8. Учение Иисуса о Церкви

«Мне не нужна церковь. Мне нужен только Иисус!» Вы слышали когда-нибудь такие слова? Это утверждение одновременно и правильное, и неправильное. Да, Иисус — это все, что нам нужно, но любящие Иисуса и принимающие Его своим Спасителем и Господом не будут пренебрегать тем, что Иисус учил о церкви.

Первое слова Иисуса о церкви мы находим записанными в Мф. 16. «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13-18).

В этой короткой беседе с Петром и другими учениками Иисус поделился четырьмя важными истинами о Своей Церкви.

Чья церковь?

«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Первая истина, которой делится Иисус со Своими ученикам и с нами, заключается в том, что у Него есть церковь, и Он называет ее «Моей Церковью».

Слово, переведенное на русский язык как «церковь», на греческом языке звучит как ekklesia, что значит «призванный». В классическом греческом языке это слово использовалось по отношению к политическим собраниям, но Новый Завет придает этому слову особенное значение: ekklesia Божия, ekklesia Иисуса Христа. Те, кто собирается вместе в церкви, которую Иисус называет «Моя Церковь», — это «призванные». Откуда же мы призваны? «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).

Призванный

Когда Кэвин зашел в мой кабинет около 18 месяцев тому назад, он жил во тьме или, пожалуй, правильнее было бы сказать, он «умирал» во тьме. Кэвин был кокаинозависимым на протяжении 26 лет, и его мир теперь начал рушиться. Он потерял свою жену, его дом был заложен, а машину собирались забрать за неуплату налогов. Все, что у него оставалось, была его жизнь, но ее убивал кокаин. Хотя Кэвин знал об Иисусе еще с детства, он далеко ушел от Него и жил во тьме.

Я посмотрел в его налитые кровью глаза и сказал: «Кэвин, тебе необходимо чудо! Приходи к нам в дом молитвы на наше еженедельное молитвенное служение сегодня вечером, и мы попросим верующих людей помолиться о тебе!» Ему больше некуда было обратиться, и он согласился прийти. В тот вечер он свидетельствовал в доме молитвы, но не свидетельством победы, а свидетельством поражения. Кэвин возопил к Богу о помощи. Я спросил, не хочет ли кто-нибудь из присутствующих помолиться о Кэвине. Вы бы видели, что произошло в следующее мгновение. Люди направлялись к сцене потоком благословения, окружили его и в молитве взывали к Иисусу о нем.

Я знаю, что скептики могут возразить: «Как обращение к тому, кого ты даже не видишь, может изменить разбитую жизнь и освободить из тьмы разрушительной зависимости?» Я не знаю точно, как это происходит, но я свидетельствую, что в молитве во имя Иисуса есть сила. В тот вечер Кэвин получил освобождение! Бог избавил его. Да, на пути к Иисусу, Спасителю, он встретился с некоторыми препятствиями. Однажды в среду вечером один из давних приятелей Кэвина дал ему немного марихуаны. Другой друг Кэвина в это время находился на молитвенном служении, и когда он увидел, что Кэвина там нет, он почувствовал непреодолимое побуждение молиться о нем. Кэвин был за рулем, как вдруг почувствовал влияние Духа Святого. Он остановил автомобиль и на протяжении 15 минут боролся с Богом. В конце концов он растер наркотик в порошок, завел машину и выбросил порошок из окна. Сегодня Кэвин помогает в проведении христианской программы «12 шагов» в местной церкви и радуется тому, что Иисус призвал его из тьмы в чудный Свой свет.

Книга Откровение повествует о голосе с неба, вызывающем людей из Вавилона: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4). Иисус вызывает Свой народ из духовного смятения Вавилона в истинную Церковь.

Моя церковь

Знаете ли вы, почему Иисус называл церковь «Его» Церковью? Потому что Он знал, что некоторые попытаются создать свои церкви. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные», — предупреждает Он (Мф. 7:15). Чего хотят добиться эти лжепророки? Апостол Павел дает ответ: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29,30).

Эти «лютые волки» хотят создать свой вариант церкви. Они называют доктринами человеческие идеи, а не божественную истину. Мы должны быть осторожными, так как не каждое учреждение, называющее себя «церковью», является тем, что Иисус называет «Моей Церковью».

Все еще плотник

«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Вторая важная истина в радикальном учении Иисуса о церкви заключается в том, что Он является строителем Своей Церкви.

Некоторые люди считают, что это их обязанность созидать Божью Церковь. Это не так. Напротив, Иисус просит нас присоединиться к тому, что Он уже делает. Он призывает нас идти в мир и проповедовать Благую весть о Нем, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, чему учил Иисус (см. Мф. 28:19, 20). Но и тогда мы не созидаем церковь. Иисус, все еще плотник, возводит Свою Церковь! Обратите внимание на свидетельство Луки о том, что произошло в День Пятидесятницы: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).

Иисус созидает Свою Церковь. Как Он делает это? Это тема моей предыдущей книги «Радикальная молитва» (1). Эта книга о призыве Иисуса присоединиться к Нему в созидании Его Церкви. Он приглашает нас позволить Ему использовать нас в Его великой духовной жатве. После того, как апостолы помолились радикальной молитвой, Петр смело заявил: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Его слушатели почувствовали влияние Духа Святого и воскликнули: «Что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и полечите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (стихи 37-39). Петр призвал их: «Спасайтесь от рода сего развращенного» (стих 40). В результате этого свидетельства об Иисусе около 3 000 человек приняли крещение и присоединились к церкви.

Иисус созидал Свою Церковь в день Пятидесятницы, и Он продолжает увеличивать ее сегодня. Вы можете испытать радикальную радость, когда присоединитесь к Нему в Его труде! У нас есть преимущество и радость служить Ему там, где Он нуждается в нас.

Этот камень

«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Люди интерпретируют эти слова Иисуса по-разному. Некоторые считают, что Иисус говорил Петру: «Я собираюсь построить церковь мою на тебе!» Однако история церкви показывает, что это толкование появилось только в пятом веке нашей эры и было предложено римским епископом, который заявил, что Петр был первым епископом Рима, и с тех пор религиозная власть передается от епископа к епископу посредством так называемой апостольской преемственности. Нас должен насторожить тот факт, что кто-то пытается укрепить свою власть и силу, толкуя данный текст таким образом. Однако более детальный анализ слов Иисуса в Мф. 16:18 открывает нечто интересное: «Ты — Петр (Petros), и на сем камне (petra) Я создам Церковь Мою». Если Иисус собирался создать Свою Церковь на Петре, Он мог бы сказать: «Ты — Петр, и на тебе Я создам Церковь Мою». Но Иисус употребляет здесь два разных слова: Petros — имя Петр, и petra — «камень». Итак, что же это за камень, petra, на котором Иисус создаст Свою Церковь, если это не Петр?

Этот вопрос имеет два возможных ответа. Во-первых, камнем, petra, на котором Иисус создаст Свою Церковь, может быть исповедание Петра, записанное несколькими стихами ранее: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (стих 16). Иисус мог бы сказать: «Я создам Церковь Мою на твердом, как камень, исповедании веры: Ты — Христос, Сын Бога живого». Это, без сомнения, правдоподобное объяснение, но я предпочитаю второй вариант ответа.

Когда Иисус говорит: «На сем камне, petra, Я создам Церковь Мою», Он, возможно, ссылается на Себя. Он использует это же слово, petra, в нагорной проповеди: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (petra)» (Мф. 7:24).

Камень — это не Петр или кто-либо, называющий себя Его «преемником». Камень — это Иисус. Псалмопевец провозгласил: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего»! (Пс. 94:1). Апостол Павел свидетельствовал: «И все [израильтяне в пустыне] ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:3,4).

Более того, сам Петр называет Иисуса камнем, petra, на котором создана Церковь. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Петр. 2:4-8).

Иисус является Камнем, на котором стоит Его Церковь. Некоторые отвергнут Иисуса. Отказываясь слушать Его, они оступятся. Но те, кто верит в Иисуса и понимает, что Он есть Камень, устоят. Он — «краеугольный камень», на котором построена Его Церковь.

Связывая и развязывая

А что означают ключи, которые Иисус дал Петру? «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19). Некоторые утверждают, что это значит, что они владеют ключами от небесных дверей и поэтому имеют власть открывать и закрывать эти двери. Наверняка вы видели картины с изображением церковных служителей, у которых в руках были символические ключи.

Действительно, звучит так, будто Петр получил большую власть, не так ли? Но погодите. Если этот текст перевести буквально, он будет звучать немного нескладно, но это именно то, что говорит Слово Божье: «И что свяжешь на земле, то уже связано на небесах, и что разрешишь на земле, то уже разрешено на небесах».

Ни человек, ни церковь, ни церковный лидер не имеют власти указывать Небу, что делать. Задача истинного и верного церковного служителя состоит в том, чтобы просто подтвердить то, что уже сказал Бог. Когда ко мне приходит человек, обремененный чувством вины и стыда, исповедует грехи и просит прощения во имя Иисуса, я могу смело сказать этому человеку: «Твои грехи прощены». И этот человек действительно прощен, но не потому, что я так сказал, а потому, что Божье Слово говорит об этом: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Мы просто подтверждаем то, что Слово Божье уже назвало истиной. Поэтому когда кто-либо из религиозных лидеров заявляет, что он имеет власть изменять библейские законы, в то время как Иисус говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», мы должны решить для себя, кто обладает истинной властью в церкви. На ком построена церковь? На человеке — религиозном лидере или на Иисусе, Сыне Божьем? Ответ мы находим в смелом заявлении Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Иисус также говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Он — единственный, кто имеет власть в Своей Церкви. Не церковный лидер. Не церковный совет. Только Иисус.

Господствующий

«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Четвертая важная истина в радикальном учении Иисуса о Церкви заключается в том, что Его Церковь победит.

Иисус дал нам это обещание, потому что Он знал Своего врага. Он понимал, что врата ада будут пытаться одолеть ее, они будут стараться разрушить Церковь Иисуса. Он не только дал нам это обещание, но также доказал Своей жизнью, что победа будет на стороне всех, кто Его.

Например:

• Сатана пытался уничтожить Иисуса сразу после Его рождения. Но не удалось.

• Сатана попытался обмануть и искусить Иисуса в пустыне. Не удалось.

• Сатана пытался сломить Иисуса в Гефсиманском саду. Снова не удалось.

• Сатана пытался сокрушить Иисуса на кресте. Опять не удалось.

• Сатана пытался удержать Иисуса в гробу. И снова не удалось.

Поэтому я могу верить словам Иисуса: «Врата ада не одолеют Церковь Мою».

В Книге Откровение Иисус открыл апостолу Иоанну важные детали о великой борьбе между добром и злом. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:7-10).

Сатана атакует Церковь, которую созидает Иисус. «Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени»! (стих 12). Звучит устрашающе, но апостол Иоанн, вдохновленный Иисусом, говорит: «Они победили его кровию Агнца» (стих 11). Они, то есть святые, которые были призваны, которые соблюдают заповеди Божьи, верны Иисусу и являются частью церкви, созидаемой Иисусом, победили древнего змея, называемого дьяволом и сатаною. Как? Кровью Агнца. Что это значит? Откровение 7:14 описывает спасенных как тех, «которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Сатана говорит: «Вы грешники и заслуживаете смерти». Но искупленные верят Божьему Слову, которое говорит, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Сатана говорит: «У вас не может быть никакой надежды. Но спасенные верят Слову Божьему, которое утверждает, что Иисус пришел, чтобы спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

Когда сатана обвиняет вас, вы можете победить его кровью Агнца. Вы можете сказать: «Отойди от меня, сатана. Я принадлежу Иисусу. Мои грехи прощены. Я очищен и омыт, и Тот, Кто во мне, гораздо могущественнее того, кто в мире».

Искупленные — это те, кто ставит свои отношения с Иисусом превыше собственной жизни. Иоанн говорит о них: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:11). Они не боятся даже смерти, потому что они знают, что Иисус имеет ключи от ада и смерти, и они отказываются предать Его. Искупленные любят Иисуса настолько, что они верны Ему, чего бы это ни стоило. Они так сильно любят Его, что соблюдают Его заповеди. Признавая, что Он возлюбил их прежде, они держатся за обетование окончательной победы. Врата ада не одолеют церковь, которую создал Иисус!

Иисус и сегодня созидает Свою Церковь, призывая людей из тьмы и духовного заблуждения. Он призывает вас быть частью Его Церкви. Примите это решение прямо сейчас. Откликнитесь на Его приглашение (2). Затем позвольте Ему сделать вас работниками на Его ниве (3). Вас окружают люди, которых вы знаете и любите и которые также должны откликнуться на радикальные призывы Иисуса, которые должны услышать радикальные учения Иисуса, пока все еще есть время (4). Скоро Иисус вернется. Когда наступит тот славный день, пусть радость наполнит вас при встрече с Ним и пускай многие возрадуются вместе с вами!

(2) Если вы ответили на приглашение Иисуса и приняли Его своим личным Спасителем, я бы хотел услышать об этом. Зайдите на сайт www.TheRadicaITeachingsOfJesus.com, нажмите на раздел Contact Us и пришлите нам свое свидетельство.

(3) См. «Радикальная Молитва», глава 3.

(4) Для информации о ресурсах, которые помогут вам поделиться радикальными учениями Иисуса с другими, зайдите на www.TheRadicalTeachin.gsOfJesus.com.