Библиотека soteria.ru
Победа над тьмой
Нил Андерсон
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 21967 Все тексты автора Нил Андерсон
8. Принципы хождения в вере
Несколько лет тому назад я принял приглашение выступить в одной церкви через неделю после Дня матери (второе воскресенье мая). За месяц до моего выступления пастор церкви сообщил мне, что билетов на конференцию продано в два раза больше, поэтому дату выступления следует передвинуть вперед. Я поинтересовался, нельзя ли мне приехать туда на весь уик-энд.
Я не собирался планировать какие-то дела, которые разлучили бы меня с семьей в День матери. Но моя жена Джоан, услышав разговор, предложила мне ехать не раздумывая. Я сказал ей, что не хотел бы уезжать в ее День, но она настояла, и я отправился в путь.
Во время перерыва в работе конференции я отправился в небольшой магазин подарков, где решил купить что-нибудь для своей семьи, чтобы восполнить свое отсутствие в праздник. В магазине я заметил прелестную маленькую корзиночку с полуфабрикатом для приготовления сдобных булочек и банкой яблочного желе. Я решил, что встану рано утром в понедельник и приготовлю из этого вкусный завтрак для Джоан, Хейди и Карла, дополнив его яйцами и колбасой.
Итак, в понедельник я встал вместе с петухами и начал готовить завтрак. Я перемешивал тесто из концентрата, напевая что-то очень веселое, когда на кухне появился заспанный Карл. Он взял коробку с кукурузными хлопьями, тарелку и направился к столу.
«Эй, Карл, подожди минуту. Мы не будем сегодня есть кукурузные хлопья. Сегодня мы сядем вместе за стол и у нас будет завтрак со сдобными булочками».
«Я их не люблю, папа», — пробормотал Карл, открывая коробку.
«Постой, Карл, — настаивал я, чувствуя легкое раздражение. — Мы сядем все вместе за стол, и у нас будет торжественный завтрак со сдобными булочками».
«Но я не люблю их, папа», — повторял Карл и уже начал высыпать хлопья.
Я проиграл. «Карл, мы собираемся сесть за стол вместе, и у нас будет торжественный завтрак со сдобными булочками!» — зарычал я.
Карл закрыл коробку с хлопьями, швырнул ее в буфет и бросился к себе в спальню. Моя прекрасная идея, чудесная цель и праздничный завтрак неожиданно пошли ко всем чертям. Несколько минут у меня ушли на извинения перед Карлом за свою вспышку.
Я уверен, что, подобно мне, вы не раз испытывали чувство разочарования, когда вашим намерениям и делам кто-то (или что-то) мешал. У вас был некий великолепный план сделать нечто прекрасное во имя Бога, для вашей церкви, семьи или друга. А потом ваш план рушился по разным причинам в суматохе событий дня, контролировать которые вы не в состоянии. Дорожная пробка задержала вас в дороге на работу, и вы опоздали. Ваш муж опоздал на праздничный ужин, к которому вы специально готовились. Ваш ребенок решил стать гитаристом в рок-группе вместо того, чтобы учиться на врача, как вам хотелось, и т.п.
Когда вы исходите в самооценке из успеха собственных планов и начинаний, ваша жизнь превращается в длинную цепь переживаний. И единственным способом прервать эту цепь является хождение в вере согласно правде Слова Божия.
Правильные принципы обеспечивают правильное хождение в вере
Дьявол же считает, что один из лучших способов удержать вас в духовной темноте или превратить вашу жизнь в постоянную нервотрепку — это запутать вас в лабиринте идей, внести беспорядок в систему веры. В плане вечности вы потеряны для дьявола, когда стали чадом Божиим. Но если он сумеет замутить ваш рассудок и ослабить вашу веру при помощи полуправд, он сможет нейтрализовать ваши отношения с Богом и остановить ваш духовный рост.
Мы уже определили для себя, что Бог желает, чтобы вы были счастливы, чтобы в жизни вам сопутствовал успех и т.п. Но обязательным условием достижения духовной зрелости должно быть соответствие ваших представлений об успехе, самореализации, удовлетворенности, счастье, радости, уверенности в будущем и покое словам Писания. В этой главе я намереваюсь рассмотреть некоторые аспекты веры из основ Слова Божия. Сравните эти восемь характеристик с восемью развернутыми ответами, данными вами при заполнении анкеты «Оценка личных достоинств» в предыдущей главе. Знание этих характеристик может помочь вам вернуться на истинный путь, если вы отклонились от него.
1. Успех. Ключевое понятие: Цели
Несколько лет назад одна молодая женщина прилетела в Лос-Анджелес с восточного побережья, чтобы провести субботу в беседе со мной. Матти была христианкой, но жизнь у нее не сложилась. Ей слышались демонические голоса, было сильное расстройство нервной системы.
Матти сказала мне, что восприняла первую часть Послания апостола Иоанна (2) как личную надежду для себя: «Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем». — «Если Бог обещал мне успех и здоровье, то почему моя жизнь такая исковерканная?» — пожаловалась она.
«В этом стихе есть продолжение, — сказал я. — Прочитайте дальше».
«…Как преуспевает душа твоя», — продолжала она.
Тут я спросил ее: «Ну, и как поживает ваша душа?» Матти рассказала мне грустную историю. Она сделала три аборта после беспорядочных половых контактов, а сейчас живет еще с мужчиной вне брака. При всем этом Матти цеплялась за вычитанное из Библии обещание удачи и здоровья, и жизнь ее в конечном итоге пошла вкривь и вкось. Ни успеха, ни здоровья она не имела, поскольку в своих целях руководствовалась ложными представлениями.
Успех напрямую связан с поставленными целями. Если вы не верите в возможность успеха, то, вероятно, у вас постоянные трудности в достижении поставленных целей. А если вы не можете достичь цели, то это, по-видимому, из-за того, что неверна каждая цель.
Перечень целей, которые предназначил для нас Бог, можно найти во Втором Послании Петра (1:3-10): «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них со делались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, — то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа; а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь».
Заметьте, что описание цели Божией начинается с упоминания того, кто вы есть, исходя из того, что Бог уже сделал для вас. Он дал вам «жизнь и благочестие»; мы уже оправданы и причислены к лику святых. Вы уже причастны к Божескому естеству, удалившись (это уже прошедшее время) от растления похотью, господствующего в мире. Какое начало!
Теперь вашей основной заботой должно стать смиренное принятие целей Божеской природы — добродетели, рассудительности, воздержания, терпения, благочестия, братолюбия и христианской любви — и включение их в свою жизнь. Сосредоточенность на целях Бога приведет вас к полному успеху в его Божеском понимании. Апостол Петр обещает, что все эти качества совершенствуются со временем, и вы будете чувствовать себя и полезным, и нужным и никогда не споткнетесь на этом пути. Это и есть успех!
Заметьте, что в этом перечне ни разу не упоминаются таланты, способности и дарования человека, которыми верующие одарены по-разному. Ваша самооценка не определяется этими качествами. Она основана на вашей сущности во Христе и на степени духовного возмужания, что может быть доступно каждому христианину. Те верующие, чьи цели отличаются от Божеских, становятся неудачниками, подобно Матти с ее грустной жизненной историей. Согласно утверждению апостола Петра, они забыли, кто они есть. Они не постигли своей истинной сущности и предназначения во Христе.
Еще один полезный аспект успеха можно увидеть в миссии Иисуса Навина, выведшего евреев к Земле обетованной. Бог сказал Иисусу: «Будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга от уст твоих; но поучайся в ней и день и ночь; дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:7,8).
Зависел ли успех предприятия Иисуса Навина от других людей или обстоятельств? Абсолютно нет. Его успех полностью зависел от повиновения. Иисус верил словам Бога и сделал все, как Он повелел, поэтому преуспел. Звучит достаточно просто, но Бог тут же подверг Иисуса испытанию, дав Ему довольно необычный план сражения за город Иерихон. Шесть дней воины Иисуса должны были обходить стены города, а на седьмой по звуку юбилейного рога все они должны были разом воскликнуть громким голосом. Во времена Иисуса Навина такая военная тактика не использовалась.
Но успех миссии Иисуса зависел от повиновения Богу, каким бы странным ни казался Его план. Как видно из книги Иисуса Навина (6), его успех не имел ничего общего с обстоятельствами битвы; все определило его послушание. Вы должны взять за образец подобное поведение. Примите цель Божию для своей жизни и послушно идите к ней. И вы будете всегда на верном пути к успеху.
2. Значимость. Ключевое понятия: Время
Значимость связана со временем. Что быстро забывается, то малозначимо. Что запоминается, то имеет великую значимость. Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:14). Он напутствовал Тимофея: «…Упражняй себя в благочестии…, ибо оно на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4:7,8). Если вы хотите увеличить свою значимость, обратите всю энергию на серьезные, значимые дела, память о которых сохранится на долгие времена.
Брайан был пастором в маленькой церкви. Он посещал мои занятия в семинарии. Ему было 35 лет, когда он женился и вскоре обнаружил, что болен раком. Врачи считали, что больше двух лет он не проживет.
Однажды Брайан пришел ко мне и сказал: «Десять лет назад мне было предсказано, что меня ждет большое служение во имя Бога. Я привел ко Христу несколько сотен людей, но все еще не совершил ничего великого во имя Господа. Как вы думаете, может быть, Бог исцелит меня, чтобы пророчество сбылось?»
Я раскрыл рот от изумления. «Вы привели ко Христу несколько сотен людей и думаете, что не совершили ничего великого? Брайан, я знаком с некоторыми известными пасторами в больших церквах, которые не могут похвастаться этим. Я знаю великих теологов, которые, вероятно, никого так и не привели ко Христу. Если сегодня на свете живет несколько сотен людей, ставших верующими благодаря вам, а они, в свою очередь, также повлияли на других людей (кто знает, сколько их теперь), то именно это и есть великое деяние во имя Бога.» (Брайан сейчас уже на небесах вместе с Господом, он исполнил свое великое дело обращения сотен людей ко Христу.)
Одним из героев, которых я встречал в своей жизни, был Билли Грэм. В него не раз стреляли, но он всегда оказывался верен своему призванию проповедника. Однажды, несколько лет назад, я увидел его идущим из отеля Century Plaza в Лос-Анджелесе. Я никогда прежде не встречался с ним лично и не мог упустить возможности познакомиться. Я сказал: «Я мечтал встретиться с вами, д-р Грэм, еще тогда, когда был простым пастором».
Он тепло улыбнулся мне и ответил коротко: «Не бывает простых пасторов».
Он был прав. Не бывает как простых или незаметных пасторов, так и незначительных детей Божиих. Всё мы заняты очень важным делом, собирая сокровища для вечности. То, что мы делаем или говорим во имя Христа, каким бы незначительным ни казалось это в нашем мире, останется навечно.
3. Самореализация. Ключевые понятия: Выбор роли
Для христианина истинную самореализацию в жизни можно выразить популярным лозунгом, приветствием, приклеивающимся на бампер автомобиля: «Цвети там, где тебя посадили» (Где родился, там и пригодился). Апостол Павел сказал по этому поводу: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10). Наиболее полно вы сможете реализовать себя в жизни тогда, когда раскроете у себя только вам одному присущий дар или способности и используете их для наставления других людей в вере и для прославления Бога.
Благодаря Господу я понял этот важный принцип еще до того, как стал священником, еще тогда, когда работал авиаконструктором. Я знал, что Богу угодно, чтобы я был Его представителем в городе Ханивелл, где я работал, поэтому и начал перед завтраком проводить занятия по изучению Библии. Я делал это в помещении кегельбана. Как только среди моих коллег стало известно о моем решении вести занятия по изучению Библии, ко мне подошел наш сотрудник-еврей и заявил, что здесь не место для Библии. «Здесь нельзя проповедовать о Христе», — сказал он.
«Но я не могу поступить иначе, — ответил я.
— Каждый день, когда я вхожу сюда, Христос приходит со мной». Но мой ответ не произвел на собеседника никакого впечатления.
Другой мой коллега, который уверовал в Христа, читая Библию, стал пламенным евангелистом. Куда бы он ни приезжал, он везде распространял литературу религиозного содержания. Когда я уехал из Ханивелла и поступил в семинарию, этот человек последовал моему примеру и возглавил занятия по изучению Библий.
Через несколько месяцев я навестил своих друзей из группы по изучению Библии. «Ты помнишь того еврейского парня?» — спросил меня новый руководитель.
«Конечно, помню», — ответил я, вспомнив, как он противился моим занятиям.
«Ну так вот. Он тяжело заболел и чуть не умер. Я ходил к нему в больницу почти каждый день, и мне удалось привести его ко Христу», — рассказал мне молодой проповедник.
Я был в восторге от того, что мне удалось стать духовным наставником своих товарищей. Чувство наполненности кружило мне голову. И все это произошло потому, что я начал проводить занятия по изучению Библии со своими коллегами, чтобы, как сказал апостол Павел, совершать «дело благовестника», исполнять «служение свое» (2 Тим. 4:5).
Бог предназначил каждому из нас свое место служения. Для вашей полной самореализации очень важно, чтобы вы поняли, где оно, ваше место. Вам необходимо найти свою роль, которую никто в мире сыграть не может и которую предназначил для вас Бог, а затем решить, как вы будете себя вести в этой роли. Так, например, из 5 миллиардов человек на планете вы единственный, кто выполняет роль мужа, отца, жены, матери, ребенка в вашем доме. Бог избрал именно вас для служения Себе через служение данной семье.
Более того, вы единственный, кто так хорошо знает своих соседей с некоторой определенной стороны. Вы выполняете свою собственную, единственную в своем роде роль представления Христа в том месте, где вы работаете. Это ваше миссионерское поле, и вы являетесь тем работником, которого именно здесь поставил Бог. Самая полная самореализация наступит тогда, когда вы примете эту свою единственную роль, уготованную Богом, и будете исполнять все, что с ней связано, употребив на это все способности. Найдите ваше призвание в царстве Божием, став среди «посланников от имени Христова» в этом мире (2 Кор. 5:20).
4. Удовлетворенность. Ключевое понятие: Качество
Чувство удовлетворенности приходит от праведной жизни и в поисках улучшения ваших взаимоотношений с другими людьми, а также результатов собственной деятельности. Вашей целью должно быть то же, что и у апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
Чем вызвано у вас чувство неудовлетворенности по отношению к кому-то или чему-то? Это обычно бывает связано с низким уровнем ваших взаимоотношений с другими людьми или недостаточно высокими результатами вашей деятельности. Я часто разговаривал с людьми, когда у них возникало это чувство. И они всегда говорили, что это происходило тогда, когда они обнаруживали ухудшение своих отношений с другими и неэффективность собственной работы.
Удовлетворенность — это понятие качества, а не количества. Вы будете гораздо больше удовлетворены, хорошо делая что-то одно, чем когда беретесь за много дел сразу, не уделяя необходимого внимания ни одному из них. Ключ к личной удовлетворенности не в расширении сферы вашей ответственности, а в углублении ее за счет повышения качества.
То же относится и к сфере ваших взаимоотношений с другими людьми. Если вы не удовлетворены ими, может быть, у вас слишком много связей. Соломон писал: «Человек, имеющий много друзей, губит свою жизнь, но бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Прит. 18:24). Хорошо, когда у вас много приятелей, но для настоящей дружбы вам нужно совсем немного друзей, которые способны на отношения высокого достоинства.
Пример в этом показал Сам Господь. Его учение было предназначено огромному количеству людей. 70 человек он приготовил для миссионерской деятельности. Особое внимание уделил обучению 12 Своих учеников. И из этих 12 Он выбрал троих — Петра, Иакова и Иоанна, которые пребывали с Ним на горе Фавор, холме Олив и в Гефсиманском саду. Претерпевая страшные мучения на кресте, Христос обратился к Иоанну Богослову, повелевая записать все виденное, вероятно, потому, что Иоанн был Его лучшим другом. Это отношения особого значения, и всем нам они приносят необходимое удовлетворение.
5. Счастье. Ключевое понятие: Желать то, что имеешь
Земное понятие счастья — это иметь то, чего хочешь. На Медисон Авеню можно найти все, о чем мечтается: экстравагантный автомобиль, духи с изысканным запахом и любые другие предметы, превосходящие те, что у вас уже есть. Мы смотрим рекламные объявления и загораемся желанием заполучить какие-то последние модели, модные безделушки и побрякушки. Мы чувствуем себя счастливыми, когда получаем то, что хотим.
Божие понятие счастья сформулировано в простой пословице: «Счастлив человек, который желает то, что имеет». Пока все помыслы человека заняты тем, чего он не имеет, он не будет счастлив. Но когда начинаете ценить то, чем уже обладаете, вы будете счастливы всю жизнь. Апостол Павел писал Тимофею: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:6-8).
Действительно, у вас уже есть все необходимое, чтобы всегда чувствовать себя счастливым. Есть Христос. Вы любимы Божественным Отцом своим, обещавшим удовлетворять все ваши нужды. Не удивительно, что в Библии постоянно повторяется призыв быть благодарными: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). Если вы действительно хотите быть счастливыми, научитесь быть благодарными за то, что имеете, и не следует жаждать того, чего не имеете.
6. Радость. Ключевое понятие: Раскованная непосредственность
Насколько радостно вы себя чувствуете, будучи христианином? Некоторые полагают, что веселье и радость можно испытать, отправляясь в путешествие в Диснейлэнд. Действительно, нам было очень весело в Диснейлэнде, но обычно мы возвращаемся после этого путешествия страшно измотанными и поиздержавшимися.
Радость и веселье — это состояние раскованной непосредственности. Мне кажется, что последний случай, когда мне действительно было весело, связан с какой-то непринужденной и неподготовленной ситуацией. Празднование больших событий, дорогие экскурсии или пикники могут принести радость, но иногда истинное веселье не зависит от цены на билет. Я, например, получил гораздо больше радости в «сражениях», которые велись с помощью подушек между мной и моими детьми.
Главным фактором, сдерживающим веселье и радость христианина, являются плотские соображения сохранить приличия.
Секрет непосредственной радости для христианина — в устранении сдерживающих факторов. Главным таким фактором для христианина являются плотские соображения, — как соблюсти приличия. Нам не хочется выглядеть странными, хуже других, поэтому мы скрываем свою непосредственность под фальшивым фасадом напускной серьезности. Такая позиция обусловлена стремлением угодить другим людям, в связи с чем апостол Павел писал, что те, кто живет, угождая людям, не является рабом Христовым (Гал. 1:10).
Мне очень импонирует искренняя радость царя Давида, которую он испытал от того, что Господь Бог избрал его вождем Израиля. Он был так счастлив, возвратив ковчег Господень в Иерусалим, что начал скакать, прыгать и танцевать пред Господом, прославляя Его. Он знал, что эту радость ему дало ощущение присутствия Бога. Но Мелхола, одна из его жен, посчитала, что его поведение неприлично для царя. Это она и высказала ему достаточно недвусмысленно. Давид сказал: — Оставь меня, женщина. Я буду танцевать перед Богом, а не перед тобой или еще кем-нибудь. И я буду играть и плясать пред Господом, нравится тебе это или нет (Мой пересказ стиха из Книги Царств (2 Цар. 6:21)). И впоследствии осуждение за это получила Мелхола, а не Давид. «У Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее» (2 Цар. 6:23). Гораздо больше радости и веселья можно получить, угождая не людям, но Господу Богу.
7. Уверенность в будущем. Ключевое понятие: Связь с вечностью
Ключом к получению уверенности в будущем является упование на вечное, а не временное. Христиане часто чувствуют себя неуверенными потому, что они зависят от непостоянных временных факторов, которые не могут контролировать. Так, например, кто-то в вопросах материального благополучия полагается на деньги, вместо того, чтобы уповать на Господа, обещавшего удовлетворить все нужды человека. Какое место хранения сбережений считалось самым надежным несколько лет назад? Кредитно-банковские учреждения. Но многие из них к настоящему времени прогорели; вместе с этим пошатнулась и уверенность людей в предоставляемых этими учреждениями гарантиях.
Уверенность в будущем приходит только тогда, когда «ставка» делается на вечное. Иисус сказал, что даровал нам жизнь вечную и никто не похитит нас из Его руки (Ин. 10:27-29). Апостол Павел говорит, что ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе» (Рим. 8:35-39) и что мы «в Нем запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). Разве можно получить большую гарантию на будущее, чем это? Когда доверяетесь временным ценностям и взаимосвязям, вы никогда не ощущаете полной защищенности, поскольку они ненадежны и в любой момент могут быть разрушены. Самое большое чувство уверенности, которое можете испытать, неизбежно связано с упованиями на вечные ценности и взаимосвязи, которые дал нам Сам Господь Бог.
8. Покой. Ключевое понятие: Разрешение внутренних противоречий
Мир на земле, добрая воля людей по отношению друг к другу — этого хотят все. Но никто не может гарантировать незыблемости внешнего мира, так как никто не может управлять другими людьми или контролировать обстоятельства. Государства подписывают и нарушают договоры о мире с ужасающим постоянством. Одна группа борцов за мир выступает против такой же группы, что иногда заканчивается избиением оппонентов собственными же плакатами. Семейные пары плачут о мире в своем доме: «Если бы только он/она мог/могла измениться».
Истоки понятия умиротворенности — в вечности. Мир с Богом — это то, что мы уже имеем (Рим. 5:1). Он не является целью, за которую нужно бороться; он был просто дан нам, когда мы заново родились. Неповиновение Богу закончилось, и ваше душевное состояние теперь можно охарактеризовать как чувство покоя в Боге.
Умиротворенность — это чувство покоя, которое необходимо нам постоянно в нашей ежедневной жизни, полной бурь и штормов (Ин. 14:27). Существует множество внешних факторов, способных разрушить ваш внутренний покой, поскольку вы не можете их контролировать. Но вы можете контролировать внутренний мир ваших мыслей, чувств и воли, впустив туда мир, данный нам Богом. Вне вас может быть полный хаос, но Бог сильнее любой бури. У меня на письменном столе лежит маленький значок, на котором написано: «Сегодня со мной не случится ничего такого, чего Бог и я не могли бы решить». Путь к миру Божию лежит через молитвы и просьбы, обращенные к Нему (Кол. 3:15,16; Фил. 4:6,7).
Часто, когда я рассказываю людям об этих восьми основных элементах христианской веры, я слышу от них: «Что ж, это правда, но я все же считаю…» На чем они будут строить свою жизнь — на том, что они могут признать и принять как истину, или на том, что они «все же считают»? Всегда на последнем — всегда! То, во что мы верим, определяет то, как мы живем. Это как у игроков в гольф, когда они говорят: «Я знаю, мне нужно по-другому ухватить клюшку, чтобы лучше ударить по мячу». Но до тех пор, пока игрок действительно не попытается изменить свой захват, он не поверит в результат того, о чем говорит. То, во что люди действительно верят, всегда проверяется на практике.
Если вы уже проверили ваше хождение по вере, сравнив свою систему веры с этими восемью характеристиками, то можете ли определить причины, по которым ваши действия не достигают необходимого уровня? Готовы ли вы изменить вашу систему веры, чтобы вернуться на путь истинный?