Библиотека soteria.ru
Престол Ваала
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.08.14 Просмотров: 23271 Все тексты автора Алексей Опарин
29. Тайна проклятия
«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их Именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка. Отсюда пошел он на гору Кармил, а оттуда возвратился в Самарию» (4 Цар. 2:23-25). Прежде чем разобраться в столь необычном и, на первый взгляд, жестоком поступке Елисея, нам необходимо остановиться на одном очень важном вопросе, который на протяжении многих веков, тысячелетий волновал и волнует миллионы людей. Это слово, которое является центральным и в упоминаемом нами отрывке и которое приводит в ужас миллионы, является словом «проклятие», «быть проклятым», «быть тем, на кого навели сглаз, порчу», оно внушало ужас людям как различных эпох, так и нашего времени. Но что собой в действительности представляет проклятие? Когда и почему оно сбывается, если сбывается вовсе? Каковы механизмы проклятия? Кто может насылать проклятие и как от него защититься? История Земли сохранила до нашего времени многие знаменитые проклятия. Одно из них, начертанное на анналах истории, относится к эпохе средневековой Франции, к 1314 г. В тот год по приказу французского короля Филиппа IV Красивого (1285 — 1314) был закончен многолетний судебный процесс над рыцарским орденом Тамплиеров, могущество которого давно внушало зависть французскому королю. Последний, оболгав руководство ордена, обвинив его в святотатстве, присвоил казну ордена себе, приговорил Великого магистра ордена Жака де Моле и его ближайшего сподвижника командора Нормандии Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. Сожжение проходило в самом Париже на Камышовом острове, расположенном среди Сены. Толпы людей собрались, чтобы посмотреть на казнь двух глубоких старцев, не сломленных страшным обращением в королевской тюрьме. И вот когда до сожжения оставались считанные минуты, «Жак де Моле обратился с последним словом к папе Клименту V и королю Филиппу — он призвал их, прежде чем завершится этот год, явиться на Суд Божий». Эти слова Великого магистра, повторенные им и в огне костра, внушили ужас собравшимся. Он еще более усилился тогда, когда менее чем через месяц, 20 апреля 1314 г., внезапно умер папа Климент V, а 29 ноября того же года — король Филипп IV Красивый. Но проклятие старого магистра, как оказалось, продолжало действовать. Один за другим умирают в раннем возрасте три сына Филиппа Красивого, Людовик X (1314-1316), Филипп V (1316-1322), Карл IV (1422-1428). Смерть унесла и всех их детей. Этот период истории Франции вошел в историю под названием эпохи «проклятых королей». Итак, действуют или же нет проклятия? Что Библия говорит об этом? Исследуя религиозные системы древнего мира, мы видим, что одним из краеугольных камней данных систем была магия. «Магия любой страны, любого племени, народа зиждется на трех принципах: действительное или кажущееся сходство, принцип замещения и вера в чудодейственную силу слова». При помощи магии жители Древнего мира «стремились обрести власть над своими богами и получить возможность вызывать их по своему желанию. Такие грандиозные результаты достигались при помощи определенных слов, которые для получения эффекта должны были произноситься особым образом специально подготовленным человеком. Можно было, также, написать их на каком-либо материале — папирусе, драгоценном камне и тому подобных вещах, которые человек носил». Родиной магии по праву считается Древний Вавилон. «Для вавилонян мир был наполнен духами и демонами. Среди них были и добрые, но большинство были злыми, неприятными существами, внушавшими страх и ужас. Некоторые из злых демонов считались низшими божествами, сыновьями и дочерьми высшего божества Ану; другие же, будучи душами мертвецов, поднимались из подземного мира и бродили по земле. Все они приносили болезни, смерть, беспорядок и беспокойство и обрекали на неудачу любое предприятие. Самых опасных демонов называли «семеро злых». Они наводили ужас на людей, но каждый из них делал это по-своему. Так, «злой Утукку» поражал человека в шею, другой демон метил в голову, третий проникал в дома и своей возней лишал людей сна. Про них говорится в одном тексте: «Семеро их, семеро их, дважды семеро их. На горе Запада они родились, на горе Востока выросли. В расселинах сидят они повсюду, в пустынях встают. Присутствие их ощущается на небе и на земле… но среди мудрых богов не известны они, имя их не существует ни на небе, ни на земле». Очень опасными были демоны вроде Ламашту, которые распространяли детскую лихорадку и набрасывались на матерей с младенцами, а также демоны, являвшиеся причиной лихорадки и
изнурительных болезней. О демоне бури Пазузу существовало мнение, что он, нападая на человека, насылает сильную головную боль и тошноту. Не только демоны могли причинить зло; были также и люди, обладавшие тайной силой и способные околдовать других людей. Достаточно было их «дурного взгляда», чтобы в дом пришло несчастье, напали болезни на людей и скот. Их «дурная слюна» и даже малейшее прикосновение могли повлечь самые скверные последствия. Каким образом они творили свои бесчинства, рассказывает следующий текст: «Колдунья, которая ходит по улицам, забирается в дома, бегает по переулкам, скачет по площадям, озирается по сторонам, вдруг останавливается на улице, идет в другую сторону, путается под ногами людей. Она отнимает силы у прекрасного мужчины, прекрасную девушку лишает плода, взглядом своим убивает ее красоту… Увидела меня колдунья, пошла за мной, ядом своим помешала мне идти, колдовством своим замедлила мой шаг, отдалила от меня моего бога и мою богиню». Итак, если кто-либо хотел причинить зло своему соседу, то ему требовалось только произвести колдовское действие, заколдовать вылепленную из глины фигурку, изображающую этого человека, и вложить ей в руки его волос или что-нибудь из его вещей — и на того сразу же обрушится несчастье, и он заболеет. Можно себе представить, что вавилонянин жил в постоянном беспокойстве, коль скоро он верил всем рассказам и историям про злых духов, ибо не существовало ни одной области жизни, на которую они не могли бы оказать своего влияния. Единственное спасение заключалось в том, чтобы обратиться за помощью к жрецу-заклинателю, просить его унять демонов или прогнать их. В каждом храме имелось поэтому множество таких жрецов, чье вмешательство представлялось вавилонянам обязательным. Только при их посредничестве можно было обратиться к великим богам, чтобы благодаря им избавиться от всех зол. Мудрый бог Эа считался лучшим помощником, так как ему были известны все дела, происходящие на земле и в воде. Он научил своего сына Мардука искусству заклинания, так что тот, особенно в Вавилоне, занял его место. И все же Мардук обычно обращался сначала за советом к своему отцу, который отвечал ему: «Сын мой, чего ты не знаешь, что я могу тебе еще сказать?», но тем не менее давал ему точные указания, которые Мардук, в свою очередь, сообщал ищущему совета. В качестве средства против колдовства обычно рекомендовались заклинания, с помощью которых, а также огня и воды, снимали чары с заколдованного. Можно было привлечь и бога огня Гирру или Нуску, который сжигал злых демонов. Наряду с этим защитником всех больных и заколдованных был бог солнца. Злых духов вавилоняне представляли себе зримо и придавали им часто вид полулюдей, полузверей, изображали с искаженными гримасами лицами. Изображение угрожающего демона считалось эффективным средством защиты, ибо его можно было использовать при заклинании или носить при себе в качестве амулета. Так, Ламашту изображалась в виде старухи с обнаженной грудью, лапами хищной птицы и гримасничающей головой льва. По большей части она стоит во весь рост или на коленях на осле и кормит грудью свинью и собаку, т. е. животных, которые издавна считались в Вавилоне нечистыми. В руках она держит гре-бень и веретено как символы женских занятий. Фигура Ламашту изготовлялась в виде каменного амулета и носилась женщинами на шее. Маленькие статуэтки Ламашту делались также из глины, они служили для защиты от колдовства. Демон бури Пазузу тоже имел устрашающий облик. У него почти человеческое тело, но вместо ног — лапы хищной птицы, голова, похожая на львиную, с огромными глазами и большими рогами. Его руки заканчивались звериными лапами, а на спине росли распростертые крылья — символ бури. Таким образом, задачей жрецов-заклинателей было освободить людей от злых духов и вернуть им здоровье с помощью изваяний демонов и других средств. Занимавшиеся этим жрецы получали основательную подготовку, чтобы суметь выбрать правильные заклинания и ритуалы, необходимые в каждом отдельном случае. Существовало бесчисленное множество соответствующих текстов, которые либо относились еще к шумерским временам, либо возникли в течение II тысячелетия, но находили применение и во времена Навуходоносора. Такого рода тексты хранились обычно в храмах. В Вавилоне, в главном храме Мардука, были собраны многие магические тексты. Конечно, сюда сходились самые знаменитые и опытные заклинатели. Чтобы иметь возможность обозреть огромное множество заклинаний, прибегали к составлению каталогов, с помощью которых жрецы могли разыскать подходящий текст. В каталогах тексты были расположены или по начальным строкам, или в соответствии с их назначением; это выглядело примерно так: «Злые Утукку», «Избавить от злых духов с помощью мучной воды», «Головная боль», «Болезнь горла», «Болезни всякого рода», «Избавить от чар», «Злое колдовство», «Злое проклятие» и т. д. Жрец давал наставления страждущим, говорил о том, что им самим надо сделать, чтобы приготовиться к заклинанию, а затем произносил от их имени молитву вроде следующей: «Я воззвал к вам, боги ночи. С вами позвал я ночь, невесту под покрывалом. Я позвал вечерние сумерки, полночь и утреннюю мглу, ибо колдунья заколдовала меня, кошмар сковал меня. Моего бога и мою богиню отдалили они от меня, тому, кто видит меня, я стал в тягость, нет мне покоя ни днем, ни ночью. Полон нарывами мой рот, и я не могу утолить жажду. Мое веселье — плач, моя радость — печаль. Подойдите ко мне, великие боги, выслушайте мои жалобы! Поступите со мной по справедливости, узнайте, каково мое поведение. Я сделал изваяния моего колдуна и моей колдуньи, околдовавшего меня и околдовавшей меня. Я положил эти изваяния к вашим ногам и обращаюсь к вам за справедливостью: поскольку они сотворили зло, задумали плохое, пусть они умрут, я же пусть останусь жить! Освободите меня от их чар, от нечистой слюны, от колдовства!» Затем жрец произносил другие молитвы, разбрызгивал воду, а также совершал обряд очищения места заклинания — бросая в огонь фигурки колдуна и колдуньи и тем самым как бы сжигая подлинных врагов. Если же после этих действий в доме обратившегося за помощью все оставалось без изменений, следовало искать причины такой неудачи. Либо были не полностью проделаны все процедуры и допущены какие-нибудь ошибки, либо были другие виновники несчастья. Если человек, который просил о помощи, был все еще болен, следовало заклясть демонов болезней, чтобы освободить пострадавшего от их чар. С этой целью нужно было проделать очень сложные манипуляции, что стоило клиенту больших денег, ибо требовались различные жертвы: «Возьми белого козленка (бога) Ду-музи и положи его рядом с больным! Вырви сердце и положи его в руки того человека! Соверши заклинание города Эриду! С помощью козленка, чье сердце ты вырвал, с помощью мучного блюда освободи этого человека от греха! Вынеси курильницу и факел, поставь их на улице, вылепи этого человека из мучной каши и соверши заклинание города Эриду!» Наставление содержит далее поименное перечисление всех злых демонов, которые могут быть причиной болезни. От имени пострадавшего приносилось в жертву животное, куски его тела клались к месту, где находился заболевший, в надежде освободить его таким образом от демонов болезни. Часто с этой целью убивали кроме коз также поросят и свиней, которые считались особенно любимым кушаньем демонов. Жрецы сами прибегали к колдовству, пытаясь выгнать злых духов из тела больного и загнать их в глиняные изображения этих духов, как это делалось, например, при изгнании демона лихорадки Ламашту: фигурку, изображавшую Ламашту, они клали рядом с больным, ежедневно переодевая куклу и вкладывая ей в рот сердце поросенка. Сверх того, женщины должны были дарить Ламашту пряжу и украшения. В предписаниях о порядке проведения дальнейших магических действий говорится: «Ты должен наполнить огнем жаровню и воткнуть в нее меч. Три дня должно стоять изображение Ламашту у изголовья больного; вечером на третий день ты должен взять его и разбить мечом и закопать в углу у стены, обмазать (то место) мучной кашей. Оборачиваться ты не должен». Часто жрецы совершали обряд заклинания в доме больного или околдованного; излюбленными местами действий служили также берег реки или пустыня. Можно было посадить фигурку демона в маленький кораблик и пустить его плыть по течению либо закопать ее в пустыне, вдали от людей, чтобы демон не мог больше причинять вред. Кроме фигурки демона заклинателям для магических действий требовались многочисленные предметы и материалы, например, кедровый жезл, факел и курильница; при символическом очищении людей или домов применялись асфальт, гипс, мука, разведенная в воде, или различные краски. Кроме того, жрецы-заклинатели надеялись изгнать демонов из дома или тела больного и околдованного с помощью различных магических действий. Они снимали, например, кожицу с лука или кидали по ветру мякину, произнося при этом соответствующие магические формулы. Но человека могли одолеть не только болезни; злые демоны насылали на него ярость, так что он с налитыми кровью глазами и растрепанными волосами бросался на ближнего своего. В таком случае жрецы в качестве эффективного средства рекомендовали среди прочего: «Возьми пук соломы из стены, произнеси трижды это заклинание, положи его себе в рот! Если он злобно говорит с тобой, брось солому изо рта своего ему на грудь, гневное сердце человека успокоится». Естественно, что к помощи магии прибегали и в делах любви, и нередко мужчины или женщины, желавшие добиться ответной любви от предмета своей страсти, обращались к жрецам-магам. Часто при этом совершались достаточно сложные процедуры. Так, обратившемуся за помощью предлагалось сделать следующее: «Если та женщина не приходит, ты должен взять муки, бросить ее Эа, царю, в реку, ты должен взять глину с обоих берегов реки, вылепить из нее изображение той женщины, написать ее имя на левом бедре. При этом надо прочитать перед Шамашем заклинание «Красивая женщина», затем закопать изображение у главных ворот, у ворот Запада. Входящий ранним утром, в полдень и вечером пройдет по нему. Ты должен произнести заклинание «Красивая женщина» трижды; ту женщину, когда она придет, будешь ты любить». Чтобы вернуть половую силу, рекомендовались удивительные, обычно неаппетитные средства; к ним относились различные травы, определенные части птицы, слюна быка — все это смешивалось с пивом или же с растительным маслом, в последнем случае средство употреблялось в виде мази для втираний. Если после многократных попыток заклинаний жрецам не удавалось отыскать причины болезни, слабости или несчастья, оставалось лишь обращаться ко всем демонам и сверхъестественным силам, которые обозначались общим понятием «чары», и молитвами заклинать их. Можно было, разумеется, предотвратить нашествие злых духов; для этого в доме имелись фигурки, изображающие добрые, защищающие человека силы. Среди них главную роль играли «семеро мудрых», изображавшихся в виде человеческих фигур с птичьими головами и крыльями или в виде мужчин, покрытых рыбьей чешуей. Их зарывали возле входа в дом, в четырех углах главного помещения, а также посреди комнаты, в которой находилась кровать хозяина дома или его стул. Обычно их лепили из глины — в виде скульптур или в виде рельефа, но изготовляли также из дерева, металла, теста или асфальта. Часто при строительстве нового дома проделывалась такая церемония: чтобы заранее обеспечить защиту добрых духов, их фигурки зарывали под полом, обкладывая кирпичом. Жрецы во время ритуала, связанного с постройкой нового здания, приносили жертвы богам и мазали фигурки демонов гипсом и краской. Они производили ритуальное очищение жилища, чтобы его обитатели могли чувствовать себя защищенными от любого воздействия злых сил. Подобные ритуалы играли, конечно, особую роль в царском дворце, так как персона царя должна была во всех случаях быть защищена от страданий. Поэтому уже у ворот дворца и в проходах стояли огромные сказочные существа с человеческими головами и крыльями, в фундаменты закладывались ценные предметы в качестве жертвоприношения по поводу постройки здания, слуги и жрецы постоянно следили за культовой чистотой царя. В случае, если эта чистота хоть на миг нарушалась вследствие каких-либо действий царя, его соприкосновения с нечистым человеком, даже в результате взгляда служанки, чьи руки не были вымыты, требовалось немедленное тщательное и продолжительное очищение как дворца, так и прилегающей части города. Многочисленные жертвоприношения животными, пивом, вином, маслом и медом были необходимы, чтобы вновь дать царю искупление и при этом предоставить жрецам возможность получить внушительный доход. Так магия сопровождала вавилонян, бедных и богатых, старых и молодых, всю их жизнь; ибо, по их представлениям, за людьми постоянно следили злые недоброжелательные духи и над ними всегда висела опасность попасть в руки этих злых духов. Большое влияние магии, предпосылками которого были невежество людей и низкое развитие естественных наук, сделало искусство заклинания важной «наукой» (не это ли самое мы наблюдаем и сегодня, когда парамедицина, парапсихология объявляются наукой. — Прим. А. О.). До нашего времени дошли целые сборники Ассирии и Вавилона, в которых приводятся различные заклинания и проклятия. О силе последних говорит хотя бы такая выдержка из Древних Месопотамских анналов: «Проклятие действует на людей подобно злому демону; приговор гибели тяготеет над ним; проклятие душит этого человека, как ягненка, его бог удалился из его тела, богиня его рассердилась и перешла в другое место». Как видим, древние верили, что сила проклятия способна победить богов, скованных магическими заклинаниями, произносимыми заклинателем. Вавилонская магическая «халдейская система была одной из древнейших и наиболее законченных из всех, когда-либо существовавших, и суеверия и чародейства развелись в Европе главным образом под влиянием халдейских воззрений». Недаром Вавилон выступает в Библии как праматерь всего нечестия и оккультизма, ввергая человека в суеверные ужасы и страхи, служение демонам. Религия Вавилона разработала и магические мероприятия, якобы могущие исцелить человека от сглаза. «Объектом заклинаний служат различного рода болезни и болезненные состояния как физического, так и психического характера. Болезнь производится или злыми демонами, вследствие гнева богов получающими власть над человеком, или волшебниками и ведьмами. Иногда сами разгневанные боги пользуются демонами как исполнителями налагаемых ими наказаний. Особенно старается нечистая сила разрушить жизнь семьи. Ссоры и раздоры, ненависть, зависть и клевета доставляют им большую радость. Если человек околдован или одержим бесом, то на нем лежит проклятие, которое может быть снято только через заклинание и при помощи богов. Главное средство околдования есть наведение дурного глаза и волшебные слова, а также ядовитое дыхание и ядовитая слюна. Но и вообще всякое прямое или косвенное соприкосновение с заколдованным может вовлечь человека в заколдованный круг. Беда приходит украдкой и медленно, но безостановочно производит свое разрушительное действие. Средства защиты от нее имеют частью предохранительный, частью лечебный характер. Вообще же средства заколдования и расколдования в главных чертах сходны, потому что первое правило для действительности заклинания состоит в том, чтобы подобное изгонялось подобным. Чтобы уничтожить силу волшебства, носят на себе талисманы, камни в виде украшения на груди, которые удаляют вредные влияния и приносят счастье. С таким же успехом амулеты носятся и на шее. Но если уже кто подпал под колдовство, то он признается нечистым, и бог покидает его. Ему необходимо найти происхождение волшебства или причину болезни, чтобы противопоставить ему надлежащее противоположное волшебство или принести разгневанным богам соответствующее искупление. Для этого требуется содействие жрецов-заклинателей, так как главное дело состоит в церемонии, сопровождающей заклинание, посредством которой пациент должен очиститься. Очистительные элементы суть огонь, вода и масло, разные мази и целительные травы. Заклинательные обряды исполняются под бормотанье заклинательных формул. Как ночь есть время для демонских и магических наваждений, так она же есть лучшее время для производства заклинаний. Два больших ассирийских сборника заклинательных формул носят название сожигание, происходящее от важнейшего магического средства. Возле кровати больного ставится жаровня и при произнесении заклинателем чародейственных формул на ней сжигаются всякого рода предметы, имеющие значение символов: целительные травы, плоды, семена, шкуры овец и коз. Как все эти предметы раздираются и затем предаются огню, как разрушенные семена, цветы и плоды не могут уже расти, а овечья шерсть не может служить для одежды, так же должно истребиться и волшебство и исчезнуть в дыхании огня. Все совершается при свете факелов. Вместо символического сожигания или одновременно с ним применяются и другие символические действия. Одержимый связывается волшебным шнурком, который потом развязывается. Делаются изображения из глины, асфальта, муки, воска или дерева, представляющие собою нечистого духа, волшебника или ведьму; потом их замарывают, уничтожают, сжигают, бросают в реку, закапывают под дверным порогом или относят на кладбище. Изображения богов или вспомогательных божеств ставятся возле кровати больного, по правую и по левую его руку; но иногда таким же образом ставятся отталкивающие, карикатурные изображения демонов. При этом совершаются жертвенные курения и возлияния». Как видим, эти идеи в виде талисманов, амулетов, ношения металлических предметов (к примеру, булавок) продолжают жить вплоть до нашего времени. Другой страной, оказавшей большое влияние на развитие и распространение магии, был Древний Египет, население которого «с древнейших времен считалось народом магов и колдунов. Еврейские, греческие и римские авторы говорят о них как о знатоках оккультных наук». Магия и система проклятий носила в Египте государственный статус. «В музеях Каира, Берлина и Брюсселя хранятся тексты, относящиеся ко времени Среднего царства (приблизительно к 2000 г. до н. э.), начертанные на черепках керамики или на грубо сделанных статуэтках людей. Содержание этих текстов — магическое; оно имеет целью навлечь болезнь и смерть на извечных врагов Египта — царьков и вождей стран и племен, расположенных к северо-востоку от Суэцкого перешейка и к югу от первого порога Нила. Заклинания писались на целых глиняных сосудах, затем сосуды предавались проклятию и разбивались. Статуэтки с именами врагов также предавались проклятию. Черепки и статуэтки были затем погребены в некрополе, где и найдены. В данном случае мы имеем дело со злонамеренной, черной магией, охраняющей государственные интересы. Из двух папирусов времени Нового царства, точнее, относящихся к царствованию Рамсеса III, фараона XX династии (первая половина XII в. до н. э.), мы узнаем о неудачной попытке группы заговорщиков использовать приемы магии для уничтожения фараона, т. е. не в интересах власти, а против нее. В папирусах Ли и Роллен, переведенных неоднократно, в частности чешским академиком Фр. Лексой, речь идет об изготовлении восковых статуэток разных лиц в злостных магических целях и об использовании в тех же целях магических текстов. Мероприятие не удалось, но виновники тем не менее поплатились за них жизнью. Применение магических заговоров против обыкновенных людей, по-видимому, не считалось преступлением. Так, в папирусе магическо-мифологического содержания времен правления в Египте сына Александра Македонского, также Александра (конец IV в. до н. э.), содержится совет, как надо уничтожать врагов, которых опасаешься, — рекомендуется сделать их восковые изваяния и предать огню при соблюдении известного ритуала (папирус № 10188 Британского музея — папирус известен также под названием Бремнер-Ринд, — 28, 17-18). Другим интересным примером подобного рода является текст на остраконе времен XIX-XX династий в коллекции Эрмитажа. Изготовление восковых статуэток врагов подробно описано в так называемых «Текстах саркофагов» — эпоха Первого переходного периода (см. о них в главе о заупокойной литературе). В известном папирусе Весткар, содержащем сказки о чудесных событиях времен Древнего царства, рассказывается о восковом изваянии крокодила, превратившегося по наущению жреца Уба-Инера в огромного живого крокодила, уничтожившего возлюбленного жены жреца. По представлению египтян, восходящему к глубочайшей древности, имя человека, духа, демона и даже божества являлось органической и сокровенной частью его существа. В заупокойной литературе египтян существовала даже специальная «книга», озаглавленная в переводе: «Да процветает мое имя». Считалось, что имя, сохранившееся на надгробном памятнике, обеспечивало вечную загробную жизнь и, наоборот, «худшей местью врагу было уничтожение имен на памятниках». Магическое злонамеренное действие, как об этом говорилось выше, состояло в проклятии и уничтожении имени, написанном на чем-либо. Фр. Лекса указывал, что в глазах египтян имя было подлинной сущностью реальности. По меткому выражению Лексы, египтяне не утверждали, подобно нам: «Всякая существующая вещь имеет свое название», а в полную противоположность этому постулировали: «Вещь, не имеющая названия, не существует». У каждого из богов было много имен: одно подлинное, сокровенное, так сказать, сущность бога, другие — общеупотребительные клички. Знание подлинного, тайного имени кого-либо да-вало власть над его обладателем. Это воззрение прослеживается в текстах. В одном из них, наиболее характерном, повествуется о том, как «бог величайший, создавший себя самого» и вселенную, был укушен змеей: «…и ужалил его могучий змей, и огонь жизни стал из него выходить». Никто из богов не сумел помочь «богу величайшему», и только его дочь, богиня Исида, «великая чарами», сказала своему отцу, чтобы он назвал ей свое подлинное имя. Но великий бог не захотел предоставить власть над собой своей дочери и назвал лишь многочисленные свои имена-клички. «Не было твоего имени в том, что ты мне говорил!» — произнесла Исида. Наконец Ра, не выдержав боли, сообщил дочери свое подлинное имя. Исида произнесла над ним заклятие, и Ра был исцелен. «Весь рассказ об укусе змеем солнечного бога Ра и исцелении последнего заклинаниями богини Исиды служит магическим прообразом для каждого, подвергшегося укусу змеи: как был исцелен Ра, так да исцелится и (имярек) от прочтенных заклятий. В самой последней фразе текста указывается даже, над изображениями каких именно божеств нужно читать текст». Подобного рода заклинания были широко распространены в древнем Египте, поскольку укусы скорпионов и змей, гибель людей от крокодилов были здесь частым явлением. Ряд заклинаний против змей содержится уже в «Текстах пирамид» и во многих более поздних текстах. В магических текстах часты заговоры против последствий укуса скорпионов. Не забыты магией и профилактические заклинания против нападения опаснейшего для человека хищника — крокодила и других животных. Магия служила средством завоевания мужчиной любви женщины или, наоборот, призвана была помочь человеку в достижении общественных целей, в продвижении по иерархической лестнице, могла воздействовать и на стихии. Считалось, что при помощи магии можно уберечься от несчастных случаев на воде — маг способен был якобы увеличить количество воды в реке или канале, вызвать или остановить разлив реки, помочь погибающему судну, удалить облака, предотвратить грозу и т. д. Все это он мог делать себе на пользу или во вред кому-нибудь.Роль магии в жизни человека широко отражена в произведениях египетской художественной литературы, дошедших до нас от разных времен (яркое свидетельство того, насколько глубоко внедрилась магия в мышление египтян)». Эта вера в силу того, что знание имени дает над человеком полную власть его недоброжелателям, привела к тому, что не только во времена Древнего Египта, но и вплоть до нашего времени сохраняется обычай у многих людей давать своим детям два имени: одно — «паспортное» (тайное), а другое — обиходное (открытое). Этим самым, как считают, можно уберечься от силы проклятия. Магические работы древних египтян и их учение широко вошло в Европу после того, как Египет в VII в. от Р. X. был завоеван арабами, которые усвоили египетскую магию, астрологию и оккультизм, принеся ее в Испанию, а оттуда уже она распространилась в другие европейские страны. «Из Египта через Грецию и Рим обычай использовать для колдовства восковые изображения пришел в Западную Европу и Англию. В средние века он получил большое распространение среди тех, кто занимался черной магией и хотел причинить вред своим соседям или врагам… колдуны делали восковые фигуры своих недругов и подвешивали их в дымоходы не слишком близко к огню, чтобы они медленно плавились, тогда представленные этими фигурками люди постепенно теряли свою силу, болели и в конце концов умирали. Если при этом в восковые фигурки на время втыкали булавки и иглы, то страдания жертв значительно увеличивались, а смерть их была более болезненна». Подобными были системы магии и у всех других народов, перенявших их от уже указанных выше Вавилона и Египта. Итак, суммируем кратко понятие проклятия в языческих верованиях. Первое. Это вера в то, что произнесенное вслух проклятие обладает оккультным могуществом и способно навлечь бедствие как на отдельно взятого человека, так и на семью или даже целый народ. Второе. Спастись от силы проклятия возможно только с помощью выполнения определенных магических обрядов. Третье, что существует специальный класс людей, который обладает особой силой при произнесении проклятия. Четвертое. Сила проклятия способна сковать действие богов, сделав их бессильными в деле оказания помощи человеку. Пятое. Проклятию может подвергнуться любой человек в любой момент его жизни. Такое учение о проклятии ввергало человека в состояние постоянного суеверного страха и ужаса, оно провозглашало безраздельную власть злых сил, которые, с одной стороны, и считались злыми, но которым в древности поклонялись не меньше, чем добрым богам, именно из-за страха перед ними. Разработанная же жрецами практика снятия проклятия вносила в религии древнего мира открытые элементы оккультизма и спиритизма, вступления в контакт со злыми силами. Безусловно, поэтому понятия греха, морали, добра и зла полностью стирались. Магия, благодаря своей провозглашаемой силе, популяризировала себя среди населения, которое решало свои межличностные отношения с помощью наведения проклятия и сглаза на своих врагов или соперников. Оккультизм становился неотъемлемой частью жизни людей. Совершенно иным представление о проклятии представлено в Библии. Священное Писание рассматривает проклятие в неразрывном контексте заключения завета между Богом и человеком. Проклятие рассматривается как исход нарушения условий завета между Богом и человеком, основанных на принципах Десятисловного Закона. «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28:15). Отступив от выполнения Божьего Закона, сознательно согрешая, человек отдавал себя во власть сил зла со всеми вытекавшими отсюда последствиями. С другой стороны, как то было в случае с Содомом и Гоморрой, Древним Вавилоном, Допотопным ми-ром, людей постигал Божий Суд. Таким образом, первым и принципиальнейшим отличием Библейского понятия о проклятии от языческого было то, что оно основывалось не на принципах магии, а на этических принципах, на законе причины и следствия. Священное Писание четко провозглашает: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Притчи 26:2). Незаслуженное проклятие, как говорит Библия, не сбудется никогда! Миром управляет Великий Бог, Которого, безусловно, не могут сковать никакие магические формулы и заклинания. Если мы вверяем нашу жизнь Богу, желаем жить и стремимся жить согласно Его Слову, то нам нечего опасаться сглазов, порчи, проклятий и других каких бы то ни было действий сил зла. Священное Писание учит нас, что молитва, вера и следование за Богом по Его пути избавляют нас от любых чар зла, а ношение талисманов, амулетов, булавок и пр. является не только совершенно не нужным, но и богопротивным. И в то же самое время Священное Писание провозглашает, что тех, которые умышленно не живут по Божьему Закону и проповедуют противное тому, что написано в Библии, ждет анафема (проклятие). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Галатам 1:8-9). Проклятие ожидает и тех, кто Дело Божье делает небрежно: «Проклят, кто Дело Господне делает небрежно…» (Иер. 48:10) — небрежно готовится к уроку субботней школы, проповеди, небрежно несет служение дьякона, пастора и пр. Вдумаемся в это. Мы часто говорим о Боге как Боге Любви, но Бог является еще и Богом Справедливости, тем более, что наша небрежность в служении часто может быть трагедией для других людей. Удивительно то, что сегодня мир очень боится магических проклятий, сглазов, порчи. Люди всех социальных сословий и даже, что поистине уникально, атеисты трепещут перед такими проклятиями. Они не признают Бога, но боятся сглаза и перебежавшей дорогу черной кошки. Наш мир является атеистическим только в отношении Бога, но глубоко верующим по отношению к силам зла. Не пора ли в контексте событий последнего времени нам взглянуть на Божьи проклятия, посмотрев, не попадаем ли мы под их действие? «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:15-26). Не процветает ли все это в наши дни? Итак, что же сегодня изберем мы: страх и преклонение перед языческим проклятием или жизнь, согласно Божьему Слову, когда проклятым для нас становится сам грех и когда Бог заверяет нас: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Что изберем мы? Служение силам зла и суеверный страх перед ними, или радость и покой в Боге, обещавшем превратить в ничто все проклятия против нас. Итак, Елисей оказался возле города Вефиля. Этот город представлял собой в те дни один из центров языческого поклонения древнего Израиля. Именно в Вефиле были поставлены первые алтари языческим богам, именно там израильтяне впервые стали отправлять кровожадные и омерзительные культы Ваала и Астарты. И эти дети, встретившиеся с Елисеем, были новым поколением израильтян, которое было воспитано на принципах языческой культуры и философии. Последние попирали все нормы и обычаи, и в том числе уважение к старшим. Эти дети, как видно из контекста, были не 2-х и не 5-ти лет, хорошо понимая, что они говорили и делали. Они были воспитаны своими родителями на определенных языческих традициях, которые и проявили на практике. И проклятие именем Господа, произнесенное Елисеем, было не его личной реакцией на происходящее, но проклятием завета (Второзаконие 28:15-68), которое должно было постигнуть всех, отказавшихся от исполнения Божьего закона (Исход 24:3- 8). Этот случай явил всему народу силу Божьего Суда над грехом и нечестием, о которых израильтяне предпочитали не вспоминать, а также правопреемство Елисея, принявшего силу Илии.