Библиотека soteria.ru
Проповеди о женщинах Ветхого Завета
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10351 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Царица Савская — знамение
Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Матфея 12,42).
Все эти книжники и фарисеи могли бы легко прийти к выводу, что Иисус и есть обещанный Мессия, если бы потрудились изучить Его «рекомендательные письма». В их распоряжении был закон и откровение, и также они могли обратиться к пророкам. Затем они вряд ли смогли бы не заметить многие замечательные сходные черты между Иисусом из Назарета и грядущим Мессией. Но они отказались внимательно рассмотреть Его заявления, решив заранее, что Он самозванец, и поэтому отвергли Его. Когда же Он загнал их в угол истиной, которую говорил, они потребовали от Него знамения. Тем самым они вновь показали свою неискренность, ведь Он и без того уже дал им много знамений, и некоторые из них они наверняка признали, судя по тому, что пришли из-за них в ярость, как, например, когда в субботу Иисус вошел в их синагогу и исцелил человека с сухой рукой. Из-за того, что Он сотворил это чудо, они обвинили Его в нарушении субботы. Так что они явно знали об этом случае. Но, в то время как постоянно приходили известия о многих подобных чудесах, они все так же Его отвергали, считая ниже своего достоинства признать, что Он Христос, хотя Он открыто им это доказывал.
Они просили у Него какого-нибудь знамения, но Спаситель сказал, что им не дастся знамений, кроме тех, что у них уже есть. Одним из этих знамений было то, как пророк Иона вышел из чрева кита, пролежав там три дня. Сам Христос должен был воскреснуть на третий день, чтобы это было, как в случае с Ионой. Такое знамение они не могли отрицать. Затем еще были знамения ниневитян, покаявшихся от проповеди Ионы, и царицы южной, приходившей к Соломону. Язычники из отдаленных стран должны были стать знамениями неверующим иудеям. Они должны были понять, что Иисус есть Христос, поскольку Он призвал к Себе народ, который Его не знал, и они прибежали к Нему благодаря Господу, Богу Его, пославшему Его как Своего вестника. Если бы книжники и фарисеи продолжали отрицать эти неоспоримые знамения, им не были бы даны никакие другие. А печать великого Царя была бы поставлена на судебном решении, по которому Иерусалим осуждается на разрушение, а его люди должны рассеяться по всему миру.
Думаю, мы можем смело назвать царицу Савскую знамением и для современного поколения, ведь хотя разные поколения в чем-то и отличаются друг от друга, все же у них есть много сходных черт. «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку». Когда вы понимаете, кем были другие люди, вы лучше понимаете себя. Всем известно, что история повторяется, и это происходит потому, что она является результатом одних и тех же страстей и греховных наклонностей в сердцах порочных людей. Поэтому я думаю, что нынешнее время во многих отношениях очень похоже на то, в которое на землю явился Сам Христос. Если бы Он физически находился здесь в настоящий момент, Он вполне мог бы сказать: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона».
Я молюсь, чтобы Господь особенно благословил Свое слово для тех из вас, кому все это безразлично. И я прошу, чтобы об этом молились все люди Господни. Вы, кто уже спасен, будете благословлены за ваши молитвы, в которых просите о благословении всего сказанного во имя Христа и посредством благодатного Духа Божьего, и при этом другие тоже получат благословение.
Мы рассмотрим следующие пункты: во-первых, поведение царицы Савской осуждает неверующих, во-вторых, это осуждение подкрепляется многими обстоятельствами, связанными с ее историей; и, в-третьих, осуждение такой свидетельницы будет серьезным и страшным.
Поведение царицы Савской осуждает неверующих,
так как прежде всего она заинтересовалась рассказом о мудрости Соломона. Нам известно о ней немного, лишь то, что она пришла издалека, побуждаемая жаждой знаний, желанием «послушать мудрости Соломоновой». Я предполагаю, что это была умная и образованная женщина, и поэтому она хотела познакомиться с царем, у которого схожий склад ума. «Рыбак рыбака видит издалека», и мы легко замечаем то, что нам нравится и что мы одобряем. Человек, обладающий художественным вкусом, который живет в большом городе или хотя бы изредка бывает в нем, вскоре узнает все о находящихся в нем скульптурах и картинах, и, естественно, до него доходит информация о его главных художниках. Даже в маленькой деревне любитель науки и искусства очень быстро сходится с людьми, которые делятся с ним новостями и фактами, относящимися к вопросам науки и искусства. Он привлекает к себе тех, кто в чем-то похож на него самого. Подобным образом и Соломон привлек к себе эту женщину. Очевидно, она обладала некоторой мудростью и хотела иметь еще больше.
Ее действия резко осуждают многих людей в мире, которые думают только о своем теле, и которых интересует лишь: «Что мы будем есть? Что будем пить? Во что будем одеваться?» Тысячи людей не пройдут и двух шагов, чтобы получить хотя бы обычную мудрость. Они сторонятся любого образования. У них нет ни малейшего представления о том, что выходит за рамки их повседневного труда или занятий, которым они посвящают все свое время. Но царица Савская жаждала знаний и пустилась в дальний путь, чтобы их получить. Сравните ее с большинством жителей этого огромного города Лондона и с теми, кто живет в других частях нашей страны и в других странах. Некоторые интересуются наукой, искусством, политикой и тому подобным, но что касается чего-то высшего, того, чему их может научить Тот, Кто «больше Соломона», их, похоже, это не интересует. Вы можете построить церковь или миссию в какой-нибудь мрачной местности. Возможно, вы лично пожертвуете многим ради ее сооружения. Вас может очень беспокоить судьба людей, которые там живут, и вы можете всевозможными способами убеждать их прийти в построенный вами дом, но так и не сможете их увлечь и заинтересовать. Часто это самое трудное задание — добиться от людей хотя бы минутного внимания для того, чтобы послушать Евангелие Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя. Многие люди читают газеты от первого слова в заголовке до последнего объявления, но вряд ли соизволят взглянуть на трактат о благодати, брошюру или Библию. Им это совершенно неинтересно. Что-нибудь о войне, или кораблекрушении, или несчастном случае в шахте, или, еще хуже, история о каком-нибудь ужасном преступлении или подробности судебных процессов — все это с удовольствием будут читать многие люди. Но что касается тем о душе, вечности, небесах, аде, Христе Божьем — ко всему этому большинство наших соотечественников относится с полным равнодушием.
Разве вам все равно, прохожий,
Что Иисус за вас умер тоже?
Мы можем все подхватить эту грустную песню, ведь, по сути, многие из живущих рядом с нами так ответят на этот вопрос: «Да, нам все равно. Нас это не волнует. Если хотите нас накормить или одеть — прекрасно. Но если начнете рассказывать нам Евангелие или говорить о бессмертии нашей души и о том, что нам нужно подготовиться к вечности, мы затыкаем уши. Мы, как гадюка, которая ничего не слышит, как бы вы ее ни заклинали». О, как же эта царица Савская, которой так хотелось узнавать обо всем самом лучшем и которая искала это, как купец ищет крупные жемчужины, как она восстанет на суд и осудит множество безразличных людей в этом мирском поколении!
Она также осудит многих, поскольку, услышав рассказ о мудрости Соломона, она ему поверила. Она не только с интересом его выслушала, но и поверила услышанному. Я не знаю, кто ей о нем рассказал, но Соломон вел обширную торговлю, и к нему отовсюду прибывали купцы. Наверное, кто-то побывал в Иерусалиме, услышал об удивительной мудрости великого царя, увидел некоторые из его великолепных сооружений, его огромные сокровищницы и его замечательный мост, по которому он поднимался в дом Господень, а затем поделился рассказом об этом с царицей Савской, и она в это поверила. Я не говорю, что в том, что она поверила, есть что-то сверхъестественное, но все же ее вера осуждает скептицизм века сего, тем более, что во многих отношениях это очень легковерный век. Мы охотно верим тому, что нам рассказывают путешественники. Раньше рассказывали некоторые очень необычные истории, которым люди не верили, но затем все узнали, что это правда, и теперь мы обычно принимаем на веру то, что нам говорит человек, который возвращается издалека и рассказывает об увиденном. Таких людей приглашают в наши научные общества, чтобы они рассказали свои истории. Может быть, некоторые и сомневаются, но большинство все-таки верит. Но когда мы делимся нашим рассказом о Господе Иисусе Христе, у нас часто возникает вопрос: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» Мы рассказываем людям не только то, что Бог сказал в Своем Слове, но и то, что мы сами вкушали, осязали и чувствовали, но даже если нам удается их заинтересовать своим посланием, они не всегда ему верят.
Похоже, в настоящее время нет более популярного занятия, чем подвергать сомнению все святое. Самым умным считается тот человек, который, схватив кисть, обмазанную дегтем, является в святилище и принимается марать все священные сосуды. Если раньше люди «показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева», чтобы использовать их в строительстве для Бога, то теперь кажется, что секиры всех людей направлены на разрушение резных работ и рубку кедров, из которых построен храм Господень. Царица Савская поверила рассказу о Соломоне, хотя я не сомневаюсь, что он вызвал на ее лице некое выражение недоверия. О Соломоне рассказывали невероятные истории, и все же она поверила, потому что этот рассказ дошел до нее со слов добрых и честных людей, которым было незачем ее обманывать. Поэтому она восстанет на суд с людьми этого поколения, которые не хотят верить ни Христу, ни Богу. Они даже говорят, что эта Книга от Бога, но затем отвергают то, что в ней очень четко говорится, выставляя тем самым Бога лжецом.
Царица Савская осудит неверие этого поколения еще и потому, что она не только заинтересовалась самым возвышенным, что было в ее время, и поверила честному рассказу, который до нее дошел, но и потому, что действовала на основании этого. Она решила пойти туда, где бы смогла больше услышать о той мудрости, о которой ей рассказывали. Она любила мудрость и искала ее, как жемчугов. Поэтому она решила предпринять долгое и опасное путешествие, чтобы найти Соломона и послушать его мудрость. Она так поверила услышанному, что стала готовиться к путешествию, а путешествие в то время было совсем не то, что сейчас. Еще сто лет назад наши деды, отправляясь куда-нибудь за сто миль, составляли завещание, что уж тогда говорить о царице Савской, которая отправилась в Иерусалим, чтобы увидеть великого и мудрого царя, правящего там? Она верила, что получит полную компенсацию за все беспокойства, поэтому отправилась в путь.
Это очень важный пункт, ведь у нас в церкви есть много людей, которые на словах верят всему, что слышат. Но вряд ли они на самом деле верят этому в своем сердце, поскольку они не действуют на основании этого. Господа, если вы действительно верите, что являетесь грешниками, почему не ищете прощения? Если верите, что находитесь в опасности, почему не начинаете действовать и искать выход? Если верите, что Бог есть, почему не спрашиваете, как вам с Ним примириться? Если верите словам Иисуса, почему не доверитесь Ему и не послушаетесь Его? Очень несладко придется тем из вас, кто уже давно верит в Библию, всю жизнь любит церковь и очень искренне осуждает сомнения и тому подобное, но вместе с тем доказывает, что на самом деле не является верующим, так как его вера не ведет его к действиям. Если бы голодный верил, что хлеб можно есть, то пошел бы и взял его. Если бы человек, погрязший в долгах, верил, что кто-то другой выполнит его платежные обязательства, то пошел бы, предъявил счет и получил квитанцию об уплате. Но если кто-то говорит (и таких немало): «Я верю во Всемогущего Бога Отца, сотворившего небо и землю, и в Иисуса Христа, Его Единородного Сына, Господа нашего» и добавляет: «Я верю в прощение грехов», но при этом не благоговеет перед Богом и не стремится к прощению грехов, то истинно говорю вам, царица Савская, которая не только решила отправиться в Иерусалим, но и на самом деле туда поехала, восстанет на суд и осудит тех, что сидят сложа руки на краю ада и смеют еще спать, тогда как гнев Божий направлен на них каждый день, и даже веселятся, в то время как сверкающий меч Божий выходит из ножен, чтобы их поразить. Если кто-то из вас виновен в подобном грехе, дай Бог, чтобы вашу совесть пронзила стрела осознания своей греховности!
Еще царица Савская восстанет на суд с неверующими не только потому, что она действовала на основании рассказа, который приняла и поверила, но и потому, что продолжала это делать, сталкиваясь с огромными трудностями. Я уже говорил, что предпринять путешествие в Иерусалим для нее не было легким делом. Нам мало известно о том, какие в то время были трудности во время путешествий. Может быть, она и не боялась встретить на пути грабителей и других разбойников, ведь, я уверен, Соломон своей огромной властью поддерживал порядок на очень большой территории. Но все же с ее стороны это было рискованное дело. Но, увы, сейчас многие хотели бы услышать о мудрости Христа, но они боятся, что это будет слишком дорого им стоить и что придется испытать большие трудности. Они бы приняли Христа, если бы это можно было сделать с легкомысленным отношением или продолжая при этом грешить. Но их пугает мысль о том, что в поисках Христа нужно куда-то идти и сталкиваться с трудностями (которые к тому же вскоре бы исчезли, будь у них решительные сердца). Они, как Сговорчивый, не могут пройти топь Уныния. Пусть кто-то другой идет в Небесный Град, но они не могут дойти до него через такое грязное место. Эти люди боятся, что будет смеяться их глупый товарищ; боятся, что им в чем-то откажет богатый компаньон; боятся, что будет насмехаться неверующий; боятся, что им придется оставить какой-то любимый грех. Царица Савская была готова добираться от пределов земли, чтобы послушать мудрости Соломоновой, а они не могут прийти ко Христу, Который гораздо мудрее и величественнее Соломона. Они считают, что этот путь для них слишком длинный и трудный. В ходе своего путешествия эта женщина надеялась найти мудрость, а этим людям нужно спасение. Они бы пошли, так как задумываются о судьбе своей души в вечности, но цена этого для них слишком высока, и поэтому они не идут.
Еще один момент, который следует заметить, это то, что царице Савской пришлось оставить свое высокое положение. С какой стороны ни посмотреть, она из-за своего положения была в куда более сложной ситуации, чем многие другие люди. Могла ли она оставить престол? Что стало бы с ее владениями во время ее отсутствия? Может быть, там кто-то организовал бы заговор с целью ее свержения. Возможно, она не могла полностью доверять своим советникам, оставшимся у руководства. Неужели ей, женщине, привыкшей к роскоши, нужно было идти на весь этот риск, чтобы совершить такое путешествие ко двору Соломона? Что ж, именно это она и сделала, а теперь осуждает тех, кто не поступает подобным образом. Следует кое-что сказать о тех, кто занимает высокое положение в обществе и не боится Бога. Я не хочу ничего сказать в оправдание их пренебрежительного отношения к Христу, но мне вспоминаются Его же слова: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» Но у большинства из вас, дорогие друзья, нет такой помехи. Вы не можете сказать, что вам нужно управлять царством или руководить большим предприятием. У вас есть свои заботы, но все же они не такие большие, чтобы служить оправданием тому, что вы не ищете Господа. Эта женщина, имея на себе заботы о целом царстве, пошла к Соломону за мудростью. Как же она осуждает тех, у кого так мало дел, но при этом они говорят, что им некогда обо всем этом думать! Вам не нужно сходить с престола, занимать который было бы очень трудно любому из народа Божьего. Вам не нужно отказываться от нравов, существующих при дворе, и от распространенных там пороков и суеты, чтобы прийти и послушать какого-нибудь скромного служителя Евангелия. Нет, вы знаете, что это вовсе не ниже вашего достоинства — сидеть здесь и слушать простого проповедника, как я. Нет никакой необходимости в том, чтобы вам проповедовал архиепископ Кентерберийский. Я вполне подхожу для вас.
Итак, у нас в этом есть преимущество, ведь все еще верно то, что «нищие благовествуют», и только нищие в основном и слышат Благую Весть. Есть несчастные богатые люди, которым никогда не проповедовали Евангелие, и я не представляю, как они смогут его услышать. Допустим, они живут в огромном особняке в сельской местности, где все их очень почитают. Скорее всего, в приходской церкви, куда они ходят, одни лишь ритуалы. Если бы они пошли в маленькую методистскую церковь, то, возможно, услышали бы Евангелие. Если бы вы оказались в такой местности, то пошли бы именно в нее, но они не могут в нее пойти. Это не я считаю, что они не могут в нее пойти, они сами так считают. Ведь, пойди они туда, их все заметят; они привлекут к себе столько внимания, и пойдет столько разговоров, что у них начнутся неприятности. У вас же нет таких преград. А эта царица, несмотря на то, что у нее были все эти преграды, все же пришла послушать мудрости Соломоновой. Итак, когда Иисус, Тот, Кто «больше Соломона», совсем рядом, разве не должны нищие, простые люди, как большинство из нас, которым Он так рад проповедовать, разве не должны мы думать, что нет ничего, что стояло бы у нас на пути, мешая прийти к Нему? Мы можем прийти послушать Евангелие вечером в четверг или в день субботний, и никто не считает зазорным сидеть друг с другом. Но все может быть совсем иначе с людьми, занимающими высокое положение в обществе.
Кроме того, эта мудрая царица извлекла максимум выгоды из своего общения с Соломоном, так как задавала ему загадки или трудные вопросы, и старалась исследовать и выяснить все, что только можно. Думаю, с ее стороны это серьезный упрек в адрес многих «полуверующих». Вы пришли к Тому, Кто «больше Соломона». Вы пришли к бесконечной мудрости нашего великого Господа. И все же вы озадачены многими вопросами, вместо того чтобы задать их Ему. Вы не беседуете с Ним обо всем, что у вас на сердце, как царица Савская с Соломоном. Вы не получаете от Христа богатых даров, как те, что она получила от Соломона. Когда вы приходите к Иисусу, используйте Его! Зачем вам Спаситель, если вы не можете Его использовать? Если Бог по Своей великой милости дал вам Его, извлеките из Него все, что только можно, и не думайте, что Он примет это за наглость. Его сердце в восторге от того, когда Он дает Своим нуждающимся людям от Своей полноты. Он больше всего удовлетворен вами, когда вы больше всего удовлетворены Им. Он больше всего получает от вас тогда, когда вы больше всего получаете от Него. Помните об этом и никогда, никогда, никогда не отступайте от золотого обетования, пока не воспользуетесь им. Некоторые христиане ведут себя так, как будто не решаются прикоснуться к соверенам, которые кучами лежат прямо перед ними. Они осмеливаются взять полкроны и думают, что это уже слишком много. О бедные святые, будьте богатыми, берите деньги на расходы жменями и тратьте их для Бога! В благодати есть благословенная расточительность: можете тратить, сколько хотите, но вас не будут считать мотом. Бог проследит за тем, чтобы царица Савская упрекнула нас, если мы не будем использовать Того, Кто «больше Соломона», таким же образом, как она использовала Соломона во время своего визита к нему!
Думаю, хватит доказательств того, что поведение царицы Савской осуждает тех из нас, кто все еще остается неверующим.
Осуждение царицы Савской подкрепляется многими обстоятельствами, связанными с ее историей
Первое из этих обстоятельств следующее: услышанный ею рассказ не мог иметь такую же силу, как услышанное нами. Как я уже говорил, возможно, купцы, торговавшие с Соломоном, рассказывали о том, что видели, а некоторые их слуги, без сомнения, разговаривали со слугами царицы Савской и наверняка рассказывали невероятные истории или небылицы. Но в этом случае они, наверное, могли изощриться в своих рассказах как никогда, ведь, даже рассказав все, что они могли, они не раскрывали и половины правды. Соломон был мудрее, чем они думали, и все-таки они считали его невероятно мудрым. Можно предположить, что до царицы Савской доходили рассказы немногих очевидцев о его мудрости. И все же этого было достаточно, чтобы ее убедить. Но, друзья, рассказ о Христе доходит до вас из Слова Божьего через многих свидетелей. Его повторяют для вас многие служители Евангелия и многие другие рабы Божьи, живые мужчины и женщины, которые говорят вам то, что знают, что прочувствовали и испытали на себе. Некоторые из вас впервые услышали этот рассказ от человека, в чьих словах вы никогда не сомневались. Ваша мама рассказала вам об этом, когда вы еще были ребенком. Она уже умерла? Тогда я уверен, что в последних сказанных ею словах она вновь повторила вам этот рассказ, попросив искать Того, Кто «больше Соломона». Возможно, я обращаюсь к человеку, чей любимый дедушка, который уже на небе, еще в детстве делился с ним этим рассказом. И ваш брат, ваша сестра, ваш друг и многие из ваших знакомых повторяли вам вновь и вновь: «Это правда. Я попробовал и убедился. Я знаю, что это так». Некоторых из вас окружает множество верующих людей, и если вы не верите тому, что они вам говорят, то тем самым, по сути, выставляете их лжецами, и, как я уже упоминал, выставляете лжецом Самого Бога. У царицы Савской не было божественного свидетельства; у нее было только свидетельство человеческое. Но вы верите, что эта Библия является Божьей Книгой, а Божье свидетельство больше человеческого. Поэтому остерегайтесь, как бы вам не отвергнуть Божьего свидетельства о себе, свидетельства всех Его людей, живших в разные столетия, и свидетельства ваших родственников и знакомых, живущих сейчас. Если вы не верите, хотя слышите это из стольких источников, то вас осуждает царица Савская, ведь она верила, хотя так мало об этом слышала.
Я не хочу, чтобы у меня была церковь, которая будет принимать учение, полагаясь лишь на мое слово. Нет, дорогие друзья, «слово Христово да вселяется в вас обильно». Люди склонны следовать за тем или иным служителем, но я умоляю вас не поступать так. Лично обращайтесь к Библии. Обращайтесь ко Христу и Его богодухновенному Слову напрямую. Мы будем учить вас истине, насколько можем, но никогда не возьмем на себя ответственность быть мерилом верований других людей. Возможно, так называемые «священники» будут рады забрать у людей Библию, но истинные проповедники Евангелия всегда выдвигают Библию на передний план. Может быть, это устроит тех, кто хочет позволить какому-то человеку, которого они считают непогрешимым, добавить что-то в Библию или оставить ее на каком-то непонятном языке. Но для тех, кто не признает непогрешимым никого, кроме Христа, и для кого никто не является главой, кроме Господа Иисуса Христа, — жизненно необходимо, чтобы Библия была доступна. Поэтому мы призываем вас исследовать Писание. Мы молим Бога о том, чтобы, когда вы будете его исследовать, оно исследовало вас, а когда вы будете пребывать в чтении Слова, оно пребыло в ваших сердцах для вашего успеха, умудряя вас во спасение.
К тому же то, что вы слышите, относится к гораздо более серьезным вопросам, чем то, о чем слышала царица
Савская. Мудрость Соломона заинтересовала царицу Савскую, потому что ей нравилась всякая мудрость, но, по сути, она ей не очень была нужна. Даже если бы она так и не пошла к Соломону, ее страна по-прежнему давала бы столько же замечательных благовоний и золота. Зачем же ей тогда к нему идти? Но послушайте, неверующие: то, о чем вам говорит Слово Божье, Дух Божий и рабы Божьи, касается ваших душ, вас самих, ваших грехов, страхов, надежд. Речь идет о вашем вечном отделении от присутствия Божьего и Его славной силы или вашем вечном счастье во Христе Иисусе. Я не могу понять некоторых из вас. Вы совсем не глупы в мирских вопросах. Если рядом с вами упадет гинея, вы тут же услышите ее звон и сразу схватите. Вы успешно торгуете, четко ведете бухгалтерию и вовремя платите по счетам, но не заботитесь о своих душах. Если бы у вас была нянька, которая бы следила за одеждой вашего ребенка, но не заботилась о самом ребенке, вы бы ее недолго держали. Но именно так вы и поступаете. Вы заботитесь о том, что можно сравнить с одеждой у вас на теле, но пренебрегаете своей душой, то есть вашей сущностью, и всем, что отвечает вашим интересам. Если бы какой-то человек набил сумку банкнотами, и мы бы пошли вместе с ним в центр города, где ходят толпы людей, было бы странно, если бы он беспокоился лишь о том, чтобы не потерять из кармана хлопчатобумажный носовой платок, и вообще не думал о своих банкнотах. Вы бы решили, что он повредился рассудком, но, тем не менее, именно так поступают люди. Они заботятся о том, что, в конце концов, пустяки, а свои бессмертные души оставляют совершенно без внимания.
Более того, царица Савская очень серьезно осудит неверующих, потому что рассказ, который она услышала, был совсем не такой трогательный, как тот, что слышим мы. Этот рассказ был не о том, что Соломон умер за своих врагов. Этот рассказ был не о том, что Соломон умер за нее. Это не было посланием любви. Это не была весть о самопожертвовании и сострадательном сердце. Нет, речь шла лишь о том, что он мудрый, и поэтому она решила пойти и увидеть его. Господа, до чего же иной рассказ я должен донести до вас! Я представляю беспечным душам не просто мудрого Спасителя, а любящего, сострадательного, самоотверженного, умирающего Спасителя. Если, услышав этот рассказ, люди не начнут Его искать, они подвергнутся страшному осуждению со стороны царицы Савской, которая приходила послушать Соломона, услышав рассказ о нем в своей стране.
К тому же этот рассказ в случае с ней не сопровождался никаким божественным повелением. Она услышала всего лишь рассказ о Соломоне, но не было ни человеческого, ни божественного закона, повелевающего ей идти к Соломону. Она могла поступить, как ей заблагорассудится. Когда же вы слышите о Христе, о грешники, вам не дано выбирать, приходить к Нему или нет, но «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Он приказал нам идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари, говоря: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет».
Кроме того, у царицы Савской не было приглашения идти к Соломону. Он не послал за ней со словами: «Приходи и послушай моей мудрости». Она пришла без приглашения. О сыны и дочери человеческие, вас приглашают снова и снова! «Придите ко Мне» — это неизменное послание Христа. Вас приглашают прийти к Нему, а вы никак не приходите.
Притом царице Савской не было обещано, что, если она все же придет, ее примут. Она не могла быть уверена, что Соломон ее примет, но, тем не менее, она пришла, веря в это, и так оно и было. У вас же есть благословенное уверение со стороны Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». С какой же готовностью и поспешностью вам следовало бы ответить на святое приглашение любви, подкрепленное Божьим повелением и подтвержденное священным обетованием! Дай Бог, чтобы в то время как я просто цитирую эти заявления моего Господа Иисуса, Который «больше Соломона», некоторые из вас решили прийти к Нему, чтобы получить жизнь вечную!
Опять-таки, дорогие друзья, эта женщина пришла, просто услышав рассказ, но в вашем случае это не просто рассказ. Когда я говорю вам о том, что сделал Христос, как об этом записано в Слове, то это рассказ, но когда вы видите (и это видели многие из вас) перст Божий на ваших друзьях, то это уже не рассказ. Хочу спросить у неверующих, которые сидят здесь, и у которых были верующие матери: разве в своих попытках опровергнуть Библию вам когда-нибудь удавалось опровергнуть праведную жизнь вашей мамы? И, оглядываясь назад, разве вы до сих пор не считаете, что она прожила замечательную жизнь? Какой спокойной, какой радостной была она в своих страданиях или нищете! С какой мягкостью и терпением она относилась к вам! А когда она умирала, разве не было почти божественно то, как она терпеливо ожидала встречи со своим Господом, а потом — ее предсмертная улыбка и последний победоносный гимн? Если бы я когда-нибудь засомневался в Слове Божьем, то, вспомнив, как некоторые люди проводили свои последние минуты перед смертью, я бы сразу же вернулся к вере. Вспоминаю одного рабочего, который проповедовал Евангелие и с которым я в молодости тесно общался. Когда он умирал, я пришел его проведать. Он сидел на своей кровати, и его глаза совсем перестали видеть. Он ослеп из-за болезни, но, услышав, как я вошел в комнату, он сказал мне:
Услышав, как лопнут мои глазницы,
Знайте, что мне хорошо!
Смертельная бледность на моем лице,
Слава в моей душе.
В такой сцене не может быть лукавства. Это не просто рассказ. Это можно услышать, увидеть, узнать, и подобное постоянно происходит вокруг нас. Пожилые мужчины и женщины опираются на свой посох и умирают, как Иаков. Молодые мужчины и женщины сходят в могилу от туберкулеза, ничуть об этом не жалея, а радуясь тому, что так рано окажутся дома с Христом. Итак, господа, вам придется либо поверить, либо подавлять свою совесть, сдерживать самые благородные порывы своей души и совершать духовное самоубийство. Дай Бог, чтобы вы этого не сделали!
И затем, когда эта женщина услышала рассказ, у нее не было возможности сразу его проверить, чтобы не совершать длительного путешествия. Ей пришлось идти до самого Иерусалима. Но вам, господа, не нужно идти и дюйма, чтобы найти Христа. Что говорит апостол: «Близко к тебе слово, в устах твоих». Обратите внимание на выражение «в устах твоих». Если вы голодны, и я вам скажу: «Еда на столе. Берите, сколько хотите», будет только ваша вина в том, если вы не поедите. Но если я могу сказать: «Она у вас во рту», вам придется напрячься, чтобы отказаться от нее. Вам будет гораздо труднее выплюнуть Христа, чем съесть Его. Мне кажется, что некоторые люди давятся, пытаясь избавиться от Евангелия, которое Бог вложил им в рот. Они не хотят, чтобы им в горло попала даже крошка. Если так дело обстоит с вами, то вам придется самим сказать «аминь» на собственное осуждение, а все, услышавшие об этом, скажут: «Гибель этого человека справедлива, потому что он умышленно стал губителем самого себя». Царице Савской пришлось отправиться в длинный путь, чтобы прийти к Соломону, а вам не нужно далеко идти, чтобы прийти к Спасителю. «Не говори в сердце твоем: “Кто взойдет на небо?”, то есть Христа свести. Или: “Кто сойдет в бездну?”, то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? “Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем”, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».
Мне бы не следовало утомлять вас столькими подробностями, но не могу не сказать, что у царицы Савской не было таких стимулов идти к Соломону, какие есть у нас, чтобы прийти ко Христу. Соломон мог доказать ей, что он мудр, но не мог сделать мудрой ее, хотя я думаю, что обычно, когда люди видят и слышат мудрость в других, они сами усваивают много мудрости. Но стимулы, побуждающие вас прийти ко Христу, заключаются не только в том, чтобы просто узнать, как много Он знает, но и в том, что Он умудрит вас во спасение и даст вам несказанно дорогие дары. Соломон преподнес царице Савской прекрасные дары, о которых я надеюсь поговорить в следующий раз. Однако перед тем он этого никогда не обещал. Вы же можете приходить ко Христу, смело ожидая, что примете от Его полноты благодать на благодать, ведь именно так Он встречает всех приходящих к Нему.
Кто же сейчас впервые придет к моему Господу и Учителю? Прошло уже много лет с тех пор, как я впервые пришел к Нему, но я ни разу не пожалел о том, что сделал этот шаг. Благословен тот день и тот час, когда я пришел к Нему. О, если бы я тогда не пришел к Нему, то, думаю, моя душа бы не успокоилась, пока бы не нашла Его! Если бы это нужно было сделать снова, если бы нужно было приходить к Нему постоянно (причем так оно и есть — «приступая к Нему, камню живому»), я бы с радостью это повторил. Если бы мне пришлось заново начать проповедовать вам Евангелие, я бы проповедовал то же самое Евангелие, что и сейчас вам проповедую. Я бы стремился проповедовать его еще лучше, но это была бы та же самая «старая, старая история об Иисусе и Его любви». Я так ее люблю, потому что знаю: это истина. Я каждый день с радостью в этом убеждаюсь на собственном опыте. Поверьте же, о легкомысленные, ведь вы сейчас стоите у самих ворот Мудрости. Придите, чтобы встретиться с Ним, Господом Иисусом, Который по Своим владениям, Своей личности, Своему богатству и Своей милости «больше Соломона»! Да поможет вам в этом Бог по Своей благодати!
Осуждение такой свидетельницы будет серьезным и страшным
Всю проповедь я пытался вам это показать; это то, к чему я вел. Конечно же, никто из вас не хотел бы быть осужденным языческой царицей. Довольно неприятно, когда вас осуждают, приводя в пример жизнь и слова других христиан. Но эта смуглолицая языческая царица восстанет на суд и осудит тех из вас, кто не верит в Иисуса, даже если вы живете, озаряемые христианским светом, и даже называете себя христианами, говоря, что живете в христианской стране. Царица Савская жила в темное время, но, знаете, это было также и прекрасное время. Некоторые люди постоянно твердят, что сейчас самое удивительное поколение людей, когда-либо существовавшее на земле. Бедные наши отцы, кем они были? Что они знали? Тем не менее, они жили почти так же, как и мы сейчас. Но мы еще со своими изобретениями ломаем себе шеи в катастрофах на железной дороге и как только спускаем корабли на море, тут же отправляем их ко дну. Несомненно, мы замечательный народ. Воздвигните пирамиду в тысячи раз выше Монблана и посадите на нее нашего современника. Когда вы его туда усадите, я смогу только стать у ее подножия и сказать: «Вот Бог твой, Израиль!» — человек девятнадцатого столетия — мыслитель, критик, философ, ученый! Некоторые из нас бедные, простые христиане никогда не проявляли большого почтения к этим замечательным субъектам. У меня, например, они не вызывают никакого уважения, а только кажутся плодами напыщенности и самоуверенности. Они кричат о том, что знают, в то время как есть много того, чего они совсем не знают, а если бы узнали, то стали бы гораздо смиреннее. Мы изобрели граммофон, телефон, что изобретем дальше? Это никому не известно. Мы замечательный народ, но языческая царица темного века восстанет на суд и осудит нас, если мы не начнем верить, потому что она поступила со своим маленьким огоньком лучше, чем мы со своим большим огнем. Когда Бог учит нас больше о Своих делах, некоторые из нас начинают меньше думать об их Творце; а когда Он открывает нам больше тайн природы, некоторые забывают о тайнах Его милости.
Истинно, царица Савская осудит это поколение. Христос вызовет ее в качестве свидетельницы. И наряду с осуждением Самого Христа, увидев ее, эту языческую царицу, этот неверующий мир испытает особое осуждение. Люди будут смотреть в ее смуглое лицо, и их лица станут смертельно бледными, потому что ее вера и ее приход к Соломону осудят всех неверующих, а особенно тех, кто только притворялся, что верит, но так и не действовал по вере, которую исповедовал.
Пусть Бог Дух Святой благословит этот мир, во имя Иисуса! Аминь.