Библиотека soteria.ru
Между Сциллой и Харибдой
Алексей Опарин, Михаил Зозулин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 6752 Все тексты автора Алексей Опарин, Михаил Зозулин
8. Что такое Божий суд? учение о суде
«…ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31)
I. Библейское учение о Суде.
1. Что Библия говорит о суде?
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31).
2. Кому предстоит явиться на суд?
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
«Праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» (Еккл. 3:17).
3. Люди будут судимы на основании Божьего Закона
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:10-12).
4. Будут рассмотрены все дела и поступки людей
«…ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).
5. Будут судимы люди не только за дела, но и слова
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).
6. Люди будут судимы и за свои помышления
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
7. Жизнь каждого человека, его поступки и дела фиксируются на небе в специальной Памятной книге
«Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3:16-18). «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).
8. Имя каждого человека, который принял Христа своим Спасителем, вносится в книгу Жизни
«О Сионе же будут говорить: „такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его». Господь в переписи народов напишет: „такой-то родился там»» (Пс. 86:5-6). Сион же — это церковь Бога: «Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его» (Пс. 9:12). «Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (Пс. 13:7). «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).
9. Как будет происходить суд?
«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10).
10. Христос будет на суде Ходатаем для тех, которые приняли Его
«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» (Дан. 7:13).
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3:5).
11. Сегодня Бог призывает каждого человека приготовиться к суду, поклониться Богу
«И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Огкр. 14:6-7). Как видим, эта весть облетит, и уже фактически через проповедь Евангелия облетела, всю землю.
12. Как я могу поклониться Богу?
Первое. Поклоняться только Господу, а не людям, святым или ангелам. «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я со-служитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22:8-9).
Второе. Поклоняться Богу надо в духе и истине.
«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23-24). Выше мы уже рассматривали, что такое истина согласно Библии:
• Бог Отец Истина — «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» (Иер. 10:10).
• Бог Сын Истина — «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе» (Еф. 4:21).
• Бог Дух Святой Истина — «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин. 5:6).
• Слово Божие (Библия) Истина — «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).
• Закон Божий Истина — «Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина» (Пс. 118:142).
То есть только то поклонение принимает Бог, которое основывается на этих пяти библейских истинах. И следовательно, поклониться Богу я смогу только тогда, когда приму их в сердце и стану жить с Его помощью по этим истинам.
Третье. Символом Творческой силы Бога, которую провозглашает ангел из книги Откровение, является суббота.
«Помни день субботний, чтобы святить его; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8,11).
Четвертое. Суббота является знамением, печатью Бога.
«… дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез. 20:12). И потому поклоняться Богу я могу только в том случае, если соблюдаю субботу.
13. Что получат те, кто будет оправдан на суде
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:1-7). Для искупленных наступит вечная жизнь, когда они смогут соединиться навеки со своими близкими и друзьями, когда они смогут воплотить в жизнь свои планы и стремления, когда вся вселенная с ее тайнами и чудесами станет их домом. 14. Какая участь ожидает тех, кто будет осужден?
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12-15). «…а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). 15. Будут ли нечестивые вечно мучаться?
«Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 1:4). Подобно тому, как быстро горит солома, так же быстро будут уничтожены нечестивые. О терминах «вечный» и «неугасимый огонь» см. в разделе «Трудные тексты» к данной главе.
II. Учение о Суде в истории христианства
К сожалению, на протяжении истории христианской церкви библейское учение о суде претерпело ряд кардинальных искажений, которые в первую очередь связаны с вкравшимися в христианство из язычества учениями о бессмертии души, аде и рае. Вот как оно представляется в произведениях многих отцов церкви.
«Воспоминание протекшей жизни, которую так безрассудно погубили они на порочные дела, непрестанные укоры совести за все, когда-либо содеянные, беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались Богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастися, — все это будет терзать несчастных непрестанно. „Те, — пишет св. Василий великий, — которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их». Св. Василий великий: „… потом (т. е. после суда) к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозар-ности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый, и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд». Св. Иоанн Златоуст: „услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, не в честь, но чтобы быть всегдашним напутаем тамошнего мучения: а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях. Если ты будешь когда в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь геен-ский; и если ты когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо если баня и горячка так мучат и беспокоят нас: то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем?!». Но, различаясь между собою по степени, мучения грешников в аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности: потому что для всех будут равно вечны и нескончаемы. Церковь всегда веровала, что мучения адские будут вечны. В частности, это верование Церкви ясно исповедовали и проповедовали ее учители, и прежде всего пятого вселенского Собора. Таковы:
Св. Климент римский: „бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны: потому что, мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию».
Св. Поликарп: „ты грозишь мне огнем горящим временно, и вскоре угасающим; потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован нечестивым».
Св. Иустин мученик: „…что он (диавол) с своим воинством и людьми, последующими ему, будут посланы в огонь и будут там мучиться в бесконечные веки, — это предвозвестил Христос».
Св. Ириней: „кому скажет Господь: отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, те будут осуждены навсегда». „Вечны и без конца будут блага, дарованные от Бога; потому и лишение их будет вечно и без конца, подобно тому, как в безграничном свете ослепившие самих себя или ослепленные другими навсегда лишены приятности света».
Св. Кирилл иерусалимский: „если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».
Св. Иоанн Златоуст: „пусть будет так, что ты проживешь и много лет и не испытаешь никакой перемены; что же это в сравнении с бесконечными веками и с тяжкими и несносными оными муками? Здесь и счастие и несчастие имеет конец, и притом самый скорый: но там то и другое продолжается в бессмертные веки, и своим качеством столько различны от здешних, что и сказать нельзя… Если кто скажет: как же душа может стать на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь, как часто доставало многих на продолжительную и тяжелую болезнь. Если они и скончались, это не потому, чтобы душа совершенно истощилась, но потому, что тело отказалось служить, так что, если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. И так, когда душа получит нетленное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность… Посему не будем располагаться ныне так, как будто бы чрезмерность мучений могла истощить нашу душу: ибо в то время и тело не испытает сего (истощания), но будет вместе с душой вечно мучиться, и другого конца не будет»».
Таким образом, характер любящего Бога был искажен и Он был представлен как жестокий правитель, вечно мучающий, причем самым зверским образом, одних людей, и в то же время дарующий другим, находящимся в раю, взирать на муки, в том числе и своих близких и друзей.
III. Трудные тексты
Основная масса трудных текстов по теме Божьего суда связана с понятиями ада и рая, а также с вопросами окончательной участи нечестивых.
«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петра 3:18-21).
Итак, исследуя данный стих, возникает сразу несколько вопросов:
1) что за дух, которым воскрес Христос?
2) что за духи, которым Он проповедовал?
3) что представляет собой темница, куда сошел Христос для проповеди этим духам?
Итак, отвечаем на первый вопрос: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11), т. е. Христос воскрес Духом Святым.
Отвечаем на второй вопрос: «Да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека» (Числ. 27:16); «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?» (Числ. 16:22). То есть, духи — это живые люди во дни Ноя, которым во время строения ковчега была проповедана Христом через Ноя весть спасения.
Третий вопрос: «Чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:7). Темница символизирует неверие, отсутствие истины, беззаконие, грех. «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притчи 5:22). Теперь подведем общий итог. Итак, во дни Ноя Духом Святым Христос проповедовал через Ноя жителям допотопного мира, находящимся
в темнице греха на земле. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет… И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;.. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:3, 5,12).
Рассмотрим еще один трудный, на первый взгляд, стих Св. Писания:
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:9-11).
Рассмотрим его составляющие:
1. Что такое жертвенник?
2. Что за вопиющие души, находящиеся под жертвенником? Отвечая на первый вопрос, прочитаем Евр. 13:10-12: «Мы
имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр. 13:10-12). Итак, жертвенник — это наша земля, Голгофа, где был распят Христос.
Второе. Библия говорит, что один из символов души — это кровь (Лев. 17:14). И действительно, в античное время и во дни средневековья кровь многих истинных последователей Христа была пролита на землю, впитавшись в нее (т. е., оказавшись под жертвенником, под землей). И подобно крови Авеля, она символически взывает к Богу. «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4:10).
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче
Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:19-31).
Во-первых, это жанр притчи, т. е. иносказания. Во-вторых, обращаясь к Лазарю, богач просит, чтобы он смочил свой палец водою и охладил его язык. Но разве у души есть палец или язык? Конечно, нет, и это не станут отрицать даже те, кто верит в бессмертную душу. В-третьих, согласно данной притче, если понимать ее буквально, богатые — осуждены на мучения, а бедные — на блаженство, но это противоречит Библии, где есть многие упоминания об очень богатых праведниках (Авраам, Исаак, Соломон, Давид, Езекия и т. д.), и в то же время есть масса примеров бедных людей, которые отвергли Бога и погибнут.
Цель же данной притчи, сказанной Христом, состояла в следующем. Эта притча является продолжением обращения Христа, начатого с притчи о неверном управителе, к фарисеям — духовным руководителям израильского народа. Богатый человек в ней олицетворял израильтян, считавших себя духовно богатыми и полагавшими залог своего спасения на причастности к потомкам Авраама. Бедный же Лазарь олицетворял язычников, которых иудеи считали людьми второго сорта. Но Бог говорит, что спасение определяется личным выбором человека, и нация или наследственность здесь не играют никакой роли. Этой притчей Христос дает урок фарисеям, говоря, что судьба человека решается в этой жизни путем использования возможностей и что столь презираемые ими язычники, приняв Христа, могут стать духовными детьми Авраама и гражданами Царства Божия. Этой притчей Христос показывает каждому человеку, что в этой жизни люди решают свою вечную участь и что после смерти изменить участь человека уже нельзя. К сожалению, вопреки ясному учению Христа, некоторые христианские конфессии учат, что после смерти можно изменить участь человека. «Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников — в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека… Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми». Так фактически провозглашался принцип, что за деньги можно изменить участь ваших умерших близких. Папство пошло еще дальше, создав учение о чистилище.
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).
Как же понимать это место Священного Писания? Что хотел Иисус этим сказать, как Своим ученикам тогда, так и нам сегодня? При убийстве погибает только тело и возвращается в землю (Быт. 3:19), а «дыхание жизни» или «дух жизни» (не душа!) возвращается к Богу, Который дал его. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). При воскресении же из мертвых через Иисуса Христа происходит, как и при сотворении человека: к праху (телу) умершего человека в земле присоединяется «дыхание жизни», которое было у Бога, и он становится живым, как при Первом воскресении мертвых, так и при Втором, которое будет совершено через тысячу лет после Первого воскресения. Однако в первом воскресении воскресшие сразу облекаются в нетление и бессмертие, для вечной жизни: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:51-55), а во втором воскресении, спустя тысячу лет после первого, воскресшие объединяются с сатаной против Христа и Его народа, окружив «стан святых и город возлюбленный», погибают от сошедшего с неба огня, как их тело, так и дыхание жизни в них, навсегда в геенне огненной (Откр. 20:5-9). Как об этом и сказал Христос.
«И отправились из Вефиля. И когда еще оставалось некоторое расстояние земли до Ефрафы, Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» (Быт. 35:16-19).
Это место также приводится некоторыми людьми как якобы одно из доказательств независимого существования души от тела. Но, как и в других случаях, Библия сама раскрывает смысл данного отрывка. Из Лев. 17:14 мы помним, что душа — это и символ крови. И когда у Рахили были роды, они были осложнены кровотечением (душа, т. е. кровь, выходила из нее), приведшим ее к смерти.
«И скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь. Посему так говорит Господь Бог: вот, Я — на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они прилетали, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетали к вам. И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ Мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 13:18-21).
Как и в наши дни, во дни Иезекииля были весьма широко распространено колдовство и магия. В древности многие колдуны носили особые повязки (мешочки), которые привязывали под мышками или на локтях. Считалось, что они давали власть над темными силами и позволяли манипулировать ими. Вместе с этими мешочками использовались и покрывала различной длины, в зависимости от роста человека, которыми колдуны покрывали своих посетителей, создавая тем самым особую атмосферу таинственности и трепета. Проводя свои магические обряды, колдуны ввергали иудеев в контакт с силами зла, также немало наживаясь и сами на проведении этих ритуалов. Мы помним, что в книге Бытие 2:7 отмечено, что душа — это живой человек. И очень многие из людей приходили, буквально слетались к таким колдунам, желая узнать будущее или разрешить свои проблемы. Через эти общения с миром бесов погибали многие люди, которые могли бы не умереть, не погибнуть для вечности. В то же время колдуны обещали процветающую жизнь многим нечестивцам. Но Бог говорит, что однажды придет суд на этих лжепророчиц, которые уловляли людей, как птиц, в свои страшные силки. Бог предсказывает, что их покрывала будут разодраны и что уже никто не попадет в эти оккультные силки, что люди и сами увидят всю ложность их предсказаний и бессилие управлять происходящим посредством колдовских чар и ритуалов. Но к сожалению, как в прошлые времена, так и в наши дни для многих это время освобождения не наступит. Ибо они сами избрали эти спиритические силки, найдя в них смерть. Сегодня еще более, чем во дни Иезекииля, силы зла посредством гороскопов, спиритических и экстрасенсорных сеансов, эзотерической литературы, гаданий расставляют свои силки для миллионов людей, которые в удивительном стремлении слетаются в них, находя свою духовную гибель, от которой их, безусловно, спасло бы библейское знание о том, что душа не бессмертна и, следовательно, все эти спиритические и колдовские действия, облеченные сегодня в псевдонаучные одежды, представляют собой либо шарлатанство, имеющее целью разбогатеть за их счет, либо, что намного чаще и страшнее, прямой контакт с бесами и их господином — дьяволом.
«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:9-11).
Читая этот стих, некоторые уверяют, что здесь Библия ясно говорит о вечных мучениях душ нечестивых людей. Но так ли это? Во-первых, необходимо посмотреть, что сама Библия понимает под выражением во веки веков. Приведем хотя бы несколько примеров. «И вот законы, которые ты объявишь им: если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, — то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку,
и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Исх.21:1-6). Очевидно, что данный человек может оставаться рабом, только пока он жив.
«И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек» (1 Цар. 27:12). Тоже понятно, что Давид мог быть слугой Анхуса, только пока был бы жив. Дело в том, что у иудеев выражение «во веки веков» обозначало — пока идет процесс, какой-либо процесс, будь-то жизнь или горение. Об этом четко говорит и сама Библия: «…ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти» (Пс. 47:15).
Бог через пророка Малахию говорит о нечестивых: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал. 4:1). Долго ли горит солома? Считанные мгновения; так и нечестивые будут пожраны огнем в считанные мгновения, во веки веков, навсегда, «…как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки» (Пс. 91:8). Даже главный корень греха дьявол при горении в конце-концов превратится в пепел. «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя» (Иез. 28:18).
«И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:43-48).
Центральным словом, которое Христос использует в данном отрывке, является слово «геенна». Что же это было такое? Мы специально хотим привести определение данного понятия из авторитетной официальной церковной энциклопедии, написанной ученым, который верит в бессмертие души, чтобы нас нельзя было обвинить в какой-либо предвзятости. «Геенна (с еврейского долина Гинном) — название глубокого и узкого оврага на южной стороне Иерусалима, в котором при царе Ахазе идолопоклонствующие иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, при игре на музыкальных инструментах с тем, чтобы не слышать их жалобные вопли. «Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар. 28:1-3).
«Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило. За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их» (Иер. 7:30-33).
Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место — в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы в этой долине постоянно горел огонь. «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:24). И потому это место впоследствии называлось геенною огненною, и стало местом ужаса и отвращения среди Израильтян».
Христос в исследуемом нами отрывке говорит, что этот огонь является неугасимым и не может быть кем-то потушен. «А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то воз-жгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Иер. 17:27). То есть Иерусалим сгорел в неугасимом огне, а это значит, что он был полностью разрушен этим пламенем. «И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили. И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет» (2 Пар. 36:19-21). Таким образом, огонь геенны символизирует полное уничтожение греха и грешников. Для слушающих Христа это была очень наглядная картина полного уничтожения грешников.
К тому же этот стих и сам по себе опровергает учение о бессмертии души. Ибо заметим, что Христос говорит о том, что в геенну войдут люди с руками, ногами, глазами, войдут тела, а не бестелесные души! И Исайя четко подчеркивает, что огонь пожирает трупы, мертвые тела, а не бестелесные души (Ис. 66:24).
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:39-43).
Базируясь на этом месте Священного Писания, некоторые говорят о том, что существует потусторонняя жизнь души в аду или в раю. Рассмотрим, правомочно ли это утверждение. Во-первых, если принимать слова Христа буквально, как некоторые и предлагают, то есть как обещание разбойнику того, что он уже сегодня будет со Христом в раю, значит, и Сам Христос должен был быть в этот день после Своей смерти на кресте тоже в раю. Но это было не так. Ибо через три дня после Своего воскресения, обращаясь к Марии, Он говорит, что еще не восшел к Отцу Своему: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).
А престол Божий действительно находится в раю. Ибо книга Откровение нам говорит, что древо жизни растет в раю: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7). И в той же книге Бог говорит, что дерево жизни растет на берегу реки, которая исходит от Божьего престола. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22:1-2). Итак, престол Божий посреди рая, но Христос еще спустя три дня после Своего распятия к Отцу не восходил и в раю еще не был, и потому Его слова, обращенные к разбойнику, «ныне же будешь со Мною в раю», не могут быть буквальными. Ибо, как Христос мог пообещать разбойнику, что тот будет с Ним сегодня в раю, если Он Сам туда вошел только на третий день.
Во-вторых, вопрос заключается и в том, что у иудеев пунктуации не было, ее поставили много столетий спустя христианские переписчики Библии, которые и поставили запятую перед словом ныне, а не после него. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). То есть Христос на кресте, видя истинное покаяние этого преступника, сказал ему: «Я обещаю тебе сегодня, что ты будешь спасен». Заметим, кстати, что и сам разбойник не просил Христа о том, чтобы Тот взял его в рай. Он просто просил, говоря: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). И Христос не забудет веры и истинного покаяния этого разбойника, как истинного покаяния и каждого человека, желая всех спасти и привести при Своем Втором Пришествии в Свое Царство, в вечную жизнь.
Для полного исследования, приведем еще и другие источники. В свое время журнал «Голос истины», № 9, за 1925 год, на страницах 13-17 поместил статью пастора Л. Рейнгардта, известного как автора одного из наиболее точных переводов и изданий на немецкий язык Нового Завета, в которой, в частности, говорится: «Что же касается знаков препинания, то следует заметить, что их введение сравнительно еще очень молодого происхождения. Они были выработаны в Венеции одним известным типографщиком, неким Мантиусом и введены в печать в 1490 году. Хотя древние греки и римляне тоже уже пользовались различными знаками, которые они также называли знаками препинания, но они были другого характера и имели совершенно другое значение, а именно — чисто ораторское, и употреблялись исключительно только в речах и декламации. Они выражались в точке и штрихе, которые указывали на известную остановку, откуда они и получили свое название «препинание». В письме же не признавалось решительно никаких знаков, и поэтому все старейшие рукописи Нового Завета (не позже IV столетия, которыми пользовались все христиане) не имеют вообще знаков препинания, так что чтение этих последних было не так-то легко и просто, как это предполагали многие не сведущие в этом деле… Не может быть, конечно, никакого сомнения в том, что начиная с V столетия этот стих в Евангелии от Луки 23:43 читался так же, как и теперь. Но вопрос, о котором здесь идет речь, вовсе не тот, как его в позднейшие столетия читали, но тот, как его понимал Иисус Христос и распятый вместе с Ним разбойник, и как евангелист Лука сам понимал данный Иисусом ответ… Сказал ли Иисус Христос, или хотел ли Он сказать разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне будешь со Мною в раю», если же хотел Он ему сказать: «Истинно говорю тебе ныне, — будешь со Мною (то есть, когда Я приду и как Мессия приму Свое господство) в раю». Порядок слов в греческом точно такой же, как во втором случае перевода, но это пока еще ничего не доказывает и ничего не говорит за справедливость последнего случая, так как в греческом тексте запятая может быть поставлена перед или после слова «ныне», не изменяя при этом последовательности слов, что в русском переводе, не выпуская частицы «же», невозможно, хотя многие старались уверить, что, переставляя запятую после слова «ныне», искажается стиль греческого языка, но это, безусловно, несправедливо…
Доктор Буллиндер говорит в своем произведении «Греческое и английское толкование Нового Завета»: «Если «ныне» стоит после глагола, то оно относится к этому же глаголу, если же оно не относится к нему, то должно быть связано посредством δτί со следующей частью предложения». Он подтверждает это многими местами Нового Завета, как, например, в Евангелии от Марка 14:30, где Христос говорит, обращаясь к Петру: «Истинно говорю тебе, что (δτί) ты ныне в эту ночь…». Итак, если бы слово «ныне» в Луки 23:43 относилось ко второй части предложения, то в греческом языке должно было бы перед ним стоять δτί, чего на самом деле не находим. Слово «ныне» должно, следовательно, относиться к глаголу «говорю». Поэтому традиционный русский перевод противоречит новозаветной грамматике…
Выражение «говорю тебе ныне» не употребляется ни на одном наречии, кроме еврейского, и является как в русском, так и в греческом переводе необычным и довольно неловким (неудобным) оборотом речи. Но ведь Христос говорил с распятым разбойником не на греческом, и не на русском, но на еврейском, или, вернее сказать, на арамейском, языке. На еврейском языке этот оборот речи является совершенно обычным, что и подтверждают многие места Ветхого Завета. Так, например, во Второзаконии 4:40 сказано: «И храни постановления Его… которые я заповедую тебе ныне…»; в 8:19 — «То свидетельствуюсь вам сегодня, что…»; а в 30:15-16: «Вот я сегодня предложил тебе… Я, который заповедую тебе сегодня…» и еще в Иер. 42:21 — «Я объявил вам ныне…» и т. д. Этот евреизм встречаем также и у апостола Павла, когда он, покидая Милит, сказал: «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех…» (Деян. 20:26). Судя по этим и другим подобным им местам Священного Писания, нельзя даже сомневаться в том, что еврейский язык, а следовательно, и Иисус, Павел и Лука были хорошо знакомы с выражением «истинно говорю тебе ныне» (сегодня) и что они на самом деле его употребляли. Но не только этим доказывается возможность и вероятность того, что Иисус и Лука на самом деле пользовались этим оборотом речи, но также и грамматика новозаветного языка требует того, чтобы связать слово «ныне» с предшествующим ему глаголом…
То, что способствовало и доныне сохранившимся знакам препинания почти на протяжении 1500 лет неопровержимо господствовать, были не грамматика и здравое толкование Писания, но ложное верование в загробную жизнь, со всей ее языческой и новоплатонической философией и теологией, которая утверждает, что бессмертные души людей тотчас же после их смерти переселяются на небо, и уже навсегда остаются праведными. Так учил Сократ, Платон, Цицерон и почти все языческие философы того времени, но древнеизраильское и раннехристианское упование на Грядущего Мессию ничего не знало об этом, возникшем из древнеегипетского язычества, суеверии… Вся Библия решительно ничего не знает о предполагаемом бессмертии человеческой души. Она нас учит, что только Бог один бессмертен. «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может» (1 Тим. 6:16), а люди могут только посредством воскресения достичь вечной жизни. Первые христиане верили так, как их этому учило самое старинное из всех посланий Нового Завета, Первое послание к Фессалоникийцам 4:13-18: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами».
Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что, принимая во внимание грамматику Нового Завета, и включенную в греческий текст фразу, употребляемую евреями, необходимо опустить частицу «же», так как ее нет в оригинале, а слово «ныне» — относить к предшествующему глаголу «говорю». Тогда и получим правильную фразу, отражающую обещание Христа разбойнику: «Говорю тебе ныне: будешь со Мною в раю». Такой ответ не противоречит ни Евангелию от Иоанна 20:17, ни Иоанна 14:1-4: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
И еще одно разночтение: между Иоан. 20:17, где сообщается, что Христос сказал Марии: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему…» и Мф. 28:9, где говорится, что Христос не воспрепятствовал встретившим Его женщинам поклониться Ему: «И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». Е. Г. Уайт объясняет так это разночтение: «Иисус не хотел, чтобы Ему поклонились до тех пор, пока Он не убедится в том, что Егожертва благоугодна Отцу. Он поднялся в небесные обители и от Самого Бога услышал заверение: Его искупительная жертва за грехи человеческие достаточна для того, чтобы через Его кровь все могли получить вечную жизнь… После того, как Он вознесся к Отцу, Иисус явился остальным женщинам, говоря: «Радуйтесь». И они припали к ногам Его и поклонились Ему». (Е. Г. Уайт. Желание Веков. ИЖ, стр. 740-742)». (См. Д. О. Юнак. Секрет загадочного «ныне», Или как понимать текст из Луки 23:43?)
Рассматривая данный стих, необходимо также несколько слов сказать и о понятии рая, как его понимает Библия, поскольку сегодня существуют самые различные представления на этот счет, основное из которых говорит о том, что рай — это, якобы, место, где находятся души праведников. Что же Библия говорит по поводу того, что такое рай? Само слово «рай» в подлиннике звучит, как «парадис» и означает дословно сад, парк, происходя от персидского слова, с чем полностью согласны и православные ученые. Весьма интересно и происхождение этого слова. «Персы дали миру слово „парадис», рай. Для них раем был „paradeisos» — „огражденное место», обнесенное стеной, парком или садом. В их засушливой стране щедро орошаемое зеленое пространство, заполненное деревьями и кустами, должно было приносить радость и наслаждение. Не удивительно, что персидские цари повелевали создавать парки». Потому и 70 переводчиков, переводивших в 3 в. до х. э. Библию на греческий язык, переводили понятие «Сад Эдемский», как рай или παράδεισος, — парадис. Само слово «Эдем» означает наслаждение. Слово рай упоминается в Библии в следующих местах:
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8).
«Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (Ис. 51:3).
«.. .что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:4).
«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7).
«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Также еще в трех местах это слово «рай» (парадис) переведено или как лес (в Неем. 2:8: «…и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме Божием, и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною»), или как сад (в Еккл. 2:5: «…устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева» и Песн. Песн. 4:13:«.. .рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами»). Потому, согласно Библии, рай — это чудесный Эдемский сад, созданный когда-то Богом для первых людей. Потому и пророки, говоря о втором Пришествии Мессии, предсказывали возвращение чудесного сада Эдема, взятого Богом перед потопом на небо: «Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины, и опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего, тогда скажут: „эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены»» (Иез. 36:33-35) и «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» (Ис. 51:3). Апостол Павел в послании к коринфянам также писал о том, что сегодня этот чудесный сад находится на небе. Таким образом, говоря о рае (параднее), Библия нигде не говорит о нем, как о месте, где находятся души праведников, а говорит, как о прекрасном саде, Эдеме, который когда-то существовал на нашей земле и потом вернется вновь на землю после Второго Пришествия Христа.
• «Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:6-8).
Ссылаясь на это место, некоторые заявляют, что здесь как раз речь идет о том, чтобы мы, оставив свои смертные тела, водворились душой у Господа. Для того, чтобы понять, о чем здесь идет речь, необходимо, как всегда, прочитать весь отрывок, не вырывая из него отдельных стихов: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:1-10). В этом отрывке апостол Павел противопоставляет теперешнее смертное состояние человека его будущему бессмертному состоянию на небесах. Отметим, как Павел пишет, «только бы нам и одетым не оказаться нагими» и «потому что не хотим совлечься», то есть снять одежду.
Нагота символизирует здесь могилу, смерть, и именно она лежит между земной жизнью человека и небесной. Между ними находится могила, смерть, о которых и говорит Павел, как о состоянии наготы. Переход же из смертного состояния в бессмертное, из тленного в нетленное произойдет только при Втором Пришествии Христа, о чем сам Павел пишет к тем же коринфянам:
«…вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52-53).
IV. Постскриптум
1. Фактическая отмена Божьего Закона
Попрание, нивелирование и искажение Божьего Закона привело к тому, что в учении большинства христианских конфессий просто повисает вопрос: а на основании чего будут судимы люди? Интересно, что в вероучениях практически всех конфессий на вопрос, на основании чего будут судимы люди, прямого ответа или вообще не дается, или он звучит крайне-крайне туманно. А ведь при этом незнание закона не освобождает от его выполнения.
2. Сведение на нет смысла Последнего Суда и Второго Пришествия Христа
Приняв языческое учение о бессмертии души, подавляющее большинство христианских конфессий свело на нет сам смысл Второго Пришествия Христа и Последнего Суда, ибо после смерти, как они учат, каждый человек уже сразу отправляется в ад или рай, то есть его участь уже фактически и так определена. Что же тогда рассматривать вообще на суде и зачем Христу приходить во второй раз?
3. Искажение любящего характера Бога
Приняв языческое учение о аде и рае, они исказили любящий характер Бога, Который, по их мнению, будет мучить нечестивых всю вечность, а праведные, находясь в раю, будут понимать, что кто-то из их близких зверски мучается в аду. Что же это будет тогда за рай и счастье? Нечестивые, как мы уже упоминали, будут уничтожены мгновенно при Втором воскресении, когда воскреснут нечестивые: «…у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него» (Зах. 14:12).
4. Провозглашение вечности греха
Утверждая, что сатана и нечестивые будут существовать вечно, этим самым провозглашается вечность греха и порока.
5. Злоупотребление церковной властью
Учение о том, что с помощью заслуг и ходатайства церкви можно изменить участь не только живых, но и умерших, породило страшные злоупотребления, в частности в виде индульгенций.
6. Институт посредников
Учение о святых, которые, якобы, являются ходатаями за людей пред Богом, не только умаляет значение подвига Христа, не только делает Его в глазах людей далеким и неприступным, но и оставляет людей без Этого Единственного Ходатая на суде, то есть обрекает их на осуждение, ибо своими силами и заслугами, как мы видели, равно как и заслугами пусть и самых прекрасных и праведных людей, человек спастись не может, о чем ясно и четко говорит Библия: «… и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» (Иез. 14:14).
Мы подошли к концу наших исследований библейских тем, относящихся к личной духовной жизни человека, и одновременно только начали их изучать, ибо глубина Слова Божьего неисчерпаема. Пусть же оно поможет нам в нашей духовной жизни, в нашем духовном плавании избежать Сциллы и Харибды лжеучений, которые силы зла расставляют на нашем пути.