Библиотека soteria.ru
Престол Ваала
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.08.14 Просмотров: 23276 Все тексты автора Алексей Опарин
16. Бегство от проблем к смерти
Чтобы представить себе весь тот ужас, который охватил Илию, достаточно хотя бы проследить путь его бегства. Вначале от Изрееля он бежит в Вефиль, находящийся уже на территории Иудейского царства. Но и этого ему кажется мало, учитывая связи, которые поддерживал Ахав с Иудеей, а следовательно, возможность его экстрадиции обратно в Израиль. Поэтому Илия уходит в пустыню на день пути, т. е. примерно пройдя треть расстояния, отделяющего Вирсавию от Кадес-Варни. И вот оказавшись в пустыне, Илия просит у Бога себе смерти. «И просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Как же произошла такая резкая трансформация в этом человеке? Ведь совсем недавно, буквально несколько часов тому назад, он был на Кармиле, повергнув в прах престол Ваала и его жрецов, утверждая Божью Истину в глазах всего народа, указывая им на Великого Бога. А теперь угнетенный, вдали от родины, он просит себе смерти. По этому поводу Е. Уайт делает интересное замечание: «Часто твердая вера и блестящие успехи сменяются чувством сомнения. В таком положении оказался и Илия. Он опасался, что начавшееся на Кармиле пробуждение вскоре заглохнет, и отчаяние охватило его. Под защитой Всевышнего он выдержал жесточайшее испытание веры, но в этот час ожидания, когда угрозы Иезавели раздавались в его ушах, и казалось, что сатана одержал над ним победу благодаря заговору этой нечестивой женщины, он утратил надежду на Бога». Да, на Кармиле он всецело доверился Богу. Он видел не множество и могущество Бааловых жрецов, а видел Бога, незримо присутствовавшего с ним на Кармиле. Он явственно осознавал, что лично он сделать ничего не может и что все его упование только на Господа. Но вот Кармил с его величайшим напряжением сил остался позади, и Илии показалось, что теперь, наконец-то, в Израиле сразу и сейчас восторжествует Божья Истина. Но вместо этого он получает страшное письмо от Иезавели. Ему показалось, что все, что было сделано, было напрасно. И силы его не выдержали. По-человечески, Илию можно прекрасно понять. Но в то же самое время, нисколько его не осуждая, констатировать и то, что где не выдержали его человеческие силы, там он должен был обратиться к Богу, и Тот ему обязательно дал бы ответ, не уступающий по своей силе тому, что пророк получил на Кармиле. Мы можем здесь вспомнить апостола Петра, который, пока взирал на Христа, шел по воде, но стоило ему оторвать взгляд от Бога и посмотреть на ситуацию чисто по-человечески, как он начал сразу же тонуть. И вот Илия также оказывается в бушующем море жизни, где все, казалось, ополчились против него и ищут его смерти. Глядя на пустыню, окружавшую его, ту пустыню, куда он так стремился, думая найти там покой, Илия понял, что положение его отнюдь не изменилось к лучшему. Вокруг него безжизненные песчаные потрескавшиеся земли. Здесь нет еды и воды. Здесь он обречен умереть от голода и жажды, а покинуть пустыню — значит оказаться во враждебном ему Израиле или находящейся в союзе с ним Иудее. Бежать в далекие Моав и Аммон — но и там участь Божьего пророка не будет лучшей. Бегство от Иезавели не дало ему счастья. Так бывает и с нами, когда мы часто бежим от жизненных обстоятельств, думая где-то найти покой: где-то отсидеться, где-то переждать, пока станет лучше. Где-то найти покой без Бога, своими силами. Но так не бывает. Все наши попытки решить свои проблемы и страхи своими силами обречены на провал. Наши действия без Бога рано или поздно приведут нас в пустыню, где мы с еще большим ужасом осознаем свое бессилие, с одной стороны, и силу врагов, зла — с другой. Дьявол очень любит загнать нас в такие пустыни, доводя там до полного отчаяния. Но даже там и тогда Господь никогда не оставляет человека. Как не оставил Он и Илию, которому в самый критический момент является ангел: «И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3 Цар. 19:5-8). В этот момент Господь проявил к Илии сочувствие и понимание. Казалось, Он должен был бы отвергнуть такого пророка, который без Его Воли бежит в пустыню, который просит себе смерти, покинув свой «пост» в столь важный момент. Люди в подобных ситуациях поступают именно так. Но Бог не таков. У Него милость превозносится над судом. Он не читает Илии длинных нотаций о том, как он мог так недостойно поступить и где же его вера? Он просто посылает к нему ангела с едой и питьем, которые так необходимы были сейчас Илии. Ангел просто предлагает ему еду. Как это часто не походит на нас, когда мы, видя неправоту кого-то, сразу же начинаем с обличений, с чтения проповеди о том, как должно поступать, не замечая, при этом, а вообще способен ли человек нас просто воспринять? Быть может, та беда, горе, страх, которые он сейчас переживает, не дают ему возможности воспринять наши, даже пусть и очень правильные, советы и замечания. Часто бывает намного лучше вначале просто помочь человеку, и тогда он лучше сможет воспринять и духовные истины. Понимание — это то, чего так не хватает в наше время. Это то, чего мы всегда ждем по отношению к себе, но так не любим проявлять по отношению к другим. Но даже после того, как Господь дал Илии такое чудное знамение, как явление ангела, пророк продолжает бежать. Страх все еще продолжает господствовать в его душе. «И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3 Цар. 19:8). Вдумаемся в этот Библейский стих. Пророк идет сорок дней и сорок ночей. Идет пешком, по выжженной местности, под палящим солнцем. Как часто и мы не видим Божьей руки в своей жизни. Как часто в период депрессии, тревоги, беды мы не видим Божьего вмешательства. Мы не видим ангелов с едой и водой, которых Господь посылает к нам. Мы не видим обращающихся к нам ангелов, которых Бог так часто видимым образом или через обстоятельства посылает к нам. Мы проделываем нечеловеческие, но безуспешные усилия, подобно Илии, бредущему по пустыне долгие дни, чтобы решить свои проблемы, вместо того, чтобы поднять глаза к небу и обратиться к Богу в молитве, протянуть Ему руку. Мы бежим, бежим, что-то делаем, делаем, но… Так что же изберем мы сегодня, взирая на опыт Илии? Что изберем мы: бежать долгие дни в безжизненную пустыню, убегая от проблем к смерти, или вручить эти проблемы Богу, столь много раз спасавшему нас. Что же изберем мы?..