Библиотека soteria.ru
Победа над тьмой
Нил Андерсон
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 21844 Все тексты автора Нил Андерсон
5. Стать истинно духовной личностью
На рубеже XX века на окраине Бостона существовала психиатрическая больница для умственно отсталых и психически больных людей. Одна из пациентов — девушка, которую звали малютка Анни, — абсолютно ни на что не реагировала. Врачи испробовали все средства, чтобы ей помочь, однако успеха не достигли. В конце концов, ее поместили в изолированную комнату в полуподвальном помещении как безнадежно больную.
В то время в больнице работала одна замечательная женщина-христианка, которая считала, что любое Божье создание нуждается в любви и заботе. Поэтому она решила проводить время своего обеденного перерыва у малютки Анни, читая ей молитвы, в которых просила Бога освободить несчастную из плена молчания. День за днем женщина приходила к дверям малютки Анни и читала, но девушка оставалась безучастна. Шли месяцы. Женщина пыталась разговаривать с Анни, но тоже безуспешно. Она не раз приносила ей угощения, но девушка никогда ничего не принимала.
Но однажды на тарелке, которую женщина-христианка вынесла из палаты малютки Анни, не оказалось кусочка хлеба. Воодушевленная, она продолжала читать и молиться. И как-то случилось, что малютка Анни стала отвечать женщине через решетку своей палаты. Скоро женщина убедила врачей провести повторный курс лечения. Они перевели пациентку из подвального помещения и продолжили работу с ней. Через два года Анни сказали, что она может выписаться из больницы и вести нормальную жизнь.
Но она не захотела уехать. Она была так благодарна за любовь и внимание милосердной женщины, что решила остаться и посвятить себя такой же заботе о других больных. Итак, Анни осталась в лечебнице работать с больными, которые страдали так же, как прежде она сама.
Почти 50 лет спустя королевой Англии была проведена церемония в честь самой благодетельной женщины в США — Элен Келлер. Когда ее спросили, как она смогла преодолеть врожденную слепоту и глухоту, она ответила: «Если бы не Энн Сулливан, меня бы сегодня здесь не было».
Энн Сулливан, которую так нежно и преданно любила слепая и глухая девушка по имени Элен Келлер, была той самой малюткой Анни. Благодаря беззаветной любви и заботе христианки из психиатрического приюта, понимавшей, что безнадежно больная девушка тоже нуждается в любви Бога, мир получил такого замечательного человека, как Элен Келлер.
Как можно стать таким христианином? Что нужно, чтобы подвигнуть нас, не лишенных эгоистичных и плотских интересов, на служение Богу и ближним? В чем суть христианской зрелости, которая побудила женщину, которая помогла Энн Сулливан, совершить такой моральный подвиг?
Во-первых, необходимо до конца осознать свою сущность во Христе. Без этого вы не сможете любить так, как любил Иисус. Его божественная природа способствует формированию основы вашей сущности.
Во-вторых, вы должны ежедневно «распинать» вашу грешную плоть и жить согласно тому, кем вы теперь стали — «чадом Божиим, чей дух наполнен Божиим Духом.
Житие согласно вашей новой сущности во Христе называется «вождение Духом» (Гал. 5:16-18). Как же жить так, чтобы Дух вас вел? В этом мы чувствуем некую тайну, которую никогда не удастся понять до конца. Апостол Иоанн сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Попытки организовать жизнь по Духу соответственно какой-то формуле подобны желанию поймать ветер.
Возможно, лучше всего для нас будет «сесть на весла и поднять паруса, как сказал один человек. Вместо того, чтобы пытаться выяснять все детали духовной жизни, следует доверять Христу и позволить Ему вести нас в нужном направлении. Памятуя об этой цели, рассмотрим некоторые строки Писания, касающиеся жизни по Духу.
Три человека и Дух
В 1-м Послании к Коринфянам (2:14-3:3) апостол Павел описывает три типа людей соответственно жизни по Духу: душевный, духовный и плотский. Простая диаграмма, представленная в этой главе, поможет увидеть разницу между названными типами людей, привносимую духовной жизнью.
В Послании к Ефесянам (2:1-3) дается точно такое же описание душевного человека, которое мы находим в 1-м Кор. 2:14 (см. рис. 5-А). Такой человек духовно мертв, отлучен от Бога. Живя в полной независимости от Него, душевный человек грешит по привычке.
Душевный человек обладает душой, при помощи которой он думает, чувствует и способен делать выбор. Однако стрелки на диаграмме показывают, что его ум, а, следовательно, его эмоции и воля подчинены желаниям плоти, ориентируя человека на цели, не совместимые с Божиим замыслом. Душевный человек может думать, что он сам волен выбирать, как себя вести. Но поскольку он живет «по плоти», он неизбежно подчинен ее законам, и его выбор отражается в «делах плоти», перечисленных в Послании к Галатам (5:19-21).
Духовный человек. Жизнь по духу
1-е Послание к Коринфянам (2:14)
Душевный человек, конечно же, имеет тело. Но, поскольку он живет независимо от Бога и Божиих целей, его поступки не соответствуют тем, которых ждет от него Бог. Постоянно попадая в стрессовые ситуации, которыми характеризуется наше время, не имея духовной основы, чтобы справиться с трудностями и сделать правильный выбор, такой человек становится жертвой физических недомоганий (перечисленных на диаграмме рис. 5-А). Врачи единодушны, что большинство болезней имеет психосоматический характер. Душевный покой и спокойствие, уверенность в присутствии Бога в нашей жизни оказывают положительное влияние на физическое здоровье (Рим. 8:11).
Все действия душевного человека, его поступки, привычки, память подчинены плотским законам, которые тесно связаны с грехом. И поскольку побуждения греховной плоти никем и ничем не ограничены, душевный человек постоянно находится в состоянии борьбы с чувством собственной неполноценности, незащищенности, вины, беспокойства и сомнений.
У духовного человека тоже есть тело, душа и дух. Как видно из рис. 5-В, такой индивидуум значительно отличается от душевного человека, которым он был до своего духовного рождения. При обращении его дух воссоединяется с Божиим Духом.
Духовная жизнь, возникающая в результате этого союза, характеризуется тем, что Бог прощает грех, принимает в семью Божию и происходит полная реализация личности. В душе духовного человека также отражается изменение, связанное с духовным перерождением. Теперь его поведение диктуется Духом, а не плотью. Мир его чувств теперь окрашен радостью и покоем, а не смятением, как прежде. Он может выбирать новый для себя образ жизни: ’’ходить по Духу, а не по плоти». И как только духовный человек начинает реализовывать этот выбор, жизнь приносит ему плоды Духа (Гал. 5:22,23).
Тело духовного человека тоже претерпевает изменения. Теперь оно является пристанищем для Духа Святого и приносится в жертву Богу с преклонением и служением Ему. Плоть, которая в ветхом «я» жила независимо от Бога, остается и у духовного человека, но теперь, когда он мертв, плоть с ее желаниями подавляется денно и нощно.
Вы можете сказать: «Все это красиво звучит, но, хоть я и христианин, у меня по-прежнему много проблем. Я знаю, что я духовно жив, но иногда мне в голову приходят и неправедные мысли. Иногда мои поступки и поведение диктуются законами плоти, а не Духа. Зачастую я поддаюсь желаниям плоти и не подавляю их «.
Приведенное выше описание духовного человека, безусловно, идеально. Это модель духовной зрелости, к которой мы стремимся. Бог дал нам возможность испытать на себе «все потребное для жизни и благочестия», свойственное духовной личности (2 Пет. 1:3). Но большинство из нас живет, как на склоне горы, поднимаясь из глубин плотского поведения (см. рис. 5-С) к вершине духовной зрелости. Поэтому, стараясь жить по Духу, следите, чтобы движение к вершинам духовного роста, зрелости и освящения не прекращалось ни на минуту.
Обратите внимание, что дух у плотского человека идентичен духу духовной личности. Плотский человек — это христианин, имеющий живую душу во Христе; праведность его признана Богом. Но на этом сходство кончается. Вместо того чтобы руководствоваться Духом, верующий предпочитает прислушиваться к голосу плоти. В результате его ум занят чувственными помыслами, а эмоции омрачены негативными ощущениями. И хотя он волен выбирать для себя иной образ жизни, а именно: ходить по Духу и пользоваться плодами Его, — он продолжает жить греховной жизнью, сознательно идя «на поводу» у плоти.
Плотский человек.
Жизнь «по плоти»
Его физическое тело — это печальные развалины храма Божия. Он часто обнаруживает у себя те же симптомы физических недомоганий, которые свойственны природному человеку, ибо он живет не так, как было назначено Богом. Его тело не приносится в богоугодную жертву Духу, а подчиняется причудам плоти, привыкшей к греху. Покоряясь плоти, вместо того, чтобы подавлять ее, плотский человек, как и душевный, становится жертвой чувства собственной неполноценности, незащищенности, вины, беспокойства и сомнений.
Несколько лет назад я проводил небольшое исследование, чтобы узнать, много ли христиан по-прежнему остается жертвами плоти. Я задал один и тот же вопрос 50-ти христианам, пришедшим ко мне, чтобы обсудить свои жизненные проблемы: «Какие из следующих характеристик можно отнести к вашей жизни: чувство неполноценности, незащищенности, вины, беспокойства, сомнения?» Все 50 человек ответили: «Все». Это были 50 возрожденных к духовной жизни, праведных детей Божиих, увязших в трясине собственной плоти и преодолевающих те же трудности неуверенности и сомнений, которые присущи неверующим, живущим по законам плоти.
А если бы я задал такой же вопрос вам, то как бы вы ответили? Имея опыт наставничества, я могу предположить, что многие из вас отнесут к себе почти все перечисленные характеристики.
Мне ясно, что подавляющее большинство верующих по-прежнему не уверено в своей духовной сущности во Христе и в том, что это значит для их жизни. В процессе духовного роста мы продолжаем преодолевать трудности в выборе поведения, потому что мы еще не до конца приняли необходимую для такого роста истину о своей сущности во Христе.
Испытываете ли вы непреодолимые трудности собственного духовного роста из-за чувства собственной неполноценности? По отношению к кому или к чему? Ведь вы дитя Божие, пребывающее на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6). Чувствуете ли вы себя незащищенным? Ваш Бог Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5). Несостоятельным? Христос поможет вам во всех делах («Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» — Флп. 4:13). Виновным? «Нет ныне никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Беспокойным? «Все заботы возложите на Него, ибо Он печется о вас» (Флп. 4:6; 1 Пет. 5:7; Ин. 14:27). Сомневающимся? «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).
Почему так часто оба типа христиан (духовные и плотские) так отличаются друг от друга? Почему так много верующих живет гораздо ниже уровня, который они могли бы иметь, живя во Христе? Почему так мало тех, кто живет завещанной нам радостной и продуктивной жизнью?
Частично это обусловлено процессом духовного роста и зрелости, когда верующий человек ежедневно испытывает и закаляет новую сущность, пребывая в старых ежедневных ситуациях. И все же огромное число христиан возрождается к новой жизни в течение долгих лет, даже десятилетий, продолжая одерживать значительные победы над плотью и грехом — победы, которые завещаны им во Христе.
Частично это происходит из-за нашего незнания отрицательного влияния, которое оказывает царство тьмы на процесс нашего духовного роста. У каждого из нас есть живой личный враг — сатана, который предпринимает активные попытки, чтобы помешать нам приобрести истинную зрелость как детей Божиих. Мы должны знать, как противостоять ему. Апостол Павел писал о сатане: «Нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). По-видимому, апостол Павел и коринфяне знали о его «умыслах», но большинство христиан наших дней, безусловно, не знает этого. Мы живем так, будто ни сатана, ни его темное царство не существуют. Наивность в этом приносит тяжелый урон нашей свободе во Христе. Об активной роли сатаны, препятствующего нашему духовному росту во Христе, мы поговорим подробнее в главе 9.
Стоит только подумать, что вам удалось найти формулу «жизни по Духу», из нее сразу выхолащивается Дух.
Чем отличается жизнь по Духу
Когда мы впервые обращаемся ко Христу, нас можно сравнить с машинами для стрижки газонов мощностью в 1/3 лошадиной силы. Мы могли достичь чего-то, но очень немногого, — потому что у нас еще очень недостает духовной зрелости. Цель наша, как христиан, заключается в том, чтобы нашу деятельность во имя Бога можно было сравнить с мощными гусеничными тракторами. «Без Меня (Христа) не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Независимо от того, насколько вы зрелый человек, ваша деятельность не будет плодотворной, если вы живете не по Духу.
Когда речь заходит о выборе между жизнью согласно велениям плоти и жизнью по Духу, наша воля срабатывает как костыль. Воля новорожденного христианина подобна сжатой пружине, направленной в сторону всего плотского. Он все еще представляет собой жертву многоопытной плоти, привыкшей существовать независимо от Бога. Воля зрелого христианина подобна сжатой пружине, направленной к Духу. Он может совершать случайные ошибки, но при этом он учится подавлять плоть и ориентировать повседневную деятельность прежде всего на Дух.
Если вам захочется вывести магическую формулу жизни по Духу как системы поведения, страхующую от ошибок, то вас ждет разочарование. Есть что-то таинственное в жизни по Духу, что нельзя охватить уравнением. На самом деле, стоит только подумать, что вам удалось найти формулу «жизни по Духу», как из нее тут же выхолащивается Дух.
Подобной жизни свойственны скорее определенные отношения, чем некая система поведения. В качестве примера представьте себе историю вашего брака. Поначалу вы полагались на какие-то правила, обеспечивающие хорошие взаимоотношения, удовлетворение сексуальных потребностей друг друга и т.д. Но если после нескольких лет брака вы не можете разговаривать друг с другом или иметь половые сношения, не прибегая к соответствующей методике поведения, то ваши супружеские отношения все еще находятся на ранней стадии развития. Цель брака заключается в установлении таких отношений, которые заменяют правила.
Или подумаем о том, как мы молимся. Вы, вероятно, выучились молитве, используя простой акростих ОИБМ: обожание, исповедование, благодарение и мольба. Но если вы уже несколько лет исповедуете христианство и ваша молитва все еще не выходит за рамки акростиха, вы не поняли ее сути. Молитва — это не формула; это язык ваших отношений с Богом. Подобно этому, жизнь по Духу определяется прежде всего отношениями с пребывающим в нас Духом, которые не поддаются количественному анализу.
Но, если в Писании и отсутствует подобная формула, оно все же помогает понять, что есть жизнь по Духу, а что — ее противоположность. Полезные ее характеристики можно найти в Послании к Галатам (5:16-18): «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом».
Что значит жить не по Духу
Апостол Павел писал, что жизнь по Духу не «является своего рода разрешением на полную свободу поведения, бесконтрольность, которая приводит к злоупотреблениям своими привилегиями. Являясь христианином, можно трактовать фразу «вы не под законом» как абсолютную свободу. Вы можете подумать: «Теперь я свободен! Жизнь по Духу предполагает, что я могу делать все, что захочу!» Вовсе нет. В предыдущей главе апостол Павел писал: «Вы не то делаете, что хотели бы». Водительство Духом не означает, что вы свободны делать, что хотите, а предполагает свободу вести ответственную высокоморальную жизнь, которая была вам недоступна в те времена, когда вы были пленником собственной плоти.
Однажды меня пригласили в приходскую католическую школу прочитать лекцию о протестантском христианстве. В конце лекции атлетически сложенный студент поднял руку и с хитрым видом спросил: «А часто ли в вашей церкви говорят «нельзя»?»
Чувствуя, что в его вопросе есть некий более глубокий смысл, я в свою очередь спросил: «На самом деле вы хотите узнать, свободны ли мы, да?» Он кивнул. «Конечно, я свободен делать все, что я захочу», — ответил я. На его лице отразилось недоверие. «Я серьезно», — сказал он. «Конечно же, — ответил я. — Я бы даже мог ограбить банк. Но я достаточно зрел, чтобы понимать, что этот поступок будет на моей совести до конца дней моих. Я буду вынужден скрывать свое преступление, таиться и, в конце концов, меня ждет расплата за содеянное. Я, конечно же, свободен, чтобы солгать. Но если я сделаю это, я должен держаться своей лжи и всегда помнить, кому и как я об этом сказал. В противном случае меня уличат. Мне никто не запрещает употреблять наркотики, пьянствовать или вести аморальный образ жизни. Но все эти «свободы» приведут меня в состояние постоянной зависимости. Я свободен в выборе, но при этом я учитываю последствия того или иного поступка».
То, что представляется свободой для некоторых людей, на самом деле оказывается возвращением к «игу рабства» (Гал. 5:1). Законы Божии, от которых мы хотели бы освободиться, не ограничивают, а защищают. Настоящая свобода — это способность выбирать такой образ жизни, который не выходит за рамки оберегающих нас правил, который дал нам Бог.
Жизнь по Духу не является также и приверженностью букве закона. Апостол Павел сказал: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18). Очень жесткое следование христианским правилам не означает настоящую жизнь по духу; часто буква закона убивает дух (Кор. 3:6). В Послании к Галатам (3:13) сказано, что закон — это «проклятье», а в 3:21 находим слова о том, что закон неживотворен.
Закон, по которому запрещается делать то или это, не препятствует совершению этих деяний. Христиане прославились тем, что пытались ограничить духовность рамками закона, предписывающего, чего не следует делать: христиане не пьют, не курят, не танцуют, не ходят в кино, не играют в карты, не пользуются косметикой и т.д. Но слепое следование букве закона не исключает аморальности. На самом деле эти запреты скорее усиливают соблазн. Апостол Павел писал, что закон обнаруживает греховные страсти, которые сам же запрещает (Рим. 7:5). Когда вы запрещаете что-то своему ребенку, что он немедленно делает? Запретный плод — всегда самый желанный.
В одинаковой степени нельзя добиться духовной жизни, соблюдая религиозные правила поведения. Мы часто считаем, что духовная зрелость — это простое выполнение определенных христианских правил, таких, как чтение Библии, молитвы, регулярная исповедь. Все это, безусловно, помогает духовному росту. Но простое соблюдение этих ритуалов еще не гарантирует настоящей жизни по Духу.
Значит ли это, что правила поведения, изложенные в Библии, плохи? Конечно, нет. Закон Божий является моральной нормой, призванной защищать человека. В пределах ограничений этого закона мы свободны создавать и углублять свои духовные отношения с Богом, что является сутью жизни по Духу.
Что значит «жить по Духу«
Жизнь по Духу не есть получение каких-то прав, разрешений или запреты закона, но свобода. Апостол Павел говорит, что мы «служители Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит… Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:6,17).
Я убежден, что наша свобода во Христе — самое большое приобретение, которое мы получили в результате нашего духовного союза с Богом. Поскольку Дух Господа в нас, то больше не нужно жить «по плоти», как это было до обращения. Вы также не обязаны жить и по Духу. Вы просто свободны выбирать между тем и другим.
Жизнь по Духу предполагает следующее. Первое: эта жизнь не пассивна. Мы используем термин «ходить» в Духе, а не «сидеть». Более всего вреда нашему духовному росту приносит пассивность — безразличная жизнь по инерции. Одна из классических христианских книг «Война святых» Джесси Пенн-Льюиса написана специально, чтобы победить подобные настроения у верующих. Если вы будете сидеть и ждать, что за вас все сделает Бог, то никогда не станете духовно зрелым.
Второе: мы говорим о «хождении» в Духе, а не о «бегании» в Духе. Духовно наполненная жизнь не является результатом какой-то изнуряющей деятельности. Мы ошибочно считаем, что чем больше трудимся во имя Бога, тем более духовными становимся. Это очень тонкая ложь, исходящая от врага. Сатана знает, что он не сможет помешать вам служить Богу, повлияв на вашу мораль, но он может притормозить этот процесс, внушив, что это очень трудно.
В Святом Благовествовании от Матфея (Матф. 11:28-30) имеется прекрасное описание цели и темпа хождения в Духе. Иисус сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Иисус призывает к спокойному хождению вместе с Ним, подобно тому, как два быка идут рядом под одним ярмом. «Как может иго давать покой?» — спросите вы. Все дело в том, что бремя ига Христова — легко. Подобно переднему быку, Христос идет размеренно. Если приноровить шаг к шагу Христа, бремя будет легким. Но если пассивно относиться к отношениям с Христом, будете с трудом тащиться за Ним, потому что Он продолжает идти. Если же, с другой стороны, попытаетесь забежать вперед или свернуть в сторону, ярмо натрет вам шею, и жизнь ваша станет малоприятной. Ключ к установлению правильных отношений с Христом заключается в том, чтобы верить в Него и открыть свое сердце Его любви и смирению.
Образ хождения в Духе в одной упряжке с Иисусом помогает придти к пониманию сути служения Богу. Требуются ли какие-нибудь собственные усилия на этом пути без участия Иисуса, тянущего свою сторону ярма? Нет, никаких. А что можно достичь без вашего участия на вашей стороне ярма? Тоже ничего. Богу было угодно, чтобы в свершении Его деяний в этом мире участвовал человек в союзе с Ним. Есть деяния, которые может сотворить только Он, и если вы захотите обойтись без Его помощи, ничего путного не получится. Есть же такие дела, за которые ответственны только вы, как предусмотрено Богом, и если вы их не выполните, они никогда не будут сделаны. На практике без необходимого единения с Господом Богом ничего никогда не будет достигнуто.
Бог не принуждает вас ходить в духе, а дьявол не может заставить вас жить по плоти, хотя, несомненно, он попытается увлечь вас в свою сторону.
Водимые Духом
Хождение в Духе или жизнь по Духу — это также вопрос о том, как Дух ведет нас (Рим. 8:14). Вот почему, я думаю, Господь наш, говоря о наших отношениях с Ним, неоднократно использовал образ пастуха и овец. Они так глупы, что предоставленные самим себе на открытом пастбище будут есть траву до тех пор, пока не объедятся и не издохнут. Им нужен пастух, чтобы заставить их покоиться «на злачных пажитях» (Пс. 22:2), дабы они случайно не переели.
Живущие на Западе не имеют представления о том, что значит быть ведомыми подобно овцам. Пастухи, живущие там, гонят отары овец с тыла, иногда прибегая к услугам собак, подгоняющих их лаем. Пастухи, живущие на Востоке, возглавляют отару овец, как это делалось в Библейские времена. Во время пребывания в Святой Земле я видел, как пастух вел таким образом отару по склону холма на окраине города Бетлехема. Пока овцы паслись, пастух сидел на камне. Некоторое время спустя он вставал, говорил овцам что-то и уходил вперед. И овцы шли за ним. Это было похоже на колдовство! Слова Иисуса в Евангелии от Иоанна (10:27). неожиданно приобрели для меня новый смысл: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною».
Хождение в Духе должно осуществляться под водительством, но не по принуждению. То же можно сказать о жизни по плоти. Бог не принуждает ходить в Духе, а дьявол не может заставить жить по плоти, хотя, несомненно, он попытается увлечь в эту сторону; вы сами вольны выбирать, чему следовать в жизни: водительству Духа или велениям плоти.
Все проверяется на практике
Как узнать, ведомы вы в своей жизни Духом или плотью? Очень просто: обратите внимание на свое поведение. Если реакцией на определенную ситуацию будут любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание, то вы водимы Духом (Гал. 5:22,23). Если в вашей реакции отражены деяния плоти, перечисленные в Послании к Галатам (5:19-21), то вы в этой ситуации ведомы плотью. Вы шагаете не в ногу с головным быком — Иисусом: или забегаете вперед, или плететесь сзади. Это указывает, что вам нужно приблизиться к Иисусу, учиться у Него и приноравливать свой шаг к Его шагу.
Что вы делаете, когда обнаруживаете, что идете неверным путем, следуя велениям плоти, забывая о Духе? Вы признаете это и стараетесь исправить положение. Хождение в Духе — это ежедневный, ежечасный опыт. Когда вы сходите с тропы Духа, исповедуйтесь в своем грехе перед Богом, получите прощение и сможете вернуться на правильный путь.
Однажды воскресным утром я сказал моей семье, что нам нужно в определенное время поехать в церковь (я там был пастором). Когда подошло время отъезда, я сидел в машине один, прогревая двигатель. И тут вместо любви и терпения мною овладели раздражение и гнев. Через две минуты жена и сын вышли, а еще через пять минут появилась Хейди. Вместо Библии она держала последний номер журнала для подростков.
«Вернись в дом и возьми свою Библию» — рявкнул я. Не могу сказать, что это было нашим лучшим воскресным утром. Я обидел свою семью, поддавшись плотским побуждениям, и мне нужно было исправить положение. Когда мы вернулись домой после церкви и сели обедать, я сказал: «Перед молитвой я должен попросить у вас прощения. Я сорвался и был груб. Это было деяние плоти». Они простили меня, и отношения были восстановлены.
«Если просить прощения за каждый поступок плоти перед теми, кого я обидел, — можете сказать вы, — то придется только и делать, что каяться и извиняться, и люди перестали бы меня уважать». Действительно, повседневные дела и заботы тех, кто стремится жить по Духу, могут быть изрядно «подпорчены» проявлениями плоти. К тому же терпение и кротость могут оказаться на пределе, если все время каяться в своих ошибках. Поэтому необходимо учитывать следующее.
Во-первых, степень раскаяния должна быть соразмерна степени проступка. Если вы выплеснули раздражение на своих родственников, вы должны покаяться перед Богом и своими близкими. Вам не нужно рассказывать об этом в воскресной школе или в церкви, потому что этот поступок не касается посторонних.
Если у вас появилось тайное похотливое желание или вы почему-то возгордились, не проявив этого открыто ни перед кем, достаточно покаяться перед Богом, поскольку в этом случае вы обидели только Его. Покаяние означает согласие с Богом. Если почувствуете, что ваши реакции определяются плотью, тут же отметьте это для себя. Именно так, и ничего больше делать не нужно.
Во-вторых, процесс восстановления отношений через раскаяние и прощение — это ступень вашего духовного роста. Выступая в роли супруга, родителя, коллеги по работе или собрата-христианина, вы должны стремиться к росту, а не к лидерству. Вы несовершенны — и все вокруг знают это! Если вам придет в голову попытаться занять ведущее место среди христиан для того, чтобы своим примером подбодрить верующих и пристыдить грешников, забудьте об этом; из этого ничего не выйдет. Но если вы открыто признаетесь в плотских устремлениях и попросите прощения, вы будете и дальше следовать по пути духовного роста, как указал Бог, это в одинаковой степени касается и святых, и грешников.
Хождение в Духе — это вопрос свободы выбора. Вы свободны выбирать, как жить — по Духу или по плоти. Но помните: сатане совсем не нравится ваша свобода. Он будет прибегать ко всевозможным уловкам, чтобы отвратить вас от понимания той свободы, которую вы получили во Христе. Знание сущности Бога и Его пути поможет распознать обман. Если внутренний голосок толкает на безрассудный поступок, вводит в соблазн или безжалостно клеймит за что-то, это не голос Бога. Чем дальше идете в ногу с Христом и учитесь у Него, тем лучше будете вооружены против дьявольских хитростей и уловок.