Библиотека soteria.ru
Победившие время
Алексей Опарин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 12174 Все тексты автора Алексей Опарин
20. Во владениях епископа Альберта
За свою долгую историю латышская земля видела много страданий и слез. Благодаря своему прекрасному географическому расположению эти земли в различные века становились объектом для вражеских нашествий, самым страшным и длительным из которых было начатое еще в конце XII века вторжение крестоносцев, выжигавших огнем и мечом земли ливов, куршей, земгаллов, латгаллов. При этом христианизация этих племен была лишь поводом для захвата их богатых и выгодно расположенных земель, которые должны были еще стать и плацдармом для дальнейшей экспансии на Восток, на Русь. Латышские племена сжигали заживо, закапывали в землю, зверски пытали. И все это делалось по указке и благословению епископа Альберта, основавшего в начале XIII века город Ригу и заложившего основу немецкой колонизации всей Прибалтики. При этом в строящихся немцами городах латышам запрещалось селиться, и вообще на протяжении всего немецкого господства, вплоть до XVII века, латыши были людьми второго сорта. Так, «в городах латыши принадлежали к низшим слоям населения, в торговле они могли заниматься только подсобными работами — становились весовщиками, носильщиками, грузчиками; латышей не принимали в гильдии, они не имели права создавать ремесленные цехи и приобретать недвижимость». Существовавший на их землях Ливонский орден вписал много кровавых страниц в хронику средневековья. Страшным смерчем по землям Латвии промчались и войска Ивана Грозного, также нещадно выжигавшего эти земли. Вскоре после этого данные территории переходят в состав Швеции, а с 1721 года включаются в состав России, которая впервые создает приемлемые условия жизни для местного населения. Бурные события 1917 года всколыхнули и Латвию, где в этот период образовывается, как и в других регионах империи, бесчисленное количество партий, которые в тот период, несмотря на существенные расхождения в программах, выдвигали лозунги: «Свободная Латвия в свободной России», т. е. о независимости государства вопроса еще никто не ставил. И только после того, как стало ясно, что Временное правительство не желает создавать даже автономии, стали раздаваться голоса в пользу провозглашения независимости. Данные тенденции усилились еще более после Октябрьской революции, когда стало понятно, что прежней России, и тем более России демократической, уже не будет. Наконец 18 ноября 1918 года провозглашается независимость Латышского государства. Однако до реальной независимости было еще далеко, ибо ни кайзеровская Германия, ни Антанта, ни большевистская Россия, ни Белое движение не желали видеть Латвию независимой. И только столкновение этих гигантов и их взаимоисключающие интересы позволили латвийскому народу обрести подлинную независимость, официально признанную ведущими европейскими державами лишь 26 января 1921 года. Уже через год в стране была принята первая Конституция — Сатверсме, в которой, между прочим, не было никаких законов, отнимающих гражданство у нелатышей по национальности или каких-либо требований для его получения только после сдачи экзамена по латышскому языку и истории Латвии. Кстати, и это признают даже ультраправые историки Латвии, вплоть до 1934 года депутаты парламента могли говорить и на русском, и на немецком языках. По этой же Конституции Латвия провозглашалась парламентско-президентской республикой, в которой реальную исполнительную власть имел кабинет министров, даже обладающий правом издавать законы в период каникул парламента, а президент, выступая как гарант Конституции, имел право на роспуск парламента в случае кризиса. Первое десятилетие Латышской государственности — 1920-1930 годы — называют эпохой хороших лет. И действительно, это было очень спокойное и в политическоми экономическом плане время. Страна, преодолевая кризис, вызванный Гражданской войной, медленно строила демократию, гарантировавшую свободу собраний, союзов, вероисповеданий, печати. Это время отличалось национальной терпимостью. Более того, на празднествах, посвященных 10-летию независимости, в 1928 году, президент Латвии Густав Земгалс (1871-1939) особо подчеркивал, что «Латвия — это государство народов Латвии». И именно в этот год в Риге начинает издаваться новый адвентистский журнал на русском языке «Обзор мировых вопросов». У истоков создания этого журнала стояли две эпохальные личности в истории не только русского, но и мирового адвентизма: Фео-фил Феофилович Бабиенко (1885-1980) и его ученик Павел Андреевич Мацанов (1903-1989). Как мы уже упоминали выше, Бабиенко приезжает в Прибалтику из Харбина и возглавляет там Балтийский унион, включающий адвентистские церкви, расположенные на территории Латвии, Литвы и Эстонии. Прекрасный администратор и проповедник, Бабиенко в течение последующих лет делает очень многое для становления там адвентистской церкви, встречая иногда и непонимание, а порой и национализм некоторых местных служителей, предпочитающих более быть маленькими феодалами, чем работать в единой церкви. Но все эти единичные случаи не препятствуют той великой работе, которую совершает Бабиенко в Прибалтике. Вскоре по своему приезду туда его опытный пасторский глаз останавливается на молодом преподавателе адвентистской семинарии Сужи, расположенной под Ригой, Павле Андреевиче Мацанове. Последний родился в 1903 году в местечке Мокшаны под городом Резекне в многодетной семье фермера. Закончив резекневскую гимназию, он поступает на филологический факультет Рижского университета, во время учебы на котором знакомится с адвентистским учением на одной из лекций, которые проводил тогда пастор Ян Бир-зинып, который в лекционном зале сразу выделил внимательно слушающего его молодого человека. Бирзинын захотел встретиться с ним, но Мацанов уходил сразу же после лекции. И тогда Бирзинын разрабатывает интересный план. Когда Янис Бирзинын проводил евангелизационные собрания в Резекне, где он в то время был проповедником местной общины АСД, на семинар приходили многие люди, и среди приходящих Бирзинын заметил одного юношу, который приходил на собрания всегда в костюме, с Библией и живо следил за ходом лекции. Бирзинын хотел с этим юношей поговорить после лекции, но ему это никогда не удавалось, потому что, как только в конце встречи звучало Аминь, юноша тут же спешил к выходу и Бирзинын не успевал с ним даже поздороваться. Тогда Бирзинын придумал вот такую хитрость. Там, в церкви, недавно крестились три девушки. Бирзинын попросил их, чтобы они, когда этот юноша снова придет на лекцию семинара, сели рядом с ним по оба конца скамьи так, чтобы по окончании у него не было возможности в спешке уйти из помещения, и Бирзинын смог бы познакомиться с этим юношей . Девушки так и сделали. Как только в начале занятия юноша вошел в помещение и сел, они подсели к нему по оба конца скамьи. Окончилось собрание, и прозвучало Аминь. Юноша спешил покинуть помещение, но по обоим концам скамьи сидели девушки, которые, как бы не обращая на него внимания, не давали ему пройти. Таким образом девушки задержали юношу. Бирзинын успел подойти к нему и познакомиться. Этим юношей оказался П. А. Мацанов. Его очень интересовала Библия. Дальше у него были библейские уроки у Бирзинына, подготовившие его ко крещению. В 1924 году Мацанов и еще несколько членов его семьи принимает крещение и вскоре поступает в Адвентистскую семинарию Сужи, по окончании которой остается там преподавателем русского языка (см. Опарин А. А. Когда плачут сосны. Харьков: Факт, 2007). Именно там он и знакомится с приехавшим из Харбина Бабиенко. Последний, имея уже богатый опыт издательского служения, предлагает Мацанову издавать журнал. Павел Андреевич очень загорается этой идеей и после размышлений и молитв разрабатывает принципы и стратегию нового журнала, который по своей структуре и тематике мог бы соперничать с ведущими аналитическими светскими журналами и в то же время выступать и как духовно-назидательное издание. Это был уникальный журнал в мировой религиозной журналистике. Уже само его громкое название «Обзор мировых вопросов» говорило о многом. Обзор и анализ событий в мире политики, религии, экономики в контексте библейской истории, философии и пророчеств стали его задачей. В предисловии к первому номеру, вышедшему в конце 1928 года, Бабиенко написал следующее: «Дорогой читатель, очень много вопросов встречается нам на нашем жизненном пути, и все они чрезвычайно важны; но, к сожалению, не на все мы получаем ответ. Наше сердце волнуется, и наш разум ищет его; но вокруг нас все молчит, как бы желая этим побудить нас к еще более усердному исканию. Мы ищем ответа у мудрых людей, но они нам говорят, что и они его не имеют и сами находятся в большом недоумении и ожидают чего-то катастрофического. Весь мир находится в возбуждении от событий последних лет. Шатается все, и устойчивого нет ничего. Страх объял все народы, и они все готовятся к защите. От кого же защищаться? — От самих себя. Была еще маленькая надежда, что времена изменятся и обстоятельства улучшатся, да и та уже исчезает. Жизнь тяжела, а на улучшение ее надежды нет. Чего же ожидать в конце концов? Наступит ли пора отрады и успокоения в жизни? Кто может создать из этого разбитого, озлобленного и эгоистического человечества одну счастливую семью? Вот именно тот вопрос, на который желательно получить ответ. Мы прислушиваемся к разным идеям и толкам, но замечаем, что они между собою не согласуются. Но ведь существует же ответ? Есть же какой-то выход из нашего положения? — Да, ответ есть, есть и выход из нашего положения. Но не от человека ответ и не от людей зависит дать выход из трудного положения. Нам должно обратиться к Некому, Кто больше нас, людей; к Богу, к Тому, Кто от начала предначертал для нас план счастливой жизни, и который, тем не менее, отвержен людьми. Человек отверг предначертанный Богом план жизни, потому что пожелал пойти по пути своей собственной воли. В настоящее же время уже мало кто и знает тот путь, по которому Бог желает, чтобы человек шел. Не удивительно, что и весь строй жизни вследствие этого пошел криво и теперь готов обрушиться. События наших дней полны великого значения, и нам должно их уразуметь. Цель издания журнала «Обзор мировых вопросов» и состоит в выяснении значения событий, чтобы понять время, в котором мы живем, предостеречь многих от величайшей катастрофы в этом мире и дать успокоение ищущей душе». И эти важные и сложные задачи журнал прекрасно выполнял на протяжении всех лет своего выпуска. Журнал издавался в 1929 году 4 раза в год (в 1928 году вышел один номер), с 1930 по 1936 год — 6 раз в год, вплоть до 1937 года, когда были изданы только два номера, после чего выпуск журнала будет властью запрещен, о чем будет сказано ниже. Также каждый год выходил один так называемый «Жатвенный номер» этого журнала, в котором делался обзор проповеди адвентистской вести во всем мире. Также с 1934 по 1937 г. вышли специальные номера (№ 3 за 1934 г., № 2 за 1935 г., № 2 за 1936 год и № 2 за 1937 г.), посвященные матери. Каждый номер журнала обычного выпуска, помимо аналитических и богословских статей, а также работ, посвященных вопросам библейской археологии и истории, имел рубрики «Семья и воспитание» и «Охрана здоровья», в которых на основании Библии и достижений современной медицины освещались вопросы здоровья и его профилактики. Сам журнал издавался в Риге, имея издательство в помещении Адвентистской церкви, расположенной в самом центре города по адресу Brivibas iela, 11 (тел. 27823), а печатался в типографии Valtera un Rapas по адресу Brivibas iela, 129/133. Стоимость журнала на год составляла 1,5 лата. При этом на журнал можно было подписаться на трех континентах по следующим адресам:
Гельсингфорс (Helsinki) Финляндия. «Aikain Vartija» Anegatan, 7.
Таллин (Tallinn), Эстония. Merepuiestee, 14-a.
Каунас (Kaunas), Литва. Издательство «Уола», Tulpiu g-ve, 5.
Варшава, Польша. Polski dom nakladowy, Tureska, 1.
Бухарест, Румыния. «Cuvantul Evangheliei» st. Mitrop. Ghena-die Petrescu, 116.
Brno-Kralovo Pole, Чехословакия. «Adventni Nakladatelstvi».
София, Болгария. Издательство, ул. Солунска, 49.
Белград, Югославия. Издат. «Preporod», Zeleni Venec br. 1.
Brookfield, Illinois U. S. A. Pacific Press Publ Association.
Харбин, Манжу-ди-куо, Китай. Почтовый ящик № 20.
Гамбург, Германия. Grindelberg 15-a (Verlagshaus).
На протяжении десяти лет журнал прекрасно распространялся во всем мире, являясь своеобразной визитной карточкой адвентистской церкви, проповедующей полноту библейского учения на тех землях, где когда-то епископ Альберт насаждал религию обрядов и ритуалов костром и мечом. Итак, что же собой представляли статьи этого журнала? Так, в одной из них под заглавием «Встреча Востока с Западом в Палестине» на основании Библии, ее пророчеств и истории проводится анализ противостояния между Востоком и Западом, апогей которого приходится уже на наше время.
«Встреча Востока с Западом в Палестине
Три рода семени дают свои ростки на востоке в настоящее время. Созревание этого посева ознаменуется ужасным столкновением с Западом, которое произойдет в Палестине. Одним из этих семян является расовая ненависть.
Население Запада: Европы и Америки, составляют преимущественно белые, между тем как население Азии и Африки — цветнокожие. Весь мир разделяется на два противных лагеря: цветной и белой расы, причем цветная — своею численностью превышает белую вдвое: белое население во всем мире равняется приблизительно 555 000 000, а цветное достигает 1 200 000 000.
Господство белых усиливается.
Тысячу лет тому назад белые еще не владели Европой, которую заняла кавказская раса четыреста лет тому назад; а цветнокожие владели остальным миром. С развитием же промышленности и с изобретением взрывчатых веществ, великие державы За-пада территориально распространились, так что в настоящее время управляют восемью девятыми мира, населенными цветнокожими. Из 53 000 000 квадратных миль обитаемых пространств земного шара под властью цветных правительств находится менее 6 000 000 квадратных миль. Составляя менее половины населения мира, белые управляют территорией в восемь раз большей, чем управляется цветными расами. При нынешнем пробуждении цветных рас и при употреблении ими оружия Запада такое положение вещей не может удержаться. А так как Палестина представляет собою мост между Азией и Африкой с ее прилегающими территориями и составляет естественный коридор из Европы в Азию, то очевидно, что во время великого расового столкновения Палестина окажется в его центре.
Многие проницательные умы, глубоко изучившие эту мировую проблему, определенно высказали свое убеждение относительно неизбежности расового столкновения Востока с Западом. Лотроп Стодард в своей книге «Возрастающая волна цветной расы» говорит: «Мы стоим перед кризисом, величайшим кризисом веков… Мы должны прийти к какому-либо соглашению между белым миром и пробудившейся Азией. Мы, белые, должны оставить нашу необоснованную уверенность в постоянном господстве над Азией, и азиатам следует оставить свои мечты о переселении на земли белых. Если не придем к такому соглашению, мир будет вовлечен в расовую войну гигантских размеров, войну на смерть».
Сэр Киприан Бридж, британский адмирал, заявляет: «Существует только одна проблема, это — проблема грядущего столкновения между двумя половинами человеческой расы: белой и цветной. В этом столкновении Азия может выставить около тысячи миллионов своей армии против пятисот миллионов белых».
Вторым фактором, подлежащим нашему рассмотрению, является соперничество из-за политического первенства. Восток возмущается политическим и территориальным вмешательством Запада. Подчиненные народы Востока мечтают о дне, когда они сбросят иго западных, христианских народов. Их лозунг: «Азия для азиатов». Приводим слова из книги: «Восстание Азии»: «Мы подошли к концу мирового господства белого человека. Если он уступит перед этой исторической эволюцией, он спасет свой мир и мир азиатов. Если он будет упорствовать, он, по всей вероятности, погубит тот и другой». Палестина, которая находится на самой крайней границе Азии и которую христианский Запад решил ни за что не уступать магометанам или языческому господству, очевидно, будет местом борьбы за политическое первенство Запада или Востока; последнее столкновение произойдет на Святой Земле, в точности, как было предсказано древним пророком, предрекавшим Армагеддон, мировую войну. Религиозная озлобленность.
Третий фактор, это — религиозная озлобленность. Восток и Запад и в религиозном отношении противоположны друг другу. Запад считается христианским, между тем как народы на восток от Палестины — магометане или нехристиане — прямая противоположность Западу. Это различие в вере только усиливает чувство вражды и озлобленности против белых. Из исключительного отношения к Палестине христиан, также ясно вытекает, что, когда эти две великие части мира встретятся для решительного боя, Палестина окажется в центре его.
Интересный факт: пророчество в Откровении 16:12-16 ясно указывает, что произойдут осложнения на Ближнем Востоке, которые поведут к величайшему столкновению народов в этом уголке света, и что державы Дальнего Востока двинутся на запад, чтобы принять участие в этом столкновении. Совершенно так же люди, лучше всего осведомленные о положении дел на Востоке, говорят, что мир приближается к гигантскому столкновению народов: христианского Запада и нехристианского Востока. Такое предсказание эти люди делают только на основании хода международных политических событий, без всякой связи с древнебиблейским пророчеством.
Ложное религиозное учение и религиозный антагонизм также сыграют не последнюю роль в привлечении народов в Палестину для окончательного боя. Так, в Откровении 16:13-14 говорится, что «три нечистых духа» из уст трех великих отступнических религиозных властей: «дракона», «зверя» и «ложного пророка»… «творящие знамения… выходят к царям земли, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя». Это писание нам ясно говорит, что сатана и его воинство будут невидимыми руководителями армий народов, которые сойдутся в Палестине для последнего сражения. Но, как всегда, сатана примет вид светлого ангела (2 Коринф. 11:13-15) и придаст вид этому походу, как бы совершаемому за Христа и за христианство. Ослепленные народы проникнутся идеей, будто собираются в Святую Землю, чтобы сражаться за Христа; на самом же деле они будут водимы сатаною в борьбе против Христа.
Сатана направит особое усилие, чтобы повлиять на людей и чрез людей, побуждая к этому «великому крестовому походу» в древний Иерусалим и в Святую Землю. Они будут внушать правителям и народу, что этого требует христианство для спасения мира и для установления ожидаемого царства Христова из древнего Иерусалима, чтобы таким образом вступить в тысячелетнее царство мира и справедливости. Что же другое могло бы послужить столь действительным побуждением собраться всем в Палестине, как не пожар религиозного энтузиазма и возбуждения? Религиозное исступление.
Мы отчасти уже видели во время Мировой войны, до какого исступления и безумия доходят люди, которых мы считали вполне уравновешенными и сдержанными. Чего же ожидать от грядущего, титанического, Армагеддонского боя в Святой Земле, когда народы будут воображать, хотя и ошибочно, но вполне искренно, что они сражаются за Христа и против Его врагов? Если бы восстал враг, общий всему христианству, угрожающий уничтожить всю христианскую цивилизацию Запада или смести с лица земли христианство, когда все религиозные общества объединились бы с гражданской властью для борьбы против такого врага и все силы народов и церквей Запада были бы брошены в этот крестовой поход, — именно такими чувствами будут охвачены народы в последней решительной борьбе. Обе стороны будут стремиться уничтожить и стереть с лица земли одна другую. Таков будет характер Армагеддонской, последней мировой войны».
Эта же тема развивается в статье «Пророчество и японская политика», в которой на основании изучения библейских пророчеств предсказано возвышение некогда весьма отсталой Японии, в наши дни входящей в десятку самых экономически развитых стран мира.
«Пророчество и японская политика
Для верующих нашего времени пробуждение Азии представляет большой интерес. Наблюдая события на островах Тихого океана, мы видим точно исполняющиеся слова библейского пророчества. В Откровении Иоанна 16:12 сказано, что путь царям от восхода солнечного, в конце времени, будет готов. Этот путь назревших и разрешенных государственных вопросов приготовлен Западом. Восток может действовать беспрепятственно, как в политическом, так и в хозяйственном отношении. С тех пор, как об этих событиях было написано, прошло 1800 лет, и в продолжение всего этого времени не наблюдалось ни малейшего намека на исполнение сказанных пророчеств.
Однако с 1894 года, описанные происшествия в этом направлении с точностью, шаг за шагом, исполняются. Они привели японское государство в то состояние, в каком оно находится в настоящее время.
С 1894 года Япония стала возвышаться над всеми азиатскими государствами, приобрела мощь и первенствующую силу. Она распространила свое влияние на Востоке и заняла господствующее положение.
Несмотря на то, что Япония находится далеко на Востоке, европейские государства, а также Америка открыто говорят об опасности «Желтого нашествия» в торговле. Этот намек высказан по отношению к Японии. Торговля этого государства подрывает промышленность всего мира. Вследствие низкой оплаты трудового рабочего дня товары Японии продаются очень дешево, так что ни одно европейское государство не может с ней конкурировать.
Японский промышленный рабочий, вместо 8-часового трудового дня, проводит за станком от 10-12 часов. За это он получает 45 центов (американскими деньгами). Углекопы зарабатывают 26 центов в день. Механики и другие квалифицированные рабочие получают не больше 81 цента в день. Трудовой день детей, которым с десятилетнего возраста разрешается работать на фабриках, оценивается в 4 цента. Таким образом, низко оплачивая труд, Япония может доставлять на мировой рынок товары по очень дешевой цене. В то время как западные государства в лучшие свои годы, перед войной, сбывали на иностранных рынках 15-25% своей промышленности, Япония достигла 60%. Промышленность и торговля Японии заняли первое место на мировом рынке.
В Вене Японией организована промышленная фирма, отделения которой существуют на Балканах, а также в средней и южной Европе. В больших промышленных городах эта фирма имеет торговые дома, где шелк, резина, фарфор, бумага, сталь, шерсть и другие изделия вырабатываются на местах. Также вся Азия, остальная часть Европы, Северная и Южная Америка, Африка и все острова океанов заключили торговый договор с Японией. В Абиссинии сто десятин земли отдано государством для культивирования японского растительного волокна и добывания из него тканей.
Вполне понятно, что действуя при таких обстоятельствах, Япония быстро достигла высшего развития в своем государстве. Не взирая ни на какие последствия, не считаясь с интересами других государств, она забрасывает мировые рынки своим производством. Идя по наклонной плоскости, не отдавая отчета в своихдействиях, Япония привела к развалу мировую торговлю. При этом японская пословица вполне уместна: «Кто едет верхом на тигре, тот не может остановиться».
Основываясь на политике, Япония в то же время преследует империалистические интересы.
Один европейский дипломат в Лондоне, беседуя с японским государственным деятелем о выработанном Японией рабочем плане, узнал от него о трудовой системе уже несколько десятков лет тому назад. Цель этого плана Япония никогда не выпускала из виду. Она по этой программе действует еще и в настоящее время.
Первая точка намеченной цели достигла желанного результата в 1907 году, когда Корея отошла к Японии и влияние русской власти было подорвано на Востоке. Второе событие, окрылившее победу Японии, совершилось в 1921 году. Вследствие неудачных военных операций, Германия, потеряв свои владения в восточной Азии, была оттуда изгнана. Третье событие совершилось недавно — это действия японцев в Маньчжурии.
По намеченному плану остается еще три пункта, которых нужно достичь:
Изгнание из Мидии голландцев, Англия должна дать свободу Азии. Решительная борьба с Америкой за господствующую роль на Тихом океане и, наконец, объединение всех азиатов под руководством Японии для выступления против Европы и Америки. Не совершились ли в точности все события от 1904-1933 года, как было предсказано?
Некий государственный деятель Японии, на освящении памятника Танаки в беседе с английским дипломатом заявил: «Если нам удастся завоевать Китай, то другие азиатские государства нам подчинить не трудно. Они сами придут к нам. С помощью китайской военной силы мы успешно будем продвигаться вперед. Завоюем Индию, Среднюю Азию, Малую Азию и даже Европу. Наша раса должна победоносно пройти по пути мировых завоеваний».
Без сомнения Япония безостановочно шествует навстречу событиям своей судьбы. Детям Божиим все происходящее должно служить фактом, доказывающим исполнение слов пророчества о славном втором пришествии Судьи всего мира Иисуса Христа».
События 1930-1934 годов ознаменовались в мире глубоким экономическим кризисом, который по своему размаху уступал только современному, разразившемуся в 2008 году. И подобно как тогда, так и сегодня эксперты искали и ищут выхода из кризиса, не анализируя, в отличие от «Обзора мировых вопросов», его первопричин, которые прекрасно раскрывались в ряде статей, представляющих сегодня, ввиду великой, еще невиданной доселе экономической стагнации мира, особый интерес.
«Кризис
Наше время стало известным событиями мирового масштаба. После пережитой недавно Мировой войны, в которую была вовлечена большая часть мира, — была организована Лига Наций; в нее входят почти все государства с целью установления всеобщего вечного мира. И в то же время, вопреки стремлениям всего человечества, коммунисты через III интернационал стремятся устроить всемирную революцию, «зажечь мировой пожар». И мир в данный момент переживает такой хозяйственный кризис, какого никогда не было раньше. Кризис всемирный, ибо нет такой страны, где бы он не ощущался. Кризис коснулся промышленности, сельского хозяйства, банков и других отраслей.
Размеры кризиса.
Приведу несколько примеров, которые представят тяжесть переживаемого кризиса. В Германии уже весной было 2 млн безработных. Вместо уменьшения безработица растет, так что теперь там насчитывается уже 5 млн безработных. Ожидают, что зимой это число возрастет до 7 миллионов. Какое тяжкое бремя для государства, которое при этом должно производить тяжелые военные платежи! Кризис не пощадил и богатой Англии, которая управляла мировой торговлей и деньги которой были основой валюты для многих государств. Большие запасы золота английских банков в это лето стали быстро иссякать. Правда, английские министры, чтобы спасти фунт, имели 13-часовое заседание, чего не бывало в их истории. Прибегли к взаимопомощи, к уменьшению жалованья и к иным средствам для спасения валюты. Решили продать единственный дирижабль и ликвидировать постройку нового дирижабля, — все, чтобы только спасти фунт. Но это не помогло. Тогда 19-го сентября правительство решило не производить выплат золотом взамен бумажных денежных знаков. Это было ударом грома для всего мира. Всеобщее недоверие охватило все страны. Народ штурмовал банки. Многие банки банкро-тировали.
Америка считается страной счастья, куда тысячи едут за ним. Во время войны и после войны золото текло в Америку. Безработицы там не знали, так что никакой статистики безработных не существовало. Но кризис не прошел мимо и этой страны. Банки рушатся, безработица и связанные с ней волнения возрастают. Те-перь там числится 10 миллионов безработных, а на зиму ожидается 15 миллионов. Предполагается, что в конце 1931 года в бюджете Соединенных Штатов окажется недочет в 1 У2 миллиарда долларов, тогда как до сих пор год обыкновенно заканчивался с остатком.
Во Францию в последнее время притекает много золота, однако крушение банков и безработица возрастают и там.
В данный момент в мире насчитывается 25 миллионов безработных. Если к этому числу присоединить членов семейств, обыкновенно довольно многочисленных, то число нуждающихся возрастет до 75 миллионов человек, о которых должны заботится измученные кризисом государства. О таком числе едва ли кто имеет представление. Оно равняется числу всех жителей Германии, Литвы, Латвии и Эстонии. С 1929 г., когда начался кризис, благодаря сокращению промышленности во всем мире потеряно 200 миллиардов латов (около 40 миллиардов ам. дол.), т. е. в три раза больше имеющегося во всем мире золота.
Причина кризиса.
Почему такое несчастье постигло человечество, живущее в XX столетии, столь богатом разными достижениями? Человек призвал на помощь все силы природы, чтобы поднять свое благосостояние. Благодаря машинам он теперь производит в сто раз больше, чем прежде. Казалось бы, и его благосостояние должно было увеличиться во сто раз. Но выходит наоборот. Причина кризиса не в каком-либо неурожае, повальных болезнях или других несчастных случаях, несущих недостаток, но как раз наоборот, причина в изобилии, как бы странно это ни звучало.
Техника в последнее время развивается гигантскими шагами. Изобретение следует за изобретением. Машины правят промышленностью, вырывая почти все работы из рук человека, и фабрики совершают свое победоносное шествие по развалинам ручных мастерских. Машины проникли и в сельское хозяйство. Ими пашут, сеют, жнут, молотят. Машины исполняют не только физическую работу, но начинают исполнять и умственную: в конторах уже производят все 4 арифметических действия на машинах. Но это еще не все. Во всех отраслях промышленности развивается крупное производство со введением быстро работающих машин, благодаря чему малые фабрики совсем уничтожаются. Таким образом, совершается освобождение от рук человеческих и переход на более дешевый труд машины. Машины отнимают работу у рабочих. Хотя освободившиеся рабочие и приноравливаются к другим работам, однако на всех их работы не хватает и возникает безработица со всеми ее ужасами.
С другой стороны, промышленность выпускает так много произведений, что является перепроизводство. Например: 20 лет тому назад добывали 70 миллионов железа в год, а теперь 110 миллионов; искусственного шелку прежде 11 миллионов килограммов, теперь 200 миллионов. То же должно сказать и о сельском хозяйстве. В Канаде до войны собирали 200 миллионов бушелей пшеницы, а теперь 600 млн бушелей. Не хватает покупателей, и произведения скопляются, цены падают, работы приходится приостановить и рабочих отпустить. Число безработных возрастает, а вместе с ним растут нужда и страдания.
Рассуждая логично, должно признать, что никакого несчастья не случилось, что для устранения нужды стоит только взять хлеб и одежду из хранилищ и дать тем, кто терпит голод и холод. Но этот простой способ для предпринимателей не приемлем. Почему? Потому что накормленный рабочий не захочет работать в его предприятии за любую цену, к чему вынуждает его только голод. Промышленники выбрали другой путь: они готовы уменьшить производство лишь бы удержать цены на товары и получить дешевых рабочих. Мы удивляемся, что уничтожают в большом количестве пшеницу, огурцы, сахар, кофе и муку, тогда как миллионы людей в Китае, в Европе и других странах не имеют куска хлеба.
И все это происходит в тех странах, где жители называются христианами, в странах, которые гордятся своей высокой культурой. Что общего у них со Христом, который проповедовал милость, сострадание, любовь, самопожертвование? Даже самые темные язычники, если они состоятельны, готовы накормить голодного; а крупный промышленник, со своей высокой культурой, среди стонов несчастных уничтожает большие запасы продуктов, навлекая на весь класс предпринимателей — капиталистов ненависть трудящегося люда. Но их себялюбие не имеет границ. Ап. Павел в своем списке грехов последнего времени (2 Тим. 3:1-5) на первом месте ставит «самолюбие». Воистину, по словам апостола, мудрость мира сего есть безумие (1 Кор. 3:19). Последствия кризиса.
Таким положением пользуются коммунисты себе во благо. Они давно уже проповедовали уничтожение капиталистического строя. Чем же возразить на это при наличности таких поступков со стороны капиталистов? Приходит на мысль изречение пророка Осии (8 гл. 7 ст.): «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю». Их поведение равносильно подливанию масла в огонь. И коммунизм во всех странах возрастает; там и сям происходят восстания и кровавые столкновения. Призраки революции все яснее вырисовываются на горизонте будущего.Видя же такую несправедливость именно в тех странах, которые называются христианскими, люди теряют веру в то, что христианство может помочь. Какая помощь от того, что в Евангелии написано: «У кого две одежды, тот дай неимущему», если этого не делает тот, кто имеет тысячи одежд? Он готов лучше их сжечь или же держать в складах, пока их съест моль, чем отдать неимущему. Поэтому не удивительно, что люди оставляют церковь и неверие растет. И не только отвращаются от церкви, но даже презирают ее. Так наряду с верующими образуется группа безбожников. Безбожники и коммунисты имеют свой направляющий центр в Москве. Верующие, которые чувствуют постепенное ослабление религии, надеются найти могучую опору в папе римском и потому тяготеют к Риму. Трение между этими партиями становится все чувствительнее и приведет к беспощадной борьбе. Даже сказанную по радио речь папы коммунисты высвистывают. Борьба этих двух противоположных сил, а также и ее последствие подробно изображены в пророческих символах в книге Откровения в 17 главе.
Государственные деятели понимают теперешнее критическое положение. Они прилагают все силы, чтобы устранить надвигающуюся катастрофу. Принимают чрезвычайные меры, чтобы спасти валюту и хозяйство. Они ездят из одной столицы в другую, устраивают различные конференции, но до сих пор без видимых успехов. Это производит возбужденное настроение, которое постоянно проглядывает в речах политиков. Полное собрание Лиги Наций в этом году обнаружило взгляды политиков на будущность. Настроение было пессимистическое, как никогда раньше. Немецкий министр иностранных дел сказал, что от хозяйственного кризиса «земля качается». Из его речи можно заключить, что он не возлагает большие надежды на Лигу Наций. Муссолини надеется, что, может быть, конференция разоружения в 1932 году улучшит положение; он называет грядущий год роковым годом и говорит, что в случае неудачи этой конференции Европа станет перед «неотвратимым уничтожением, окончательной катастрофой».
В этом мы видим исполнение слов Христовых, когда Он, говоря о трудностях нашего времени, сказал: «На земле уныние народов и недоумение… люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21:25, 26).
Но истинным христианам нет причины унывать. Христос говорит дальше: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и подымите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». 28 ст. Возрастающие трудности показывают, что мир
не в состоянии управлять хозяйством, врученным ему Богом. Поэтому Творец освободит их от этой обязанности. Он пошлет Сына Своего Иисуса Христа, который уничтожит неправду и страдания и установит вечное царство правды и мира.
Как долго ты, человек, будешь надеяться на мирскую культуру и на устройство рая на земле человеческими силами? Оставь эту напрасную надежду, которая вводила в заблуждение людей во все века. Приготовься, очисть жизнь свою, чтобы ты мог достойно встретить вечного Князя мира, Который принесет тебе бессмертие и вечное счастье».
О двойных стандартах политиков в попытках решения этого кризиса и установления на земле мира говорят следующие статьи.
Наряду с библейско-аналитическими статьями по актуальным проблемам современного общества и политики журнал помещал и прекрасные духовно-назидательные материалы.
«Спасен ли ты?
Спасение — слово многозначительное; быть спасенным — это больше, чем говорить о спасении. Всякое спасение, за редким исключением, бывает не по заслугам и не в награду, но совершают спасение ближнего из любви к погибающему. Так и спасение, которое Бог предлагает нам в лице Христа, есть дар для всех через веру в обетования Божий.
Но как мало люди верят в спасение Божие лишь потому, что оно дается даром! Мы все нуждаемся в спасении, но сами себя спасти не можем. Мы все согрешили, все виновны, и смерть, как последствие греха, пришла на всех людей. Рим. 3:19, 23; 6:23.
О спасении благовествуется в Писаниях, как Ветх., так и Нов. Заветов. Исайи 53:2-8; 1 Пет. 2:21-25. Спасение сделал для нас Христос, когда нас еще не было на свете. Он умер за грехи всего мира, за грехи, которые были сделаны раньше Его смерти и за грехи, соделанные после Его смерти, за грехи всего человечества. Так как в лице Адама человек сделался грешником и врагом Богу, Рим. 8:12, то Христос умер за всех и Своею смертью примирил весь мир с Богом. 2 Кор. 5:19. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения».
Из этого следует, что грех, который сделал Адам или наши родители прежде нашего рождения, не вменяется нам. Это спасение есть первое спасение всем людям не по просьбе их, а по любви Божией, и это сделал для нас Бог, прежде нежели мы родились. Это спасение от наказания за грех смертью Христа. Рим. 5:10,11; 2 Тим. 1:9. Так как не по нашей воле мы сделались врагами Богу, так и не по нашей воле и просьбе соделалось наше примирение с Богом. «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание». Рим. 5:18. Человек не рождается грешным или виновным перед Богом, потому что Христос все принял на Себя, когда умирал на кресте. Это спасение прошлое от наказания за грех, смертью Христа, через веру, без помощи наших дел.
Спасение же, которое Христос совершает для каждого в настоящее время, есть не от наказания за грех, но от силы греха. Это спасение Христа совершается не смертью Христа, а Его жизнью. «Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Евр. 7:25. Прежде примирение, а потом спасение. Рим. 5:9, 10. Спасение от силы греха совершается уже не без нашей воли, а по нашей воле. Здесь мы сами должны стремиться и желать действовать. Мы должны не только служить, но и исполнять. Иак. 1:22, 23; Рим. 2:13. Слово Божие учит послушанию: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». 1 Тим. 4:16. Мы должны заниматься Словом Божиим, убегать от греха, со страхом и трепетом совершать наше спасение, не быть легкомысленными и не относиться равнодушно к спасению Божию от силы греха. Фил. 2:12. Мы должны с терпением совершать волю Божию. Евр. 10:36-39; Лук. 21:19.
Это спасение настоящее от силы греха, жизнью Христа через веру в первое спасение и через терпеливое соблюдение заповедей Божиих, получая на то помощь от Христа. Для этого спасения требуется отдать свою волю Богу и жить согласно Его требованиям. Это спасение от силы греха совершается не без нашей воли, но по нашему избранию и решению.
Спасение будущее совершится от присутствия греха, и это будет в пришествии Христа. Пока мы будем находиться в теле, мы будем испытывать недостатки и побуждение ко греху и к прежним привычкам. Это есть причина борьбы в нас, в которой Господь нам помогает. Мы с нашей стороны должны бороться против греха. Эта борьба не прекратится, пока мы будем жить на этой земле. 1 Кор. 12:7-9. Итак, спасение от наказания за грех произошло смертью Христа; от силы греха спасение совершается жизнью Христа, Он, будучи жив, помогает нам побеждать грех и ходатайствует за нас пред Отцом. Когда же Христос явится в день Своего пришествия, Он избавит нас от нашего греховного тела, от борьбы, болезни, страдания и смерти. Евр. 9:28; Фессал. 5:9.
Это будет спасение нашего тела. Рим. 8:32; Евр. 13:3. Теперь мы страдаем в теле, тогда же освободимся от него навсегда. Смерть будет поглощена победою, и мы воскликнем: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» 1 Кор. 15:51-57. Присутствия греха в нашем теле уже не будет более. Мы будем спасены и спасены вполне; настанет конец всем страданиям, причиною которым был грех. Вечная жизнь без греха и страданий настают для всех, кто победил жизнью Христа и остался верен Богу.
Все это доступно для нас. Господь дает всем это полное спасение, кто только пожелает его принять».
Также журнал помещал историко-археологические материалы: статья «Сохранилась ли издревле и доныне неделя нетронутой?», ввиду часто задаваемого этого вопроса и ныне, думаем, будет представлять интерес. «Сохранилась ли издревле и доныне неделя нетронутой?
Часто утверждают, что правильный порядок дней недели утерян при реформе календаря в прошлом. Правильность такого утверждения опровергается следующим:
«Неделя, семидневный период, единица для счисления времени, введена на востоке в связи с обычаем придавать числу 7 священное значение» (Meyers Lexikon, 7, AufL, Art. «Woche»).
В XI издании «Энциклопедия Британика» под словом «календарь» дано такое пояснение: «Неделя есть период времени, состоящий из семи дней. Она не имеет никакого отношения к вращению небесных тел, что является причиной ее неизменяемости» … «Она была в употреблении с незапамятных времен во всех восточных странах, и так как она не делит на равное число ни года, ни месяца, то все те, кто отвергает сообщения Моисея, находятся в затруднительном положении, как примечает Деламбре, дать другое основательное пояснение о ее возникновении».
В католической энциклопедии находится подобное же выражение: «Нужно заметить, что в христианском счислении времени порядок дней недели никогда не был изменен. Когда Григорий XIII в 1582 году реформировал календарь, следовала за четвергом 4 октября пятница 15 октября. В Англии в 1752 г. за средой 2 сентября следовал четверг 14 сентября». (Art. chronologi, Bd. 3, S. 740). Перемена календаря папой Григорием XIII.
Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 46 году до Р. Хр. Со времен Христа можно отметить одну реформу календаря, если не считать временной перемены календаря во Франции во время революции и нынешней перемены календаряв СССР. Единственная перемена календаря состояла в замене юлианского календаря григорианским. Новый календарь был принят нациями не в одно и то же время.
Юлианский календарь не был точным, потому что в нем было принято, что солнечный год состоит из 365 74 дней, тогда как в действительности он короче на 12 минут. В 1582 году эта разница составила уже 10 дней. Чтобы уравнять разницу, папа Григорий XIII составил в 1580 году комиссию из математиков, чтобы обсудить реформу календаря. Для того, чтобы снова согласовать календарь с движением солнца, решили выбросить в 1582 году десять дней. Папской буллой было повелено, чтобы после 4 октября непосредственно считалось 15 октября. Но чтобы исключить из календаря прежнюю ошибку, было решено, что високосные годы останутся и впредь, причем из последних годов столетий, т. е. из так называемых юбилейных, только те будут високосными, которые делятся на 400. Поэтому 1600, 2000, 2400 и 2800 гг. високосные, остальные же юбилейные годы, как то: 1800, 1900 и т. д. — считаются простыми.
Перемена произошла по указанию папы в католических странах: Испании, Португалии и Италии 5 октября 1582 года. После четверга 4 октября последовала пятница 15 октября.
Франция медлила с реформой до декабря того же года, после 10 декабря, подобно вышеуказанной таблице, последовало 20 декабря. Таким образом, и здесь неделя не была затронута.
В католической Германии и в католической Швейцарии календарь переменили в 1583 г., в Польше — в 1586, в Венгрии — в 1587 г. В протестантской Германии новый календарь был принят только в 1700 году, когда за 18 февраля последовало 1 марта.
За 18 февраля по юлианскому календарю последовало 1 марта григорианского календаря. А так как 1 марта пришлось на понедельник, а 18 февраля было в воскресенье, то неделя нарушена не была.
В Нидерландах григорианский календарь был принят в 1700 г., в протестантской Швейцарии 1701-98 г., Англии и в колониях (а также и в Америке) 1752 г., в Швеции в 1752 г. Христианский восток Европы только в последние годы принял календарь, подобный григорианскому; до того употреблялся юлианский календарь, который называют календарем старого стиля. Однако велся ли счет по юлианскому календарю (старый стиль) или же по григорианскому (новый стиль), все равно порядок недельный оставался тот же, только числа были другие. Это ясно показывает, что при реформе календаря неделя осталась не нарушенной.
Что говорят современные ученые о непрерывной неделе?
Мистер В. Мондерс Ф. Р. С. А. из королевской обсерватории в Гринвиче и профессор Тотен из Америки говорят так по вопросу о потере счета времени: «Мы можем быть совершенно уверены в том, что человечество никогда еще не потеряло порядка недели, ни последовательности дней, и день субботний дошел до нас от дней Адама без всяких нарушений». Проф. Тотен («Наша раса»).
Далее приводим свидетельство других астрономов:
Из Финляндии: «Перемена календаря нарушит деление недели, которая сохранилась в продолжение тысячелетий и потому считается святой с незапамятных времен». М. Андерс Доннер, бывший профессор при университете в Гельсингфорсе.
Из Франции: «Главнейший пункт касается непрерывающейся недели. Большинство членов по астрономии выражает желание, чтобы перемена календаря не нарушила непрерывающейся недели. В высшей степени нежелательно препятствовать непрерывающейся неделе, существующей уже столько веков». М. Эмиль Пи-кард, постоянный секретарь научной Академии.
Далее: «Я всегда избегал рекомендовать нарушение беспрерывного недельного круга, который, без сомнения, является са-мым древнейшим установлением, дошедшим до нас от начала». М. Эдуард Байланд, директор парижской обсерватории.
Из Бельгии: «Не советуется безыменным днем нарушить непрерывный недельный круг, единственный неизменный контроль хронологических фактов прошедшего, настоящего и будущего». Фредерико Ком, директор астрономической обсерватории в Брюсселе.
Профессор Д. Егинитис, директор обсерватории в Афинах, говорит: «Непрерывный недельный круг, сохранившийся в продолжение многих столетий и не измененный до сих пор ни одним известным нам календарем, служит универсальным измерением времени, — достаточные причины, говорящие против установления календаря, который все это нарушает».
(Все выше приведенные цитаты взяты из официального документа Лиги Наций, 17 августа 1926 г., под рубрикой: «Отчет, относящийся к реформе календаря, представленный комиссии совета и комиссии технической для сообщения и передачи Лиге Наций специальной комиссией для изучения вопроса о реформе календаря») »J.
Интересны были и небольшие духовные эссе.
«Вместо унылого духа — славная одежда
Когда приходит печаль, она производит унылость духа, и трудно тогда найти облегчение; даже при старании рассеяться печаль не оставляет нас и уныние обволакивает нас как бы одеждою. Причиной печали может быть смерть близкого человека, или неблагодарность детей, или суровость и грубость того, кто должен был бы произносить только слова ласки и одобрения. Могут быть ею и продолжительная болезнь, и угнетающая бедность. Весьма различными путями печаль или горе посещают семью или отдельную личность. Страдающий иногда умеет владеть собою в присутствии других, но когда он остается сам с собою и тьма ночи становится его покровом, тогда проливается много-много слез и наболевшее сердце вопиет к Богу о помощи. Так втайне пред Его присутствием, когда никто из людей не может слышать, печалящийся просит о помощи. И помощь приходит.
Господь Иегова помазал Иисуса, чтобы Он мог утешить всех плачущих и чтобы Он дал сетующим на Сионе «вместо пепла — украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славную одежду». Исайя 61:3. Если мы повинуемся Господу и радуемся в Нем (Филипп. 4:4), если даже слезы печали проливаем
и не можем остановить их, Он дает нам «славную одежду» вместо унылого духа. Он поможет нам нести печаль, что бы ни было ее причиною, если только мы уповаем на Него.
Для меня много утешения в той мысли, что Господь Сам сознает тот факт, что «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».
Если есть где-либо читатель, ходящий во мраке печали, не видя пред собою света, «да уповает он на имя Господа и на Бога своего» и в свое доброе время темные тучи рассеются и солнце опять засияет.
Если вы задаете себе вопрос, почему Господь допускает такому испытанию прийти на вас, вспомните слова Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь». 1 Петра 4:12, 13.
Когда мы решим радоваться во Христе, мы увидим, как дух уныния исчезает; так Он одевает нас в «славную одежду»». «Христос и Наполеон
Великий и гениальный Наполеон I, сравнивая свое царствование над миром с царствованием Христа, при свидетелях сказал в ссылке на острове Св. Елены: «Я разжигал людей, которые умирали за и для меня… но для этого необходимо было мое обязательное присутствие, моя непреклонная воля, электричество моего взгляда, звук моего голоса, и только тогда я возбуждал в сердцах воинственный энтузиазм. А Христос возбуждал святой энтузиазм людей даже Своим отсутствием, и они остаются Ему верными. В продолжении стольких веков Он требует того, что труднее всего получить, чего мудрец тщетно домогается от своих друзей, отец — от своих детей, жена — от своего мужа, брат от своего брата; одним словом: Христос требует сердца. Он требует его безвозвратно и успевает в этом. Душа человеческая со всеми своими помыслами и стремлениями делается принадлежностью Христа. Верующие Его объяты сверхъестественною любовью, которую не может уничтожить или ослабить самое время, этот великий разрушитель всего земного. Я, развенчанный земной владыка, чем глубже вдумываюсь в этот необъяснимый и просто невозможный феномен, тем чаще обращаюсь к нему, как неотразимому доказательству божественности Христа».Особой теплотой дышат статьи о матери. «Десять правил воспитания.
1. Не хвали ребенка в присутствии чужих; вообще, не хвали его слишком много и ни в коем случае — за наружность.
2. Наказывай так, чтобы он чувствовал твою любовь.
3. Не говори в его присутствии о его хороших качествах.
4. Не делай его главным предметом разговора с гостями.
5. Не брани и не наказывай в присутствии чужих.
6. Учи его не вмешиваться в разговор взрослых.
7. Никогда не осуждай других в его присутствии.
8. Остерегайся, чтобы неосторожным выражением не уничтожить его детскую наивность.
9. Не произноси ни одного грубого слова в его присутствии.
10. Ребенок не должен присутствовать при семейных раздорах. Хотя бы ради него заботься о семейном мире и помни, что только в той семье, где царит согласие, вырастают хорошие дети».
Однако, говоря об этом журнале, мы, конечно же, не можем обойти вниманием и авторов его статей, судьба одних из которых вдохновляет нас на духовные свершения, а других — заставляет серьезно задуматься над вопросом: а не идем ли мы в своей жизни их роковым путем?