Библиотека soteria.ru
Победившие время
Алексей Опарин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 12225 Все тексты автора Алексей Опарин
2. Из уголовного кодекса Российской империи
Издателем этого одного из первых негосударственных религиозных журналов была Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Уже в самом названии этой церкви указывалось на ее предназначение. Седьмой день в ее названии указывал на то, что данная церковь почитает Бога Творцом неба и земли, которые Он сотворил в шесть дней, а в седьмой — почил. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). Слово же «адвентисты» с латинского переводится как «пришествие» и указывает на то, что данная церковь верит и готовится ко II Пришествию Христа, которое положит конец миру греха и порока. Таким образом, уже в самом названии данной церкви содержались буква альфа (а) — начало и буква омега (Q) — конец земной истории и одновременно провозглашение новой жизни на новой земле после Второго Пришествия Христа. Обе эти вести: и о том, что Бог является Творцом этого мира, и то, что будет Второе Пришествие Христа, были крайне непопулярны в то время. Причем, как это ни парадоксально звучит среди, в первую очередь, христианских конфессий, эта непопулярность объяснялась несколькими причинами. Во-первых, весьма популярная в те годы теория Дарвина существенно подорвала веру большинства людей, и в первую очередь ученых, интеллигенции, в Бога, и потому государственные церкви, желавшие быть популярными в обществе, стали замалчивать тему о Боге-Творце, искусственно пытаясь совместить и свое учение, и эволюцию. Во-вторых, признание библейской концепции о творении земли Богом подчеркивало и субботу — седьмой день, как Божий памятник этого творения, оставленный Господом для людей и в Десятисловном законе (Исход, 20 глава), который был грубо искажен в ходе истории государственными церквями, заменившими Христовы заповеди своими преданиями. И потому быть изобличенными в этом они также не желали. Не менее важным было и замалчивание о Втором Пришествии Христа, несмотря на то, что именно эта весть была завещана Христом Своей церкви, как первоочередная. «Итак идите, научите все народы, крестя их
во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:19-20). Но вместо того, чтобы учить людей Божьим заповедям, призывать их с Божьей помощью менять свой характер, готовить их к осознанному крещению, церковь, когда вступила в IV веке при императоре Константине в союз с государством и язычеством, заменила постепенно Божьи заповеди человеческими преданиями, живую веру во Христа — религией обряда, крещение как осознанный завет — договор с Богом — кроплением ничего еще не понимающих младенцев, бесплатный Божий дар спасения — учением о том, что спасение надо купить, заработать, причем наиболее эффективными в этом вопросе были провозглашены пожертвования для церкви и священнослужителей, библейское учение о священстве всех верующих — человеческим учением о мирянах и духовенстве. Таким образом, потому весть о Втором Пришествии Христа и все связанное с ней — Божьи заповеди, бесплатное спасение, равенство людей пред Богом — рушили весь средневековый институт церкви, которая вместо того, чтобы возвещать людям добро, вести их к миру и равенству, сама вела и начинала войны, превратившись в крупнейшего землевладельца и помещика, сменив скромные одежды Христа и апостолов на бархат и золото. И потому адвентистская церковь, возникнув в результате великой Реформации, начатой Лютером в XVI веке, приняв во всей полноте библейское учение без каких бы то ни было человеческих взглядов, преданий и постановлений, что признавалось, кстати, даже самыми ярыми противниками адвентизма, была призвана возвестить всему миру эту полноту библейской истины, обратив сердца людей к первоначальной чистоте Христового учения. Безусловно, эта миссия с самого своего начала встретила самое яростное противодействие со стороны сил зла, которые, используя различные государственные, а главное, религиозные механизмы, пытались остановить шествие этой вести, остановить рост адвентистского движения. И потому, когда в 1886 году в Крыму, в поселке Бердыбулат (ныне Привольное) близ Симферополя было совершено первое крещение и образована первая адвентистская община, то на нее и ее служителей сразу же обрушились гонения со стороны государства, подталкиваемого к этому государственной православной церковью, которая провозглашала, что каждый славянин Российской империи уже просто в силу своего рождения является православным, а выход из православия приравнивала к государственной измене! «1004 статья. В делах об отступлении от веры и постановлений церкви обвиняемые подлежат уголовному суду… Отступившие от веры христианской в нехристианскую или от православного в иное христианское вероисповедание, а также совратившиеся из веры православной в какую-либо ересь, во всяком случае назидаются в истинной вере и увещаются духовным начальством по правилам церковным. 1005 статья. Сведения о происшествиях, заключающих в себе признаки отступления от веры и постановлений церкви, сообщаются в отношении православных — епархиальному начальству, а в отношении не православных — их духовному начальству по принадлежности. 1006 статья. Предварительное следствие по делам о совращении из православия или отступлении от веры христианской начинается не иначе, как по требованию духовного лица. 1008 статья. Судебный следователь не вправе отказаться от производства по требованию духовного начальства предварительного следствия о совращении из православия или отступлении от веры христианской. 1009 статья. По делам о преступлениях против православной веры, подлежащим рассмотрению в окружных судах с присяжными заседателями, сии последние должны быть избираемы из лиц православного исповедания. 1010 статья. Если в числе призванных к судебным заседаниям тридцати заседателей окажутся лица неправославного исповедания, то пред составлением присутствия присяжных по жребию для рассмотрения дела по преступлению против веры означенные лица заменяются запасными заседателями православного исповедания». В 1889 году 1009 статья была дополнена указанием на то, что и судьи, и чины прокурорского надзора должны быть православного вероисповедания. Так выход из православия рассматривался как преступление. Причем государственный следственный аппарат обязывался по первому требованию православного духовенства возбуждать уголовные дела, а на суде присяжными могли быть только «проверенные» православные, что делало рассмотрение всякого дела сразу уже решенным в пользу осуждения отступившего от православия. И осуждение это выражалось в весьма жестоких наказаниях.
«195. За совращение из православного в иное христианское вероисповедание виновный приговаривается: к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от одного до двух лет.
196. Отступившие от православного в иное христианское вероисповедание отсылаются к духовному начальству для увещания, вразумления их и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения их в православие принимаются правительством, для охранения их малолетних детей и подвластных им крепостных людей от совращения, указанные в законах меры (см. т. XIV, Уст. о предупр. и пресеч. преступл., ст. 49-54). В имениях их, населенных православными, на все сие время назначается опека и им воспрещается иметь в оных жительство.
197. Кто в проповеди или сочинении будет усиливаться привлекать и совращать православных в иное, хотя христианское, вероисповедание, или же еретическую секту, или раскольнический толк, тот за сие преступление подвергается:
в первый раз лишению некоторых, на основании статьи 53 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и заключению в смирительном доме на время от одного года до двух лет; а во второй — заключению в крепости на время от четырех до шести лет, также с потерею некоторых, по статье 53, особенных прав и преимуществ;
в третий же раз он присуждается к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую, с заключением на время от одного года до двух лет, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для четвертой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на время от двух до четырех лет.
Те, которые будут заведомо и также с намерением совратить православных в другое вероучение распространять такие проповеди и сочинения, подвергаются:
заключению в смирительном доме на время от шести месяцев до одного года, смотря по определяемой судом мере вины их.
198. Родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, будут крестить их или приводить к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского исповедания, присуждаются за сие:
к заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет. Дети их отдаются на воспитание родственникам православного исповедания или, за неимением оных, назначаемым для сего от правительства опекунам, также православной веры.
Тому же наказанию подвергаются и опекуны, которые будут воспитывать вверенных им детей православного исповедания в правилах другого вероучения. При сем они немедленно устраняются от опеки.
199. За препятствование кому-либо присоединиться добровольно к церкви православной виновные подвергаются:
заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев.
Но если для помешательства переходу в православие были ими употреблены угрозы, притеснения или насилия, то они приговариваются:
к лишению некоторых, на основании статьи 53 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и к заключению в смирительном доме на время от двух до трех лет.
Сверх того, во всяком случае им воспрещается иметь при себе крепостных дворовых людей православного исповедания и управлять теми своими населенными имениями, в коих находятся православные.
200. Кто знал, что жена его, или дети, или другие лица, за коими ему предоставлено законом наблюдение и попечение, намерены отступить от православного вероисповедания, не будет стараться отклонить их от сего намерения и не возьмет никаких зависящих от него по закону мер для воспрепятствования исполнению оного, тот за сие приговаривается:
к аресту на время от трех дней до трех месяцев, смотря по мере вины, и, сверх того, если он православный, предается церковному покаянию.
201. Священнослужители других христианских вероисповеданий, которые заведомо допустят православных к исповеди, причащению или елеосвящению или же детей их к крещению или миропомазанию по своим обрядам, подвергаются за сие:
в первый раз удалению от мест на время от шести месяцев до одного года;
а во второй — лишению духовного сана и отдаче под надзор полиции.
За исправление какой-либо из сих духовных треб для православных по неведению они подвергаются:
строгому выговору, как за несогласную с важностью их звания неосмотрительность.
202. Лица духовенства иностранных христианских исповеданий, изобличенные в преподавании катехизиса малолетним исповедания православного или же в делании им противных православию внушений, хотя и без доказанного намерения совратить их, подвергаются за сие:
в первый раз удалению от своих мест и должностей на время от одного года до трех лет; во второй — лишению духовного сана
и заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет, с отдачею после того под надзор полиции.
204. Духовные иностранных христианских исповеданий за принятие, без особого на каждый случай разрешения, кого-либо из иноверных российских подданных в свое вероисповедание подвергаются:
в первый и второй раз строгому выговору; в третий — удалению от должности на два года, а в четвертый — лишению сана и соединенных с ним особых прав и преимуществ.
205. Кто в общенародных собраниях будет начинать неприличные споры, распри или брань о различии вероисповеданий, тот за сие подвергается, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его:
или строгому выговору именем суда, или же денежному взысканию от пяти до десяти рублей, или, наконец, и аресту на время от трех до семи дней.
Отделение второе О ЕРЕСЯХ И РАСКОЛАХ
206. Виновные как в распространении существующих уже между отпадшими от церкви православной ересей и расколов, так и в заведении каких-либо новых повреждающих веру сект подвергаются за сии преступления:
лишению всех прав состояния и ссылке на поселение: из Европейской России в Закавказский край, из областей Кавказской и Каспийской и из губернии Грузино-Имеретинской в Сибирь, а по Сибири — в отдаленнейшие оной места. Те, которые, на основании статьи 79 сего Уложения, будут, вместо поселения, отданы в военную службу рядовыми, не могут получать ни отставки, ни временных отпусков, если не обратятся в православие.
Таким же наказаниям и на том же основании подвергаются раскольники, которые, по заблуждению фанатизма, осмелятся явно оскорблять церковь православную или духовенство оной. Совратившиеся из веры православной в какую-либо ересь отсылаются к духовному начальству для увещания их и вразумления.
207. Последователи сект, именуемых духоборцами, иконоборцами, малаканами, иудействующими, скопцами, а равно и другие принадлежащие к ересям, которые установленным для сего порядком признаны или впоследствии будут признаны особенно вредными, за распространение своей ереси и совращение в оную других, по совершенном изобличении в сем преступлении, подвергаются:
лишению всех прав состояния и ссылке из Европейской России в Закавказский край, из областей Кавказской и Каспийской и из губернии Грузино-Имеретинской в Сибирь, а по Сибири -в отдаленнейшие оной места, для водворения особо от других поселенцев и старожилов.
Малакане и прочие из принадлежащих к ересям, признанным особенно вредными, дозволяющие себе проповедовать свое лжеучение публично православным, за самое первое сего рода действие признаются распространителями раскола.
208. Последователи означенных в предшедшей 207 статье и вообще признанных особенно вредными сект, а равно и скопцы, которые, скрыв принадлежность свою к такой секте, припишутся к городскому сословию в местах, где сие законами им воспрещено, подвергаются за сие лживое о себе показание:
ссылке в Закавказские области или отдаче в военную службу в Кавказский корпус, если они годны к службе, хотя и нестроевой.
К тому же наказанию приговариваются и те из раскольников вообще и скопцы, которые, дав при городских или сельских выборах подписку, что не принадлежат ни к какому расколу, поступят в какие-либо по общественным выборам должности.
209. За допущение малолетних христиан производить духовные обряды по жидовской вере, или иной какой-либо ереси, или же участвовать в оных, родители сих детей или воспитывающие их подвергаются, так же как за совращение совершеннолетних в раскол:
наказанию, выше сего в статье 207 определенному. Сами малолетние, производящие сии обряды, отсылаются: способные к военной службе — в батальоны и полубатальоны военных кантонистов, а неспособные — на казенные фабрики.
213. Если последователь ереси или раскола, обратившийся в православную веру и вследствие того возвращенный из места ссылки, снова совратится в ересь или раскол, то он подвергается:
лишению всех прав состояния и ссылке на поселение безвозвратно за Кавказ или в отдаленнейшие места Сибири, на основании постановлений ст. 206 и 207 сего Уложения.
214. Изобличенные в издании старопечатных книг не в московской синодальной или единоверческой типографии, а равно и в продаже и распространении каким-либо образом книг сего рода или же в приобретении книг раскольнических для употребления их в божественной службе подвергаются за сие:
в первый раз денежному взысканию от ста до двухсот рублей; во второй — вдвое.
Изобличенные в том более двух раз приговариваются: сверх денежного положенного за второй раз взыскания к заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев. Найденные у них книги отбираются и отсылаются к епархиальному начальству по принадлежности.
215. За заведение раскольнических скитов или иных сего рода обиталищ и за построение новых и починку старых каких-либо для службы и моления по раскольническим обрядам зданий, под наименованием церквей, часовень или молитвенных домов, и за устройство престолов в существующих уже часовнях, наконец и за обращение крестьянских изб в публичные молельни виновные приговариваются:
к заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет, смотря по мере вины.
Все, ими устроенное, подвергается сломке, и материалы продаются в пользу местного Приказа общественного призрения.
217. Давший пристанище высланному по распоряжению правительства из места, где открыта жидовская ересь, и вопреки того возвратившемуся еврею подвергается, если он помещик, арендный, посессионный или временный владелец казенного имения:
в первый раз денежному взысканию пятидесяти рублей; а во второй — такому же взысканию вдвое; в третий раз имение такого помещика берется в опеку на всю жизнь его, от временного владельца казенное имение отбирается, а посессор, арендный также отрешается от управления имением и объявляется в столичных и местных губернских ведомостях, что он к тому не способен.
Когда же виновными в сем окажутся лица, принадлежащие к сословию крестьян или городских обывателей, то они подвергаются:
в первый и второй раз аресту на время от трех недель до трех месяцев или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов; а в третий раз — заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года».
Мы специально дословно привели страшные тексты этих статей, раскрывающих суть внешне столь респектабельной государственной церкви, сохраняющей свою паству (и свои колоссальные владения) не путем учения и личного примера, а путем каторги и пыток. Государство, в свою очередь, также выигрывало от союза с церковью, используя ее как мощный идеологический аппарат управления над умами людей. Даже крупнейший православный богослов XIX века Г. Флоровский с сожалением писал об этом: «Государство берет от церкви, отбирает на себя ее собственные задачи. Берет на себя безраздельную заботу о религиозном и духовном благополучии народа. И если затем доверяет или поручает эту заботу снова духовному чину, то уже в порядке и по титулу государственной делегации… Само государство определяет объем и пределы обязательного и допустимого даже в вероучении. Духовенство обращается в своеобразный служилый класс, и от неготребуется именно так и только так о себе и думать». Другой же русский знаменитый богослов и философ В. С. Соловьев замечает по этому поводу: «Если церковь становится государственным учреждением, т. е. государством, «царством от мира сего», она перестает быть Церковью и обрекает себя на судьбу мирских царств». Итак, людям просто за то, что они хотели следовать учению Библии, жить согласно Закону Божьему, грозили каторгой, лишением всех имущественных прав, отнятием детей, публичными истязаниями. На состоявшемся в Казани в 1897 году Третьем миссионерском съезде и в 1901 году на съезде православных в Орле духовенство открыто потребовало учинить над сектантами вторую Варфоломеевскую ночь и физически расправиться с сектантами. Тех, кто не желал исповедовать религию обрядов, не только ссылали на каторгу, часто над ними издевались самым изуверским образом, так, «для потехи», что было порой страшнее, причиняя не только физические, но и моральные муки. Так, к примеру, «сектантов Киевской губернии, Васильковского уезда, с. Снегиревки, Антоновки и др. зимой выгоняли далеко в степи к глубоким оврагам для физического угнетения, надеясь, по-видимому, что с разбитыми физически будет легче справиться, возвращая в лоно православия, выгоняли их на принудительные работы, заставляя с рассвета и до глубоких сумерек голыми пригоршнями засыпать во время лютых морозов снег — женщин в подолы юбок, мужчин — в подолы тулупов и переносить эту бессмысленную ношу на далекое расстояние, где эти страдальцы должны были спускаться в овраги и там высыпать снег… И так с утра до вечера «работали» эти труженики Божьи под наблюдением урядников, сотских и прочих мелких представителей властей, тут же вволю издевавшихся над беспомощными людьми. В сумерки, по возвращении в село, несчастных ставили в ряд у волости на морозе с приказанием вытянуть руки; двое стражников держали руки, один — голову, и начинались новые издевательства. Выносили водку и, зная, что сектанты ее вовсе не пьют и не курят, старались насильно всунуть «цигарку» в рот и залить водки в глотку. Натешившись вдоволь, водку выпивали сами стражники, разбивая пустые бутылки о головы сектантов. По ночам в окна сектантских домов сыпались груды камней, ломали двери, окна, врывались в хаты, разбивали печи и, избив хозяев, уходили, оставляя объятых ужасом малых ребят и взрослых в стуже. И под таким страхом приходилось жить ежечасно, ежеминутно». Все это
вместе с каторгой, тюремным заключением, обвинениями в измене пришлось испытать и первым адвентистам. Небольшой горстке людей, решивших провозгласить на необъятных землях Российской империи Божью библейскую истину. И одним из самых эффективных средств этого возвещения стало издание и распространение журналов, одним из которых и первым на русском языке и стал журнал «Маслина».