12. Голос истины в гетманской Украине

Между тем, когда в Петрограде происходили эпохальные потрясения, революционные события разгорались и в бывших провинциях Российской империи, одной из которых была и Украина. Как и в других частях России, там после 1915 года стали массово создаваться, набирая все больший вес, различные политические партии, причем главными из них были украинская социал-демократическая рабочая партия, партия эсеров, кадеты. Причем стоит особо подчеркнуть, что националистические партии типа Союза визволення України (Союз освобождения Украины), ставящие целью создание независимого украинского государства, были крайне малочисленны и непопулярны, что вынуждены признать и сами современные украинские историки.

Более того, «у квітні 1915 р. президія Союзу визволення України (СВУ) погодилася на пропозицію віденських політиків підпорядкувати свою діяльність вимогам австрійської вояччини… Фінансування СВУ переважно за рахунок бюджетних та позабюджетних фондів Австро-Угорщини й Німеччини». Словом, это были организации, созданные и финансируемые Австро-Венгрией и Германией, ведших войну с Россией и заинтересованных в ее внутренней нестабильности. Более того, широко известные украинские деятели той эпохи, в частности Симон Петлюра, назвали «ідею відриву України від Росії сепаратизмом, а членів СВУ — безвідповідальними запроданцями»4, а Михаил Грушевский вообще отказывался встречаться с ними. 7 марта 1917 года избирается президиум Украинской Центральной Рады (Совета) (УЦР). Украинская Центральная Рада «фактично проголосила себе передпарламентом, постійно наголошуючи на своему намірі передати владу законно обраному парламенту — Всеукраїнським Установчим Зборам. Лідери Ради вважали своєю головною метою закріплення демократичних завоювань у всеросійському масштабі, на базі широкої автономії України та здійснення перетворень, які наблизили б країну до соціалізму».

Таким образом, Центральная Рада никогда не ставила своей целью создание независимого Украинского государства, провозгласив его уже в самые последние дни своего существования. В те же дни другой известный тогда политик В. Винниченко говорил о том, что со свержением царизма оснований для самостийности более не существует. Украина в те дни видела себя в составе Российской демократической республики с правами автономии. Председателем Центральной Рады был избран известный украинский историк Михаил Грушевский (1866-1934), делаемый сегодня некоторыми украинскими историками ярым националистом, которым он никогда не был. Более того, эмигрировав, но не найдя себя за границей, он по приглашению сов. правительства вернулся в СССР в 1924 году, в Киев, где большевики делают его президентом Академии Наук Украины. Он умирает в 1934 году в санатории в Кисловодске. Кстати, еще в 1919 году «він виступав за компроміс з більшовиками, визнання принципу диктатури пролетаріату, але за умови його союзу з селянством».

«Трагедія України полягала у тому, що ніде більшовизм не знаходив рішучого спротиву. Центральна Рада, у більшості соціалістична, не приховувала своїх пробольшевиць-ких настроїв. Між ідеологами Центральної Ради та большевиків було мало різниці».

Вообще деятельность Украинской Центральной Рады можно разделить на несколько периодов, как это предлагают современные украинские ученые (мы специально цитируем их, а не российских, чтобы избежать какой-либо предвзятости): «I период — с марта по июнь 1917 года — тесный союз и сотрудничество с Временным Правительством в борьбе с наследием самодержавия за демократизацию управления в бывшей Российской империи; II период — с конца июня по начало сентября 1917 года — углубление процесса государственного строительства на Украине на основе автономно-федеративного принципа; достижение временного компромисса с Петроградом по поводу автономии Украины; III период — октябрь 1917 г. — середина января 1918 г.: борьба УЦР за федерацию национально-государственных субъектов с однородным социалистическим правительством; IV период — конец января — 28 апреля 1918 года — существование формально-независимой Украинской Народной Республики (УНР) под протекцией военных сил Германии и Австро-Венгрии». Итак, со своей стороны Украина видела себя в составе России, но с правами автономии, тогда как ни Временное Правительство, ни правительство большевиков этой автономии предоставлять не желали. Более того, «Украинская Центральная Рада до последнего стремилась закрепить свое конституционно-правовое положение, не нарушая при этом целостности Российской Демократической Республики». И только после грубого давления большевистского правительства В. И. Ленина, потребовавшего от Первого Всеукраинского Съезда сельских, рабочих и солдатских депутатов, открывшегося 4 декабря 1917 г., фактического подчинения всей своей политики Москве, Центральная Рада начинает первые попытки построения независимого государства. В ответ на это поддерживающие Москву депутаты покидают Киев и, созвав в Харькове свой съезд, провозглашают на Украине советскую власть. Почти сразу провозглашаются Донецко-Криворожская и Одесская советские республики, также всецело поддерживающие Москву. Почти сразу после этого в январе 1918 года на территорию, контролируемую Центральной Радой, большевики начинают наступать под командованием Михаила Муравьева, бывшего царского подполковника, затем перешедшего к большевикам, человека без принципов и морали. Учиненные муравьевцами зверства на Украине заставили даже «железного» Феликса Дзержинского, главу ВЧК, говорить о явных перегибах. Но это будет после, а пока внушающие ужас войска Муравьева подходили к Киеву. На это Центральная Рада смогла выставить только 300 гимназистов и 250 юнкеров, а также выпустить IV Универсал, провозгласивший независимость Украины. И в то время, когда правительство Центральной Рады бежало из Киева от наступающих войск Муравьева, их прикрывали мальчики, даже плохо умеющие просто держать оружие. После небольшого сопротивления гимназисты были разгромлены, а попавших в плен ждала страшная смерть. Захватив Киев, Муравьев устраивает в городе ужасающий террор. В течение трех дней было расстреляно 2587 человек. Находившаяся в Брест-Литовске украинская делегация попросила у Германии и Австро-Венгрии помощи против большевиков. Давно заинтересованные в оккупации украинских земель немецкие войска вступают на территорию Украины, контролируемую когда-то Центральной Радой, выбив оттуда большевиков. Номинально власть Центральной Рады, высшего органа независимой Украины, была восстановлена, но она держалась полностью на немецких штыках, и к тому же за свое восстановление Центральная Рада заключила кабальные соглашения с Германией, в частности взяв на себя снабжение последней продовольствием, что выполнить реально не могла. «Фактически Центральная Рада превратилась в дискуссионный клуб, в заседаниях которого принимали участие не более 40 человек». Недовольные неспособностью руководителей Центральной Рады выполнить взятые на себя обязательства и видя их политическую несостоятельность, немцы решают заменить ее более для себя удобным правительством. Их выбор падает на Павла Скоропадского (1873-1945), бывшего адъютанта Николая II, одного из самых богатых и знатных представителей украинского дворянства, поддерживаемого украинским казачеством, дворянством, буржуазией и селянством. 29 апреля 1918 года в помещении цирка по ул. Николаевской (ныне — акад. Городецкого) на Съезде хлеборобов Украины он был провозглашен гетманом всея Украины. Заседавшая в это время Центральная Рада, узнав об этом, вынуждена была тихо разойтись, убедившись в полной поддержке новоизбранного гетмана со стороны немцев. Находясь в зависимости от немцев, гетман всеми силами пытался восстановить порядок в стране, насколько это было возможно. Одновременно с этим, как бывший царский генерал, совсем недавно воевавший с немцами, он очень тяготился этой от них зависимостью. К тому же в душе, как это покажут и последующие события, он оставался сторонником воссоздания единой России, с которой в федеративном союзе должна быть и Украина. Но эта идея не устраивала немцев, которые были крайне не заинтересованы в налаживании гетманом связей с русским белым движением. Одновременно с этим в кругу украинских социалистов зреет план свержения гетмана, для чего 14 ноября 1918 года они создают Украинский военный революционный комитет, названный ими Директорией в честь знаменитой французской Директории. Это было сделано не случайно, ибо этот совет, возглавляемый Винниченко и Петлюрой, ориентировался на страны Антанты — Францию и Англию, которые вели войну с Германией, поставившей Скоропадского… И вот в это время, когда Украина была расколота на несколько частей, когда власть переходила из рук в руки, в Киеве, оказавшемся в самом центре противостояния белых, красных, националистов, республиканцев, монархистов, адвентистский пастор Лебсак несет служение Богу и людям, более того, пишет книгу «Великое Адвентистское движение и Адвентисты Седьмого Дня в России», не раз нами уже цитируемую, и даже начинает выпуск журнала с весьма символичным для тогдашней ситуации на Украине заглавием «Голос истины». Да, именно этого голоса не хватало тогда людям! Чтобы почувствовать ту обстановку, в которой Лебсак писал книгу и статьи для журнала, обратимся к его личным воспоминаниям: «…что касается времени составления книги, то это было самое неспокойное время, которое переживал автор за свои 48 лет… За это время на Украине изменялся образ правления, и каждый раз это производило особое впечатление на общественную и семейную жизнь жителей Киева. Самыми ужасными были дни обстрела города и уличные бои. Эти бои продолжались с небольшими перерывами с 16-го до 27-го января 1918 года (наступление Муравьева на Киев — прим. А. О.), бронированные поезда и автомобили, пушки, пулеметы и винтовки стреляли наперебой день и ночь. Пули разлетались во все стороны, как горох, и убивали при этом на улицах самых невинных людей, в том числе невинных детей и стариков. Дома с церкви обстреливались, и трупы лежали почти на каждой улице. Число их достигало нескольких тысяч. Само собой разумеется, что подобные события тормозили мирную работу автора, но любовь к делу и желание послужить нашему народу не позволяли ему прерывать своего труда. Весьма часто автор сидел за работой, в то время как снаряды летели в его квартиру. Лучшим временем для работы были поздние вечерние часы — от девяти до двенадцати, — когда весь дом успокаивался, и прекращались визиты посетителей с просьбами о советах или утешении. Киев. 15 мая 1918 г.»1 В эти же дни боев, политической нестабильности, хаоса в экономике, а главное, в умах пастор Генрих Лебсак начинает издавать журнал «Голос истины». В обращении к читателям этого журнала он, в частности, напишет: «…в настоящее время челнок веры опять стал колебаться. Древние обычаи и старые законы, даже целые государства похоронены под развалинами переворота, и многие заменили догматы своей веры лозунгами революции. Таким же образом старые мировоззрения уступают место новым и иные думают, что вместе с этим устранена

Библия и прежняя вера в Бога. Так как даже духовные лица оставляют свои кафедры, то у прихожан вполне естественно возникает вопрос: «Существует ли вообще теперь какая-либо правда и существует ли Живой Бог, о Котором они нам говорили?» Все вышеуказанные обстоятельства служили основанием для организации Книго-Издательского Товарищества «Патмос», и оно поставило себе задачей доказать, с Божьей помощью, и ответить посредством печати нашему читателю на все волнующие его вопросы, что действительно еще существует Единый и Истинный Бог, Который во Христе еще заботится о Своих созданиях. Тот же Самый Бог бросает через Свое вернейшее пророческое слово якорь надежды и утешения Своему народу, который, даже войдет «во внутреннейшее за завесу», т. е. в Святое Святых на небесах. Таким образом через телескоп пророческого слова Он открывает нам будущность и вселяет нам надежду на скорое Второе Пришествие нашего дорогого Спасителя и укрепляет нашу веру в обетования Священного Писания. Как Бог относится к судьбе народов нашей земли и какой совет Он нам дает для счастливой и мирной земной и вечной жизни, будет показано на страницах наших выпусков, которые будут выходить с определенными промежутками под названием «Голос истины». Да, чтобы слова, которые мы пошлем к своим читателям, действовали бы так же животворяще и укрепили бы нас, как слова нашего Спасителя к Своей церкви с острова Патмоса, о которые должны разбиться все житейские бури». В этом номере Лебсак делает глубокую и хорошую подборку статей, разбитых на специальные рубрики журнала: «История и наука в свете Библии»; «Государство и церковь»; «Наши дни и религия в христианском очаге»; «Здоровье, юношество и жизнь»; «На ниве Божьей». В первом разделе «История и наука в свете Библии» была помещена статья «Верна ли Библия?», в которой показаны необыкновенные черты этой Книги. В статье этого же раздела «Стоим ли мы у конца всемирной истории» (автор К. А. Рейфшнейдер) прослеживалось удивительное исполнение библейских пророчеств во всемирной истории, от Древнего мира и до настоящего времени. Завершала этот раздел статья пастора П. А. Свиридова «Дорожи настоящим временем», где говорилось о том, как опасно откладывать свой выбор в плане веры на завтра, что Бог человеку предлагает спасение ныне, сегодня, когда есть еще время для покаяния, изменения чего-либо. Но однажды этого времени в жизни у каждого из нас уже не будет. Потому мы призваны дорожить дарованным нам Богом временем: «…дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Бо-жия» (Еф. 5:16-17). В разделе «Государство и церковь» была помещена статья «Свобода веры, как основа христианства», в которой раскрывались опасности превращения христианства в государственную религию, опасности вмешательства государства в дела церкви и наоборот. Другая статья этого раздела «Печальные последствия от преследования за веру» была посвящена обзору тех недавних гонений, которым подвергались в недавнем прошлом христиане, не принадлежащие к государственной религии. Завершался данный раздел выписками из законов гетманского правительства, относящихся к религии.

«Закони про тимчасовий державний устрій України

Про Віру

9) Первенствуюча в Українській Державі віра є християнська, православна.

10) Всі не належні до православної віри Громадяне Української Держави, а також всі мешканці на території України користуються кожний повсемісно свобідним відправленням їх віри і богослужениям по обряду оної».

«Держави. Вістник», № 1,1918.

Из речи Министра исповеданий на Всеукраинском Церковном Соборе в Києве 1918 г.

В трудные дни, когда Украинская Держава занята строительством государственного аппарата, никоим образом не могут быть оставлены без внимания те вопросы, которые тесно связаны с жизнью, и правительством должна быть оказана помощь всем тем религиозным организациям, которые в ней нуждаются; здесь правительство озабочено оказанием помощи наиболее полезной и планомерной……Православная вера признается первенствующей, но не господствующей. Ни одна вера не должна терпеть

ограничений и стеснений……..

«Віра та Держава», № 1, 1918».

Раздел «Наши дни и религия в христианском очаге» содержал статьи духовно-нравственного назидания: «Как во дни Ноя», «Милосердный самарянин», «Познавайте волю Божию». Эти статьи предназначались для семейного чтения, призывая анализировать свою жизнь в контексте библейских ценностей и морали. Раздел «Здоровье, юношество и жизнь» предлагал статьи, посвященные профилактике как физического, так и духовного здоровья человека. Здесь были статьи «Десять заповедей гигиены», «Юношество

и ремесло», «Значение современной женщины в свете Библии». Пятый раздел «На ниве Божьей» знакомил читателя с миссионерскими вестями по распространению Библии, Трехангельской вести, новостями из жизни церкви. Также этот первый номер «Голоса истины» содержал ряд глубоких духовных стихотворений: «Призыв к работе на ниве Божьей» Яна Вильсона, «Зов язычников о спасении», «Стремление души в небесный Сион» К. Герока, «Истина» Л. Ф. Бенке. Заканчивался журнал страничкой на украинском языке, содержащей высказывание великого поэта Тараса Шевченко: «Молітесь Богові одному, молітесь правді на землі», а также молитвой «Отче наш» и библейскими текстами на украинском языке. Появление журнала «Голос истины» стало событием для тогдашнего Киева, о чем открыто писали и светские, и даже православные газеты. Так, в официальной газете «Министерства исповеданий» была помещена статья «Духовный голод», в которой было написано следующее: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его». При этом автор статьи указывает, что именно в Киеве, где этого меньше всего можно было бы ожидать, ощущается действительно голод о слове Божием и христианской литературе и как не принадлежащие к государственной церкви общины стараются утолить эту жажду. Мы выражаем автору здесь наше признание и приводим заключение его статьи:

«Вот пример, Киев — город с миллионным населением, праматерь городов русских, колыбель православия. Но слышится ли в нем «слово Божие» среди православных людей? К стыду нашему надо сказать, что нет. Здесь, например, выходит в текущем году два журнальчика инославных христиан: «Вестник мира» — орган общины евреев-евангелистов (Мильдмейской миссии) и «Голос Истины» — орган секты Адвентистов. Читая их, сразу чувствуешь, что люди имеют жажду к слову Божию, стараются с религиозной точки зрения осмысливать явления жизни, учить нравственности и пр. И все это делается, конечно, не теми, кто за учеными «степенями» богословия присвоил себе пророческие функции, безо всякого часто права, а теми, кто, живя религией, с помощью Божией, находит в Божественных просвещениях и озарениях способность постигать так или иначе Божию правду и суды.

Да, как ни тяжело это, а нужно сознаться, что мы, т. е. наша Церковь, везде и здесь, в Киеве, переживает эпоху духовного голода — «жажду слышания слова Божия». То внимание, которое народ уделяет сектантству и которое подчас принимает стихийные формы «совращений», объясняется в большей степени стремлением удовлетворить духовный свой голод на их пажитях, за отсутствием своих.

Существующие же кое-какие православные издания обладают одним коренным недостатком: их считают «казенными», в них пишется, так сказать, по заказу. При таком взгляде — не несправедливом — конечно, и читателей они находить много не могут.

Мы живем в эпоху, когда люди желают освободиться от всех видов «цензуры», но не потому, что они думают, что нет истины, а потому, что хотят сами находить ее, а не получать в готовом виде…»1

В те далекие годы этот первый номер журнала «Голос истины» зачитывался буквально до дыр, даруя людям мир в сердце среди войны, духовное насыщение среди голода, стабильность во дни кризиса, чистоту во дни разврата, слово истины в океане лжи, обещаний, клеветы и демагогии. А между тем, тучи над Гетманской Украиной все более и более сгущались…