8. Что такое грех?

Грех разрушает. Мы живём не так, как изначально было задумано, и совсем не в первозданном мире. Грех искажает образ Божий в нас, и мы не отражаем Его черты так, как это было задумано Творцом. Из-за греха всё совсем не так, как первоначально было создано. Изложенный в Библии рассказ о человечестве — это повествование о том, как Бог восстанавливал изломанных людей, живущих в исковерканном мире. Это рассказ о Божьей победе над грехом, который овладел человечеством.

Определение греха

Грех — это любое нарушение Божьего нравственного закона поступком, отношением или сущностью. На каждой странице Библии Бог показывает человеку какую-либо черту или нюанс Своего закона. Наиболее известное место — Десять заповедей (Исх.20:1-17). Если грех -это любое действие, противоречащее Божьему нравственному закону, то вполне понятно в Исх.20:13 сказано «Не убивай», а в Исх.20:15 — «Не кради». Но грех — это также нарушение закона в мыслях или посредством неправедных желаний. В Исх.20:17 сказано: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего». Грех также скрывается в нашей природе — в той нашей внутренней сущности, которая определяет, кто мы. В связи с этим апостол Павел говорит, что отвергающие Иисуса — это «по природе чада гнева» (Еф.2:3).

Бог сущностно благ, Он идеально соответствует Своему нравственному закону. Поэтому всё, что противоречит Его нравственному закону, противоречит Его природе, а значит, противоречит Самому Богу. Поэтому Бог и ненавидит грех.

Происхождение греха

Поскольку грех прямо противоречит сущности Бога, Бог не может грешить. Потому мы никогда не должны обвинять Бога в грехе или считать, что Он несёт бремя ответственности за грех. Божьи «дела совершенны» и «все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор.32:4). Бог не может даже пожелать сделать зло, «потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13). Между тем в Библии написано, что Бог совершает «все по изволению воли Своей» (Еф.1:11), поэтому кажется, что Бог всё же как-то предопределил появление в мире греха. Бог не удивился появлению греха и ни в коем случае не был им побеждён. Бог предопределил, что позволит существам со способностью нравственного выбора добровольно согрешать. Как нам объединить две этих истины? Это один из самых сложных богословских вопросов, и нам следует смириться с тем, что ответ на него останется в тайне, признавая, что в этом мире никто не может до конца разрешить эту загадку. (Признание того, что здесь мы имеем дело с тайной, предотвратит жаркие споры по этому вопросу!)

Грех овладел сатаной и бесами ещё до того, как Адам и Ева продемонстрировали своё непослушание, — тогда он вошёл и в человечество. Бог сказал Адаму: «От дерева познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17). Когда Адам и Ева отведали запретный плод (Быт.3:6), они нарушили Божью заповедь. Ни Бог, ни сатана не заставляли их сделать это — они вкусили его самовольно, тем самым самовольно согрешив против Бога.

В итоге природа человека стала греховной. Грех стал естественным состоянием человечества: мы унаследовали греховную природу -она естественно противится Богу и Его нравственному закону. Так, Павел говорит: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим.7:18). Прежде апостола об этом говорил пророк Иеремия: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). А ещё раньше Давид утверждал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Воистину, «с самого рождения отступили нечестивые» (Пс.57:4).

Хотя унаследованная склонность к греху не означает, что мы до остервенения злы, она подразумевает, что мы, как Адам после грехопадения, сами по себе неспособны делать угодное Богу. В человеческой природе обнаруживается явный недостаток духовного добра, и потому мы не можем его делать. Если с человеческой точки зрения мы, казалось бы, и делаем нечто, называемое нами добром, то для Бога «вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64:6).

Все составляющие нашей человеческой сущности — интеллект, эмоции, желания, намерения, цели, мотивы и даже физические тела -затронуты проказой греха. Мы все подвержены тлению и разрушению, причиной которого является грех. Наши поступки, отношения и сама наша сущность свидетельствуют о греховности.

Мы унаследовали не только греховную природу Адама, но и чувство вины, которое порождает грех. Поступок Адама навлёк тяжесть вины не только на него самого, но и на всё человечество. Апостол Павел объясняет: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Действительно, «непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим.5:19). Итак, в Адаме согрешило всё человечество.

Хотя такое положение может показаться несправедливым и невероятным, оно вполне соответствует Божьему порядку. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19). Бог рассматривает человечество как цельный организм — общность, олицетворённую Адамом. Он также (это становится ясно из Рим.5:19) считает «расу» христиан цельным организмом — общностью, которую олицетворяет Христос. Мы не можем принять второе утверждение, не признав правоту первого.

Даже если мы не можем поверить, что виновны из-за греха Адама, никто не станет спорить, что порой преступает Божий нравственный закон благодаря своим поступкам, мыслям или желаниям. А потому мы повинны в грехе, и нам необходим способ, с помощью которого наш статус в глазах Бога мог бы быть восстановлен. Хорошая новость: Бог создал мир таким образом, что наши недостатки могут быть искуплены подвигом другого. Наше непослушание может быть преодолено послушанием другого. Наш грех может быть прощен благодаря безгрешности другого.

Влияние греха

В Писании недвусмысленно сказано: «Нет человека, который не грешил бы» (3Цар.8:46); «Нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:3); «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23); как настаивает Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Итак, перед Богом все виновны.

Бог сказал, что смерть станет наказанием за то, что люди вкусили плод с древа познания добра и зла. Апостол Павел говорит, что смерть -это естественный результат греха: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23). Бог не наказал Адама и Еву мгновенной смертью, так же как и с нами Он не поступает подобным образом. Более того, благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса Бог предлагает нам обрести свободу от осуждения, которое навлекает на нас грех. Апостол утверждает об Иисусе: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр. 2:24). Приходящим к Иисусу для прощения грехов «нет ныне никакого осуждения» (Рим.8:1).

Теперь, когда мы согрешаем после того, как стали прощёнными христианами, наше положение перед Богом не меняется. Мы остаёмся прощёнными, потому что Христовой смертью все наши грехи искуплены. Как говорит апостол Павел: «Христос умер за грехи наши» (1Кор.15:3), — не различая прошлых, настоящих и будущих грехов. Хотя апостол Иоанн сознаёт, что все мы согрешаем, он же утверждает, что даже в этом случае «мы теперь дети Божии» (1 Ин.3:2).

Хотя грех никак не влияет на наше положение перед Богом, он затрудняет наше общение с Богом, ибо грехи огорчают Его. Совершённый грех приводит к наказанию, потому что «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Это Божье наказание предназначено «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр.12:10). Грех может затрагивать и наши отношения с другими людьми. Злые слова или бесчестные поступки могут разрушить близкие отношения даже между христианами.

Хотя все христиане согрешают, они не должны слишком долго пребывать в непослушании Божьему нравственному закону, ибо «всякий, рожденный от Бога, не делает греха» (1 Ин.3:9). Если человек совершает грех, то есть продолжает пребывать в непослушании закону

Божьему, вполне возможно, что он вообще не верит в Иисуса как Спасителя. Иначе говоря, грех в его жизни указывает на то, что он так и не стал христианином.

Когда настоящие христиане всё же согрешают, они должны ревностно и безотлагательно «исповедать» свой грех Богу. Поступая так, мы познаём, что Бог, «будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:9).

Вопросы дня закрепления и практического применения прочитанного

1. Что такое грех? Как он влияет на нашу жизнь и мир, в котором мы живём?

2. Могут ли христиане пребывать во грехе? Почему «да»? Почему «нет»?

3. Назовите несколько плодов греха в жизни христианина. Что следует делать христианам, когда они согрешают?

4. Как был побеждён грех? Что лично вы думаете по этому поводу? Уделите время для молитвы, чтобы рассказать Богу, что вы чувствуете, когда размышляете о Его победе над грехом.