Библиотека soteria.ru
Победа над тьмой
Нил Андерсон
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 21937 Все тексты автора Нил Андерсон
11. Врачевание душевных ран, полученных в прошлом
Прекрасная супружеская пара, молодые христиане Дан и Синди готовились к служению на миссионерском поприще. Неожиданно случилась беда. Синди изнасиловали. Душевная травма была так велика, что семья покинула родной городок. Но как ни старалась Синди, юна не могла отрешиться от страшных воспоминаний.
Спустя полгода после трагедии Дан и Синди посетили одну из моих служб. Синди в слезах обратилась ко мне: «Нил, я не могу справиться с собой. Я знаю, что Господь может обратить любое дело в доброе, но как Он это совершит? Стоит мне вспомнить о том, что произошло, я начинаю плакать».
«Постой, Синди, — сказал я в ответ. — Ты что-то путаешь. Бог действительно все делает к лучшему, но разве Он обращает злые дела в добрые? С тобой случилась беда. Однако деяния Бога, обращенные к «лучшему», означают то, что Он укажет тебе, как преодолеть кризис и выйти из него преображенной».
«Но я не могу отрешиться от воспоминаний, — рыдала она. Меня изнасиловали, Нил, и я так и
останусь жертвой на всю жизнь».
«Нет, Синди, — возразил я. — С тобой случилась беда, но она не изменила твоей сущности и не имеет власти над тобой. Ты стала жертвой отвратительного преступления. Но если ты будешь считать себя жертвой всю оставшуюся жизнь, ты никогда не сможешь преодолеть своей беды. Ты дитя Божие, и никакое событие, доброе или злое, не лишит тебя этого».
Зло порой не обходит стороной и добрых людей
В нашей жизни, может статься, и не было таких трагедий, как у Синди, но все мы так или иначе когда-то пережили тяжелые времена, оставившие в душе глубокие шрамы. Быть может, вы выросли в неблагополучной семье и подвергались физическим и другим издевательствам со стороны одного из родителей. Вас могли сильно испугать в детстве. Или вы пережили болезненное расставание с близким человеком: предательство друга, безвременную смерть любимого человека, развод и т.п. Все тяжкие события прошлого тяжелым эмоциональным грузом лежат на вашей душе, ограничивая ее духовный рост и свободу во Христе.
В Отличие от повседневных переживаний, порождаемых обыденными событиями, эмоциональный груз прошлого не покидает нас никогда. Годы лишений и горький опыт оставляет глубокие раны в душе, отзывающиеся острой болью, стоит только их коснуться. Нельзя найти такого человека, который во всех жизненных ситуациях оставался бы невозмутимым.
Допустим, что история Синди, рассказанная мной, не оставила вас равнодушным. Если что-то подобное случилось в вашей жизни или с вашими близкими, то при упоминании об изнасиловании вы испытываете сильный всплеск эмоций. В душе возникают гнев, ярость, страх или праведное негодование. Однако если вы знаете о случаях насилия только из газет и ни разу не встречались с самими жертвами, то ваша эмоциональная реакция не столь велика, хотя безразличным к пострадавшим вы не останетесь.
Даже самое незамысловатое слово или только имя может вызвать острую эмоциональную реакцию. Если у вас был добрый, любящий дедушка, то вы, скорее всего, будете испытывать внутреннее расположение к его тезкам. Но если у вас был тиран-учитель и хулиган одноклассник Билл, то к каждому человеку с этим именем, когда будете сталкиваться с ним в жизни, станете испытывать неприязнь. И предложи вам жена назвать сына Биллом, вы ответите: «Только через мой труп!»
Я называю подобные переживания, затронувшие глубину души, корневыми эмоциями. Интенсивность этих чувств зависит от вашего прошлого. Чем болезненнее был ваш опыт прошлого, тем сильнее будут и корневые эмоции. Предлагаю вашему вниманию следующую схему. При этом обратите внимание на последовательность событий:
Опыт прошлой жизни
(Определяет интенсивность корневых эмоций)
Текущие события
(Включают корневые эмоции)
Корневые эмоции Сознательная оценка
(Попытка овладеть собой)
Вторичные эмоции
(Результат размышлений и последствий корневых эмоций)
Многие из корневых эмоций могут присутствовать в нас и ничем не выказывать себя, пока какое-нибудь событие не пробудит их к жизни. Разве вам не случалось быть свидетелем, когда вопрос, затронутый во время обычной беседы, вдруг выводил из себя кого-то из собеседников и заставлял стремительно выскакивать из комнаты? «Какая муха тебя укусила?» — недоумевают все. А укусила его не муха, а воспоминания о тяжелых переживаниях, пробудившихся во время разговора. Стоит лишь мимоходом коснуться былой душевной раны, как на глазах человека выступают слезы. Поводом к воскрешению переживаний прошлого может стать событие или слово, способное вызвать у человека ассоциации с прошлым.
Большинство людей пытается справиться со своими корневыми эмоциями, избегая людей и ситуаций, которые могут спровоцировать воспоминания. Но нельзя отгородиться от мира. Можно увидеть что-то по телевизору или услышать слова, которые оживят в вас неприятные воспоминания. Нужно научиться решать проблемы прошлого; в противном случае эмоциональный груз будет только расти, как бы вы ни старались отстраниться от реалий жизни. Вы можете стать заложником своего прошлого, полностью отказавшись от надежды на нормальную жизнь.
На пути избавления
Вы не можете справиться с корневыми эмоциями при их пробуждении. Мало проку, что вы начинаете терзаться чувством вины по поводу того, что вы не в силах изменить. Однако в ваших силах попытаться оценить ситуацию в настоящем и овладеть ею. Например, вы познакомились с человеком по имени Билл, очень похожим на того Билла, который не давал вам прохода в детстве. Конечно, это не тот Билл, но корневые эмоции тут же дают о себе знать, и вы непроизвольно реагируете на этого человека отрицательно. Напомните же себе, что это не Билл вашего детства, и внутренним усилием погасите возникшую неприязнь к этому человеку. Так можно решать проблемы настоящего времени. В результате появятся эмоции, которые я называю вторичными.
Вам неоднократно приходилось гасить подобные неадекватные эмоциональные реакции не только у себя, но и у других. Кто-то не сдержался — вы обнимаете его, уговариваете взять себя в руки, предлагая трезво оценить ситуацию. Посмотрим, как этот прием сработает в ситуации футбольного матча, когда на поле вдруг разгорелись страсти. Один из игроков бросает своему разъяренному партнеру: «Послушай, ты, костолом, если сию минуту не умеришь свой пыл, то мы заработаем пенальти и провалим игру». После этих слов провинившийся футболист вправе задуматься о последствиях своего поведения и даже почувствовать стыд за допущенную резкость.
Грубо говоря, проблемы вторичных эмоций решают физиотерапевты, а с корневыми эмоциями приходится иметь дело психотерапевтам. Некоторые христиане полагают, что для человека прошлое не так важно. Если иметь в виду только истину, то они правы. Истина остается истиной вчера, сегодня и завтра. Но я совершенно не согласен с этим утверждением, если речь идет о реальных переживаниях людей. У большинства уверяющих, что прошлое не имеет значения, в былые времена было достаточно неразрешенных конфликтов, мысли о которых они старательно подавляют в своем сознании. Либо им повезло, что в их жизни не было серьезных проблем. Те же, кто пережил тяжелые моральные травмы и научился излечивать их во Христе, знают, каким разрушительным может быть прошлое для настоящего.
Большинство людей, с которыми я встречался, пережили в прошлом серьезные душевные травмы. У некоторых обиды и унижения прошлых лет не оставили следа в сознании. Другие же всячески избегают ситуаций, которые могли бы вызвать тяжкие воспоминания. Эти люди полны эмоций, и боль прошлого у них не утихает. Они не могут справиться со своими переживаниями и, чтобы выжить, вырабатывают защитный «механизм». Одни полностью защищаются от прошлого, словно его и не было, другие уговаривают себя или стараются притупить боль, отвлечься, выбрав любимую еду, алкоголь, наркотики или секс.
Опережая Бога во врачевании душевных ран с помощью медикаментов или гипноза, можно навеки остаться в трясине бесконечного отчаяния.
Эти люди поступают не по-Божьему, ибо Творец вершит все дела на свете. Памятуя об этом, всегда следует уповать на Господа, который в нужное время вспомнит обо всех неразрешенных проблемах и поможет выйти из стресса. Я заметил, что если переживания человека глубоки, травмируют его, то Господь дает время человеку внутренне дозреть, чтобы имелись силы встретиться с прошлым. Я неоднократно молился вместе с такими людьми, чтобы в их прошлом Господь открыл им то, что делает их несвободными, и Бог отзывается на такие молитвы. Почему же мы так часто забываем молиться об этом? Диву даешься, как редко при наставлении христианина у нас принято обращаться к нашему Небесному Утешителю.
Лично я против использования гипноза или медикаментозных средств для того, чтобы вытеснить тяжелые воспоминания человека без участия его воли и сознания. Все, что говорится в Писании о сознании или уме, требует от самих верующих активности и отнюдь не пассивности. Опережая Бога во врачевании душевных ран, обращаясь к медикаментам или гипнозу, можно навеки остаться в трясине бесконечного отчаяния. Я полагаю, что в Пс. 138:23,24 христианин может найти ответ на свой вопрос о Божием врачевании глубоко скрытых душевных ран: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный». Господь знает обо всех наших тайных душевных ранах, о которых иногда не подозреваем даже мы сами. Обращаясь к Нему с просьбой «испытать» наше сердце, мы верим, что Он высветит все темные места в нашем прошлом и в нужное время извлечет их на свет Божий.
Узри прошлое в свете своей сущности
Итак, как Господь намеревается исцелить раны, полученные в прошлом? Во-первых, нам дарована возможность оценить прожитую жизнь с позиции понимания новой, сегодняшней сущности. Сила переживаний зависит от того, как воспринималось событие, вызвавшее душевную травму в то время, когда оно произошло. Запомните: ваши эмоции являются производными от их восприятия, а не от события как такового. Не верьте, что вы всего лишь порождение опыта минувших лет. Как христианин, вы, прежде всего, следствие искупительной жертвы Христа на кресте. Вы в буквальном смысле — новое творение во Христе. Все ветхое, включая потрясения прошлого, не имеет над вами силы. Старое уходит, а новое живет. Плоть же, напоминающая, как вы переживали те или иные события, живя в миру во Христе, никуда не исчезает, но вы можете обуздать ее.
Страсти, владеющие людьми, у которых было тяжелое прошлое, достигают высокого накала. И когда какое-то событие в настоящем пробуждает корневые эмоции у людей, они верят в то, что чувствуют, а не в то, что истинно. Например, те, кого в детстве оскорбляли родители, не в состоянии поверить в безграничную любовь к ним Бога-Отца. Их опыт указывает, что они не могут быть любимы. Если вам всю жизнь твердили, что вы ни на что не годны, трудно поверить, что, будучи христианином, вы представляете для Бога большую ценность. Эти несчастные верят только своим чувствам, а поэтому выбирают путь заблуждений. Только вера в истину и хождение по вере даруют вам свободу.
Пребывая во Христе, вы можете оценить события прошлой жизни с позиций новой, нынешней сущности. Вас может волновать вопрос: «Где же был Бог, когда все это случилось?» Не забивайте же голову тем, что происходило ранее. Ведь истина в том, что Он с вами, в вашей жизни здесь и сейчас, и желает освободить вас от прошлого. Это Евангелие — благая весть о том, что в мир явился Христос, чтобы освободить тех, кого пленил грех. Такой взгляд на события прошлых лет есть начало излечения больных эмоций и страстей.
Одна добрая христианка, занимавшаяся миссионерством, никак не могла смириться со своим прошлым и принять его, когда, к своему ужасу, узнала, что отец ее был гомосексуалистом. Я спросил, повлияло ли это открытие на ее сущность во Христе. Она было заговорила о своей семье, но вдруг остановилась. Ее осенило, что в состоянии ее истинной сущности во Христе ничего не изменилось. Осознав это, она поняла, что сможет справиться с проблемами своей семьи без мучительных переживаний. Ей стало легче, ибо она уверилась в прочности своих уз с Богом, ее истинным Отцом, и в той безграничной защищенности, которую она получает через общение с Ним. В итоге эта женщина стала смотреть на вещи реально, так как ее самовосприятие стало соответствовать истине.
Прощайте обидевших вас
Следующий шаг для тех, кто хочет освободиться от бремени прошлого, — это «простить своих обидчиков». Поговорив с Синди о ее эмоциональной травме, я добавил: «А теперь, Синди, ты бы простила этого насильника?» Реакция молодой женщины была типичной для многих верующих, претерпевших физическое, словесное или иное оскорбление от других людей: «Как я могу простить его? Ведь он надругался надо мной». Быть может, вы и сами задавали тот же вопрос: почему мы должны прощать своих обидчиков?
Во-первых, прощение завещал нам Бог. Иисус Христос, прочитав молитву Господню, в которой содержится просьба к Богу об отпущении грехов, завещал нам: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6:14-15). И мы должны строить наши отношения с людьми на той же основе, что и с Богом, на любви, милости и прощении (Матф. 18:21-35).
Во-первых, прощение необходимо, чтобы избежать ловушки сатаны. Из собственного пасторского опыта я знаю, что ожесточение — притягательная щелка для лукавого, через которую он проникает в души и жизнь верующих. Апостол Павел призывал христиан к прощению: «Чтобы не сделал нам ущерба сатана: ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Отказываясь простить ближнего, мы добровольно опутываем себя сетями сатаны.
В-третьих, прощение должно стать нормой в отношениях между всеми верующими. Апостол Павел писал: «Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31-32).
Что такое прощение?
Прощение — это не забвение. Людям, которые стремятся прощать, забывая нанесенные ранее обиды, обычно не удается ни то, ни другое. Мы часто говорим, что Господь не «воспомянет» наших грехов (Евр. 10:17), но ведь Господь всеведущ и даже Ему не под силу забыть. Скорее Он удаляет от Себя исповеданный нами и прощенный грех, чтобы никогда больше не вменить его нам в вину (Пс. 102:12). Итак, можно прощать, не забывая.
Прощать — не означает терпимо относиться к греху. Изабель, молодая супруга и мать, поведала мне о решении простить матери постоянное вмешательство из-за ревности в жизнь ее семьи, но в слезах спрашивала меня: «Что мне делать? Мы увидимся на следующей неделе, и она останется такой же, какой и была. Она, как всегда, начнет настраивать нас с мужем друг против друга. Неужели я должна позволить ей разрушить мою семейную жизнь?»
Нет, прощать — не значит быть покорной жертвой греха. Я ободрил Изабель и посоветовал ей с любовью, но твердо противодействовать матери, сказав, что ее губительные для семьи интриги нетерпимы. Хорошо бы научиться прощать грехи прошлого и противостоять грехам будущим.
Прощение не требует мщения или воздаяния за обиды. «То есть, чтобы им все сошло с рук?» — спросите вы. Да, пусть сойдет с рук, предоставьте место мщению Божьему. Вам может казаться, что вы вершите праведный суд, однако разве вы бесстрастный судия? «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Ваше же дело — милость прощения; оставьте вершить правосудие Судии Праведному.
Прощение предполагает решимость смириться с последствиями совершаемого греха ближнего. В жизни поневоле приходится мириться с последствиями греха обидчиков независимо от того, прощаете вы их или нет. Представьте, что в церкви к вам подходит человек и говорит: Я отзывался о тебе недоброжелательно за твоей спиной. Прости меня». Остановить слухи не легче, чем повернуть реку вспять. Остается смириться со слухами, которые распространял о вас сплетник.
Итак, либо вы живете в горечи и ожесточении, либо — в мире и прощении, решив не обращать греха вашего обидчика против него.
Последнее — путь поистине Божий.
12 ступеней прощения
Вы говорите: «Я не могу ему простить — мне было так больно». Что ж, от боли никуда не деться. Невозможно простить обидчика, не переступив через боль и ненависть. Но пока не простишь, боль не утихает, потому что не удается отрешиться от прошлого. Прощение — единственное избавление от этой боли.
Ниже описаны 12 ступеней, которые надо преодолеть, чтобы простить обидевшего вас. Ступень за ступенью вы распрощаетесь с прошлым и обретете истинный покой:
1. Запишите на листе бумаги имена ваших обидчиков, упомянув при этом их прегрешения (например: невнимание, отсутствие любви, несправедливость, предательство, оскорбление словом или делом и т.д.).
Из сотен людей, составивших подобный список по моему настоянию, 95% первыми назвали мать или отца, а трое в первой четверке списка — это, как правило, самые близкие родственники. Чаще всего не забывают упомянуть в списке Господа Бога и самого себя. Бог не обижает нас, просто иногда мы сами из-за ложных надежд гневаемся или обижаемся на Него. Что же касается самих себя, то некоторым из нас не мешало бы простить себе собственные грехи и слабости, которые нам Господь давно уже простил.
2. Проанализируйте свою боль или ненависть. Запишите все, что вы чувствуете по отношению к вашим обидчикам и причиненным обидам. Помните, что вовсе не грешно признаться в своих чувствах. Независимо от того, таитесь вы или открыто заявляете о своих переживаниях, Бог знает, что происходит в вашей душе. Если держать свои чувства под спудом, то легко упустить возможность искреннего прощения. Прощать нужно от чистого сердца.
3. Признайте важность крестной жертвы. Искупительная жертва на кресте сделала прощение нравственным и юридически законным. Иисус Христос принял на себя все грехи мира — в том числе и ваши грехи, и грехи ваших обидчиков — Он умер «единократно» за всех (Евр. 10:10). Сердце вопиет: «Это несправедливо! Где же справедливость, где же правда?» Она на Кресте.
4. Решитесь понести бремя греха вашего ближнего (Гал. 6:1,2). Это означает, что вы не будете мстить обидчикам, покроете их проступки (Лук. 6:27-32; Прит. 17:9). Истинное прощение так же жертвенно, как и искупительная жертва во Христе.
5. Решитесь простить. Прощение — кризис воли, сознательный выбор: вы отпускаете обидчика без наказания и освобождаетесь от бремени прошлого. Вам будет нелегко принять это решение, но ведь Господь завещал нам прощение. Может статься, ваш обидчик действительно согрешил и подлежит епитимье или даже юридической ответственности. Но это не ваша забота. Позаботьтесь лучше, чтобы простить обидчику все. Примите это решение как можно быстрее, и прощение не замедлит явиться в вашей душе.
6. Возложите все на Бога; взяв список ваших обидчиков, помолитесь Господу следующими словами: «Я прощаю его (имярек) за (назовите нанесенную обиду)». Если горечь по отношению к кому-либо не оставляет вас, обратитесь к вашему наставнику во Христе или верному другу и помолитесь вместе (Иак. 5:16).
7. Уничтожьте список. Теперь вы свободны. И не надо сообщать вашим обидчикам о своем поступке. Прощение — дело исключительно ваше и Бога! Кроме того, иногда обидчик давно уже покоится в земле.
8. Не уповайте на то, что ваше решение простить приведет к существенным изменениям в душах других людей. Просто молитесь за них, чтобы они обрели свободу, дарованную Христом (Матф. 5:44; Гал. 5: 1,13,14).
9. Попытайтесь понять людей, которых вы простили. Они тоже жертвы.
10. Ожидайте добрых результатов прощения. Со временем вы сможете думать о своих обидчиках без боли, гнева, отвращения и общаться с ними, не испытывая недобрых чувств.
11. Поблагодарите Господа за преподанный урок и духовную зрелость, которую дали вам скорби, понесенные от обидчиков, и решение простить их (Рим. 8:28,29).
12. Будьте согласны признать свою вину за обиды. Исповедуйте грехи ваши пред Богом и людьми (1 Ин. 1:9) и не забывайте, что «если брат твой имеет что-нибудь против тебя… пойди, прежде примирись с братом твоим» (Матф. 5:23-26).
Второе возложение рук
Одним из серьезных внутренних кризисов, которые я пережил за время пасторского служения, связан с темой прощения и с членом приходского совета, которого назову здесь Кальвином. Я испытывал неприязнь к этому человеку, в моей душе шла борьба, и я попросил Кальвина еженедельно приходить ко мне. Единственной моей целью было наладить с ним добрые отношения.
Месяца через четыре я обратился в приходской совет с просьбой позволить мне возглавить группу паломников в Святую Землю. Кальвин тут же заявил: «Я против, потому что как руководитель группы пастор поедет бесплатно, как бы в порядке материального поощрения». Я заверил Кальвина и совет, что поеду не только за свой счет, но и в счет своего отпуска.
Хотя на сердце было тяжело из-за инцидента с Кальвином, паломничество в Палестину вызвало у меня удивительное духовное переживание. В один из свободных дней в Иерусалиме я отправился в Церковь Всех Народов, чтобы излить сердце Богу. Я провел в Церкви несколько часов в одиночестве — сидел и взирал на камень, куда, по преданию, капал кровавый пот Иисуса Христа, когда Он готовился испить уготованную Ему чашу и принять на Себя грех мира. Я закончил молитву обещанием Богу, что раз Он взял на Себя все грехи мира, то я, конечно же, могу потерпеть тяготы греха одного неудобного человека.
Через две недели после того, как я вернулся, Кальвин стал придираться К нашему молодому пастору. Это было уж слишком: я мог терпеть нелюбовь Кальвина к себе лично, но, когда он стал донимать моего юного коллегу, чаша терпения переполнилась. Я решил сложить с себя сан.
За неделю до объявления своего решения я слег с высокой температурой и полностью потерял голос. Прикованный к постели, я стал перечитывать Четвероевангелие. У Марка (8:22-26) есть рассказ об исцелении Христом слепого от рождения, и я заметил, что Иисус дважды возлагал руки на слепого — после первого возложения этот человек видел проходящих как деревья. И тут меня осенило, что я вижу Кальвина точно таким: как большое дерево, ветви которого царапают всякий раз, когда я приближаюсь к этому препятствию на своем пути.
Иисус во второй раз возложил руки на слепого, и тот стал видеть ясно, перестав принимать людей за деревья. «Господи, — шептал я со слезами на глазах, — возложи и на меня руки во второй раз. Я знаю, что Ты послал Кальвина, чтобы открыть мне Свой замысел обо мне: быть таким пастором, каким Ты хочешь». В этот момент я решил полностью простить Кальвина.
В следующее воскресенье я отправился в церковь, но не для того, чтобы сложить с себя сан, а чтобы проповедовать. Я едва мог говорить, однако сиплым голосом прочел притчу из Евангелия от Марка и проповедь о нашей склонности к независимости, несмотря на крайнюю нужду в Боге и друг друге. И я исповедал перед прихожанами свой грех гордыни и желание, чтобы Господь коснулся меня и чтобы я увидел в людях людей, а не препятствия на своем пути.
В конце проповеди я пригласил всех, кто желает того же, присоединиться ко мне в алтаре. Пропев гимн, верующие устремились ко мне. Вскоре проходы и алтарь заполнились прихожанами, мы открыли боковые двери, и верующие хлынули на лужайку, чтобы молиться. Это было очищение! Лишь немногие не возжелали, чтобы Господь во второй раз возложил на них руки.
Среди этих немногих был и Кальвин. Насколько я знаю, он мало изменился, зато изменился я. Я по-прежнему твердо противостою всему, что считаю неправильным, ибо не хочу мириться с грехом, однако горечь оставила меня. Благодарю Господа за то, что он открыл мне глаза на Кальвина и уложил меня в постель с простудой, чтобы я стал таким пастором, каким хочет Он.