Библиотека soteria.ru
Проповеди о женщинах Ветхого Завета
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10351 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Провидение в Книге Есфирь
А вышло наоборот, что сами Иудеи взяли власть над врагами своими (Есфирь 9,1).
Вам, наверное, известно, что некоторые люди отрицают богодухновенность книги Есфирь, поскольку в ней не упоминается имя Бога. С таким же успехом они могли бы отвергать божественное вдохновение многих библейских глав и еще большего количества стихов. Хотя имя Бога и не встречается в книге Есфирь, Сам Господь очень заметно проявляется во всем, о чем в ней сказано. Я видел портреты, под которыми подписаны имена людей, изображенных на них, и, конечно, это нужно, но также все мы видели портреты, под которыми не нужно писать имя, потому что они так поразительно точно передают внешность человека, что достаточно одного взгляда, чтобы узнать, кто на них изображен. В книге Есфирь, так же как и в любой другой книге Слова Божьего, и, рискну заявить, даже больше, чем в какой-либо другой книге, очевидна рука Провидения.
Невозможно рассказать всю историю книги Есфирь за одну проповедь, и поэтому я положусь на то, что она вам уже знакома. И еще я должен попросить вас потерпеть, если в этой проповеди окажется больше исторических фактов, чем обычно у меня бывает. Все Писание богодухновенно и полезно, будь то описание исторических событий или доктрин. У Бога не было намерения, чтобы книга Есфирь лежала мертвым грузом, и чему бы Он ни захотел нас научить через нее, нам следует очень постараться это усвоить.
Историей Есфири Господь хотел показать нам прекрасный пример Своего провидения, чтобы мы, с интересом и удовольствием его рассмотрев, смогли прославить Его имя, а затем стали учиться наблюдать за тем, как Его рука действует в других случаях, а особенно в нашей жизни. Флавел хорошо сказал, что тот, кто замечает провидение, никогда не останется им незамеченным. Богодухновенная книга называет глупым того человека, который ходит в мире и не замечает Бога; но у мудрого есть глаза, и, глядя внутренним зрением, он повсюду видит Божью работу. Он рад осознавать, что Господь действует по Своей воле на небесах, и на земле, и во всех безднах.
В разные исторические периоды Бог любил поражать мир язычников, убеждая их в Своем присутствии. У Него был избранный народ, которому Он передал истинный свет и которому Он постоянно открывался. Остальной же мир оставался во тьме, но время от времени божественная слава вспыхивала во мраке, как молния, пронзающая темноту во время бури. Некоторые после такой неожиданной вспышки начинали искать Бога и находили Его; другие же приходили в замешательство, лишившись оправдания своим действиям, но продолжали слепо поклоняться идолам. Поразительное истребление армии фараона в Чермном море было вспышкой света, от которой вздрогнул мир, пребывавший во тьме. Человечество получило доказательство того, что Господь живой и может достигать Своих целей, приостанавливая действие законов природы и творя чудеса. Удивительная драма, развернувшаяся в Сузах, столице Персии, была еще одним доказательством Божьего существования и славы, что было продемонстрировано не с помощью чуда, как раньше, а обычными методами Божьего провидения, но при этом были достигнуты все поставленные цели. Кто-то хорошо сказал, что в книге Есфирь описаны не сверхъестественные чудеса, и поэтому события в ней изложены не так, как при описании поражения фараона чудесной силой, хотя она в равной степени раскрывает славу Господню.
А сейчас давайте перейдем к самой истории. Было два народа, один из которых Бог благословил и пообещал охранять, и другой, о котором Он сказал, что изгладит память о нем из поднебесной. Израиль должен был быть благословлен и стать благословением, но об Амалике Бог поклялся: «Брань у Господа против Ама-лика из рода в род». Поэтому эти два народа смертельно враждовали между собой, как семя жены и семя змея, между которыми Сам Господь положил вражду. С тех пор прошло много лет. Избранный народ переносил большие страдания, и с того давнего времени на земле все еще жил небольшой остаток Амалика. Среди них был и потомок царской линии Агага по имени Аман, который обладал верховной властью в суде персидского царя Артаксеркса. И в это время Богу было угодно, чтобы произошел последний конфликт между Израилем и Амаликом. Конфликт, который начался с Иисуса Навина в пустыне, должен был закончиться Мардохеем в царском дворце.
Эта последняя битва начиналась неблагоприятно для Божьего народа. Аман был премьер-министром обширной персидской империи и фаворитом деспотичного монарха, который исполнял его волю. Мардохей, иудей, состоящий на службе у царя, сидел у царских ворот; но, видя, как через них проходит гордый Аман, он отказывался делать то, что другие послушно исполняли — кланяться ему. Он не склонял голову, не падал перед ним на колени, и Амана это очень раздражало. Вспомнив, что Мардохей из племени иудеев, он загорелся желанием отомстить за весь свой народ. Он подумал, что будет мало покарать одного человека, и решил, что сам выместит всю злобу своего рода и одним махом сметет с лица земли всех ненавистных ему иудеев. Он пошел к царю, для которого его слово имело силу, и сказал ему, что по всему персидскому царству рассеялся народ, который очень отличается от всех остальных и не соблюдает законов царя, и что «царю не следует так оставлять их». Он попросил, чтобы их всех истребили, а он заплатит в царскую казну огромную сумму, чтобы компенсировать убытки, вызванные их истреблением. Он планировал так, что соседи иудеев прельстятся добычей, которую они могут у них забрать, и поубивают их. А часть, предназначенная ему самому, возместит его сумму, вложенную авансом, и таким образом он заставит иудеев заплатить за их же убийство. Как только он попросил об этом ужасном одолжении, царь согласился. Он снял с пальца перстень-печать и поручил Аману поступить с иудеями, как ему угодно. Таким образом, избранный народ оказался в руках потомка Ага-га, который жаждал его истребить. Только одно преграждало ему путь. Господь сказал: «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, — ты обвинишь». Давайте посмотрим, что произошло, и извлечем из этого урок.
Бог помещает Своих агентов в нужное
место для выполнения Своей работы
Господь не был застигнут врасплох этим заговором Амана. Он его предвидел и предпринял меры для его нейтрализации. Для того чтобы противостать этому коварному, злобному умыслу Амана, было необходимо, чтобы кто-то из иудейского народа имел большое влияние на царя. Как это можно было осуществить? Если бы царицей Персии стала иудейка, ее власть могла бы помочь разрушить вражеский замысел. Все это было приготовлено за много лет до того, как Аман составил в своем злом сердце план истребления иудеев. Есфирь, чье прекрасное имя означает «мирт», вознеслась до положения царицы персидской после ряда необыкновенных событий. Случилось так, что во время одной пьяной пирушки Артаксеркс так напился вина, что, забыв обо всех восточных нормах приличия, послал привести свою жену Астинь, чтобы показать ее народам и князям. В то время никто не думал, что можно ослушаться слова этого тирана, и поэтому все пришли в ужас, когда Астинь, очевидно, будучи истинной царицей по духу, не захотела унижаться, становясь зрелищем для этой грубой толпы пьяных правителей, и отказалась прийти. За свою смелость Астинь получила развод, и начались поиски новой царицы. Мы не можем похвалить Мардохея за то, что он привел свою приемную дочь на конкурс, где царь выбирал себе жену; это противоречило закону Божьему и было для нее чрезвычайно опасным. Лучше бы Есфирь стала женой самого бедного человека в доме Израилевом, чем отправилась в логово персидского деспота. Писание не приводит никакого оправдания и тем более не хвалит проступок Есфири и Мардохея, а просто рассказывает нам о том, как божественная мудрость обратила зло во благо, подобно тому, как химик извлекает лекарственную эссенцию из ядовитых растений.
Высокое положение Есфири, несмотря на то, что оно было приобретено вопреки самому мудрому из законов, было обращено на защиту ее народа. В царском доме Есфирь стала средством победы над злым врагом. Но одной лишь Есфири было бы мало. Она заперта в гареме, окружена евнухами и служанками и полностью отрезана от внешнего мира. Нужен страж за пределами дворца, чтобы смотреть за народом Божьим и призвать Есфирь к действию, когда понадобится помощь. Мардохей, ее родственник и приемный отец, получил службу у ворот дворца. Разве может быть место лучше? Он находится там, где у него на глазах происходят почти все придворные события, а сам он проворный, смелый и решительный. У Израиля еще не было стража лучше Мардохея, сына Киса, из колена Вениаминова; он очень отличается от другого сына Киса, перед тем позволившего сбежать Амалику. Благодаря своему родству с царицей он мог общаться с ней через Гафаха, одного из ее евнухов, и вскоре после объявления жестокого указа Амана, вести о нем дошли и до ее слуха, и она осознала, в какой опасности находится Мардохей и весь ее народ. Удивительным провидением Господь поместил эти эффективные инструменты на свои места. Мардохей был бы почти бесполезен без Есфири, а Есфирь ничем бы не смогла помочь, не будь Мардохея. Тем временем против царя организовывается заговор, о котором узнает Мардохей и сообщает вышестоящим, тем самым делая царя своим должником, что было важной частью Божьего плана.
Братья, какое бы зло ни умышлялось против дела Божьего и истины (и осмелюсь сказать, в настоящее время подобное происходит довольно часто, ведь ни дьявол, ни иезуиты, ни атеисты совсем не молчат), мы уверены, что Господь все об этом знает, а Его Есфирь и Мардохей уже на своих местах готовы расстроить их замыслы. Господь мудро расположил своих людей, и они сидят в своих укрытиях, чтобы преподнести сюрприз Его врагам. Никогда не нужно бояться, но знать, что Господь уже опередил Своих врагов и организовал защиту от них.
Каждое чадо Божье находится там, куда Бог по какой-то причине его поместил, и практическая цель этого первого пункта в том, чтобы побудить вас заинтересоваться: по какой конкретной причине Бог каждого из вас поместил туда, где вы находитесь? Вы желаете оказаться в каком-то другом месте, чтобы сделать больше для Иисуса; не нужно ничего такого желать, лучше служите Ему там, где вы сейчас. Если вы сидите у царских ворот, значит, для вас там есть дело, а будь вы на престоле царицы, то для вас было бы дело там. Не спрашивайте, быть вам привратником или царицей, но служите Богу в том положении, какое занимаете. Брат, вы богаты? Бог сделал вас управителем, постарайтесь же быть добрым управителем. Брат, вы бедны? Бог поместил вас в такое положение, в котором вы еще лучше сможете сказать сочувственное слово бедным святым. Исполняете ли вы работу, предназначенную для вас? Живете ли вы в семье верующих? Бог поместил вас в такое счастливое положение по определенной причине. Живете ли вы в семье, где не почитают Бога? Вы светильник, повешенный в темном месте. Постарайтесь же там светить. Есфирь справилась со своим заданием, потому что поступала, как истинная Есфирь, и Мардохей справился со своим заданием, потому что поступал, как настоящий Мардохей. Глядя на вас, я думаю о том, что каждого из вас Бог поместил в нужное место, подобно тому как опытный военачальник располагает различные части своего войска. Хотя нам неизвестен Божий план сражения, во время боя станет ясно, что Он всех воинов расположил правильно. С нашей стороны будет мудро не желать занять другое место и не судить тех, кто занимает другие положения, но, будучи искупленными драгоценной кровью Иисуса, полностью посвятить себя Господу и сказать: «Господь, что Ты хочешь, чтобы я делал? Вот я, и по Твоей благодати я готов это делать». Итак, не забывайте, что Бог в Своем провидении помещает Своих рабов в такие места, где может их использовать.
Бог сдерживает Своих врагов
Особенно я хотел бы обратить ваше внимание на то, что когда Аман добился объявления указа об истреблении в определенный день всех иудеев, он со всем старанием подошел к исполнению своего жестокого дела. Поэтому, будучи очень суеверным и веря в астрологию, он приказал своим волхвам бросить жребий, чтобы узнать благоприятный день для своего великого дела. Жребий бросали на разные месяцы, но не могли найти ни одного удачного дня, пока не дошли почти до конца года. Итак, выбор пал на тринадцатый день двенадцатого месяца. Волхвы сказали этому глупому вельможе, что именно тогда небеса будут благосклонны, и звезда Амана будет в зените. Воистину жребий бросается в полу, но все решение его — от Господа. Понимаете, до истребления иудеев оставалось одиннадцать полных месяцев, и это давало Мардохею и Есфири время, чтобы все исправить. Если еще можно было что-нибудь сделать, чтобы отменить жестокий указ, у них было на это время. Представьте, жребий пал бы на второй или третий месяц, тогда бы гонцы на конях, дромадерах и мулах едва ли успели достигнуть всех концов персидских владений. Конечно же, вторая партия гонцов, посланных объявить об отмене указа, не успели бы этого сделать, и тогда иудеи точно были бы уничтожены. Но в тайной комнате, где собрались чародеи и человек, спрашивающий совета у адских сил, присутствует Сам Господь, путая знаки лжецов и сводя с ума прорицателей. Бесполезным оказалось их волшебство и множество чародейств. Наблюдатели небес, звездочеты и предсказатели по новолуниям — все они оказались в дураках и привели к гибели суеверного Амана. Воистину нет волшебства против Иакова и нет ворожбы против Израиля. Праведники, надейтесь на Господа и терпением вашим спасайте души ваши. Предоставьте своих врагов в руки Божьи, ведь Он может заставить их попасть в сети, которые они втайне разложили для вас.
Обратите особое внимание на то, что Аман избрал такой способ уничтожения иудеев, который обернулся их сохранением. Их могли убивать любые люди, среди которых они жили, а наградой убийцам должно было стать награбленное имущество. Это был очень хитрый замысел, ведь, естественно, жадность побудит подлых людей убивать зажиточных иудеев, и, без сомнения, среди них были должники, которые были бы счастливы избавиться от своих кредиторов. Но посмотрите, где тут была лазейка! Если бы в указе постановлялось, что иудеев должны убить воины персидского царства, это было бы сделано, и трудно предположить, как бы они смогли уцелеть. Но поскольку это дело передали в частные руки, то последовавший указ, позволявший им защищаться, явился достаточным противовесом первому указу. Таким образом, Господь сделал так, что мудрость Амана, в конце концов, оказалась глупостью.
Мы замечаем сдерживающую руку Божью и в другом случае, а именно в том, что хотя Мардохей и рассердил чрезвычайно Амана, он все-таки не был казнен сразу же. Аман «скрепился». Почему он так сделал? Обычно когда гордые люди считают, что их оскорбили, они тут же впадают в сильную ярость и готовы немедленно отомстить. Но Аман «скрепился». Он подавлял свой гнев до того самого дня, когда, рассвирепев, приготовил виселицу. Меня это очень удивляет. Отсюда видно, как Бог обращает гнев человека Себе во славу, и как Он сдерживает людей. Мардохей не должен погибнуть от руки Амана. Враги церкви Божьей и Его народа никогда не смогут сделать больше, чем Господь позволяет. Они не могут пройти и миллиметра без Божьего на то разрешения, а когда им позволяется совершить какое-либо злодеяние, в них всегда находится слабое место, какая-нибудь крайняя глупость, сводящая на нет весь их гнев. Нечестивые носят с собой оружие собственного уничтожения, и когда они сильнее всего гневаются на Всевышнего, Господь обращает это во благо Своему народу и во славу Себе. Не судите о провидении по отрывкам; оно представляет собой огромную мозаику, которую нужно рассматривать целиком. Не говорите ни об одном часе: «Сейчас темно». Да, может и темно, но эта тьма послужит свету так же, как черное полуночное небо делает звезды еще ярче. Уповайте на Бога вечно, ибо в Господе Иегове заключена неиссякаемая сила. Его мудрость подорвет мины коварства; Его мастерство превзойдет потуги ремесленников. «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным».
В Своем провидении Бог испытывает
Своих людей
Не следует думать, будто рабы Божьи застрахованы от испытаний. Это противоречит сущности провидения. «Если же остаетесь без наказания, — говорит апостол, — то вы незаконные дети, а не сыны». Бог хочет учить Своих детей через страдания, и поэтому нам не нужно думать, что какое-то событие не связано с провидением, поскольку оно горестное. Нет, в таком случае оно еще больше относится к провидению, ведь «Господь испытывает праведного». Заметьте, как Бог испытывал Мардохея. Я не сомневаюсь, что он был тихим пожилым человеком, и, наверное, для него было ежедневным испытанием стоять или сидеть на своем месте, тогда как этот гордый царедворец шествовал мимо. Его товарищи по службе говорили ему, что царь приказал всем кланяться Аману, но он стоял на своем, при этом, однако, зная, чего ему может стоить такая независимость и непоколебимость. Аман был амаликитянином, а иудей ни за что не поклонился бы ему. Но как, должно быть, растревожилось сердце Мардохея, когда он услышал заявление о том, что должны погибнуть все иудеи. Наверное, бедняга горько оплакивал свою несчастную судьбу, сожалея, что стал невольным виновником истребления своего народа. «Может быть, — думал он, — я был слишком упрям. Горе мне. Все мои родные и весь мой народ будут убиты из-за того, что я сделал». Он возложил на себя вретище, посыпал голову пеплом и очень горевал. Нам трудно понять, какое это было горе. Ведь даже если вы знаете, что поступили правильно, но это привело к беде, а тем более к гибели других людей, у вас сердце разрывается. Сами вы бы перенесли мучение, но так больно видеть, что другие страдают из-за вашей непреклонности.
Есфирь тоже проходила испытания. Возможно, живя в роскоши персидского двора, она забыла о своем Боге, но вот до нее доходит печальное известие: «Твой родственник и весь твой народ будут истреблены». Ее сердце наполнилось скорбью и страхом. У ее народа нет никакой надежды, только если она пойдет к царю, этому деспоту, чей один гневный взгляд означает смерть. Она должна рискнуть всем и без приглашения предстать перед ним и просить за свой народ. Вас удивляет, что она дрожала от страха? Вас удивляет, что она просила, чтобы верующие молились? Вас удивляет, что она и ее служанки постились и плакали перед Богом? Не думайте, мой преуспевающий друг, что Господь дал вам высокое положение, чтобы вы смогли избежать испытаний, которые относятся ко всем Его людям. У вас положение ничуть не легче, оно одно из самых жарких в битве. Ни самое низкое и спокойное, ни самое заметное и общественно значимое положение не позволят вам избежать «многих скорбей», через которые воин церкви должен прорваться к славе. Зачем нам это нужно? Разве не нужно золото испытывать в плавильне? Разве крепкая опора не должна выдерживать большой вес? Когда только построили мост через пролив Менай, его инженер не просил, чтобы его не испытывали большим весом. Напротив, могу себе представить, как он говорит: «Пригоните самые тяжелые поезда и загрузите мост так, как никогда, ведь он должен выдерживать нагрузки». Господь испытывает праведников, потому что сделал их из металла, который выдержит испытание, и Он знает, что их под держит подкрепляющая сила Духа Святого, и они все преодолеют. Поэтому одно из действий провидения — это испытание святых. Пусть это утешит тех из вас, у кого сейчас трудности.
Божья мудрость видна в том, как самые незначительные события дают великолепные результаты
Мы часто слышим, как люди говорят о каком-то приятном или значительном событии: «Какое провидение!», но они молчат, когда дело касается чего-то менее важного или не очень приятного. Но, братья мои, место дрока на вереске является настолько же определенным, как и статус короля, а пыль, вздымаемая колесницей, управляется провидением так же, как и планета на своей орбите. Провидение в равной мере задействовано как в том, что по листику розы ползет тля, так и в том, как по континенту марширует армия, разрушая все на своем пути. Все, от самого маленького до самого большого, управляется Господом, Который приготовил Свой престол на небесах и Чье Царство всем обладает. История предоставляет нам много доказательств этому.
Мы дошли до того момента, когда Есфирь собирается идти к царю и просить за свой народ. Подкрепившись молитвой, но все равно дрожа, Есфирь вошла во внутренний двор, и поскольку царь любил Есфирь, он тот час же простер к ней свой золотой скипетр. Когда он спросил, что ей угодно, она пригласила царя прийти на пир, взяв с собой и Амана. Придя на пир, он во второй раз спросил, чего она желает, вплоть до полцарства. Почему же Есфирь не попросила тогда, когда царь был в таком хорошем настроении? Он был очарован ее красотой, и он дал ей царское слово, что ни в чем ей не откажет, так почему бы сразу все не сказать? Но нет, она только попросила, чтобы на следующий день царь с Аманом еще раз пришли на пир. О дочь Авраама, ты упустила такую возможность! Почему же ты не попросила за свой народ? Все их существование зависит от твоей просьбы, и царь спросил: «Что тебе?», а ты не ответила! Была ли это робость? Возможно. Думала ли она, что царь больше благоволит к Аману, и поэтому она не сможет одержать над ним верх? Трудно сказать. Очень трудно объяснить поступки некоторых из нас, но от необъяснимого молчания этой женщины зависело намного больше, чем кажется на первый взгляд. Несомненно, ей хотелось раскрыть свою тайну, но слова никак не шли из нее. В этом был Бог; еще было не время говорить, и поэтому ей пришлось погодить со своей просьбой. Осмелюсь сказать, что она сожалела об этом, и ей не терпелось узнать, когда же она, наконец, дойдет до сути, но Господу было лучше знать.
После пира радостный Аман вышел из ворот дворца. Но оскорбленный до глубины души тем, что Мардохей снова не встал перед ним с места, он позвал свою жену и друзей и сказал им, что ему не в радость все его богатства и почести, пока у царских ворот будет сидеть иудей Мардохей. Они могли бы ему сказать: «Ты уничтожишь Мардохея и весь его народ через несколько месяцев, и он уже обеспокоен твоим указом. Пусть живет, а ты будешь радоваться, видя, как он страдает и в отчаянии казнит себя!» Но нет, они тут же замышляют план мести. Пусть Мардохея повесят на крыше дома, а виселицу установят сейчас же. Пусть утром Аман попросит царя казнить этого иудея, и так он будет наказан за свою дерзость. Нужно позвать плотников, и пусть установят виселицу сегодня же вечером. Не совсем понятно, что так разозлило Амана именно в этот час, но это явилось очень важным моментом во всей истории, ведь если бы он так не спешил, то не пришел бы рано утром во дворец и не оказался бы под рукой, когда царь спросил: «Кто на дворе?».
Что же случилось? В ту самую ночь, когда Аман умышлял повесить Мардохея, царь не мог уснуть. Что стало причиной бессонницы монарха? Почему это произошло в ту самую ночь? Артаксеркс — властелин ста двадцати семи областей, но не властен над десятиминутным сном. Что ему делать? Может, ему позвать музыкантов, чтобы сыграли успокаивающую музыку? Пли скоротать часы, слушая, как ему рассказывают сказки? Или развлечься веселой песней гуслиста? Нет, он велел принести книгу. Кто бы мог подумать, что этот роскошествующий властелин среди ночи захочет послушать, как ему читают книгу? «Принесите книгу?» Какую книгу? Надушенную розами, со словами песен, подобных трелям соловья?
«Нет, принесите летопись империи». Какое скучное чтиво! Но ведь у нас сто двадцать семь областей; какой том должен принести слуга с полки дееписателя? Он выбрал летопись Суз, царского города. Это центр царства, и его летопись очень длинная. С какого места чтец должен начать? Может начать, откуда пожелает, но прежде чем он закроет книгу, царю будет прочтена история о том, как Мардохей раскрыл заговор. Разве не поразительная случайность? Да, если хотите, поразительная, но не случайность. Из десяти тысяч других записей чтец выбирает именно эту. Иудейские историки говорят, что он начал с другого места, но книга закрылась и упала, раскрывшись на главе о Мардохее. Как бы то ни было, очевидно, что Господь знал, где эта запись, и направил чтеца на нужную страницу.
Говоря по-человечески, шансы были миллион к одному, что персидский царь среди ночи будет читать летопись своего царства и ему попадется именно эта часть. Но это еще не все; царь заинтересовался. Он хотел заснуть, но теперь это желание прошло, и он жаждет действовать. Он спрашивает: «Этот человек Мардохей оказал мне добрую услугу. Его за это наградили?» — «Нет». Импульсивный монарх кричит: «Наградить его сейчас же. Кто на дворе?» Просто невероятно, что роскошествующий Артаксеркс торопился воздать по справедливости, ведь до того он тысячи раз поступал несправедливо без всяких угрызений совести, а особенно в тот день, когда беспричинно подписал смертный приговор тому самому Мардохею и его народу. Впервые царь хочет быть справедливым, и тут у двери появляется Аман. Вы сами знаете, чем все закончилось, и как ему пришлось торжественно провести Мардохея верхом на коне по улицам. Нам кажется чем-то незначительным, будем ли мы сегодня ночью спать или беспокойно метаться в постели, но Бог будет присутствовать как в нашем сне, так и в бодрствовании. Мы не знаем, какая у Него может быть цель, но в этом будет Его рука. Также ни один человек не спит и не просыпается сам, а только по указанию Господа.
Задумайтесь, как этот случай расчистил путь царице на следующем пиру. Когда она призналась, отчего так печальна, и рассказала о нависшей над иудеями угрозе уничтожения, и указала на злобного Амана, царь, наверное, уже был более заинтересован и готов исполнить ее просьбу. Ведь человек, спасший ему жизнь, был иудеем, и он уже оказал высочайшие почести тому, кто во всех отношениях превосходит его негодного фаворита. Все было прекрасно: заговорщик разоблачен, виселица приготовлена, а тот, кто ее заказал, отправился испробовать ее на себе.
В Своем провидении Бог призывает Своих
рабов быть активными
Это дело было исполнено (и исполнено прекрасно) божественным провидением, но те, кто был в него вовлечен, должны были о нем молиться. Мардохей и все иудеи в Сузах постились и взывали к Господу. Неверующие спрашивают: «Что может изменить молитва?» Друзья мои, молитва является неотъемлемой частью Божьего провидения. Настолько неотъемлемой, что можно заметить, что всегда, когда Бог избавляет Своих людей, Его люди молятся об этом избавлении. Говорят, что молитва не влияет на Всевышнего и не может изменить Его целей. Мы никогда и не считали, что она их меняет, но молитва связана с целью и планом, и является основной шестерней в механизме провидения. Господь побуждает Своих людей молиться, а затем их благословляет. Более того, Мардохей был вполне уверен, что Господь избавит Свой народ, и высказал эту свою уверенность, но при этом он не стал сидеть сложа руки. Он стал убеждать Есфирь, и когда она несколько заколебалась, он сказал очень важную фразу: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете». Набравшись мужества после этих слов, Есфирь взяла себя в руки и принялась за дело. Она не сидела сложа руки и не говорила: «Господь все устроит. Мне здесь нечего делать». Она молилась Богу и отдала свою жизнь и всю себя ради своего народа, а затем очень мудро и осмотрительно действовала во время своих встреч с царем. Итак, братья, мы с уверенностью покоимся в провидении, но мы не бездельничаем. Мы верим, что у Бога есть избранный народ, и поэтому проповедуем о надежде в том, что мы станем средством в руках Духа Святого в приведении этого избранного народа ко Христу. Мы верим, что Бог предназначил для Своего народа как святость здесь на земле, так и небеса впоследствии. Поэтому мы боремся с грехом и стремимся к покою, который остается для народа Божьего. Именно вера в Божье провидение, а не бездеятельность, заставляет нас проявлять усердие. Мы трудимся так, как если бы все зависело от нас, а затем утешаемся в Господе со спокойной верой, которая знает, что все зависит от Него.
Бог добивается полного поражения Своих
врагов и безопасности Своего народа
Никто не переживал такого поражения, как Аман. Ни один замысел не терпел такого фиаско. Он попал в собственную ловушку и вместе со своими сыновьями был повешен на виселице, поставленной для Мардохея. Что касается иудеев, над ними все еще висела опасность того, что в определенный день их уничтожат. И хотя Есфирь молила царя оставить им жизнь, он при всем своем желании не мог отменить собственный указ, поскольку у мидян и персов законы не принято отменять. Царь мог решать все, как ему хочется, но как только он что-то постановил, даже он сам уже не мог этого изменить, и сами люди считали, что уж лучше подчиняться наихудшим законам, чем быть брошенными на произвол своего капризного царя. Что же тогда делать?
Был издан указ о том, что можно убивать иудеев, и он не подлежал отмене. И вот какой нашли выход: был издан еще один указ, по которому иудеям разрешалось защищаться и захватывать имущество тех, кто посмеет на них напасть. Таким образом, один указ эффективно нейтрализовал другой. Это повеление с большой поспешностью было послано во все концы царства, и в назначенный день иудеи встали на самозащиту и истребили своих врагов. Как гласит их предание, никто не пытался на них напасть, кроме амаликитян, и, следовательно, были убиты только амаликитяне. В тот день народ Амалика был стерт с лица земли. Таким образом, Бог дал иудеям занять высокое положение в империи, и даже сказано, что многие, увидев то, что сделал Бог, стали иудеями, или уверовали в Бога Авраама. Как я уже говорил, Бог иногда мечет молнии, пронзающие тьму своим светом, и теперь вы видите, какая это была молния. Все люди были ошеломлены, когда узнали, что можно убивать иудеев, но, наверное, их еще больше поразило, когда поступил указ о том, что они могут защищаться. Весь мир спрашивал: «Почему так произошло?». Ответ был следующий: «Живой Бог, Которому служат иудеи, проявил Свою мудрость и спас Свой народ». Все народы были вынуждены признать, что есть Бог в Израиле, и таким образом была достигнута божественная цель: Его народ был спасен, а Его имя прославлено до края земли.
В целом мы можем вынести следующие уроки.
Во-первых, очевидно, что Божья воля всегда исполняется, хотя люди обладают полной свободой воли. Аман действовал по своей воле. Артаксеркс делал, что ему было угодно. Мардохей поступал, как ему подсказывало сердце, так же как и Есфирь. Мы не видим в них никакого постороннего вмешательства, никакого принуждения. Следовательно, ответственность за грех лежит на каждом виновном, но вместе с тем, все они, действуя в полной свободе, все же делают лишь то, что предусмотрено божественным проведением. Кто-то скажет: «Я этого не понимаю». Дорогой друг, я вынужден повторить то же самое: я этого тоже не понимаю. Я знавал многих людей, думающих, будто они все понимают, но подозреваю, у них настолько высокое мнение о себе, что оно никак не соответствует истине. Некоторые мои братья отрицают, что у людей есть свобода воли, и так выходят из этого затруднительного положения. Другие уверяют, что нет никакого предопределения, и разрубают узел таким образом. Так как у меня нет желания ни выходить из затруднения, ни закрывать глаза на какую-либо часть истины, то верю, что как свобода выбора, так и предопределение реально существуют. Как они друг с другом согласуются, я не знаю, и мне это не интересно. Я доволен, зная то, что Бог решает мне открыть, и так же довольствуюсь, если не знаю того, чего Он не открывает. Итак, человек обладает свободой воли в своих действиях, он отвечает за свои поступки, и, несомненно, он виновен, когда поступает плохо, и будет справедливо наказан. И если он не примет спасения, вина за это будет только на нем. Однако есть Тот, Кто всем правит; Тот, Кто делает так, что даже поступки грешников содействуют Его святым и праведным целям, при этом Он никак не является соучастником в их грехе. Поверьте в эти две истины, и вы увидите, как в повседневной жизни они согласуются на практике, хотя вам так и не удастся на бумаге вывести формулу того, как привести их в согласие.
Далее, мы узнаем, какие чудеса могут происходить без чудотворений. Когда Бог совершает чудо, приостанавливая действие законов природы, люди крайне изумляются и говорят: «Это перст Божий». Но в наше время они задают нам вопрос: «Где ваш Бог? Сейчас Он уже не приостанавливает действие Своих законов!» Да, я вижу Бога в истории с фараоном, но, должен признать, я вижу Его так же четко и в истории с Аманом, и думаю, что вижу Его в ней даже еще четче. Ведь (и я говорю это с глубочайшим почтением к Его святому имени) это несколько грубоватый способ достижения цели, когда Он останавливает колесо природы и пускает в обратном направлении мудрые и совершенные законы. Конечно, в этом раскрывается Его сила, но не так ясно видна Его неизменность. Но когда Господь позволяет всему идти своим чередом и дает полную свободу душе и разуму, стремлениям и страстям, и все же достигает Своей цели, это вдвойне чудесно. В чудесах с фараоном мы видим перст Божий, но в чудесах провидения, в которых нет чудотворений, мы видим руку Божью. В любом событии, которое происходит в настоящее время, будь то война Германии и Франции, или военная экспедиция в Кумасси, или смена нашего правительства, внимательный глаз увидит Бога так же четко, как и в том, если бы чудесной силой горы сорвались со своего места или потоки вод стали стеной и застыли. Да, я уверен, что в мире есть Бог, так же как Он есть и возле моего камина, и в моей спальне, и Он управляет моими делами и все предопределяет для меня и для каждого Своего чада. Нам не нужны чудеса, чтобы убедиться в том, что Он действует. Чудеса Его провидения такие же поразительные, как и чудеса в буквальном смысле слова.
Далее мы узнаем, в какой безопасности находится церковь Божья. Одно время казалось, что народ Божий находится полностью во власти Амана. Нерон однажды сказал, что ему хотелось бы, чтобы у его врагов была всего одна шея, и тогда он бы уничтожил их одним ударом. Казалось, у Амана была как раз такая власть. И все же избранный народ был освобожден. Еврейский народ дожил до прихода Мессии, живет до сих пор и будет существовать до тех пор, пока не получит то светлое будущее, которое ему предназначено. То же самое сегодня относится и к церкви Божьей. Противникам истины никогда не затушить свечу, которую зажег Бог, никогда не подавить живые семена, которые Господь Иисус посеял в Свой купленный кровью народ. Братья, не бойтесь, но укрепляйте свои сердца в Боге.
И мы видим, что злодеи непременно плохо кончат. Они могут обладать большой силой и властью, но Бог их низвергнет. Они могут быть очень хитрыми, могут что-то замышлять и плести интриги, и даже думать, что им помогает Сам Бог, потому что все идет, как они хотят, но пусть они не сомневаются, что их настигнет их же грех. Они могут копать и углубиться до самого ада, но Бог подкопается под них. Они могут взобраться вверх до самых звезд, но Бог окажется выше них и сбросит их вниз. Грешник, я прошу вас, будьте мудрым и перестаньте противиться Всевышнему. Вам против Него не устоять, и вы не сможете Его перехитрить. Умоляю вас, перестаньте тщетно сопротивляться и прислушайтесь к голосу Его Евангелия, которое говорит: «Исповедайте свои грехи и оставьте их. Верьте в Иисуса, Сына Божьего, великую жертву искупления, и тогда даже вы будете спасены». Но если вы этого не сделаете, ваши беззакония падут вам же на голову.
И последнее: пусть каждое чадо Божье возрадуется тому, что у нас есть защитник возле престола. Наверное, у каждого иудея в Сузах пробуждалась надежда, когда он вспоминал о том, что их царица иудейка. Давайте же сегодня радоваться, что Иисус вознесен.
Он рядом с Отцом — вместе.
Он есть любовь. Умерший на кресте.
В какой же безопасности пребывает весь Его народ, ведь «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника». Есть Тот, Кто возлежит на груди Бога и ходатайствует за всех уповающих на Него. Итак, не смущайтесь, но пусть ваши души успокоятся в Боге и терпеливо ожидают Его, ведь скорее небо и земля прейдут, чем погибнут уповающие на Господа. «Они не будут постыжены и посрамлены во веки веков». Аминь.