Библиотека soteria.ru
Победившие время
Алексей Опарин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 12174 Все тексты автора Алексей Опарин
21. Фашистский мундир
(Совместно с Андрисом Пешелисом)
Исследуя материалы, публиковавшиеся на протяжении десяти лет в журнале «Обзор мировых вопросов», наше внимание, безусловно, привлекут три имени: Карлис Розе, Герман Линде и Янис Бирзинып. Их статьи отличаются глубиной исследования, прекрасным знанием : Библии и истории, комплексным аналитическим подходом в рассмотрении политических и экономических проблем тогдашнего мира, четкой структурированностью, хорошим литературным языком. И это было неслучайным, ибо это были образованнейшие люди своего времени, прекрасные администраторы, пасторы, евангелисты. Они вложили огромный вклад в становление адвентистской церкви в Прибалтике, их имена были широко известны не только в религиозном, но и в светском обществе как в самой Латвии, так и за рубежом. Это были люди, на которых многие равнялись, и благодаря их труду в церковь пришло много замечательных людей, в том числе и религиозных деятелей мирового масштаба, таких как Павел Мацанов. И вот эти три выдающиеся личности уходят почти одновременно из церкви, причем один становится вообще ярым врагом христианства, а другой сменяет пасторский костюм на мундир фашистского офицера. Все это многих ввергло в состояние шока. Как? Почему? Неужели это может быть? Священное Писание на своих страницах освещает, в отличие от Жития святых, не только положительные стороны своих героев, но и отрицательные, рассказывает как о духовном возрастании одних, так и о духовном падении других. И это не случайно, ибо на ошибках других учатся. Ошибки других показывают, что на людей в вопросах веры полагаться нельзя. Только Бог может быть ее основанием. Ошибки и падения других ярко иллюстрируют тот высший накал Великой Борьбы, которая шла и идет между Христом и сатаной за души людей. Елена Уайт пишет, что во время, непосредственно предшествующее II Пришествию Христа, падут великие звезды. И все это не должно стать для нас соблазном или чем-то тем, что подтачивает нашу веру, вызывая вопросы: а истинная ли это церковь? Как такое может быть в церкви? Все это показывает нам и еще раз подтверждает Библейскую истину о том, что дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, и желает прельстить, если возможно, и избранных: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8); «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22). В церкви всегда находятся одновременно и плевелы, и пшеница, и отделены они будут друг от друга окончательно только при за-печатлении перед самым II Пришествием Христа, Последним Судом. И потому мы поместили в данную книгу биографии этих трех человек, избравших свои, а не Божьи пути, по которым, к сожалению, и сегодня идут многие люди. При этом стоит особо оговориться, что мы, безусловно, не знаем мыслей людей и, быть может, в последний час своей жизни кто-то из них покаялся, обратился и Бог принял это покаяние. Но это уже не наш вопрос, а Бога. Поэтому мы исследуем лишь видимый путь человека, его плоды. Итак, что же за разные факторы заставили покинуть цер-ковь, которую они столь долго созидали, Карлиса Розе, Германа Линде и Яниса Бирзиныпа?
Карлис Розе. Родился 13 июня в 1896 г. в семье мастера-каменщика, недалеко от города Алуксне. Родители были богобоязненные лютеране, которые своих детей учили почитать Бога с малых лет. В 1909 г. Карлис присоединился к общине адвентистов, а через три года он согласился на служение в издательстве АСД в Гамбурге. Перед поездкой в Германию он пришел к двум дубам, которые в свое время в Алуксне посадил Э. Глюк, переводчик Библии на латышский, и там дал обет Богу и молился, чтобы смог возрасти в Его силе, проповедовать Его славу и Его Слово. В 1916 г. Розе закончил свою учебу в Фриденсау. Это было время войны, что вносило свои коррективы в жизнь. Розе работал в санатории, но он чувствовал, что эта работа была не для него. Он искал чего-то большего. У него был девиз — никогда не останавливаться на достигнутом и всегда идти вперед. В 1917 г. его пригласили стать проповедником в общине г. Дрездена, а в 1921 г. его рукоположили. В этом же году перед ним стоял выбор — стать учителем в семинарии Неандерталь или же ехать на служение в Латвию. Он выбрал более трудный путь — ехать обратно на родину. В Латвии он был проповедником поочередно в общинах г. Риги и г. Лиепаи, а потом его пригласили стать преподавателем в училище АСД в Сужи, что в пригороде Риги. С 1929 г. по 1932 г. и с 1933 г. по 1937 г. Карлис Розе являлся директором этого учебного заведения. Прерванный период с 1932 по 1933 г. появился из-за его несогласия с политикой руководителя Балтийского униона Ф. Бабиенко. Розе хотел получать больше средств для руководимого им учебного заведения и расширяться, но Бабиенко думал о нуждах всемирной организации. Вот поэтому между ними появились довольно натянутые отношения. Бабиенко в этот названный период послал Розе в командировку в США для ознакомления с работой всемирной организации АСД. Розе был очень одаренным проповедником и теологом. Он регулярно писал публикации для газет и журналов АСД, так что достаточно трудно найти издание, которое бы не содержало его статьи. Розе имел столь обширные знания Библии, истории и богословия, что, как он считал, мог обходиться без личной молитвы и зависимости от Бога. Он мог сразу перед своим выступлением за кафедрой на листке бумаги просто написать себе несколько мест в Писании и живо произнести проповедь. Члены церкви считали его экспертом в богословии, но ему все трудней стало скрывать то, что ему, с его познаниями, становится тесно в рамках АСД. Ему просто надоело проповедовать о скором Пришествии Иисуса Христа и толковать все время одни
и те же пророчества по-адвентистски. Розе остался верен своему девизу — не оставаться на месте. В 1937 г. он пишет заявление руководству о своем уходе со служения. Он поступил на учебу по курсу теологии в университет и начал искать возможности карьеры в церкви лютеран. Так погасла одна из ярчайших звезд среди проповедников АСД в Прибалтике. Великая гордыня и самомнение застлали ум этого человека. В свое время ап. Павел писал, что порой знание надмевает и что мудрость человеческая становится безумием пред Богом. Розе решил, что ему открыто больше, чем в Библии, что он лучше знает, понимает, да и вообще в силу своих энциклопедических знаний он стоит намного выше других. Он не собирается повторять что-либо уже известное, пусть даже и из Библии, он может открыть что-то новое, именно ему Бог дал особый свет. Сколько богословов ушло из-за этого же из церкви! Ушло из-за того, что их не устраивала простота и величие Библии. Они искали глубин и нашли глубины сатанинские. Отрицание Божественности Святого Духа, отрицание учения о Небесном Святилище, отрицание историчности периодов церквей, труб и печатей в книге Откровение — все эти новые лжеучения ждут современных Карлисов Розе, считающих себя умнее и святее всех, и даже Библии. И если вначале они выступают только против одного пункта Библейского учения, то затем — уже другого, и наконец, большинство из них вообще уходит из церкви. Путь духовной гордыни — тот путь, на который свернул Карлис Розе. Герман Линде. Родился в 1894 г., 10 января по старому стилю, в многодетной семье лютеран, недалеко от Риги. С самого детства маленького Германа интересовала Библия и привлекала вера в Бога, и он думал, что, когда подрастет, то станет пастором. С юных лет ему приходилось много трудиться, чтобы заработать свой кусок хлеба. В 1910 г. он стал членом церкви АСД, а в 1913 г. направился на учебу во Фриденсау. После окончания учебы он работал на разных работах, да и война была в разгаре. Он был активным членом общины в Берлине, занимался распространением книг АСД. В 1920 г. его пригласили стать евангелистом в Восточной Силезии. Перед согласием Линде серьезно молился и получил положительный ответ от Бога, читая Библию. Его служение прошло успешно, и ему удалось даже создать одну новую общину. В 1924 г. он был рукоположен в проповедники. С 1924 г. Линде служил в Латвии в разных общинах АСД. Он был одаренным администратором и организатором, умел сплачивать народ и призывать на служение. Линде регулярно писал статьи в наши газеты, и вместе с Розе он был одним из самых популярных и частых авторов статей. Постепенно Линде на очередных съездах избирается на разные посты в конференции, а с 1935 по 1936 г. он — руководитель конференции Латвии. На посту руководителя конференции Линде был недоволен политикой униона, особенно Ф. Бабиенко, в отношении разделения средств церкви. В 1935 г., во время отсутствия президента униона, был начат аудит униона, по наущению Линде, государственным ревизором. Ревизор признал, что унион, а также и вся организация АСД не подчиняются законам государства. После этой ревизии в правительстве назрел вопрос о закрытии всей организации АСД в Латвии. Это было якобы больше, на что Линде рассчитывал, и он не знал, как в этот момент дальше поступить. Только после вмешательства бывшего руководителя конференции К. Сутты и его прямого контакта с генералом Балодисом привел к тому, что этот вопрос был снят с повестки дня. После ревизии последовало закрытие униона, и конференция Латвии порвала с унионом. В 1937 г. во время съезда конференции Латвии Линде очень волновался. Он из-за этой ревизии и последующего расследования требовал от властей отсрочки для проведения съезда. Он боялся, что не будет переизбран на этот пост. Так и случилось. Он не был переизбран на пост руководителя и даже не был назначен на любой другой пост в конференции. Линде почувствовал себя недооцененным и разочарованным в собратьях. Его направили простым проповедником в общину г. Цесиса. Его жена посчитала его неудачником и изменила ему, после чего была исключена из церкви. Линде впал в депрессию, перестал интересоваться делами общины и прекратил свое служение, к которому он так и не вернулся. В 1937 г. был созван внеочередной съезд, на котором с Линде был снят сан проповедника, а через четыре месяца он был уже исключен из церкви. Последний раз с Линде наши собратья встретились в Риге во время нацисткой оккупации, когда он в немецкой военной форме пришел поздороваться в офис конференции. Обида — это то чувство, которое съедает человека изнутри, подобно опухоли, она прорастает составы человеческого тела, его мозг, сердце. Обида лелеется, возгревается. Как они могли так поступить со мной? Как могли не оценить? Как могли не заметить? Как они могли избрать того, кто знает и может намного меньше, чем я? Как часто эти вопросы будоражат души людей! Но одни, с Божьей помощью, их гонят от себя, а другие, как Линде, лелеют. Его зависть, обида вначале на Бабиенко, а затем и на всю церковь дошли до того, что он стал использовать против нее даже тоталитарный режим президента Латвии Карлиса Улманиса, захватившего в 1934 году власть в стране в результате государственного переворота и создавшего диктатуру и культ своей личности, став «маленьким» Сталиным.
И вот с режимом такого человека Линде идет на сговор, причинив церкви много бед. Но если она, не оставляемая никогда Богом, выстояла, то Линде, оставивший Бога, пал, сменив в конце концов пасторский пиджак на китель фашистского офицера! Путь обиды, уязвленного самолюбия стал роковым для Германа Линде, — и будет таковым для всякого, кто обиду, месть лелеет в своем сердце. Янис Бирзинып. Родился 8 июля в 1891 г. в уезде Вентспилса в семье лютеран. Отец Яниса хотел дать хотя бы одному из сыновей образование и выбрал Яниса, которого отвез учиться в Вентспилс по юриспруденции. Во время учебы в 1906 г. Янис заметил объявление о лекциях на разные актуальные темы. Лекции оказались занимательными, и Янис все проповеданное сравнивал с Библией. Руководил этим семинаром Е. Шнейдерс. В том же году Янис принял крещение. Шнейдерс заметил способности юноши и предложил ему направиться в адвентистское издательство в г. Гамбург, поэтому Янису надо было поехать домой и все рассказать своему отцу. Для Яниса это было тяжелое задание. Он обо всем рассказал матери и сестре, но только не отцу. За обедом все сели за стол, а Янис остался в стороне, потому что на столе была свинина. «Ты что?» — спросил отец. Янис взял Библию и ответил, что по Библии свинину нельзя есть. Отец ответил: «Не хочешь, не ешь. Но у нас принято, что едим все, что на столе». Янис остался без обеда. После обеда его сестра говорила с матерью, и они сошлись мыслями, что им тоже, кажется, свинина не особо нравится, и мать дала молоко и хлеб для Яниса, чтобы его сестра тайком принесла ему. Впредь мать готовила еду для всех без свинины. Пришел день, когда Янис должен был ехать в Германию. О своих планах он рассказал матери и сестре, а отцу оставил записку и тайком, рано утром, ушел. Отец был сердит, но потом только сделал вывод: «Я его посылал учиться на судью, но — вышел священник». В 1912 г., когда Янис приехал домой, отец уже смирился. В конце концов у сына было образование. Он спросил у Яниса при всех, почему нельзя есть свинину. У Яниса была возможность свидетельствовать. Впоследствии вся его семья приняла адвентистскую весть, хотя отец был последним, кто принял крещение. Он решил: «Ну как долго можно кушать эту свинину, она мне тоже уже претит». С 1912 г. Янис Бирзинып — в активном служении как проповедник. Создал несколько общин по всей Латвии, проводил Библейские семинары, сочинял стихи и песни, которые в общинах поют до сих пор. Во время гражданской войны Бирзинын был переведен на служение в общину г. Валмиера, но был взят в армию Латвии на войне с немцами. Начальник округа адвентистов не знал, но через какое-то время Янис был освобожден по приказу главнокомандующего, потому как существовал закон, что проповедников, даже адвентистских, в армию не брали. В 1922 г. Бирзинып создал общину в г. Резекне. Там он в 1924 г. крестил П. А. Мацанова. В Резекне у него было много приключений, например, он был приглашен на диспут с православным попом, потому как в городе из-за проповеди адвентистской вести народ начал волноваться. Во время диспута Бирзинын свою речь основывал только на Библии. Слушателей было много, они пришли посмотреть, как батюшка утрет нос сектанту, но получилось, что батюшка на диспуте не может опровергнуть слова адвентиста. Поднялся шум, некоторые грозились побить Бирзиньша палками, и собрание распалось, а Бирзинын вышел посреди толпы и никто не тронул его. С 1929 г. Бирзинып служил в Риге то редактором издательства и газет, то руководителем конференции. В середине 30-х у Бирзинына был конфликт с проповедниками Розе и Линде. Он, как редактор, даже отказывался публиковать некоторые их статьи в газетах, что у них вызвало возмущение. Бирзинын начал вести себя странно. Сталкиваясь с трудностями, он начал отказываться от служения проповедника. Так он поступил в общине г. Лиепаи, но его умоляли остаться, потом в 1937 г. он повторно отказался от служения, но его уговорили; в 1938 г. он с большим рвением вернулся на служение и был избран на разные посты в конференции. Однако стала сказываться его духовная усталость. На своих проповедях он начал критиковать собратьев, ставил под сомнение некоторые пункты учения. В 1942 г. конференция освободила Бирзинына от обязанности проповедника. Находясь в 7-й общине г. Риги, Бирзинын старался настраивать членов церкви против тогда молодого проповедника Херберта Дрикиса, но ему это не удалось и он оставил церковь. В 1947 г. Бирзинына исключили из церкви. Сразу после войны органам госбезопасности удалось завербовать Бирзинына на служение по пропаганде атеизма. Бирзиныну предложили выбор: поехать к «белым медведям», так как в свое время Бирзинын писал статьи против идеологии коммунизма, даже называя мавзолей Ленина поклонением идолу лже-бога, или же второе — стать рупором в борьбе с религией. Бирзинын выбрал второе. Правда, надо признать, что на посту агитатора атеизма у Бирзинына было меньше успеха, чем на посту вестника Христа. Он писал статьи против религии, и эти статьи публиковались в центральных газетах Латвии. В них он признавался, что отдал лучшие свои годы на служение лжи и неправде, поэтому он обязан теперь исправить свою допущенную ошибку и предупредить других о вреде религии. Он руководил семинарами по атеизму, где в обязательном порядке созванные на них члены наших общин негодовали. Они возмущались: как можно так искажать простые истины Библии?! Однажды на одной лекции Бирзинын сказал, что пророчества Библии никогда не исполнялись. В ответ на это одна пожилая женщина, член церкви АСД, сказала: «Как пророчества не исполняются? Вот доказательство — мы видим перед собой лжепророка». В 50-е годы Бирзинын написал книгу «Рыбаки душ», где в искаженном виде описал создание церкви АСД в Латвии. Занимался изучением лекарственных трав, о чем тоже писал книгу. Потомки его братьев до сих пор в церкви, но потомки Яниса Бирзинына — нет. Трудно судить, о чем Бирзинын думал перед своей кончиной, но в церковь он так и не возвратился. Умер он в 1987 г. в возрасте 96 лет. А члены церкви АСД Латвии до сих пор на своих собраниях поют песни, когда-то сочиненные Бирзинынем: «Веруй и не бойся, стой крепко и не страшись, веруй, хоть исчезнет все, так Иисус учил нас всех». Страх… Страх за свою жизнь, потеря в этот момент из вида Бога стали трагедией для пастора Бирзинына. После присоединения Латвии к СССР он столкнулся со страшной тоталитарной атеистической системой, системой, о которой много знал, читал, писал, но — находясь при этом вне сферы ее досягаемости. И вот теперь, в кабинете руководителя НКВД, он столкнулся с ней воочию. Он знал о страшных ГУЛАГах, о зверских пытках, моральном унижении, которые использовала данная система. И он дрогнул, он пал. Да, по-человечески, ему было очень тяжело. По-человечески, его в случае отказа стать атеистическим агитатором ждала смерть, но Библия пишет, что Бог никогда и ни одному человеку не даст быть искушаемым сверх сил: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Он забыл, что в кабинете НКВД с ним был Христос, были Его ангелы. Но их Бирзинын потерял из виду. Он взирал на проблему сугубо по-человечески, и страх победил его. История христианства нам дает и удивительные примеры мужества героев веры, сохраняющих верность своему Богу на кострах инквизиции, в застенках ГУЛАГов, и одновременно примеры духовного падения. И в тех, и в других случаях это были обычные люди, с одинаковой остротой ощущающие боль, имеющие нужду в еде и питье. Но в одном случае люди держались за руку Божию и Бог даровал им победу, а во втором — люди теряли из вида Бога и страх побеждал в них все человеческое, низводя порой до уровня животного, убивая все лучшее и доброе, что у них было. Так страх победил и Яниса Бирзинына. Три пути падения: духовная гордыня, обида и страх. Не идем ли и мы порой по этим страшным путям?!..