3. Маслина

Первые адвентистские журналы «Голос истины» и «Вестник истины» появились в России еще в 1880-х годах на немецком языке. Первый из них печатался в Германии, другой — в Швейцарии. Они тайно перевозились через границу и распространялись преимущественно среди русских подданных немецкого происхождения, заселявших в те годы Поволжье, Закавказье и Среднюю Азию. В 1899 году основывается адвентистское книгоиздательство и в России, в Риге, имевшее, однако, право печатать литературу только на латышском и эстонском языках. Но существенный прорыв в книгоиздании на русском языке был осуществлен в 1905 году, когда в Германии, в Гамбурге, было открыто адвентистское Международное трактатное общество, начавшее с января 1905 года выпуск первого христианского адвентистского журнала «Маслина». В состав первой редколлегии этого журнала вошли пастор из Восточной Польши О. Липке, Ф. К. Ицман, родившийся в Риге и работавший в семинарии во Фриденсау (где и умер в молодом возрасте), С. К. Боянус, весьма одаренная девушка родом из Нижнего Новгорода, имевшая прекрасное образование и преподававшая русский язык в адвентистской духовной семинарии во Фриденсау, и первый из России адвентистский рукоположенный пастор Генрих Иванович Лебсак. При этом вдохновителем издания журнала был, несомненно, один из крупнейших христианских миссионеров XIX-XX столетий Людвиг Рихард Конради (1856-1939), подробную биографию которого см. в книге Д. Хэйнца Людвиг Рихард Конради. Именно тогда «в годы первой русской революции 1905-1907 гг. сразу же после русско-японской войны, когда страну сотрясали массовые демонстрации, забастовки и покушения, Конради, бывший в то время уже вице-президентом Генеральной Конференции, высшего руководящегооргана адвентистской церкви, предложил предпринять миссионерскую атаку больших городов. Государство и церковь были полностью поглощены тем, чтобы подавить захватившие всю страну мятежи, и не имели времени для того, чтобы держать в поле зрения второстепенные религиозные группы, к которым относилась и церковь адвентистов». И действительно, лежащие в развалинах как физических, так и духовных города и народ России нуждались в чистой Евангельской вести, единственно способной дать мир и указать путь запутавшимся во всех упоминаемых выше «измах» людям. Само название журнала «Маслина» было выбрано не случайно. Вот что об этом было написано в первом номере этого журнала, появившегося в свет всего лишь через несколько дней после страшного Кровавого воскресенья.

«Маслина

Только небольшое количество сынов Израилевых отправились некогда в Иерусалим для восстановления храма Божия, и так как они часто падали духом в борьбе с многочисленными препятствиями, встречавшимися им на пути, Господь дал пророку Захарии чудесное видение, чтобы подкрепить их. Пророк Захария видел золотой светильник, ветви которого питались елеем из чашечки. Елей вытекал из двух маслин, стоявших одна по правую, другая по левую сторону чашечки. Зах. 4.

Пророк не мог понять значения этого видения; для разъяснения его ему было сказано: «это слово Господа… выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора пред Зоровавелем? ты равнина». Видение это показывает, как две маслины снабжают народ Божий Духом Святым, чтобы он мог быть светильником всему миру.

Золотой светильник изображает народ Божий, или церковь Иисуса Христа, что ясно видно из Откр. 1:20, где сказано: «семь светильников… суть семь церквей». Елей означает Дух Святой, что видно из Зах. 4:6; Дело Божье продвигается вперед только благодаря Духу Святому, и препятствия величиною с гору становятся благодаря Ему равниной. Что такое две маслины, посредством которых народ Божий получает Дух Святой, как светильник, елей? На это только один ответ: эти два помазанные елеем ничто иное, как Слово Божье в ветхом и новом завете. Дух Святой говорит через него. Как елей вытекает из маслины, так и Дух Божий, дающий жизнь, вытекает из ветхого и нового завета. Слово Божие — меч духовный, хлеб и источник жизни, горящий светильник для ног наших. Отправляем эту «маслину» с искренней молитвой, чтобы, благодаря ей, Слово Божие, подобно елею, снабдило народ Божий Духом Святым и осветило бы его. Да превозможет он все препятствия и довершит дело Божье». Таким образом, только Слово Божие может стать той панацеей, которая в силах вывести страну и народ из кризиса, в котором они оказались. Вторая статья этого номера уже самим своим названием тоже говорила об очень многом: «Бог есть Бог порядка». На основании исследования Ветхого и Нового Завета автор статьи четко показывает, что истинный порядок может быть только там, где люди чтят Бога и идут за Богом. Ибо только Бог есть Бог порядка, мира, согласия. Где нет Бога, там войны, распри, ссоры, противостояния, насилие. И потому избавление от них может быть только в Боге. Третья статья этого номера «Первое всеобщее собрание среднероссийского поля» дает отчет о первых шагах и мероприятиях адвентистской церкви в России. Она показывает, что во время разъединения и разрухи, крушения экономики Божья церковь являет пример созидания и роста. Когда наблюдался всеобщий кризис, в котором все взывали о помощи, церковь создает кассу для бедных и благодарит Бога за Его благословения. Как своевременна и современна эта статья и сегодня, когда миллионы людей покинуты мужьями, женами, детьми, государством, предприятиями, которым отдали всю жизнь, друзьями. В конце первого номера читателям предлагались духовные размышления над второй главой книги пророка Даниила, в которой Господь в пророческом откровении представил весь ход всемирной истории от дней вавилонского царя Навуходоносора II (605-562) и через Мидо-Персию, Грецию, Рим, эпоху варварских королевств, империи Карла Великого, Карла V, Наполеона — вплоть до Второго Пришествия Христа. Исследуя библейские пророчества в контексте всемирной истории, было четко показано, что Бог есть не только Бог любви и милосердия, но и истории. И, следовательно, все исторические события Он держит в Своих руках, что все происходящее имеет свой смысл и что понять его можно только в контексте библейской философии. Сегодня, когда мы переживаем время еще большего кризиса, чем тот, что переживала Россия в 1905 году, когда события в мире сменяются, как в калейдоскопе, ввергая людей в страх, недоумение, неопределенность, только знание библейских пророчеств и понимание библейской философии истории смогут помочь понять и осмыслить время, в которое мы живем, и события, которые происходят на наших глазах и в которые порой вовлекаемся непосредственно и мы. Ибо и рост мирового могущества США, и глобализация, и возрождение былого папского могущества, свидетелями чего мы сегодня являемся, — все это было предсказано в Библии и отображалось в адвентистской литературе, в частности в журналах, еще сто лет назад, о чем мы будем подробнее говорить ниже. Итак, изданный в первых числах грозного 1905 года журнал «Маслина» предлагал каждому человеку на своих страницах выход из кризиса и путь к новой жизни. И потому люди с жадностью читали его, с удивлением открывая для себя простую и одновременно великую библейскую истину. Десятки людей приходили в те дни к Богу через страницы журнала. Приходили еще и потому, что были живыми свидетелями той веры, которую проявляли те, кто давал им этот журнал и другую духовную литературу, за распространение которой книгонош сажали в тюрьмы вместе с уголовниками, избивали. Но и там Бог не оставлял их, проявляя великие чудеса, о которых с радостью рассказывали по выходе из тюрем первые литературные евангелисты России. Вот что писал о своих духовных опытах в то время Яков Юриксон, занимавшийся распространением литературы в Эстляндии (северная часть современной Эстонии) и посаженный за это в тюрьму города Вейсенштейна (совр. Пай-да). «Арестантский дом в Вейсенштейне представляет собой старое трехэтажное деревянное здание. Тюрьма помещается на втором этаже. Это комната размером около 20 футов в длину и 17 футов в ширину (фут равен 30,5 см — прим. авт.). Свет проникал через два больших с железными решетками окна, стекла которых частью были выбиты, а отверстия заколочены досками. Временами воздух становился невыносимым от находящейся рядом комнаты, отделенной лишь легкой просвечивающейся перегородкой. Мебель состояла из двух старых столов и трех деревянных стульев, из которых один имел только три ножки (одна ножка, за недостатком топлива, была сожжена), и девяти деревянных кроватей, если их вообще так можно назвать, с матрацами, набитыми соломой. Набитые также соломой подушки, служившие некогда заключенным в часы отдыха, были нашими предшественниками разорваны и превращены в портянки, чтобы защитить ноги от холода, а может быть, и с целью воровства. В наказание за это их преемники не получали больше подушек, а потому моя подушка мне очень пригодилась. Комната, во все время моего пребывания, отапливалась хорошо (да будет это сказано в похвалу начальства). Из уважения ко мне, мне всегда выдавали свеженабитый матрац, который я принимал с благодарностью. На содержание нам ежедневно выдавали по 6 копеек, которых хватало лишь на хлеб, селедку и кипяток. Остальным, в чем я нуждался, меня снабжали мои духовные «македонские» собратья, которые, согласно Матф. 25:34-40 и будут вознаграждены за это. Когда я в первый раз был приговорен на 2 дня тюремного заключения, со мной в комнате было еще 12 сокамерников, во второй раз в продолжение трех дней — 8, а теперь в течение четырех дней — 9 человек. Это были мелкие воришки, конокрады и крестьяне, не уплатившие своих податей. Тюремное заключение могло быть заменено денежным штрафом, считая по 5 рублей за день, но я предпочел знакомство с этими людьми, из соображений, которые я теперь желаю высказать. Когда я в последний раз попал туда и они узнали о моем преступлении, ко мне подошел один молодой человек со старой Библией в руках. Некоторые листы были вырваны, по всей вероятности на сигареты, на полях были непристойные заметки, сделанные арестантами. Он насмешливым тоном просил теперь меня разъяснить ему содержание Библии. Я стал увещевать его относительно его поведения, но также использовал этот случай и в продолжение 4-х дней, насколько это было возможно, вел библейские беседы с заключенными. Они были очень удивлены, когда видели, как я утром и вечером молился, и задавали много вопросов. Таким образом, я имел возможность объяснить им истину для настоящего времени, и когда тюремный надзиратель за 15 минут до окончания срока пришел освободить меня, я еще не успел ответить на все заданные мне вопросы. Я не жалею о проведенном в заключении времени, так как здесь я имел возможность свободно свидетельствовать о своей вере. Даже исправник говорил мне раньше, что меня следует посадить в тюрьму, где я смогу свободно проповедовать. Он это и сделал, и я радуюсь» (Zi-one-Wachter. Apr. 1901, стр. 38). Членов церкви в Карлсруэ в Ставропольской губернии после долгих издевательств арестовали, забрав при этом у них детей. И только революционные события в стране не давали возможности правительству, постоянно подстрекаемому к этому государственной церковью, вновь обрушить на инакомыслящих в прежнем объеме пытки, каторгу, ссылки, публичное сечение розгами. Но и это было бы не в силах остановить победное шествие Евангелия, изливаемое в сердца людей Святым Духом через пророческую маслину — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Обессиленное наконец неудавшимся планом насильственного подавления революции и неудачами в решении экономического кризиса, царское правительство было вынуждено пойти на уступки.