Библиотека soteria.ru
Проповеди о женщинах Ветхого Завета
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10351 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Агарь у источника
И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник тот называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом (Бытие 16,13-14).
Вы знаете историю Агари. Я не собираюсь рассматривать ее сегодня в аллегорическом смысле: не это является объектом нашей утренней беседы. Я буду говорить об этом инциденте так, как он описан в Библии, и даже в таком случае я не буду использовать его в качестве очевидного образца обращения в веру, так как я не уверен, что он является таковым. Мне думается, Агарь была одной из тех египтянок, которые, возможно, были переданы Авраму египетским фараоном в качестве прислуги в то несчастливое для него время, когда он, сойдя в Египет, ослабел в вере и потребовал от Сары, чтобы она скрыла от фараона, что является его женой. Несомненно, что всякий грех, который совершает дитя Божье, навлекает на него беду. В конечном счете, любое ошибочное действие, совершаемое верующим, имеет для него свои последствия; иногда самые неожиданные… Итак, Агарь стала личной служанкой Сары.
Бог пообещал Авраму, что у него родится сын, благодаря чему он станет отцом всех народов. Но это благословение казалось Авраму нереальным, так как оно никак не проявлялось в его жизни: Сара не рожала ему детей и никаких очевидных признаков того, что она на это способна, у нее не было. Они оба, как муж, так и жена, были уже пожилыми людьми. Никакого особенного указания на то, что матерью его сына будет именно Сара, у Аврама не было; поэтому ему было не до конца понятно, она или, быть может, другая женщина станет матерью ожидаемого потомка. И когда Сара, по своему неверию, предложила Авраму свою служанку в качестве второй жены, он на это согласился. Этот факт выглядит вполне безобидным, если учитывать место, где происходили эти события, и его восточные традиции; однако на самом деле Аврам совершил большую ошибку, продемонстрировав этим слабость своей веры, печальные последствия которой не замедлили вскоре проявиться. Агарь стала высокомерной по отношению к своей госпоже, а последняя, чувствуя презрение служанки, начала жаловаться на это Авраму и, в свою очередь, всячески ее притеснять. Неправильное начало никогда не смогло бы привести семью Аврама к благословению. Может быть, если бы речь шла, например, о хананеях, живущих с ними поблизости, все было бы замечательно, но в доме, где боялись Бога, это было явное зло, которое никоим образом не смогло бы привести ни к миру, ни к святости. Вероятно, Агарь, благодаря всему происшедшему, заняла высокое положение в доме, и тогда она, как все гордые духом египтянки, перестала смиряться с требованиями своей хозяйки. И тем более Сара, величественно спокойная матрона, не смогла больше выносить оскорбления рабыни, и стала по отношению к ней суровой и требовательной. Доведенная до отчаяния Агарь убегает из шатра и решает, что лучшее в ее положении — идти в Египет, откуда она родом. Но что может сделать одинокая женщина в таких обстоятельствах, совершенно одна в пустыне?
Изнуренная долгим путешествием и отчаянием, она замечает в пустыне источник воды, вожделенное место для любого проходящего путника, и садится передохнуть. А вдруг ее ищут? Может быть, Аврам уже раскаялся в своей уступчивости Саре и отправился на ее поиски? Она подождет здесь, и если помощь так и не придет, она лучше умрет, чем вернется обратно. Вряд ли в этот момент ее сердце возносило молитву к Богу. Да, Агарь жила в доме, где боялись Бога, но, скорее всего, и это было вызвано плохим с ней обращением, она вряд ли ощущала приязнь к Богу своей госпожи. Едва ли подобное грубое обращение могло расположить ее сердце к религии тех людей, от которых она теперь спасалась бегством; да, Агарь была безбожной женщиной, не имеющей надежды. Разве вы не видите ее у источника, гордую египтянку, наполовину обезумевшую от досады и мрачного отчаяния? Она не знает, что ей делать, не видит ни единого проблеска надежды. Увы, бедная Агарь!
Но, хоть Агарь и не возносила в этот момент к Богу свои молитвы, Он все-таки услышал чей-то голос, так как внезапно перед ней предстал Ангел и сказал: «Услышал Господь страдание твое». Это пошлине замечательное предложение. Только подумайте: вы не молились, вы были безрассудны и упрямы и наконец отчаялись, но все равно не. взывали к Богу. Но ваша глубокая скорбь взывала к Нему из глубин вашего сердца. Вы сопротивляетесь, и Бог решает Сам предпринять этот шаг за вас. Вы мучительно страдаете, и Бог Всемилостивый, слышит ваше стенание. У несчастья красноречивый голос, когда его слушатель — Божье милосердие; Бог не может устоять перед доводами терзаемой горем души. И, хоть боль и несчастье обычно сопровождаются молитвой, страдание может тронуть сердце Бога даже в том случае, когда мольба еще не вознесена. Именно так произошло в случае с Агарью: Бог услышал ее мучения. Он призрел на нее из глубин Своей славы, на одинокую египтянку, находившуюся в таком глубоком отчаянии, в каком только может находиться женщина, и сразу же пришел ей на помощь.
Нетрудно догадаться, кем был представший перед ней Ангел. Бесспорно, этот Ангел Господень был тем великим вестником Завета, Кто впоследствии предстанет в подобии человеческой плоти и крови, но Кого уже задолго до его рождения в Вифлееме ожидали многие поколения еврейского народа, и Кто уже не раз до этого сходил на землю в человеческом облике. Сыны человеческие были всегда неизменным источником Его радости; поэтому, когда нужно было передать людям послание, этот благословенный Сын, Вторая Личность Божественной Троицы, согласился стать его подателем. В данном случае, я обращаю ваше внимание на признаки-предвестники, которые говорят нам о Сыне Человеческом; я прослеживаю очевидные доказательства, свидетельствующие о последующем пребывании Иисуса Христа среди рода человеческого. Прочтите текст немного выше, и вы увидите: «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне». «Нашел ее» — это ли не действие Доброго Пастыря, ищущего и обнаружившего Свою заблудшую овечку? В этих словах я вижу Сына Человеческого, Который пришел «взыскать и спасти погибшее». Конечно же, это тот самый великий Пастырь, Который ищет Своих овец до тех пор, пока не находит их! Он очень долго искал ее в пустыне и не имел отдыха до тех пор, пока наконец не увидел ее. И тогда Его сердце наполнилось такой великой радостью, какую испытывает разве что торговец, вдруг обнаруживший жемчужину огромной ценности. Я вижу, как сияет от радости лицо этого Ангела Иеговы. Мы читаем в седьмом стихе: «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру». Знаменательное место! Разве вы не помните, как Он, Благословенный, находясь уже в плоти и крови, встретил другую женщину у колодца? «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить». Неужели история с Агарью не выглядит как репетиция этого случая в Самарии? «И нашел ее Ангел Господень у источника воды». Об этом источнике воды дальше сказано, что он был в пустыне. Отметьте это. Вспомните, что сказал Господь, когда Он уже явным образом сошел на землю, приняв образ человека: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» Снова мы читаем: «Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой». Разве это чудесное появление Христа еще до того, как Он явился во плоти, не имеет живого и очевидного сходства с Его последующим явлением миру в образе Сына Человеческого? Это Он; мы уверены в том, что это был Он. И тон голоса, и манера выражаться — все Его. Далее, в нашем тексте говорится: «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня», и из этих слов мы также делаем вывод, что перед Агарью в облике Ангела Божьего предстал Господь. Всевидящий Бог скрыл Себя под этим ангельским обликом. Небесный Бог, перед Которым мы преклоняемся, как перед Сыном Божиим и Сыном Человеческим, умалился до того, чтобы стать посланником доброй вести для бедной женщины — рабыни, скрывающейся от своей госпожи. Только Бог смог бы сделать такое! Общество в те дни безжалостно относилось ко всем рабам без исключения, а уж тем более к тем, кто убегал из господского дома. И вот, Бог любви воспользовался такой замечательной возможностью и открылся этой несчастной женщине в Своем милосердии. Ни одна живая душа не пожалела бы ее, не принесла бы ей спасения. «Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь». Итак, Ангел нашел Агарь, и об этом, а также о том, что за этим последовало, я буду говорить сегодня утром. Пусть Дух Святой наполнит мои слова Своей силой.
Удивительное происшествие с Агарью
Я молюсь о том, чтобы многие дочери скорбей смогли получить подобный опыт. Пусть история Агари станет зеркальным отражением вашей собственной ситуации.
Заметьте, что Агарь сама себя поставила вне закона. Бесспорно, ей пришлось претерпеть многое; но именно Агарь своим высокомерным поведением провоцировала свою хозяйку и в конце концов, проявив нетерпимость, совершенно сознательно покинула дом Авраама и место жительства семьи, избранной Богом. Каким бы ни был этот дом, он, тем не менее, был самым лучшим местом на земле. Это было практически единственное место под небесами, где знали Бога. О семье Авраама вы бы смогли сказать только одно: «Вы — дети Божьи, а весь мир — от лукавого и лежит во зле». Я думаю, что она, невежественная египтянка, погрязшая в суеверных предрассудках своих предков, поначалу с радостью впитывала в себя свет истинных знаний о Боге; теперь же Агарь от Него отвернулась. Она не могла не заметить, каким благородным человеком был Авраам, как искренне он был посвящен Богу. Она должна была увидеть его настоящую и живую веру в Бога, его усердные попытки правильно управлять домом. Какие бы ошибки она там ни заметила, от какой бы неправды ей ни пришлось пострадать, Агарь, тем не менее, просто должна была осознать ту огромную разницу, которая существовала между домом Авраама и жилищами ее египетских родственников.
Теперь она покидает свое привилегированное место; она отказывается от высоких надежд, ожидающих ее здесь, и опрометчиво бросается прочь, не зная куда и особо о том не заботясь. Строптивый и неуправляемый дух, который впоследствии проявит себя в ее сыне Измаиле, буйствовал сейчас в сердце Агари. Так же и мы, разве мы не встречаем людей, которые осознанно оставили пути Божьи, и семью Божьих детей, и все подобие добродетели, решив, что с ними плохо обошлись?
Им пришлось от чего-то пострадать, и теперь они, испытывая огорчение в духе и думая, что больше не в силах это выносить, решают все бросить. Они зарекаются не иметь больше никаких дел с Богом и Его народом. Они отворачиваются от всего, что имеет хоть какой-то отпечаток религиозности, и снова идут в мир, становясь самыми отъявленными безбожниками. Их не волнует, нет, что с ними будет; если бы им только удалось скрыться от Божьего присутствия! Друзья, родственники, просто хорошие люди, Божьи благословения, они могут все это бросить и скитаться по пустыне, надеясь, что о них забудут. И теперь эти люди настроены против всех, и любой человек — их враг, и в своей высокомерной заносчивости они готовы бросить вызов всей вселенной, каждому, кто стремится их покорить.
Итак, в тот момент, когда Агарь была там, в полном отчаянии, ее нашел Ангел. Он пошел разыскать и найти ее, и Его поиски оказались не напрасными; Бог никогда не обманывается в Своих ожиданиях. Это была последняя мысль, которая пришла ей в голову. Агарь, вероятно, надеялась, что ее подберут какие-нибудь торговцы, идущие в Египет, или, быть может, цыгане, бродящие по пустыне, но она никак не ожидала, что ее будет искать Сам Бог. Чем же она это заслужила — Сам Иегова оставил небеса и вышел на ее поиски? И тем не менее, необъяснимый в Своей благодати, Бог предстал перед Агарью, что Он, по обыкновению, делал всегда! Бог помнил о ее низком положении служанки и, неизменный в Своей милости, нашел ее у источника в пустыне.
Когда Ангел Божий нашел Агарь, Он проявил к ней милость. Да-да, именно милосердие побудило Его отправиться на ее поиски, не гнев, но сострадание. Сначала Он обратился к ее совести. Он сказал: «Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?» Это ли не присущая Господу Иисусу Христу речь и манера Обращения? Здесь названо имя человека. В моей памяти Очень ярко всплывает эпизод, когда наш Господь обратился к женщине: «Мария», а она повернулась к Нему И ответила: «Раввуни». Итак, Он сказал: «Агарь, служанка Сарина». Господь обратился к Агари лично по имени, и для нее уже не могло быть никаких сомнений. Разве в других случаях Бог не таким образом обращается к человеку? Не Он ли сказал: «ибо Я назвал тебя по имени твоему; ты Мой»? Бог в данном случае добавляет к имени еще и социальный статус, как бы напоминая Агари, что, где бы она ни была, она все равно останется Сариной служанкой. Как, должно быть, Агарь удивилась, увидев Ангела! Ей никогда раньше не приходилось встречаться с кем-то из подобных небожителей, но, конечно же, Бог наблюдал за Агарью и знал о ней все, так как Его слова пронизывали ее насквозь.
Затем, прежде чем вернуть ее на правильный путь, Ангел спрашивает: «Откуда ты пришла?» Иными словами: «Что осталось там, за твоей спиной? Что ты бросила? Шатер Авраама — вот место исполнения всех твоих надежд, а ты оставила этот дом. У тебя высокое предназначение, а ты от него убегаешь. Ты, в конце концов, особо избранная женщина, но ты того не знаешь и бежишь от своего счастья!» И именно этот вопрос Святой Дух задает каждому сбежавшему мятежнику. О грешный скиталец, от чего ты бежишь? Знаешь ли ты, что теряешь, убегая от Бога и Его благости, от надежды и милосердия?
И снова Ангел спрашивает Агарь: «Куда ты идешь?» Ее сгорбленная фигура перед Ним; Агарь поднимает на Него глаза, красные от слез, и снова принимается плакать, слыша этот вопрос: «Куда идешь?» Иными словами: «Будешь ли ты и дальше идти по пустыне, умирая от голода и жажды? Вернешься ли обратно в Египет, в эту невежественную землю, полную бессердечия и жестокости? Куда ты идешь?» Вот так и Господь, когда встречает беглого грешника, согнутого под тяжестью собственной разрушенной жизни, Он обращается к Нему по имени и говорит: «Откуда ты идешь? Что ты бросил? Что потерял? Что отвергаешь? От чего отворачиваешься? И к чему придешь? Как ты окончишь свою жизнь? Разве не приведет тебя такая жизнь к краху? Что ты получишь, следуя курсом безрассудного греха? Сможешь ли предстать лицом к лицу перед вечностью и судейским престолом, перед обвинением и мучениями, ожидающими безбожников? Откуда ты пришел и куда идешь?» Это так и есть, я вам говорю, Ангел заключает завет со многими из нас в тот момент, когда мы, захваченные стремительной суетой греха, вынуждены вдруг остановиться и прислушаться к пробудившимся угрызениям совести. Кто-то слышал ее беспокойный голос и раньше, много лет назад, и никак не может его забыть: он даже сейчас звучит в его памяти. А некоторые из нас не так давно уже пережили встречу с Господом, и сейчас исполнены чувства благодарности за Его вмешательство в их жизнь. И я верю, что этим утром Господь еще встретится с теми из нас, кто присутствует сегодня на этом собрании и кого я не знаю, но кого очень хорошо знает Он, так как Его очи обращены сейчас к ним, и Его голос говорит им через мой голос. Именно так, как Господь в свое время обратился к Агари: «Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?», Он сейчас спрашивает вас: почему вы поникли под тяжестью, которая сдавила вашу грудь?
В душе Агари внезапно возникла некоторая уверенность; когда Сын Божий касается Святым Духом наше го сердца, мы вдруг начинаем ощущать, как нас охватывает глубокая вера. Божье слово раскрывает грех и обнажает его, заставляя грешную совесть чувствовать, что ничто не сокрыто от Господа, Его взору открыто все, с чем мы имеем дело. Как мясник, привесив тушу животного, одним ударом отделяет сердце и другие внутренние его части, так одним лишь словом Ангел Завета пронзил сердце Агари. Именно так, когда Святой Дух имеет дело с грешником, Он пронизывает его насквозь, освещает все потаенные уголки души и выносит наружу все ее секреты. И тогда бедному грешнику ничего не остается, как только воскликнуть: «Ты Бог, видящий меня». Тот, кто читает Божье Слово, всегда чувствует, как оно раскрывает помышления и намерения сердечные, указывая тем самым на свое божественное происхождение; итак, когда мы читаем Слово, то понимаем, что с нами говорит Сам Бог; так мы познаем истинного Бога.
Таким образом, когда в душе Агари возникла некоторая вера, то следующее, что дал ей Ангел, было наставление. Он сказал ей: «Возвратись к госпоже своей и покорись ей». Без сомнения, тяжелое для нее, гордой египтянки, поручение. «Возвратись», каким бы тяжелым ни оказался обратный путь; «покорись», каким бы унизительным ни показался этот шаг. Для Агари нет пощады — Ангел выразился очень ясно. Если Он был так добр, чтобы сказать: «возвратись», то еще большей любезностью с Его стороны было строго, но честно добавить: «возвратись к госпоже своей». Слышите, Ангел не сказал: «к господину», но «к госпоже своей». Он также сказал: «покорись ей», дав тем самым понять, что подчинение должно быть безусловным и абсолютным. Вернись на прежнее место, и тогда к тебе придет благодать. Когда Ангел Завета имеет дело с кем-то из нас, Он говорит: «Возвратись, возвратись, возвратись. Покайся и обратись в веру. Отвернись, отвернись от греха — зачем тебе умирать?»
Евангелие не уберегает грешника от острой боли раскаяния. Оно призывает к скорби по благочестивому образу жизни. Вам необходимо возненавидеть свой грех и отвернуться от него, иначе этот грех разрушит вас. Вы должны настолько сильно раскаяться в грехе, чтобы как можно больше вытеснить его из своего сердца. Вам следует вернуть назад все украденные вещи и взять обратно все свои неправильные слова. Вы должны смириться там, где раньше вели себя дерзко, и преклониться перед Богом; если по отношению к какому-то человеку вы были неправы, вам следует это исправить. Когда Бог Святой Дух имеет дело с гордым, нечестивым сердцем, мерилом Его интересов становится справедливость и праведность, и любое прибежище лжи смывается Им, как дождем. Святой Дух взывает: «Возвратись! Покорись!», и Он так сильно касается нашего сердца, открывая в нем все самое сокровенное, что нам уже не остается никаких оправданий. Он призывает человека исповедать свои грехи и оставить их и не оставляет ему никакой надежды на прощение в обратном случае. Бог не будет сотрудничать с вами, друг, если вы будете продолжать упорствовать в грехе. Божья благодать не сможет коснуться вас, если грех будет по-прежнему сладок для вас, а раскаяние будет чуждо вашему сердцу. Вы должны вернуться в то место, откуда пришли, и вам нужно покориться Богу, иначе вы не будете иметь с Ним ничего общего.
Итак, Ангел Божий разговаривал с Агарью, и назвал ее по имени, и вызвал в ее сердце веру, и указал ей на ее обязанность, а затем Он добавил ко всему сказанному еще кое-что: обильные благословения — слова обетования, которые, должно быть, стали для нее чем-то очень неожиданным и утешительным. Кем она была? Беглой рабыней, но Бог сказал ей: «Умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое». Это имя означает: «Господь услышал меня», так как Бог призрел на ее горе. И Ангел продолжал рассказывать ей, кем станет этот ребенок, каким утешением будет он ее сердцу.
Грешник даже не догадывается о тех благословениях, какие его ожидают, если он раскается и подчинится Божьей воле. Он стоит у самого края гибели в пустыне мертвых, но у Господа есть намерение вернуть его в землю мира, радости и счастья. О, если бы только этот упрямец увидел, в чем состоит для него Божья воля, он бы разбил свое сердце, поняв, каким бунтарем он был! О, если бы только этот своевольный гордец узнал, что за место ожидает его в обетованной земле Бога Отца, если бы он только ощутил на себе всю силу Его любящего сердца, все обилие Его благодати, он, несмотря на все свое непослушание, ускорил бы свой шаг. Он бы тогда подумал: «Ах, если бы у меня за спиной выросли крылья, я бы не просто пошел, а полетел бы в Отчий дом и припал к Божьей груди!» О бедная душа, я молюсь о том, чтобы Иисус Христос смог сегодня тебя найти и сказать: «Возвратись ко мне, ибо Я “изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако”; вернись ко Мне, так как Я возлюбил тебя вечной любовью; “любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение”».
Итак, как вы видите, с Агарью произошел удивительный случай, который, вне всякого сомнения, для нее самой стал необыкновенным происшествием. Да будет имя Господне благословенно, часто бывает так, что тысячи людей, умножая свой грех, получают преизоби-лующую благодать. Когда они бегут от правосудия и ставят себя вне закона, Божья благодать следует за ними, осуждает их, предостерегает их и дает им огромные обетования. Их упрямое сердце смягчается и становится мягким, как у маленького ребенка, что произошло и с Агарью. Они возвращаются в прекрасный Отчий дом, покоряются Богу и входят в обильные Божьи благословения. Не написано разве: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли»? И хоть Агарь сама убежала из дома Авраама, места Божьего благоволения, Бог, тем не менее, предусмотрел способ для ее возвращения. Когда же Агарь вернулась обратно, она приобрела совершенно удивительный опыт.
Агарь познает Бога
Когда с Агарью произошло это удивительное событие, она убедилась в том, что Бог живой. В Писании говорится: «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня». Она разговаривала с Тем, Кто обращался к ней; я думаю, что любой из нас заговорил бы с Богом в подобных обстоятельствах! О, если Бог проговорит к вам, вы сразу же найдете, что Ему ответить. Я сейчас не имею в виду самого себя, говорящего от Его имени, ибо кто я такой? Конечно, вам следует слушать нас, Божьих служителей, если мы по-настоящему искренне проповедуем Христа, так как мы посланы к вам по Божьей милости и от Его имени. Но, если бы вдруг сюда явился Сам Ангел Завета и лично обратился к этому залу, я думаю, даже глухие бы услышали и заговорили! Люди очень скоро обращаются к Христу после того, как Он начинает говорить к их сердцу. Если бы вы только знали всю силу и могущество Божьего Слова, вы бы поняли, что, как тьма расступается перед светом, когда Бог говорит: «Да будет свет», так и человеческое сердце отвращается от греха, как только Иисус начинает прикасаться к нему всей силой Своей благодати. Агарь не имела общения с Богом до тех пор, пока Он Сам не обратился к ней; но после этого она уже просто не могла молчать.
Что же Агарь сказала? Она осознала, что перед ней стоит Бог, а это значит, что Бог есть. «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог, видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня». Одно дело — знать, что есть Бог, и совсем другое дело — познать Его, вступив в контакт с Ним лично. Кто-то дает вам книги в доказательство существования живого Бога — это прекрасно и замечательно: верьте им. Кто-то говорит вам выйти из дома и увидеть Господа в Его творении — сделайте и это! Вам нечего и искать лучшего — ибо Бог везде и во всем. Божьим дыханием благоухают цветы, и Его кисть сотворила их. Но только лишь глядя на них, вы не сможете познать Бога. Перейти от созерцания природы к познанию личности Бога — слишком длинный шаг для сломанных ног. Мы так искалечены своим падением, что никогда не смогли бы сделать этот шаг без Божьей помощи. О, если бы только Бог явился вам! Если бы Он только открылся вашему сердцу! Какая бы тогда возникла уверенность! Какая убежденность! Но не думайте, что я сейчас говорю о каких-то немыслимых вещах. Я говорю сейчас о том, что чувствую сам. Некоторые из нас также реально переживают встречу с Богом, как один дух встречается с другим. Нам столько раз говорилось о Боге, что мы вряд ли сможем забыть об этом; но никогда голос человека не сможет коснуться сердца с такой силой, как голос Божий, голос Повелителя армий и сражений; Его отзвук будет всплывать в нашей памяти до тех пор, пока мы будем живы, и пока будет светел наш разум. Мы можем забыть слова отца, матери, жены или друга, но только не голос Бога любви. «Сердце мое говорит от Тебя: “ищите лица Моего”; и я буду искать лица Твоего, Господи». У человека не остается никаких сомнений в существовании Бога, когда его дух начинает соприкасаться с Духом Божиим. Когда мы ощущаем на себе Божью силу, испытываем Его любовь и познаем безмерность Его могущества, мы говорим: «Иегова, вот Кто есть Бог» и склоняемся пред Ним в благоговейном трепете. Я не знаю, думала ли Агарь о Боге раньше, но, увидев и услышав Его, отвечала с мудростью. Бесспорно, ей уже приходилось слышать об Иегове, так как она присутствовала на семейных молитвах в доме Авраама; но сейчас впервые в жизни она поистине осознала, что Господь живет и для нее. Вот почему она заговорила с Богом и назвала Его: «Ты Бог, видящий меня».
Заметьте, дорогие друзья, что Агарь познала Бога в свете Его заботливой любви. Как же она могла не заметить Его сияния, ярко вспыхнувшего перед ее глазами? Я не думаю, что Агарь, говоря: «Ты Бог, видящий меня», имела лишь в виду, что Бог Всеведущий, поэтому Он и видел ее; скорее всего, под этими словами она подразумевала следующее: «Ты особо пристально наблюдаешь за мной. Ты смотришь на меня нежным и заботливым взглядом. Ты понимаешь меня в моем несчастье». «Агарь, служанка Сарина» теперь знала, что находится под бдительной опекой. В сокровенной глубине ее души появилась уверенность в том, что на нее обращен внимательный и чуткий взгляд любящих глаз Творца. От этих святых глаз не укрылся ни один грех, всплывающий в памяти Агари; им был известен ее путь и то, что она сейчас хотела вернуться к своим обязанностям; они разузнали, какое именно обетование было бы сейчас способно согреть эту бедную душу и успокоить ее мятущийся дух. «О, — сказала она, — вот Ты какой, Бог — все видящий, знающий, понимающий, и Ты думаешь обо мне!» Теперь Агарь обрела Бога не в теории, а на самом деле, в реальной жизни.
Если вы думаете, что знаете Бога, имея лишь представление о Нем, как о Создателе неба и земли, то очень ошибаетесь. Вы Его вовсе не знаете. Он должен стать для вас личным Господом, или вы не будете знать Его вообще. Наш истинный Бог — это Бог, Который нас видит. Разве Его заповеди не начинаются со слов: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства»? Божья забота — та отличительная черта, по которой мы Его познаем. Так было и в случае с Агарью: она стала близка с Богом именно благодаря Его нежной заботе. Те чрезвычайные обстоятельства, при которых ее нашел Ангел, не позволили ей усомниться в том, что это был Сам Бог. Беглая рабыня, доведенная грехом до крайней степени отчаяния — вот что увидел в ней Господь, поэтому Агарь и назвала Его: «Ты Бог, видящий меня».
Потрясенная до глубины души Божиим присутствием, она была готова уступить. Сокрушение ее духа было настолько сильным, что не оставило места никакому бунту. Агарь собрала свои вещи и сделала все возможное, чтобы поскорее вернуться в шатер к Саре. Да, ее госпожа сурова, но грех еще хуже. Поэтому она вернется и будет сносить все угрозы и упреки, а обещание, данное ей Господом и сокрытое в глубине сердца, будет поддерживать ее в трудные минуты. Несмотря ни на что, она рада дать рождение ребенку, который станет отцом для многих народов и будет жить среди всех своих братьев. Агарь возвращалась, окруженная милостью и заботой Бога. Окунувшись в беспредельную глубину Божьей любви, она была готова снова приступить к своим обязанностям. Хоть Авраам еще не выразил радости по ее возвращению, а Сара еще не приняла свою служанку назад, Агарь была уверена в том, что теперь она под неусыпным вниманием Господа, приготовившего для нее обильные благословения по Своей милости. На сердце было легко и светло, и дух Агари был теперь готов покориться воле Божьей. Вот чего бы мне хотелось пожелать сегодня многим бедным душам, присутствующим здесь этим утром, только в более глубоком духовном смысле. Молитесь об этом, вы, Божьи дети, о том, чтобы так и случилось. Если вы сегодня здесь, госпожа Сарра, то позвольте тогда сказать вам несколько слов о вашей бедной служанке. Когда она к вам вернется, не будьте снова с ней жестоки, не выгоняйте ее, но примите беглянку наилучшим образом. Не вспоминайте о прошлом. Скажите так: «Если перед тобой предстал Ангел Божий и дал тебе откровение о Боге, я с радостью приму тебя и окажу тебе милость».
Агарь удивлена
В своем радостном удивлении Агарь произнесла предложение, которое звучало примерно следующим образом: «Не увидела ли я здесь Того, Кто видит меня?» Это предложение очень трудное для восприятия не потому, что из него сложно извлечь какой-то смысл, а как раз наоборот, потому, что оно исполнено всяческого смысла. Оно звучит как предсказание пророка. Толкователи вам скажут, что у этого предложения может быть столько значений, сколько в нем имеется слов, и каждое из них будет по-своему правильным. Я не буду сейчас рассматривать все его смысловые оттенки, но думаю, что здесь четко выражен следующий из них: Агарь была поражена тем, что Бог будет о ней заботиться. «Ты Бог, видящий меня. Не увидела ли и я здесь Того, Кто видит меня?» Иными словами: «Бог что, наблюдает за мной? Я что, вижу Бога? Если бы я любила Бога, когда жила в шатре у Сары, я бы еще смогла понять, почему Господь нашел меня здесь; если бы я искала Его, когда была с Авраамом, если бы я знала Бога моего хозяина еще в Ханаане, мне было бы ясно, почему Он сейчас вспомнил обо мне. Но я была дикой египтянкой; я не преклоняла колени перед Иеговой. Нет, у меня не было никакого желания думать о живом Боге, но, тем не менее, Он все равно позаботился обо мне, бедной рабыне, забытой всеми! Бог рассказал мне о том, что должно произойти». Братья, для меня великое чудо — знать, что мой Бог всегда будет думать обо мне! Братья, сестры, неужели вы сейчас не ощущаете того же, каждый из вас? Разве вы не можете сказать: «Почему я, мой Бог? Почему я?» Изумляйтесь, и благоговейно трепещите, и восхищайтесь, и славьте Господа».
Я думаю, что Агарь по-настоящему изумилась еще и потому, что, в то время как она так долго обходилась без Бога и даже не помышляла о Нем, Он очень много думал о ней. Она говорит: «“точно я видела здесь в след видящего меня”. Как же так? Ведь все эти годы я, живя с Авраамом, столько слышала о Боге, с любовью искавшем меня, но никогда даже на минуту не задумалась о Нем?!» Она сама поражалась своему неверию. Братья, когда вы наконец приходите к Богу, всю вашу плоть пронзает, как стрелой, сознание, что вы так долго действовали вопреки Его воле и жили против законов Небесного Царства. А затем вам непременно захочется сказать: «Как же я забыл Христа? Как же я забыл о Боге? Ведь все Его намерения для меня — во благо, ведь в Божьем плане для моей жизни — любовь и благодать нашего Господа, а я все это время бунтовал и сопротивлялся собственному же благу? Разве Иисус не умер на кресте за меня, а я отказывался в это верить и жить для Бога? Разве Христос не истекал там за меня Своей кровью, а я все эти годы проявлял к Нему легкомыслие и беспечность?» Какое сильное потрясение вы испытаете! Раз ощутив всю бессмысленность и никчемность своего существования, вы будете готовы упасть на колени и раскаяться пред Ним в прахе и пепле. Вы можете буйствовать и гордиться собой, не зная Бога; но, раз по-настоящему встретившись с Ним, вы прикусите себе язык и ужаснетесь от мысли, что так долго жили в полном неведении и пренебрегали нашим Господом. Агарь, очевидно, сильно испугалась, так как хорошо знала, что никогда не приглашала такого реального и видимого сейчас для нее Бога в свою жизнь раньше.
Но далее, еще больше Агарь была поражена тем, что она сама, наконец, обратила свой взор к Богу. Наверное, она воскликнула: «Как! Как могло такое статься? Неужели я сейчас обратилась к Видевшему меня? Может ли такое быть, что я, Агарь, тоже обрела веру? Я, имея хлеб насущный, никогда не искала Бога, а теперь, когда я очутилась здесь, в этой пустыне, вдруг нашла Его? Ни одно живое существо не слышало мой вопль, а теперь вдруг я сама взываю к моему Спасителю? Я одинока, так одинока, как же я одинока; здесь поблизости нет ничего, кроме этого источника, и надо же — Сам Иегова нашел меня и разговаривал со мной, и сейчас здесь, в этом пустынном месте, я впервые вижу Господа, следившего за моей жизнью и все это время заботившегося обо мне. Вот на этом самом месте, на этом кусочке земли, мне нужно было сблизиться с моим Творцом и узнать, что есть Бог, и поверить в Его обетования, и начать жить ожиданием и надеждой на их исполнение?» Конечно, Агарь была ошеломлена всем случившимся. Может быть, сегодня, в этот самый день, кто-то из вас, пришедших сюда, так же, как и Агарь, находится в крайней степени отчаяния? Все, что вы делали, было так неверно, я даже не буду говорить, как неверно, и теперь вы жестоко страдаете от последствий собственных глупостей. Если только вам сегодня предстоит пережить удивительную встречу с Господом, вы также воскликнете в полном изумлении: «Как? Разве я сюда пришел для того, чтобы найти Бога? Неужели мои жалкие обстоятельства жизни служат к тому, чтобы мне взыскать Господа? Что за чудо благодати!»
Как-то жил один благочестивый пожилой человек, у которого были дети; он воспитывал их в страхе Божьем. Но так сталось, что одному из его сыновей пришлось смолоду уехать в Лондон, и как только этот молодой человек попал в большой город, то тут же погрузился в самую пучину греха. Он нимало не заботился о том, чтобы ходить на богослужения по воскресеньям, но даже был рад, что избавился от этой скучной и утомительной обязанности — посещения молитвенного дома, к которой был приучен с детства. У него никогда даже в мыслях не было искать Бога, однако же Господь нашел его в самом неприглядном месте, какое только может быть в мире, в таком непристойном заведении, как игорный дом. Там как-то перед его глазами разыгралась следующая сцена: один мятежный моряк, которого должны были вскоре повесить, попросил стакан спиртного и, заявив, что в нем его собственное здоровье, выпил его со словами: «За мою бессмертную душу». «Бессмертная душа, — подумал наш бедный глупец,— бессмертная душа». Этот парень уже почти забыл, что у него есть бессмертная душа. Эта истина вдруг осенила его сознание, как пуля, попавшая прямо в цель. И она достигла нужного эффекта. Ему внезапно захотелось все бросить, очутиться на свежем воздухе, пойти туда, где бы он смог выплакаться. Следующее воскресное утро застало нашего повесу на скамье молитвенного дома искренне молящимся и взыскивающим нашего Бога Отца; а вскоре после того, как его душа обрела мир с Богом через кровь Иисуса, он начал проповедовать Евангелие, которое так злословил раньше. Бог знает, как достичь сердца грешника.
Вспомните о полковнике Гардинере. Этот человек задумал как-то одно отвратительное преступление, но, прибыв на назначенное место, он понял, что оказался там раньше задуманного срока. Решив немного подождать, он увидел или подумал, что увидел, нашего Спасителя и услышал Его голос, обвиняющий его в неблагодарности. Полковник сбежал с того места искушения, пожелал покаяться и стал так знаменит, как какой-нибудь святой. Каково же должно быть изумление бунтаря-грешника, когда он вдруг оказывается отданным в руки милосердия и становится другом Царя царей! Я прошу Господа о том, чтобы подобное удивление испытали сегодня и некоторые из вас. Может быть, и вы сегодня воскликнете: «Ты Бог, видящий меня».
Еще одним сюрпризом для Агари стал тот факт, что она после всего происшедшего осталась в живых. В те времена было широко распространено убеждение, согласно которому тот, кто увидит Бога, должен был умереть. Агарь знала, что Сам Бог предстал перед ней в лице Ангела, и ее изумлению не было предела, так как после всего она осталась цела и невредима и, более того, теперь могла с надеждой смотреть в будущее. Когда прощенный грешник встречается с Богом благодати, ему никак не понять, как это он оказался не изрубленным на мелкие кусочки. Если бы Господь нашел меня из мести и повелел мне засохнуть, как бесплодной смоковнице, я бы нисколько не удивился; но благословить меня, бесконечно сострадая к моим немощам, — вот что достойно всяческого удивления. Если бы Бог приговорил меня к самым ужасным мукам ада, я бы не жаловался; но чтобы принять меня в любви, в прощении, в успокоении, чтобы подарить мне спасение — это поистине чудо благодати! Разве не Господь сказал: «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение»? Только Бог способен на такое! Кто бы еще смог сказать что-то подобное? Божья благодать рождает в нас необъяснимое, незабываемое изумление, которое просто невозможно описать словами. И восхищенная душа восклицает:
Сила благодати, может ли что-либо быть
Большим благом для меня,
Чем укрощенный гнев нашего Господа?
Меня, величайшего из грешников, и пощадили?
Я долго сопротивлялся Божьей благодати,
Долго раздражал и сердил Его,
Но скажи об этом всем остальным грешникам, скажи,
Что я, я теперь спасен от ада!
Агарь поклоняется Богу в простоте сердца
Агарь назвала Ангела Божьего особым, эмоционально окрашенным именем, выразив тем самым свое почитание перед Богом. Она поклонялась Богу так, как понимала, просто и искренне, от всего сердца. Эта девушка не сказала первое, что ей пришло в голову, но употребила очень хорошее слово, обдуманное и подходящее к данной ситуации. Агарь знала, что Господь — это видящий Бог, так как Он наблюдал за ней раньше и сейчас видел ее, поэтому она и использовала такое выражение: «Ты Бог, видящий меня». Мы не можем поклоняться «Неизвестному Богу»; если бы наше преклонение перед Ним выражалось в использовании подобного имени, то, по меньшей мере, это указывало бы на отсутствие у нас глаз и недостаток света, и поэтому оно скорее подошло бы совам и летучим мышам, чем человеку.
Хотелось бы сделать также следующее замечание: когда Агарь поклонялась Богу, ей вряд ли было доподлинно известно, как это нужно делать; скорее всего, она просто следовала своему представлению об этом. Иначе она не сказала бы: «точно я видела здесь в след видящего меня»; Агарь будто почувствовала, что увидела Господа не полностью, но как бы далекое Его очертание, удаляющийся от нее силуэт. Подобно Моисею, она увидела лишь спину Господа, край Его одежды; лица Его ей не было видно. Израильтянам было присуще подобное предчувствие. Агарь всем своим естеством ощутила, что открытое ее взору было лишь малой частью сокрытого, незримого присутствия Господа на том месте. И она, объятая благоговейным трепетом, низко склонилась перед Ним.
Ее общение с Богом было поразительно личным. Она не высказалась о Боге вообще: «Бог видит», но произнесла: «Ты Бог, видящий меня», она не спросила о ком-то: «Неужели Бог наблюдает за Своим творением?», но сказала о себе лично: «точно я видела здесь в след видящего меня». Истинная вера в Бога — дело всегда очень личное, но обрести ее человек сам не может; возможно это лишь в том случае, когда суверенная благодать Божья вдруг останавливает течение жизни того или иного человека. И тогда этот человек начинает поклоняться Богу так, как будто он — единственное существо во всей вселенной, которому довелось увидеть Бога, так, как будто никому до него и после него не было и не будет суждено увидеть то же. О, как чудесно чувствовать себя наедине со своим Господом и знать, что Его взор пронзает тебя насквозь!
Заметим снова, что поклонение Агари было глубоко искренним и правдивым, так как подкреплялось немедленным практическим исполнением указаний Господа. Послушание — самая лучшая составляющая поклонения. Она вернулась к своей хозяйке и подчинилась ей. О, ради благодати Божьей, если Бог сегодня призывает кого-то из вас, не медлите ни секунды, не сопротивляйтесь, но сразу же покоритесь Господу! О, давайте воскликнем вместе с Фомой: «Господь мой и Бог мой!» и всю свою дальнейшую жизнь будем впредь проводить в поле зрения нашего Господа! Мы скорее навсегда вложим свои пальцы в Его раны от гвоздей, чем утратим нашу дружбу с Иисусом, нашу радость от общения с Богом Отцом, наше общение с благословенным Святым Духом всякой благодати.
Памятный источник
Этот источник воды, мы не знаем, как он назывался раньше, но допустим, этот Беэр с того самого памятного дня получил название Беэр-лахай-рои, что значит — источник живого и видящего Господа. Не все ли мы и сейчас желаем испить из этого источника? Какая удачная мысль — назвать источник воды в память об этом священном событии, ведь теперь всякий проходящий мимо человек сможет, утоляя свою жажду, узнать что-то о Боге. Только представьте себе: вот некий усталый путник подходит напиться воды к какому-то источнику и читает: «Пей, добрый человек, пей и молись». Лучше надписи нельзя и придумать. Она, похоже, означает, что наш путник, получив у этого источника такой долгожданный отдых и освежившись чистой водой из родника, непременно поблагодарит за это Бога. Как будто специально было задумано так, что теперь на этом самом месте, месте, где скиталица Агарь вынуждена была воскликнуть: «Бог есть, и Бог все видит!», всякий проходящий мимо отныне и навсегда должен будет молиться Богу.
Братья, в этом Господь, и мы это знаем. Бог — не далекая абстракция, Он — реальный и живой, Он видит нас, и наблюдает за нами, и заботится обо всех мужчинах и женщинах. Многие из нас испытали истинность данного факта на себе и смело могут утверждать, что это — правда. И теперь, когда вы в следующий раз захотите, например, поесть, поблагодарите за пищу живого и видящего Бога; когда вы будете пить, вспомните с почтением о Том, Кто есть, был и будет и Кто все видит. Пусть названия, данные нами источникам воды, служат нам напоминанием о Боге, утоляющем голод и жажду.
Еще лучше, если это благословенное имя Господа — «Вечно живущий и все видящий» — станет для вас источником живой воды, утоляющей жажду вашего сердца. Пусть эта вода смоет все ваши скорби. «Мама умерла!» Какая же это потеря для большинства молодых парней и девушек — смерть матери! «Мама умерла» — страшный символ искушения, с которым не справиться. Когда из жизни уходит мама, и ее ребенок остается один, без защиты и опоры, у сатаны появляется устрашающая возможность овладеть его молодой душой. Мама ушла, но Бог живой, и все мамины добродетели заключены в Нем. Бог живой, подумайте об этом и утешьтесь. Этот источник никогда не иссохнет. Может быть, умер ваш отец или дорогой, горячо любимый брат, и вам теперь предстоит самому жить в этом жестоком мире и противостоять ударам судьбы. Все равно не беда, не печальтесь. Не дайте этому горю разрушить вашу душу. Не убегайте; Бог живой, Он все видит. Он есть Тот, в Ком сокрьггы все сокровища отцовства и богатства дружбы и все другие добродетели, и они будут хранить и оберегать вас. Придите и пейте из этого источника. Пейте его прохладную и чистую воду. Пейте и будете живы.
Или я услышу кого-то из вас, страдающего от тоски одиночества: «Никто не заботится обо мне!» Может быть, вы говорите: «Никто меня не знает в этом ужасном городе. Я в огромном Лондоне, как Робинзон Крузо на своем необитаемом острове». Я знаю, что вы имеете в виду. Для большинства из нас Лондон еще хуже, чем пустыня. Человек может лечь на одну из его улиц и умереть, и никому не будет до него дела. Миллионы людей просто пройдут мимо, не от недостатка доброты, но от невнимательности. Нет ничего страшнее, чем пустыня человеческого сердца. Однако несмотря ни на что, есть надежда — живой Бог видит вас! Люди могут окинуть вас холодным невидящим взглядом или уставиться на вас из любопытства, но Бог смотрит на не так, как человек: В Его взгляде — участие и теплота сердца. Вы еще не помолились, а Бог уже услышал вашу нужду. О, начинайте молиться, и Бог очень скоро вас от нее избавит! Представьте Ему ваше дело, и Он благосклонно примет его и рассмотрит ваше прошение. Я призываю вас к именно такому решению проблем — если вы в печали, в грехе, излейте Богу душу, расскажите Ему все и убедитесь, силен ли Он дать вам освобождение. Некоторые из нас пришли к Богу, находясь в таких же ужасных обстоятельствах, и отдали свои проблемы Ему в руки, и Он ответил нам и решил их. Мы воистину можем воскликнуть: «Бог освободил нас!», поэтому мы сегодня призываем и вас искать Божьего лица. Пусть же Господь побудит вас искать Его прямо сейчас, во имя Его большой любви, и пусть Ему будет слава во веки веков. Аминь.