезе-кииль со всею настойчивостью силою Божьею противостоят темным силам и обличают народ Господний.

Пророк Исаия говорит: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Исаии 8:19).

Иеремия и Исаия ясно говорят также о недопустимости прибегать к астрологии: «Не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев и своих волшебников и своих звездочетов…» (Иер. 27:9; см. также Исаии 47:13).

Новый Завет открывает новую страницу борьбы с сатанинскими чарами. Возникает искушение требовать знамений (чудес) в подтверждение того, что Иисус есть Господь Бог. И лукавый тут же начинает демонстрировать якобы Божьи чудеса, но это чудеса ради самих чудес («явления» девы Марии, неугасимый огонь у гроба Господня, плачущие иконы, НЛО и многое другое).

Иисус Христос встретился в пустыне с тем же искушением, что и первая чета в Едеме.

Это искушение использовать чудо вопреки воле Божьей: «Сделай чудо, — говорит лукавый, — и будешь жить». «Сделай чудо — бросься вниз с крыла храма и будешь парить в воздухе».

Другие тексты пророков на эту тему: Исаии 47:13, 14; 44:25; Иер. 27:9; 28:8, 9; Иез. 21:29; 13:17; Михея 5:12; Наума 3:4.

Федор Михайлович Достоевский справедливо утверждает, что в трех искушениях Христа в пустыне сильнейшим было искушение чудом. Эту тему великий русский писатель-психолог развивает в ряде своих произведений, указывая на то, что через все века искушение чудом было сильнейшим оружием лукавого, дабы удержать в своей магической власти человеческую свободу.

Апостолы Христовы сталкиваются с сатанинским противостоянием.

— Уже Симон-волхв противостоит апостолу Петру (Деян. 8:9^24).

— Вариисуса апостол Павел приводит в молчание (Деян. 13:6-11).

— Прорицательница в Филиппах мешает Павлу проповедовать, и он через молитву лишает ее этой способности (Деян. 16:16).

— Иудейские заклинатели в Ефесе терпят фиаско (Деян. 19:13-20).

В своих посланиях апостол Павел говорит о другом чуде — тайне не умозрительной и не философской, а о тайне благочестия, раскрытой Христом в Своей жизни, смерти и воскресении. Эта тайна открыта сегодня для тех, кто смиряется и верит (Ефес. 3:1-12; 1 Тим. 3:16).

Так противостоят друг другу две тайны: тайна благочестия и тайна беззакония.

Мир в первые века христианства

Эпоха расцвета и увядания Римской империи (II-V вв.) содержит многое, что напоминает нам историю двух последних столетий нашего времени. Хотя в области внешней материальной культуры это совершенно разные эпохи, в сфере духовных исканий можно без натяжек обнаружить значительное сходство. Типологически сходные эпохи порождают и сходные ситуации. Поэтому пророчество Христа:«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» имеет непреходящее значение для всех времен, но в эсхатологической перспективе последних веков оно обретает особую актуальность. В эпоху заката античного греко-римского мира древние чувствовали, что их миру приходит конец, но не понимали причин происходящего. Почему? Потому, что Евангелие, проповедуемое христианами, для эллинов было безумием, а для иудеев — юродством.

Их собственная старая религия также потеряла свою прежнюю привлекательность. Все это открыло дорогу восточным религиям. «Образованность и религия получили синкретический характер. Египетский культ Изиды и Сераписа, который был введен в Риме еще раньше, имел в III столетии многих приверженцев. Также был распространен культ персидского божества Митры, а также различные сирийские божества»2.

Император Александр Север (235 г.) кланялся всем богам, лишь бы сохранить власть и империю. «Император молился величайшим благодетелям человечества: Аврааму, Орфею, Христу, Аполлону, Александру великому»3. Он даже собирался построить в Риме храм Христа, но передумал. Если вы посмотрите современные религиоведческие программы, они также построены по принципу, подобному синкретизму.

Сильнейшим покушением на самобытность христианства был гностицизм. Как сообщает известный русский историк профессор Болотов В.В., «гносис утверждал возможность компромисса между язычеством и христианством, если последнее беспристрастно отнесется к язычеству и возьмет, что у него есть лучшего. Христианство этого не допускало»4.

Опасность гностицизма была весьма сильной, ибо он представлял собой причудливую смесь из греческой философии, мифологических форм религий — египетской и восточных, а также элементов иудаизма и христианства. Гностицизм своей «гремучей смесью» из оккультизма и восточных религий напоминает современное движение Новый век (New Age).

Все это преподносилось на хорошем греческом языке и привлекало людей эллинистической культуры, склонных к философским прениям. Но в общем философия гностицизма была слабой и временной забавой, которая не могла дать подлинного утешения опустошенной и мятущейся человеческой душе. Христианство несло с собой мир душе, чувство прощения и усыновления, чего не могли дать людям самые изощренные мистико-философские системы. Я хочу уточнить: христианство, в смысле веры в Евангелие, принесло мир душам уверовавших, а не мир всему «римскому миру». Ибо христианство от начала не было политической доктриной, как часто его всем представляли люди политической ориентации. К шестому столетию гностицизм умер, но возникла другая опасность: слить империю и церковь воедино и вменить христианству роль государственной идеологии. Конечно, это особая тема, мы не будем ее развивать в нашей лекции, а вернемся к вопросу о влиянии оккультизма в средние века.

Определение понятия

«В переносном смысле мистика: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; мистика разделяется на:

а) прорицательную

Сюда относят ясновидение, гадание на картах, на воде, воске, столоверчение, астрологию, хиромантию;

б) деятельную или оперативную

Производит действие на расстоянии: животный магнетизм, магия (черная, белая), теургия, некромантия, все виды волшебства или чародейства, колдовство, вся область медиумических или спиритических явлений, гипноз»5.

Противостояние оккультизму и еретической мистике в средние века

«Вместе с церковной мистикой развивается и вне-церковная или вульгарная, лишь в наиболее резких своих проявлениях обособляющаяся от первой. Верят в сверхчувственную силу некоторых объектов внешнего мира (камней, трав и т. п.), формул и заклинаний и стараются использовать ее в житейских, в частности, в медицинских целях. Так из области мистики обособляется магия, в своих видоизменениях — церковном и вульгарном, соответственно связанная со священством и магами (колдунами, гадателями, ворожеями, до известной степени и с астрологами).

В то же самое время мистика старается установить непосредственно близкие сношения с демонами, ангелами, святыми и Божеством. Гонимый церковью, развивается культ демонов, в котором обнаруживаются и эротические элементы, отражающиеся в легендах об инкубах и суккубах, о шабаше, о плотских сношениях с дьяволом.

Те же черты заметны и в отношениях к святым; напряженная аскетическая жизнь монастырей вызывает легенды об обручениях с Христом (Екатерина Сиенская), о поцелуях Богородицы. Еще Августин выдвинул ставшее на Западе классическим, повторенное потом Гуго Сен-Викторским, Бернардом Клервосским и их преемниками учение о тройном знании или о трех глазах человека, из которых первый, направленный на чувственный мир, почти не изменен фактом грехопадения, второй, воспринимающий внутренний мир человека, помутнел, а третий — самый важный — как созерцающий Божественное и Божество почти совершенно ослеп; в возрождении его деятельности и заключается задача познавателя истины»6, что перекликается с восточным учением о третьем глазе.

История средних веков в Европе содержит печальный опыт церкви в попытке оградить свою паству от оккультизма посредством инквизиции. Три с половиной столетия испанская инквизиция боролась с ересями, с мнимыми и действительными колдунами, ведьмами и всеми, кого подозревали в связях с дьяволом. Все эти репрессивные меры не излечили болезнь, а на время приглушили ее симптомы.

Прошло время, и в той же Европе оккультизм и еретический мистицизм появляются в философском обличий Якоба Беме (1575-1642 гг.), он создал сложную систему космологии. По его учению, во всем — даже в Боге — заключено как доброе, так и злое начало. Его учение оказало влияние на многих философов-идеалистов. Затем Эмануэль Сведенборг (1688-1772), шведский теософ-мистик, утверждал, что связан с «царством духа», откуда воспринимает откровение. Он оказал большое влияние на многих мыслителей XVIII века.

С другой стороны, европейская идеалистическая философия Гегеля с его «мировым духом» или с «мировой душой» у Гердера и Гете подготовили терминологию и общественное сознание для пантеистических идей Востока, которые и заполнили благоприятную почву в XX веке. Таким образом и философы, и теософы-мистики совершили свою подготовительную работу для дальнейшего нашествия оккультизма.

Следовательно, католический и протестантский Запад, а также Америка в эпоху демократических свобод оказались незащищенными от нашествия восточного буддийского и индуистского мистицизма.

Объем настоящей статьи исключает возможность дать даже беглый обзор истории оккультизма на Востоке и Западе в течение средневековья.

Оккультизм в современном мире

Перейдем непосредственно к современной ситуации. Итак, эпоха рационализма и атеизма создала определенный вакуум бездуховности как на Западе, так и у нас в России. Это одна из причин распространения восточного мистицизма.

«В течение целого столетия восточная мысль заполняет Запад. Переводятся индуистские и буддистские тексты, которые сейчас имеют хождение в недорогих изданиях. Среди представителей Востока особенно активно способствовал распространению восточной мудрости в западных публикациях Д.Т.Судзуки, а что касается самого Запада, то здесь можно упомянуть Аллана Уотса, освоившего дзэн, а затем вернувшегося домой, чтобы учить своих соотечественников…

Так или иначе, но в 60-х годах исследования по Востоку стали доступными и для неподготовленного читателя. За два с лишним десятилетия индийские гуру исколесили Соединенные Штаты и Европу»7.

Что касается России, то проникновению и распространению восточного мистицизма, как известно, чрезвычайно содействовали труды Елены Блаватской (1831-1891 гг.), которая создала на базе индийской философии «Теософическое общество»; будучи ученицей тибетских лам, проповедовала мистико-философское учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью интуиции и откровения, перевоплощения души путем развития «сверхчувственных сил человека». У Блаватской сильно стремление создать на этой базе «универсальную религию», основанную на оккультизме и восточных верованиях. Ее произведения переизданы сегодня огромными тиражами и заполняют эзотерические разделы книжных магазинов всех городов России. То, что объем всевозможной эзотерической, оккультной литературы сегодня во много раз превосходит объем религиозной литературы, видно даже не искушенному в этих вопросах человеку. Опасность теософии Блаватской и учения Рерихов подробно рассматривается в известном труде диакона Андрея Кураева «Сатанизм для интеллигенции» (Христианство без оккультизма. — М.: Отчий дом, 1997). Из протестантской литературы, направленной против оккультизма и восточного пантеистического монизма, можно назвать книгу Джеймса Сайера «Парад миров» (Типология мировоззрений. Произведения Курта Хазеля «В плену суеверий», «Бремя и освобождение».

Астрология

Необходимо вкратце сказать об астрологии, которая берет свое начало еще в ассиро-вавилонскую эпоху, однако сегодня является чуть ли не лидером всех оккультных увлечений, имея очень богатую традицию как на Востоке, так и на Западе. В настоящее время «популярность астрологии объясняется также тем, что в отличие от мучительных и трудноразрешимых вопросов, трактующих бытие и природу личного или сверхличного Бога, загадку творения, происхождения зла, в астрологии все предельно ясно: можно оставить в стороне доктринальные и отвлеченные вопросы и, следуя указаниям своего гороскопа, ощутить собственную гармонию со Вселенной. Этой предельной приближенностью к потребительскому образу мысли и жизни объясняется коммерческий успех астрологии»8.

Далее автор сообщает: согласно данным, опубликованным в газете «Геральд трибун», в США около 10 тысяч профессиональных астрологов, создана «Американская федерация астрологов». В 1230 ежедневных газетах астрологи имеют постоянную работу. Дипломированных предсказателей судьбы по звездам готовят 30 учебных заведений.

Астрологи выпускают свой бюллетень, проводят конгрессы, систематически выступают по радио и телевидению. Астрологический бизнес в США приносит около 200 млн. долларов в год. Нужно сказать, что астрологией увлекались и высшие классы общества, правители и цари. Известно, что Кеплер составил гороскоп для Валленштейна, Нострадамус (1503-1566), врач и астролог, был лейб-медиком Карла IX, Гитлер и Геббельс, супруга президента США Рейгана и многие другие пользовались гороскопами. Все это — если не исполнение пророчества Иоанна Богослова, то его преддверие. Я имею в виду известный текст Откр. 16:13, 14: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя». Кажется, современное человечество стоит перед судьбоносным выбором самоопределения — или Христос и Его искупление, или магизм в его различных формах. Это осевое время, пограничный рубеж, за которым начнутся процессы, последствия которых провидел только Бог.

Необходимо также представить, хотя бы очень коротко, весьма масштабное и очень популярное движение Новый век (или New Age). He преувеличивая, можно сказать, что оно впитало в себя весь спектр теософии, оккультизма и монического пантеизма. Теоретически Новый век содержит синтез всего, что было выработано демоническим творчеством в языческих религиях и теософских системах. Объявляя начало новой эры «Водолея» в 2000-м году, это международное движение впитало в себя различные неоязыческие движения нашего века.

Можно признать, что Новый век имеет глобальные амбиции. Он не удовлетворяется какой-то отдельной страной или отдельным народом — его цель поглотить весь род человеческий. Для этого используются все наработанные сатаной приемы, пока все не станут подданными великого обольстителя, который начал свое дело в Едемском саду, предложив чудо как решение всех проблем человека.

Пасторская забота о людях, подверженных оккультизму

1. Думаю, первое, о чем должен заботиться всякий пастырь и священнослужитель стада Христова, — своевременно предупреждать и наставлять как верующих, так и мирян, что занятия и даже знакомство с оккультизмом опасно для свободы и здоровья человека.

2. Рассказать, что Библия, Боги все христианские церкви считают такие контакты грехом. Человек вступает на запрещенную Богом территорию, попадает в зависимость от темных сил, от которых сам избавиться и освободиться не сможет.

3. Многие люди просто не осведомлены, что астрология, ясновидение и разного рода заговоры — грех.

4. Известно, что среди тех, кто недавно стал христианином, довольно часто встречаются люди, хотя и принявшие крещение, но время от времени чувствующие влияние злых сил, с которыми имели дело в прошлом.

Они хотят полностью освободиться от такого влияния, но это нелегко сделать. Таковым следует помнить, что род сей изгоняется молитвою и постом. Им также не стоит ни вспоминать о прошлом, ни рассказывать о нем другим. Ни в коем случае не вступать в диалог со злыми ангелами ни днем, ни ночью. Непременно сжечь все имеющиеся у них оккультные книги и предметы, чтобы они не попали к другим людям и не причинили им тяжкого вреда.

Не ходить на встречи с экстрасенсами, гадалками, ворожеями, целителями.

Не смотреть и не слушать теле — и радиопередачи, связанные с оккультизмом и астрологией, не читать астрологические прогнозы.

Глубоко верить, что «кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха». Сам Господь любит нас и избавит от лукавого.

Постоянно молиться, прося у Бога: «Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого».

«Противостаньте ему твердою верою и убежит от вас».

Этим раненым душам необходимо рассказать, что есть много примеров, когда Господь совершенно очищал и избавлял людей от всех последствий прошлой оккультной практики.

И, конечно, молиться с ними об их духовном выздоровлении.

Что еще можно сделать для духовной профилактики нашего общества?

Может быть, при духовных учебных заведениях создать ученые кружки, где бы преподаватели и студенты основательно прорабатывали и готовили соответствующую апологетическую литературу, изучали методы работы с людьми, нуждающимися в духовной помощи.

Проводить семинары на вышеперечисленные темы со священнослужителями как на внутрицерковных встречах, так и на межконфессиональном уровне.

Использовать опыт и литературу, наладить обмен литературой апологетического и обличительного характера между конфессиями и христианскими учебными заведениями.

Смелее и активней использовать телевидение и радиовещание для просвещения населения на эту тему. Показать, что христиане всех веков и всех конфессий всегда считали грехом оккультизм во всех его проявлениях.

Возможно, следует выработать на соответствующей межхристианской конференции совместное обращение к христианскому народу, предупредив об особой невидимой опасности оккультизма во всех его видах.

Есть необходимость серьезно обсудить и понять, что «отечество в опасности» и что все мы несем ответственность за духовный климат нашего поколения.

Конечно, в современном обществе невозможно издать законы, которые бы очистили все книжные магазины от оккультной литературы, и нам также неудастся сделать это на телевидении. Но призраки уйдут, когда придет рассвет. Будем молиться Господу и делать все, от нас зависящее, для приближения рассвета — это наша основная цель, совпадающая с волей Божьей.

Библиография

1. Библия. — М., 1988.

2. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х томах. — М.: БРЭ, 1995.

3. Словарь библейского богословия / под ред. Леон-Дюфура. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1974.

4. Полный православный энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Возрождение, 1992.

5. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. — М., 1994.

6. Иллюстрированная история религий в 2-х томах. — М.: Спасо-Преображенский Валаамовский монастырь, 1993.

7. Сайр Д. Парад миров. Типология мировоззрений. — СПб: Мирт, 1997.

8. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. — М: Республика, 1995.

9. Роуз С. Православие и религия будущего. — Православная книга, 1991.

10. Алексеев В., Григорьев А. Религия антихриста. — Новосибирск: Посох, 1997.

11. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. — М.: Отчий дом, 1997.

12. Кураев А. Оккультизм в православии. — М.: Благовест, 1998.

13. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? — М.: Политическая литература, 1984.

14. Хазел Курт. В плену суеверий. — Заокский: Источник жизни, 1999.

15. Анфьюзо Ф., Хоббс Д. и др. Христианство, культы и другие религии / Пер. с англ. — Минск, 1993.

16. Вопросы философии / журнал РАН. — М.: Наука, 1999, N° 2, 4.

17. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.18. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994.

19. Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. — Париж: YMCA-PRESS, 1989.

20. Маршалл Д. Новый век против Евангелия. — Заокский: Источник жизни, 1995.

Приложение

Признаки, характерные для учения Новый век.

Уолтер Р. Мартин выработал перечень критериев, с помощью которых можно определить принадлежность группы к религиозному культу Нового века.

1. Группа призвана открыто содействовать Новому веку (т. е. эре «Водолея»).

2. Группа открыто поддерживает характерные верования Нового века, такие как монизм («все едино»), пантеизм («все есть бог»), гностицизм (спасение или духовное исцеление приходит с помощью особых познаний, просвещения), учение о карме и перевоплощении, духовной эволюции и др.

3. Группа открыто отстаивает оккультные практики Нового века, такие как медиумство, астрология, психическое исцеление, нумерология, магия, различные способы достижения измененных состояний сознания (например, медитация, монотонное песнопение, потеря чувствительности, гипноз и т.п.) и использование кристаллов и пирамид в психических целях.

Доклад в Даниловом монастыре «Об опасностях современного оккультизма» по случаю 2000-летия христианства (напечатан в православном издании, посвященном этому событию).