Раав

Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными (Евреям 11,31).

Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иакова 2,25)

Это два новозаветных резюме о жизни Раав, в которых ей в равной степени оказывается уважение. Павел ставит ее в один ряд с великими личностями, верой творившими чудеса. Одиннадцатая глава Послания к Евреям представляет собой триумфальную арку, через которую проходят воины веры, и среди вписанных в нее громких имен есть имя этой иерихонской блудницы. Однако мы не очень этому удивлены, поскольку она, несомненно, представляет собой образец огромной веры. Но, думаю, мы испытываем некоторое удивление, прочитав, что ее имя упоминает Иаков, ведь он писал в основном о практических вещах, описывая больше дела, чем веру. Его цель в том, чтобы показать, что вера, оправдывающая душу, — это вера, порождающая добрые дела, и в этой связи он ищет примеры святого служения Богу. Мы бы не подумали, что он может выделить Раав, но он это сделал, и это тем более примечательно, потому что кроме нее он упоминает только Авраама; Авраама, отца верующих, друга Богу, непорочного и праведного человека. Иаков упоминает Авраама как представителя одного пола, а блудницу Раав — другого. Я не сомневаюсь в том, что Иаков знал, что он хочет сказать, и им двигало совершенное вдохновение. Возможно, Раав была поставлена в один ряд с основателем Израиля как представитель язычников, занявших сторону евреев. Хотя у Авраама была вера, проявившаяся в делах, она была и у Раав, дочери язычников, произошедшей из народа, обреченного на уничтожение, язычницы из язычников. И, возможно, еще одна причина, по которой она упомянута, заключается в том, что подобно Аврааму, который после призыва Божьего отрекся от своих родственников и вышел из Ура Халдейского, отделившись для Всевышнего, эта женщина также порвала свои связи с Иерихоном, практически отрекшись от своей национальности, оставив свою страну и бросив ее на верную гибель, при этом став на сторону Израиля, чтобы присоединиться к народу Божьему в обещанном наследии. В этой связи кажется вполне заслуженным то, что имя этой замечательной женщины записано не только среди героев веры, но и что ее выбрал великий апостол-практик Иаков как один из двух замечательных примеров того, как из веры вытекают дела.

Давайте в связи с этим высоким положением, которое ей отвел Дух Святой, еще внимательнее отнесемся к рассмотрению ее веры и характера. Учитывая одобрение Павла и похвалу Иакова, оба подкрепленные свидетельством Духа Божьего, характер этой женщины вполне заслуживает внимательного рассмотрения. Пусть Дух Божий благословит наше размышление нам на пользу.

Вера Раав была необыкновенна

Это станет очевидным, если мы задумаемся о том, что она не получала никакого наставления от своих родителей. По праву рождения Раав ничего не принадлежало. Ее родители принадлежали к обреченному на смерть народу хананеев. Они сами не верили в Бога и не могли привить эту веру своим детям. Она стала поклоняться Иегове не потому, что это было принято в ее семье. Для их семьи не было отведено отдельной скамьи в церкви, у них в доме не было молитвенной комнаты, их имена не были записаны в числе народа Божьего. В своем народе она первая и единственная была призвана по благодати. По Своей любви Бог решил избрать ее как «одну из семьи», и хотя мы надеемся, что в этой семье благодать распространилась на многие поколения, все же впервые она пришла через нее. Мы не считаем таким уж удивительным, то, когда видим, как дети верующих родителей становятся верующими во Христа (хотя я верю, это в равной степени приносит славу Богу). Ведь мы помним, сколько о них молились, сколько они получали наставлений, сколько они слышали искренних увещеваний и, прежде всего, сколько они видели благочестивых примеров. Мы не очень этому удивляемся, хотя, несомненно, даже в таком случае, как и в любом другом, это работа Духа Божьего, если при этом происходит подлинное обращение в веру. Но мы не можем не изумляться, когда видим, как такой человек происходит из семьи, в которой раньше никто не был знаком с истинной религией. Мы видим одинокую пальму в пустыне, единственную жизнь посреди гробниц. Некоторым из вас известно, как тяжело находиться в положении единственного Божьего свидетеля в семье. Встречаясь и разговаривая с молодыми людьми из семей, в которых лишь они посещают дом Божий, лишь они стремятся к благочестию, я испытываю к ним огромную симпатию, поскольку знаю, что им придется многое стерпеть и понести тяжелый крест. Такие новообращенные не похожи на тепличные растения; они — это цветы, выставленные на зимнем морозе. Но я часто замечал, что такие люди становятся одними из самых сильных и посвященных христиан, с которыми я когда-либо встречался. Точно так же и Раав, несмотря на то, что у нее была такая необыкновенная вера, и она была, как лилия среди колючих растений, ее вера все же была сильна, и, возможно, из-за этого еще более решительна.

Еще раз задумайтесь о том, что у нее была необыкновенная вера, поскольку ее страна была неверующей.

Ей никто не мог посочувствовать не только в стенах ее дома, но и во всем Иерихоне, ведь, насколько нам известно, только она верила в Иегову. Можно сделать вывод, что будь там другие верующие, либо город был бы пощажен ради десяти праведников, либо были бы найдены способы оставить их в живых. Но там была лишь она. Если бы мы смогли взглянуть на город Иерихон с высоты птичьего полета, и нам сообщили, что там есть один верующий, я вам гарантирую, мы бы не стали смотреть в сторону дома Раав. Мы бы в самую последнюю очередь предположили, что она и есть обладательница веры в истинного Бога. У Бога есть Свои люди там, где мы об этом не мечтаем, и у Него есть Свои избранные среди тех, на которых мы даже не надеемся.

Кто бы мог подумать, что благодать вырастет в сердце той, к чьему имени прикрепилось слово «блудница», как будто все знали о ее грехе. И все же она там выросла, подобно прекрасному цветку, расцветшему на навозной куче, или яркой звезде, сияющей темной ночью. Там ее вера выросла и прославила Бога. Я не знаю, каким богам поклонялись в Иерихоне, но весь город был полон идолов, и лишь она уповала на живого Бога. Весь город был полон нечистот, и какой бы безнравственной ни была эта женщина, благодаря своей вере она, наверное, возненавидела грех. Иерихон был близок к Содому не только по своему расположению, но и по состоянию, и какой бы безнравственной ни была эта женщина, вероятно, ее грех был одним из самых незначительных среди преступлений, совершаемых там. Стыдно даже говорить о тех отвратительных преступлениях, которыми был осквернен Иерихон. Когда Раав приняла призыв благодати, она, наверное, почувствовала себя в Иерихоне такой же одинокой, как чувствовал себя Лот в Содоме. Она была единственным верующим среди поклоняющегося идолам и развращенного поколения.

Дорогие друзья, разве мы не можем надеяться, что из самых маленьких трущоб нашего города выйдут новые раав? Почему Раав не может быть в Хэймаркете, так же как и в Иерихоне? Разве мы не можем верить, что среди тех, кто сейчас сидит в наших тюрьмах, могут появиться верующие в Господа Бога Израилева? И разве мы не можем надеяться на то, что Евангелие благодаря слухам проникло в такие города, где не бывало миссионеров, и в далеких городах есть раав, которые ищут Господа? Никто не знает, что, может быть, по всему миру молча делает благодать, отделяя то одного, то двух, которых избрал Бог. Израиль даже не мечтал найти союзника за укрепленными стенами своего врага, но Господь так запланировал, и так случилось.

Также помните, что у Раав была замечательная вера, в связи с тем, что у нее были очень скудные источники знаний, поэтому у нее было сравнительно мало пищи для своей веры. У нее не было никакой богодухновенной книги, которую она могла бы читать. Ей не давал повеления никакой пророк. Никакой Илия не обращался к ней во имя Господне. Никакой Иона не проходил улицами ее города, призывая людей покаяться. Она собирала информацию по крохам. Она собрала воедино разговор на рынке, беседу у колодца и слухи, распространяемые за городскими воротами. Она выяснила, что из Египта вышел какой-то народ, и что из-за них у Чермного моря египетского царя разбил их Бог Иегова; что этот народ победил в сражении Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского, и что, очевидно, они собираются захватить всю Палестину, потому что ее им дал их Бог. На основании таких слухов эта женщина собрала достаточно свидетельств, на которых построила веру. Есть поговорка «Народная молва — народная ложь», но в этом случае паника, охватившая соотечественников Раав, убедила ее в том, что это правдивая молва. Слова, которыми повсюду описывали наступление Израиля, убедили ее в том, что над страной, как туча, нависла ужасная беда, парализовав как царя, так и армию, и народ. Она понимала, что основанием для страха есть то, что с этим народом живой Бог, и она сказала себе: «Истинно есть один Бог», а ее совесть отреагировала на это заявление изнутри. Она почувствовала, что это так, и в ее дух пролился свет. Она уверовала в Иегову, Бога Израилева, и стала Ему поклоняться, ожидая, что Он совершит то дело, за которое взялся, а его враги, несомненно, будут истреблены. Должен признать, это было слабое основание. Само по себе оно достаточно крепкое, но оно намного хуже этих «правило на правило, заповедь на заповедь», которые мы уже так давно получили. Многие из присутствующих здесь имеют перед собой всю Божью книгу и все же не верят. Но эта бедная женщина, имея так мало возможностей, уверовала в Иегову. Смотрите, как бы она не восстала против вас в день суда. Она поверила, имея гораздо меньшее свидетельство. Как вы сможете оправдаться в своем упорном неверии? Дорогие слушатели, я молю вас, подумайте об этом.

Самое замечательное в ее вере, вероятно, то, что это была женщина с таким характером. Очевидно, было крайне маловероятно, чтобы она уверовала в Иегову. Она была блудницей, грешницей, и все знали ее именно такой. Некоторые упорно пытались найти какое-нибудь другое толкование слова, переведенного как «блудница», но все напрасно. Как Павел, так и Иаков, говоря о ней, называют ее именно так, как обычно ее называем мы. Мнение, будто она была хозяйкой гостиницы или таверны, просто абсурдно, ведь известно, что в то время не было таких людей, как хозяева гостиниц. Если кто-то навязывает такое толкование древнееврейского оригинала, он тем самым не переводит, а вводит в заблуждение. А в греческом языке значение этого слова так очевидно, что никто и не пытался его толковать иначе. Без сомнения она была большой грешницей, и бесполезно пытаться это как-то смягчить. Пусть прославится божественная благодать. Зачем нам лишать Бога Его славы, освободив такую женщину от ее греха?

Но после того как она уверовала в Иегову, меня поражает то, что она оставила свой грех и стала новым человеком, хотя ее все еще знали под старым именем.

Мы читаем, как она скрыла соглядатаев в снопах льна. Зачем бы она держала у себя на крыше снопы льна, не будь она теперь трудолюбивой работницей? Часто о характере говорит какая-нибудь мелочь. По соломе можно увидеть, в какую сторону дует ветер, и мне кажется вполне вероятным, что она оставила свою грешную жизнь. А затем, поскольку в Иерихоне и других ханаанских городах гостеприимство было уже давно всеми забыто, она, будучи последовательницей Иеговы, и зная, что Ему угодно гостеприимство, стала часто ходить к городским воротам и, так же как делал Лот, встречала пришельцев, желая принять их у себя. Поступая так, она была вне подозрения, потому что старое имя, которое за ней закрепилось, давало ей возможность принимать у себя пришельцев и противников, чего другие не могли себе позволить без риска быть заподозренными в измене царю. Итак, я не сомневаюсь, что она от всего сердца принимала у себя пришельцев, и именно поэтому к ней пришли эти соглядатаи, ведь она всегда была готова приютить у себя странников, которых иначе ожидал бы, наверное, негостеприимный прием со стороны ее грешных сограждан. Поэтому дух гостеприимства, пришедший к ней от истинной религии, свел ее с израильтянами, пришедшими осмотреть эту землю, и при разрушении города они стали гарантией ее безопасности в Божьих руках. Еще даже до прихода этих людей благодать Божья подняла ее над тем, кем она была раньше. Несмотря на то, что к ней приклеилось старое имя, я считаю, есть основания верить, что с ее старой личностью было покончено, и благодаря силе веры она стала новым творением.

Все же удивительно, что она, будучи когда-то блудницей, стала верующей. Богу доставляет удовольствие проявлять чудеса благодати. Ему так нравится во славу Иисуса призывать к Себе людей из самых низших слоев общества и самых отъявленных грешников. Господь и сейчас действует таким же образом. Давайте же не сомневаться в том, что Иисус все так же принимает грешников, и что мытари и блудницы входят в Царство Небесное прежде придирчивых и уверенных в собственной праведности. Очень примечательно, что в родословной Иисуса есть столько женщин с запятнанной репутацией. Здесь и Фамарь, виновная в кровосмешении, и блудница Раав, и идолопоклонница Руфь и прелюбодейка Вирсавия. Таким образом Иисус Христос, Спаситель грешников, ведет Свою земную родословную от чресл грешников и приходится им почти родственником. О глубина благодати Божьей! До чего снизошел наш Искупитель!

И еще, у Раав была необыкновенная вера, потому что перед ней стояла сложная задача. Во что ей нужно было верить? Разве это не было сложным? Нужно было верить, что Израиль разрушит Иерихон. От Иерихона колена Израилевы отделяла река Иордан, и у израильтян не было средства ее перейти. Эту полноводную реку могло разделить только чудо. Ожидала ли чуда вера Раав? Если да, то значит, она была удивительно сильная. Иерихон окружала огромная стена. Было маловероятно, что противник сможет на нее подняться или пробьет в ней брешь. Думала ли Раав о том, что эти стены плашмя упадут на землю? Или она отдала Богу то, каким способом город будет завоеван, но при этом твердо верила, что он непременно будет побежден? Если да, то она была женщиной недюжинной веры. Я знаком с хри-стианами-интеллектуалами, чья вера не смогла бы ни разделить поток, ни перескочить стену, но вера в Бога этой бедной женщины сделала и то, и другое. Она была уверена, что Бог Чермного моря станет Богом и реки Иордан, и что Тот, Кто поразил Ога, царя васанского, поразит и царя иерихонского. Ее вера была особенная, потому что она была сильная, сильнее веры многих других, у кого есть гораздо больше для нее оснований.

Пусть же каждый из нас задумается о необычной вере этой женщины и скажет: «Почему у меня не может быть такой же веры в живого Бога? Бог может дать ее мне. Пусть моя прошлая жизнь осквернена многими грехами, но почему я не могу возложить свое упование на Господа Спасителя? Разве вера это не та благодать, которая более всего прилична грешнику и которая делает для него больше всего? Разве Бог не послал в мир Иисуса Христа, чтобы искупить людей от грехов? Разве Он уже не искупил многих силой Своего Духа и действием Своей драгоценной крови? Я буду верить в Иисуса». Пусть же в этот момент Дух Святой даст вам веру. Пусть избирающая любовь Божья выделит здесь тех, кто в своем сердце был или до сих пор остается таким же безнравственным, как Раав. И пусть их ведет бесконечная милость, чтобы они, будучи раньше последователями Раав в грехах, теперь стали подражать ее вере. Придите же, падшие, Иисус может вас восставить. Придите, оскверненные, Иисус может вас очистить. Веруйте, и вечная жизнь станет вашей.

Вера Раав была активна

Эта вера была не дремлющая и не мертвая. Эта вера была действующая. Прежде всего, она действовала умственно. Когда она уверовала, то начала думать. Некоторые обращаются в веру на служениях пробуждения и мероприятиях, где люди приходят в неистовое возбуждение, и мне кажется, у них либо вообще нет мозгов, либо их голов никогда не касалась благодать. Их всегда нужно поддерживать в состоянии сильного возбуждения, иначе они будут потеряны. У них нет никаких обдуманных принципов. Если их спросить, во что они верят, они не смогут ответить, а также не смогут сказать, почему они верят. Наверное, они верят, потому что верят другие люди. Им проповедовал располагающий к себе служитель, и вообще они приятно провели время, вот отсюда у них и появилась вера. Но у них нет никаких разумных оснований. Наиболее стойкие и непоколебимые верующие — это думающие, принципиальные люди. Люди, которые все взвешивают и обо всем судят. Разумеется, из-за их склонности к размышлениям у них возникает еще больше конфликтов, но с другой стороны при помощи умственных упражнений они накапливают силы. Это люди, которые не увлекаются всяким ветром учения, но которые твердо стоят в час испытаний. Я молю Бога, чтобы у нас появилась огромная армия думающих верующих, ведь тогда Ритуальность и Рационализм принесут гораздо меньше вреда.

Раав была думающей женщиной, и у нее была вполне сложившаяся система теологии. Ей было известно прошлое. Она знала, что произошло с Чермным морем и Огом и Сигоном. Ей было что-то известно о том, что Бог заключил с израильтянами завет, пообещав дать им эту землю, и на основании этого она сделала вывод относительно настоящего. Обратите внимание на ее доктрину относительно настоящего положения дел: «Господь Иегова есть Бог на небе вверху и на земле внизу». Она заявила как достоверный факт, что Господь Иегова, Который уже так много совершил, должно быть, является Богом на небе вверху и на земле внизу, и исходя из этого она сделала заключение относительно будущего. Она верила, что Бог отдаст эту землю в руки Израиля, и попросила о том, чтобы, когда Господь это совершит, с ней обошлись милостиво и справедливо. Итак, у нее была доктрина относительно прошлого, настоящего и будущего, и она дошла до всего этого своим умом. Однако активность ее разума не ограничилась лишь тем, что она выработала собственную доктрину и придерживалась ее (один комментатор даже называет ее «полупророчицей»). Она проявила активность ума в том, что приняла решение пойти за Господом. Она сказала: «Я живу в Иерихоне. В этом городе я пользуюсь гражданскими правами. Но я от них откажусь. Бог настроен против этого города, и он будет уничтожен. И я буду уничтожена в нем, если буду настроена против Бога. Но Он Бог истинный, поэтому я стану на Его сторону и присоединюсь к Его народу, если Он пожелает меня принять. Я займу место в тени Его крыл и попрошу Его накрыть меня краем Его одежды. С этих пор я уже не гражданка Иерихона. Я отрекаюсь от верности его царю». Когда пришли соглядатаи, она знала свой план действий. Она не считала себя обязанной участвовать в обороне города, сообщив царю о приходе соглядатаев. Она считала себя израильтянкой и поступала соответственно.

О, я бы так хотел, чтобы у некоторых людей, называющих себя верующими, была половина этой решимости. Они знают истину, но не отстаивают ее. Они будут слушать, как ее критикуют и ругают, но у них так и не закипит в жилах кровь от негодования на врагов Божьих. Они все время молчат, и, возможно, одна из причин этого в том, что им нечего сказать. Они не познали Христа. Их надежда безосновательна, вот почему они не могут поделиться ею в кротости и страхе. Поскольку это не трогает их разум, их религия — это пустая формальность. Боже, избавь нас от такой веры. Пусть у нас будет такая вера, которая приводит в содрогание все наше естество, побуждает нас к рассуждениям, просвещает наше понимание и вселяет в нас решимость отстаивать истину и праведность, в чьем бы обществе мы ни оказались.

Затем последовала еще одна форма деятельности. Ее вера была активна в ее сфере. Как я уже предположил, она с готовностью принимала у себя странников, поэтому, распознав в двух соглядатаях рабов Божьих, она тут же поняла, что делать. Она отвела их к себе домой и постаралась как можно лучше их скрыть. Она не стала изображать из себя героиню и говорить: «Я за Иегову. Я должна сделать что-то особенное». Она не собрала свои вещи и не отправилась в какое-то далекое место, где смогла бы найти более эффектное служение для Иеговы. Она осталась на своем месте и служила Богу там. Она заботилась о своих гостях и ухаживала за своим домом. Я верю, что домашние обязанности представляют собой одну из лучших форм деятельности веры, особенно для женщин-христианок. Мы должны делать не то, что нам хочется, а то, что нам поручает Господь. Многих женщин-христианок лучше всего описывают те же слова, что были сказаны о Саре. Когда о ней спросили: «Где Сара?», ответ был: «В своем шатре».

Хорошо, когда христианин не собирается сам себе выбирать работу, но примет ту работу, которую для него выбирает Бог. Он принимает решение не быть кем-то другим, но идти по тому особому пути, на который его направляет Господь. От Раав не требовалось предвосхитить Иаиль и вбить кол от шатра в голову Сисары, военачальника армии Иерихона, и от нее не требовалось быть Деворой и призвать к сражению какого-нибудь Варака. Ее ждала работа дома, и все, что могла делать ее рука, она делала изо всех сил. Христиане, пусть же во всех вас будет видна вера, действующая в своей сфере. Показывайте свою религию в обычных вещах. Не верьте в донкихотство. Не будьте духовными «странствующими рыцарями». Бог сотворил вас таким человеком, каким вы являетесь: матерью или дочерью, мужем, слугой или господином. Служите Богу, будучи самими собой. Есть что-то, что вы должны сделать, находясь на своем месте.

Могут поступать призывы к чему-то необычному, и я молюсь о том, чтобы они поступили к некоторым из присутствующих здесь, но вряд ли они придут к тем, кто не может использовать возможности, имеющиеся у них сейчас. Возможно, мы будем призваны к очень необычному служению и получим особую благодать, но для нас будет лучше, пока нет таких призывов, заниматься своими делами в том месте, куда Бог нас поместил. Моисей пас овец, пока Бог не повелел ему освободить Израиль. Гедеон молотил пшеницу, когда ему явился Ангел. А ученики ловили рыбу, когда их призвал Иисус. Они проявляли усердие в том, к чему были призваны, а затем отдавали свое сердце более высокому призванию. Раав так и сделала. К ней пришли соглядатаи. Она приняла их с миром. Она их скрыла. А после того как она их скрыла, спустила их по веревке из своего дома в стене, что она, наверное, уже раньше делала с разными людьми. Затем она дала им лучший совет, который только могла дать, таким образом сохранив им жизнь. Она сыграла уникальную роль в истории Израиля. Ее вера на самом деле была активна, и она достойна всяческой похвалы.

И позвольте сказать, что все это она делала со всем старанием, применяя при этом здравый смысл. Она укрыла их льном; она отвела их на крышу; с наступлением темноты она спустила их на землю; она сказала им пойти на гору; она посоветовала им оставаться там три дня, пока не прекратится розыск; она действовала благоразумно. Она сделала все, что могла, и она сделала это с замечательным тактом и сообразительностью. Я никогда не мог понять, почему истинную религию так часто связывают с глупостью, но вместе с тем я замечал, что некоторые милейшие люди ведут себя так, будто они либо впадают в детство, либо Господь на самом деле избрал немудрое мира. Если у вас есть вера, вы ни в коем случае не должны поступать так, будто лишились рассудка. Мне кажется, что вера — это одухотворенный здравый смысл, применяемый в религиозных делах, и что вполне логично, хотя и не обязательно, чтобы вы продолжали применять здравый смысл в повседневных делах. Мы должны быть мудры, как змеи, и просты, как голуби. Разве апостол не говорит: «По уму будьте совершеннолетними»? О, если бы люди применяли свои мозги, служа Богу, так же как и тогда, когда зарабатывают деньги, насколько бы больше было сделано в церкви и во всем мире. Но часто христианские учреждения и церкви управляются очень неумело, чего бы ни на минуту не потерпели в деловом учреждении. И в христианских учреждениях руководящие посты занимают люди, которым нельзя доверить даже продавать булавки или пасти свиней. В служении Богу мы должны быть такими же думающими, такими же внимательными, такими же благоразумными, такими же уверенными, такими же инициативными, и я бы даже сказал, такими же напористыми, какими нам следует быть и в житейских вопросах. Вот за это я хвалю веру Раав, ведь при том, что она была чрезвычайно деятельна, она действовала так, чтобы наилучшим образом послужить церкви Божьей, и пустила в ход всю свою сообразительность и способности.

К тому же Раав действовала, очень сильно рискуя. Вера Раав заставила ее рисковать жизнью, ведь если бы соглядатаев обнаружили, с Раав быстро бы расправились, приговорив к смертной казни. Меч иерихонского царя быстро бы отсек голову женщине, осмелившейся скрывать врагов своей страны. Она с готовностью поставила на карту все ради истины Божьей и шла на любой риск, чтобы спасти рабов Господа. В этом она намного превосходит тех, кто ради Иисуса Христа не станет рисковать своей работой, своим положением, своей репутацией или даже любовью родственника.

Таким образом, она обладала деятельной верой. Мы можем повторить за Иаковом: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» Разве ее дела не отвечают ее вере? Разве вера, которой она оправдалась, не является верой, порождающей дела? Разве Дух Святой не произвел в ней явные действия, которые оправдали ее веру тем, что доказали ее реальность, и оправдали Раав тем, что показали ее искренность?

Вера Раав была омрачена серьезными недостатками

Она солгала людям, пришедшим к ее дверям, чтобы схватить соглядатаев. Она сказала, что к ней приходили двое странников, но она не знает, откуда они приходили, что было ложью. По ее словам, она не знала, куда они отправились, но они ушли недавно, и их можно было еще догнать. Это было еще одно ложное утверждение, и ему нет никакого оправдания. Но в то же самое время постарайтесь вспомнить, что она не знала о том, что лгать это плохо. Без сомнения, в ее сознании проскальзывали неясные мысли о том, что лгать грешно, но все же ее окружение не позволяло ей понять это настолько ясно, насколько это знаем мы. Это мы презираем лжеца, но в некоторых культурах, особенно у различных народов Востока, лжеца считают гением. К сожалению, так было всегда, и это во многом объясняет, почему мы читаем о том, как Авраам и Исаак, когда складывались неблагоприятные обстоятельства, умышленно говорили неправду. О людях нужно судить с их позиции, принимая во внимание их обстоятельства, иначе вы будете к ним несправедливы. Я не буду оправдывать ложь Раав. Ложь со стороны Раав или Авраама — такое же зло, как и со стороны любого другого, но в этом случае нужно сказать, что в отличие от большинства из нас, ее не учили тому, что ложь является отвратительным грехом. Ей никто никогда не говорил: «Обманывать значит нарушать закон Божий, потому что Его Дух учит нас не говорить друг другу лжи, совлекшись ветхого человека с делами его».

Нужно сказать еще об одном. Я часто пытался поставить себя на место Раав и говорил: «Допустим, во времена драгунов Клаверхауса я бы скрывал двух рабов Божьих. Например, у меня в задней комнате находятся Александр Педен и Камерон, а к моей двери прискакали два драгуна и спрашивают: “Здесь эти служители?”». Я пытался представить себе, что бы сказал, но так и не смог ничего придумать. Как мне кажется, я более просвещен, чем Раав, и, конечно же, у меня есть больше времени, чтобы обдумать ситуацию, но, тем не менее, я не знаю, как поступить. Поэтому я не удивляюсь тому, что она сделала промах. И меня не сильно поражает, что она сказала то, что сказала, ведь эти слова сами собой возникли из ее невежественного и обеспокоенного разума. Я перебрал множество вариантов того, что я бы сказал. Я не представляю, как бы я сказал: «Да, они в доме». Это бы означало выдать рабов Божьих, и это неправильно. Я составлял множество красивых планов, но должен признать, что на поверку в них в большей или меньшей степени находились примеси обмана, который пытается оправдать или скрыть обман. Поэтому мне пришлось от них отказаться, поскольку они ничуть не лучше лжи, а, возможно, еще и хуже.

Может быть, ложь Раав была даже честнее и искреннее многих отговорок, произносимых очень умными людьми, ведь, как правило, то, что не представляется таким уж очевидным и на что требуются умственные усилия, чтобы это придумать, является очень подозрительным. Разденьте русского и обнаружите татарина, а если разденете эти хитроумные планы, в конечном счете они окажутся ложью. Конечно, я ни в коем случае не пытаюсь оправдать ложь. Но вместе с тем, прежде чем обвинять Раав, подумайте, а не обвиняете ли вы сами себя, и вначале задайте себе вопрос, что бы вы сказали или что бы вы сделали при таких обстоятельствах. Всегда правильно говорить правду. Нужно думать не столько о последствиях, сколько о Божьих требованиях истины. Иногда обычная правда производила замечательные действия, и без сомнения, во всех случаях она может быть лучшей политикой.

Я слышал об одном человеке по имени Стори. Его обвиняли в восстании против короля Иакова II и привели на суд к судье Джеффрису. Если кого-то приводили к этому монстру, была очень слабая надежда на то, что он избежит смерти. Стори завоевал репутацию очень честного человека, и Джеффрис привел его к королю, чтобы он рассказал о себе. Насколько я помню историю, произошел примерно такой разговор. Король сказал: «Итак, мистер Стори, вы были в армии Монмута, не так ли?» — «Да, ваше величество». — «И вы были его уполномоченным представителем, не так ли?» — «Да, ваше величество». — «Правда ли, что вы проповедовали и выступали с речами к народу?» — «Да, ваше величество». — «Будьте любезны, — сказал король, — если вы не забыли то, что говорили, позвольте и нам насладиться вашим красноречием. Одарите нас цветами вашего ораторского искусства и приведите несколько своих основных доводов». — «Я им говорил, ваше величество, что это вы подожгли Лондон». «Какой негодяй, — сказал король, — извольте, что вы еще им говорили?» — «Я говорил, что вы отравили своего брата и собираетесь всех нас превратить в папистов и рабов». Король уже не хотел этого слушать и спросил, что бы он сказал, если бы после всего этого он даровал ему жизнь и помилование. Стори заявил, что в таком маловероятном случае он станет истинным верноподданным, после чего он был помилован как честный, хотя и заблуждавшийся человек.

В этом случае честность сделала то, чего бы не сделала ложь, и даже если так будет не во всех случаях, наша обязанность остается ясна. Поэтому мы должны быть готовы так поступать и принимать последствия. Думаю, если бы у Раав была большая вера, она бы сказала: «Мое дело служить Богу, но не нарушать Божьи законы, и поскольку солгать будет означать нарушить Божьи законы, я этого не сделаю. Я позабочусь о Его рабах, насколько это возможно, но, в конечном счете, это Его дело заботиться о них, и я не должна способствовать добру при помощи зла». Хотя это было бы лучшим выходом из положения, Раав еще не была научена до такой степени, чтобы об этом подумать. Боюсь, многие из присутствующих тоже бы об этом не подумали. Мы не имеем права побить ее камнями за этот грех. Старайтесь ею избегать, но не нужно высокомерно его осуждать.

Вера Раав не пренебрегала внешними символами и знаками

Заметьте следующее. В мире есть люди, которые полностью презирают внешние обряды. Может быть, это хорошие люди, но они не мудрые. Прежде всего, Раав потребовала от соглядатаев, чтобы они поклялись, что сохранят ее в живых, а затем они дали ей знак, червленую нить, которую нужно было вывесить из ее окна. Это был кроваво-красный флаг Израиля. Разве не он был поднят в пасхальную ночь, чтобы ангел прошел мимо и избавил народ Божий? Повесив этот знак себе на окно, она почувствовала огромное облегчение. Она не была суеверна. Она не верила, будто в красной веревке таится что-то мистическое, но она ее туда повесила, потому что ей так сказали.

Итак, наивысшая вера во Христа прекрасно согласуется с послушным соблюдением христианских обрядов. Мы полагаемся на драгоценную кровь Христа, а не на совершаемые таинства. Не дай Бог, чтобы мы когда-нибудь полагали нашу надежду на крещение или причастие. Если мы будем на них уповать, то сами по себе они станут тщетными. В то же самое время Господь дал нам крещение как символ Его смерти, погребения и воскресения. Если мы верим, что были погребены с Ним и с Ним воскресли, то давайте повесим у себя на окне эту червленую веревку. Он дал нам обряд причастия как символ Своей смерти. Давайте же есть этот хлеб и пить это вино в Его воспоминание. Мы ни в коей мере не надеемся на эти символы. Нам отвратительна сама мысль об этом. Тем не менее, мы вывешиваем в своем окне червленую веревку, тем самым показывая всем людям, что мы верим в Иисуса. Мы не стыдимся до Его прихода продемонстрировать на себе Его смерть. Да, и мы входим в этот дом, то есть церковь, и нам приятно здесь находиться в числе народа Божьего. Мы не стыдимся показать, что мы члены братства Господа Иисуса Христа. Не стремитесь иметь такую веру, которая откажется от той помощи, что вам предоставляет Дух Божий. Сюда не относится все то, что придумано людьми, но то, что повелел делать Бог, направлено вам на пользу, и вы обязаны это соблюдать, пусть даже это мелочь, подобная червленой веревке в окне.

Вера Раав была верой во спасение

Я показал, чем, к сожалению, была омрачена ее вера, но все же она была действенна. Раав была спасена, когда обрушилась вся стена города. Ее дом был в стене, но он остался невредим. Разве это не странно? Стены затряслись и закачались, а затем с грохотом обрушились на землю, подняв густые тучи пыли. Но над всем этим, подобно острову посреди бушующего моря, возвышалась часть стены, в которой был дом Раав. Израильтяне ринулись через развалины стены, преследуя и убивая обреченных жителей, поскольку Бог назначил их быть им палачами. Никто не остался в живых, но ни один меч не приблизился к животу Раав, и смерть не настигла ни одного из ее родственников. Она была спасена. Ее с ее друзьями вывели из дома и разместили вне стана израильтян, а затем поселили в нем. Она вышла замуж за Салмона, князя иудейского, а позже удостоилась великой чести быть одним из предков нашего Господа. Итак, дорогие братья, истинная вера во Христа, при всех ее слабостях, нас спасет, отделит от мира, присоединит к Израилю Божьему, выдаст замуж за истинного Князя иудейского, сделает родственниками Господа Иисуса Христа. Возможно ли принять еще более высокую честь?

Вера Раав была угодна Богу, так что она стала средством спасения других

О, мне так нравится в Раав то, что она позаботилась не только о своей личной безопасности. Грех не ожесточил ее сердца, как это часто бывает с другими. Она думала о своем отце, своей матери, своих братьях и сестрах. Любое настоящее чадо Божье будет проявлять беспокойство о своей семье. Если вы не хотите, чтобы спаслись ваши дети, вы не спасены сами. Я встречал людей, которые, называя себя верующими, считали, что достаточно того, что они сами пойдут на небеса. Я знал одного человека, который каждое воскресенье шел пешком двадцать миль, чтобы послушать «истину», потому что ее проповедовали только в том месте. Но когда у него спросили, куда идет его семья, он ответил, что это не его дело, Бог, дескать, спасет Своих избранных. Такие люди не являются Божьими детьми, потому что дети Божьи не хуже язычников и мытарей, заботящихся о своих семьях. Раав была хорошей дочерью. При всех своих грехах она любила своих отца и мать. Она была хорошей сестрой и желала, чтобы спаслись ее братья и сестры. О христиане, старайтесь иметь хорошие отношения со своими домашними. Грош вам цена, если вы плохой муж или плохая жена. Кому нужно такое христианство, если вы плохой сын или плохая дочь? Деспотичный, грубый отец, непослушный ребенок, жена-сплетница, ленивый, неряшливый слуга, хозяин-тиран — все они могут принадлежать сатане, но никак не Богу. Раав, при всех своих грехах, очень сильно любила своих родных.

Но заметьте, что как бы она их не любила, она не могла их спасти, если бы только не поместила их под красный флаг. Если бы кто-нибудь из них остался на улице, тогда как израильтяне истребляли горожан, они могли бы сказать: «Мы вместе с Раав», но услышали бы в ответ: «Ничем не можем помочь. Мы поклялись пощадить всех, кто будет в доме с красной веревкой в окне, а если вас там нет, мы не можем оставить вас в живых». Бесполезно, если, умирая, вы скажете: «Пощади меня, о ангел отмщения, ведь обо мне молилась моя мать, и моя сестра жаждала моего спасения». Нет, вы должны лично войти во Христа и по-настоящему поверить в Него, иначе вам не помогут никакие молитвы других. Но Бог по Своей милости каким-то образом помог Раав собрать в доме всю свою семью. Ее отец не сказал: «Нет, девочка моя, я не верю в это». Отцы некоторых из вас говорят именно так. Усиленно молитесь о них. И мать не сказала: «Дитя мое, ты сошла с ума. Мне всегда казалось, что у тебя чего-то не хватает в голове. И не смей учить свою мать». Нет, мать тоже туда пришла. Когда в течение шести дней израильтяне ходили вокруг города, а жители Иерихона, смеясь, говорили, что они глупцы, если думают, что смогут обрушить стены, ходя вокруг них, она все так же полагалась на Бога. Но осмелюсь предположить, ей было нелегко убедить своих веселых сестер и любящих поспорить братьев, чтобы они тоже поверили. Они могли сказать: «Раав, ты уверена в этом? Может, это глупая шутка?» Каким-то образом Бог дал ей такое влияние, и ее вера была настолько сильна, что все они остались в доме и были спасены целыми семьями. Я предполагаю, что дом был забит до потолка, и Раав была рада это видеть. Дай Бог, чтобы и моя семья была так же спасена. Я уверен, что все дети Божьи шепчут здесь одну молитву: «Бог Раав, дай мне моих отца, мать, братьев и сестер и всех моих родных». Пусть Господь услышит ваши молитвы и благословит вас во имя Иисуса Христа. Аминь.