Вместо послесловия

Церковь адвентистов седьмого дня, зародившись в первой половине XIX столетия на волне так называемого адвентистского движения, т. е. движения ожидания скорого Второго пришествия Христа, перешагнула уже порог XXI столетия. Может ли она и дальше продолжать сохранять этот дух пионеров, может ли и дальше с той же ревностью и посвященностью проповедовать о неотложности пришествия Христа, не притупилось ли эсхатологическое сознание Церкви за все эти годы, не ослабло ли чаяние Грядущего?

Безусловно, все эти вопросы не раз поднимались в Церкви в последние годы, и не всегда просто было находить на них ответы. Следует помнить, однако, что Второе пришествие — непреложная часть Божьего спасительного плана для человечества, и оно, рано или поздно, состоится. Хронологический аспект здесь второстепенен, сам Христос сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки», а потому каждый уверовавший в Него призван духовно «бодрствовать и трезвиться», чтобы быть готовым встретить Христа в любой момент.

Важно обратить внимание на слова «здесь терпение святых» в заключительном отрывке трехангельской вести, той самой вести, проповедь которой изначально составляла основное содержание адвентистской миссии. Апостол подчеркивает, что христианам, ожидающим возвращения Христа на землю, необходимо иметь это качество. Слово «терпение» (с греческого hupomene) в контексте повествования апостола Иоанна подразумевает стойкость и непреклонность в занятой позиции, готовность отстаивать свою правоту и правильность своей точки зрения, каким бы тяжелым ни был груз обстоятельств, под которыми находится человек. Он постоянно сохраняет твердость убеждений и живет в соответствии с ними. В ранней Церкви hupomene считали наивысшей добродетелью. Первые христиане были убеждены, что только тот человек, который сможет выстоять в годину испытаний и останется верным избранному призванию, станет наследником небесного царства. Противодействие христианской Церкви, оказываемое враждебно настроенным миром, несомненно, требовало от ее членов стойкости, верности и решимости. Такая стойкость и решимость была особенно необходима верующим, которые подвергалась скептическим нападкам со стороны противников, не верящих во Второе пришествие Христа. Об этом апостол Петр писал следующее: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»» (2 Петр. 3:3, 4).

Подобный скептицизм в отношении идеи Второго пришествия Христа среди протестантов Америки в середине Х1Хстолетия был вызван «поражением» миллеритского движения, верующие которого, ожидая возвращения Христа в назначенный день, пережили горькое разочарование. Существенное влияние на скептическое восприятие идеи о Втором пришествии Христа оказал и позитивный настрой самой эпохи, сделавшей ставку на научное постижение мира и научно-технический прогресс. Будущее казалось человечеству тогда более радужным, чем его представляли эсхатологически настроенные христиане.

Однако последующее развитие общества (особенно в XX веке) выявило несостоятельность человеческих надежд на построение светлого будущего на земле. Более того, в XXI век человечество вступило с грузом так называемых глобальных проблем, которые обозначили как никогда остро кризис современной цивилизации. Складывающаяся ситуация вскрывает заблуждения тех, кто по-прежнему считает, что «с тех пор как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Мир меняется, причем меняется достаточно быстро. Он не остается таким же, каким был во времена апостолов, или каким он был во времена пионеров адвентистского движения, или каким он был еще в середине XX столетия. Раздел «Глобальные проблемы современности» введен практически во все учебники по философии и современному естествознанию, издаваемые в последнее десятилетие. Это свидетельство всеобщей озабоченности мыслящего сообщества судьбами мира и цивилизации.

Среди наиболее острых глобальных проблем современности чаще всего называют угрозу термоядерной войны. Суммарная взрывная мощь накопленных вооружений способна привести к уничтожению всей биосферы, не только человека. Сегодня серьезно говорят об экологическом кризисе, грозящем экологической катастрофой планете Земля. На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематически увеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода в атмосфере, разрушается озоновый слой. Современный человек все чаще задумывается над ограниченностью энергетических ресурсов. По данным специалистов, запасов нефти и газа человечеству хватит максимум на 50-60 лет.

Многих тревожит распространение новых пандемических заболеваний. В качестве примера может служить пандемия СПИДа. Первая информация о синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД) появилась в середине 80-х годов прошлого века, когда врачами было обнаружено неизвестное заболевание, при котором взрослые люди страдали от иммунодефицита. С тех пор распространение СПИДа достигло уровня пандемии. В настоящее время насчитывается более 40 миллионов больных, а число жертв заболевания за 20 лет его существования близится к 20 миллионам. Заразность СПИДа, его стремительное распространение и неизлечимость снискали ему славу «чумы XX века», наиболее страшного и непонятного вирусного заболевания современности.

Не может не беспокоить и нарастающий духовно-нравственный кризис современной цивилизации, утраты нравственных ориентиров. Многие исследователи приходят к выводу, что именно кризис духовно-нравственных ценностей лежит в основе всех глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество в последнее время.

Возможности человечества по разрешению всех этих проблем исчерпываются в обратно пропорциональном соотношении с их возрастанием. Следует отметить, что все эти проблемы были обозначены научным сообществом только в последние несколько десятков лет. Сложившаяся в современном мире ситуация подтверждает пророческие предсказания Христа о знамениях Второго пришествия и лишний раз убеждает Церковь адвентистов седьмого дня в истинности проповедуемой ею вести.

В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что Церковь адвентистов седьмого дня не возникла в результате раскола какой-то уже существующей на протяжении долгого времени деноминации. Церковь адвентистов седьмого дня возникла путем объединения представителей самых разных конфессий вокруг великой и торжественной вести, которая должна прозвучать накануне Второго пришествия Иисуса Христа. В этой вести находят отражение те тенденции, которыми характеризовалась историческая эпоха, начиная с середины XIX века. Адвентисты седьмого дня осознали актуальность этой вести в сложившейся исторической ситуации, и ее проповедь определила характер и лицо молодой Церкви.

Осознание своей миссии помогло пионерам адвентистского движения определиться и с названием Церкви. В этом названии были объединены ключевые моменты истории человечества, начальный и заключительный: начальный — связан с сотворением земли Богом и выделением седьмого дня как дня поклонения, и заключительный — Второе пришествие Христа на землю и окончательное уничтожение зла и греха на ней. Таким образом, уже своим названием Адвентисты седьмого дня свидетельствовали окружающему миру о тех истинах, которые оказались искаженными в сознании многих христиан.

Четкое видение своей идентичности, своей миссии, своего историко-пророческого предназначения всегда помогало юной Церкви успешно преодолевать трудности роста и проблемы, связанные с ее интернациональным составом. Именно благодаря этому осознанию Церковь адвентистов седьмого дня выросла в крупнейшую международную религиозную организацию, которая совершает служение практически во всех странах мира на всех континентах.