Современный мир в свете пророческого слова

Во всей мировой литературе мы не найдем столь проникновенного видения наших дней, как это явлено в книгах великих пророков Библии. Читая пророчества Исаии, мы понимаем, что он говорит о своем времени, об Иерусалиме его дней, о современных ему народах. Но в то же самое время пророк повествует и о событиях далекого будущего. Его мысль переносится от тревог его современников к заключительным сценам истории Земли.

Он видит всю Землю «оскверненной под живущими на ней», он говорит о болезненном увядании растительного мира планеты: «Плачет сок грозда; болит виноградная лоза; воздыхают все, веселившиеся сердцем (Исаии 24:7)

«Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (ст. 4-6).Очевидно, так выглядела небольшая горная Иудея после губительного нашествия ассирийцев в ту далекую эпоху; но пророк здесь провозглашает нечто большее. В этой трагедии, как в маленькой капле, отражается глобальная катастрофа Земли. В последующих стихах 24-й главы Исаия говорит обо всем мире: «А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка» (ст. 13).

Уборка урожая, жатва — Сам Христос использует эти образы, чтобы представить нам «кончину века».

Исаия подчеркивает, что Земля осквернена не от военного нашествия, а от беззакония живущих на ней: «Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет» (ст. 20).

Слово Божье ясно предсказало эпоху экологического кризиса. Сегодня, как никогда ранее, наша планета действительно «осквернена под живущими на ней». Но человечество начало замечать эту опасность только со второй половины XX столетия. Мы не будем здесь подробно анализировать катастрофическое состояние природы, ибо по этим вопросам существует специальная научная литература. Мы уже постепенно привыкаем к тому, что корабль нашего мира медленно идет ко дну, и стараемся не думать об этом. Мало кто знает о том, что еще в 80-е годы XX века две тысячи ученых обратились с особым посланием ко всем жителям Земли через Организацию Объединенных Наций, предупреждая, что «корабль», на котором мы «плывем», находится в смертельной опасности.

Вошло в обычай собирать международные симпозиумы по вопросам загрязнения атмосферы, быстрого исчезновения растительного покрова, эрозии почвы, в результате которой гибнут тысячи гектаров плодородной земли. Даже мировой океан в его недосягаемых глубинах постепенно превращается в «ядовитый бульон», который уже не подлежит никакому оздоровлению. Стремительно тают вековые ледники, так же стремительно уменьшаются водные ресурсы планеты.

Я сошлюсь лишь на одно интервью известного ученого В. И. Данилова-Данильяна, недавно опубликованное в «Аргументах и фактах». Вот что говорит ученый относительно того, когда начнутся необратимые процессы в природе: «Этот вопрос биологи задавали себе много раз. И, как правило, отвечали: в середине следующего столетия. Но последние данные производят просто кошмарное впечатление и заставляют думать, что это произойдет около 2030 года.

Вопрос: А когда же завершится конец «конца света»?

Ответ: На рубеже XXI-XXII веков.

Вопрос: Какова причина грядущей беды?

Ответ: Конкретно трудно ее назвать: перенаселенность или научно-технический прогресс, или, допустим, экономическая система. Скорее всего, по целому комплексу факторов человечество просто выбрало совершенно неправильный путь — пошло на завоевание природы.

В доисторические времена открытие огня, открытие систем подсечно-огневого земледелия стало началом уничтожения естественных экосистем. Однако даже в XVIII веке человечество находилось в гармонии с природой. А вот в конце XIX века начался дисбаланс между воздействием человека на окружающую среду и возможностью биоты реагировать на него» (см. Аргументы и факты, № 39, 1996)1.

Очень важным является замечание, что этот кризис начался в конце XIX века. Следовательно, предвидеть его в эпоху пророка Исаии, т. е. за 2700 лет до наших дней, не представлялось возможным. И это еще раз убеждает нас в том, что слова пророка — это не его предположения, а результат Божественного откровения.

Вот еще некоторые признаки близости конца, о которых говорит пророк: «И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли! Тогда побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю; ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся» (Исаии 24:16-18).

Во все времена злодеи злодействовали, а люди различными путями пытались оградить себя от их злодейства. Одни строили неприступные замки, другие спасались бегством. Однако сегодня злодейство достигает необычной изощренности. Технически оснащенные, зачастую связанные с государственными структурами, международные преступные организации стремятся опутать весь мир своими незримыми щупальцами.

Да, преступники были всегда. Но самыми беспощадными и преступными являются те злодейства, которые сознательно планируются в эпоху великого научного и культурного развития общества. Еще в XVIII столетии французские просветители наивно полагали, что преступность является результатом бедности и неграмотности населения. Поэтому они считали: если обучить народ грамоте, то преступность резко сократится. Они думали, что, прочитав уголовный кодекс и узнав о грозящем правосудии, простой народ прекратит совершать преступления. Увы, их предположения не подтвердились.

Пророк Исаия говорит также об опасности необычайных стихийных бедствий: «Ибо окна с небесной высоты растворятся» (ст. 26) Трудно комментировать этот текст, но можно предположить, что здесь речь идет о еще одной проблеме нашего века — «озоновых дырах». Затем «и основания земли потрясутся» — очевидно, пророк вещает о нарастании сейсмической активности Земли. Во всяком случае, и первое, и второе свидетельствуют о грядущих изменениях в атмосфере и глубинах планеты.

Иисус Христос также указывал на «…большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба» (Луки 21:11). Затем Исаия говорит о нарастании страха и исчезновении естественной радости в жизни людей. «Прекратилось веселие с тимпанами; умолк шум веселящихся, затихли звуки гуслей. Уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих ее. Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли» (Исаии 24:8, 9, 11).

На сегодняшний день ситуация кажется еще не столь безнадежной. Музыка не умолкает, вино льется рекой, но со всем тем, естественных радостей жизни становится все меньше. Наши старики еще помнят народные песни, которые подкрепляли усталых жнецов, лесорубов, бурлаков. Возвращаясь после долгого трудового дня с полевых работ, девушки пели, об этом пишут наши писатели прошлого века. Народные гуляния и посиделки отличались простотой и искренним весельем.

Наша эпоха — эпоха нарастающего разочарования и уныния. Миллионы людей подвержены меланхолии, депрессивные состояния настигают почти каждого. Не потому, что мало развлечений, не потому, что нет возбуждающих напитков и различного рода допингов. Мир современного человека перегружен стрессами, перенасыщен информацией. Психологи находят сегодня немало разновидностей страхов, мучающих людей: страх потерять работу, страх неожиданной болезни, страх подвергнуться ограблению и насилию, страх возможных межнациональных столкновений и т. д. Однако появляются и новые виды страха, рожденные непониманием смысла своего существования ввиду потери веры и идеалов.

Кто-то может возразить, что так было всегда. Это правда, однако все, что происходило с прошлыми поколениями, происходило на другом фоне, качественно отличном от нашего. Люди XVIII и XIX столетий, несмотря на все беды, видели перспективу для будущего. Они жили надеждой на лучшие грядущие времена. Поэты утверждали, что наш уходящий век будет «золотым веком». Ибо человек

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе2.«Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году — стоящую во главе образованного мира, дающую законы, и науки, и искусство и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества», — писал В. Г. Белинский в середине XIX века3

Последние два с половиной века европейская культура развивалась под влиянием рационализма — веры в безграничные возможности человеческого разума. Научный метод представлялся наивысшим критерием во всех сферах человеческого опыта.

Вера в социальный прогресс формировала философию, социологию, направляла политическую теорию народов Европы, Америки и развивающихся стран. Ожидалось, что для достижения «золотого века» нужно совершить ряд социальных революций, сделать доступными для всех достижения культуры, развить до гигантских размеров индустрию.

Сегодня незащищенное сознание человека, утратившего веру в Бога, мечется между крайностями неоправданного оптимизма и веры во всесилие прогресса (как это было в недавнем прошлом) и «теорией конца», безнадежным пессимизмом, который настигает людей в наши дни.

Поскольку род человеческий никогда не стоял перед столь близким и научно осознанным приближением конца, то мы все обязаны приготовиться к чрезвычайной ситуации, в которой будут жить люди в ближайшие годы.

Ни у одного народа нет подобного опыта. Весь колоссальный научный и технический потенциал цивилизации, которым располагает человечество, не решает этой сверхпроблемы. Наше сознание и наш дух должны приготовиться к самому великому испытанию, перед которым неожиданно встал весь род людской.

Мы даже и не представляем себе, какие мучительные недуги будут поражать неподготовленное и незащищенное человеческое сознание в условиях надвигающейся агонии планеты. Это то время, о котором Библия говорит: «Время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан. 12:1; см. также Исаии 24:17-20).

Но точно предсказав за тысячелетия непредвиденную людьми ситуацию, Библия не оставляет человека в беспросветной тьме. На фоне трагической музыки реквиема по погибающей планете звучит все сильнее и сильнее весть спасения. Вот эти слова: «Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских — имя Господа, Бога Израилева. От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!»» (Исаии 24:14-16).

Это распространяется свет негасимой всепреодолевающей веры проповедующих Евангелие! Пророк не ограничивает ее пространством одного или другого народа, она достигает «краев земли» и «морских островов».

Христос провозгласил: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Луки 21:28).

Только эта надежда может дать духовную силу, чтобы до конца сохранить трезвую жизненную позицию, чтобы «действовать справедливо и любить дела милосердия» (Мих. 6:8) в условиях всеобщего замешательства и разгула насилия.

Какая огромная разница между людьми незащищенными и растерянными и людьми, приготовленными и укрепленными Господом!

Бог не заберет Своих людей из мира прежде «великой скорби», как полагают некоторые. Они остаются среди «осажденного города», как это было с пророками. Они переживают общую беду, как говорят об этом Иезекииль и Иоанн (Иез. 9:4; Откр. 7). Они пройдут сквозь великую скорбь, ибо незримая печать Божия будет на их челах. К таковым Господь говорит: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — чрез реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Исаии 43:1, 2).

Двадцать четвертая глава Исаии как бы подготовила библейский фон для проповеди Иисуса Христа, которую Он провозгласил на Елеонской горе и которая записана в двадцать четвертой главе Матфея. Пророки и евангелисты, вдохновляемые Святым Духом, имеют одно видение развития мировых событий. Агония умирающего мира не будет исцелена человеческими усилиями. Ни цари земные, ни священники своими объединенными усилиями не смогут изменить ход истории. Это подчеркивает пророк в самом начале главы, говоря: «И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его…» (Исаии 24:2). «И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор» (Откр. 6:15). В тот день не помогут ни положение в обществе, ни духовный сан, ни богатство и влияние, ни великая ученость.

«И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. И идолы совсем исчезнут» (Исаии 2:17, 18).

Величайшим заблуждением двух последних столетий было утверждение, что человечество может спастись своими силами независимо от Бога. Этот идол, идол человеческой гордыни, сегодня сотрясается в основах своих. Величайшей истиной наших дней является утверждение: «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек, и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я — Бог; От начала дней Я тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?» (Исаии 43:11-13).

Итак, спасение — это дело Творца и Законодателя нашего мира и только Он один решит проблему вселенского зла. Не всем миром, не всем государством спасет Он нас. Спасение совершится на уровне личности. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Марка 16:16).

Современный человек нуждается в личном Спасителе. Вера в личного Спасителя, каким в действительности является наш Бог, — это неиссякаемый источник силы. Смотрите, какую спасительную весть дает Исаия изнемогшему от бремени забот и страхов человеку: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Исаии 40:29-31).

Человеческая история приблизилась к роковой черте, все мы духовно истощены. Откроем же страницы древней Книги — и они заговорят к нам. Жаждущие и измученные, униженные и отверженные, лежащие под грудами несбывшихся надежд, мы услышим голос: «Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьянения…» (Исаии 51:21, 22).

«Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя? Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме, и не будет нуждаться в хлебе» (Исаии 51:12-14).

Весть о том, что Господь и сегодня действует в нашей повседневной жизни, еще не оценена нами по достоинству. Но Он жив, и всякий человек, каждый из нас, может соединить свою немощь с Его силой. Именно в эпоху тяжелейших невзгод мы можем обогатиться самыми ценными духовными опытами. Нет, это не гибель нашей многострадальной матушки-Земли! Это не бесславное вымирание человеческого рода! Это освобождение из плена страха и унижения. Это торжество свободы, это торжество жизни над тлением и смертью!

«Господи! в бедствии он искал Тебя; изливая тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопиет от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Исаии 26:16, 17, 19).

Ничто не будет забыто на этой умирающей планете, ничто не будет оставлено, никто не будет потерян. Все лучшие устремления человека, все его честные намерения и усилия не растают во мгле тысячелетий.

Есть Тот, Кто бодрствует над историей нашего мира. «По множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Исаии 40:26).

Пройдя путь злострадания, порожденного нарушением Закона Божьего, наша Земля вновь будет восстановлена силой Божией, она станет обителью правды и добра, живым цветущим миром. «Будет великолепно цвести и расцветать». И как воды наполняют море, так Земля наполнится ведением Господа!