11. 1918 год

Революционные события в Петрограде и захват власти большевиками всколыхнули всю страну. И если еще некоторые надеялись на то, что после созыва Всероссийского Учредительного собрания может быть избрана законная власть согласно волеизъявлению народа, то после разгона собрания 13 января 1918 года большевиками, которые на выборах набрали всего 25 % голосов, стало понятно, что страна катится к гражданской войне. Недовольство многих большевистским правительством объяснялось еще и тем позорным мирным договором, который заключили большевики в Брест-Литовске с Германией. Согласно ему Россия должна была отказаться от Польши, Финляндии, Прибалтики, отказаться от территории, где проживало 56 миллионов человек, выплатить Германии колоссальную контрибуцию и предоставить ей огромные льготы в российской экономике. 3 марта 1918 года этот унизительный мир был заключен. Однако заключавшее его правительство Ленина выполнять его не собиралось. Единственной его целью было добиться сейчас мира, ибо войну на два фронта — против Германии и против внутренних врагов — большевики бы не выдержали. Также Ленин понимал, что Германия вскоре проиграет саму войну с Англией и Францией, а также он видел, что вскоре ее коснутся те же революционные потрясения, что и России. Однако заключение столь унизительного мира стало шоком для значительной части русского общества. Чуть ранее этого ведущие царские генералы, бежавшие на Дон, объявляют власть большевиков незаконной и начинают создание Добровольческой армии, которая вскоре начинает военные действия против Красной армии. За считанные месяцы почти вся территория необъятной России превращается в поле гражданского вооруженного противостояния, в которое вмешиваются Англия, Франция, Германия и Япония, посылающие свои воинские части поддерживать белое движение, а еще более — свои интересы. Одновременно с этим в стране растет анархическое движение, да и просто появляются бесчисленные банды, шайки, руководимые атаманами и батьками. В это же время происходит и подъем национальных движений на Украине, в Закавказье, Средней Азии, имеющих целью создание независимых от России государств. В свою очередь, эти национальные движения были также крайне неоднородны, представляя самый широкий спектр идеологий — от монархических до республиканских. Порой в одном городе в течение одного дня несколько раз менялась власть. Доходило просто до курьезов, когда люди запутывались, какой флаг нужно вывешивать. Но это был курьез сквозь слезы, ибо насилие, убийства, пытки, грабежи стали нормой жизни. Нравственный распад доходил до того, что с врагов снимали кожу и делали из нее себе перчатки. Для того, чтобы снять стресс, людей, просто для забавы, замучивали самым страшным образом. Разврат приобретал самые изуверские и извращенные формы. Наркотики, в первую очередь кокаин, получили самое широкое распространение, их просто подавали в кафе и ресторанах. И люди покупали их, как вино или шоколад. Противостояние настолько охватывало людей, что сын спокойно убивал отца, а отец — сына. 5 сентября 1918 года Совнарком принимает декрет «О красном терроре». Вот как описывает его цели один из тогдашних лидеров партии М. И. Лацис: «Мы не ведем борьбу против отдельных лиц — мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, — к какому классу он принадлежит». Истребляли целые семьи только за то, что они не принадлежали к рабочему или крестьянскому сословию. Людей расстреливали и вешали прямо на улицах. И вот в этот период журнал «Благая весть» продолжает выходить! Он был поистине лучом света в то мрачное и зловещее время. На его страницах публикуются отчеты о богослужениях, молодежных встречах, которые проводят адвентисты.

«Отчет

собрания юношеского кружка 4-го ноября 1917 г. в гор. Петрограде

4-го ноября состоялось 3-е юнош. собрание в текущем сезоне. Тема: «Любовь». Собрание открылось в начале 8 ч. бр. Г. пением псалма «Издали сияет нам страна» и молитвой бр. А.; слово было предоставлено братьям Е., Э. и Г.

Текстом 13-м 13-й гл. 1 Поел. Кор. бр. Е. начал свою речь, заметив, что кому, как не юношам, которым свойственно видеть все в розовом свете, вещать о любви. Любовь облагораживает характер; в любви все, и если мы любим брата, то в нас совершилась любовь Божия и мы перешли от смерти в жизнь. В настоящее время, время братоубийственной войны и раздоров, это слово «любовь» звучит как-то странно. Далее говоривший перешел к ветхозаветному примеру безграничной любви Мардохея к своему народу. Им указано на это, как на пример, достойный подражания по отношению к нашему русскому многострадальному народу.

Бр. Э. взял за основу ту же 13 гл. 1 Поел. Кор., 1-8 ст. Им было указано на характер человека, который пребывает в любви Божи-ей. Если бы в сердце людей погасла искра Божественной любви, то мир перестал бы существовать. В любви сила. Христос любовью покорил мир, и Его любовь должна облагородить нас и заставить трепетать сердца любовью к Господу и ближним.

В заключение бр. Г. вкратце подвел итог сказанному; взяв притчу о талантах, он уподобил любовь — бесценный дар — таланту. Чтобы сделать людей совершенными, Господь дал людям эту способность. Нашим желанием и молитвой должно быть то,

чтобы Господь увенчал успехом слышанное, дабы нам подвизаться в любви Его.

В промежутках между говорившими и пением хора, исполнившего 4 мелодии: «Царский чертог», «Чистый Источник», «Предвечный Бог» и «С берегов далеких стран», юношами произнесено было 4 декламации: стихотвор. о «Труде», «Вдали от Бога», и «Моление о Чаше» и сообща (трио) продекламирована поэма «Христос, Ангелы и Церковь».

Закончилось собрание около 9 ч. веч. дружным пением псалма «Радость веры» и молитвой.

Анна Вдовина Отчет

Московского юношеского кружка за последнюю четверть 1917 г.

В субботу 14-го октября 1917 года на церковном собрании, в выполнение резолюции, принятой на съезде делегатов Среднероссийского союза общин в мае месяце того же года и призывавшей нашу молодежь объединиться в Юношеские Кружки для более продуктивной миссионерской работы, было решено возобновить деятельность Московского Юношеского Кружка. Для этой цели были произведены выборы должностных лиц, при чем избранными оказались: председателем брат В. Т., помощником брат Я. Р. и секретарем сестра Е. К.

Первое собрание носило организационный характер; на нем была предложена программа нашей миссионерской деятельности, произведена запись пожелавших вступить в число членов Кружка и были вознесены Богу горячие молитвы о ниспослании обильного благословения на наши юные труды. Собрания было решено иметь двоякие: общие — призывные и частные — членские. Общие собрания имели своей целью приводить души ко Христу, призывать молодые сердца примкнуть к этой духовной рати христианской молодежи и последовать по стопам того Божественного и великого Юноши. Членские собрания были организованы с целью помочь членам Кружка пополнить свои познания по Библии и по общеобразовательным предметам. Со времени возобновления нашего Юношеского Кружка и до конца 1917 года мы имели 3 общих собрания и одно детское. На общих собраниях произносили речи молодые братья на следующие темы: 1) Иосиф — прообраз Христа, 2) Почему современная молодежь отвергает Библию и 3) О Рождестве Христовом. Собрания сопровождались декламацией духовных стихотворений и пением духовных псалмов, исполненных хором, квартетом, трио и дуэтом. Собрания постоянно происходили при переполненном зале слушателей, до 300 чел., и принесли всем много духовного удо-вольствия. Детское собрание состоялось на Рождество и оставило на всех весьма отрадное впечатление. На членских собраниях изучали историю народа Израильского, начав от Авраама и дойдя до Исхода из Египта; из всеобщей истории прошли о Египте, Ассирии, Вавилоне, Мидо-Персии и дошли до Греции. Кроме того, имели две беседы о душе и одну лекцию по анатомии.

Для миссионерской работы Юношеский Кружок сделал заказ редакции «Благой Вести» на Экстренный номер Свободы в количестве 7 000 экземпляров и за одну неделю Рождественских праздников распространил до 4000 экз.

Членов Кружка по списку состоит 43 человека.

Секретарь кружка:

сестра Елисавета Кл-ть».

Верующие тех лет понимали, где искать помощи. И даже в эти страшные лихолетья не забывали о богослужениях. И как жаль, что сегодня многие, ссылаясь на занятость, забывают об Источнике всех благ.

В январском номере за 1918 год редакция сделала особое обращение к читателям.

«На Новый Год

Под грохот орудийной пальбы и лязг оружия окончили мы старый 1917 год. Тяжелую годину пришлось пережить всем нам. Продолжение войны, общая разруха, недостаток съестных припасов и многие другие затруднительные обстоятельства давали остро себя чувствовать в прошлом году.

Но были и светлые моменты в течение минувшего года. Так, февральская революция, свергнувшая царский режим угнетений и преследований за свободу совести, сияющим метеором прокатилась перед нашими глазами. Всевышним Провидением чрез волю народную были раскрыты двери наших мрачных тюрем и из-за застенков были освобождены многие страдальцы за веру; были возвращены к своим семейным очагам томившиеся в далеких сибирских ссылках. Общим восторгом осенились наши сердца, когда мы, съединившись с ними, вздохнули в первый раз свободною грудью! Свобода проповеди Евангелия вдохновила верующий люд на новые подвиги в своей работе.

Но с течением времени борьба политических партий все усиливалась; становилась все ожесточеннее и ожесточеннее и наконец прорвалась в беспощадную братоубийственную войну внутри страны. Такова в кратких чертах общая картина отошедшего в вечность 1917 года.

Мы вступили в новый 1918 год. Но как-то неуверенно и робко переступила Россия порог старого года. Не слышалось того прежнего радостного поздравления: «С Новым годом, с новым счастьем!» Люди изверились в возможности земного счастья… «в людях уныние и недоумение»… Все как-то боятся спросить себя: «Что день грядущий мне готовит?» Никто не уверен в завтрашнем дне… Сбываются слова Спасителя: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21:26).

Совсем другим по внутреннему духовному состоянию вступил в 1918 год верующий христианин. Среди этого бушующего моря он спокоен и тих, полон твердой веры в близкую помощь своего небесного Отца. Обетования Божий служат ему неизменным спасительным средством. Во всех опасностях и бедах он помнит слова Псалмопевца: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится» (Псал. 90:2, 11, 7). Угрожает ли голод, обетование Божие гласит к нему: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (Притчи 10:3). Везде, где бы верующий христианин ни находился и с какими бы трудностями и опасностями он ни встречался, всегда он должен помнить: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Исайи 43:1-2).

Посему, в эти тревожные дни, искреннее пожелание «БЛАГОЙ ВЕСТИ» каждому своему дорогому подписчику на 1918 год: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 365)».

Авторы журнала призывают своих читателей видеть в страшных событиях гражданского противостояния и за ними нечто большее, чем просто войну.

«По поводу войны

Несмотря на то, что кровопролитная европейская война длится вот уже почти четыре года, люди все еще не устали от нее и продолжают изощряться в изобретении новых способов истребления человечества. Удушливые газы, бронированные автомобили и поезда, стрельба из легких орудий с аэропланов уже не новы для нас. Газеты принесли новое известие об обстреле немцами Парижа из орудий с расстояния до 120 верст. Такая фантастическая дальнобойность орудий достигнута вследствие почти полного уничтожения сопротивления воздуха при полете снаряда. И несомненно, что военные изобретатели не остановятся на этом, а пойдут дальше, и кто знает, до каких ужасающих размеров будет доведен этот новый способ убийства.

Грустно и радостно от таких сообщений: грустно потому, что все такие новые изобретения вызовут новые потоки человеческой крови, а радостно — потому, что все это есть исполнение признаков конца и приближается день Господень».

В апреле 1918 года 50 000-м тиражом (!) выходит Пророческий номер «Благой вести», в котором прекрасно изложены библейские пророчества, предсказавшие те события, в которых оказался мир, а также показаны тщетные усилия людей человеческими методами установить на земле мир. Так, автор одной из статей этого номера, Арвид Вильдгрубе, делает хороший анализ о построении современной вавилонской башни, не боясь говорить, что в ее основании наряду со спиритизмом и лжерелигиями лежат камни и под названием «Всеобщая революция».

«Современное движение к всеобщему миру

Среди грохота орудийной пальбы, среди грома пушечных выстрелов, среди шума воинственных кликов создалось ныне новое движение — движение в пользу всеобщего мира. И хотя, с одной стороны, вооружение и озлобленность народов друг против друга никогда еще не достигали такой степени, как ныне, с другой — никогда еще не произносилось столько громких слов о мире, братстве, любви и равенстве, как в наши дни. Но, несмотря на это, подлинный мир никогда еще не был так далек. И инстинктивно это, кажется, чувствуется всеми.

Абсолютное уничтожение войны и установление всеобщего вечного мира народов, о котором сейчас так много говорят и пишут, возможно только тогда, когда будут устранены сами причины, вызывающие войну. Для уничтожения войны необходимо не только полное уничтожение империализма, но и абсолютное искоренение из самой природы человечества чувства зависти и вожделения. Только тогда, когда брат не будет завидовать брату, когда ближний не будет желать имущества своего соседа, только тогда возможно будет установление вечного всеобщего мира. Но так как эти черты человеческого характера так глубоко вкоренились в самую природу человека, въелись, так сказать, в самую его плоть и кровь, то никакими человеческими усилиями не избавить от них все человечество. Это осуществимо и возможно только при помощи некоей особой, высшей силы — силы Евангелия и учения Назаретского Наставника. Только при помощи Духа Христа, при помощи жизненного воплощения Его учения, может прои-зоити внутреннее перерождение каждого человека в отдельности, и тогда только возможно осуществление идеи всеобщего вечного мира среди таких переродившихся свыше лиц.

Но, кроме этого чисто логического вывода о неосуществимости идеи всеобщего вечного мира, к этому же заключению приводит при внимательном изучении сама Библия. Касаясь нашего времени и ближайшего за ним будущего, она ясно и определенно говорит, что, несмотря на все мирные стремления и чаяния людей, война, как высшее зло, все же не будет уничтожена до дня установления царства Христа. И в сущности это же говорит вам всякий трезвый взгляд, брошенный на международное соотношение сил.

Современное финансовое положение

Следующую причину современного беспокойства описывает ап. Иаков: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5:1-3).

Эти слова также исполняются на наших глазах. Хотя богатство и бедность ведут свое начало из глубочайшей древности, тем не менее несомненно, что сосредоточение богатств в руках немногих является отличительным признаком нашего времени. Итальянский социалист Э. де Амичис в своей книге «Под знаменем социализма» пишет: «Новым в мире является гигантская мощь, сосредоточенная ныне при помощи золота в руках заурядных граждан, которые возвышаются, как цари, среди свободных народов, которые владеют громадными, как целые государства, частями своего отечества, которые держат в своих кошельках судьбы сотен тысяч людей, которые могут для своей пользы нарушать интересы целой нации, открыто развращать народные массы и власти».

Гладстон в одной из своих речей сказал м. пр.: «Я вижу перед собой господ, которые в своей жизни сумели накопить себе большие богатства, чем все имевшиеся богатства вместе взятые со времен Юлия Цезаря». И в действительности статистика дает нам следующие цифры. В 1850 г. в Соедин. Штатах Сев. Америки, в руках капиталистов находилось 37% всего народного богатства, в 1870 г. оно возросло уже до 63%, а в 1890 г. два процента всего населения обладало 7/10 всего народного богатства. Это значит, говорит американский социалист Евгений Дебс, что 50 человек распоряжаются всеми финансами в стране и в силу этого законодательствуют в ней.

Воистину слова апостола «вы собрали себе сокровище на последние дни» исполнились буквально: богатства в руках немногих действительно достигли колоссальных размеров. Однако полного удовлетворения и успокоения не принесли эти сокровища обладателям их. Чувство страха и беспокойства знакомо и им. Боязнь за свои богатства, боязнь за завтрашний день известна современному крезу еще больше, чем иному нищему. Какое-то инстинктивное предчувствие великих грядущих потрясений гнетет современный финансовый мир с ужасающей силой. Исполнив первую часть пророческого текста, они как бы внутренним предчувствием сознают неизбежность близости минуты исполнения и слов: «богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших».

Все это приводит нас к одному, что царящее ныне всенародное беспокойство — яркое знамение времени. Христос же сказал: «Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях».

Арвид».

Пока занятая гражданской войной и решениями задач по ликвидации экономического кризиса новая власть как бы не замечает этих статей, но пройдет всего несколько лет и каждый из авторов, доживших до тех дней, кровью запечатлеет все то, что тогда, в 1918 году, писал чернилами… Но это будет после, а пока, заканчивая этот страшный год, «Благая весть» сделала следующее обращение к своим читателям.

«1918 год

Тяжкую годину жизни многотрудной Пережили все мы в этот год прожитый… Море бушевало… В вихрях злобы бурной Гибли челны жизни, о скалу разбиты… Робкою душою, ослабевшим телом Много мы страдали, даже умирали… Скорби и страданья были нам уделом, Тернии и волчцы путь наш устилали… Голод и болезни, как друзья родные, В двери неотступно в гости к нам стучались; Мы ж в великом страхе, жители земные, На замки пороков крепче запирались. Много, много жизней, ослабев, погибли В этом море бурном, весь год бушевавшем; Но остались живы среди бурь, кто плыли С якорем-надеждой, вечно их спасавшим… Боже Всемогущий… Ты мой Вождь чудесный… Ты мой челн в стихиях жизненного моря

Чудно направляешь к гавани небесной

И меня питаешь средь нужды и горя…

Бог любвеобильный… Ты был мой Хранитель

В этот год прошедший среди дней лукавых.

О прими за это, — дорогой Спаситель, —

Сердца благодарность — песнь хвалы и славы…

В. Т.»1