Библиотека soteria.ru
Престол Ваала
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.08.14 Просмотров: 23236 Все тексты автора Алексей Опарин
28. Дом черепов
«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, и сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите? И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал» (4 Цар. 2:11-22). После чудесного вознесения Илии Елисей приближался к Иерихону, к тому самому городу, под стенами которого войска Иисуса Навина около 1410 г. до Р. X. одержали замечательную победу, дарованную им Богом, Который чудесным образом обрушил стены этой неприступной твердыни. Останки этих стен, павших наружу, были обнаружены археологами, став еще одним из доказательств истинности Библии. Погрязшему в чудовищных грехах Иерихону был объявлен суровый Божий приговор. «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его» (Иисус Навин 6:25). Долгие столетия память о необыкновенном падении города удерживала людей от желания селиться на его месте и восстановить город. Но со временем, чем дальше Израиль отходил от Бога, тем быстрее забывал уроки своей собственной истории, став в конце концов практически таким же, как те народы, вместо которых их в свое время привел на эти земли Иисус Навин. И вот в правление Ахаза, отца Ахава, один из его вельмож, некто Ахиил Вефилянин восстанавливает Иерихон, заложив его первые камни на костях специально убитого им его же собственного сына Сегуба. Согласно хананейской религии, человеческое жертвоприношение было необходимым условием для того, чтобы боги пребывали во вновь отстроенном городе. Спустя века, лопата археолога поднимет из небытия истории кости этого невинно убиенного ребенка, а затем откроет одну из самых таинственных и страшных страниц истории этого города, явив этому миру, наконец, зловещий Дом черепов. Раскопки Е. Зеллина и К. Ватцингера в 1907-1909 гг.; Д. Гарстанга в 1930-1936 гг.; К. Кеньон в 1952-1958 гг. показали, что Иерихон может быть по праву назван одним из древнейших городов нашего мира. Исследуя Иерихон, мы можем не только изучать быт, характер военных укреплений, архитектуру того времени, но, что особенно ценно, религиозные верования того времени, которые и определяли, и предопределили судьбу этого города. И вот при раскопках погребений этого города ученые столкнулись с одним необъяснимым феноменом. Дело в том, что в древнейших могилах Иерихона «большей частью находили скелеты без головы. Черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно. Культовое отрубание головы и охота за головами известна во многих частях света и встречалась вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, археологи стояли, по-видимому, у источника этого культа. Почему у трупов отделяли головы и хоронили их отдельно? Этот вопрос очень интересен, и не следует проходить мимо него». Следы этого странного культа обнаружены, как уже упоминалось, и на территории других древних городов нашей земли. Наиболее хорошо остатки этого культа сохранились в Чейеню-Теписи, одном из городов Древней Месопотамии, и в Иерихоне. Одними из центральных сооружений того времени были необычные так называемые «Дома черепов», представлявшие собой одни из главных общественных зданий. Дом черепов в Теписи достигал «около 9,7 м с запада на восток, и 8 м с севера на юг. Строение состояло из двух главных секторов, представленных тремя соединенными между собой комнатами на севере… и большим, покрытым известковой обмазкой огороженным двором (или залом) на юге, который сообщался тремя дверными проемами с указанными помещениями. Пол маленьких комнат был аккуратно вымощен камнями и тщательно отшлифован. Во время перестроек две каменные стелы, а также фрагменты известняковой плиты из предшествовавшего овального здания оказались замурованными в различных частях прямоугольного «Дома черепов». Внутренняя поверхность стен этого сооружения сохранила следы расписной штукатурки. У восточной стены выявлены свидетельства каменной конструкции, которые, по мнению В. Ширмера, похожи на остатки скамьи. Одна из огораживающих двор стен с внутренней стороны была украшена рогатым черепом зубра. Вход в постройку находился на юге и оформлялся с двух сторон раскрашенными пилястрами. Рядом с западной стеной во дворе обнаружена отполированная каменная плита («altar») с размером поверхности 2,60 х 1,65 м. Символическое и культовое назначение этой плиты, по замечанию X. Чембел, подтверждает тот факт, что розоватый камень, из которого она сделана, не встречается в окрестностях Чейеню. Кроме того, есть основание считать плиту местом жертвоприношений. Специальные лабораторные исследования выявили на ней следы человеческой крови и крови животных. Еще один уникальный объект здесь был обнаружен — древнейший глиняный сосуд в слоях рассматриваемого памятника. Раскрашенная красной охрой тарелка с невысоким краем и круглым основанием лежала на полу перевернутой. Вероятно, ее можно рассматривать как специально оставленный дар перед «погребением» этого строения. В северных комнатах сооружения обнаружены фрагменты многочисленных человеческих захоронений, иногда сопровождавшиеся клыками вепря, каменными бусинами и другими объектами. В целом в «Доме мертвых» выявлены останки не менее 400 человек, что составило приблизительно 70 % от общего количества обнаруженных на памятнике захоронений. Среди данной группы находок было зафиксировано около 90 отдельно погребенных черепов. Материалы первой субфазы рассматриваемой стадии отражают разнообразные обряды захоронения внутри «Дома мертвых». В западном помещении найдено много различно ориентированных черепов. Длинные кости укладывались в определенном порядке, который иногда нарушался последующими захоронениями. Среди костей встречены отдельные бусины из камня и малахита. В соседней комнате обнаружен обезглавленный скелет женщины, похороненной с новорожденным младенцем и ребенком постарше. Наконец, третья комната содержала различные фрагменты человеческих скелетов. В последующий период в пределах «Дома мертвых» все захоронения, кроме одного, найденного под вымосткой в западной комнате, являлись вторичными и не содержали черепов. Тела мертвых помещали в ямы и специально приготовленные склепы. Однако покой могил постоянно нарушался. Более древние останки выносились из здания, а на их место помещали новые. Авторы раскопок подчеркивают, что особое предпочтение отдавалось длинным костям. В развалинах самого позднего строительного уровня «Дома мертвых» были собраны многочисленные фрагменты черепов, принадлежавших, что определено в результате специальных исследований, как минимум 71 индивидууму (60 взрослых и 11 детских). Большинство этих останков находилось в восточной комнате вместе с костями различных животных. Все черепа, первоначально выставлявшиеся на возвышениях, обнаружены на полу в раздавленном состоянии со следами ожогов под слоем обломков стен здания. Помимо этого, на территории примыкающей к «Дому мертвых» выявлены наполненные человеческими костями ямы и единичные захоронения. Среди погребенных на данном участке было много детей и подростков. Применявшаяся практика проведения различающихся обрядов захоронения свидетельствует о вероятности дифференцированного подхода к умершим с учетом «статуса» погребаемых». Весьма выразительны и подобные памятники Иерихона. Здесь также обращает на себя внимание «особая тщательность в обращении с черепами: в большинстве случаев они отделялись от тел и располагались по краям пещерных камер; груды же прочих костей занимали центр последних. В Иерихоне обнаружены камеры, в которых насчитывается порой до 400 погребений, а в расположенном недалеко некрополе Бад эд-Дра насчитывается до 20 000 подобных погребений. Между собой эти камеры и шахты соединялись специальными ходами. Итак, культ черепа был неразрывно связан с магическими представлениями, занимавшими центральное место в религиозных представлениях того времени. Разрубание, растерзание человеческого тела на части играло огромную роль во многих религиях и мифах. Сохранились отголоски таких действий и в сказках. Смысл этого обычая многогранен и менялся со временем. Исследователи Чейеню полагают, что «Дом черепов», вероятно, использовался жителями поселения для подготовки мертвых сородичей к повторному (окончательному) захоронению, а также для собственно такого захоронения. Погребальный ритуал был длительным и достаточно сложным, включал в себя несколько этапов: подготовку и очищение скелета от мягких тканей, выборку определенных костей, их фрагментацию, оборудование места захоронения и возможного перезахоронения человеческих останков. Отмечалось также, что некоторым частям скелета, особенно черепам и длинным костям, выказывалось особое уважение. О том, что отдельные части человеческих конечностей — бедро, рука, кисть — обладают магической силой, известно по этнографическим данным. Но главное значение всегда придавалось голове человека, где «сосредоточена» его жизнь и сила. Культ головы/черепа был распространен у разных народов на протяжении долгого времени. При практиковавшейся повсеместно замене целого его частью, именно голова являлась воплощением человека. Выставлявшиеся в «Доме мертвых» Чейеню черепа умерших общинников могли обозначать их постоянное присутствие в этом здании. Как показывают материалы раскопок, в течение субфазы «построек с полами из булыжников» захоронения в жилых кварталах не осуществлялись. По крайней мере, мы можем утверждать, что они не были типичны. Поэтому в отмеченный период «Дом черепов»/«Дом мертвых» играл исключительно важную роль в социальной жизни поселения в первую очередь как место «обитания» умерших сородичей. Разделение внутреннего пространства комплекса на отдельные, различающиеся своими размерами и оформлением помещения; наличие жертвенной плиты в границах сооружения; рогатый череп зубра и следы росписи на стенах; а также явные свидетельства повторных действий, осуществлявшихся с останками умерших, дают основания предполагать более широкое назначение этого здания, а именно осуществление здесь жителями поселения определенных церемоний и ритуалов, связанных с представлениями о смерти и, судя по всему, направленных на сохранение связей коллектива живущих родственников с умершими предками. Такие взаимоотношения должны были способствовать единению человеческого коллектива и устойчивости его существования в мире. Финальный уровень существования «Дома черепов» нес следы намеренного разрушения и пожара. Мощным слоем камней были завалены остатки здания. Исследователи памятника сообщают, что после совершения таким образом церемонии «захоронения» самого «Дома мертвых» фундаменты «клеточных» построек, как и прежде, стали использоваться жителями поселения в качестве погребальных помещений. Таким образом, черепа, с точки зрения магии и оккультизма, символизировали ум и силу умершего человека. И потому обладатели их получали все это в свое распоряжение. Второе. Череп символизировал собой и как бы зримое присутствие умершего. В связи с этим «Если обратиться к другому важному источнику, отражающему религиозную сферу, а именно к погребальному обряду, то можно отметить, что в погребальном обряде периода PPNB сохранились основные черты ритуала предшествующего этапа. Культ черепа прослеживается еще с раннего палеолита. Но в неолитических поселениях древний обряд приобретает особую значимость. Известный и в натуфийское время обычай отделения головы (или черепа) от тела (или скелета) получает широкое распространение на Ближнем Востоке именно в период PPNB. Большой интерес представляют обнаруженные в некоторых поселениях Леванта уже упоминавшиеся черепа, которым с помощью глиняной или гипсовой обмазки, а иногда и натуральной краски придано подобие голов с моделировкой щек, бровей, губ, инкрустацией глаз морскими раковинами и имитацией волос битумом. Нижняя челюсть обычно удалялась, иногда ее заменяли искусственной копией. Некоторые черты, например, усы или имитация головного убора в отдельных случаях дополнялись краской. Впервые такие черепа с моделированными лицами (11 объектов) встречены в Иерихоне (Палестина). Позже подобные находки были обнаружены в Айн Гхасале, Бейсамуне (север Иорданской долины), Телль Рамаде (близ Дамаска) и в пещере Нахал Хемар (район Хеврона). «Иерихонские черепа» явились подлинной сенсацией. Каждая «восстановленная» голова имела индивидуальные черты. Эти произведения (несмотря на укороченность лица из-за отсутствия нижней челюсти) дают впечатление настоящих портретов, о чем писала еще автор раскопок в Иерихоне К. Кеньон. По мнению А. Мазара, подобный обычай «должен отражать веру в продолжение жизни и, возможно, свидетельствует о культе предков и сохранении души в черепе». Е. В. Антонова и Б. А. Литвинский тоже считают приемлемой концепцию о связи черепов как покрытых специальной массой, так и лишенных «оживленных» черт лица, с почитанием особо выделявшихся умерших предков. «Но не может не привлекать внимания, — пишут исследователи, — связь почитания черепов не только с культом предков, но и с возникновением портрета». К. Кеньон первой отметила последовательность использования в ритуалах в Иерихоне черепов, затем покрытых специальной массой черепов и, наконец, полнофигурных скульптур, в том числе крупных, выполненных почти в натуральную величину из глины (или гипса) на камышовой основе. Помимо свидетельств Иерихона подобные скульптуры в значительном количестве обнаружены также в тайниках Айн Гхасаля (о чем говорилось выше). Ряд исследователей докерамического неолита усматривает содержательные параллели не только между указанными группами находок: черепа — черепа с моделированными лицами — крупные человеческие изображения в виде глиняных статуй; но считают, что подобный же характер, вероятно, имели каменные маски, найденные в контексте изделий этапа PPNB в пещере Нахал Хемар; настенные рельефы женских существ из Чатал Хююка; а также крупномасштабные антропоморфные известняковые скульптуры из культовых построек Невали Чори. Для всех перечисленных групп предполагается их ритуальная связь с культом предков. На наш взгляд, такое тотальное обобщение при интерпретации объектов различных категорий, обнаруженных в пределах значительно отличающихся друг от друга археологических комплексов, является несколько искусственным, упрощенным представлением проблемы. Недавно опубликованные результаты специального остеологического исследования моделированных черепов ближневосточного региона неолитической эпохи показали ошибочность первоначальной их интерпретации в качестве сакрализированных останков пожилого возраста мужчин и женщин — старейшин общины, на чем, собственно, и базировалась теория о связи этих объектов с культом выдающихся особо уважаемых предков. Как выяснилось, моделированные черепа принадлежали не только представителям старшего возраста, но и молодым людям обоих полов, а также детям. Способ их захоронения — под поламижилых построек, подобно обычным захоронениям рассматриваемого этапа, скорее говорит в пользу того, что моделирование черепов служило одним из осуществлявшихся элементов погребального обряда, применявшегося в отдельных случаях на отмеченных поселениях. Вместе с тем удивительное разнообразие изображаемых персонажей и их символов, служивших объектами почитания в эпоху PPNB, известное по большому количеству свидетельств, в том числе данным культовых построек Северного Двуречья, так же, как и строительство самих зданий религиозного назначения, указывает на весьма развитую и сложную систему верований того времени. Почитание мифических предков — покровителей общины, которые, судя по всему, могли иметь и тотемный характер, очевидно, являлось одним из ее базовых элементов». В-третьих, отделение черепа от остальных костей делало невозможным, согласно тогдашним верованиям, самостоятельное существование или действие умерших людей, которые, таким образом, лишались возможности вредить своим живым потомкам. Культ черепов зиждился на ритуальных жертвоприношениях и следы, выявленные сегодня в виде остатков человеческой крови на жертвенных плитах, подтверждают, вместе с обнаруженными урнами, содержащими останки убитых детей, эту страшную черту культа. Помимо человеческих жертвоприношений культ черепов провозглашал спиритизм как неотъемлемую и необходимую часть жизнедеятельности человека. Общение с духами умерших было неотъемлемой его частью. Одновременно с этим культ черепов взращивал в людях суеверие и ужас. Здесь нужно и вспомнить о том, что помимо погребений в специальных местах захоронения проводили часто под полами жилых построек. Культ черепов способствовал обожествлению умерших вождей и жрецов, черепа и кости которых пользовались особым поклонением. Именно маски, сделанные из черепов древними иерихонцами, как мы видели, стали первыми прототипами памятников, скульптур и портретов, изображавших обожествленных людей. Именно из культа черепов, как мы видим, идет традиция поклонения святым останкам, также выставляемым напоказ и украшенным иногда золотом и драгоценными камнями. И, наконец, культ черепов утверждал страшное учение о бессмертии души, без которого в принципе было бы невозможно появление многих лжеучений, включая и спиритизм, и культ святых, и поклонение мощам и пр. И вот, воздвигнув вновь Иерихон, его жители столкнулись со следующей проблемой. Дело в том, что обрушившиеся стены города и обвал его насыпных стен вызвали обнажение радиоактивных слоев скальной породы, соприкосновение с которыми делало воду негодной к употреблению. Для очищения воды Елисей символически использует соль, и это является не случайным. Дело в том, что соль использовалась, согласно Ветхому Завету, для посвящения. «Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу; как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание. Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль» (Левит 2:11-13). Соль также была одним из символов Завета Бога и Его народа. «Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою» (Числа 18:19). Жители Иерихона не были достойны этой Божьей Милости, но Бог еще раз проявил к ним Свою милость, призывая их тем самым оставить путь греха. Эта история показывает нам также и характер Елисея, который мог бы в ответ на их прошение разразиться гневной тирадой об их грехах и нечестии, и о том, что они не только недостойны Божьей Милости, но должны быть подвергнуты самому строгому Божьему Суду. Но Бог никогда не отвергает тех, кто приходит к Нему с истинной нуждой, уповая только на Него. Не мог этого сделать и Елисей, также видящий в этом действии еще одну возможность обратить сердца этих людей к Богу.