Библиотека soteria.ru
Победившие время
Алексей Опарин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 12174 Все тексты автора Алексей Опарин
19. Судьбы поэтов
Украина 1926 года находилась на переходном этапе. Дело в том, что после победы большевиков в Гражданской войне Ленин вначале дал советским республикам некоторую долю внутренней самостоятельности, поощряя даже национальное возрождение, в отличие от Сталина, который при подготовке Союзного договора 1922 года предлагал, чтобы все республики просто вошли в РСФСР на правах субъектов федерации. Ленин настоял на пусть и видимом, но равноправном объединении республик в союзное государство. Определенную независимость проявлял и первый секретарь ЦК Компартии Украины X. Раковский. Однако по смерти Ленина централизация власти в СССР начинает усиливаться и видимая самостоятельность республик сводится на нет. Единственное, что остается вплоть до войны, — это широкое преподавание украинского языка. Так в 1937-1938 гг. в школах с украинским языком преподавания обучалось 4054972 ученика, с русским — 590990 и смешанных — 275 065. При этом в 1933 году на Украине лишь 10,1% газет выходили на русском языке. Вместе с тем к 1926 году наметилась уже линия в руководстве СССР к прикрытию НЭПа. Словом, уже многое предвещало о скором конце тех религиозных свобод, которые были в первые годы советской власти. Также Киев 1926 года, не будучи уже столицей Украины (столицей УССР был Харьков до 1934 года), оставался по-прежнему культурным и научным центром республики, в котором издавались десятки прекрасно оформленных и разнообразных по тематике журналов, сотни газет. И потому для того, чтобы не затеряться в этом мире периодики, необходимо было очень хорошо продумать план журнала, с чем Львов весьма успешно справился. Итак, «Благовестник» выходил в Киеве с 1926 по 1928 г. В 1926 году было издано 4 номера, в 1927 году — 6 номеров и в 1928 году — 4 номера. Более частый выпуск журнала, несмотря на постоянные прошения, власти так и не разрешили. В отличие от «Голоса истины», представлявшего, как мы уже сказали, аналитическое издание, «Благовестник» представлял собой, в первую очередь, журнал духовно-назидательного плана для семейного чтения. Издававшиеся, таким образом, одновременно, эти два журнала очень хорошо дополняли друг друга. Также в отличие от других периодических изданий «Благовестник» не имел специальных рубрик, что было обусловлено, как мы уже отметили, его общей направленностью. Но одновременно с этим в нем печатались не краткие назидательные статьи или заметки, а обстоятельные как по объему, так, самое главное, и по содержанию проповеди. Также в журнале регулярно печатались статьи по актуальным вопросам богослужения, таким как роль и постановка музыки в церквях2, что такое общественная и личная молитва, как готовиться к проповеди, как проводить урок субботней школы. Но это были именно не просто сухие инструкции, а духовные размышления, не только не потерявшие сегодня своей актуальности, но, напротив, приобретшие
в наш век постмодернизма особое значение. Итак, познакомимся с тем, что писал «Благовестник» в середине далеких 1920-х годов. Среди его публикаций большой интерес представляет статья «Об истинном Богопочитании».
«Об истинном Богопочитании
Вопрос об истинном поклонении Богу и Богопочитании был всегда своевременным и важным. И если это было важно и интересно уже 2000 лет тому назад, во дни Христа, то это еще важнее теперь, в наши дни.
В наши дни вопрос об истинном Богопочитании должен интересовать каждого серьезного христианина и не давать ему покоя до тех пор, пока он не будет всесторонне рассмотрен при свете Св. Писания и не будет правильно понят чрез действие Духа Святого, наставляющего повинующихся Ему на всякую правду и настоящую истину. Ведь истинное, правильное поклонение Богу тесно связано не только со всей нашей духовной жизнью, но и с Царствием Божиим, которое должно начаться уже здесь, внутри нас.
Верующему нет никакого смысла в своей духовной жизни идти ощупью, неуверенно. Вернее говоря, зачем нам идти «на неверное», когда можно идти на верное, зачем биться так, чтобы только «бить воздух» (1 Кор. 9:26). Ап. Павел пишет: к Еф. 5:15, 16: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».
Итак, для нашей жизни как теперешней, так и будущей будет весьма полезно, если все вопросы, относящиеся к нашей духовной жизни, мы проверим по Слову Божию. Сделаем же это теперь.
Необходимость разрешения вопроса об истинном поклонении Богу вызывается тем обстоятельством, что хотя после провозглашения Христом истины об истинном поклонении Богу прошли уже сотни лет, однако, наряду с истинным почитанием Бога, у многих христиан и до сих пор существует почитание вещественных предметов, т. е. так называемых священных изображений. И хотя этот вопрос так же стар, как каш мир, хотя в Писании он ясно разрешен в положительном смысле, но, к сожалению, он и до сих пор для многих является больным местом в их духовной жизни. Но несмотря на все это, пока еще не поздно, пока еще время благоприятное и день спасения, в интересах верующего, снять повязку с больного места и лечить хотя бы и застарелую болезнь.
Человеку вообще присуще религиозное чувство, и он так или иначе хочет выразить благодарность Богу, Которым он живет. Но всегда было так, что люди, не знавшие истинного Бога и не наученные познанию о Боге Живом, поклонялись тому, что было доступно их пониманию о Боге. Им легче представить себе Бога, когда они имеют перед собою что-нибудь видимое. Именно поэтому язычники делали и делают еще множество грубых кумиров, олицетворяющих их божества: солнце, луну, гром, молнию и др. В древнее время даже народ Израильский, наученный правильному богопознанию, получив Закон Божий (в котором 2-я заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх. 20:4)), имел склонность устраивать для поклонения что-нибудь видимое и практиковал это в поклонении языческому Ваалу и Астартам.
Затрагивая этот вопрос, я, понятно, не хочу оскорбить чьи-либо религиозные чувства, но пора же нам, хотя к концу веков, называть вещи их настоящими именами. Господь говорит через пр. Исайю 42:8: «Я Господь — это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Господу угодно, чтобы поклонение было лично Ему и притом непосредственно. Поэтому в нравственном законе Божьем, провозглашенном на Синае, 2-я заповедь и говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». — Исх. 20:4, 5. Моисей также напоминал народу Израильскому (Второз. 4:15,16): «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяния изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину». Вот как в законе Божьем сказано не только о кумирах, но и об изображениях.
Слово «изображение» происходит от слова «изобразить» или «образ». Многие, читая эту заповедь, видят в ней только запрещение поклониться кумирам, относя это к язычникам, которые им действительно поклоняются. Читаем Пс. 113:9-15: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей. Для чего язычникам говорить: «где же Бог их?» Бог наш на небесах; творит все, что хочет. А их идолы — серебро и золото — дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят, и они не издают голоса гортанью своею». Из этого видно, что качества кумиров такие же, как и качества изображений. Те и другие мертвы. Для лучшего уяснения этого можно прочитать еще Иер. 10:1-10. Последний 10-й стих говорит: «А Господь Бог есть истина, Он есть Бог живый и Царь вечный». Чрез пр. Исайю Господь также говорит: «Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» — Ис. 46:5. А ап. Павел уже в новозаветнее время пишет в поел, к Римл., 1:23-25: «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку. Они заменили истину Божью ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца».
Некоторые верующие, как будто искренно верующие в Бога и старающиеся угодить Ему, не зная Писаний, а также истории так называемых священных изображений, (выдержки из которой будут приведены ниже), обожают их, основываясь исключительно на сказании о нерукотворенном образе Спасителя, да еще на том, что будто бы ап. Лука, будучи живописцем, написал образ Богоматери. Но ап. Лука не был живописцем, а врачом (Кол. 4:14), а во-вторых, сказание о нерукотворенном образе Спасителя есть сказание или предание, противоречащее Писанию. Если же предание идет вразрез с Писанием, то оно заведомо неверно.
В вышеизложенных текстах видно, как Писание смотрит на кумиры и изображения, а также и на поклоняющихся им и делающих их. «Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них». — Пс. 113:16. Этот вопрос первостепенной важности для тех, кто ищет спасения, и потому его нужно точней и подробней разобрать по нашему истинному «символу веры», т. е. по Библии. И если бы все христиане взяли себе в удел истинное Слово Божие, тогда не нужно было бы иметь иной символ веры чисто человеческого происхождения, установленный на каком-либо из Вселенских соборов. Потому я еще обращаю внимание на особую серьезность этого вопроса, т. к. он затрагивает один из пунктов Закона Божия, по которому мы все будем судимы. Поэтому относиться к этому легкомысленно и поверхностно христианину не должно. Не должно также основываться только на своих чувствах, а также на том, что не нами это почитание начато, не нам его и кончать.
Многие из страха согрешить пред Богом боятся разбираться в этом вопросе, считая что за них должен разобраться кто-нибудь другой, так как и вообще все вопросы, касающиеся спасения, решаются не самими верующими, а другими по их, якобы, поручению. Это глубокая ошибка. Именно поэтому Христос и сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную». — Иоан. 5:39. Посему разбираться в подобных вопросах не только не грешно, но и должно. И если бы все христиане всегда руководствовались Словом Божьим, то они, по выражению апостола, имели бы ум Христов и были бы более или менее единомысленны в этом.
Так вот, несмотря на то, что вторая заповедь определенно запрещает кланяться произведению рук человеческих, в современном христианстве это практикуется открыто. Началось это, конечно, не теперь, но по историческим данным можно установить точно, когда в христианстве началось почитание икон. — Тогда, когда христианская церковь уже уклонилась от чистоты учения апостолов и пророков, а именно когда она сделалась мирской, государственной.
При апостолах никакого почитания икон не было. Что это действительно так, можно видеть из истории христианской церкви. В «Истории Хр. Церкви» Функа, §70, стр. 178 мы читаем: «При процветавшем среди язычников культе идолослужения и при той строгой точке зрения, которая проводится в отношении изображений в Ветхом Завете, среди христиан находилось весьма много противников иконопочитания… Подобные против икон воззрения в свое время высказывали Евсевий, Епифаний и около 600 года Серен Марсельский… При том увлечении, в котором у некоторых выражалось это направление, приводившее к обожанию икон, многими сознавалась опасность их почитания и против него раздавались голоса лиц, стоявших за иконы, как это было, напр., с папой Григорием Великим. Правда, с другой стороны почитание оправдывалось тем соображением, что в сущности поклоняются не самим образам, но изображенным на них лицам, вследствие чего практика эта не только не пошла на убыль, но с течением времени получила более широкое распространение. Иконы целуют, возжигают перед ними свечи, воскуряют фимиам».
Введение почитания икон в христианстве прошло далеко не гладко, оно сопровождалось, созываемыми но этому вопросу, бурными Вселенскими и местными соборами в течение 2-х столетий, а именно VIII-го и 1Х-го веков. Во все время так называемого иконоборства кипела отчаянная борьба. Читаем §90. Вопрос об иконопочитании и Седьмой Вселенский собор 787 года. Стр. 237, 238, 239. Ист. Хр. Церкви Функа: «С исчезновением язычества устранилась та опасность, которую мог возбуждать культ икон у неокрепших еще христиан. Одновременно с этим, именно в греческой церкви, еще в прошлый период прочно укореняется ико-нопочитание. Уже с давних пор существовавшая против него оппозиция на сей раз оказалась совершенно бессильной. Культ этот продолжал существовать, а когда некоторые императоры подняли против него борьбу, то это привело к ожесточенным спорам. Борьбу против икон открыл Лев III Исавр. В 726 году, на десятый год своего правления, он неожиданно издал против них эдикт, признавая иконопочитание несовместимым со Св. Писанием… Некоторые епископы, как-то: Константин Наколийский во Фригии, Фома Клавдиопольський и Феодосии Ефесский одобрили его образ действий… Смерть императора не изменила курса политики. Правда, его зять Артабаз, который, опираясь на ободрение народа, надел на себя корону, восстановил иконопочитание. Но сын Льва III Константин V Копроним после отделения своего зятя (743 г.) еще с большей энергией стал продолжать дело своего отца. Последнее должно было тогда получить соборную санкцию. В самом деле, Константинопольский собор 754 г., величавший себя седьмым вселенским, объявил иконопочитание дьявольским делом и новым идолопоклонством».
«Большие изменения наступили при ближайшей смене престолонаследия. Императрица Ирина немедленно разрешила иконопочитание, как только после смерти своего супруга, вследствие малолетства ее сына Константина VI, бразды правления перешли в ее руки. Спустя некоторое время для полного восстановления церковного мира она решила созвать общий собор. Патриарх Тарасий поддерживал ее изо всех сил. После того как собрание в Константинополе (786 г.) было сорвано иконоборчески настроенной армией, собор состоялся в 787 г. в Никее и на основании предания высказался за иконопочитание. Вопреки поклонению, приличествующему одному Богу, иконопочитание было определено как чествование, почитание… Между тем собор не только у франков, но и на самом востоке был поставлен под сомнение. Будучи того убеждения, что иконопочитание явилось причиной несчастий, постигших его предшественников в войне с неверными, Лев Армянин в 815 г. возобновил иконоборство… Но когда, за малолетством сына последнего Михаила III, регентство перешло к его матери, Феодоре, супруге Феофила, то она, по примеру Ирины, вернула иконам их прежнее положение. Иконоборческий патриарх Иоанн был заменен Мефодием и в воспоминание восстановления икононочитания был установлен праздник православия (первое воскресенье великого поста)».
Таким образом, только к концу IX вена иконы были окончательно введены, причем исключительно на основании предания, как и говорит история Христ. церкви, а не на основании Писания, т. е. это почитание было введено желанием христиан угодить Богу, основанном на их чувствах и умозаключениях и не сверяясь в этом случае ни с Законом Божиим, ни с Его волей. С тех пор и до наших дней существует культ почитания и поклонения иконам, главным образом в католическом и православном христианстве. Русская же православная церковь приняла греческую веру в 988 г., т. е. тогда, когда в греческой церкви завершилось уклонение от библейского учения, когда там уже привились постановления всех соборов, когда предания и человеческие постановления взяли верх, несмотря на то, что Христос говорит: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» — Матф. 15:3. Ко времени русского князя Владимира, в княжение которого и случилось принятие славянами, жившими на русской равнине, греческой веры, почитание изображений в ней было уже в полном разгаре. Так что ходоки князя, посланные удостовериться в истинности греческой веры, побывав в греческом храме, не знали, где находились: на земле или на небе. Повлияли на них великолепие и пышность, вошедшие уже в обычай христианского богослужения вопреки апостольской простоте. После этого русский народ, вместо имевшихся у него кумиров и истуканов: Перуна и других, получил более изящные и благообразные греческие изображения, так называемого византийского письма, которое им и до сего времени высоко ценится.
Такой метод обращения язычников в христиан, конечно, самый легкий и не требует особых усилий. В самом деле, гораздо легче низвести Бога до понимания совершенно несведущего в Писании человека, дав ему видимое изображение невидимого Бога, чем учить этого человека Слову Божию и возвышать его ум до правильного понимания истинного живого Бога, Творца всей вселенной, Который живет в неприступном свете и не требует служения рук человеческих, как бы имея в чем нужду, Сам дая всему жизнь, дыхание и все (Деян. 17:22-30).
Итак, мы рассмотрели, как случилось такое большое несчастие в духовной жизни нашего народа, а именно противозаконное почитание икон, которое тянется вот уже на протяжении целого тысячелетия. Пусть же Господь поможет каждому искренно верующему пересмотреть этот важный вопрос исключительно на основании библейского учения, которое одно истинно и верно и которое не может никого ввести в заблуждение, но, наоборот, очищает нас от всякой человеческой неправды и греха, как и Христос сказал в Иоан. 15:3: «Вы уже очищены чрез Слово, которое Я проповедал вам». Итак, если Иисус Христос ищет Себе истинных поклонников, то пусть умножается число таковых, ибо это угодно нашему дорогому Господу и Учителю Иисусу Христу, чтобы люди поклонялись Ему в духе и истине. Аминь».
Проблема истинного Богопочитания напрямую связана с вопросами: Какая церковь истинная? Как ее найти? Именно на эти вопросы отвечает статья «Церковь Христа».
Церковь Христа
Вопрос о истинной Христовой церкви всегда был и есть вопрос серьезный. Еще в первые века нашей эры замечались споры и разделения по этому вопросу. С течением же времени они все больше увеличивались, в результате чего возникали все новые и новые движения. Одни из них, просуществовав короткое время, умирали, другие существовали более долгое время, разделяясь в свою очередь на несколько оттенков. Таким образом, христианская церковь, просуществовав вот уже около двух тысяч лет, настолько раздробилась, что человек, желающий разобраться в истинности разных ее течений, не только приходит в недоумение, но теряет вообще веру в существование истинной Христовой церкви.
Когда интересующийся человек начинает знакомиться с этими различными церквами и ходить на их молитвенные собрания, он с внешней стороны видит их одинаковыми, т. е. что они все руководствуются одной и той же Библией и верят в одного и того же Бога.
Когда же он ближе знакомится, то замечает разницу как во взглядах на догматические вопросы, так и в жизни отдельных лиц. Все это часто являясь явно ошибочным и непривлекательным, отталкивает человека, который ходит от одной церкви к другой и, не находя себе удовлетворения, приходит к заключению: наверное, истинной Христовой церкви вообще не существует.
Другие, более свободомыслящие, приходят к убеждению, что всякая религия хороша; т. е. безразлично членом какого движения вы являетесь, лишь бы вы были искренно верующим человеком и будете спасены. Ведь это разделились люди, а Христос, наоборот, молился о единстве. Иоан. 17:21; и через ап. Павла пророчествовал, что наступит время, когда все придут в единство веры. Еф. 4:13.
Больно становится, когда смотришь на людей, не нашедших вечной истины.
К потерявшим веру в существование истинной церкви Христа пророк говорит здесь: «Остановитесь и рассмотрите». Это значит: прервите свое направление жизни и, оторвав свои взоры от повседневных житейских интересов, направьте их на окружающую вас жизнь и происходящие в природе явления. Из этого вы можете извлечь познание основного принципа непреложного существования на земле церкви Христа, чрез которую Он спасет каждого грешника. Например, вы приходите в магазин детских игрушек. При виде последних вы поражаетесь их обилием, разнообразием и красотою. Все они пестры и интересны. Вы не знаете, на какой из них остановить свой взор. Ну я помогу вам. Вот висит чудное, краснобокое яблочко. Своею красотой оно невольно вызывает аппетит. С каким наслаждением скушал бы его, но, к великому сожалению, его есть нельзя, т. к. оно деревянное. Но, как это яблочко, так и все вообще игрушки учат нас, что все они есть не что иное, как естественные подделки под естественные предметы окружающей нас природы и жизни. Ведь никто из видевших искусственные яблоки не допускал и мысли, что в саду растут деревянные яблоки, но мысли их невольно перебрасывались на яблоки естественные; и слюнные железы, усиленно работая, в обильной мере выделяли слюну для переваривания этого приятного плода. Но как печально, что при встрече искусственных христианских церквей парализуются у человека мысли и ум отказывается соображать, что если наблюдаемая им церковь и оказалась ложной, то, наверное же, есть настоящая, по форме которой и сделали эту. Ведь здесь заложен вечный принцип, сформулированный в коротком изречении: «Всякая ложь говорит о истине». Не было бы лжи, если не было бы истины.
Подделка мыслима лишь тогда, когда есть подлинное. И никто не станет подделывать то, что не имеет ценности. Фальшивые деньги, существующие во всем мире, лучшее доказательство наличия действительных и имеющих цену денег. Так точно обстоит дело и с церковью Христа.
Если мы встречаем ложные христианские течения, это еще далеко не значит, что нет истинного. Пусть даже из 100 — 99 будет ложных, и то нечего пугаться, т. к. истинных церквей у Христа не больше одной, все же остальные — не что иное, как искусственная человеческая подделка. Они только с внешней стороны похожи на истинную, а качество их совершенно другое.
Что же касается признающих всякое течение хорошим, то здесь надо сказать, что это противоречит не только Св. Писанию, но и здравому смыслу. Во-первых, нет во всем Св. Писании ни одного текста, говорящего за такое равноправие и единство разделения. Если же в таких случаях пользуются местами Св. Писания (Иоан. 17:21 и Еф. 4:13), то это грубо ошибочное применение и извращение текста. В обоих случаях Христос не говорит о единстве разделившихся христианских течений, а о единстве Своей церкви, оставляя которую Он привел в организационный порядок, назначив в ней: апостолов, пророков, евангелистов, учителей и т. д. Во-вторых, такое понятие противоречит пророчествам Св. Писания, определенно говорящим не о единстве, а, наоборот, о разделении. Матф. 24:5,11; 1 Тим. 4:1-3; 2 Тим. 4:3-4. В-третьих, такое понятие обессмысливает пророческий призыв Господа о выходе из ложных течений. Откр. 18:4.
Затем оно противоречит одному из главных признаков церкви Христа, а именно единству церкви. 1 Кор. 12:13; 1:10.
Вы спросите, как же определить среди такого множества христианских церквей, истинную церковь Христа?
На это отвечу словами того же пророка: «Расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим».
Церковь Христа есть самый древний путь, созданный Господом для спасения человека, и он лежит здесь, на нашей земле от начала ее существования. Самым лучшим справочником для определения этого пути есть Библия. Она не только укажет его направление, но и признаки. Поэтому всякому, желающему найти спасение, надо обратиться к ней. Беря свое начало с Едема и просуществовав до 1-го пришествия Христа, церковь Христова вновь создается (Матф. 16:18) и увековечивается до второго пришествия. Имея много признаков, она облегчает поиски ищущему. Во-первых, Христос сказал о Своей церкви: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты как голуби» Матф. 10:16. Этими словами Христос определяет внешнее положение церкви на земле, из чего видно, что церковь Христа не может занимать в мире господствующего или государственного положения, и всегда будет гонима и презираема. Грубую ошибку делают те, которые истинность церкви определяют по внешности, как это сделал некогда киевский князь Владимир. Истинность церкви заключается не в пышности богослужения и художественности пения, не во внешних красивых облачениях и высоком положении в мире. Все это ап. Павел порицает, говоря: что все это только имеет вид благочестия, силы же их отрекшиеся, таковых удаляйся. 2 Тим. 3:5. Истинное же благочестие церкви не в привлекательной ее внешности, а во внутренней духовной красоте. Так об этом воспевал Давид: «Вся слава дщери Царя внутри». Пс. 44:14. Царящие в ней: мир, любовь, вера, терпение должны быть отражением Божественного характера ее главы — Христа. Внешнее состояние Христа должно быть внешним состоянием Его церкви. Пророк Исайя говорил о Христе: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели Его и не было в Нем вида, который бы привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Ис. 53:2-3. Христос же, исполнивший это пророчество в Себе, говорит: «Раб не больше Господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Иоан 15:20.
Во-вторых, церковь Христа должна иметь определенное основание для времени своего существования и должна знать об этом. Таким основанием всегда являлось пророческое слово. Так например, когда проповедовал Иоанн Креститель, то Иисус Христос свидетельствовал о Нем, что он есть тот, о котором написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Матф. 11:10. Когда Иисус Христос вышел на Свою миссионерскую работу, Он положил в основу Своего Божественного посланничества сказанное о Нем пророчество Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Лук. 4:17:21. Вследствие этого христианские течения, знающие, что для существования церкви надо иметь пророческое основание, стараются приоб-ресть его. Но так как основание бывает одно, а течений много, то в силу необходимости, всем течениям, за исключением лишь одного, и приходится брать основания ложные, дабы только не слышать порицания: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали: Я не говорил им, а они пророчествовали». Иерем. 23:21. Так например, православие в доказательство своей истинности берет иерархиальную нить, начинающуюся со времени апостолов. Иеговисты берут пророчества, сказанные о Христе, на себя. Реформисты не находят подходящих пророчеств в Библии, берут пророчества с. Байт, якобы пророчествовавшей о их возникновении. Истинная же церковь Христа последнего времени, безусловно, должна иметь библейское основание, и она имеет его в пророческом слове. Откр. 14:6-12; Дан. 12:4; 8:14.
В третьих, церковь Христа должна иметь такое внутреннее устройство, какое установлено в ней Самим Христом, т. е. в ней должны быть: апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учители и т. д. Еф. 4:11.
Затем церковь Христа, последнего времени, должна быть одной всемирной организацией, а не организацией явочного характера, распространяющейся лишь на одну страну, или даже лишь на несколько губерний, т. к. Христос пророчествовал, что Его церковь ко времени Его второго пришествия должна пронести весть Евангелия по всему миру. Матф. 24:14. Евангелие это должно быть соответствующим времени. Господь имеет духовную пищу на всякое время. Матф. 24:45. На наше время Господь также оставил пищу. Об этом говорит нам пророк Даниил 12:4 и Иоанн в Откр. 14:6-12. Вот это-то Евангелие и должно возвеститься в последнее время.
Далее церковь Христа должна соблюдать заповеди Божий, и все без исключения. 1 Иоанн. 5:3; Иак. 2:10-12. Это ее делает мудрой и способной к пониманию глубоких истин Св. Писания, о чем говорит Давид: «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех исполняющих заповеди Его». Пс. 110:10.
Церковь Христа должна обладать также духом пророчества. Откр. 12:17; 19:10. Непонимание пророческих книг многими христианскими течениями обнаруживает отсутствие у них духа пророчества, как необходимого средства к разоблачению Божественных тайн пророческого слова. Уже этим они лишают себя одного из главных признаков истинной церкви Христа.
И наконец церковь Христа должна обладать единством духа убеждения, взгляда и мыслей. 1 Кор. 12:31; 1 Кор. 1:10. Таким образом, церковь, имеющая все вышеуказанные признаки, и будет истинной женой Христа. Она будет носительницей Божественного света (Матф. 5:14), Ангелом последнего времени. Откр. 14:6-12, исполнительницей великого Божьего плана спасения грешников. Матф. 18:18; 24:14.
Она будет самоотверженной защитницей и распространительницей вечной Божественной правды. Лишь она будет героиней Божественной песни Соломона: «Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?».
На страницах журнала была также широко представлена и христианская адвентистская поэзия. Это замечательные стихотворения Ольги Гончаровой, Евгении Шарыпановой, Андрея Дудко, Владимира Теппоне, Яна Вильсона. Каждая из их судеб удивительным пророческим образом была отображена в их стихах. Так, мог ли знать Андрей Дудко, писавший своего знаменитого «Еретика», что пройдет 20 лет, и он испытает на себе, что значит быть еретиком в отношении к идеологии правящего режима. Свое служение Богу Андрей начинает в начале 20-х годов на Винничине, а затем — в Харькове, проявив уже тогда качества искреннего христианина и глубокого проповедника. «Несомненно, он был одним из талантливых проповедников АСД, много читал, самосовершенствовался, был искренним и глубоко убежденным христианином, прекрасно владел словом; его проповеди отличались не только всесторонним знанием Священного Писания, адвентистского вероучения и других вероисповеданий, но и широкой эрудицией и общей всесторонней компетенцией, включая и научные элементы и концепции. Поэтому его проповеди и беседы отличалисьтакже оригинальными толкованиями и суждениями. Это был смелый и толковый диспутант, со страстными полемическими тенденциями, поэтому он в разных городах принимал активное участие в диспутах, особенно с баптистами, и в мирных беседах по любому вопросу религии. Он всегда был достойным и неотразимым собеседником, с верующими и неверующими, со всеми был равным, по-братски простым, обходительным и сердечным». На VI Всесоюзном съезде Дудко был рукоположен в сан проповедника и вскоре стал нести служение в Москве. В 1930-е годы он был репрессирован и после выхода из тюрьмы уже не мог официально осуществлять служение. В годы войны был в Мариуполе, работая на одном из заводов. По ее окончании переезжает в Ковель. Вскоре через своих родных узнает, что власти его разыскивают с целью вновь сослать в лагеря. В эти годы Дудко живет в Кове-ле по документам своего брата из Москвы, который, работая в органах, дает Андрею документы. В те годы, находясь на грани нового ареста, Дудко продолжает проповедовать, проводить занятия с молодежью. Старые члены ковельской церкви с любовью вспоминают его проповеди, которые он читал в общинах под Ковелем и, в первую очередь, в Пожарках. В середине 1950-х годов у Дудко во время отдыха на Кавказе случается инсульт. Приехав в Москву, он вскоре умирает. Так более двадцати лет он должен был, как первые христиане, скрываться только за то, что верил в Бога. Его жена, переехав после этого в Одессу, была примерным членом церкви, умерев около 1980 года. Трагично сложилась и судьба другой адвентистской поэтессы Ольги Карловны Гончаровой. Родившись около 1900 года в семье известного адвентистского пастора Карла Александровича Рейфшнейдера (1869-1929), она с детства видела пример посвященного служения своего отца, обслуживающего общины в Венгрии, Латвии (Лиепае), Сибири, Харькове. В страшные годы Гражданской войны она вместе с отцом находилась в самом ее эпицентре — на Украине. Перед глазами худощавой, красивой, с быстрыми черными глазами, юной девушки2 совершались страшные убийства, еврейские погромы, изнасилования, грабежи, публичные повешения, расстрелы. Но вместе со всеми этими ужасами она видела и примеры Божьей любви и защиты Своего народа. Все виденное побуждало ее начать писать свои величественные стихи, в которых удивительно переплетались прошлое, современное и будущее. В страшных сценах истории прошлого она пророчески видела и события своих дней и последнего времени. В середине 20-х годов она выходит замуж за проповедника А. Гончарова, став ему прекрасной помощницей в его служении. В 1929 году у нее на руках в Киеве умирает ее отец, пастор Рейфшнейдер. Вскоре после его смерти она вместе с мужем под угрозой ареста переезжает в США. Но и там они продолжают нести служение Богу и людям. Ольга переводит и редактирует много духовной литературы на русском языке, принимает участие в подготовке телерадиопередач для русскоязычной аудитории. Словом, она всегда оставалась такой же энергичной, быстрой, как и в юности. Переписываясь с оставшимися в СССР своими друзьями, она всегда просит их присылать ей в конвертах почтовые марки, деньги с продажи которых в США она вкладывает в евангелизацию. Старый проповедник Т. Сидоренко с супругой вспоминает сегодня те теплые письма и фотографии, которые им присылала из Америки Ольга Гончарова и которые они передали автору этих строк во время его работы над данной книгой. Ольга умирает со своим мужем около 1985 года, сохранив до последних дней любовь к своей родине, куда она так и не смогла вернуться, но где всегда оставались и читались ее прекрасные стихотворения. Другие известные адвентистские поэты того времени — пасторы Ян Янович Вильсон, Владимир Михайлович Теппоне, Василий Савич Дымань погибли в страшные 1930-е годы в застенках и лагерях НКВД. О судьбах этих людей мы писали выше, а также в наших предыдущих работах (Опарин А. А. Псалмы, написанные кровью. Харьков: Факт, 2007; Опарин А. А. Юбилейный год. Очерки истории адвентизма в Харькове. Харьков: Факт, 2006). Трагически сложилась судьба и поэтессы Евгении Шарыпановой, потерявшей сына и ставшей свидетельницей страшного разгула террора. Но даже тогда она продолжала сохранять удивительную теплоту и обаяние. Вот как пишет о ней уже цитированный нами Гарин: «В 1934 году впервые я познакомился с этой обаятельной, глубоко верующей женщиной, можно сказать, религиозной поэтессой, в г. Ленинграде, куда я приехал работать врачом. Я встретился с ней на собрании АСД, и она пригласила меня посетить ее. Она приняла меня с особой мягкостью и любезностью. Наружность ее, одежда, как и она сама, скромна. И при первой же встрече она произвела на меня самое лучшее впечатление. Эта женщина с богатым духовным содержанием и дарованием. И этот в ней Божий дар остался для многих памятным… Беседы с ней оставили во мне глубокое впечатление. Она была полна любви и сострадания к людям, к горю народному и всегда была готова отозваться участием». Издание «Благо-вестника» было запрещено властями в конце 1928 года, когда вышел последний его номер. Другой адвентистский журнал «Голос истины», издававшийся в Москве, пережил «Благовестник» всего на 2 месяца, перестав выходить в феврале 1929 года. Но именно в это время, в конце 1928 года, в Латвии, в Риге выходит первый номер нового адвентистского журнала «Обзор мировых вопросов», номера которого, минуя все преграды спецслужб, попадают в СССР, где становятся прекрасным духовным подкреплением для церкви, вступившей в страшный период сталинских гонений. Итак, перенесемся из строящего коммунизм Союза в буржуазную Латвию 1928 года.