Библиотека soteria.ru
Престол Ваала
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.08.14 Просмотров: 23350 Все тексты автора Алексей Опарин
Приложение — Привлекательность престолов Ваала
Автор: Андрис Пешелис
Читатель Библии может удивиться, читая о постоянном отступлении древнего Израиля от завета с Богом, и задать вопрос: как вообще это возможно — отступить от Бога в Библейское время, когда можно встретить живых пророков Бога и видны знамения присутствия Господа? События, описанные в Библии, состоялись почти три тысячи лет назад и современные читатели могут посчитать, что в древности люди были более богобоязненны и в моральном отношении более благопристойные. В некотором смысле они правы — ведь в древности не было таких достижений науки, доступность к информации, как сейчас, и связанное с этим падение нравов нового поколения. Люди не понимали многого, происходящего в мире, и принимали это за знамения Бога или богов. Поэтому общество имело более конкретные цели, устои и порядок. Но с другой стороны, древние общества имели свои изъяны, отрицательные стороны в отношении морали и этики.
Мы живем в мультикультурном (смешивание разных культур), муль-тирелигиозном (плюрализм идеологий) и мультисексуальном (разнообразие сексуальной ориентации) обществе, но и древний мир мало отличался от нашего в этом смысле. Древний Израиль получил от Бога указания и законы, которые должны были стать правилом жизни не только для иудеев, но и для всех языческих народов посредством свидетельства жизни народа Израиля (Втор. 4:6-8). Бог поставил Свой народ на Ближнем Востоке, на стыке путей, чтобы они пребывали в завете с Богом и таким образом провели евангелизацию народов мира. Бог желал, чтобы Его дом стал домом молитвы для всех народов (Ис. 56:7). Он дал прекрасные пророчества о том, что Он таким образом сделает народ Египта и Ассирии Своим народом (Ис. 19:23-25). Но этого никогда не произошло. Вместо евангелизации народ Бога подверг себя ханаанизации — приняв обычаи окружающих его народов и нарушив Завет со Своим Богом.
В чем же привлекательность престолов Ваала? Тут можно привести несколько причин.
Во-первых, древний Израиль не прогнал из земли Ханаанской идолопоклонников, как это им повелел Бог во благо же их самих. Израильтяне начали жить посреди язычников и постепенно от победителей становились побежденными на своей же земле. Соседствуя с Ханаанскими народами, израильтяне начали принимать их опыт, в том числе религиозный, появлялись симпатии, дружественные отношения, супружеские связи и, в конце концов, договоры о мирном сосуществовании. Это привело к тем последствиям, о которых предупреждал Господь (Втор. 7:3-4). Хананеи тоже проявили сообразительность, которую так метко пояснил один из них в Быт. 34:23. Если первое поколение израильтян еще имело хоть какое-то представление о требованиях Бога, то последующие поколения не имели о Нем четкого понятия (Суд. 2:10) только потому, что привыкли к окружающему их идолопоклонству и сами были вовлечены в эту практику. Как в современном мире мнение общества создается с помощью символов и изображений (пресса, телевидение), так же это делалось и в древности через иконы, скульптуры и надписи. Постепенно привыкая к этим символам и изображениям, человек начинает их отражать в своих мыслях, речах и в поступках.
Во-вторых, древние израильтяне вместо Бога приняли себе другую цель жизни — собственное благосостояние. Бог обещал им благословения, если они пребудут в завете с Ним, но у людей так — когда хорошо, то может быть еще лучше. Они видели, что практика культа плодородия как бы приносит благословения, и они последовали к престолам Ваала за благословениями.
Народы Ханаана очень боялись всякого рода порчи, сглаза и проклятий. По этой причине у них существовала своя система, как себя защитить от злых духов и их силы. Археологи находят множество документов, которые содержат разные магические формулы, колдовства, гадания и заклинания. Это все встречается в египетских, вавилонских и ханаанских документах, но ничего подобного нет в Библии, даже больше — эта практика была запрещена. Какова причина того, что израильтяне последовали этой практике? Соседствуя с ханаанцами, они наблюдали за их ритуалами и традициями. Видели, что после заклинаний у них прибавляется скот и урожай. Из-за любознательности и желая поэкспериментировать, некоторые израильтяне присоединились к ханаанцам в их магической практике. Далее сатана, со своей стороны, сделал все, чтобы у этих людей было прибавление урожая и очевидные «благословления». Тогда у израильтян «открылись глаза» (Быт. 3:5) и они с недоверием начали относиться к запрету Библии на колдовство и магию. Прошло время, и нарушение завета с Богом обрело огромные масштабы, которому последовала расплата за грехи. Что человек посеял, то он и пожнет. Бог не запрещает людям то, что приносит им благо. Он запрещает лишь то, что приносит им вред, особенно во время великой борьбы между Богом и сатаной.
В этой борьбе чрезвычайно важно понимание Бога, но этого понимания нам, людям, не хватает. Филипп Енси (Yancey) написал книгу «Разочарование с Богом», где описал одну церковь в США, которую он посетил после того, как о ней было написано в местной газете. В этой церкви члены отказывались от медицинской помощи, считая, что все недуги надо излечивать только с помощью молитвы. Таким образом, люди умирали от болезней, которые можно было легко излечить с помощью медикаментов. Таким образом, в этой церкви умерло 52 человека, в том числе и дети. Эти люди не были мракобесами, как можно было это посчитать, их богослужения не отличались от других церквей этой конфессии или же христианских передач, показываемых по телевидению, но они имели неправильное понимание Бога. Это же неправильное понимание Бога привело древних израильтян к престолам Ваала.
В-третьих, следует заметить, что израильтяне во время отступления не забывали о своем Боге полностью. Они одновременно поклонялись как Богу, так и Ваалу, культ которого они с самого начала использовали исключительно в прагматических целях — для повышения уровня своего благосостояния. По этой причине археологи находят в Израиле документы, где наряду с Богом Израилевым названы и другие божества, например, в 1967 г. к югу от Иерусалима был найден документ с надписью: «Это написал богатый Уряху. Да благословит Йахве и его жена Ашера Уряху и сохранит его от всех его врагов». Позднее, в 1975 г. на полуострове Синай была найдена надпись: «я благословляю тебя во имя Йахве Самарии и его Ашеры». Имя Йахве составлено по четырем буквам Бога ЙХВХ (YHWH), которые встречаются в Библейском тексте. По этим надписям историки пришли к выводам, что культ израильского Яхве образовался постепенно от политеизма ханаанцев к монотеизму, где после длительного действия израильских пророков Израиль отрекся от многобожия в пользу одного Бога. Эти выводы соответствуют теории эволюции, где более сложное развивается от простого, но так рассуждающие ученые даже не представляют, что здесь они имеют дело не с развитием монотеизма, а с его деградацией в сторону многобожия.
Не известно точно, сколько богов имели древние ханаанцы, но на самом верху их пантеона было расположено божество Илу или Эл, которого они считали творцом богов и людей, вечным отцом и правителем судеб. Его же считали покровителем царей, поэтому царей именовали рабами или сыновьями Илу. В сакральном искусстве Илу изображали
сидящим на троне. В мифологии его описывали как царя, который не вмешивался в жизнь богов и людей, события наблюдал со стороны и вмешивался лишь в крайней необходимости, когда надо было восстановить гармонию. Этот образ очень близок высшему божеству вавилонского пантеона Ану, который, так же, как и ханаанский Илу, не вмешивался в жизнь людей. Поэтому люди поклонялись Илу редко, в основном в Уга-рите, Библосе и Берите, а главное внимание ханаанцев было обращено к Ваалу, который в их представлениях находился во главе Вселенной.
Существует мнение критиков Библии, что в древности семиты поклонялись божеству Эл, который для ханаанцев стал Илу, для вавилонцев Ану, а для израильтян Элохимом. Вейнберг, например, приводит мнение о том, что у израильтян «дальний бог» Эл слился с племенным «ближним богом» Яхве, и поэтому в Библии встречаем название Яхве Элохим, как и у ханаанцев, где встречается пара — Илу и Ваал. Данный вывод неверен. Конечно, каждый народ имел свои представления о божестве и свою теологию, но Бог не зависит от нашей теологии и представления о Нем. Он дал нам Свое Откровение в Св. Писаниях, где мы узнаем о Его намерениях и характере. Представления людей о Боге могут меняться, но здесь важно заметить, что в ханаанской теологии люди изображали богов по своему образу и подобию, а Библия указывает на Откровение, данное Самим Богом, которого люди не изобретали. Бог Сам выбирал, как Себя назвать, а народы, забыв о содержании, Его именем называли других богов или Ему определяли другое описание, не подтвержденное Библейским Откровением.
Быт. 14:18 указывает, что древние ханаанцы имели представление о живом Боге и поклонялись Всевышнему (евр. El Eljon, англ. God Most High), Творцу Вселенной. Библейские критики считают, что Эл Элион в данном месте писания относится к ханаанскому божеству, но другие это имя относят к Всевышнему Яхве. Библия указывает, что этим именем называется Бог Израиля, Которому поклонялся Авраам (Быт. 14:23). Позднее ханаанцы потеряли понятие о Нем, но потомки Авраама это понятие сохранили. В тексте Псалмов имя Эл Элион (евр. El Eljon) использовано 21 раз, а вместе с именем Яхве (ЙХВХ) оно использовано в Пс. 18:14 (13), вместе с именем Элохим в Пс. 46:5 (4), 50:14, а в Пс. 7:18 (17) Эл Элион отнесен к Всевышнему Яхве (ИХВХ). Если Библейские критики желают доказать, что ранний культ патриархов во времена Моисея и пророков был сменен на культ Яхве, то это можно опровергнуть самим простым вопросом — если поклонение Яхве (ИХВХ) появилось позже, то почему переписчики Библии, которые поклонялись Яхве, не сменили имена Эл и Элохим на имя Яхве? Они же могли это сделать, если бы в действительности, как это утверждают Библейские критики, противостояние имело место. Из этого следует, что в Библии имена Яхве (ИХВХ), Эл и Элохим обозначают одного Бога и эти имена надо анализировать из контекста самой Библии, а не ханаанских документов. Мнение, что древние израильтяне просто «очистили» ханаанскую религию от многобожия, указывает на неверие Библейскому Откровению и попытку приспособить древние документы современному контексту. У древних израильтян не было нужды перенимать опыт и культуру ханаанцев. Каждый раз, когда израильтяне перенимали этот опыт, следовало нарушение Завета с Богом. Ханаанцы деградировали религию Живого Бога и потеряли понятие о Нем, которое израильтянам было дано сохранить.
В-четвертых, любая религия мира из-за греховной натуры человека проходит четыре стадии развития:
1. Пробуждение, отречение от заблуждения или откровение новой истины. В этих обстоятельствах создается религиозная система и ее первопроходцы, проявляя самоотречение, распространяют эту свою весть и дают начало новой религии.
2. Рост числа последователей новой религии, строительство зданий, обучение проповедников и учителей.
3. Новая религия приобретает формы традиций, обрядов и ритуалов, которые часто исполняются формально.
4. Застой мысли, компромисс с заблуждением и равнодушие большинства приводит к разделению религиозного общества. Меньшинство создает новое течение и процесс начинается заново, чтобы опять пройти все эти четыре стадии.
Эти стадии можно ярко наблюдать во всех религиях, в том числе и христианской. Например, реформация началась с отречения от заблуждения, где первопроходцы, проявляя самоотреченность, создали протестантские конфессии. Далее прошла стадия роста церквей, строительство и обучение работников. Потом стадия, когда протестантизм обрел традиционный облик, начался застой мысли, компромисс с заблуждением в форме экуменизма и уже стало непонятно, почему протестанты вообще себя именуют протестантами. В конечном счете, разделение религиозного течения и создание новых.
Подобное происходило и во времена Древнего Израиля. Против этого боролись пророки Господа и Сам Христос. Но народ отрекся от своего же Бога, распяв Его на кресте, что привело к четвертой стадии религии, когда она разделилась на иудаизм и христианство.
В-пятых, странная ограниченность, даже недалекость, большинства людей. По-моему, это одна из самих веских причин падения Древнего Израиля. Почему народ молчал на вопрос, заданный Илией на горе Кармил (3 Цар. 18:21)? Наверняка они поглядывали на пророков Ваала и не хотели брать на себя ответственность. Люди часто на призыв принять Христа отвечают: «А нас так не учили. А мы не привыкли. Нас учили по-другому». Что это? Недалекость, когда на призыв покаяться люди посматривают на других и решают ничего в своей жизни не менять.
По этой же причине в Библии мы часто читаем, что во времена правления хорошего царя израильского люди идут в храм и живут набожно, но сразу после смерти такого лидера и смены правительства на плохого царя следует отступление от Бога и нарушение Завета.
Во время Христа люди следовали за Христом, но и посматривали на лидеров народа в Синедрионе. Синедрион не поощрял следование за Христом и люди не пошли. Синедрион приказал кричать: «Распни Его!» и народ закричал. Лишь небольшая часть народа последовала за Богом, невзирая на запрет религиозных лидеров.
Во время императора Константина прозвучал приказ начальств всем стать христианами — и народ пошел в церковь. Почему пошли? «Нам велели и мы пошли». По убеждению и в покаянии? Отнюдь нет! Схоже проходило и крещение Древней Руси. Как князь велит, так народ и поступает. Кто пойдет против князя?
Весьма замечателен образ великого инквизитора у Достоевского, который ярко проявил эту странную ограниченность людей, указав, что по приказу лидеров церкви народ заново распнет Христа, даже не взирая на то, что они признали в Нем своего Бога и только что приветствовали Его на улице.
«Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Израильтяне, даже перед очевидным несостоянием религии Ваала помочь им в обретении благосостояния, не отреклись от поклонения ему. Не зря Иисус использовал иллюстрацию времен Илии, когда Бог послал его к вдове в Сарепте, а не к своим. Иисус не смог переубедить жителей Назарета, так же, как и Илия не обрел большого успеха. Хотя для Бога в Израиле было более 7000 человек, которые не поклонялись Ваалу, возможно, даже благодаря служению Илии, но Илия не знал об этом.
Часто современные последователи Христа слишком большое внимание обращают на свое положение в отношениях к Богу и к благословлениям, а меньше на святое время и место с Богом. Жертвы древних израильтян очищали не только от грехов их самих, но главное — очищали храм от всех грехов Израиля, чтобы Бог мог пребывать со Своим народом. Поэтому Бог очень ревностно выступает против других богов, поклонение которым делают невозможным Его пребывание со Своим народом и защиту его от сил тьмы. Время Илии показало, что в результате нарушения завета и поклонения другим богам израильский народ подверг себя разным лишениям и трудностям.
В современности через покаяние от грехов освобождается не только сам человек, но через великое служение Христа эти грехи из небесного святилища будут возложены на обольстителя при Втором пришествии Христа. Это важная часть в завершении великой борьбы. Когда люди теряют это понятие, их взор обращен на самих себя, а там уже недалеко все вышеописанное просто из-за нашей греховности. Но когда взор обращен выше — ко Христу, и Он сделан главой в жизни человека, то Он дает приобрести истинное понимание ценностей и смысла жизни посредством Библии, молитвы и жизненного опыта.