Библиотека soteria.ru
Проповеди о женщинах Ветхого Завета
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 10351 Все тексты автора Чарльз Сперджен
Дочери Салпаада: притча о правах женщин
И представил Моисей дело их Господу (Числа 27,5).
С помощью Бога Духа Святого я хочу рассмотреть данный случай, который представляет собой довольно характерный эпизод в сорокалетнем блуждании Израиля в пустыне. При этом я преследую двойную цель. Во-первых, позвольте указать на содержащееся в нем общее учение, а во-вторых, разрешите использовать его как основание для обращения к определенным классам.
Общее учение
Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание и приняли как образец для подражания ту веру, которая была у этих пятерых молодых женщин, дочерей Салпаада, в отношении обещанного наследия. Нужно помнить, что сыны Израилевы все еще были в пустыне. Они еще не видели землю обетованную, но Бог заключил с ними завет о том, что они ее увидят. Он уже провозгласил, что приведет их в землю, где течет молоко и мед, и насадит их в ней, и по завету соли эта земля будет принадлежать им и потомкам их навеки. Итак, эти женщины верили в это наследие. Они не были похожи на Исава, который так низко ценил наследие, заключавшееся в его первородстве, что продал его своему брату Иакову за чечевичную похлебку. Они на самом деле ценили наследие. Они его еще никогда не видели, но относились к нему как к чему-то чрезвычайно важному и, взирая на него, боялись, как бы им не остаться обделенными, когда будут делить землю. Несмотря на то, что они ее еще не видели, они, будучи убеждены в том, что она где-то есть и что в свое время сыны Израилевы ее получат, беспокоились о том, как бы их, сестер, не имеющих братьев, не забыли при распределении, тем самым ущемив их права. Они беспокоились о наследии, которого еще в глаза не видели, и поэтому я призываю присутствующих на данном собрании подражать им. Есть наследие, которое гораздо лучше земли Ханаанской. О, если бы мы все верили в него и стремились к нему! Однако это такое наследие, которого не видело смертное око и звуков которого не слышало смертное ухо. Это город с золотыми улицами, но никто из нас не ходил по ним. Ни один путешественник, бывавший в той стране, не возвращался, чтобы рассказать нам о ее красотах. Там никогда не умолкает музыка; ее никогда не искажает диссонанс; она великолепна, но еще ни разу к нам не приходил ни один из членов небесного хора, чтобы записать для нас небесную партитуру или
Обучить нас прекрасной песне,
Что поется в чертогах небесных.
Это не вопрос видения; для каждого из нас это должно быть вопросом веры. Верой мы знаем, что существует иная и лучшая земля. Верой мы понимаем, что наши души, покинув тела, вознесутся, чтобы пребывать с Христом, а через некоторое время и наши тела воскреснут и соединятся с душами, чтобы тело и душа могли совместно прославиться навеки в присутствии нашего милосердного Искупителя. Однако мы никогда не видели эту землю. Но некоторые из нас верят в нее так твердо, как если бы мы ее видели, и так убеждены и уверены в ее существовании, как если бы наши уши слышали ее радостные песни, а наши ноги ступали по ее золотым улицам.
Именно так было и с верой тех пятерых женщин: они знали, что это наследие можно приобрести, лишь пройдя огромные трудности. Соглядатаи, вернувшиеся из той земли, сказали, что там обитают исполины. Они сказали: «Мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их». Я не сомневаюсь, что в стане израильтян нашлось немало людей, которые сказали: «Что ж, я готов недорого продать свою часть, ведь хотя эта земля уже близко, мы никогда не сможем ее завоевать. У них города, обнесенные стенами до небес, и у них железные колесницы. Мы никогда не сможем завоевать эту землю». Но эти женщины верили, что хоть они и не могут сражаться, Бог может. Несмотря на то, что самое грозное оружие, которое они вообще держали в руках, — это игла, они верили, что та же десница, которая одержала победу, когда они, ликуя, шли вместе с Мариам под радостные звуки тимпана, победит снова и приведет в эту землю народ Божий, выгнав из нее хананеев, хотя у них укрепленные города и железные колесницы.
Итак, у этих женщин была сильная вера. Хотел бы я, чтобы все вы, дорогие друзья, получили такую же веру от Бога; но я знаю, что некоторые из вас, которые действительно верят, что есть земля, где течет молоко и мед, испытывают опасения, что никогда до нее не дойдут. Вас одолевает множество сомнений, вызванных вашей слабостью. Действительно, если бы обретение этой прекрасной земли зависело от того, сможете ли вы за нее сражаться и завоевать, вам следовало бы не просто начать сомневаться, но впасть в полное отчаяние. Но поскольку «дар Божий — жизнь вечная», и нам ее даст Сам Бог, и поскольку Иисус взошел на высоту, чтобы приготовить нам место, и пообещал, что придет опять и возьмет нас к Себе, чтобы и мы были там, где Он, я хочу, чтобы Бог развеял наши сомнения и страхи. Мы должны сказать в себе: «Мы можем выступить и овладеть этой землей, потому что Господь, Сам Господь Саваоф, с нами. Иегова Нисси — наше знамя; Господь, наша праведность, Помощник наш. Мы непременно войдем в место возлюбленного народа Божьего и присоединимся к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах».
Я хвалю перед вами веру этих женщин, потому что они, веря в землю и веря в то, что ею можно овладеть, не стали беспокоиться из-за худой молвы, которую кое-кто распускал, говоря, что это плохая земля. Десять из двенадцати соглядатаев, осмотревших землю, сказали: «Это земля, поедающая живущих на ней». Они распускали дурные слухи. Кто угодно мог поддаться на эту ложь, но только не эти пять женщин. Другие люди говорили: «В этой земле язвы и шершни, и те, кто живет в ней сейчас, умирают», забывая о том, что это Бог предает их смерти, чтобы на их место привести сынов Израилевых. Они говорили: «Кому нужен участок в том месте? Дайте нам лук, чеснок и репчатый лук, которые растут в Египте, и дайте нам вновь сидеть у котлов с мясом, которые были у нас в Раамсесе. Мы же никогда не сможем войти в этот Ханаан». Но эти пять женщин, которые знали, что если в дом придет беда, именно они испытают ее лично на себе; если закончится хлеб, скорее всего, они почувствуют на себе его нехватку; и что если в этой земле окажутся болезни, им придется быть сиделками, тем не менее, жаждали получить свой удел в ней, потому что не поверили худой молве. Они сказали: «Господь сказал, что это хорошая земля, земля с горами и долинами, земля с ручьями и реками, земля с масличными деревьями и медом, земля, из гор которой мы сможем копать железо и медь. Мы не поверим словам этих соглядатаев. Это хорошая земля, и мы в нее войдем и попросим участок для себя». Вот за это я хвалю их веру.
Я знаю, что бывает, некоторым из вас встречаются скептики, которые, насмехаясь, говорят вам: «Нет никаких небес. Мы никогда их не видели. Какие вы глупцы, что верите в это. Неужели вы отправитесь в паломничество за тридевять земель, терпя множество лишений, в землю, о которой ничего не знаете? Неужели вы полагаетесь на эту старомодную книгу и доверяете Слову Божьему и больше ничему и верите ему?» О, я надеюсь, что многие из нас (было бы хорошо, если бы все мы оказывались в таком счастливом положении), могут сказать: «Вот именно». Отойдите, господин Атеист, и не задерживайте нас, ведь мы глубоко убеждены, что не гонимся за чем-то несбыточным. Отойдите, господин Ироничный Скептик, и можете смеяться, если хотите. Вскоре вам станет совсем не смешно, а смеяться будем мы. В любом случае, если небес нет, то с нами будет то же, что и с вами, но если есть ад, то где же, где вы окажетесь и каков будет ваш удел? Поэтому мы с уверенностью идем своей дорогой, нимало не сомневаясь, но веря так же, как верим в то, что мы сейчас живы, что
Иисус, Судья, грядет
И всех Своих людей
В дом вечный заберет,
и веря, что один час с Ним будет стоить всех испытаний, которые мы переносим в пути; будет стоить того, чтобы, если потребуется, умереть десять тысяч раз, чтобы достигнуть этого, и, кстати, по милости Божьей мы этого достигнем.
Его лицо узрим,
Его имя вознесем,
Из века в век Его дела
И милость воспоем.
Итак, я обращаю ваше внимание на дочерей Салпаада как на образец для подражания, благодаря их вере.
Но есть еще один момент. Рассмотрев их отношение к земле обетованной, нам также следует похвалить их за желание овладеть уделом на ней. Почему они были о ней такого высокого мнения? Недавно я услышал, как кто-то сказал о некоторых молодых людях: «Мне не нравится, когда девушки такие религиозные. Они должны веселиться и радоваться, а не забивать себе голову такими серьезными мыслями». Что ж, должен сказать, что такие настроения царили и в стане израильтян, и там было много молодых женщин, которые говорили: «Ах, у нас еще будет время подумать о той хорошей земле, когда мы туда придем! Давайте лучше отполируем наши зеркальца; давайте украсим наши платья; давайте поучимся и представим себе, как мы будем играть на тимпанах, когда для этого придет время. Но к чему разговоры об уделе среди тех евеев и хеттеев? Мы не станем себя утруждать этим». Но у этих пятерых женщин была такая сильная вера, что они почувствовали страстное желание получить свой удел. Они не были такими простушками, которые живут лишь настоящим. Они уже оставили детство и выросли; их не устраивало жить только сегодняшним днем. Они знали, что придет время, когда все колена перейдут Иордан и окажутся в земле обетованной. Итак, они как хорошие хозяйки начали думать о том, где будет их удел, и задумываться о том, что если их оставят без внимания, не дадут удела Фирце, не дадут удела Милке, и ни одна из пяти сестер не получит участка, они будут в той земле, как нищие и отверженные. Мысль о том, что у всех будет свой участок земли, а у их семьи нет, пробудила в них стремление получить его. Дорогие друзья, как же мы должны стремиться к тому, чтобы делать твердым наше звание и избрание. Как громко должен у нас в сердце звучать этот вопрос графини Хантингдонской:
Что будет, если Ты придешь
И будешь звать Своих,
Но имени моего не будет среди них?
Что если я не получу удела на небесах? О основание из хризолита, всевозможные драгоценные камни, ворота из жемчужин, стены из ясписа, что если вы не будете моими? О воинство ангелов и армии искупленных кровью, что если среди вас никогда не будет меня, машущего пальмовыми ветвями или несущего венец?
Что если меня встретят такие слова: «Иди, проклятый, в огонь вечный»? Может быть, мне нет места в наследии святых? Заклинаю вас, не успокаивайтесь до тех пор, пока не сможете утвердительно ответить на этот вопрос и сказать: «Да, в сердце Иисуса есть место для меня; я омыт кровью Иисуса, поэтому, когда придет время, я буду с Иисусом там, где будет Он в Своей славе». О, как бы я хотел, чтобы те из вас, кто не уверен в этом, желали бы этого так же страстно, как эти женщины! Пусть это растревожит ваше сердце, пусть это даже заставит вас побледнеть, и это будет лучше, чем испытывать пустое и легкомысленное веселье, которое приведет вас прямо в ад. О, потрудитесь для вечности! Не шутите с этим, старайтесь бросить якорь так, чтобы крепко держаться в последнем шторме. Стремитесь обручиться с Христом. Удостоверьтесь, что ваше основание стоит на Камне вечном, ведь только здесь мы можем строить навеки.
Этими женщинами завладело справедливое беспокойство относительно своего участия в земле обетованной, и они были правы, когда захотели иметь на ней свой удел, вспомнив, что по завету земля была дана их отцам. Они имели полное право на часть того, что считалось благословением по завету. Бог много раз повторял Свое обещание дать эту землю; они имели полное право на свою часть того, что было обещано Божьими устами. Для того чтобы привести их в эту землю, Бог поразил всех первенцев в Египте и спас Свой народ кроплением крови. Они имели полное право желать эту землю, ведь для того, чтобы им войти в нее, была заплачена огромная цена. Кроме того, это была прекрасная земля. Это была наилучшая земля из всех, с ней не могла сравниться ни одна другая местность на земле. Она была самая плодородная. Виноград Есхола — что может с ним сравниться? Ее гранаты, ее маслины, ее реки, земля, где течет молоко и мед — во всем остальном мире не было ничего подобного. Эти женщины имели полное право сказать: «Давайте получим там удел!»
И, мои дорогие слушатели, небеса, о которых мы должны вам рассказать, — это такая замечательная земля, что о ней было сказано в завете еще до сотворения мира. Она уже десять тысяч раз была обещана народу Божьему. Иисус Христос пролил Свою драгоценную кровь, чтобы открыть в нее врата и ввести нас. И это такая земля, что если бы вы только ее увидели, если бы вы только узнали, какая она, вы бы возжаждали там остаться, ведь там даже пыль золотая, ее самые простые радости богаче всех земных восторгов, а беднейший в царстве небесном величественнее самого могущественного князя в царствах этого мира. О, если бы ваши уста были в предвкушении небесных пиршеств! О, если бы вы жаждали быть там, где Иисус. Тогда вы, несомненно, пожелали бы узнать, есть ли у вас там удел.
Я ставлю этих женщин в пример, потому что они верили в невидимое наследие и страстно желали получить свою часть.
Но я еще раз должен их похвалить за то, как они взялись за дело. Не видно, чтобы они ходили от шатра к шатру, жалуясь и говоря о своем страхе не получить удел. Так поступают многие сомневающиеся; они рассказывают людям о своих сомнениях и страхах и на этом останавливаются. Но эти пять женщин пошли прямо к Моисею. Он стоял у них во главе, он был их посредником, и далее сказано, что «представил Моисей дело их Господу». Видите ли, эти женщины не пытались силой овладеть тем, что они хотели. Они не сказали: «Мы позаботимся о том, чтобы получить свою часть земли, когда туда придем». Они не думали, что могут претендовать на это из-за каких-то своих достоинств и таким образом получить ее. Они пошли прямо к Моисею, и Моисей взял их дело и представил его Господу. Грешник, вы хотите иметь удел на небесах? Идите прямиком к Иисусу, и Иисус возьмет ваше дело и представит его Господу.
Само по себе оно просто безнадежное, но Он может так замечательно соединиться с вами и соединить вас с Собой, что Его дело станет одним делом с вашим, и Отец даст успех Ему и даст успех вам. О, если бы кто-нибудь здесь смог прошептать такую молитву, если он еще никогда не молился: «Спаситель, проследи за тем, чтобы у меня был удел на небесах. Дорогой Спаситель, возьми мое бедное сердце и омой его в Своей драгоценной крови и измени его Духом Своим Святым, и подготовь меня к жизни там, где живут святые, достигшие совершенства! Возьмись за мое дело, Благословенный Адвокат, и защищай его перед лицом Твоего Отца!» Вот как можно благополучно разрешить дело спасения. Передайте его из своих рук в руки Пророка, как это было с Моисеем, и вы обязательно выиграете.
Обратите внимание на успех этих женщин. Господь удовлетворил их прошение, ведь Он сказал Моисею: «Правду говорят дочери Салпаадовы». Да, и когда вы к Нему воззовете, а Его возлюбленный Сын принесет к Нему вашу молитву, Бог скажет: «Правду говорит этот грешник». Бейте себя в грудь, крича: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику», и Он скажет: «Эта душа говорит правильно». Молодая женщина, сделайте так, как эти пять сестер. Пусть Бог Дух Святой побудит вас подражать им и в смирении представить свое прошение через Посредника Иисуса Христа, и Бог скажет: «Она правильно говорит. Я услышал ее. Я принял ее». И тогда Бог сказал, что эти сестры должны иметь свой удел так же, как и мужчины, что они должны получить свой участок земли так же, как унаследовали бы его, будь они сыновьями. То же самое Бог скажет и каждому ищущему грешнику. С какими бы трудностями вы ни сталкивались, какие бы препятствия ни лежали на пути вашего прошения, вы получите наследство наряду со всеми детьми; вы получите свою часть и свой удел среди избранного народа Божьего. Христос представил ваше дело Своему Отцу, и вам, бедному грешнику, будет по вашему желанию, и вы получите часть среди народа Божьего.
Как бы я хотел объяснить вам это еще понятнее. Многие из присутствующих здесь сейчас спасены. Я с огромным удовольствием вспоминаю о том, какая большая часть моего прихода пришла к Христу; но здесь есть еще много, много тех, которые… Что с ними? Они вообще не знают, что у них есть наследство. Они не могут найти свои имена в списках тех, кому приготовлены обители на небесах, и, что еще хуже, их это не беспокоит. Если бы их это волновало, у нас в отношении их была бы надежда, но нет — они идут своей дорогой, и, как Сговорчивый, выбравшись из топи Уныния, поворачиваются и говорят христианам: «Можете сами добираться до сказочной страны и оставьте нас в покое». Они так увлечены нынешними удовольствиями, они так легко поддаются лукавым нашептываниям главного врага, так быстро побеждаются собственными страстями, что считают слишком сложным быть христианами. Им слишком трудно любить Христа. Пусть же Бог придет к вам и сделает вас мудрее! Бедные души, вы погибнете, некоторые из вас погибнут в то время, пока вы смотрите на суету и возню этого мира! Вы погибнете; вы отправитесь в ад, неся во рту радости этой земли, но от них у вас во рту не станет слаще, когда вас охватят адские страдания! Ваша жизнь коротка; ваша свеча уже загасает на подсвечнике. Вскоре вы пойдете по тому же пути, что и вся плоть. Не проходит и недели, чтобы мы не узнали о том, что кто-то умер. Учитывая это, кажется совершенно невозможным, чтобы мы еще когда-нибудь собрались здесь все вместе. Возможно, до начала следующей недели некоторые из нас покинут сцену, узнают великую тайну и уйдут в мир иной. Чья это будет участь? Если ваша, дорогой слушатель, то вознесетесь ли вы к мирам радости или
Вас бесы ввергнут прямо в ад
В отчаянии полнейшем?
Боже, сделай же так, чтобы прежде это стало для нас предметом беспокойства, а затем пусть мы придем к Иисусу и примем кропление Его драгоценной кровью, и таким образом пусть Он сделает это для нас предметом уверенности в том, что через Него мы спасены и имеем жребий с освященными!
Основание для обращения к определенным классам
Вы не заметили, что здесь содержится особый урок для наших неверующих сестер? Вот пять дочерей, как я предполагаю, молодых женщин, разумеется, незамужних, и все пять единодушно стремились получить удел там, где Бог пообещал землю Своему народу. Есть ли здесь молодые женщины, которые поступали не так? Боюсь, что да! Слава Богу за многих из нас, которые искренне освящаются и отдают дни своей молодости Иисусу; но есть такие, и, возможно, некоторые из них присутствуют здесь, которые придерживаются другого мнения. Искушения этой безнравственной столицы, удовольствия этого опасного города уводят их с верного пути и мешают прислушаться к Слову Божьему. Но, сестра, вы сейчас здесь, и позвольте мне как брату задать вам такой вопрос. Не хотите ли вы иметь удел на небесах? Не желаете ли вы славы? Не жаждете ли вы получить неувядающий венец? Продадите ли вы Христа за несколько часов веселья? Променяете ли вы Его на пустую песенку или праздного собеседника? Те, кто уводит вас с путей праведности, не могут быть вам друзьями. Не привязывайтесь к ним, а ненавидьте, если они отвлекают вас от Христа. Храните ваши души, ведь вы непременно умрете и так же непременно будете жить вечно либо в бесконечном горе, либо в безграничном блаженстве. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», и все остальное, в чем вы нуждаетесь, приложится вам. Молодая женщина, вы только недавно приехали из деревни, и очень вероятно, что, уйдя из-под опеки матери, вы начали уклоняться от столь богатой благодати, но я обращаюсь к вам: не делайте этого. Напротив, пусть это только сроднит вас с Богом вашей матери, и вы почувствуете, что, несмотря на то, что до сих пор вы игнорировали дом Божий и оскверняли день Господень, с этого момента вы, как дочери Салпаада, будете стремиться завладеть уделом в земле обетованной.
У этой темы есть еще одна сторона. Разве в ней не содержится обращение, причем громкое обращение, к детям благочестивых родителей? Мне нравится, как эти молодые женщины сказали, что их отец не умер вместе с Кореем, но умер обычной смертью, которая настигла и всех остальных из-за греха, совершенного в пустыне, а также то, что они сказали: «За что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына?» Как приятно видеть такое уважение к родителям, такое желание отстоять честь семьи. Мне подумалось, нет ли и здесь таких детей благочестивых родителей, которых бы расстроило, если бы они обесчестили свою фамилию. Может быть, несмотря на то, что ваш отец уже много лет является христианином, у него нет преемника? Молодой человек, неужели вы не стремитесь занять его место, не желаете, чтобы его имя было увековечено в церкви Божьей? Что ж, если такого стремления нет у сыновей, или нет самих сыновей, тогда пусть дочери скажут друг другу: «Наш отец ничем не скомпрометировал свою веру. Он не умер в окружении тех, кто сговаривался против Господа, но верно служил Господу. Мы не допустим, чтобы его имя было вычеркнуто в Израиле. Мы присоединимся к народу Божьему, и наша семья по-прежнему будет в нем представлена». Но как я желаю, чтобы объединились братья и сестры, и как прекрасно было бы видеть вместе всю семью! В той семье было всего пять дочерей, но у каждой из них было наследство. Отец, разве не были бы вы счастливы, если бы так же было и с вашими детьми?
Мать, разве не были бы вы готовы сказать: «Ныне отпускаешь рабу Твою, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое», если бы вы видели всех своих детей вместе? Так почему бы нет, братья мои, почему бы нет? Мы не оставим Бога в покое, пока это не произойдет, мы будем молить Его до тех пор, пока они все не спасутся. Молодые люди, почему бы и нет? Милость Господа не оскудевает. Мы верим, что Бог Авраама, Исаака и Иакова и Бог вашего отца будет вашим Богом. Следуйте же по стопам своих родителей, как они следовали за Христом! Мне кажется, что эти дочери Салпаада стали проповедницами, и я стою здесь, говоря от их имени, тогда как все они впятером говорят вам: «Мы получили свое наследство, добиваясь его через посредника. Молодые женщины, братья и сестры, вы тоже его получите, добиваясь его через Спасителя».
И разве в этом отрывке не содержится обращение еще к одному классу — к сиротам! Эти милые девочки лишились своих родителей, иначе не встал бы этот вопрос. Их отец и мать скончались, поэтому они сами пошли к Моисею. Когда родители не могли прийти к Моисею за них, они пошли сами. Пусть некоторые из вас на минуту подумают о небесах. Возможно, сегодня вы думали о чем-то совсем другом, но задумайтесь на минуту о небесах. Нет, я не имею в виду о метеоритах, о звездах или о полной луне. Я хочу, чтобы вы подумали о своей матери, которая уже там. Вы помните, когда она в последний раз вас поцеловала и сказала на прощание: «Идите за мной, дети мои, идите за мной на небеса»? Подумайте об отце, который уже там, о его голосе, который, несомненно, сливается с вечным «аллилуйя». Разве он не машет вам с небесных стен, крича: «Дети чресл моих, следуйте за мной, как я следовал за Христом»? У некоторых из нас там есть почтенные дедушки и бабушки. У многих из вас там есть маленькие дети, юные ангелочки, которых Бог на малое время вам одолжил, а затем забрал на небеса, чтобы указать вам путь, чтобы и вас поманить наверх. У всех вас там есть близкие друзья, с которыми вы вместе ходили в дом Божий. Они уже ушли, но я заклинаю вас живым Богом последовать за ними. Не раздирайте свой дом надвое. Пусть у вас в семье не будет серьезных разногласий и разрывов, но так же, как те люди обрели покой, пусть Бог и вам даст пройти по тому же пути и упокоиться в вечности. Иисус Христос готов принять грешников; Он готов принять вас, и если вы Ему доверитесь, те же радость и блаженство, которые сейчас испытывают ваши друзья, появятся и у вас. Дочери благочестивых родителей, дети тех, кто уже ушел в вечную славу, умоляю вас, смотрите на Иисуса; сейчас же пойдите и представьте Ему свое дело. Оно непременно будет иметь успех. Если раньше в этом и были какие-то сомнения, то сейчас это стало «решением суда». Так повелел Господь. Да благословит Бог для вас эти советы и наставления, во имя Христа! Аминь.