Библиотека soteria.ru
Проповеди о женщинах Ветхого Завета
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10351 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Царица южная, или серьезный исследователь
Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Матфея 12,42).
В этой главе наш Спаситель высказал упрек двум видам людей. Он отчитал тех, кто слышит Евангелие, но не смиряется и не кается. Он упрекнул их, поставив в пример ниневитян, которые, получив всего лишь одно серьезное предупреждение, оделись во вретище, обратились к Богу в покаянии и таким образом спасли свой город. Затем Он упрекнул другой класс — тех, кто не проявляет интереса к Евангелию, или тех, кто, услышав его, не принимает его к рассмотрению, как если бы оно не стоило человеческого внимания. Сначала Он упрекает тех, кто слышит Слово и относится к нему с презрением, а потом — тех, у кого такое равнодушное сердце, что они отказываются искренне и непредвзято его выслушать. Таких людей Он пристыжает примером царицы южной, приехавшей из дальних концов земли с желанием послушать мудрости царя Соломона. Он заявляет, что ее пустое любопытство, которое повело ее в такое дальнее путешествие ради мудрости одного человека, в день суда осудит нас, если мы откажемся слушать голос Сына Божьего и не решим исследовать божественную мудрость, которую Он открывает.
Откройте, пожалуйста, свои Библии на 10-й главе 3-й Царств, потому что мне придется постоянно обращаться к этому историческому рассказу, чтобы как можно точнее описать поведение этой античной царицы. О, если бы Дух Божий обличил во грехе некоторых из вас на примере этой мудрой женщины!
Сегодня утром мы рассмотрим следующие три пункта в связи с царицей Савской: во-первых, давайте похвалим ее за дух исследователя; затем проследим, как она проводила свое исследование; и в завершение отметим результат столь хорошо проведенного исследования.
Давайте похвалим ее за дух исследователя
В отношении этого пункта она восстанет на суд со многими из тех, кто здесь присутствует.
Она была царицей. У цариц масса забот, множество занятий и дел, но она не считала ниже своего достоинства исследовать мудрость Соломона и не думала, что зря потратит драгоценное время, отправившись в его владения. Сколько тщеславных людей оправдывается, что они не могут уделять достаточно внимания вере в Иисуса Христа из-за недостатка времени. Дескать, у них большая семья или нужно заниматься сложными делами. Эта женщина упрекает таких людей, ведь она оставила свое царство и государственные дела, чтобы предпринять долгое путешествие с целью послушать царя-мудреца. Насколько же больше должны желать люди даже оставить на время свою работу, если в этом есть необходимость (но я считаю, без этого можно всегда обойтись), чтобы узнать путь спасения своих душ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» И с другой стороны, зачем ему терять все, что у него есть, если он может улучшить свою душу и спастись? С этого момента никто из вас не может сказать, что вас оправдывает нехватка времени или тяжелая работа. Если царица Савская смогла прийти к фараону, то вы также можете рассмотреть учение Христа.
Несомненно, ее царский двор уже был наполнен мудростью. Восточные правители всегда серьезно относились к тому, чтобы собрать у себя группу мудрецов, которые благодаря их опеке обретали как средства к существованию, так и уважение. Конечно, при дворе такой любительницы учения как царица Савская было целое собрание магов и мудрецов, но все же ей было мало того, что она уже знала. Она решила искать божественную мудрость, слухи о которой дошли до нее. Она ставит это в упрек тем из вас, кто думает, что знает достаточно, кто полагает, что вам хватит собственного ума, и вам не нужно сидеть у ног Иисуса. Если вы думаете, что человеческая мудрость может быть достаточным светом, и не нужно получать яркие лучи откровения, если вы говорите: «Все это для необразованных и бедных. Мы не будем это слушать», тогда вас упрекает эта царица, чей двор был наполнен мудростью, но она все это оставила, чтобы найти мудрость, которую Бог дал Соломону. Мудрость Иисуса Христа настолько же превосходит все человеческие знания, насколько солнце светит ярче свечи. Их невозможно сравнивать, можно лишь противопоставлять. Тот, кто не желает прийти к фонтану, который до краев наполнен мудростью, а полагается на свои протекающие цистерны, однажды обнаружит, какой он глупец, но уже будет поздно.
Также учтите, что царица пришла издалека, чтобы послушать мудрости Соломона. Путешествие из Аравии Феликс или Абиссинии, в одной из которых, вероятно, была ее страна, было длинным и опасным; это дело было намного труднее, чем в наше время. Поскольку передвигаться нужно было на верблюдах, то дорога занимала очень много времени. Как сказано у Матфея, она шла «от пределов земли», и, без сомнения, на пути нужно было переходить через горы, а, возможно, даже плыть через моря и пересекать пустыни, но никакие из этих трудностей не могли ее удержать. Она услышала о мудрости, и непременно получит эту мудрость. Поэтому она со своим караваном смело пускается в путешествие, каким бы далеким оно ни оказалось. Очень многим людям Евангелие приносили прямо к двери, но они так и не захотели встать со своих кресел у камина, чтобы его послушать. В Лондоне тысячи людей могут услышать Евангелие, всего лишь перейдя через улицу, но они лежат и бездельничают дома. Есть сотни других людей, которые, когда все-таки приходят, невнимательны во время служения. Даже если они слушают, то уделяют этому внимания не больше, чем если бы это было какое-то старое предание, которое нужно ради приличия выслушать, но которое никак не может быть полезно лично им. Царица Савская, которая, будучи к тому же представительницей слабого пола, перешла пустыню, восстанет на суд с теми, кто не радеет о толиком спасении и относится к Спасителю так, как если бы для него смерть Иисуса ничего не значила.
Также не забывайте, что эта женщина была по отношению к Соломону чужеземкой, и у нее уже была своя религия, вероятно, одна из древних форм идоло-служения, возможно, савский культ солнца. В наше время многие спорят, спрашивая: «Вы хотите, чтобы я поменял свою религию?» Считается неуважением и наглостью, если вы в той или иной форме предложите католику рассмотреть учение религии благодати или человеку из другой церкви беспристрастно выслушать доктрину, отличающуюся от той, что он слышал у себя. «Вы хотите, чтобы я поменял свою религию?» Да, хочу, если ваша религия — лжерелигия. Если ваша религия вас не изменила, то я хочу, чтобы вы изменили свою религию, ведь религия, которая не обновляет характер человека и не делает его святым (то есть не лишает его самонадеянности и не заставляет полагаться на Христа), религия, которая не делает из него совершенно нового человека с ног до головы, является бесполезной религией, и чем скорее он от нее откажется, тем лучше. Почему я должен быть слеп из-за того, что у меня была слепая мама или бабушка, если я могу получить зрение? Если они всю жизнь тянули за собой тяжелую цепь, должен ли я тоже ее тянуть из-за того, что являюсь их потомком? Наследственная набожность, если она при этом не является личной набожностью, никогда не представляет собой ничего ценного. А наследственное безбожие — это самое проклятое наследие; умоляю вас, избавьтесь от него. Решайте сами за себя, будете ли вы стоять или упадете. Каждая душа сама приходит через врата жизни и сама уходит через железные врата смерти. Каждый человек должен искать истину уединенно и усердно, в отрыве от всего остального мира, а познав ее, он сам должен открыто заявить, что становится на сторону Господа. Да, мы хотим, чтобы вы обратили внимание на то, что от Бога, даже если вас воспитали в других обычаях, и вы искренне приняли какую-либо иную религию. Испытывайте духов, от Бога ли они. Если ваша душа была обманута, все еще не поздно исправиться. Да поможет вам Бог найти истину.
Следует заметить, что, придя издалека, эта женщина совершила путешествие, которое ей очень дорого обошлось. Она пришла с большим караваном верблюдов, навьюченных благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями. Она относилась к сокровищам своей страны лишь как к средству доступа в присутствие хранителя мудрости. А наш Господь Иисус не просит у людей ничего, кроме их сердец. Он никому не продает истину, а дарит ее без серебра и без платы. А что если люди не захотят ее принимать, если откажутся обратить свои уши и направить свой разум к тому, что говорит Бог, неужели у них найдется какое-нибудь оправдание, когда эта языческая царица восстанет и провозгласит, что она отдала царю Соломону свои рубины и жемчужины, свои благовония и верблюдов, чтобы научиться его человеческой мудрости? Господа, даже если мы лишимся света в глазах и подвижности в наших членах, разве не лучше будет, чтобы мы вошли в жизнь слепыми и хромыми, чем, имея эти глаза и члены, были брошены в адский огонь? «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него». Если же он отдаст это за свою временную жизнь, то насколько же ценнее жизнь духовная и какой низкой будет цена, даже если он заплатит за искупление своей души тысячью муками. Но не нужно платить ничем подобным. Евангелие бесплатно дает каждой нуждающейся душе именно то, что ей нужно. Оно взывает: «Вы, у которых нет серебра, идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Дорогие мои слушатели, если вы отвергли приглашение Христова Евангелия, пусть вы содрогнетесь от мысли о том, что царица Савская восстанет на суд с вами.
Заметьте, что эта царица не получала никакого приглашения. Царь Соломон не звал ее к себе, она пришла неожиданно. Вас же просят прийти. В этом доме молитвы сотни раз был слышен голос, зовущий: «И Дух и невеста говорят: прииди!» Даже те из вас, кто сегодня впервые в этом доме, могли на каждому углу в этом городе слышать приглашение Христа. Библия, являющаяся Божьим приглашением в письменной форме, лежит дома у каждого из вас, и вы можете ее исследовать, если захотите. Следовательно, если вы, имея приглашения и слыша правило на правило, заповедь на заповедь, не придете, тогда как Божье провидение приносит Евангелие вам прямо к дверям, если вы не захотите найти Царя Иисуса, то вас на самом деле осудит эта царица Савская. Не забывайте, что она вообще мало слышала о Соломоне — лишь слухи о его славе. Возможно, некоторые из его кораблей, плывших в Фарсис за золотом, приносило штормами к берегам Абиссинии, или, может быть, эта страна лежала на пути от Чермного моря до Индии, где, возможно, находился Фарсис, и поэтому корабли часто заходили в тот или иной порт Южной Аравии или Абиссинии. От этих моряков ее подданные слышали удивительные рассказы о могущественном царе. Они слышали о его престоле из золота и слоновой кости, о его славном войске и многочисленных колесницах. Самое главное, они что-то слышали о храме и его Боге. И она, основываясь всего лишь на слухах, проходит весь этот путь. Но что касается нас, мы имеем вернейшее слово свидетельства, данное нам многочисленными пророками и священниками. Оно у нас здесь, в этой книге, записанное перстом Божьим и проштампованное печатью вечности. И ведь мы сами знаем, что во Христе мудрость. Наша совесть говорит нам, что Он не обманщик, что Его Евангелие истинно и драгоценно. Какие же мы глупцы, что, имея такое заверение в выгоде, отказываемся от столь захватывающего приключения и не желаем прийти к Тому, Кто хочет дать нам мудрость и жизнь вечную.
Можно еще долго разбирать, какой у этой женщины был замечательный дух исследователя, но у нас есть время только на то, чтобы заметить, что предмет исследования, ради которого она отправилась в путешествие, во всем уступает тому, что предлагается для нашего исследования. Мы просим легкомысленную душу задуматься о Сыне Божьем. А она прошла такое расстояние, чтобы увидеть сына человеческого, то есть простого человека, который со всей своей мудростью был глупцом. Она проделала весь этот путь, чтобы увидеть того, кто сам мудр, но может передать другим лишь очень малую часть своей мудрости; мы же приглашаем грешника прийти к Тому, Кого Бог сделал для нас мудростью, праведностью, освящением и искуплением. Мы говорим ему, что все, что есть у Христа, Он готов подарить, что Его избыток предназначен для людей, и от Его полноты все мы приняли благодать. Она пришла послушать человека, у которого есть мудрость; мы просим вас прийти к Тому, Кто есть мудрость, мудрость, ставшая плотью. Вы говорите о царственности Соломона? Мы приглашаем вас к более великому Царю, чем он, Который является Господом неба, земли и преисподней. Вы говорите о его богатстве? Мы говорим вам о Том, у Кого преизобильное богатство благодати и славы. Да, она могла что-то приобрести от этого путешествия, была такая вероятность, но всякий приходящий ко Христу становится богатым всеми благословениями. Еще не было ни одного человека, который, встретившись с нашим Соломоном, сразу же не обогатился бы. Если он приходил к Иисусу с пустыми руками, нищий, слабый, нагой и грешный, чтобы принять Его великое спасение, то никогда не уходил без него. Вы, презирающие Евангелие, те, кто приходит и уходит из места поклонения, хлопая дверьми, смотрите, как бы царица южная не восстала на суд с вами, чтобы вас осудить.
Как она проводила свое исследование
Заметьте, она сделала это лично. Она не направила посла, чтобы он пошел и во всем разобрался, но сама и по собственной инициативе отправилась к Соломону. Кажется, герцог Веллингтон однажды упрекнул одного из своих офицеров за то, что тот плохо отозвался о Библии. Он спросил у него, читал ли он ее вообще, и когда тот честно признался, что нет, герцог показал, как низко критиковать то, чего вы не понимаете. Большинство людей, отвергающих веру во Христа, никогда не пытались в ней разобраться. Я уверен, что никто не может высказываться против Иисуса, если перед тем он получил ясное представление о личности Спасителя и Его благословенном труде. Уоттс прав, говоря:
Узнай Его славу народы,
Весь мир бы Его полюбил.
Узнать и понять характер, служение и труд Иисуса Христа — значит стать на путь обретения искренней веры в Него и любви к Нему. И я не думаю, что какой-либо человек, спросивший у Христа о том, что это за великая тайна, о которой Он пришел учить, не получил бы от Него ободряющей улыбки. Всякий, кто обращается в веру, пусть будет, как малое дитя. И став, как дитя, и сидя у ног Иисуса, он получит такое же внимание и любовь, что и другие дети. Он услышит, как Учитель говорит: «Таковых есть Царство Небесное». Тот, кто действительно стремится к Господу Иисусу, кто лично приходит к Нему с искренней молитвой и смиренной просьбой, обретет мир и благодать.
Далее заметьте, что царица сразу пришла к Соломону. Она пришла, и она пришла к Соломону. Путь к познанию веры в нашего Господа Иисуса Христа — это прийти к Нему. Некоторые люди хотят начать с доктрины предопределения и претыкаются о камень преткновения. Другим сразу нужно узнать, как предопределение согласуется со свободой воли, и если им не удается это понять, они отворачиваются с презрением. Другие принимаются разбирать неясные вопросы Пятикнижия или раскрывать археологические тайны, но будь они мудрыми, они бы сразу обратились к Учителю. Я не вижу, чтобы она спрашивала об Адонираме, который был начальником над податями, или даже о храбрых людях царя Хелефеях и Фелефеях, но она стремилась к Соломону. Из его уст, непосредственно от него она узнает ответы на свои сложные вопросы и поймет его мудрость. Бедная душа, идите к Богу во Христе Иисусе. Лучший бегун тот, кто бежит прямо. Что-то вас может озадачить, что-то вам покажется непостижимым, но идите к Богу во Христе Иисусе, висящем на кресте, размышляйте о тайне Его великого искупления и обратите на нее свою веру, и тогда начнете понимать мудрость нашего великого Соломона. Если вы не сможете понять все учение, пусть Дух Святой поможет вам постигнуть Его личность, и этого будет достаточно.
Обратите внимание, что она сделала, получив аудиенцию у царя: она рассказала ему обо всем, что было у нее на сердце. Именно так можно познать Господа. Расскажите Ему обо всем, что у вас на сердце: о ваших сомнениях, страхах, вашем жестокосердии и нераскаянности. Исповедуйтесь во всем. Близок к познанию Христа тот человек, который начинает познавать себя, а тот, кто расскажет все, что знает о своей порочности, развращенности, греховности, о своих нуждах и слабостях, вскоре милостиво получит в ответ мир. Не медлите, потому что у вас испорченное сердце, оно еще испорченнее, чем вы думаете. Идите с ним, с таким, какое оно есть, и обо всем расскажите Иисусу. Поступите ли вы, как женщина, страдавшая кровотечением? Я молюсь, чтобы вы сказали Ему всю истину, и Он скажет: «Вера твоя спасла тебя». Зачем вам пытаться что-то скрыть от Всезнающего Бога? Он знает все закоулки вашего сердца, все его глубины и темные места — в Его руке. Если вы Ему об этом расскажете, Он не узнает ничего нового, так почему вы колеблетесь? Сорвите завесу со своего сердца и тогда найдете милость.
Более того, она предложила Соломону загадки. Я не знаю, какие это были загадки, да мне и не особо интересно. Иудейские раввины выдумали несколько очень глупых вопросов, которые они выдают за ее загадки. Но я знаю, что если вы придете к нашему Соломону, ко Христу, ваши загадки, или сложные вопросы, будут такими: «Господь, как согласуются милость и правосудие? Как Бог может прощать грех и вместе с тем наказывать за него?» Иисус покажет вам Свои израненные руки и ноги. Он расскажет вам о Своем великом искуплении, о том, как Бог, принеся заместительную жертву, проявил Свой страшный суд и Свою безграничную любовь. Затем вы зададите Ему такой вопрос: «Как грешное творение может быть принято в глазах святого Бога?» Он расскажет вам о Своей праведности, и вы увидите, как, укрывшись дарованной праведностью Искупителя, грешная душа принимается Богом, как если бы она никогда не грешила. Вы Ему скажете: «Иисус, можешь мне сказать, как слабый человек, не обладающий никакой силой, сможет сражаться с дьяволом и побеждать мир, плоть и дьявола?» А Иисус ответит: «Довольно для тебя благодати Моей: Моя сила совершится в твоей немощи». И таким образом вы узнаете ответы на все сложные вопросы. Возможно, вы озадачены тем, что такое избирательная любовь, или чем-то другим из Писания. Если вы расскажете Ему обо всем, что у вас на сердце, и захотите научиться от Него, то Иисус Христос ответит на любой сложный вопрос, который рождается в вашей душе.
Проводя свое исследование, эта добрая женщина внимательно слушала то, что ей говорил Соломон. Сказано, что он «объяснил ей все ее слова». О, как благословенно общение Христа с трепетной душой. Если вы захотите рассказать Ему обо всех своих недостатках, Он расскажет вам о всех Своих достоинствах. Если вы решите рассказать Ему о своей слабости, Он вам расскажет о Своей силе. Если вы Ему расскажете, насколько вы отдалены от Бога, Он расскажет вам о Своей близости к Богу. Если вы покажете Ему все свое жестокосердие, Он покажет вам, как Его сердце было ломимо, чтобы вы смогли жить. Не бойтесь, главное полностью откройтесь и доверьтесь Ему, и Он с любовью откроется вам.
Проделав это, она потом заметила все, что связано с Соломоном. Царица Савская увидела «всю мудрость Соломона и дом, который он построил». Понимаете, сначала она обратила внимание не на дом, а пошла к Соломону. Ищущая душа сначала идет ко Христу, рассказывает Ему все, что у нее на сердце, узнает любовь Иисуса, а затем принимается за изучение всего остального, что связано с Иисусом. Ищущей душе очень приятно найти дом, который построил Христос, Его славную церковь, построенную из драгоценных камней, которые куплены Его кровью, и из больших камней — больших грешников, сделавшихся большими трофеями Его любви, и из тесаных камней — камней, вытесанных из каменоломни греха, прошедших огранку Его благодатью, чтобы они вечно были в предназначенной им нише. Так прекрасно познакомиться с церковью Христовой, узнать ее основания, заложенные в завете благодати. Шпиль Церкви Христовой возвышается до небес. В ней царит великий Учитель, Иисус Христос, Который главенствует над всем. Через ее прекрасные окна проходит свет таинств и проповеди Слова; ее двери открыты для святых; ее медные ворота и железные засовы не пускают бесов ада и всех воров и грабителей, которые могут попытаться в нее проникнуть. Для того чтобы изучить дом, который построил Иисус, могут потребоваться целые годы.
Затем она обратила внимание на «пищу за столом его». «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». О, как радостно, когда бедная душа узнает, что Христос является не только нашей жизнью, но и хлебом насущным. «Я хлеб живый. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Ядущий хлеб, который Я дам ему, не будет алкать и жаждать вовек». О, что за наслаждение, пища за Его столом! Да, люди ели пищу ангелов, но
Ангелы на небе не вкушали никогда
Благодать искупления и любовь, что Ты дал.
Какая вкусная пища. Какая сытная пища. Какая обильная пища. Какое постоянное снабжение изысканной провизией. В этой же 3-й книге Царств вы увидите, сколько сайгаков, серн, пшеничной муки, откормленных волов и птиц ежедневно подавали к столу царя Соломона. Но мой Господь и Учитель каждый день ставит Себе на стол несметные сокровища Своей личности и посылает за Своими детьми: «Все готово. Тельцы мои и то, что откормлено, заколоты. Приходите на обед». Счастлив, кто вкушает пищу за Его столом!
Затем она осмотрела «жилище рабов его». Понимаете, мы сидим у ног Иисуса, чтобы учиться у Него и общаться с Ним, как сделала Мария… Нет, как сегодня некоторые из Его рабов сидят там во славе… Нет, все они там, ведь Бог воскресил нас со Христом и посадил на небесах во Христе Иисусе. О, если бы мы только поняли, что означает «сидеть на небесах», что означает быть на небесах, пока мы еще на земле, тогда сидение рабов было бы чудесным.
Затем были «слуги его». Что ж, у Христа есть слуги повсюду. Штормы и бури — Его рабы, тучи и тьма — Его слуги. «Помни, что у Всемогущего есть рабы повсюду». Задумайтесь, о Его слугах, которые на небесах: «Он творит Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». А также у Него есть слуги на земле, которых можно назвать Его виночерпиями. Это те, кого Он призвал из среды людей и дал дар проповедовать Слово. Они берут в руки чашу спасения и несут ее слабым душам во имя Иисуса. Вот в чем разница с хорошими домоправителями, которые выносят из Его сокровищницы новое и старое. Есть тесная связь между верными слугами и Христом. Когда Иоанн встретился с Христом, Он ходил среди светильников, то есть в церквях, но в правой руке у Него были звезды. Итак, его слуги всегда с Ним, и просто удивительно, как Господь их учит и держит за Своих. Счастлив тот, кто научился распознавать красоту Христа в Его слугах и виночерпиях. И одежду их… О, вот это тема! Ведь это одежда всех Его святых: белая льняная одежда праведности Христовой. А также священнические одежды, в которые Он облачает Своих людей, чтобы они, подобно священникам древности, шли, играя на музыкальных инструментах, а колокольчики и гранатовые яблоки ударялись друг о друга, издавая сладостные звуки. «Одежда ее шита золотом», — говорит псалмист о церкви. «В испещренной одежде ведется она к Царю». Именно такой наряд у каждого дитя Божьего, и неудивительно, что такой любознательный человек, как царица Савская, изумлялся, глядя на него.
Остается последнее, наиболее удивительное из всех, это «всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем». Там был огромный мост, идущий от дворца к храму. Она посмотрела на него и сказала: «Я бы никогда не подумала, что можно построить мост через такую долину. Я и не предполагала, что горы, которые стоят так далеко друг от друга, можно так сблизить». Она была крайне поражена, видя, как царь в сопровождении своей свиты идет по мосту. Мне кажется, я вижу, как мой Царь восходит в дом Господень. Здесь была гора нашего падения и гибели, там — великая гора любви Божьей, а между ними пролегала долина божественного правосудия. Иисус Христос построил величественный мост и первым прошел по нему, открыв для нас новый путь и живой доступ человека к Богу. Он Сам восходит на высоту под трубный зов и поднимается в дом Господень, тем самым открывая небесные врата для всех верующих. Мы с вами можем взойти на Его святую гору, можем подняться на седьмое небо и воссесть с Христом на Его престол, так же как и Он, одержав победу, воссел с Отцом на Его престол. О, что за славное восхождение в дом Господень! По-моему в Септуагинте сказано: «И его жертвы благодарения в доме Господнем». Это то же самое, ведь жертва нашего Господа — это живой путь, по которому мы восходим на святую гору Господню. Даже если мы не увидим больше никаких чудес, мы всю вечность будем удивляться, думая о Его непревзойденной жертве. Он отдал Свое тело на истязания и мучения и душу — на страдания и горе, «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою». Первородные сыны света напрасно стремятся познать глубину Его любви; они не в состоянии постигнуть эту тайну — долготу и широту этого славного восхождения в дом Господень.
Опять-таки, заметьте, что она начала не со всего этого. Она начала с Соломона. Она начала не с восхождения в дом Господень, и уже тем более не со слуг и виночерпиев. Она начала с самого царя. Грешник, начните с Иисуса. Пусть вашим первым вопросом будет: «Есть ли бальзам в Галааде? Есть ли там врач?» Воззовите, как напуганный стражник: «Что мне делать, чтобы спастись?» И как он, последуйте указанию апостолов: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься». Пусть Дух Святой побудит вас к этому, а затем Он будет вас наставлять на всякую истину. Он возьмет ключи и станет открывать комнату за комнатой, шкаф за шкафом и шкатулку за шкатулкой, пока не покажет вам все бриллианты короны, откроет регалии Царя царей и посвятит вас в тайны Божьего сердца во Христе Иисусе, Господе вашем. Только стремитесь исследовать, как царица Савская. Иначе ее мудрость, которую она проявила в своем исследовании, восстанет на суд с вами и осудит вас.
Результат ее исследования
Первым результатом стало исповедание веры. «Верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей». Она не сдерживала язык и не отправилась обратно в Абиссинию, не произнеся ни одного слова исповедания. Исследовав и убедившись, она не отказалась засвидетельствовать о том, что слухи соответствуют истине. Если вы придете к Иисусу и испытаете Его в том, появится ли у вас от веры радость и мир, то подтвердите, что это правда. Я видел сотни и тысячи людей, отдавших свои сердца Иисусу, но не видел ни одного, кто бы сказал, что разочарован этим. Я не знаю никого, кто бы сказал, что Иисус Христос не совсем такой, каким Его описывают. Помню, как Его впервые увидели эти глаза, когда с моих уставших плеч упало бремя, и я стал свободен. Я тогда подумал, что все проповедники, которых я слышал, не говорили и половины правды. Они не описали и половины красоты моего Господа и Учителя. Он так благ! Так щедр! Так милостив! Так готов прощать! Мне показалось, что они чуть ли не клеветали на Него. Они пытались как можно точнее описать Его образ, но это оказалось бездарной мазней в сравнении с несравненной красотой Его лика. Те из вас, кто Его видел, подтвердят это. Часто, возвращаясь домой, я сожалею о том, что не смог в проповеди сказать о моем Господе всего того, что о Нем знаю. А я о Нем знаю так мало в сравнении с великолепием Его благодати. Я бы так хотел еще больше знать Его и рассказывать об этом еще лучше. Ваша вера во Христа не покажется вам бесполезной затеей, напротив, вы радостно воскликнете: «Мне и половины не рассказали». Итак, она выразила свою веру в Соломона. Да, и если у вас появилось хоть сколько-нибудь веры, и вы узнали, что Он именно такой, говорите об этом. Не будьте тайными верующими, а смело выступайте за своего Господа и Учителя.
Затем она призналась в своем неверии. «Но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала». Она сказала: «Я не верила, пока не пришла и не увидела». То же самое с вами. Нам приходится взывать: «Кто поверил слышанному от нас?» Люди неохотно верят тому, что они слышат, но, лично придя и попробовав, вы думаете: «Как я мог быть таким глупым, что сомневался в послании, пришедшем ко мне от Всевышнего?» Разве не всегда бывает так, что вера пробуждает в памяти неверие, и разве не тогда, когда мы уже твердо стоим на ногах, мы еще лучше понимаем, какой это грех — сомневаться в слове Всевышнего?
После этого она заявила, что увиденное превзошло все ее ожидания. Здесь нам уже нечего добавить, скажем лишь только, что она хорошо отозвалась о его слугах. «Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» Да, она думала, что любой слуга при дворе Соломона удостоен большей чести, чем она сама. Она была царица, но царица далекой страны. Похоже, что на нее сошел тот же дух, что и на Давида, когда тот сказал: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». Казалось, она была почти готова оставить Саву со всеми ее благовониями и золотом, если бы только смогла стать служанкой при дворе царя Соломона. Я уверен, то же самое чувствует каждый из нас, кто знаком с Иисусом. Как мы любим Его людей! Вы не любите Христа, если не любите Его детей. Как только мы полюбим хозяина дома, то полюбим и детей, которые в этом доме. Полюбите Христа, и скоро вы полюбите всех, кто любит Его. Дорогие друзья, разве вы не считаете, что народ Божий — это самые лучшие люди на земле? Разве они не восхитительны? Было время, что, когда они заходили к вам в дом, вы поглядывали на часы, боясь, чтобы они не слишком долго говорили о религии. Но сейчас, если они будут говорить только о вашем Господе, вы будете готовы их слушать хоть всю ночь. Теперь вам так приятно говорить о Его имени, что, встречая христианина, вы чувствуете, что любите его. А если к нему относятся с презрением и на него клевещут, вы чувствуете, что должны за него заступиться. Я знаю, что некоторым из вас хотелось бы постоянно быть в доме Божьем. Сейчас здесь есть некоторые дети Божьи, которые приходят сюда всякий раз, когда открываются двери. Они бы хотели, чтобы в неделе было семь воскресений, и тогда бы они все время сидели, слыша имя Иисуса, видели Его служителя и радовались тому, что иногда виночерпий выносит ароматное вино из Господних гранатовых яблок и предлагает Его детям испить его сполна.
Затем эта добрая женщина благословила Бога Соломона такими прекрасными словами: «Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду». Она благословила его Бога. Так мы приходим к прекрасному сердечному единству с Богом через познание Христа, и когда наша любовь течет вниз от Христа к Его людям, она также течет вверх от Христа к Его Отцу. Заметьте, что она призналась в своей любви к Нему из-за того, что Он вечной любовью возлюбил Свой народ. Обратите внимание, она ничего не говорит об Абиссинии. Она думает об Израиле, об избранных. Она видит отличительную, избирательную любовь и понимает вечность этой любви: «Он, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем». О братья и сестры, пусть же мы так возрастем в благодати, что будем любить Отца именно за то, что Он помазал Христа, за то, что Он возлюбил Свою церковь и отдал за нее Сына Своего, чтобы Он Своей драгоценной кровью очистил ее от всякого греха.
И затем она сделала то, что стало самым ярким доказательством ее искренности, — она подарила Соломону свои сокровища. «И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону». Так и души, познавшие красоту Христа, отдают Ему все, что у них есть. Ничто не сравнится с благовониями, которые дарят новообращенные души. Ничто не радует Христа больше, чем любовь Его народа. Мы считаем свою любовь чем-то простым и обычным, но Он так не думает. Он так высоко нас ценит, что ради нашего искупления отдал кровь Своего сердца и теперь считает, что мы стоим той цены, что Он заплатил. Он никогда не решит, что для Него это была неудачная сделка, и поэтому смотрит на каждую крупицу нашей любви, как на еще более дорогое благовоние, чем те, что Ему могут принести архангелы у престола в своих песнях. Что же мы делаем для Христа? Приносим ли мы Ему наши таланты золота? Может быть, у вас нет ста двадцати, но если есть хоть один, то приносите. У вас не очень много благовоний, но приносите то, что есть: ваши тихие, искренние молитвы, ваша святая, непорочная жизнь, слова, которые вы иногда говорите ради Христа, то, как вы воспитываете своих детей, кормите Его нищих, одеваете нагих, посещаете больных, утешаете Его плачущих, находите Его заблудших, возвращаете тех, кто от Него отошел, приводите ко спасению купленные Его кровью души. Все это будет, как верблюды, навьюченные благовониями, даром угодным Всевышнему.
Когда она это сделала, Соломон преподнес ей своими руками щедрые подарки. Она ничего не потеряла. Она отдала все, что у нее было, а затем Соломон дал ей столько же. Я должен сказать, что царя Соломона невозможно было превзойти в щедрости, ведь он был таким благородным и богатым правителем. И скажу вам, Иисус Христос никогда не останется вашим должником. О, что за приобретение — отдавать Христу. Мы даем ему пенни, а Он нам — фунты. Мы даем Ему годы труда, а Он нам дарит вечный покой. Мы даем Ему дни терпения, а Он нам — века приносящих радость почестей. Мы даем Ему немного страдания, а Он нам — великие награды. «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». И заметьте, что кроме того, что Он дает нам по завету благодати, Он поступает с нами так же, как Соломон поступил с царицей, — Он дает нам все, что у нас в сердце, все, чего мы желаем. Что за Царь наш Спаситель: Он не хочет, чтобы у Его людей оставалось хотя бы одно неудовлетворенное желание, если только это желание правильное! Стучите, и ворота отворятся. «Открой уста твои, и Я наполню их», — говорит Господь. «По вере вашей да будет вам». «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что это у вас есть, и у вас это будет». Какие драгоценные обетования, и все они даются тем, кто приходит со смиренным желанием исследовать, с готовностью поставить Христа на первое место, а после этого получить все остальное.
Итак, возлюбленные, дальше сказано, что эта царица отправилась в свою землю, и по преданию она способствовала обращению в веру абиссинского народа. Я не знаю, так ли это. Интересно, что во времена апостолов был один евнух, вельможа Кандакии, царицы эфи-опской Похоже, что во владениях той женщины сохранились какие-то лучи божественного света даже до времени прихода Спасителя, и тогда там жила еще одна царица и еще одна благородная личность, которая приехала в Иерусалим для поклонения. Не важно, правда это о ней или нет, но я знаю, что вам нужно делать. Если вы пришли к царю Соломону, все сами исследовали и во всем убедились, то идите и распространяйте молву об этом. Повсюду говорите о нем. Именно молва о нем и привела вас вначале. Распространяйте эту молву, и придут другие. Говорите о Нем, когда сидите в доме вашем, и когда идете по дороге, и когда ложитесь, и когда встаете. Никогда не считайте неуместным говорить об Иисусе. Носите Его в пазухе у себя на работе. Храните Его у себя в сердце, когда отдыхаете. Пусть Его имя будет повязкой у вас над глазами, и запишите его на косяках вашего дома, ибо Тот, ради Кого вы это сделаете, достоин. Его имя будут помнить, пока есть солнце, и в нем благословятся люди. Да, все люди будут называть Его блаженным. Падут пред Ним все цари. И цари Аравии и Савы принесут дары. Вся земля наполнится Его славой. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева, и закончатся наши, когда все это произойдет.